Александровский сад
Нет лучше места для спокойной прогулки влюбленным или бабушкам с внучками, чем Александровский сад. Он непринужденно раскинулся между Сенатской площадью и зданием Адмиралтейства. Под кронами его деревьев уютно в любое время года, это место пользуется популярностью среди горожан. Воскресными вечерами тут можно послушать военно-морской духовой оркестр, который по традиции играет подле памятника В. Жуковскому. Есть тут и другие памятники – это памятники Глинке, Лермонтову, Гоголю, но самым интересным является памятник Пржевальскому. Это был смелый и решительный исследователь Центральной Азии. Памятник ему также необычен: оседланный верблюд, который стоит возле большого каменного постамента, а на самом постаменте бюст Пржевальского.
Что касается Адмиралтейского проспекта, то тут интерес вызывают сразу два здания. Первое – это огромная серая громада. Именно тут около полувека находился штаб царской секретной полиции. В двадцатом веке тут был расположен другого силового органа – ЧК. Именно тут руководил действиями ЧК Феликс Дзержинский. Однако в 1995 году было принято решение разместить здесь Музей политической полиции России. В трех залах поместился вся история внутренних органов России. В первом зале полностью воссоздана обстановка времен Александра Третьего. Можно представить, как через легко занавешенную дверь агенты царской полиции стремились на доклад к начальству. Также тут можно посмотреть на фото руководителей КГБ всех времен, а также на фотографии наиболее выдающихся разведчиков. Также посетителям представлены памятные вещи, среди которых модно увидеть первый бронежилеты, которые носили сотрудники КГБ. Посещение этого музея наиболее интересно для мальчиков, которые страстно увлекаются шпионской тематикой. Тут они многое узнают о нелегком шпионском труде.
Второе здание – это дом князей Лобановых-Ростовских. Строительство этого дома длилось три года и, было закончено в 20-м году восемнадцатого века. Возле портика с колоннами стоят два каменных льва, которые в свое время увековечил Александр Пушкин, в своей известной поэме «Медный всадник».
Адмиралтейство
Петр I основал Адмиралтейство еще в 1704 году. Стоит отметить, что тогда оно имело несколько иные функции, нежели сейчас. Первоначально это была обычная деревянная верфь со шпилем. После того как верфь была перенесена в другое место, поменялись функции Адмиралтейства. Теперь это здание стало административным и никакие работы в нем не проводились. Из соображений пожарной безопасности вокруг Адмиралтейства не строились никакие другие здания, а потому и в наши дни вокруг пусто. На месте старого здания архитектор Андреян Захаров возвел новое, которое мы и видим в наши дни.
Основная и притягивающая глаз зрителя часть здания – это центральная башня. Ее построили еще в двадцатые годы девятнадцатого столетия, она украшена красивой колоннадой, а на ее вершине всем известный позолоченный шпиль Адмиралтейства. В Петербурге был еще один шпиль – это шпиль Петропавловской крепости. Именно за счет этих двух построек Петербург превратился в европейский город, ведь над русскими городами обычно возвышались однообразные церковные купола и кресты. Именно с башни Адмиралтейства Петр Первый имел привычку наблюдать в подзорную трубу за строительными работами в городе. Интересно, что на самом конце шпиля Адмиралтейства расположен флюгер в виде небольшого кораблика-фрегата. Именно этот кораблик и стал символом города.
Само здание Адмиралтейства выполнено в форме буквы «П». Это сделано не случайно, ведь именно с этой буквы начиналось имя царя. Кроме того, фасад здания украшен различными барельефами, которые говорят зрителю о славе русского флота. Если вы зайдете с главного входа, то увидите сразу три нимфы, которые несут земной шар. Эти три нимфы символизируют все три образа богини Гекаты. Также можно заметить на фризе Нептуна, морской бог дарит Петру Первому свой трезубец. Кроме того, на каждом из четырех углов основания башни можно увидеть Пирра, Александра Македонского, Ахилла и Аякса. Колоннада, как и все остальные части здания Адмиралтейства представляет собой произведение искусства. Тут есть на что посмотреть, ведь здесь изображены времена года, а также богиня и покровительница кораблестроения Изида и покровительница такой науки, как астрономия, Урания. Портики тоже богато декорированы и также прекрасны в своей строгости и классической красоте. Различные божества награждают русских моряков – вот тема декорирования портиков. Кроме того, тут имеются ангелы, играющие на трубах.
Эти ангелы, как и кораблик на флюгере также стали одними из символов Северной Пальмиры. Огорчает тот факт, что фасад здания, выходящий на Неву, застроен жилыми домами и с реки невозможно оценить его красоту. С 1925 года в здании Адмиралтейства находится Высшее военно-морское инженерное училище. Для туристов здание Адмиралтейства закрыто. Разве что можно посидеть в респектабельном ресторане в одной из частей здания. Кстати из этого ресторана виден памятник Петру-кораблестроителю. Данная скульптура является подарком от Амстердама. Именно в этом городе Петр Первый долгое время работал простым корабельным плотником, постигая азы кораблестроения и со временем применил полученные навыки в России.
Амбициозный юноша
Карл Росси родился в Неаполе 18 декабря 1775 года. Его матерью была выдающаяся балерина Гертруда Росси, а отчимом — танцовщик Шарль Ле Пик. Когда Росси было 11 лет, его семью пригласили в Санкт-Петербург. Родителям Карла Росси благоволил император Павел I — от него семья получила в дар земельный участок в Павловске, где в это время архитектор Винченцо Бренна возводил новый дворец для императора. Карл хорошо рисовал, Бренна заметил это и взял еще совсем юного Росси в ученики. В 1795 году Росси стал чертежником в Адмиралтейской коллегии архитектуры. Со следующего года Бренна принял его помощником на строительство Михайловского дворца. В 1802 году Карл отправился в заграничную командировку во Флорентийскую академию, завершать обучение. В Петербург Росси вернулся через два года и сразу разработал амбициозный проект — план переустройства набережной Адмиралтейства. Но высшие инстанции проект сочли слишком легкомысленным, и звание архитектора Росси не получил. Его определили на фарфоровый завод, где он проработал художником два года, после чего все же добился звания архитектора. В 1808 году Росси отправился в Кремлевскую экспедицию, во время которой возвел в Москве несколько зданий, но все они, включая деревянный театр, сгорели при пожаре 1812 года. После в Твери Росси построил Путевой дворец — и вернулся в Петербург.
История создания
Когда в 1823 году архитектор Захаров закончил монументальное здание Адмиралтейства, возникла необходимость преобразования трех центральных площадей Северной столицы: Сенатской (нынешней Декабристов), Дворцовой и Адмиралтейской, где в конце девятнадцатого столетия был разбит Александровский сад. Оформление уже существовавшего к тому времени дома, в котором находился Сенат, перестало соответствовать тогдашним масштабам, да и общей архитектуре и парадности центра города. И потому он требовал реконструкции.
Своим приказом император, а тогда на престоле был Николай I, начал строительство нового дома для Сената по единому образу и подобию, чтобы здание Главного штаба, Сената, Синода в Петербурге было выполнено в едином архитектурном решении. Поэтому для последнего был приобретен дом купчихи Кусовниковой. А на месте дома А. Бестужева-Рюмина решили уже построить здание Сената.
Описание
Два тождественных по архитектурному оформлению здания в стиле позднего классицизма — здания Сената и Синода построены в первой половине XIX века по проекту архитектора К.И. Росси Росси Карл (Карло) Иванович Крупнейший архитектор Петербурга в первой трети XIX века. По объему созданного Карл Иванович Росси превосходит всех своих современников. Работал в стиле позднего классицизма….. Здания строились в период с 1829 по 1836 годы. На этом месте в середине XVIII века, около 1744 года был построен дом в стиле барокко для А. П. Бестужева-Рюмина, перестроенный в 1763 году архитектором А. Ф. Вистом. В нем разместился один из высших правительственных органов — Сенат, располагавшийся до того на Васильевском острове. В конце XVIII века здание было перестроено в духе русского классицизма предположительно архитектором И.Е. Старовым Старов Иван Егорович …. В 1823 году архитектором А.Д. Захаровым Захаров Адриан Дмитриевич … было закончено возведение монументального здания АдмиралтействаАдмиралтейство. 1806—1823, и возникла потребность в преобразовании трех центральных площадей города: Дворцовой, Адмиралтейской (на которой в конце XIX века был разбит Александровский сад) и Сенатской (ныне площади Декабристов). Архитектурное оформление существовавшего к тому времени здания Сената перестало соответствовать масштабам и парадности центральной части города и нуждалось в реконструкции. На объявленном конкурсе проектов реконструкции лучшим был признан проект К. И. Росси, который и начал осуществляться в 1829 году. 24 августа 1829 года состоялась торжественная закладка здания Сената. Дом Бестужева-Рюмина при этом не был полностью снесен — часть стен прежней постройки Росси включил в объем нового здания. Через год, когда был выкуплен стоящий по соседству дом купчихи Кусовниковой, было заложено здание Сената. Строительными работами по проекту К.И. Росси Росси Карл (Карло) Иванович Крупнейший архитектор Петербурга в первой трети XIX века. По объему созданного Карл Иванович Росси превосходит всех своих современников. Работал в стиле позднего классицизма…., а также планировкой помещений здания занимался архитектор Александр Штауберт. Здания Сената и Синода объединены триумфальной аркой, которая завершается стоящей на многоступенчатом аттике скульптурной композицией «Правосудие и благочестие», символизирующей единство церковной и светской власти. Над композицией работали скульпторы С.С. Пименов Пименов Степан Степанович …, Демут-Малиновский Демут-Малиновский Иван Васильевич … и П. Соколов. Над аркой на уровне аттика возвышаются фигуры «Гениев, держащих закон». На самом аттике расположены три барельефа — «Закон Божий», «Закон естественный» и «Закон гражданский». Интересно расположение барельефов. В центре над аркой расположен более крупный, чем другие два, барельеф «Закон гражданский». Среди других изображений на нем имеются бюсты Петра I и Екатерины II. В левой части арки расположен барельеф «Закон Божий», посвященный Синоду. В правой части — барельеф «Закон естественный», посвященный Сенату. С обеих сторон арка украшена парами колонн. При возведении арки Росси использовал один из неосуществленных вариантов оформления арки Главного штаба, который был им переработан для новой архитектурной композиции. Трехэтажные прямоугольные в плане здания имеют большие внутренние дворы. Фасады зданий украшают
Строительство
Поставленная перед архитектором и строителями задача о придании зданию Сената характера, соответствующего величию Сенатской площади, была ими решена с большим мастерством и с точным ощущением масштаба. Достаточно большая протяженность фасада заставила автора проекта Росси увеличить высоту сооружения до восьми с половиной сажень. Нужно сказать, что соседнее строение Адмиралтейства ощутимо ниже, чем здание Сената – на целых двести десять сантиметров. В начале октября 1832-го строительные работы были свернуты, и сразу же началась внутренняя отделка обоих зданий. В феврале следующего года император лично совершил осмотр объектов. А уже в 1934-м строительство было окончательно завершено.
Сенатская площадь
Сенатскую площадь со всех сторон окружают памятники искусства и архитектуры. Вокруг нее расположились Александровский сад, здания Синода и Сената, а также Адмиралтейство и Исаакиевский собор. В самом сердце площади находится один символов города легендарный Медный всадник, а подле него уютный скверик, который плавно переходит в Александровский сад. Раньше перед Медным всадником можно было увидеть наплавной мост, ведущий на Васильевский остров. Вот только в начале прошлого века мост сгорел и от него остался лишь только гранитный спуск к реке. Интересно, что людно на Сенатской площади только в летнее время года. Причина этому банальна: Дворцовый мост и Благовещенский мост сводят и разводят первыми.
Именно на Сенатской площади 14 декабря 1825 года произошло знаменитое восстание декабристов. Группа прогрессивно мыслящих военных офицеров вывела на Сенатскую площадь тысячи солдат, с целью наложить вето на восхождения на престол Николая I и ввести конституционную монархию. Однако было поздно, сенаторы уже успели присягнуть новому царю. Площадь окружили царские войска, а само восстание из фарса очень быстро превратилось в трагедию. Интересно, что рабочие с Исаакиевского собора активно поддерживали декабристов и метали в царские войска кирпичи. Николай I не на шутку испугался и отдал приказ разогнать мятежников и ликвидировать угрозу. К рассвету приказ был выполнен. Интересно, что князь Трубецкой, один из руководителей восстания так и не рискнул появиться на площади.
После того как мятеж был подавлен, начались допросы. Царь Николай лично присутствовал при этом процессе, а также задавал вопросы. Пять лидеров декабристов были повешены, еще 130 офицеров были лишены званий и наград и были отправлены в ссылку в Сибирь. Солдаты, которые и понятия не имели о том, что участвуют в восстании, ведь они лишь выполняли приказ начальства, также наказали. Их 12 раз прогнали через тысячный строй и таким образом не сложно посчитать, что каждый из них получил 12 000 ударов плетью.
Михайловский дворец
В 1819 году младшему брату императора Александра I, Михаилу, исполнился 21 год. На строительство дворца для великого князя выделили 9 миллионов рублей — и Александр I поручил его Росси. Архитектор планировал проложить от Невы новую дорогу и открыть на дворец вид с набережной. Росси впервые не реконструировал чье-то здание и даже не был обязан «ставить» свой проект на чей-то фундамент — он начал самостоятельно формировать городское пространство. Для подъезда к дворцу от Екатерининского канала до Фонтанки он проложил еще одну улицу — Инженерную. Территории Михайловского дворца и Михайловского замка, на строительстве которого Росси работал с Винченцо Бренной, разделила Садовая улица. Работа над самим дворцом длилась шесть лет. Комиссия торопила архитектора — принципиальный Росси в ответ писал гневные письма. Требования комиссии переходили границы разумного: например, двум живописцам поручалось за полтора месяца расписать потолки во всех залах дворца, длина которого составляла 105 метров.
Дворец был открыт и освящен 30 августа 1825 года. А спустя четыре месяца Росси уже оформлял церемонию прощания с почившим императором Александром I, над эскизами которой он работал даже в день, когда произошло восстание декабристов.
Предистория
Первоначально на месте нынешних Сената и Синода располагался фахверковый дом, принадлежащий А. Меншикову, а рядом – особняк, которым владела купчиха Кусовникова. Когда светлейший князь оказался в опале, его имущество на набережной Невы перешло во владение вице-канцлера А. И. Остермана. Спустя некоторое время, в 1744 году, строение было пожаловано Елизаветой Петровной А. Бестужеву-Рюмину. Канцлер реконструировал его, поручив архитектору А. Висту возвести дом в стиле барокко.
В 1763-м, когда на престол взошла Екатерина II, строение перешло в казну. В это здание практически сразу переехал Сенат. С 1780 по 1790 годы барочная постройка Бестужева-Рюмина был снова реконструирована: фасады получили новую архитектурную обработку, типичную для русского классицизма.
Имя последнего автора проекта, по которому была осуществлена перестройка здания, доподлинно не известно. Однако, судя по сохранившимся в коллекции музея Академии художеств чертежам западного фасада, разработки проводил архитектор И. Старов.
Елагин остров
В Петербурге Росси занимался перестройкой зданий (Аничков дворец, павильоны в Павловске) и сделал еще один шаг по карьерной лестнице — в 1816 году архитектора назначили членом Комитета строений и гидравлических работ.
Острова вокруг Петербурга в то время почти не были застроены, в том числе и Елагин. Когда последний владелец, граф Орлов, решил продать остров, его распорядился выкупить Александр I. Его мать, вдовствующая императрица Мария Федоровна, уже не могла ездить в Павловск по состоянию здоровья, ей требовалась новая летняя резиденция поближе к городу. Проект перестройки поручили Карлу Росси, на тот момент (1818 год) он был уже придворным архитектором — во многом благодаря рекомендательному письму сестры Александра I Екатерины Павловны, для которой перестроил путевой дворец в Твери. Тогда Росси исполнилось уже 43 года, а его карьера только началась, как, впрочем, и семейное счастье: он женился на молодой девушке Софье Андерсон. Через два года архитектор написал прошение на имя императора об усыновлении четырех внебрачных детей и присвоении им его фамилии. Александр I просьбу одобрил.
Во время работы над ансамблем Елагина острова Росси учел в проекте все, вплоть до привычек Марии Федоровны. Вдовствующая императрица любила, чтобы на ночь ей читали вслух, и архитектор просчитал акустику помещений дворца. Смету Росси составил с небывалой точностью — указал ровно 1 587 632 рубля 40 копеек — и не выходил за ее пределы.
На территории острова зодчий, помимо дворца, возвел павильон на пристани, кухонный флигель, оранжереи, конюшенный корпус. Дворцовый парк был открыт для посещения «хорошо одетой публики», и Росси построил в нем музыкальный павильон, где по праздникам играл оркестр.
Елагин дворец на Елагине острове. Фотография: Екатерина Овсянникова / фотобанк «Лори»
Елагин дворец на Елагине острове. Фотография: Сергей Афанасьев / фотобанк «Лори»
Вид на Масляный луг и Кухонный корпус Елагиноостровского дворца на Елагином острове. Фотография: Галина Ермолаева / фотобанк «Лори»