Невский проспект в Санкт-Петербурге

Невский проспект — главная улица Санкт-Петербурга

Застраиваться Санкт-Петербург стал после успешных сражений России в Северной войне. Когда Пётру I стало понятно, что шведы теперь не посягнут на эти земли, царь стал строить здесь новую столицу Руси. Город начала века ограничивался Невой с одной стороны, и Мойкой — с другой. Территория от Адмиралтейства до Мойки называлась Морской слободой, жили здесь рыбаки и грузчики. Через семь лет после основания Санкт-Петербурга, на берегу Невы появился Александро-Невский монастырь, который впоследствии и дал имя знаменитому проспекту. Новгородская дорога, по которой в город добирались с юга, проходила там, где сегодня находится Лиговский проспект. Тракт был примерно равноудалён от Адмиралтейства и монастыря. Необходимостью стала прокладка улицы, которая пересекала бы Новгородскую дорогу, связывая монастырь и Адмиралтейство.

Общественный транспорт

Технические достижения «века пара и электричества», как это ни покажется странным, почти не коснулись городского транспорта на Невском проспекте: вплоть до начала ХХ столетия он был основан преимущественно на конной тяге.

Еще с 1840-х годов по Невскому ходили два вида общественных многоместных карет, запряженных лошадьми. Это были неуклюжие дилижансы, перевозившие от 12 до 20 пассажиров с их багажом и почту. Они шли от Гостиного двора по проспекту через Знаменскую площадь и далее за город.

Другим видом конного экипажа был омнибус. Само название, означающее в переводе с латыни «для всех«, подчеркивало общественный характер этого транспорта. Действительно, в довольно большой карете могло поместиться до сорока пассажиров.

Другое, неофициальное название омнибуса — «сорок мучеников» — говорило о том, что комфортом этот экипаж не отличался. Но, несмотря на тесноту и неудобства, которые испытывали пассажиры-мученики, транспорт этот получил быстрое распространение, так как был сравнительно дешев: проезд в один конец стоил 10 копеек. Один из первых маршрутов омнибуса прошел по Невскому в 1847 году — от Знаменской площади к Адмиралтейству.

Вскоре появился рельсовый транспорт — «конка», или, официально, «конно-железная дорога«. Вдоль Невского проспекта были проложены рельсы в одну колею, и 27 августа 1863 года по ним пущены двухэтажные вагоны темно-синего цвета, каждый из которых тащила пара лошадей. Ходили они с интервалами в 10 минут, делая между Николаевским вокзалом и Адмиралтейством четыре остановки.

Проезд внутри вагона стоил пятак, на «империале», то есть крыше, — алтын (3 копейки). Посреди «империала», огражденного перилами, стояла двухсторонняя скамья, и, усевшись спинами друг к другу, пассажиры могли обозревать улицу.

Скорость конки была ничтожной — не больше 8-10 километров в час, зато по сравнению с извозчиком это был гораздо более дешевый, а потому и доступный вид транспорта, которым пользовалось все основное население Петербурга.

В конце 1880-х годов на Невском проспекте появилась еще и паровая железная дорога. Она начиналась у Знаменской площади и уходила по Старо-Невскому далеко за город. Хотя вагончики тянули теперь не лошади, а небольшой паровичок, новый вид транспорта по прежнему почему-то называли «конкой», а в официальных документах даже так: «паровая конно-железная дорога«.

В 1880 году в Петербурге успешно прошли испытания первого трамвая — изобретения инженера Ф.А. Пироцкого. Однако еще долго после этого по рельсам в столице продолжала ходить лишь конка. Дело в том, что по договору городской думы с «Товариществом конно-железных дорог» владельцы конки получили монопольное право на пользование рельсовой колеей. Только когда срок договора истек, по ряду улиц Петербурга, в том числе по Невскому проспекту, пошли трамваи. Это случилось уже в ХХ веке — в 1907 году.

Движение по Невскому проспекту стало в ту пору уже столь интенсивным, что в начале ХХ столетия городской думе было представлено несколько проектов создания под Невским первой в Петербурге подземной железной дороги — метрополитена. Тоннель должен был соединять Адмиралтейство с Николаевским вокзалом. Городская дума не смогла, однако, осуществить этот план.

Непрерывное движение транспорта, праздная, нарядная публика, красочные, манящие витрины, броская реклама, пестрящая названиями на заграничный манер, разноязычный говор, суета, оживление, — таким встает перед нами со страниц многочисленных описаний и иллюстрированных изданий Невский проспект дореволюционных лет.

В ту пору Невскому проспекту — одной из старейших петербургских улиц — исполнилось уже два века. Он прошел в своем развитии несколько этапов, отразив изменения, происшедшие в экономической и общественной жизни страны за эти двести лет: Большая «першпективая» дорога, проложенная при Петре I как въезд в только что основанный город, превратилась со временем в блистательный центр столицы феодально-крепостнической империи, украшенный дворцами и стройными ансамблями, а затем стала респектабельной главной магистралью большого буржуазного города.

Но как бы ни менялся Невский проспект, он во все времена сохранял одну особенность, отличавшую его от других улиц и делавшую его притягательным центром не только для петербуржцев. Это — богатая, насыщенная и разнообразная культурная жизнь Невского проспекта, которая составила особую главу в его истории.

Невский проспект сегодня

Главная магистраль Санкт-Петербурга и сейчас остаётся одним из самых популярных туристических мест. В начале нынешнего века проведена реконструкция инженерных сетей улицы, выделены полосы для общественного транспорта. На прилегающих Малой Конюшенной и Малой Садовой улицах появились пешеходные зоны, тротуары облицованы гранитными плитами, фасады украшены подсветкой. Гости Петербурга сегодня с удовольствием гуляют по Невскому проспекту, знакомятся с историческими памятниками и делают фото на память.

На экскурсии по Невскому проспекту вы познакомитесь с галереей великолепных построек Дворцовой площади, пройдёте по Аничкову мосту через Фонтанку и Банковскому мостику через канал Грибоедова, посидите на лавочке возле памятника императрице Екатерине II, любуясь экстерьером Александринского театра. Также вы угоститесь чашечкой кофе в Литературном кафе на Мойке, которое любил посещать Пушкин, а потом зайдёте в Музей шоколада, расположенный на первом этаже Строгановского дворца. Если ваш маршрут пролегает по чётной стороне улицы, то прогулка будет «солнечной», а нечётная сторона позволит неспешно пройти в тени исторических построек.

Невский проспект санкт петербург достопримечательности фото

Большой Гостиный двор

Раньше на этом месте располагался центр оптовой торговли. Здание построено в стиле классицизма в 1785. Уже в те времена он стал крупнейшим местом торговли. Здесь можно было купить всё, что продавалось в царской России, а также завозились товары с других стран. В гостином дворе любили делать закупки много известных писателей, например Пушкин, Гоголь.

В советское время он стал главным большим и универсальным магазином города. Позже к нему провели метро. Площадь помещений достигает 78 тысяч квадратных метров. Периметр здания составляет больше 1 километра.

Размеры торговли в гостином дворе огромны. Ежедневно в нем совершают покупки 300 тысяч человек, представлены около двух миллионов наименований разных товаров и 3 тысячи фирм.

Канал Грибоедова

В старину там протекала речка кривушка или как ее еще называли, глухая река. Набережная вдоль реки начала появляться еще в 1737 году. Сейчас протяженность набережной является самой большой в городе и достигает 5 километров.

Во время правления Екатерины второй с 1765 и до 1790 г была проведена реконструкция канала. Углубили дно, укрепили берега, соорудили гранитные набережные, возведены мосты. Нынешнее название канала появилось в советское время в честь писателя Грибоедова.

Изначально в 18 веке вдоль канала строились ведомственные дома для тех, кто служил в морском ведомстве. В 19 веке канал с речкой хотели засыпать, чтобы расширить проезжую часть. Но этот проект не подержался.

В наше время набережная Грибоедова тянется вдоль всего исторического центра города. По обе стороны от канала находится много известных достопримечательностей. Современный канал Грибоедова является излюбленным местом прогулок для туристов.

Интересно, что большинство героев романов Достоевского, проживали именно на этой набережной. Отличительная особенность канала заключается в том, что он имеет извилистое русло реки, именно поэтому она и назвали кривушей.

Дворец Строгановых

Построен для барона С.Г. Строганова, где вплоть до революции проживали его наследники. Над его созданием работали известные придворные архитекторы. Которые в основном не занимались тогда частными заказами, но для барона из Сибири было сделано исключение.

Нынешний дворец сохранился в практическом в неизменном виде таким, как его построили в те времена. Позже дворец стал местом для встреч писателей. После революции здесь разместили музей старого быта. Потом его передали в ведомство русского музей, и дворец долгое время находился на реставрации.

Большой вклад в реставрацию дворца был внесен потомственной баронессой Еленой Строгановой, которая возглавляет международный благотворительный Строгановский фонд.

Аничков дворец

Назван в честь одноименного близлежащего моста. Раньше его так и называли, дворец, который находится возле Аничкова моста.

В прошлые времена его дарили царским фаворитам. Например, сначала Елизавета Петровна подарила его графу Разумовскому. Затем уже Екатерина вторая его выкупила и подарила Потемкину. В 18 веке его снова выкупили и вернули в царскую собственность. С тех пор дворец передавался коронованным представителям Романовых, в качестве подарка на свадьбу.

Интересно, что появился аничков дворец на границе города, то есть с него начинался город в те времена. Позже уже в самом дворце устраивали балы, свадьбы и музыкальные вечера. Сюда сходились многие известные представители творческой богемы – писатели, художники, композиторы. Среди них частым гостем был Достоевский, Пушкин, Крылов.

После революции в здании дворца находился отдел продовольствия, затем появился дворец пионеров. Во время войны там размещался военный госпиталь. Потом появился лицей и дом творчества юных с огромным количеством кружков и секций, сейчас их насчитывается около 1300.

Дом компании Зингер

Построен в 1904 г в стиле модерн где потом разместился главный офис американской компании Зингер, которая занималась производством швейных машинок и имела больше 3 тысяч точек продаж по всей России. После революции здание переименовали, и оно получило свое второе название Дом Книги.

Сейчас на верхних этажах здания находится компания Вконтакте.

Елисеевский магазин

Построен в 1903 году в стиле модерн. На первом этаже находился магазин. На втором этаже разместилась театральная труппа и банк. На третьем этаже был ресторан. А в подвале находилось склады вин привезенных с Европы.

В советское время магазин стал центральным гастрономом. Все кто принадлежал к партийно хозяйственной элите, именно здесь могли получить дефицитные продукты по специальным закрытым спискам.

«Большая першпектива»

«Невский проспект, центральная улица нашего города…» — этими словами открывается почти каждая экскурсия по Петербургу. За этими громкими словами часто теряется тот факт, что будущий Невский проспект был проложен только спустя десять лет после основания города, свое название он получил только в 1781 году, а центральной улицей Петербурга Невский стал только в начале XIX века. Впрочем, обо всем по порядку. Первой улицей Петербурга вероятно можно считать старый Новгородский тракт, проходивший на месте нынешнего Лиговского проспекта. Он выходил к Неве в районе нынешнего Смольного монастыря, где издавна существовала паромная переправа через реку. В первые годы существования Петербурга, от Новгородской дороги вдоль реки ответвлялась тропа, которая шла к Адмиралтейству. До поры до времени этим путем все были довольны, пока в 1710-ом году не был заложен Александро-Невский монастырь, будущая лавра. Тогда то и возникла идея соединить Лавру и Адмиралтейство дорогой. По замыслу Доминико Трезини, с одной стороны новой «першпективы» должен был находится шпиль Адмиралтейства, а с другой шпиль Троицкого собора Александро-Невской лавры. Но этот хитрый план не осуществился. Монахи прокладывавшие свой отрезок трассы, по-видимому, что-то напутали в расчетах, в результате чего два отрезка дороги даже не встретились в одном месте! В результате этого, мы имеем Невский проспект и Старо-Невский проспект, единый в двух лицах. Кто строил участок Невского проспекта от Новгородской дороги до Адмиралтейства нам неизвестно, но можно сказать, что этим людям пришлось столкнуться с большим количеством водных преград. В 1716 году в соответствие с приказом Петра: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост» был построен будущий Аничков мост. А в 1720 году был наведен подъемный мост через Мойку (по другим данным его строительство было закончено в 1717-1718 годах)

Новая дорога оказалась востребована горожанами, и власти Петербурга обратили внимание на ее благоустройство. В 1721 году участок от Мойки до Адмиралтейского луга была обсажен с двух сторон березами, которые регулярно постригались

Эти деревья росли на Невском проспекте до 1840-хх годов. Тогда же, перешпективу замостили, а с 1723 года в дополнение к брусчатке появились и масляные фонари. За чистотой дороги следили пленные шведы, которые каждую субботу выходили убирать и чистить эту важную магистраль. Камер-юнкер голштинского двора Фридрих-Вильгельм фон Берхгольц писал в своем дневнике:«Около шести вечера прибыли мы благополучно в Петербург, который со времени моего отъезда оттуда так изменился, что я вовсе не узнал его. С самого начала мы въехали в длинную и широкую аллею, вымощенную камнем, и по справедливости названную проспектом, потому что конца её почти не видно. Она проложена только за несколько лет и исключительно руками пленных шведов. Несмотря на то, что деревья, посаженные по обеим её сторонам в три или четыре ряда, ещё невелики, она необыкновенно красива по своему огромному протяжению и чистоте, в которой её содержат (пленные шведы должны каждую субботу чистить её), и она делает чудесный вид, какого я нигде не встречал. На Адмиралтействе, красивом и огромном здании, находящемся в конце этой дороги, устроен прекрасный и довольно высокий шпиц, который выходит прямо против проспекта».Надо сказать, что вся эта красота влетала петербуржцам в копеечку. Першпектива была платной дорогой. Пеню за пользование ею взимали на заставе у Аничкова моста. По это причине, многие горожане предпочитали ходить не по благоустроенной першпективе, а по скромной тропинке протоптанной с правой стороны от трассы…Любопытно, что определенного названия у Невского проспекта тогда еще не было. Ее называли по-разному: «дорога к Невскому монастырю или першпективная дорога к Невскому монастырю (с 1718 года), Большая першпективная дорога, Большая Невская першпектива…В 1736 году сторона Невского проспекта известная сегодня как «теневая», выгорела во время большого пожара. Виновных, конечно задержали, затолкали в бочку со смолой и сожгли на месте нынешнего Дома Чичерина, а Большая першпектива стала застраиваться заново.

Гравюра XVIII века с видом на Невский проспект. Справа — Строгановский дворец

Адмиралтейство

Почти одновременно Казанским собором было вновь перестроено и приобрело современный вид здание, играющее совершенно особую роль в облике Невского проспекта — Адмиралтейство.

Невский проспект в Санкт-Петербурге

Адмиралтейство

Построенное Коробовым в 1730-х годах, оно к началу XIX века представлялось уже скромным и недостаточно выразительным сооружением. Его простые, лишенные каких-либо украшений корпуса были по-прежнему обнесены крепостным валом, причём в конце XVIII века последовал приказ вал сделать ещё выше.

В результате здание Адмиралтейства, и без того низкое и сильно вытянутое в длину, стало казаться ещё более приземистым. За валом шёл ров, обнесённый оградой, которую выкрасили в чёрно-белую полоску. Эти сооружения уже не диктовались необходимостью и отнюдь не служили украшением центра Петербурга. Необходима была реконструкция Адмиралтейства и примыкающей к нему территории.

В ту пору в здании Адмиралтейства, наряду с учреждениями Морского ведомства, по-прежнему (до 1844 года) размещалась судостроительная верфь. Назначенному на должность «Главных Адмиралтейств архитектора» А.Д. Захарову предстояло решить весьма необычную и сложную задачу: здание, которое продолжало оставаться промышленным предприятием, должно было стать достойным центром архитектурного ансамбля.

На первый взгляд может показаться, что Захаров не создавал принципиально нового сооружения: ведь здание возводилось на территории, определённое ещё в петровское время; и планировка его в виде раскрытой к Неве буквы «П», и мотив башни со шпилем в центре главного корпуса — всё это было и раньше. Но именно Захаров сумел сделать Адмиралтейство той грандиозной и величественной доминантой, которая так нужна была центру Петербурга.

Перестроенные по проекту Захарова протяжённые корпуса Адмиралтейства (длина каждого из них 415 метров) стали не только выше на один этаж, но гораздо выразительнее. Их оживил ряд белоколонных портиков, расположенных в определённом ритме и чётко выступающих на фоне гладких светло-жёлтых стен, и фасады уже не стали выглядеть уныло-однообразными, как прежде. Трёхъярусная башня, над которой Захаров сохранил коробовский шпиль, приобрела новый силуэт и сделалась более торжественной.

Великолепная скульптура, выполненная И.И. Теребеневым, Ф.Ф. Щедреным и другими русскими ваятелями, обогатила пластику фасада и придала ему идейную выразительность. В обрамляющих центральную арку группах «Нимфы, несущие земную сферу» и барельефе «Заведение флота в России», завершающих ярусы башни статуях героев и полководцев древности, аллегориях ветров и стихий, в стремительном взлёте шпиля, увенчанного золочёным корабликом, звучит мысль о морских победах России, о славе города, стоящего при море.

Более полутора веков гордо высится Адмиралтейская башня — символ города Петербурга — над Невой и просторами центральных площадей, объединяя их вокруг себя и завершая перспективы расходящихся от неё веером улиц.

И сегодня, когда мы идём по Невскому проспекту, эта башня, словно маяк, издали привлекает взор, напоминает о том, что мы на главной улице приморского города. А празднично сверкающая Адмиралтейская игла с лёгким парусником на острие влечёт нас к невским просторам.

Перестройка Адмиралтейства, начавшаяся в 1806 году, завершилась лишь к 1823 году. Одновременно шла работа по благоустройству близлежащей территории.

В 1816-1818 годах на месте рва и крепостного вала, окружавших здание, был разбит бульвар в три аллеи. Вскоре его оживили толпы гуляющих и стук экипажей — Адмиралтейский бульвар стал излюбленным местом прогулок петербуржцев. Не случайно сюда приводит Пушкин своего героя — одного из столичных денди:

Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар И там гуляет на просторе…

Современники Пушкина могли подняться на башню Адмиралтейства и с верхней его галереи любоваться ни с чем не сравнимой панорамой Невского проспекта и примыкающих к нему площадей, ансамбли которых оформились в основном 1820-1830 годах. Автором лучших из них был младший современник Воронихина и Захарова великий градостроитель К.И. Росси.

От начала Невского проспекта открывается вид на просторы Дворцовой площади. С этим ансамблем проспект связан и через арку Главного штаба.

Площадь Восстания

В этом смысле примечательна Знаменская площадь — единственная на Невском проспекте сложившаяся в период капиталистической застройки.

Формирование ее было связано с открытием в 1851 году железной дороги Петербург-Москва. К тому времени у пересечения Невского проспекта и еще существовавшего тогда Лиговского канала (его засыпали лишь в конце XIX века) выстроили здание Николаевского (ныне Московского) вокзала.

Следует заметить, что в то время говорили еще не «вокзал» — это слово употреблялось в другом смысле, а «станция» — именно так называет это здание А.Ф. Кони.

Здание станции было построено по проекту К.А. Тона с использованием форм архитектуры Возрождения — строго симметричное, с большими «ренессансными» арочными окнами. Центр протяженного фасада выделен часовой башней, акцентирующий главный вход.

Строительство вокзала, ставшего «главными воротами» Петербурга, потребовало упорядочить застройку окружающей территории, на которой существовало только одно крупное каменное сооружение — Знаменская церковь.

Уже в начале 1850-х годов владелец «Пассажа» предприимчивый «спекулятор» граф Эссен-Стенбок-Фермор купил большой участок напротив вокзала, и по проекту архитектора А.П. Гемилиана началось строительство одной из крупнейших в городе гостиниц. Вскоре на площади выросло тяжелое, массивное здание, заполнившее собою целый квартал.

Впоследствии гостиница, названная «Северная» или «Большая Северная» (ныне «Октябрьская«), не раз перестраивалась и расширялась.

Две другие стороны площади, параллельные друг другу, были тоже быстро застроены пестрыми по архитектуре доходными домами и гостиницами. Площадь получила четкую форму трапеции.

Таким образом, попытка организовать большое городское пространство здесь налицо. Однако в противоположность парадным ансамблям, созданным на Невском проспекте в период расцвета классицизма, Знаменская площадь получилась в целом маловыразительной и будничной.

В 1909 году в центре площади установили конный памятник Александру III. Перед петербуржцами предстало изображение угрюмого, тучного человека в низко надвинутой на лоб круглой шапке, который неуклюже восседал на грузном коне с понуро опущенной головой и коротко обрубленным хвостом.

Специалисты отмечали пластическую выразительность коня и седока, четкость силуэта памятника, который прекрасно воспринимался с разных точек. Но главное было в другом: талантливый скульптор П. Трубецкой, передав без всякой идеализации портретное сходство с оригиналом, точно схватил и характер Александра III — человека ограниченного, тупого, грубого, порой жестокого — и это придало монументу объективно обличительный смысл.

Не случайно в народе и в кругах передовой интеллигенции памятник был воспринят как сатира на самодержавие, основанное на грубой силе и лишенное исторического смысла.

Здания и сооружения

Правая сторона улицы, имеющая нечетную нумерацию горожане неофициально называют «теневой», а противоположную сторону — «солнечной».Невский проспект в Санкт-ПетербургеНа протяжении XVIII столетия Невский проспект «прихорошился» уникальными домами, дворцами, принадлежавшими зажиточным и совсем не бедным горожанам. К сожалению, в результате крупного пожара в 1736 году, все постройки теневой стороны полностью выгорели. После этого было принято решение не возводить деревянные дома. Все здания, построенные после 1766 года — каменные.
В XVIII веке поблизости от Зимнего дворца (который находился не там, где он располагается сейчас) строили свои дома представители знати. Некоторые здания сохранились, и сегодня радуют неповторимой архитектурой. Это Строгановский и Аничков дворцы, дом Чичерина и другие.
На противоположной стороне проспекта особенно выделяются церковь Св. Екатерины и Армянская церковь. Возведенный в середине XVIII века Гостиный двор немного преобразовал улицу в центр торговли.
В начале XIX столетия формируется Казанская площадь и возводится красивейший Казанский собор. Подобных сооружений в мире немного, собор удивляет своей мощью, неповторимыми архитектурными приемами. На пересечении с Садовой улицей появляется первая публичная библиотека. Также улица обновляется зданиями коммерческого предназначения. Появились банки, правления, несколько торговых домов. В 1851 году построено здание Московского вокзала, первоначально получившего название «Николаевский». Около вокзала образовалась площадь, раньше ее называли Знаменской, а после Февральской революции стали именовать площадью Восстания.Невский проспект в Санкт-ПетербургеВ 1832 году улицу мостят торцом, а через несколько лет масляные фонари заменяют на газовые. Вскоре появляется первый общественный транспорт — омнибусы и конка. Заметно преобразился проспект в конце XIX — начале XX. Улица озаряется электрическим освещением, многие дома надстраиваются в высоту и становятся 4-5-этажными. Сооружены новые здания, которые и сегодня украшают проспект — дом компании «Зингер», торговый дом Мертенса, дом Вальберга.
После Октябрьской революции Невский проспект переименован: по решению руководства города его стали именовать Проспектом 25 октября. Но такое незамысловатое название так и не смогло прижиться, петербуржцы привыкли называть его по-старому. В 1936 году по улице прошел первый троллейбус. Во время Великой Отечественной войны проспект не раз подвергался бомбардировкам, многие здания были разрушены. О страшных событиях блокадного Ленинграда напоминает табличка, предупреждающая об опасности при артобстрелах. Ее и сегодня можно увидеть на одной из стен дома №14.Невский проспект в Санкт-ПетербургеС 1950 года начинается новая жизнь Невского проспекта. Его внешний вид практически восстановлен к 50-м годам. В этот период в городе многие улицы, представляющие историческую ценность, вновь получают свои первоначальные названия. Это коснулось и Невского проспекта. В 1950-х годах начинает строиться метро и на проспекте появляются две станции.
Сегодня Невский проспект представляет собой уникальное место, где можно увидеть различные слои общества Петербурга, каждый из которых нашел на центральной улице свое излюбленное место. Например, перед храмом святой Екатерины регулярно встречаются уличные художники, а молодежь, любящая вечерние тусовки, собирается неподалеку от Гостиного двора. Здесь ежегодно проводится множество различных городских мероприятий.Невский проспект — лицо Санкт-Петербурга, ведь первое, что видят гости города, ступая на ленинградскую землю с Московского вокзала — именно эта улица. Не стоит пренебрегать пешими прогулками по проспекту, именно проходя мимо возвышающихся зданий, в которых царит истинный дух Петровского города, можно вернуться в прошлые века, ощутить всю его мощь и красоту.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит