Спасо-Преображенский монастырь

10.Владимирская церковь

Спасо-Преображенский монастырь

 Церковь Владимирской Божьей Матери — один из последних шатровых храмов и единственный в городе. Можно сказать, он положил конец эпохе в зодчестве допетровского периода.

Первое упоминание о деревянном храме на месте нынешней относятся к 1601 году. Деревянная церковь располагалась на «божедомке» — так называлось место, куда свозили всех бездомных и утопленников, и отпевали только один раз в году. Строительство каменного храма пришлось на период 1670-1678 годов. Ее отличают простота и лаконичность архитектуры, свойственной «кладбищенским» церквям. В 1771 году «божедомки» запретили, захоронения вынесли за территорию города и храм со временем оказался в историческом центре Ярославля. 4 июля 2017 года храм передан РПЦ.

Уникальные граффити

Собор славится также уникальными граффити, которые были обнаружены при реставрации. На его стенах — древнерусские надписи самого разного содержания.

Спасо-Преображенский монастырь

Самая удивительная настенная запись содержит информацию об убийстве князя Андрея Боголюбского, совершенном в XII веке. Это был великий князь Владимирский, взошедший на престол после Юрия Долгорукого. Он погиб в результате заговора, организованного из-за поражения войск князя при штурме Киева и Вышгорода в 1173 году. Обозленные постоянными неудачами бояре зарезали князя.

На стене собора в Переславле-Залесском указан даже перечень имен бояр, причастных к этому убийству.

Современное состояние

Сегодня музей-заповедник продолжает существовать. Многие постройки не дошли до наших дней в своем первозданном виде. Впрочем, монастырский ансамбль формировался в течение длительного времени.

Так, храмы Спасопреображенский и Входоиерусалимский, появление которых относится к XIII веку, сгорели дотла в огне пожара 1501 года. Сейчас от них остались только фундаменты, а над ними возвышается церковь Ярославским Чудотворцам. Основой комплекса монастыря являются постройки XVI столетия.

На заметку! Музей принимает посетителей ежедневно, закрываясь лишь в дождливые дни по рекомендациям реставраторов, дабы не повредились ценные древнерусские фрески.

В 2015 году было утверждено решение, согласно которому обитель поэтапно будет передана РПЦ. Экспозиция музея постепенно перебазируется в соседние здания Спасских казарм и Благородного пансиона.

11.Церковь Вознесения Господня

Спасо-Преображенский монастырь

Предшественница храма Вознесения Господня — первая деревянная церковь — появилась в 1585 году благодаря купцу Василию Кондаки. Вознесенская церковь была полностью разрушена в результате пожара в августе 1667 года. Началось строительство нового, каменного храма, которое окончилось лишь в 1682 году.

Чуть позже, в 1691 году, благодаря пожертвованию прихожан, рядом появился небольшой деревянный храм в честь Сретения Господня. Вместе они составляют ансамбль Вознесенского прихода. Тяжелый период начался в 1918 году, и в апреле 1929 года церковь все же закрыли. Затем в храме Вознесения Господня и вовсе разместили депо для трамваев, а в Сретенском — клуб и библиотеку. Лишь в 2006 году комплекс вернули РПЦ и началось его активное восстановление.

Спасо-Преображенский монастырь – главные архитектурные и исторические памятники

Спасо-Преображенский собор

Для строительства Спасо-Преображенского собора Государь Всей Руси Василий III прислал в Ярославль московских строителей. Видимо, поэтому облик храма напоминает Благовещенский и Архангельский соборы Московского Кремля. Вместе с тем, существует версия, что строительство проходило под руководством итальянского мастера Ивана Фрязина.

Собор имеет три главки, также он украшен двухъярусными галереями с арками. Большую ценность представляют фрески, созданные во времена Ивана Грозного московскими и ярославскими художниками, а также иконостас, многие иконы которого также относятся к XVI веку.

Трапезная с церковью Рождества Христова

Трапезная — одна из старейших монастырских построек, она была возведена в начале XVI века. Это двухэтажное массивное здание, главной частью которого является просторная палата, в которой происходили торжественные приемы, а также совместные приемы пищи братией. При трапезной была возведена одноглавая церковь в честь Рождества Христова.

Церковь Ярославских Чудотворцев

Вплотную к Спасо-Преображенскому собору построена церковь Ярославских Чудотворцев Феодора и чад его Давида и Константина. В далеком 1218 году здесь была сооружена каменная Входоиерусалимская церковь. Интересно, что это был единственный храм, устоявший в пожаре 1501 года. Но через четыре столетия после его постройки храм был разобран и возведен заново.

Новая церковь была трехглавой, отличалась затейливыми формами и обилием декора. Поверх ее сводов были устроены ярусы кокошников. Однако, в XIX веке церковь вновь разобрали и соорудили заново, причем ее западный фасад выполнен в классическом стиле с колоннадой и двухпролетной лестницей

Обратите внимание на восточную, алтарную часть строения, она построена в духе древнерусской православной традиции с тремя полукруглыми выступами (апсидами) и окнами, украшенными наличниками в виде кокошников

Звонница с церковью иконы Печерской богоматери

Колокольня является самым высоким зданием обители. Она возводилась в течение трех веков. Сначала (в XVI веке) были построены ярусы звонов, а в XIX веке соорудили часовую башню-ротонду со смотровой площадкой в виде беседки.

Звезды, украшающие звонницу, часто называют «ежиками», «репейниками» и «солнышком». Именно благодаря им, это строение является прекрасным ориентиром для определения центра города.

Интересна история часов на Звоннице. Согласно легенде, обитель приобрела их в Москве, они были сняты со Спасской башни Московского Кремля, а затем в 1624 году установлены на башне Святых ворот. Через два столетия, в 1824 году, они заняли новое место – на звоннице.

Монастырские стены, башни и ворота

Первоначально стены и башни обители были деревянными. Одновременно со строительством каменного собора в 1516 году на берегу Которосли была сооружена и башня со Святыми воротами.  Во второй половине XVI века все монастырские стены из дерева были заменены на каменные, что оказалось очень своевременным.

На Святых воротах возвышалась дозорная вышка с набатным колоколом, извещавшим о приближении неприятеля. С нее хорошо просматривалась переправа через Которосль, откуда, как правило, и ждали врага. Позже была сооружена Введенская церковь.

По углам монастырской стены расположились Богородицкая и Угличская, Михайловская и Богоявленская (Юго-Западная) башни, также сохранились Водяные, Северные и Восточные ворота.

Как известно, Казанский и Кирилло-Афанасьевский монастырь переданы Русской Православной церкви. Ярославская метрополия просит передать Спасо-Преображенский монастырь также в ведение Русской Православной церкви. Однако, пока власти города и Ярославская епархия договорились лишь о проведении в Спасо-Преображенском соборе служб в дни православных праздников.

Спасо-Преображенский собор фрески

Спасо-Преображенский монастырь

Фрески выполнялись начиная с купола, по мере продвижения вниз леса разбирались, а их крепления в стене заполнялись штукатуркой с последующим нанесением на нее росписей.

Программа фресок была составлена епископом Новгородским Нифонтом, одним из самых образованных церковных иерархов своего времени. Выполнялись они приглашенной из Киева артелью, которой руководили греческие мастера. На связь же псковских фресок именно с Киевом указывают сохранившиеся фрагменты росписей в киевском Софийском соборе — они разительно напоминают фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря.

Главная идея, ведущий мотив системы росписей мирожского соборного храма — утверждение реальности воплощения Бога и ипостасного соединения во Христе божественной и человеческой природы. Эти догматы чрезвычайно волновали константинопольских богословов в XI—XII веках — и, очевидно, эта взволнованность была близка святителю Нифонту, хорошо знавшему тамошний «богословский процесс» и богослужебную практику.

Во фресках Спасо-Преображенского собора подробным образом отражено евангельское повествование, но и не только оно: росписи дают также представление о Протоевангелии Иакова (рождение и воспитание Девы Марии), иллюстрируют Деяния апостолов, Житие Иоанна Предтечи.

Фресковый ансамбль имеет две доминанты — деисис в конхе алтарной апсиды и Вознесение Господне в куполе. Последняя композиция имеет ряд уникальных для своей эпохи особенностей

Следует обратить внимание на количество ангелов, окружающих Спасителя, и на те позы, в которых они изображены. В византийских храмах мы обыкновенно видим не более шести летящих ангелов

Здесь их восемь. Они не летят, они — словно идут хороводом, танцуют. Ангелы эти привносят в и без того торжествующую, победительную композицию ноту особого ликования.

Росписи Спасо-Преображенского собора очень красочны и светлы. Войдя в этот храм, вы чувствуете, что буквально охвачены светом — и это несмотря на то, что целостному восприятию ансамбля мешает непрекращающийся реставрационный процесс.

В XVI веке, в ходе большого ремонта и переустройства храма, фрески были забелены. Триста лет они оставались «в плену»; лишь в 1858 году, когда отодвигали иконостас от восточной стены, выяснили, что за ним сохранилась стенная живопись. Но понимание того, что в Спасо-Преображенском храме мы имеем дело с целым фресковым ансамблем невероятной древности, пришло уже в конце XIX века, когда наука (или искусство?) реставрации только-только зарождалась. Обнаружились росписи совершенно случайно.

Работы над фресками собора, да и ремонт самого собора продолжались долго — и всё из-за недостаточного поступления средств из Академии художеств, взявшей древний памятник под свою опеку.

Реставрационные технологии не стоят на месте, и уже в советские годы можно было констатировать, что «подновление» фресок, осуществленное до революции, оказалось не вполне удачным. Реставраторам нового поколения открылось необъятное поле для самоотверженной работы. Отметим, что в ходе ремонта рубежа XIX — XX веков в соборе устроили новый монолитный бетонный пол и бетонные лотки наружного дренажа. В свое время подобные решения представлялись передовыми и спасительными для стен древнего храма, однако впоследствии оказалось, что бетон мешает стенам «дышать» и тем самым создает всё новые и новые проблемы.

В августе 2009 года был одобрен полномасштабный проект реставрации древнейшего каменного храма Псковской земли.

Ярославская церковь Ильи Пророка

Спасо-Преображенский монастырь

А выдающимся памятником церковной старины и художественной русской культуры XVII столетия является Церковь Ильи Пророка, вписавшая яркую страницу в развитие архитектурной и живописной школы Ярославля. Она возвышается в центре главной площади города – Советской (ранее – Ильинской).

Этот красивый четырёхстолпный пятиглавый храм, построенный в период с 1647 по 1650 годы богатейшими ярославскими купцами Скрипиными, был возведён на месте деревянной Ильинской церкви, особо почитаемой ярославцами. Ведь по преданию, город был основан именно в праздник этого святого. В 1778 собор стал центром новой городской планировки.

Спасо-Преображенский монастырь

Сегодня это одно из самых главных и самых ценных архитектурных сооружений центра города, его главный символ. А сохранившиеся фрески собора, созданные в 1680 году ярославскими мастерами, представляют собой лучший стенописный ансамбль XVII века. Он относится к музею-заповеднику и является федеральной собственностью.

Фото и описание

Церковь Спаса Преображения на Городу расположена в Ярославле, на Почтовой улице, 3. Как и множество других ярославских церквей, она была возведена на месте бывшего деревянного храма в 72-м году XVII века.

Спасская церковь на пологом спуске, ведшем к берегу Которосли, впервые упоминается еще в XIII веке, именно с тех времен, когда Ярославль представлял собой центр удельного княжества, независимого от Москвы. Свое название она получила, вероятно, от нахождения на городском торгу, либо от стоявшей неподалеку башни стены Земляного города. Храмы, построенные из дерева, на этом месте не раз погибали от пожара и восстанавливались. Последний деревянный храм Спаса на Городу погиб в 1658 году в сокрушительном городском пожаре.

Спасский храм из камня был построен в 1672 году на пожертвования купца И. Кислова. Архитектурный стиль церкви был характерен для Ярославля XVII века, характеризующийся отсутствием подклета, наличием придела и колокольни в северо-западном углу галереи.

Архитектура Спасской церкви сходна с Иоаннозлатоустовским храмом в Коровниках. Фактически, церковь в Коровниках и послужила образцом для строительства. Четверик центрального объема отличается небольшим размером, однако это с лихвой компенсируется массивным пятиглавием: основной барабан с куполом (даже без креста) имеет такую же высоту, что и четверик. Главы по бокам также достаточно велики и мощны. Барабаны церкви декорированы более пышно, чем стены. Наиболее богато украшен фасад с северной стороны. Он направлен на бывшую торговую площадь − это свидетельствует о том, что храм строился уже с учетом местоположения.

Особенно украшает церковь венчание придела Архидиакона Стефана, расположенного с северо-восточной стороны – высокий стройный шатер окружает ряд кокошников и завершает маленькая главка. Он придает зданию живописную асимметрию.

С южной стороны к церкви присоединяется теплый Никольский придел (в настоящее время Серафима Саровского). Он был переделан в 1831 году в стиле классицизм и внес некий диссонанс во внешний вид южного фасада храма. В это же время было возведено крыльцо.

Роспись внутреннего пространства здания была завершена совсем быстро − примерно за полтора летних месяца 1693 года. Здесь трудилась большая ярославская артель мастеров, состоящая из 22 человек, под руководством Лаврентия Севастьянова и Федора Федорова. Заказчиком работ выступил местный посадский человек Иван Иванов Кемской.

Некоторые церковные фрески серьезно пострадали во время реставрационных работ, проводимых здесь в 1860-ых годах. Некоторые клейма, большей частью в алтарной части, были заново переписаны.

В ходе Гражданской войны Спасский храм был серьезно поврежден, и в 1919-1920 годах он был отреставрирован. Осенью 1929 года церковь была упразднена. Потом здесь оборудован склад, действующий довольно длительное время.

Лишь в августе 2003 года в день первого медового Спаса в церкви Спаса Преображения на Городу вновь мелодично зазвонили колокола. Богослужения ведутся, преимущественно, в южном приделе.

13.Церковь Ильинско-Тихоновская

Спасо-Преображенский монастырь

Ильинско-Тихоновский храм считается по праву одним из первых в городе. Первоначально храм был деревянный и имел один придел, освященный в честь святого Тихона, откуда и пошло название храма. Он много раз горел, но каждый раз его восстанавливали. На волне перестройки 17 столетия храм так же было решено возвести из камня, и в 1695 году он появился вновь, но уже из кирпича. Но и ему не суждено было простоять долго. На волне новых веяний архитектуры, а именно наступления новой эпохи классицизма,  храм был возведен в новом стиле на средства местных ярославских меценатов Ленивцева М.А. и Отрыганьева А.И. Строительство шло долго, около 7 лет, и уже в 1833 году храм был освящен. Как и большинство ярославских храмов, его также ждали непростые годы, начиная с 1918. Только лишь ближе к концу 20 века все закончилось, и в 70-ых годах храм был отдан на реставрацию.

Как добраться до Богоявленской церкви

Церковь находится в Ярославле на Богоявленской площади, 12, возле Московского моста через реку Коротосль, через дорогу от Спасо-Преображенской обители.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. Церковь находится слева, сразу за автомобильным мостом через реку Коротосль.

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Богоявленской церкви составляет 2,5 км. До нее можно пройти пешком, а также подъехать на автобусе или маршрутном такси.

Спасо-Преображенский собор Ярославля

Спасо-Преображенский монастырь

Так, самым древним храмом Ярославля, сохранившимся до наших дней, являетсяСпасо-Преображенский собор. Правда, здание первого собора, заложенного князем Константином Мудрым на этом месте в XIII веке,  сильно пострадало во время пожара 1501 года и его пришлось разобрать. Но на сохранившемся фундаменте вскоре был построен новый каменный храм, созданный по образу церквей Московского Кремля. Это четырехстолпный собор, поставленный на высокий подклет, который венчают три шлемовидные главы на высоких и массивных световых барабанах. Интересным элементом декора является двухъярусная галерея, которой окружён собор с севера и запада. Восточный фасад выполнен более строго.

Спасо-Преображенский монастырь

Особую же ценность этого старинного собора представляют его фрески.  Собор был расписан московскими живописцами в середине XVI века, и на сегодня это самые древние сохранившиеся фрески Ярославля.

Достопримечательности Ярославля

Спасо-Преображенский собор

Рубрика: Ярославль

Спасо-Преображенский монастырь

При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в 1507-151г гг. возвели новое храмовое здание. Ход строительных работ значительно ускорило покровительство московского князя Василия Третьего, направившего в Ярославаль своих зодчих с тем, чтобы за образец при создании вновь возводимых построек ими была взята храмовая архитектура столичного Кремля. Ныне Спасо-Преображенский храм — старейший в Ярославле памятник православного зодчества, сохранившийся в первозданном виде.

В инженерном отношении собор является зданием четырехстолпного типа, возведенным на высоком подклете с четырьмя прямоугольными кирпичными столпами-опорами. Постройка увенчана тремя главами, которые представляют собой удлиненные световые барабаны с воздетыми на их верхние оконечности шлемовидными золочеными куполами. Основание каждого из барабанов окружено замкнутой цепью кокошников, имеющих относительно небольшие размерные параметры. Несколько выше кокошников главы по всей их окружности опоясаны аркатурно-колончатым декором. Наружные участки стен храмовых фасадов вершат сводчатые закомары без каких-либо декоративных изысков.

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь

С северной и западной сторон собор окружен галереями. Наглядными свидетельствами высшей степени профессионализма зодчих можно считать совершенную кирпичную кладку, а также гармонию размерных параметров каждой из отдельных частей в общекомпозиционном контексте, в значительной мере обусловленную тем, что в ходе всех этапов строительного процесса была использована одна и та же мера длины – так называемая «маховая сажень».

Восточные фасады собора отличаются аскетической строгостью очертаний, что делает их целостность наиболее выразительной. Три высоких апсиды оснащены узкими оконными проемами в виде бойниц. В целом же внешний вид ансамбля способствует созданию образа классического храма в древнерусском стиле, отличающегося простотой и изяществом пропорций.

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь

Контуры западного фасада имеют более сложную геометрию. Здесь на переднем плане в перспективе выдвинуто уже не трехглавие, а имеющая открытую аркаду двухэтажная галерея, визуально обогащающая фасад за счет глубокой игры светотеней и придающая ему пространственную выразительность. В семнадцатом веке вход на галерею осуществлялся по роскошному обширному крыльцу.

Открытой была поначалу и северная галерея с широкими проемами арок, которые позднее заложили кирпичом и заштукатурили.

Настенные и потолочные фрески в интерьерах собора были созданы в 60-е годы XVI в. знаменитыми мастерами церковной живописи из Москвы в лице Лариона Лонтьева, а также братьев Никитиных – Третьяка и Феодора. В создании росписей на равных правах с москвичами принимали участие и ярославские живописцы – Афанасий и Дементий Исидоровы.

Адрес: г. Ярославль, Богоявленская площадь, 25.

Карта расположения:

Церковь Спаса на Городу в Ярославле

Похожие публикации:

Церковь Спаса на Городу в Ярославле

Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском …

Церковь Михаила Архангела

Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей…

Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле

Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный.
Он первым в Ярославле оказался …

Часовня Казанской Богоматери в Ярославле

Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…

Успенский кафедральный собор

Ярославский православный собор Успения Пресвятой Богородицы, или, в обиходной речи, Успенский собор, с XVIII по XX столетия имел статус кафедрального – главного в епархии. Воздвигнутый при слиянии Которосли с Волгой и освященный в 1219 г., он был п…

Поделиться ссылкой:

8.Церковь Спаса Преображения на Городу

Спасо-Преображенский монастырь

В том месте, где сейчас располагается церковь, смыкались раньше Рубленный и Земляной валы. Именно они в старину защищали город от неприятеля. В стороне стояла деревянная церковь, которая впоследствии сгорела при пожаре в 1658 году. На этом месте решено было возвести новую каменную церковь. Ее строительство завершилось в 1672 году. Ее прообразом послужил храм Иоанна Златоуста, который располагается в Коровниках.

Изнутри стены храма были расписаны в 1693 году артелью местных живописцев. Их фрески сильно пострадали при реставрациях, но кое-где, все же, сохранились.

К святыням храма относят образ Спаса Всемилостивого и икона Богородицы «Умягчение злых сердец».  С середины 2003 года в церкви возобновлено служение. Расписание можно посмотреть на странице храма в разделе «Расписание богослужений».

Архитектура собора

Интерьер собора

Этот одноглавый крестово-купольный четырёхстолпный трёхапсидный храм — самый ранний из белокаменных архитектурных памятников Северо-Восточной Руси (как и церковь Бориса и Глеба в Кидекше).

Стены собора выложены в полубутовой технике из прекрасно отёсанных и положенных почти насухо белокаменных блоков. Толщина стен — от 1 м 30 см до 1 м. Высота храма в древности составляла около 22 м.

Фундамент храма — ленточный (проходящий к столпам от стен), для своего времени уже архаичный. Фундамент сложен из крупного булыжника на извести. Глубина — 1,2 м, доведен до слоя плотной глины. Он значительно шире стен — выступает на 1 м с севера и 1,5 м с востока. До глубины 0,8 м фундамент опускается отвесно, а затем сужается.

Здание по сравнению с домонгольским временем «вросло в землю» примерно на 90 см: ниже отлива идут ещё два ряда кладки белокаменного цоколя.

Декор храма очень строг. Барабан украшен поребриком и городчатым поясом, по верху апсид проходят аркатурный пояс, поребрик и резной полувал.

Алексей Чиняков, обследовавший и реставрировавший собор в 1940-х годах, предполагал, что барабан завершался цепочкой резных арочек, подобных завершениям барабанов владимирского Успенского собора.

Никаких каменных папертей и иных пристроек к собору не сохранилось, никаких их следов археологические исследования не открыли. Вероятно, к заложенному ныне входу на хоры во втором ярусе западного прясла северной стены собора примыкала не каменная (как в большинстве домонгольских храмов Северо-Восточной Руси), а деревянная лестничная башня.

Во время раскопок в храме в конце 1930-х годов были обнаружены майоликовые плитки жёлтого, зелёного и коричневого цвета, устилавшие пол. Более нарядные плитки, белые с голубым орнаментом, вероятно, украшали хоры.

Архитектура и внутреннее убранство Богоявленской церкви

В архитектуре храма прослеживается большое влияние московских зодчих того времени. По сути, он стал своеобразным сплавом архитектурных традиций Москвы и Ярославля, что для города конца XVII века было настоящим художественным новшеством.

Бесстолпная церковь, на столичный манер не имеет подклета и с трех сторон, как это было принято у ярославских зодчих, окружена галереями. Влияние москвичей проявилось также в оформлении церкви двумя рядами крупных нарядных кокошников. Они служат основанием, на котором стоят высокие стройные глухие барабаны, увенчанные пятью аккуратными луковичными главками.

Высокая шатровая колокольня имеет традиционные для того времени восемь граней. Она поставлена с северо-запада от основного здания храма и отделена от него узким просветом.

Церковь украшена богато декорированными фасадами, в которых особо выделяются красивые многоцветные изразцы. По расположению и цветовому решению они удачно гармонируют со всей архитектурой храма. На изразцы нанесен стилизованный растительный орнамент. На плитках, которые расположены на карнизах, лентах и других протяженных элементах декора, прорисовывающих основной силуэт церкви, этот орнамент повторяется. А на изразцах, размещенных на вертикальных элементах, подчеркивающих высоту храма, орнамент имеет центрический, замкнутый рисунок. По объему, качеству и частоте использования поливных изразцов Богоявленская церковь не имеет себе равных. И не удивительно, что такой роскошный изразцовый декор производил на современников неизгладимое впечатление.

Спасо-Преображенский монастырь

Южный фасад церкви

Внутри церкви чувствуешь себя словно в сказочном тереме из древнерусских былин. Здесь очень просторно и светло. Это ощущение объемного светлого пространства достигается за счет высокого четырехчастного сомкнутого свода, а также девяти больших окон.

Прекрасно, что сегодня мы сможем любоваться стенной росписью, дошедшей до наших дней с 1693 года! В цветовой гамме преобладают золотистые, голубые и красные оттенки. И такая палитра делает рисунки визуально более насыщенными и богатыми. По традиции, основными сюжетами для сделанных на стенах фресок были сцены, раскрывающие содержание Евангелия на тему жизни и страданий Христа.

Очень гармонично с фресками смотрится золоченый резной иконостас, сделанный в барочном стиле в конце XVII века. Исследователи полагают что его заказали к открытию церкви и не меняли все это время. Этот роскошный иконостас, по мнению искусствоведов, мог быть выполнен знаменитым резчиком Семеном Спиридоновичем Холмогорцем.

Фото и описание

Спасо-Преображенский собор находится на территории Переславского кремля. Он был заложен в 1152 году Юрием Владимировичем Долгоруким, а достроен был в 1157 году при его сыне – Андрее Юрьевиче Боголюбском.

Храм – одноглавый, крестовокупольный, трёхапсидный, четырёхстолпный. Он является самым ранним из белокаменных памятников архитектуры Северо-Восточной Руси (как и Борисоглебская церковь в селе Кидекша Суздальского района Владимирской области).Стены Спасо-Преображенского собора выполнены в полубутовой технике из великолепно отесанных и положенных практически насухо белокаменных блоков. Толщина стен составляет 1 м -1 м 30 см. В древности высота храма равнялась примерно 22 м.

Фундамент здания – ленточный, то есть проходящий от стен к столпам, для своего времени – уже архаичный. Он был сложен из огромного камня на извести. Глубина составляет 1,2 м, доведен до пласта плотной глины. Фундамент – шире стен, с севера он выступает на 1 м, с востока – на 1,5 м. До глубины 80 см опускается отвесно, а потом сужается. Храм по сравнению с домонгольским периодом «врос в землю» почти на 90 см, ниже отлива проходят ещё 2 ряда кладки цоколя из камня.

Декор собора отличается строгостью. Барабан украшает поребрик и городчатый пояс. Верхняя часть апсид декорирована аркатурным поясом, поребриком и резным полувалом.А.Г. Чиняков, занимавшийся исследованием и реставрацией собора в 40-х годах XX века, предполагал, что барабан венчался цепочкой резных арочек, схожих с завершениями барабанов Успенского собора из Владимира.

Никаких каменных папертей и других пристроек к храму не сохранилось, никаких их следов археологические обследования не открыли. Скорее всего, к заложенному в наши дни входу на хоры во втором ярусе западного прясла северной стены храма была присоединена не каменная, а деревянная лестничная башня.

В ходе раскопок в соборе в конце 1930-х годов были найдены напольные майоликовые плитки зелёного, жёлтого и коричневого цветов. Более нарядные бело-голубые плитки, вероятнее всего, украшали хоры.

Во второй половине XII столетия Спасо-Преображенский собор был украшен фресками. Композиции «Богоматерь на престоле» и «Страшный суд» в 1862 году были обнаружены краеведом и архитектором Н.А. Артлебеном.В ходе реставрационных работ 1893-1894 годов старинные фрески сняли мелкими кусками, уложили в ящики и в беспорядке укрыли в холодном сарае. Спустя год, Археологическая комиссия признала, что фрески не заслуживают дальнейшего сохранения. Уцелевший фрагмент росписей – поясное изображение апостола Симона – в настоящее время хранится в московском Историческом музее. Фрески XIX века, не представлявшие значительной художественной ценности, были счищены. Ныне внутри храма – белые стены.Здесь находилась икона «Преображение» (начало XV века), выполненная Феофаном Греком. Сейчас – в Третьяковской галерее.

Спасо-Преображенский собор является единственным из пяти первых белокаменных церквей Северо-Восточной Руси дошедшим до нас практически в полной сохранности.Здесь прошли обряд крещения многие переславские князья, включая, вероятно, Александра Невского, родившегося в Переславле в 1220 году.

В XIII—XIV столетиях собор был усыпальницей местных удельных князей. Здесь были погребены князья Дмитрий Александрович и Иван Дмитриевич. В 1939 году во время раскопок во главе с Н.Н. Ворониным была найдена редкая украшенная треугольно-выемчатым узором крышка саркофага с места погребения Ивана Дмитриевича.

9.Успенский собор

Спасо-Преображенский монастырь

Храм был заложен ростовским князем Константином в 1215 году и является самым древним храмом Ярославля. К сожалению, волею судеб, храм несколько раз горел и был даже частично разрушен, пока, в результате взрыва в 1930-ые годы не был уничтожен окончательно. На какое-то время на этом месте был разбит парк. И только спустя продолжительное время, а именно 26 октября 2004 года, был заложен новый Успенский собор. В конкурсе на восстановление храма участвовали работы двух архитекторов, но выиграл проект Алексея Денисова. Много споров и разговоров вызвал новый храм. Но его освящение состоялось 12 сентября 2010 года патриархом Кириллом. Работы по росписи храма и его внутреннему убранству ведутся по сей день. Одними из главных святынь храма, которым приходят поклониться верующие, являются мощи святых Константина и Василия.

Заключение

Мы видим, что многие православные монастыри и храмы в Ярославле возводились из камня в 17 столетии. Причин для этого было много: страна успокоилась, пережив Смутное время, разбогатевшие купцы, для которых лучшим способом заявить о себе было вложение денег — вкладывались в строительство новых храмов. И чем богаче они получались, тем было лучше. Долгое и неспокойное время ждало их впереди. Если их предшественники страдали от многочисленных пожаров, то новые храмы ждала или перестройка или тревожный надвигающийся 20 век. Им предстояло пройти много испытаний: восстание белогвардейцев против советской власти в 1918 году, массовые закрытия церквей в советский период. Пережить и те годы, когда в них размещали архивы, реставрационные мастерские, склады. В худшем случае в них обустраивали автомастерские, а некоторые и вовсе были стерты с лица земли и память о них живет лишь на старых черно-белых фотографиях. Смотря на эти храмы сейчас, непременно хочется подробно узнать историю каждого из них, дотронуться до его стен и на время перенестись в ту эпоху, когда они были полны первозданного величия, когда в них проводились первые службы. Посмотреть на те реликвии и украшения, которые на сегодняшний день безвозвратно утеряны в водовороте времени. И поблагодарить за возможность видеть их, пусть и измененными, но такими же величественными и благородными, пропитанными духом времени и вековой истиной. И продолжать так же бережно хранить их сквозь года, чтобы донести их до будущих поколений.

Автор статьи: Наталья Коровичева.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит