Петропавловский собор

Выставки и экспозиции Петропавловской крепости

В настоящее время Петропавловская крепость — символ Питера, одна из главных достопримечательностей с богатой историей и интересными экспозициями. Она обязательна к посещению, как гостями, так и жителями города.

Музей науки и техники

Музей расположен в помещениях Нарышкиного бастиона. Знакомит посетителей с богатой коллекцией приборов и технических устройств из различных областей науки. С их помощью можно понять особенности отдельных физических явлений.

Петропавловский собор

Обратите внимание! Вся экспозиция, насчитывающая около 600 экспонатов, разделена на 3 секции — «электромагнетизм», «механика» и «оптика». В музее немало информации о выдающихся ученых Санкт-Петербурга, которые внесли вклад в развитие промышленности города и научно-технического прогресса

В музее немало информации о выдающихся ученых Санкт-Петербурга, которые внесли вклад в развитие промышленности города и научно-технического прогресса.

Что посмотреть в Музее науки и техники:

  • коллекции часовых механизмов;
  • пишущие, счетные и швейные машины самых известных марок;
  • измерительные приборы — от вольтметров и фазометров до радиоприемников;
  • выпущенные в Ленинграде телевизоры;
  • бинокли, микроскопы, кинокамеры, кинопроекторы, подзорные трубы.

Посещение музея будет интересно независимо от увлечений и возраста. Вход платный, но учащиеся и пенсионеры могут приобрести билеты по льготной цене.

Экспозиция об истории тюрьмы Трубецкого бастиона

Тюрьма Трубецкого бастиона предназначалась для политических заключенных. Отличалась строгим режимом: арестантов содержали в одиночных камерах в полной изоляции от других людей, для охраны была создана единственная в стране Наблюдательная команда.

Однако в начале XX века заключенных стало слишком много и в одиночные камеры сажали лишь особо «отличившихся». В 1918 году тюрьму Петропавловской крепости закрыли.

Петропавловский собор

Экспозиция рассказывает ее историю, о судьбах известных арестантов. В первозданном виде сохранились стены, коридоры и камеры тюрьмы, различные документы. С помощью макетов удалось воссоздать процедуру обыска заключенных, ввода в камеру и некоторые другие эпизоды их жизни.

Музей космонавтики и ракетной техники

Музей находится в Иоанновском равелине. Повествует об истории развития космонавтики и ракетостроения в стране, вкладе, который внесли в это ленинградские ученые.

Петропавловский собор

Здесь представлены макеты первых искусственных спутников Земли, космического корабля «Восток», международной космической станции (МКС). Особый интерес вызывают спускаемые аппараты спутника «Комета» и космического корабля «Союз-16». В качестве макетов в масштабе 1:1 представлены зоны гигиены и приема пищи в российском модуле МКС.

Посещение музея платное, проводятся групповые экскурсии.

Экспозиции Петропавловского собора

В интерьерах Петропавловского собора можно ознакомиться с Царскими комнатами и колокольней.

В Царских комнатах представлено около 30 экспонатов, размещенных в двух помещениях. Это портреты российских императоров и императриц, реликвии собора, предметы для церемоний захоронения членов семьи Романовых. Уникальные, сохранившиеся в подлинном виде экспонаты — погребальные венки XIX века и створка от катафалка Александра I.

Петропавловский собор

Экспозиция колокольни рассказывает историю ее строительства и реставраций. Там можно увидеть тематические макеты, чертежи сооружения, коллекцию колоколов. Экскурсоводы увлекательно рассказывают о традициях церковных звонов. Приятный бонус к посещению колокольни — роскошная панорама города с высоты 43 метра.

Перед посещением Петропавловской крепости важно уточнить графики работы экспозиций. Их периодически закрывают по техническим причинам или из-за ремонтных работ

Архитектура Петропавловского собора

Петропавловский собор

Петр I, человек стремительный и жестокий, обладал неимоверной энергией и делал все с небывалым размахом, оставаясь непреклонным в собственных решениях. Задумав строительство новой столицы «европейского» типа, он направил все свои силы на создание собственного «парадиза», который ничем не напоминал бы ему патриархальную, боярскую Москву. Петропавловский собор поистине стал олицетворением этого желания.

Высота Петропавловского собора составляет 122,5 метра, высота шпиля — 40 метров, высота фигуры ангела — 3,2 метра, а размах его крыльев — 3,8 метра. На позолоту шпиля потрачено более 8 килограммов червонного золота. Комплекс колоколов собора уникален — он включает голландские колокола-куранты XVIII века, русские церковные колокола и карильон.

«Горизонтальные» размеры собора относительно невелики: его длина — 61 метр, ширина — 27,3 метра. Высота стен до карниза —15 метров. Для внутренней позолоты из государевой казны было выдано двести килограммов червонного золота. При оформлении собора использовались различные породы камня: мрамор, яшма, родонит. Пол вымощен известняковыми плитами. Центральный неф освещается пятью люстрами, выполненными из позолоченной бронзы, цветного венецианского стекла и горного хрусталя. Люстра, висящая перед алтарем, — подлинник XVIII века; остальные — восстановлены после Великой Отечественной войны.

По своему плану и внешнему виду он совершенно не похож на православные, крестовокупольные или шатровые, церкви. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры.

Его экстерьер строг и достаточно скромен. Стены оформлены лишь плоскими колоннами — пилястрами — и головками херувимов на наличниках окон. На восточном фасаде размещена фреска художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Западный фасад, являющийся основанием колокольни, украшен шестью пилястрами с двух сторон от главного входа-портика. Средокрестие храма смещено на восток и отмечено небольшим барабаном с куполом над предалтарной частью.

Колокольня — главенствующая деталь собора

Главенствующая деталь собора — многоярусная колокольня на западном фасаде, декорированная пилястрами. Ее первые два яруса как бы раздаются вширь, поддерживаемые завитками-волютами, которые формируют плавный переход от основного здания собора к высокой башне. Третий ярус легко устремляется вверх, он увенчан золоченой восьми-скатной крышей с четырьмя круглыми окнами в массивных белокаменных рамах. Над крышей — стройный, изящный восьмигранный барабан с узкими вертикальными проемами. Над ним — высокая, тоже восьмигранная, золотая корона, а на ней вместо традиционного креста — тонкая золотая башенка, служащая основанием сверкающего шпиля-иглы. На самом верху установлена фигура летящего ангела с крестом в руках.

Колокольня, помимо всего прочего, выполняет важную функцию — это своеобразный ориентир в городе, градостроительная доминанта. Действительно, Петропавловский собор, высота которого составляет 122,5 метра, долгое время оставался самым высоким зданием в Санкт-Петербурге. Сейчас он уступает по высоте только вышке телецентра.

Несмотря на свою строгую прямоугольную форму, Петропавловский собор оставляет впечатление легкости и общей устремленности вверх. Это — одна из главных достопримечательностей города на Неве.

Купол Петропавловского собора

Купол над предалтарной частью собора, выполненный в стиле немецкого барокко, довольно скромен. Он установлен на легкий высокий барабан и увенчан небольшой главкой. Барабан и купол, подобно колокольне, тоже были значительно переделаны после пожара 1756 года. Купол уменьшили в размерах и богато украсили затейливыми гирляндами; кроме того, он приобрел пышные люкарны — все это добавило ему «барочности».

Портики собора

Западный и южный фасады украшены классическими мраморными портиками. Точно так же оформлен и главный фасад Ботного дома (в котором хранится ботик Петра —«дедушка русского флота»), расположенного рядом с Петропавловским собором —таким образом, весь ансамбль Соборной площади Петропавловской крепости исполнен в одной архитектурной стилистике.

Архитектурный ансамбль крепости

Петропавловский собор

Крепость — памятник истории и архитектуры, который необходимо посетить каждому туристу, осматривающему достопримечательности северной столицы России. На территории крепости так много интересного, что ее осмотру можно посвятить целый день

Но на какие же архитектурные особенности, на какие здания стоит обратить особенное внимание? Ответить на этот вопрос достаточно сложно: все ворота и бастионы, равелины и куртины, все постройки крепости заслуживают внимания туриста; мы советуем вам осмотреть их внимательно, ничего не пропуская

Одним из образцов архитектуры классицизма на территории крепости являются Невские ворота. Они построены в начале XVIII века. Сначала ворота были деревянными, спустя несколько лет их перестроили в камне. Автор проекта этого сооружения — Доменико Андреа Трезини. В 30-е годы XVIII века ворота были перестроены еще раз. Именно тогда они были украшены композицией, включающей в себя щит, знамя и воинские доспехи; эти украшения сохранились до настоящего времени. В середине 40-х годов XVIII века ворота вновь были перестроены. Спустя сорок лет архитектором Николаем Львовым был разработан проект, в соответствии с которым была проведена еще одна (на этот раз последняя!) перестройка ворот. После этого их высота составила двенадцать метров, ширина — примерно столько же. Высота цоколя — около метра. Треугольный гранитный фронтон, опирающийся на колонны, украшен композицией из пальмовых ветвей и якоря, а на его краях — изображения бомб со стилизованными языками пламени.

Строительство Иоанновских ворот началось в конце 30-х годов XVIII века, а завершилось в начале 40-х годов того же столетия. Их проект был разработан Бурхардом Кристофом фон Мюннихом. Ворота были названы в честь царя Иоанна Алексеевича (отца царствовавшей в то время Анны Иоанновны). Эти ворота стали одним из последних объектов крепости, перестроенных в камне. В 20-е годы XIX века была проведена рустовка части ворот, тогда же на фасаде появились розетки. В 60-е годы XX века ворота были отреставрированы.

Петровские ворота были выстроены в первые годы XVIII века. Первоначально их верхняя часть была деревянной, она покоилась на каменном основании. Позже их перестроили в камне. Говоря об архитектурном стиле ворот, нужно отметить, что они полностью соответствуют канонам петровского барокко. Ворота украшает панно, изображающее библейскую сцену: Симеон-волхв низвержен Петром (одним из апостолов). Эта сцена символизирует победу первого российского императора (с которым на картине отождествляется апостол, носивший то же имя) над королем Швеции. Ширина панно — чуть меньше пяти метров, высота — около трех с половиной метров. В нишах ворот размещены две статуи, одна из которых символизирует отвагу, а другая — рассудительность. Первая из символических скульптур увенчана шлемом, на котором скульптор изобразил саламандру; вторая держит в руке зеркало, а другой рукой сжимает змею (один из символов мудрости). В 20-е годы XVIII века ворота были украшены российским гербом, изготовленным из свинца; в начале XX века (в послереволюционное время) это изображение было закрыто специальными щитами. Уже в XVIII столетии ворота нуждались в реставрации; их неоднократно ремонтировали, покрывая штукатуркой. К началу XX столетия ее слой достигал уже почти пятнадцати сантиметров. В 40-е годы XX века (в военное время) ворота пострадали во время обстрела. Спустя десять лет они были отреставрированы.

Императорская усыпальница

Обычай хоронить членов правящей династии в храмах основывался на представлении о божественном происхождении их власти. В допетровской Руси храмом-усыпальницей являлся Архангельский собор Московского Кремля, там похоронены все великие московские князья и цари от Иоанна Калиты до Иоанна V Алексеевича.

Во времена Петра I место погребения лиц, принадлежавших к царской фамилии, не было окончательно определено. Царских родственников хоронили в Благовещенской усыпальнице. В недостроенном Петропавловском соборе в 1715 году похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины Наталью, а под колокольней — супругу царевича Алексея Петровича принцессу Шарлотту Христину Софию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую (1694—1715). Там же в 1718 году предали земле останки самого царевича. В 1716 году у входа в собор похоронена Марфа Матвеевна, вдова царя Фёдора Алексеевича.

После смерти Петра I гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве и похороненного в Архангельском соборе Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI, место захоронения последнего не известно до сих пор.

В 1831 году император Николай I повелел похоронить в соборе своего брата Константина Павловича. С этого времени в соборе стали погребать близких родственников императоров.

В 1865 году все надгробия были заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами (архитекторы А. А. Пуаро, А. Л. Гун). Императорские саркофаги украшены двуглавыми орлами. Два саркофага изготовлены на Петергофской гранильной фабрике. В 1887—1906 году по заказу Александра III были изготовлены саркофаги для родителей императора: саркофаг Александра II из зелёной яшмы и саркофаг императрицы Марии Александровны из розового орлеца.

13 марта 1990 года, в день 109-й годовщины со дня гибели Императора Александра II впервые за годы советской власти была отслужена панихида по Царю-Освободителю.

17 июля 1998 года в Екатерининском приделе, в юго-западной части собора, преданы земле останки, по заключению Государственной комиссии принадлежащие Николаю II, императрице Александре Фёдоровне, великим княжнам Татьяне, Ольге и Анастасии, убитым в Екатеринбурге в 1918 году. Эти останки не были признаны Русской православной церковью. Вместе с ними погребены лейб-медик Е. С. Боткин, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов, горничная А. С. Демидова.

28 сентября 2006 года в храме перезахоронили мать Николая II, императрицу Марию Фёдоровну, которая скончалась в Дании в 1928 году.
Ежегодно в соборе совершаются панихиды : 5 января — Елизавета Петровна (†1761);30 января — Убиенные Великие Князья (†1918);10 февраля — Петр I Великий (†1725);3 марта — Николай I Павлович (†1855);14 марта — Александр II Освободитель (†1881);24 марта — Павел I Петрович (†1801);19 мая — Екатерина I (†1727);19 июля — Петр III (†1762);13 октября — Императрица Мария Феодоровна (†1928);30 октября — Императрица Анна Иоанновна (†1740);2 ноября — Александр III Миротворец (†1894);20 ноября — Екатерина II Великая (†1796);2 декабря — Александр I Благословенный (†1825).

История

Причины строительства

В 1703 году Пётр I заложил на берегу Финского залива Петропавловскую крепость. Пётр понимал, что новая Россия нуждается в архитектуре, способной выразить идеи времени. Стремясь усилить главенствующее положение молодой столицы среди городов России, государь задумал новое строение, которое поднялось бы выше колокольни Ивана Великого и Меншиковой башни. Новый храм должен был стать самым значительным сооружением столицы и находиться в самом сердце Петропавловской крепости.

Строительство и дальнейшее существование

Деревянная Петропавловская церковь. Гравюра Г. А. Качалова.

Строительство храма началось 29 июня (10 июля)  года в день святых апостолов Петра и Павла (в XXI веке этот праздник отмечается 12 июля) на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 () апреля . 14 () мая  здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметева над шведскими судами на Чудском озере.

30 мая (10 июня)  года был заложен каменный Петропавловский собор. Его строили таким образом, чтобы действующий деревянный храм оставался внутри новой постройки. Работой руководил швейцарский архитектор Доменико Трезини. В установке шпиля участвовал голландский мастер Харман ван Болос. По приказу Петра I строительство началось с колокольни. Из-за нехватки рабочих рук, бегства крестьян и недостатка рабочих материалов она была закончена только в 1720 году. Однако шпиль колокольни был укрыт листами золочёной меди позднее. В 1722 г. царь Пётр с гордостью показывал свой «парадиз» «господам иностранным министрам», заставив их подняться на верхний ярус колокольни. Высота сооружения составляла 112 метров, что на 32 метра выше колокольни Ивана Великого. Весь собор был достроен только к 1733 году уже после смерти Петра I.

С учреждения в 1742 году Санкт-Петербургской епархии и до освящения в 1858 году Исаакиевского собора Петропавловский собор являлся кафедральным, затем был передан в придворное ведомство.

В 1756—1757 годах Петропавловский собор был восстановлен после пожара. В 1773 году освящён придел святой Екатерины. В 1776 году на колокольне были смонтированы куранты мастера Б. Оорта Краса из Голландии.

В 1777 году шпиль собора был повреждён бурей. Восстановительные работы велись архитектором Петром Патоном, новую фигуру ангела с крестом выполнил Антонио Ринальди. В 1830 году повреждённую фигуру ангела ремонтировал Пётр Телушкин, поднявшийся наверх без возведения строительных лесов.

В 1857—1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими (архитектор К. А. Тон, инженеры Д. И. Журавский, А. С. Рехневский и П. П. Мельников). Основной задачей была замена деревянных стропил на металлические на колокольне собора. Журавский предложил построить конструкцию в виде восьмигранной усечённой , связанной кольцами; он же разработал метод расчёта конструкции. После этого высота постройки увеличилась на 10,5 метров.

В 1864—1866 годах прежние царские врата заменены новыми, выполненными из бронзы (архитектор А. И. Кракау); в 1875—1877 годах Д. Больдини написал новые плафоны.

В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, а в 1924 году превращён в музей, большинство ценных предметов конца XVII — начала XVIII веков (серебряная утварь, книги, облачения, иконы) было отдано в другие музеи.

В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал. В 1952 году были отреставрированы фасады, в 1956—1957 годах — интерьеры. В 1954 году здание было передано Музею истории города.

С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года — богослужения. В 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение. В настоящее время настоятелем храма служит архимандрит Александр (Фёдоров), являющийся также председателем епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам.

Интерьер Петропавловского собора

Интерьер собора праздничный и нарядный: помещение просторное и светлое (длина 61 метр, высота около 16 метров), огромные окна заливают его светом. Стены окрашены в светлые тона, пилоны и пилястры расписаны под розовый и зеленый мрамор, своды покрыты красочной росписью, много позолоты. Петропавловский собор напоминает скорее дворцовый светский зал, чем культовое помещение.
Собор освещается пятью люстрами, сделанными из хрусталя, позолоченной бронзы и цветного стекла в конце XVIII века.

Но в начале XVIII века светский характер интерьера Петропавловского собора должен был поражать современников: большие высокие окна делали помещения светлыми, иконы, без которых не мыслилась церковь на Руси, сменились картинами, далекими от процветавшего веками искусства иконописи.
Их религиозные сюжеты порой были трактованы в духе реалистической жанровой живописи. И в этом явственно ощущалась светская струя, пронизывавшая все виды и сферы искусства того времени. Между окнами и сейчас спускаются старинные трофейные знамена, придающие торжественность и триумфальность интерьеру. На память снова приходят дворцовые залы, которые также нередко украшали знаменами. Наконец, великолепный иконостас резного дерева, поражающий необычностью формы и блеском мастерства его создателей.

На стенах под окнами расположены 18 картин на евангельские сюжеты. Их писали лучшие художники XVIII века — Матвеев, Игнатьев, Гзелль, Вельский. Xудожники, переосмысливая религиозные сюжеты, вносили в свои произведения черты реальной жизни. Образы святых не неподвижны и сухи,— художники старались передать в них черты и чувства, свойственные человеку. Картины написаны маслом на холстах (иконы обычно писали на досках).

Алтарная часть Петропавловского собора

В алтарной части (у восточной стены собора) находится иконостас, поражающий своим великолепием и мастерством исполнения. Он является уникальным памятником резьбы по дереву. Выполнен по рисунку архитектора Ивана Зарудного. Более 40 искусных резчиков, столяров, позолотчиков работали над его созданием с 1722 по 1727 год. Искусные руки мастеров превратили дерево в мягкие ткани одежды, драпировки, кисти, капители, витые колонны, гирлянды цветов.
Иконостас в русских церквах развился из «алтарной преграды», отделяющей помещение церкви от алтаря. Постепенно увеличиваясь в высоту, эта своеобразная стена-перегородка стала местом, на котором помещали иконы. И если ранние иконостасы представляли собой расположенные ярусами подставки для икон — тябла, то с конца XVII века перемычки между иконами превратились в декоративные, украшенные листвой и гирляндами цветов витые колонки, искусно вырезанные из дерева.

Колокольня Петропавловского собора

Очень важную роль Петр отводил строительству высокой многоярусной колокольни, которая должна была нести большую символическую нагрузку столичного Петербурга. Поэтому с ее возведения и началось сооружение собора. Более чем 100-метровая колокольня, как и было задумано, была выше знаменитой московской колокольни Ивана Великого, а на деревянном колокольном шпиле был помещен ангел-флюгер, держащий крест. Колокольня была оснащена часами-курантами и карильоном, привезенными Петром из Амстердама, где он купил их за очень большие деньги.

Петропавловский соборКолокольня Петропавловского собора

Петропавловский собор строился очень длительное время, и Петр не дожил до окончания строительных работ, которые пришлись на период царствования Анны Иоанновны (1733г). Вскоре пожаром, произошедшим от молнии в 1756 году, был уничтожен и шпиль с ангелом, и петровские куранты, и большая часть колокольни. К концу 18 века шпиль и ангел были восстановлены в первоначальном варианте.

В 1856 году, при Александре Втором, колокольня была увенчана новым металлическим шпилем в форме восьмигранной пирамиды, внутри которой проходит винтовая лестница (инженерное решение Д.Журавского). Сверху шпиля, покрытого медными с позолотой листами, появился новый ангел при новом кресте. Результатом этих усовершенствований стало увеличение высоты колокольни, которая выросла почти до 123 метров, став самым высоким сооружением не только Петербурга, но и России. Колокольня приобрела сегодняшние внешние очертания.

Петропавловский соборВерхние ярусы Колокольни

Многоярусная колокольня, расположенная поверх западного фасада собора, является его доминирующей частью. Она состоит из двух широких нижних ярусов, от которых к верху стремится третий, заканчивающийся золоченой крышей и круглыми окошками в белорамном обрамлении. Далее колокольня продолжается барабаном с восьмью гранями и вертикальными прорезями.

Петропавловский соборНижние ярусы Петропавловской колокольни

Над барабаном размещается золотая корона с утонченной золотой башней, от которой начинается сорокаметровый шпиль. А вот уже на нем находится более чем шестиметровое сооружение креста с ангелом, или ангела с крестом — как кто воспринимает эту 250-килограммовую композицию. Колокольня оснащена 103-мя колоколами. Из первоначальных сохранился тридцать один колокол.

Петропавловский соборАнгел с крестом на колокольне

По внутренней лестнице колокольни Петропавловского собора за дополнительную плату можно подняться наверх. Это любопытное и весьма полезное в информационном плане мероприятие. Правда, надо иметь в виду, что нужно будет совершить подъем практически на 16-й этаж без лифта и еще заплатить за это деньги!

На первом ярусе (высота — 16 метров) интересно ознакомиться с музейной экспозицией по истории колокольни и собора. На втором ярусе (высота 24 метра) – увидеть уникальный музыкальный инструмент с клавишами и 51 колоколом – карильон. Музыкальный диапазон этого старинного инструмента – 4 октавы. Летом, находясь на территории Петропавловской крепости, можно попасть на концерт или фестиваль карильонной музыки, а это удивительнейшее событие. Третий ярус (высота 42 метра) оснащен смотровой площадкой, откуда прекрасно просматривается весь город. Правда, туда лучше подниматься в первой половине дня.

Петропавловский соборКарильон Петропавловского собора

Колокольня Петропавловского собора – это и символ Петербурга, и его главный ориентир, и самая узнаваемая «визитная карточка» города. И не только города – ведь изображение собора присутствует на 50-рублевых купюрах, с которыми мы ежедневно соприкасаемся.

Великокняжеская усыпальница

К концу 19 столетия храмовая территория заполнилась уже 46-ю надгробьями, поэтому вблизи от собора начинается возведение Великокняжеской Усыпальницы, соединенной с храмом галереей с Царским подъездом. Строилась она с 1896 года для отдельного захоронения княжеских представителей императорской фамилии. После ее постройки (1908 г.), сам соборный некрополь оставили только для императоров и их жен, а все некоронованные члены царской фамилии должны были покоиться здесь — в Великокняжеской Усыпальнице, освященной как Храм Св.Александра Невского.

Петропавловский соборВеликокняжеская усыпальница Петропавловского собора

Хотя Усыпальница является архитектурным строением конца 19- начала 20 столетий, ее фасадное оформление сочетается с оформлением собора, и они смотрятся гармонично как единое целое. Внутреннее оформление Усыпальницы было довольно богато. Здесь можно видеть и сердобольский гранит, и белый итальянский мрамор, темные лабрадорские колонны. А вот беломраморный иконостас вместе с бронзовыми царскими вратами был утрачен вскоре после революционных событий 1917 года.

Усыпальницу окружили чугунной решеткой, рисунок которой повторял рисунок решетки Летнего сада. Это было личное пожелание Александра Третьего.

Петропавловский соборОграда у входа в Великокняжескую усыпальницу

Если в храме места захоронений готовились только после кончины представителя царской династии, то в Усыпальнице изначально было подготовлено 60 погребальных камер. Первое захоронение здесь состоялось уже через 4 дня после освящения Усыпальницы – это были похороны великого князя Алексея Александровича. А всего до 1915 года здесь нашли последнее пристанище 13 великокняжеских Романовых. Причем 8 из них – это перенесенные захоронения из собора.

После свержения монархии, с 1918 года и собор, и Усыпальница стали собственностью Музея революции. Здесь проводились экскурсии, и с 1919 года церковные службы прекратились. В 50-х годах Музей революции передал эти историко-архитектурные сооружения Историческому музею, и только тогда начались первые реставрационные работы, которые продолжаются до сегодняшних дней.

В 90-е годы 20 столетия захоронения представителей романовской династии возобновились. Здесь нашел вечный покой князь Владимир Кириллович — правнук Александра Второго (1992 г.), а позднее сюда же были перезахоронены останки его родителей (1995г).

И Собор Петра и Павла и его великолепная Колокольня очень интересны для туристических посещений. Однако, нужно помнить, что вход в них платный, а по средам — выходной. В другие же дни собор работает с 10.00 до 18.00.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Петропавловский собор и современность

В советское время в Петропавловском соборе никого не хоронили. Новая могила появилась в июле 1998 года в приделе святой Екатерины справа от входа в собор. Там торжественно захоронены останки последнего российского императора Николая II и близких семье людей, расстрелянных в 1918 году в Екатеринбурге. У Православной церкви, несмотря на проводимые экспертизы, сомнение в подлинности останков, поэтому захоронили не в соборе, а в боковом приделе.

Петропавловский собор

В 2006 году исполнили последнюю волю матери Николая II, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, умершей в 1928 году в Дании. При жизни Мария Федоровна просила перенести по возможности ее прах и похоронить рядом с мужем Александром III, что и было выполнено. Могилу легко узнать по новому мрамору и золотым украшениям.

Собор соединен крытой галереей с Великокняжеской усыпальницей, где предполагалось хоронить некоронованных членов императорской семьи. Выстроенная рядом с собором по желанию последнего русского царя, усыпальница и собор воспринимаются зрительно как единое целое. Внутри здание украшено мрамором и золоченой бронзой, был здесь и алтарь с иконостасом и образом Воскресения Христова.

В советское время усыпальница пострадала от наводнения, надгробия разбили, а бронзовые украшения переплавили. Позднее там устроили книгохранилище и склад бумажной фабрики. В 1992 году захоронения в усыпальнице возобновились и начались реставрационные работы. Современными петербургскими мастерами воссоздан витраж усыпальницы «Воскресение Христово».

Петропавловский собор

Здесь погребли внука Александра II Владимира Кирилловича. Туда же перенесли прах его родителей, великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны, умерших в эмиграции. В 2010 году рядом с Владимиром Кирилловичем нашла последнее успокоение его вдова Леонида Георгиевна, жившая прежде в Мадриде.

Царский некрополь притягивает туристов как из России, та и из-за рубежа. С 1990 года в храме регулярно проходят панихиды, посвященные памяти русских императоров. С 2000 года здесь проводятся ежедневные и праздничные церковные службы.

История храма

Изначально храм был деревянным. Строительство началось в день Петра и Павла, что и дало ему название. Деревянное строение было оштукатурено и расписано «под мрамор» желтой краской. 12 апреля следующего года церковь освятили и провели торжественную службу, посвященную победе на Чудском озере. Летом 1712 г. было решено возвести каменную церковь.

Петропавловский собор

Под пушечный залп Петр I сам заложил 1-й камень и лично контролировал весь процесс. Каменное здание воздвигали вокруг деревянной постройки, чтобы не нарушать режим богослужений. Духовно близкий к европейской культуре царь, пригласил на строительные работы лучших европейских мастеров.

В итоге проект здания смотрелся несколько необычно на фоне русских православных церквей, выделяясь европейскими заимствованиями. Необычное смешение стилей быстро окрестили «петровским барокко». По распоряжению императора строительство храма начали с колокольни.

Для него она несла в первую очередь военную функцию, предоставляя возможность наблюдать за приближением врагов. Недостаточное количество материала и нехватка рабочих, из-за бегства крестьян, постоянно тормозило работы. Строительство затянулось на 8 лет.

В одной из деловых поездок в Голландию, внимание Петра I привлекли часы-куранты, управляемые карильоном. Очарованный мелодичным звучанием, он привез карильон с собой и распорядился немедленно установить часы

В начале августа 1720 г. их водрузили на еще недостроенную колокольню и 35 колоколов на башне стали звонить под карильон каждый час, 30 и 15 мин.

Император любил подниматься туда и с гордостью демонстрировал приобретение иностранным гостям. Архитектор предложил установить на шпиль ангела, как символ благословения Небес, когда работы на колокольне Петропавловского собора завершились. Петру I идея очень импонировала, но чертеж не вдохновлял.

Проект был переделан другими специалистами и на колокольню водрузили фигуру ангела, держащегося за ось, оснащенную поворотным механизмом. Полностью собор достроили уже после смерти государя. На церемонии освящения, проведенной накануне празднования дня Петра и Павла, в 1733 г., присутствовала племянница Петра I, Анна Иоанновна.

Петропавловский собор

Более 20 лет в храме не было никаких изменений, и ничто не нарушало спокойствия. В 1756 г., случился пожар. Вспыхнувший от удара молнии шпиль, упал на крышу церкви. Огонь распространился дальше и нанес зданию серьезный ущерб. Больше всего пострадала колокольня: расплавились колокола курантов, разрушился портик, крыша.

Со всех строек города собрали рабочих и довольно быстро отремонтировали крышу собора, сделав ее более плоской. А восстановление почти полностью утраченной в пожаре колокольни, велось 20 лет. Деревянную колокольню решили разрушить, и возвести каменную по прежнему проекту. Работы завершились только в 1772 г., а через год к церкви пристроили придел Святой Екатерины.

В соборе отпеты и похоронены почти все члены царских семей. К 1908 г. внутри не осталось места, и рядом пристроили отдельное здание, предназначенное для захоронений. В период октябрьской революции усыпальницу ограбили и разбили надгробья из мрамора. Сам храм не пострадал. Его признали памятником архитектуры и в 1924 г. превратили в музей.

Часть ценностей была передана в Эрмитаж и Музей истории. Планы большевиков уничтожить фигурку ангела и поместить на шпиль, вместо нее, рубиновую звезду, нарушила начавшаяся война. Пострадавший в ней собор, начали восстанавливать лишь в начале 50-х гг. ХХ века. А в 1954 г. отреставрированное здание передали в ведомство Музея истории.

Петропавловский собор

С 90-х гг. ХХ века в храме стали регулярно проводить панихиды по усопшим членам императорской семьи. С 2000 г. настоятель Петропавловского собора, архимандрит Александр, активно проводит богослужения.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Оптина пустынь монастырь — как доехать из Москвы, адрес, где находится, история и интересные факты.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит