Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

Содержание
  1. Залавруга
  2. Рисунок в камне: посетители Нацмузея Коми открыли для себя петроглифы
  3. Природный музей без охраны
  4. Фото и описание
  5. Беломорские петроглифы
  6. План-конспект занятия по изобразительному искусству для учащихся начальных классов
  7. Как добраться до беломорских петроглифов
  8. Археологический комплекс «Беломорские петроглифы»
  9. Как добраться до музея под открытым небом?
  10. Загадки петроглифов

Залавруга

Далее, наш путь лежит к Залавруге. Крупнейшее скопление Беломорских петроглифов было обнаружено в 1936 году и расширено во время исследований 1963 года.
От плотины до поворота на Залавругу с асфальта — 3 км и ещё 800 м по ухабистой, но вполне проходимой для любой машины, дороге.

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиковПарковка перед началом пешеходной тропы к петроглифам. Многие автотуристы разбивают лагерь прямо здесь.

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиковИногда сувенирами торгуют и на парковке, но лучшие и уникальные — лучше покупать на самой Залавруге.

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиковЭтот мостик через протоку Кислый Пудас был всегда камнем преткновения на пути к петроглифам. В 2015 году его серьезно обновили.

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиковПротока Кислый Пудас — по сути является рукавом реки Выг. Поскольку река перегорожена плотиной, то обычно протока спокойна и красива.

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиковА так протока выглядит после особо мощного водосброса. Фотография сделана 10 августа, через несколько дней после нашего визита. (с)vk.com/zalav

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиковДорога к Залавруге.

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиковВ мокрых местах уложен настил.

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиковИтак — Залавруга. По сути — каменный холм посреди леса, недалеко от берега водохранилища Беломорской ГЭС.

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиковМесто это необычайно красивое во всех отношениях. Особенно, если повезло с погодой.

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиковЛягушонок или пляшущий человечек — один из наиболее известных петроглифов Залавруги.

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиковПочти гладкое каменное плато справа от «входа» — это Старая Залавруга. Её открыли в 1936 году.

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиковЧерез пару тысяч лет, аналогичный символ, известный как «анх», начнут использовать в древнем Египте. Зачем саамы научили египтян рисовать подобное, а самое главное, как они встретились — об этом история умалчивает.

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиковСемейство лосей на прогулке.

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиковДревнейшее в Европе изображение людей на лыжах.

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиковБез сомнения, Залавруга — родина лыж!

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиковДля посетителей без зрительной фантазии сторонние экскурсоводы «проявляют» петроглифы мелом. Местные же этого не одобряют.

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиковЛосёнок. Одно из самых реалистичных изображений Залавруги.

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиковПро экскурсоводов. Без сомнения можно купить буклет с картой петроглифов и попробовать найти их самостоятельно. Но даже если и получится разыскать отдельные изображения, то разобраться в сюжетных линиях будет непросто. На понимание того, что хотели изобразить древние люди у исследователей Залавруги уходили годы…

А вот местный экскурсовод покажет вам все наиболее значимые группы петроглифов, отдельные картинки и наиболее интересные сюжеты.

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

Большое значение при изучении петроглифов имеет направление и угол обзора

С одной стороны — это просто шершавый гранит, а если посмотреть с другой — открывается картина.

Кроме того, важно и направление солнечного цвета. В полдень, когда солнце высоко и его лучи падают почти отвесно, можно вообще ничего не обнаружить

Вся каменная поверхность будет одинаково засвечена.

Первооткрыватель Беломорских петроглифов Александр Линевский писал в своей книге, что для лучшего исследования «… требуется боковой свет (то есть низкое стояние солнца), чтобы на глянцевитом, отражающем лучи фоне рассмотреть шероховатую, и оттого матовую, поверхность рисунка. Поэтому рисунки заметны не в одно время, а в разное, в зависимости от наклона скалы и угла преломления лучей солнца. Вот почему каждый приезд… даёт новые изображения, в то же время, вызывая досадную потерю времени на розыск прежде найденных петроглифов».

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиковСудостроение у древних поморов-саамов было на высшем уровне. Разнообразие форм и размеров поражает. Может быть и тут египтяне подсмотрели?

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиковКаменная книга жизни. Современный аналог — наверное, соцсети. Вот только смогли бы вы работать над одним постом целый день? Но, фейсбуки приходят и уходят, а беломорским петроглифам уже больше 5 тысяч лет.

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

В заключение надо сказать, что место однозначно стоит того, чтобы проехать немало километров. Прекрасная природа, прикосновение к прошлому… Где еще можно потрогать руками шедевр первобытного творчества возрастом в 5 тысяч лет?
Да, и одной Залавругой можно не ограничиваться и в поиске петроглифов провести весь день. Если, конечно, повезёт с плотиной…

Ссылки по теме

Беломорск — история города, достопримечательности и полезная информация для путешественников.

Рисунок в камне: посетители Нацмузея Коми открыли для себя петроглифы

В Национальном музее Коми заработала выставка «Петроглифы Карелии», посвященная уникальным выбитым и выцарапанным на скалах изображениям древних. В республику не удалось вывезти сами камни, но даже их фотографии, дополненные картами и схемами, показывают, насколько примечателен этот памятник культуры. Почему выставка обладает не только художественной, но и образовательной ценностью — в материале БНК.

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиковФото Виктора Бобыря

Петроглифы — явление малоизвестное, но, тем не менее, с международным охватом. На изображениях — люди, животные, сцены их жизни — от рыбалки до охоты. В Коми такого памятника древней культуры нет. Из возможных близких аналогов только писаницы в Перми — это тоже изображения на камне, но не выцарапанные, а выполненные краской.

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

На выставке в Нацмузее Коми представлены петроглифы конкретно из Карелии. В этой республике они встречались в двух местах — на восточном берегу Онежского озера и в Прибеломорье, на берегу реки Выг. В европейской части России это крупнейшие скопления рисунков каменного века — в общей сложности более трех тысяч изображений.

Из-за размеров — петроглифы выбиты на скалах вдоль побережья рек — привезти оригиналы в музеи или галереи нельзя. Для знакомства широкой публики с явлением придумали передвижную выставку — масштабные фотографии изображений. Но даже подготовить такой материал непросто: на сером камне-основе сложно различить рисунок, предварительно его надо было полить водой и только после — снимать.

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

Открытие выставки прошло в формате живого диалога. В качестве экспертов пригласили известных ученых и художников Коми, у каждого из которых нашлась своя точка зрения на суть петроглифов. Так, знаменитый археолог Элеонора Савельева подчеркнула, что рисунки на камне — это исторический источник, который позволяет воссоздать определенный период человеческой истории. Тем не менее, это еще и отражение представлений о вселенной и мировоззрении древних:

— Когда я смотрю на эти изображения, меня поражает, прежде всего, богатство духовной жизни этого населения.

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

Петроглифы в самом деле служили своеобразным «иконостасом» древних святилищ, являвшихся центрами духовной жизни и практики первобытных общин. Но это точка зрения ученых, художники увидели в предмете выставки потребность в творчестве. Футурист Юрий Лисовский сравнил петроглифы с детскими рисунками и подчеркнул, что факт их существования — это желание проявить творческое изобразительное начало. Его коллега Павел Микушев выступил против «детскости» петроглифов, но отказаться от мнения о желании говорить на языке рисунка не смог: -Тут далеко все не по-детски, все серьезно. Тут все про жизнь и эпоху, существование человечества. Эти вопросы точно также волновали людей.Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

Несмотря на возникающие вопросы о сути петроглифов тогда и сейчас, открывшаяся выставка — одна из возможных образовательных программ, которая может познакомить широкую аудиторию с этим феноменом, отметила директор музея Коми Ирина Котылева. Ведь, по заявлению экспертов, петроглифы наравне с пермским звериным стилем — важнейший вклад финно-угров в мировое искусство. Все фотографии наскальных рисунков сопровождаются пояснениями, картами и схемами. На них можно увидеть расположение петроглифов, их близость или удаленность от поселений людей.

Важнейшей особенностью выставки является наличие игрового пространства: благодаря кубикам с нанесенными на грани петроглифами можно сравнить наскальные рисунки в разных странах Северной Европы. Дополняет экспозицию объемная копия петроглифов. С ее помощью можно самостоятельно скопировать петроглифы так, как это делают ученые-исследователи наскальных рисунков.

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков Выставка «Петроглифы Карелии» будет открыта до 25 мая в отделе природы Национального музея Коми.6+

Природный музей без охраны

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиковСтарая Залавруга. Волонтеры за работой.

В 1934 году молодые советские музееведы решили, что Эрмитажу нужна наскальная живопись. И взорвали скалу с петроглифами на мысе Пери Нос–3. Большая плита с рисунками («крыша») отправилась в Эрмитаж, обломок помельче достался местному краеведческому музею. При взрыве погибли около десятка рисунков, в том числе уникальная для карельских петроглифов сцена деторождения.

В советские времена территория Беломорских петроглифов пострадала при строительстве ББК и Выгостровской ГЭС. Одна из групп рисунков на острове Шойрукшин засыпана плотиной.

Сегодня карельские петроглифы тоже никто всерьёз не охраняет. В Беломорске летом работают волонтёры, приглядывающие за вольными туристами. Пару лет назад на норвежские деньги сделали мостки — чтобы не топтали петроглифы при осмотре.

Восточный берег Онеги и вовсе далёк от заповедных условий. Сюда приезжают на джипах, ставят палатки, жгут костры на камнях с древними рисунками. Добавляют свои, современные. «Ося и Киса здесь были»…

Фото и описание

Беломорские петроглифы представляют собой археологический комплекс, который состоит из рисунков и выбивок на скалах в количестве двух тысяч. Они расположены в местечке Залавруга, неподалеку от реки Выг, что в 12 км от Беломорска, рядом с деревней Выгостров. С северной и западной стороны территория ограничена водохранилищами Беломорской ГЭС и Выгостровской, с восточной стороны находится Беломорск. Добраться на место можно пешком, пройдя по тропе 2 км.

Беломорские петроглифы были открыты в 1926 году карельским писателем и этнографом Александром Линевским. Этот человек был ученым-археологом, историком, этнографом, русским писателем, а также лауреатом Государственной премии Карелии. Линевский назвал это место «Бесовы следки» и посвятил этому скоплению более 10 лет изучения. Открытие этого древнего археологического наследования стало основой для появления особенно популярной научно-художественной повести писателя «Листы каменной книги». «Бесовы следки» являются самыми древними рисунками, выполненными на скалах в Карелии – так считают наибольшее количество исследователей.

Как известно, «петроглифы» переводятся как «резьба на скале». За огромное количество времени до появления письма люди смогли найти способ для выражения мыслей при помощи рисунков и изображений на скалах. Изображения наносились на камни краской. По-другому их называют еще «наскальной живописью» или «писаницами». К тому же, фигуры выбивались при помощи металлического или каменного инструмента.

Беломорские петроглифы представляют собой богатейший археологический комплекс, который расположен в трех главных направлениях: Ерпин Пудас, Залавруга и Бесовы следки. На представленных рисунках можно увидеть разнообразных лесных зверей, например, лосей, медведей, оленей; морских обитателей: кита, белуги, тюленей, а также людей и лодок. Кроме изображений одиночных фигур, здесь нарисованы сцены главных занятий древнего человека: охота на медведей, оленей, лосей, различных птиц и морских зверей. В этом же месте расположены очень древние изображения человека, стоящего на лыжах, не только в северной части Европы, но и во всем мире.

В 1936 году с помощью местного жителя была собрана археологическая экспедиция под руководством предводительством В.И. Равдоникаса. При этом удалось найти еще одну группу рисунков, которую назвали Залавруга.

На главной центральной скале расположено три выполненных в натуральную величину оленя, которые следуют друг за другом, а также цепочка, проходящая под ногами у них и преградившая путь для лодок с людьми. На рисунке отражена охота на оленя в осеннее время: олени переправлялись через речку, когда они перекочевывают с севера на юг. Если лучше присмотреться, то можно заметить, что действие происходит осенью — нарисованы лодки на воде, и зимой — использовались лыжи. Присутствует также рисунок на тему войны: на скале изображено сражение с пришельцами-мореходами, которые вторглись на территорию древних людей.

5 сентября 1963 года была открыта Новая Залавруга. Открытие произвела археологическая экспедиция под руководством Савватеева Юрия Александровича неподалеку от Старой Залавруги. Площадка представляет собой территорию в 200 кв. метров, которая была скрыта под слоем земли. Рисунки были бережно сохранены природой до наших дней. На этом месте было обнаружено более тысячи изображений. Залавругу расчистили по всей территории, и она стала прекрасным музеем под открытым небом.

Новая Заларуга включает в себя 26 групп рисунков, которые сосредоточены на обширной территории. Здесь расположена целая галерея разнообразных наскальных рисунков, о существовании которых очень долгое время никто не знал. Наиболее крупной является сцена охоты на лосей в зимнее время по насту. Самое интересное, что только человек играет главную роль на наскальных изображениях. Это может значить, что в это время для человека произошли очень важные события в восприятии и сознании окружающего их мира. Образы охоты на зверя, которые долго играли основную роль в представлении людей, теперь отошли на второй план.

Беломорские петроглифы

Беломорские петроглифы включают в себя три комплекса изображений, открытых в разное время. Первыми в 1926 году этнографом Александром Михайловичем Линевским были найдены «Бесовы Следки». Это скала, на которой выбито более 300 наскальных изображений, считающиеся самыми древними в Карелии.
Через 10 лет, в 1936 году экспедиция, которой руководил В. И. Радовникас, отыскала еще одну группу изображений, названную Залавругой. В 1963 году археологи во главе с Ю. А. Савватеевым открыли скрытый под слоем почвы комплекс петроглифов, названный Новой Залавругой. Поиски новых наскальных изображений продолжаются. Их ведут российские и международные археологические группы.

Возраст старейших Беломорских петроглифов оценивается археологами в 6-7 тысяч лет. Наскальные рисунки относятся к самым ранним произведениям искусства. Изображения на камне были созданы намного раньше многих древних памятников. Через две тысячи лет после появления Беломорских петроглифов будут построены первые египетские пирамиды, через четыре тысячи – Римский Колизей и почти через пять – Великая Китайская стена. Почтенный возраст – особая ценность наскальной живописи. Эта библия, или энциклопедия, каменного века правдиво рассказывает нам о ценностях, жизни и представлении о мире наших далеких предков.

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиковБеломорские петроглифы.

Петроглифы Белого моря были созданы предками саамов и насчитывают около 2 000 изображений. Все они выбиты, то есть углублены в поверхность скалы точечными ударами твердого камня, скорее всего кварца. Средняя глубина такой выбивки составляет порядка 2-3 мм. Четкость контуров фигур серьезно различается: можно увидеть как ровную линию, так и «рваную». Отличаются и размеры изображений. Наряду с «гигантами», высотой от 2,4 и до 4,1 м присутствуют и «карлики», чей рост не превышает 10 см. Наиболее распространены фигуры размерами от 15 и до 60 см.

Большая часть изображений выполнена в натуралистической манере и потому легко узнаваема. Без особого труда можно различить морских и лесных зверей, водоплавающих птиц, людей и предметы их быта. Важная особенность Беломорских петроглифов – наличие антропоморфных человекоподобных образов, которые являются главными действующими лицами множества наскальных полотен. Беломорские рисунки очень реалистичны и имеют ярко выраженную бытовую направленность.

Здесь преобладают изображения лодок, как пустых, так и с командами (или пассажирами), нарисованными в виде столбиков. Особенно впечатляют развернутые повествовательные сцены, рассказывающие об охоте на морских животных, птиц и лесных зверей. Хороши и батальные композиции.
Стоит отметить, что во всех картинах присутствует человек. Он плывет на лодке, идет на лыжах или пешком, танцует, охотится или сражается. Древним мастерам удалось вложить в небольшие фигурки такое количество экспрессии, что они кажутся живыми.

Петроглифы – не картинки с натуры, как может показаться на первый взгляд. Это реальный мир, переработанный сознанием древнего человека, связанный с системой обрядов и верований, с культом и мироощущением в целом

Ученые уверены, что наскальные изображения занимали важное место в жизни древних людей, которые украшали ими наиболее значимые для себя места

План-конспект занятия по изобразительному искусству для учащихся начальных классов

Продолжительность занятия 45 минут.

Цель: cоздать рисунки, похожие на наскальные изображения эпохи неолита через знакомство учеников с уникальным

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиковРис. 2. За работой

историческим объектом родного края археологическим комплексом «Беломорские петроглифы».

Задачи:

  • познакомить детей с особенностями изобразительной деятельности наших далёких предков;
  • показать роль искусства в жизни людей эпохи неолита;
  • научить понимать особенности схематического рисунка;
  • научить работать в новой изобразительной технике «граттаж», с новыми инструментами и материалами;
  • развивать пространственное мышление, творческое воображение;
  • воспитывать любовь к своей малой Родине.

Необходимые материалы:

Для педагога:  лист бумаги, приготовленный для граттажа, (а также парафиновая свечка, чёрная гуашь и тушь, кисточка – для показа) стека для лепки из пластилина.

Для детей: заранее приготовленные педагогом листы затонированной бумаги по количеству учащихся: первый слой воска, второй слой – тушь чёрная пополам с чёрной гуашью (дети  старшего возраста, 3-4 класс, могут приготовить такие листы самостоятельно заранее). А также пластмассовые стеки для лепки по одной на каждого ребёнка.

Оборудование: рабочие столы, застеленные бумагой; магнитная доска и магниты; компьютер с программой Power Point 2003 и выше; мультимедийный проектор с экраном или интерактивная доска.

Наглядность:

— распечатанные фотографии Беломорских петроглифов;
— распечатки фотографий из книги;
— презентация «Петроглифы Беломорья. Школа рисования эпохи неолита».

Как добраться до беломорских петроглифов

Туристам проще всего добраться в музей под открытым небом, расположенный в шести километрах от Беломорска. Есть два способа:

  • На машине по трассе Р-21 «Кола». Нужно повернуть к указателю «Беломорск» и двигаться дальше на север. После поселка Сосновец и Выгостровской ГЭС нужно свернуть налево. Туристы отмечают, что особых сложностей при проезде по этой дороге нет. Дальше предстоит путь пешком. Перейдите через мостик. До цели путешествия осталось немного – всего два километра по лесной дороге.
  • На поезде до Беломорска, а дальше на такси или рейсовом автобусе, который идет до Залавруги.
  1. Бесовы следки – павильон у плотины;
  2. Поворот на дорогу к Залавруге;
  3. Парковочная площадка;
  4. Петроглифы Залавруги;
  5. АЗС на окраине Беломорска.

Археологический комплекс «Беломорские петроглифы»

В уникальный археологический комплекс «Беломорские петроглифы» входит несколько групп наскальных изображений. Первыми в 1926 году этнограф Александр Линевский открыл Бесовы следки – более трех тысяч изображений на скале. До второй группы рисунков, названной Ерпин Пудас, меньше километра. Увидеть петроглифы здесь не так-то просто.

Некоторые из них скрыты под водой, другие – настолько стерлись временем, что видны лишь в лучах восходящего и заходящего солнца. Через десять лет после первого открытия экспедиция во главе с Владиславом Радовникасом обнаружила еще один комплекс, который назвали Залавругой.

На месте древних находок работает музей под открытым небом «Беломорские петроглифы». Территория облагорожена. Тут расположены мостики, скамейки, найти дорогу помогают указатели. Некоторые изображения на скалах в помощь туристам обведены краской. Это специально сделано смотрителями, потому что со временем рисунки становятся незаметными.

На скалах расположились животные, птицы, необычные существа. Часто встречаются изображения людей, занятых важными делами – например, охотой. Возможно, петроглифы помогали нашим предкам проводить религиозные обряды и решать повседневные проблемы.

Залавруга

Группа изображений Старой Залавруги занимает 200 метров. Первое, что бросается в глаза, – выполненная в натуральную величину сцена охоты на оленей. Действие происходит одновременно зимой и летом. Одна группа охотников отправилась за добычей на лыжах, другая – на лодках.

Площадь открытой позже Новой Залавруги намного больше. Популярностью у приезжих пользуется изображение «пляшущего человечка». Считается, что он помогает заветным мечтам сбываться как по мановению волшебной палочки. По поверью, надо прикоснуться к человечку и загадать желание.

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

Ерпин Пудас

Туристам, которые приезжают посмотреть на творчество предков на острове Ерпин Пудас, приходится сложнее. Некоторые рисунки расположены в труднодоступных местах у воды, другие практически стерлись, поэтому видны только при подходящих погодных условиях. Местные жители отмечают, что увидеть изображения проще после дождя – на мокрых камнях они лучше выделяются. На острове расположены несколько тематических групп рисунков: охота необычного морского существа на тюленя, люди на лыжах и эротические сцены.

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

Бесовы следки

Бесовы следки также находятся недалеко от Беломорска, в районе острова Шойрукша. Петроглифы прикрыты специальным павильоном. Ученые предприняли такие меры, чтобы сохранить наскальные рисунки как можно дольше. В основном изображения комплекса Бесовы следки посвящены охоте. Центральная фигура – шаман в так называемой позе Луга. Он стоит на одной ноге, левая рука приподнята, один глаз закрыт. Считалось, что закрытым глазом он может видеть потусторонний мир, населенный духами.

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

Как добраться до музея под открытым небом?

Многочисленные туристы практикуют и самостоятельные поездки для просмотра беломорских петроглифов. Как добраться самостоятельно до Залавруги? Есть несколько вариантов.

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиков

Стоит отметить, что автобусы в данный регион не ходят. Поэтому стоит ориентироваться на собственный транспорт для просмотра беломорских петроглифов. Как добраться на машине? На автомобиле необходимо двигаться по трассе Р-21, ведущей на Мурманск, с нее нужно свернуть на Беломорск. Не доезжая до города, повернуть налево (это примерно между 33-м и 34-м километрами). Проехав еще километр, автомобиль придется оставить на разворотной площадке, а далее пешком перейти деревянный мост и еще один километр преодолеть по лесной тропинке, которая и приведет вас непосредственно к археологическому комплексу.

Если у вас нет собственного автомобиля, то можно от Беломорска добраться до разворотной площадки на такси. И таким же образом нужно будет возвращаться обратно в город.

Загадки петроглифов

Петроглифы Белого моря: магия карельских камней-следовиковКарелия. Онежские петроглифы. Солярные и лунарные изображения.

Учёные продолжают находить новые рисунки, регистрируют их, музеефицируют некоторые находки. Но объяснить многие изображения не могут.

Лебедь, лось и кит-белуха — понятно. Человек. На карельских скалах, как правило, выгравирован в профиль, с одной рукой и одной ногой. С луком или капканом. На лодке. Эти охотники похожи на нынешних людей.

Но кто это двуногое существо, у которого вместо головы два огромных шара? Археологи ласково зовут его Чебурашкой, списывая творческий порыв художника на действие мухоморов.

Ещё меньше ясности с космическими знаками, ориентированными строго на запад или восток. Исследователи условно относят их к солярно-лунарному типу. Не исключено, что в Заонежье могла существовать первая в истории человечества обсерватория.

Но если знаки — это Луна и Солнце, то зачем они установлены на две или три «ножки»? Может, древние люди видели летающие объекты?

Жители Карелии, живущие неподалёку от этих мест, нисколько подобным изображениям не удивляются. Они, по их собственным словам, чуть не каждую ночь наблюдают в небе похожие «явления».

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит