ФЕОДОСИЙСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ХРАМ

История постройки

Постройка храма датируется VIII-IX веками, поскольку в 1787 году он уже стал кафедральной единицей в Феодосийской епархии, которая в то время была полусамостоятельной. Изначально он был собственностью греческой общины. О первоначальном виде и организаторах постройки почти ничего не известно. Известно, что внутри здание было расписано фрагментами из Евангелия.

Интересно! С 1825 года началась расстройка церкви: была возведена колокольня из белого камня, а в 1854 году — большая пристройка. Начались внутренние работы по украшению храма. Помещения украсили фресками и резьбой прямо по камню.

Вообще, храм начал обрастать хозяйственными помещениями и стал превращаться в подворье, на территории которой стоял жертвенник и дом священника. Церковь была окружена стенами, а с северной ее стороны располагался колодец с родниковой водой. Сегодня этот колодец стал частью алтарной стены, настолько увеличились размеры церкви после многочисленных перестроек.

Рядом располагались дома священнослужителей, хозяйственные постройки, торговые помещения и целый сад с дачей «Бакаташ». Подворье стало разрастаться со временем и на ее территории расположили начальную приходскую школу (в 1891 году). Поскольку владельцы и спонсоры храма были греками, то и школу открыли греческую, а ее вход украсили надписью «Элинико сколио».

ФЕОДОСИЙСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ХРАМ
Историческое фото 1907г., Феодосийский Введенский храм

Спонсорами возведения учебного заведения были Мануил и Скирагда Грамматиковы. Оно вмещало сначала 1 класс, а затем разрослось до 4 начальных. К храму относилась и часовня святого пророка Илии с 1888 года, которая располагалась в двух км на одноименном мысе.

Введенский храм хранил многочисленные реликвии:

  • греческое Евангелие, изданное в 1766 году в бархатном окладе, с серебряными украшениями;
  • серебряное кадило, которое содержало изображение Спасителя и Его 12 апостолов с надписью на греческом;
  • серебряное блюдо с изображением Преображения Господня.

Все эти ценности были утрачены в ходе красной революции и изъятия всех церковных ценностей, а также постоянных ограблений храмов.

Поскольку церковь финансировалась греками, и они составляли основную часть населения Феодосии в то время, служба велась на греческом и церковнославянском языках для удобства прихожан.

В 1937 году храм был закрыт советской властью, при этом основная часть ее служителей были репрессированы и расстреляны. Последним знаменитым ее служителем был священномученик Варфоломей. В 1937-1938 году здание серьезно пострадало: колокольню и узорчатую ограду разрушили, снесли купол, зарисованы все фрески внутри здания и сбиты резные камни. В советское время здание отдали под тренажерный зал.

Только в 1993 году власти вернули церковь в лоно Православной Церкви и разрешили проводить там собрания.

Внимание! Первая служба состоялась еще во время реконструкции — 4 декабря 1993 года. С тех пор храм постоянно ремонтируют, восстановили колокольню и купол, а также вернули ограду

Храм начал жить полноценной жизнью, принимать прихожан, заработала воскресная школа.

Введенская церковь, звонница

Архитектура храма

Одна из сохранившихся изначальных частей — это алтарь. Изначально здание было построено по типу близлежащего храма святого Димитрия. До современников дошли описания того времени и по ним можно определить, что:

  • алтарь был с 3 арками и окном;
  • мраморный престол стоял на 4 каменных столбах;
  • восточная фреска изображала воскрешение Лазаря, западная — Воскресение, северная — снятие Христа со креста, южная — распятие;
  • жертвенник располагался в стене;
  • над царскими вратами была надпись: «Со страхом Божьим и верою, и любовью приступите».

В 90-е годы была проведена масштабная реконструкция церкви, целью которой было максимально приближенное восстановление здания.

ФЕОДОСИЙСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ХРАМ
Богослужение в Введенском храме Феодосии

Как добраться до церкви

Когда турист приезжает в незнакомый город и хочет посетить какую-либо достопримечательность, он задается вопросом, как добраться до нее, на чем доехать или как дойти пешком.

Свято-Екатерининский собор расположен на территории бывшего поселка Сарыголь. Добраться до города Феодосии можно на поезде или автобусе. Недалеко от храма находится Айвазовская железнодорожная станция и городской автовокзал.

Для тех, кто приехал на поезде, добраться можно пешком. Нужно от станции «Айвазовская» пройти 200 метров.

Для тех, кто добирался до города на автобусе, рекомендуется выйти на Турецкую улицу, повернуть в сторону улицы Луначарской и небыстрым шагом пройтись по ней. На дорогу уйдет около двух минут, зато можно сэкономить на транспорте и подышать свежим воздухом.

Тем, кто решит все же проехаться на общественном транспорте, добраться можно на маршрутке 2 или 2А от Автовокзала.

Для тех, кто добирается на своей машине, нужно знать, что от центра Феодосии ехать около 16-30 минут.

Перед посещением храма просматривайте расписание богослужений, потому что осматривать церковь и гулять по ней во время богослужения неприлично.

Для туристов, приехавших издалека, рядом с собором есть отели и гостевые дома, в которых можно поесть и переночевать:

  1. Гостевой дом на Луначарского. Стоимость номеров — 1000—2000 рублей, есть Интернет и столовая.
  2. Отель «Динамо». Стоимость номеров — 1000—1800 за ночь, имеются комплексные завтраки.
  3. Мини-отель на Шевченко. Стоимость ночевки — 450-1800 рублей в сутки, рядом находится пляж.

Для менее зажиточных паломников и туристов можно найти более скромные варианты жилья за приемлемую цену от 100 до 800 рублей в сутки. Чтобы лучше ощутить атмосферу соборного комплекса, рекомендуется остановиться здесь на несколько дней.

В соборе царит неповторимая атмосфера спокойствия и величия. Поэтому, даже если вы не являетесь верующим человеком, осмотр храма подарит вам незабываемые впечатления на всю жизнь.

Церковь Святой Екатерины в Феодосии является жемчужиной церковного архитектурного наследия Феодосии, поэтому по праву занимает место среди основных достопримечательностей города на Крымском полуострове.

ФЕОДОСИЙСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ХРАМ

Уникальная роспись и не только

Роспись – главное достояние храма. Внешне он выглядит даже как-то примитивно – неспециалист и не заметит такой достопримечательности. Строение прямоугольное в плане, размерами 7 на 8 м, с небольшой алтарной абсидой. Крыша двускатная, черепичная. Вход расположен в западной стене, оформлен тесаным камнем и стрельчатой выемкой чуть выше. Церковь сложена из тесаного серого камня и никаких украшений снаружи не имеет.

ФЕОДОСИЙСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ХРАМ

Изнутри же изначально фресочными мозаиками были покрыты все стеновые поверхности. Но сейчас они сохранилась только фрагментарно: в более-менее приличном состоянии остались до сегодня лишь в алтарной части. Там изображен Иисус Христос с Иоанном Крестителем и Богородицей, Дева Мария с Младенцем, а также сцена причастия (Христос с апостолами во время Тайной вечери).

Незначительные фрески сохранились также на западной стене, где изображался Страшный суд. Все они выполнены в византийском стиле, а надписи на них – на греческом языке. Сегодня они покрыты материалом, призванным предотвратить дальнейшее разрушение. Отзывы специалистов характеризуют их как потрясающие образцы средневековой живописи. Современные иконописцы сделали попытку восстановить утраченные изображения, сделав эскизы предполагаемых рисунков на бумаге.

Средневековое развитие

В начале 13 века, Крымский полуостров попадает в сферу влияния Золотой орды, что приводит к образованию впоследствии Крымского ханства. Но возрождение мощной экономической и градостроительной составляющих Феодосии в этот период было связано не с татарской экспансией, а с новой колонизационной волной на крымское побережье, которое в 13 веке было предпринято со стороны Генуэзской республики.

ФЕОДОСИЙСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ХРАМГенуэзская колонизация Крымского побережья

Прибывшие из Генуи купцы, выкупили у татар понравившуюся им часть береговой линии и основали в затухающей Феодосии новый торговый город-колонию, который получил историческое название Каффа или Кафа. Для охраны города от неожиданных гостей в городе вырастают мощные укрепления Генуэзской крепости, остатки которой сохранились до сегодняшнего дня. 

ФЕОДОСИЙСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ХРАМСредневековая Каффа на побережье Феодосийского залива

Более 70% населения Каффы составляли армяне, которые возводили здесь православные храмы. 

Город разрастался очень стремительными темпами, двигателем небывалого расцвета была торговля, в том числе и работорговля. Да-да, в Каффе находился основной рынок работорговли генуэзских купцов – Кан. Каффа была не просто торговым городом, а столицей всех генуэзских колоний, административным и руководящим центром всей республики. Здесь проживал и назначенный Римским папой епископ, работал Монетный двор, давал представления театр.

ФЕОДОСИЙСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ХРАМКаффа — центр работорговли

С 15 века Каффа, как и Керчь, вошла в состав Османской империи, с новым названием Кефе. Многие генуэзцы были истреблены, многие попали в плен. Но развитие этого многонационального города, в котором жили армяне и евреи, греки и турки, стремительно продолжалось. Работорговля русскими и польскими пленниками набирала обороты. 

Ко второй половине 15 столетия численность населения Кефе перевалила за 70 тысяч!, перегнав по этому показателю Константинополь и некоторые столицы Европы. Сами османцы называли город Кючюк-Истанбулом (маленьким Стамбулом).

ФЕОДОСИЙСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ХРАМВ мусульманском Кефе 15 столетия

В середине 17 века население города достигало 180 тысячной отметки. Однако в составе Османской империи город был основательно перестроен в мусульманском стиле. В нем появились многочисленные мечети и минареты, восточные бани и резиденция султанского наместника. 

К концу 17 столетия в городе насчитывалось более четырех тысяч домов, две трети из которых принадлежали мусульманам. Христиане и иудеи не имели права жить в центральной части города. Само же мусульманское население состояло из двух категорий: из тех, кто платил налоги и тех, кто был освобожден от их уплаты. Освобожденными от налоговых сборов считались государственные чиновники, военнослужащие, ученые разных рангов и совсем неимущие слои.

Постепенно с укреплением южных границ России и Польши, работорговля стала затихать, параллельно и общее торговое значение города постепенно утрачивалось, сокращалась численность населения.

Храмы Феодосии

В древнем городе с момента основания проживали люди различных национальностей и вероисповедания. Поэтому культовых сооружений, принадлежащих различным конфессиям, здесь довольно много.

Церковь Святой Екатерины

ФЕОДОСИЙСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ХРАМ

  • График работы: ежедневно, с 8:00 до 18:00.
  • Телефон: +7 365 627-10-58.
  • Адрес: ул. Федько, 95. Остановка транспорта «Автовокзал».

Восхитительный пятиглавый храм, освященный в конце XIX в., является не только почитаемым культовым сооружением, но и архитектурной жемчужиной Феодосии. В экстерьере здания удивительном образом переплелись традиции русского и византийского зодчества. Основной объем украшают ярусы кокошников, колонны, пояса резьбы, мозаичные панно в неглубоких нишах. Стоящая отдельно колокольня-башня с шатровой крышей, увенчанной небольшим куполом, напоминает боярский терем. Выглядит белокаменная церковь с зеленой кровлей, голубыми и золочеными куполами просто потрясающе.

Храм Сурб Саркис

ФЕОДОСИЙСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ХРАМ

  • График работы: ежедневно, с 9:00 до 18:00.
  • Адрес: ул. Армянская, 1. Остановка транспорта «Морсад».

Старейшее культовое сооружение Феодосии было возведено еще в эпоху раннего Средневековья, около 1330 г. С тех пор храм является центром духовной многочисленной армянской общины города. В его стенах творили многие известные теософы, историки, писатели. Экстерьер здания аскетичен и прост. Единственным, пожалуй, украшением фасада являются хачкары, вырезанные из мрамора или известняка. Однако, ни одну экскурсию по городу нельзя представить без посещения Сурб Саркиса. У западной стены храма в склепе покоится прах И. Айвазовского и его супруги, почтить память которых приходят горожане и туристы.

Мечеть Муфти-Джами

ФЕОДОСИЙСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ХРАМ

  • График работы: ежедневно, с 8:00 до 17:00.
  • Адрес: ул. Караимская,1. Остановка транспорта «Улица Чехова» или «Улица Красноармейская».

История единственного в городе культового сооружения, построенного средневековыми турецкими архитекторами в Османский период и сохранившегося до наших дней, весьма интересна. Его возводили по традиционным канонам 7 лет. Строительство мечети кубической формы, покрытой 12-гранным куполом и стройного 8-гранного минарета, закончилось в 1630 г. После присоединения полуострова к Российской империи, здание передали армянской церкви, а общине суннитов вернули только в 1998 г. Сейчас храм, переживший несколько реставраций, находится в хорошем состоянии.

Дмитрия Солунского

Немного дальше за городской больницей стоит еще один не действующий храм. Датой постройки называют 14 век. Его архитектура отличается строгостью и простотой, но внутри находится настоящее сокровище – фрески, написанные Феофаном Греком. Подлинных росписей, созданных этим знаменитым автором, осталось очень мало. Здесь сохранились фрагменты, изображающие Вседержителя, Богородицу, апостолов, пророков. У входа в храм можно видеть остатки обширной фрески, показывающей сцены Страшного суда.

Это лишь небольшая часть увлекательных историй древнего, Богом данного города, уже более 25 веков стоящего на берегу моря. Каждый приехавший сюда, непременно найдет что-нибудь интересное для себя.

История города в 18-20 века

С 16 века между турецким и русским государствами велись многочисленные боевые действия, которые назывались русско-турецкими войнами. Керчь была присоединена к России в 1774 году по одному из мирных договоров, а Феодосия вошла в состав России только после присоединения к ней Крыма в 1783 году. Феодосии было возвращено историческое название, и она стала частью Таврической губернии.

Присоединение к России вновь вызвало очередную миграцию местного населения. Большая часть армян и греков покинули Феодосию, которую активно начали заселять христианские переселенцы.

В 18 веке, в период постоянных русско-турецких войн, усилился спад экономики города, который буквально за столетие, к началу 19 века, довел численность населения до каких-то трехсот человек. Тем не менее, в середине 19 века появление феодосийского порта и вечный двигатель торговли способствовали очередному подъему городской экономики.

ФЕОДОСИЙСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ХРАМАктивная жизнь торгового порта Феодосии в 19 столетии

В конце 19 века в Феодосии появилась железная дорога, которая способствовала усиленному развитию торгового порта и развитию местной промышленности. В окрестностях Феодосии была обнаружена нефть. В городе появились чугунолитейное и кирпичное производство, кондитерские и табачные фабрики. Население снова начало расти. Старое жилье разбиралось, и на ее месте возводились новые дома.

ФЕОДОСИЙСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ХРАМЖелезнодорожная ветвь активизировала жизнь в Феодосии в конце 19 века

К тому же, к концу 19 столетия мода на крымский отдых привлекала в город многочисленных жителей из центрального региона, особенно из столиц. Состоятельный, рвущийся к морю и солнцу столичный контингент скупал существующее жилье и строил новые дачи и виллы. Для обслуживания летних дачников стала разрастаться городская инфраструктура.

ФЕОДОСИЙСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ХРАМГостиничный комплекс в Феодосии в 19 веке

Перед приближающимися событиями революции и гражданской войны численность населения достигала тридцати тысяч, в городе работало более 20 предприятий. После революционных потрясений в Феодосии осталось всего четыре предприятия. События «красного террора» и «белой эмиграции» прошли по Феодосии с не меньшим накалом, чем по всему Крыму.

Тем не менее, в постреволюционный период, благодаря появлению мощной курортной составляющей, городское развитие вновь нацелилось в сторону экономического подъема. К началу Второй мировой войны город заселяло более 45 тыс. жителей.

Невосполнимый урон Феодосии был нанесен немецко-фашистским оккупационным режимом, который продолжался с ноября 1941 по апрель 1944. За этот период более 12 тыс. человек было уничтожено и угнано в Германию, было разрушено до 80 процентов городских жилых кварталов.

ФЕОДОСИЙСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ХРАМРуины — последствия Великой Отечественной в Феодосии

В послевоенный период на территории Феодосии началось строительство объектов военного и промышленного назначения, что привело к некоторому оживлению города и увеличению его численного прироста. В 90-х годах на увеличение прироста населения повлияло возвращение крымских татар на свою историческую родину.

ФЕОДОСИЙСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ХРАМСовременная курортная Феодосия

Сегодня Феодосия возвращает свою былую славу курортного города, в котором стремятся отдохнуть многие россияне. Разрастается сеть санаториев, гостевых домов и частных отелей. Хочется верить, что этому многострадальному городу наконец-то можно будет дышать полной грудью и развивать свою экономику, что позволит ему хорошеть год от года и прирастать новыми жителями.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Храм Всех святых

Этот храм стоит на старинном городском кладбище. Первую Всесвятскую церковь построили в 1884 году. Ее архитектурный стиль современники характеризовали как соединение готики, византийского и древнерусского стилей. Подготовительные работы, направленные на восстановление храма велись с 1992 года. Тогда же были собраны документальные данные о том, как он выглядел.

ФЕОДОСИЙСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ХРАМ

Строительные работы, восстановление, возведение нового храма началось с 1999 года и завершилось освящением его в 2005 году. Вновь отстроенный высокий величественный храм украсили сверкающие позолотой росписи, напоминающие о «золотой Византии». В 1996 году в качестве Всесвятской церкви был освящен храм, который соседствует со свечной лавкой. Поэтому сейчас Всесвятским храмом считаются сразу обе церкви, стоящие поблизости друг от друга.

Образовательная деятельность храма

На территории данной достопримечательности успешно работает детская приходская школа и библиотека.

Школа была основана в 2007 году. В школу принимают детей с 5-ти лет. В настоящее время численность ее учеников составляет более тридцати ребят разного возраста. Занятия проходят еженедельно по субботам. Во время занятий также проходят беседы священника с родителями учеников.

Изучаемые предметы школы:

  • основы православного вероучения;
  • основы русского языка и культуры;
  • творчество;
  • музыка;
  • развиваем мышление;
  • литературное чтение (проходит в библиотеке);
  • с 2013 года добавился предмет — русский язык как иностранный.

Посещающие школу дети также участвуют в Божественной Литургии и принимают причастие Святых Христовых Тайн.

Во время учебного года в школе проводятся детские праздники, приуроченные к главным церковным торжествам.

19 июня 2016 года на территории Свято-Екатерининского собора состоялось первое занятие воскресной школы Городского казачьего общества «Станица Феодосийская». Данное мероприятие было осуществлено по инициативе настоятеля церкви протоиерея Вадима Синичкина.

В воскресной школе был прочитан курс лекций и проведены семинары по различным вопросам. На занятиях рассказывали о том, как молиться при недостатке времени, предоставляли сравнительный анализ о мировых религиях.

В комплексе также действует библиотека. В ее стенах часто проходят занятия по предмету «Литературное чтение», на которых учащиеся школы читают и обсуждают интересные книги по богословию, православию и другим тематикам.

В целом следует отметить, что образовательная деятельность церкви является очень плодотворной и насыщенной.

ФЕОДОСИЙСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ХРАМ

Общая информация о Феодосии

Феодосия — город-курорт на берегу Чёрного моря. Находится на юго-востоке Крымского полуострова. Занимает площадь 40 км2, численность населения составляет около 67 тысяч человек.

Основные источники дохода города:

  • туризм;
  • морской транспорт.

А также Феодосия считается культурной столицей Крыма, ведь в городе расположены важные памятники истории и архитектуры.

История Феодосии

Город имеет давнюю историю: основали его греки ещё в IV веке до н. э. Название города также греческое и означает «Богом данная». В те времена Феодосия была частью легендарного Боспорского царства, столицей которого являлся греческий город Пантикапей. С V столетия Феодосия входила в состав Римской империи, а в VIII веке находилась под контролем Золотой Орды. Дальнейшие исторические события:

  1. XIII–XV века — период процветания Феодосии. В это время город назывался Кафа и был одной из генуэзских колоний. В Кафе имелись свой монетный двор, банк, театр. Численность населения стремительно росла и к XIV веку достигла 70 тысяч человек. В городе функционировал порт, Кафа считалась крупным торговым центром.
  2. В конце XV века поселение завоевали османы, которые дали городу название Кефе. Во время османской эпохи здесь находился невольничий рынок, где торговали захваченными в плен славянами.
  3. В 1771 году город стал частью Российской империи. В конце XIX века в Феодосии была построена железнодорожная ветка, активно развивалась промышленность.
  4. В 1920 году в Феодосии установилась советская власть.
  5. В ноябре 1941 года город захватили немецкие войска. На протяжении всего периода оккупации в городе функционировало антифашистское подполье. Немцами было расстреляно более 8 тысяч мирных горожан, половину из которых составляли евреи. Освобождение Феодосии состоялось 13 апреля 1944 года. В 2015 году за мужество и героизм во время Великой Отечественной войны Феодосии присвоили звание «Город воинской славы».

История церкви

Возведение и основание

История культового комплекса началась с XIX века. Сооружение храма было тесно связано с закладкой основы железнодорожного поселка Сарыголь – рабочим нужно было культовое святое место.

Первый камень церкви был заложен 1 апреля 1892 года в честь значительного события в российской истории – присоединения Крыма к Российской империи в 1783 году во время правления Екатерины II. Собор состоит из нескольких комплексов. Первый церковный комплекс строился почти 70 лет в период с 1808 по 1875 год. В 1892 году процесс строительства ускорился, и 21 апреля 1892 года в день рождения императрицы возведение храма было завершено.

На строительство здания часть средств выделил Святой Синод, остальная часть средств была собрана жителями города. Неподалеку от места, на котором строилась церковь, происходило сооружение железной дороги, поэтому многие рабочие и простые жители бесплатно помогали строить храм в выходные дни. Большой вклад в святое дело внесли купцы и знать города. Они помогали стройматериалами. Активное участие в строительстве здания принимал доктор математики и основатель Феодосийской железной дороги В.И. Лапшин, а также обер-прокурор Феодосии.

В комитет по сооружению вошли почетные жители города: Н.А. Иваницкий, М.И. Алтухов и другие. Процесс строительства контролировал глава комитета и директор мужской гимназии В.К. Виноградов. Профессиональный вклад в сооружение здания внес инженер и основатель местной железной дороги Н.П. Меженин.

В 1901 году в соборе начали проводиться Богослужения, а первым настоятелем стал отец Андрей Косовский. В 1920 году он был арестован большевиками. Некоторое время священник Андрей находился в плену, позже следственная комиссия приговорила его к расстрелу. В начале 2000-х годов Андрей Косовский был причислен к лику святых. В церковных службах его упоминают как Андрея Феодосийского.

ФЕОДОСИЙСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ХРАМ

Историческая судьба

В 1937 году советские власти приняли решение закрыть в Феодосии Храм Святой Екатерины. Из святой достопримечательности сделали складское помещение. Во время немецкой оккупации храм был снова открыт и снова начали проходить богослужения. В 1941 году здание святыни начали восстанавливать немецкие солдаты.

После окончания Великой Отечественной Войны прихожане снова начали посещать богослужения в церкви. В послевоенный период настоятелем церкви был отец Макарий. На протяжении многих лет достопримечательность находилась в упадке, и средства на ее обновление не выделялись.

ФЕОДОСИЙСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ХРАМ

Реставрация здания

В 1999 году начались восстановительные работы церкви. Обновление сооружения было завершено в 2002 году. В результате реконструкции были достроены дополнительные здания в архитектурном стиле XVII века.

Теперь храм Святой Екатерины стал центром целого комплекса, который состоит из церкви Иоанна Крестителя, методического кабинета, воскресной школы, гостиницы для паломников и библиотеки. Кроме этого была построена крестильная с возможностью окунания в святую воду.

Ремонтно-реставрационные работы помогли собору обрести светлый, нарядный и величественный вид, благодаря чему он заметен издалека.

ФЕОДОСИЙСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ХРАМ

Современное положение

Благодаря ремонтно-реставрационным работам на сегодняшний день Свято-Екатерининский собор – это уникальное сооружение, которое является составляющей частью целого церковного комплекса. Достопримечательность отличает светлый, красивый величественный вид.

Уже четверть столетия настоятель церкви – Отец Алексей (Свитанский). В 2015 году был назначен новый настоятель протоиерей Вадим (Синичкин).

ФЕОДОСИЙСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ХРАМ

Казанский собор

Сейчас он является Кафедральным собором Феодосийско-Керченской епархии. Место, на котором стоит храм, в 1887 году было пожертвовано графом Гейденом Топловскому монастырю. Кроме того, граф подарил монастырю семейную реликвию – Казанскую Богородичную икону. В 1907 году было начато строительство ныне существующего здания. Освящен храм был в 1911 году. 2004 год ознаменовался восстановлением многодневных крестных ходов из Топловского монастыря в собор. Завершается такой ход 4 ноября храмовым праздником, посвященным Казанской Богородичной иконе.

ФЕОДОСИЙСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ХРАМ

Легкость, стройность русско-византийского стиля придает храму особенную воздушность. Он словно бы взлетает в небо. Полукруглые завершения стен и тонкие полуколонны, подчеркивающие стройность здания, добавляют ему утонченности. Величественное внутреннее убранство довершает впечатляющий образ кафедрального храма. В скверике возле собора установлен памятник Андрею Первозванному, проповедовавшему христианство в Крыму.

Архитектура и убранство сооружения

Давайте рассмотрим, в каком стиле построен храмовый комплекс и как здание украшено внутри.

Внешний вид

Собор продолжил традицию русской архитектуры XVII века

Благодаря большой нарядности и использованию множества декоративных деталей, сооружения данного архитектурного стиля привлекают внимание и запоминаются на всю жизнь

Основные традиции русского зодчества XVII века, которые соблюдались в процессе возведения здания:

  1. Крест (равносторонний) в качестве основы сооружения.
  2. Цоколь.
  3. Выпуклые колонны.
  4. Стрельчатые окна.
  5. 5 маленьких куполов синего цвета и разноликие кокошники, которые украшают верхнюю часть здания.

Фундамент здания представляет собой равновеликий греческий крест. Стены сооружены на высоком цоколе и разделены угловыми колоннами. Вход расположен на западной стороне и оформлен в виде портика. Над входом сооружена относительно небольшая, но изящная звонница. Звонницу украшает невысокая колоннада, которая находится среди расширенных посередине колонн.

Церковную крышу украшают пять небольших синих куполов, на которых изображены звезды. Они являют собой единую структуру. Если рассмотреть поближе, можно заметить, что они являются общим куполом барабанного типа. Все сооружения, расположенные вокруг собора, выполнены в одном архитектурном стиле.

Главным украшением здания является множество кокошников разного размера с резными узорами. Они расположены сверху на стенах и на кровле. Гармонично смотрятся узкие стрельчатые окна — одна из составляющих частей русского стиля архитектуры. Благодаря прямоугольным окнам во внутрь сооружения проникает много дневного света.

Стоит отметить большую вместительность. По площади собор способен вместить 300 прихожан. Первыми из них были жители поселка, расположенного поблизости. На сегодняшний день, благодаря наличию второй церкви – Иоанна Крестителя, храмовый комплекс может принять намного больше людей.

На территории комплекса расположен красивый внутренний дворик. На территории дворика было посажено много цветов, экзотических и южных растений. Есть прекрасный фонтан, а для уставших и пожилых людей расположены удобные скамейки.

ФЕОДОСИЙСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ХРАМ

Внутреннее оформление

Внутри здание очень яркое и нарядное. В соборе находится много икон, украшенных позолоченными рамами. Самая большая из икон – икона Святой Екатерины, которая считается покровительницей храма. Храм отличает богато оформленный трехъярусный позолоченный иконостас и настенная яркая роспись. Расписано все, иконы даже возле лестниц, которые ведут на клирос.

В церкви много роскоши и блеска, все сверкает. У прихожан и паломников все это вызывает ощущение праздника. Посетители считают, что здесь необыкновенная атмосфера покоя и умиротворения.

В целом следует отметить, что церковный комплекс имеет величественный сияющий вид снаружи и роскошное оформление внутри.

ФЕОДОСИЙСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ХРАМ

Святыни храма

Главной святыней церкви является большая икона Святой Екатерины, которая находится в центре сооружения. Она оберегает комплекс от всяческих бед.

На стенах здания изображены иконы Николая Чудотворца, Пантелеймона целителя, Серафима Саровского, сюжеты из Евангелия, икона Веры, Надежды и Любви и их матери Софии. Есть также иконы Распятия и Пресвятой Богородицы «Умиление», а также икона «Всем святым в Крыму просиявшим» и мощи, которым можно поклониться.

ФЕОДОСИЙСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ХРАМ

Паломничество

Храм располагается по адресу Крым, г. Феодосия, ул. Красноармейская, 11. Найти его несложно, можно использовать ориентиром Клуб порта, который находится рядом.

Престольный праздник отмечается 4 декабря — это Введение во храм Пресвятой Богородицы. В этот день служится праздничная литургия утром и вечером, во все остальные дни богослужения проводятся утром в 8:00 и вечером в 17:00.

В храме отмечают и все остальные календарные православные праздники. Добраться можно с автовокзала Феодосии на городском автобусе или такси.

Где остановиться

Все гостевые дома города с радостью примут туристов и паломников. Среди них можно выделить:

  1. Отель «Феодосия» — он расположен прямо в историческом центре города, недалеко от центральной набережной. Найти его можно на улице Пушкина, д. 11.
  2. Гостиница «Виста-Феодосия» — располагается она рядом с картинной галереей Айвазовского, в 150 метрах от линии моря на улице Куйбышева, д. 17-а.
  3. Пансион «На Украинской» — расположенный на третьей линии от моря по улице Украинская, д. 26. Рядом находиться парк, а сам пансион готов встречать гостей круглый год.

Посетить этот старейший храм Феодосии стоит только ради прикосновения к его большой и достаточно трагической истории. Красота его не оставит никого равнодушным.

Престольный праздник в Феодосийском Введенском храме

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит