Дворец Белосельских-Белозерских

Белосельские XVIII—XX вв

Лаврская гробница Александра Михайловича Белосельского-Белозерского, стилизованная под капеллу Киджи

  • Михаил Андреевич (1702-55), вице-адмирал, управляющий адмиралтейств-коллегией в 1745-49 гг.; женат на графине Наталье Григорьевне Чернышёвой

    • Андрей Михайлович (ум. 1776), посланник в Саксонии; женат на Анне Фёдоровне Наумовой, детей не было.
    • Елизавета Михайловна (1742—1807), фрейлина, статс-дама, писательница, жена барона И. И. Черкасова
    • Наталья Михайловна (1745—1819), фрейлина, художница, жена барона С. Н. Строганова
    • Евдокия Михайловна (1748—1824), фрейлина, замужем за В. П. Салтыковым
    • Александр Михайлович (1752—1809) — дипломат и писатель, женат на Анне Григорьевне Козицкой

      • Зинаида Александровна, в браке Волконская (1789—1862) — хозяйка литературного салона, писательница, поэтесса, певица и композитор.
      • Эспер Александрович (1802—1846) — генерал-майор.

        • Елизавета Эсперовна (20.11.1834 — 30 .03. 1907), муж князь П. Н. Трубецкой.
        • Ольга Эсперовна (17.02.1838 — 9.12.1869), муж — граф П. А. Шувалов.
        • Константин Эсперович (1843—1920) — генерал-лейтенант, генерал-адъютант, член Главного управления государственного коннозаводства. Умер в эмиграции в Париже.

          • Эспер Константинович (1870—1921), капитан 2 ранга, яхтсмен, бронзовый призёр Олимпиады 1912 года
          • Сергей Константинович (1867—1951) — генерал-лейтенант (1916), член Международного олимпийского комитета.

            • Сергей Сергеевич (1895—1978) — полковник авиации армии США, основатель и председатель Российского комитета освобождения и Российского комитета, ктитор Ново-Коренной пустыни и Знаменского собора на Манхэттене.

В 2012 году великая княгиня Мария Владимировна Романова своим указом распространила права на фамилию и титул князей Белосельских-Белозерских на внебрачных признанных и узаконенных во Французской Республике сыновей князя Эспера Константиновича – умерших Георгия (Жоржа) и Павла (Поля), а также их потомков.

Дворец в советские годы

Давайте теперь посмотрим, что стало с этим шедевром архитектуры после революции.Понятно, что также как и другие здания, ранее принадлежавшие знати, он в 1918 году был национализирован.

В трагическое для Ленинграда блокадное время дворец сильно пострадал. После Победы вначале в 1949, а потом в 1954 году в нём велись восстановительные работы. Воссозданы были и утраченные за пронесшиеся годы интерьеры. Это происходило в период с 1960 по 1988 года под руководством известного советского архитектора-реставратора Ирины Николаевны Бенуа. Отмечу, что уже с конца 70-ых годов прошлого века во дворец стали водить экскурсии. Кстати, видимо было не позабыто и его «музыкальное прошлое» из имперских времён. Ведь с 1989 года тут не только вновь устраиваются концерты, но также Зеркальный зал дворца становится основной площадкой для Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра.

Дополню, что в 1991 году дворец Белосельских-Белозерских официально становится культурным центром Северной столицы. Помню, как гуляя по Невскому с друзьями-студентами в начале 90-ых, мы наткнулись на объявление, сообщавшее, что в этом дворце заработала выставка-экспозиция восковых фигур. Я не очень люблю подобный вид искусства, и эта новость почему-то показалась несколько несуразной. А вот ассоциировать данный прекрасный дворец с концертными мероприятиями мне кажется более гармоничным. Хотя, это лишь моё частное мнение.

Напоследок

Я уверена, что для любознательных путешественников будет полезным свидание с этим уютным дворцом. Он, как и другие его собратья, затаил в своих покоях не только массу придворных тайн, но и более современных историй, относящихся уже к XX-XXI векам.

Может быть, он не столь помпезный, как прочие петербургские дворцы, но по-моему, это милое розовое здание на Невском, нисколько не проигрывает им, даря нам с вами свою самобытность и очарование.

А знакомясь ближе с историей уникальных строений Санкт-Петербурга, мы с вами удивительным образом соприкасаемся и с судьбами людей, их создавших, в них проживавших, в них гостивших… Перед нами увлекательнейшая книга повестей лет минувших, куда так интересно заглянуть!

Примечания

  1. Н. Новиков. Родословная книга князей и дворян Российских и выезжих (Бархатная книга). В 2-х частях. Часть II. Тип: Университетская тип.  1787 г. Глава 31. Род Белосельских князей. стр. 163-164.
  2. Из рода Чингизидов.
  3. Гербовник дворянских родов графа Александра Бобринского. 1890г. стр. 128.
  4. Сост: А.В. Антонов. Родословные росписи конца XVII века. —  Изд. М.: Рос.гос.арх.древ.актов. Археогр. центр. Вып.6. 1996 г. Князья Белосельские. стр. 91. ISBN 5-011-86169-1 (Т.6).  ISBN 5-028-86169-6.
  5. См. Пчелов Е. В., «Рюриковичи. История династии» М.: Олма-пресс, 2001
  6. Белосельские-Белозерские // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. Алфавитный указатель фамилий и лиц, упоминаемых в Боярских книгах, хранящихся в I-ом отделении московского архива министерства юстиции, с обозначением служебной деятельности каждого лица и годов состояния, в занимаемых должностях.  М., Типогр: С. Селивановского. 1853 г. Князья Белосельские. стр. 56.

Допетровское время

Князь Федор Романович и Иван Федорович Белосельские убиты на Куликовом поле в 1380 году. Причислены к лику святых. Князь Яков Гаврилович находился вторым воеводой левой руки в Полоцком походе в 1551 году. Князь Елизарий Гаврилович Белосельский второй воевода ертаульского полка в Казанском походе 1544 года. Князь Иван Елизарьевич послан был в 1577 году от ливонского короля Магнуса к царю Иоанну Грозному с известием о завоевании городов Кеси и Куконоса. Князь Никифор Иванович Белосельский, один из трёх сыновей Ивана Елизарьевича, был стольником патриарха Филарета Никитича, отца царя Михаила Фёдоровича Романова. Его племянник Михаил Васильевич Белосельский (ум. ) — воевода в Вязьме, Торжке и Самаре, участник двух войн с Речью Посполитой.

При подаче документов 24 декабря 1685 года для внесения рода в Бархатную книгу была предоставлена родословная роспись князей Белосельских.

Предложения для гостей

Посетителей здесь ждёт масса интересного:

  • Также при желании вы можете заглянуть в необычный Музей становления демократии в современной России им. Анатолия Собчака. Посетить его можно лишь по предварительной договоренности по телефону (812) 571-17-06 совершенно бесплатно. Музей работает лишь по будням с 11.00 до 15.00.
  • Также дворец предлагает такую популярную в наши дни услугу, как фотосессия в его интерьерах. При желании необходимо записаться по телефону 982-42-39 (ежедневно).

Кстати, если вы оказались рядом с этим дворцом (1) и захотели перекусить, то буквально в двух шагах на Невском проспекте, 45-47 есть сразу 3 вполне приятных, на мой взгляд, местечка:

  • «МакКафе» (2), ресторанчик, где очень вкусно готовят суши,
  • «Две палочки» (3),
  • ресторан «Палкинъ» (4).

Кроме того, можно быстро перекусить и в Макдоналдсе (5), который также располагается здесь.

Интересные факты

В дом к Белосельским-Белозерским любила наведываться императорская семья во главе с Александром III. Барышни весь вечер танцевали, а мужчины играли в карты. Особенно развлекаться нравилось жене императора Марии Феодоровне, и чтобы ее увезти домой приходилось идти на хитрость. Находя различные предлоги, император по одному выманивал музыкантов со сцены. Когда аккомпанемент стихал, Мария Феодоровна соглашалась вернуться домой.

Во дворце постоянно проводились вечера классической музыки. Многие известные композиторы представляли перед гостями свои сочинения. Например, можно было услышать произведения Ференца Листа и Антона Рубинштейна. Среди слушателей иногда можно было встретить самого Петра Ильича Чайковского.

Архитектура здания

Дворец Белосельских-Белозерских в своем первом варианте был построен в 1800 г., однако свой теперешний облик он приобрел лишь 50 годами позже.Дворец Белосельских-Белозерских

Архитектор дворца Андрей Иванович Штакеншнейдер, профессор Академии Художеств к 1846 г. уже мог называть себя «одним из придворных архитекторов», являясь автором ряда зданий, спроектированных для представителей императорской фамилии, среди его знаменитых работ:

  • пригородная резиденция Лейхтенбергских;
  • Мариинский дворец;
  • Фермерский дворец.

Штакеншнейдер любил и умел работать в эклектичной манере, мастерски сочетая несколько разных архитектурных стилей.

Существует мнение, что прототипом дворца был Строгановский дворец архитектора Ф.Б. Растрелли – образец русского барокко XVIII века. Именно это «растреллиевское» барокко в те времена прочно ассоциировалось с дворцами. В то же время дворец Белосельских-Белозерских – это первая в Петербурге стилизация под барокко, так называемое нео-барокко XIX века или «второе барокко».Дворец Белосельских-Белозерских

В его облике можно заметить типичные черты барокко:

  • арочные окна второго этажа с фигурным лепным обрамлением;
  • скульптуры атлантов, держащие на своих руках колонны и балконы с ажурными коваными решетками. Фасад здания украшают 16 атлантов, из них 6 смотрят на Фонтанку, 8 – на Невский пр-т, а 2 (на углу здания) – на Аничков мост;
  • необычное с точки зрения ритма расположение трехчетвертных (выступающих из плоскости стены на ¾ диаметра) колонн коринфского ордера;
  • циркульные фронтоны – части фасада, ограниченные скатами крыши по бокам и карнизом снизу, имеют форму не полукруга, а дуги большего радиуса;
  • рустованный первый ярус – создание при помощи облицовки иллюзии разбивки стен на горизонтальные полосы;
  • декоративное двухцветное цветовое решение фасадов – розовая основа оттеняет белоснежный декор.

Однако дворцу не свойственна типичная для итальянского барокко живописность, его линии, скорее, графичны, а детали более дробны (что является чертой стиля эклектики).

Среди основных отличий дворца от классического «строгановского» барокко:

  • сложный план внутренних помещений и внутренних дворов – дворец Белосельских с архитектурной точки зрения напоминает доходный дом, комнаты которого сгруппированы вокруг коридоров. Для удобства сообщения архитектор предусмотрел замысловатую систему добавочных лестниц;
  • фасады, выходящие во внутренний двор, лишены каких-либо украшений – это скромная отделка стен и деревянные наличники (у Строгановского дворца парадная отделка присутствует везде). Сами дворы – «чистый» и «черный» – сравнительно невелики;
  • различие в этажности – со стороны внутреннего двора у здания 3 этажа, а со стороны Невского пр-та – только 2.

После возведения дворца современники утверждали, что архитектор совершил «художественный подвиг», и характеризовали Штакеншнейдера как продолжателя традиций Растрелли.

В середине XIX века, после постройки дворца Белосельских-Белозерских нео-барокко становится модным стилем в Петербурге. Заказчики требуют от архитекторов атлантов и колонн, не скупясь на расходы, однако после дворца зданий аналогичного масштаба в городе на Неве так и не появилось.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Белгородская крепость в Белгороде — чем уникальна, исторические факты и экскурсии.

Легенды и мифы

Дворец Белосельских-Белозерских, несомненно, не овеян таким изобилием легенд, скандалов и суеверий, как ряд других знаковых достопримечательностей Петербурга.

В то же время:

  1. Район пересечения проспекта и Фонтанки, где расположился дворец, давно обрел таинственную репутацию «района двойников». Считается, что здесь можно увидеть свое второе «я», свидетельствующее о близкой смерти. В разное время с двойниками близ этого места столкнулись императрица Анна Иоанновна и поэт Петр Вяземский.
  2. Во времена Константина Белосельского-Белозерского на балах здесь часто бывал Александр III и его супруга. Мария Федоровна обожала танцевать во дворце. Рассказывают, что, пожелав завершить бал, император вызывал к себе по одному музыкантов из игравшего на балу оркестра. Вскоре оказывалось, что играть уже некому – тогда император мог убедить супругу покинуть дворец.
  3. Скульптор Йенсен, работавший над дворцовыми атлантами и кариатидами, весьма своеобразно представлял себе «тяжесть» их «ноши». Фигуры статуй – «мужчин» выражают удивительное напряжение, в то же время женские статуи (кариатиды) казалось бы, тяжести вовсе не чувствуют – их лица светлы и спокойны.

Дворец Белосельских-Белозерских – это место, где можно прикоснуться к роскоши и светской жизни Петербурга XIX века. Великолепные интерьеры, как и в XIX веке, вызывают восхищение у посетителей, а Зеркальный зал с превосходной акустикой вновь является местом проведения зрелищных мероприятий.

А удивительная атмосфера делает вдвойне запоминающимися, как обычную экскурсию, так и спектакль или концерт.

Оформление статьи: Владимир Великий

Фото и описание

Еще в начале XVIII века участки на берегах Фонтанки были переданы во владение знатным вельможам и активно ими осваивались. В конце этого же века один из участков был приобретен семейством Белосельских-Белозерских. Владельцы дворца с XVI века принадлежали к старейшему российскому княжескому роду, ведущего своё начало от Владимира Мономаха, чьи представители всегда занимали высокие государственные посты.

Здесь сразу же был возведен новый дом в стиле классицизма с главным фасадом, выходящим на Невский проспект. Но спустя несколько десятилетий особняк стал неудобен для его владельцев, его скромный классический фасад не соответствовал высокому положению, занимаемому ими в обществе. Проектирование нового дворца Белосельских-Белозерских поручили архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру. Строительство дворца закончилось в 1848 году, и он стал последним из частных дворцов, построенных на Невском проспекте. Современники очень высоко оценили это сооружение, называя его «величественным палаццо», » в своем роде совершенством».

Архитектурным прототипом дворца Белосельских – Белозерских послужил Строгановский дворец на Невском проспекте, возведенный по проекту Растрелли в середине восемнадцатого века. Они даже расположены на похожих угловых участках: одно на углу Фонтанки, другое – на углу Мойки.

Фасады дворца отделаны в стиле пышного барокко, который царил в российской архитектуре в середине восемнадцатого века, тогда, когда строился Строгановский дворец. Овальные окна, полукруглые фронтоны, вычурные наличники, фигуры атлантов, многочисленные колонны, нарядная окраска в три цвета – всё это делают внешний вид дома незабываемым.

Внутренняя отделка благодаря использованию мотивов западноевропейской и русской архитектуры первой половины восемнадцатого века так же является удачной стилизацией барокко и рококо.

В конце девятнадцатого века дворец стал собственностью сына императора Александра II — великого князя Сергеем Александровичем. С 1911 года дворец принадлежал великому князю Дмитрию Павловичу, одному из участников убийства Григория Распутина.

Известные представители

  • Князья Белосельские: Михаил и Захар Васильевичи — московские дворяне в 1627-1640 г.
  • Князь Белосельский Никифор Иванович — стольник патриарха Филарета в 1627 г., московский дворянин в 1636-1658 г., походный дворянин царицы Натальи Кирилловны в 1677 г.
  • Князь Белосельский Иван Никифорович Большой — стольник в 1658-1676 г.
  • Князь Белосельский Иван Никифорович меньшой — стольник в 1658-1686 г.
  • Князь Белосельский Андрей Иванович — стольник царицы Прасковьи Фёдоровны в 1676-1692 г.
  • Князь Белосельский Степан Петрович — московский дворяне в 1677 г.
  • Князь Белосельский Константин Иванович — стольник в 1680-1692 г.
  • Князь Белосельский Иван Никифорович — стольник в 1692 г.

Дворец Белосельских-Белозерских — афиша

Афиша и билеты на события в Дворце Белосельских-Белозерских.

  • Предстоящие

По датеangle-down

thth-list

  • Экскурсия по парадным залам Дворца Белосельских-Белозерских
    15 января, 14:00

    Санкт-Петербург, Дворец Белосельских-Белозерских
    от 385 ₽

    от 385 ₽

  • Экскурсия по парадным залам Дворца Белосельских-Белозерских
    18 января, 13:00

    Санкт-Петербург, Дворец Белосельских-Белозерских
    от 385 ₽

    от 385 ₽

  • Кино и джаз. 3-й концерт
    19 января, 16:00

    Санкт-Петербург, Дворец Белосельских-Белозерских
    от 600 ₽

    от 600 ₽

  • Экскурсия по парадным залам Дворца Белосельских-Белозерских
    22 января, 14:00

    Санкт-Петербург, Дворец Белосельских-Белозерских
    от 385 ₽

    от 385 ₽

  • «Молодые исполнители России»: Моцарт, Дворжак. А.Савиков (гобой), А.Кашпурин (фортепиано), В.Степанов (виолончель)
    22 января, 19:00

    Санкт-Петербург, Дворец Белосельских-Белозерских
    от 385 ₽

    от 385 ₽

  • Экскурсия по парадным залам Дворца Белосельских-Белозерских
    25 января, 13:00

    Санкт-Петербург, Дворец Белосельских-Белозерских
    от 385 ₽

    от 385 ₽

  • ЛЮБОВНИК
    25 января, 19:00

    Санкт-Петербург, Дворец Белосельских-Белозерских
    от 550 ₽

    от 550 ₽

  • Музыкальный калейдоскоп. 3-й концерт
    26 января, 16:00

    Санкт-Петербург, Дворец Белосельских-Белозерских
    от 600 ₽

    от 600 ₽

  • Экскурсия по парадным залам Дворца Белосельских-Белозерских
    29 января, 14:00

    Санкт-Петербург, Дворец Белосельских-Белозерских
    от 385 ₽

    от 385 ₽

  • Экскурсия по парадным залам Дворца Белосельских-Белозерских
    1 февраля, 13:00

    Санкт-Петербург, Дворец Белосельских-Белозерских
    от 385 ₽

    от 385 ₽

  • Билли Новик и ПЕтербургский ДЖазовый АКтив
    1 февраля, 19:00

    Санкт-Петербург, Дворец Белосельских-Белозерских
    от 825 ₽

    от 825 ₽

  • День рождения сказки. 4-й концерт
    2 февраля, 13:00

    Санкт-Петербург, Дворец Белосельских-Белозерских
    от 400 ₽

    от 400 ₽

  • Музыкальный час. 4-й концерт
    2 февраля, 15:30

    Санкт-Петербург, Дворец Белосельских-Белозерских
    от 400 ₽

    от 400 ₽

  • Экскурсия по парадным залам Дворца Белосельских-Белозерских
    5 февраля, 14:00

    Санкт-Петербург, Дворец Белосельских-Белозерских
    от 385 ₽

    от 385 ₽

  • Экскурсия по парадным залам Дворца Белосельских-Белозерских
    8 февраля, 13:00

    Санкт-Петербург, Дворец Белосельских-Белозерских
    от 385 ₽

    от 385 ₽

  • «Антонио Вивальди». Концерт-монография
    8 февраля, 17:00

    Санкт-Петербург, Дворец Белосельских-Белозерских
    от 550 ₽

    от 550 ₽

  • Классика. 5-й концерт
    9 февраля, 16:00

    Санкт-Петербург, Дворец Белосельских-Белозерских
    от 500 ₽

    от 500 ₽

  • Экскурсия по парадным залам Дворца Белосельских-Белозерских
    12 февраля, 14:00

    Санкт-Петербург, Дворец Белосельских-Белозерских
    от 385 ₽

    от 385 ₽

  • Алексей Архиповский. Концерт ко Дню влюбленных
    14 февраля, 20:00

    Санкт-Петербург, Дворец Белосельских-Белозерских
    от 1200 ₽

    от 1200 ₽

  • Экскурсия по парадным залам Дворца Белосельских-Белозерских
    15 февраля, 13:00

    Санкт-Петербург, Дворец Белосельских-Белозерских
    от 385 ₽

    от 385 ₽

  • Concerto Grosso. 4-й концерт
    16 февраля, 16:00

    Санкт-Петербург, Дворец Белосельских-Белозерских
    от 500 ₽

    от 500 ₽

  • Экскурсия по парадным залам Дворца Белосельских-Белозерских
    19 февраля, 14:00

    Санкт-Петербург, Дворец Белосельских-Белозерских
    от 385 ₽

    от 385 ₽

  • «Молодые исполнители России»: С.Кусевицкий, К.М.Вебер, Ф.Шопен. Г.Дягилев (контрабас), Л.Журавский (кларнет), А.Болотин (фортепиано)
    19 февраля, 19:00

    Санкт-Петербург, Дворец Белосельских-Белозерских
    от 385 ₽

    от 385 ₽

  • Экскурсия по парадным залам Дворца Белосельских-Белозерских
    22 февраля, 13:00

    Санкт-Петербург, Дворец Белосельских-Белозерских
    от 385 ₽

    от 385 ₽

  • Кино и джаз. 4-й концерт
    23 февраля, 16:00

    Санкт-Петербург, Дворец Белосельских-Белозерских
    от 600 ₽

    от 600 ₽

  • Экскурсия по парадным залам Дворца Белосельских-Белозерских
    24 февраля, 13:00

    Санкт-Петербург, Дворец Белосельских-Белозерских
    от 385 ₽

    от 385 ₽

  • «МУЗЫКА БЕЗ ГРАНИЦ». Сольный концерт Романа Зорькина
    28 февраля, 19:00

    Санкт-Петербург, Дворец Белосельских-Белозерских
    от 600 ₽

    от 600 ₽

  • Экскурсия по парадным залам Дворца Белосельских-Белозерских
    29 февраля, 13:00

    Санкт-Петербург, Дворец Белосельских-Белозерских
    от 385 ₽

    от 385 ₽

  • Музыкальный калейдоскоп. 4-й концерт
    1 марта, 16:00

    Санкт-Петербург, Дворец Белосельских-Белозерских
    от 600 ₽

    от 600 ₽

  • Концерт арфистки Lavinia Meijer в Петербурге
    6 марта, 19:00

    Санкт-Петербург, Дворец Белосельских-Белозерских
    от 1210 ₽

    от 1210 ₽

История дворца Белосельских-Белозерских

Застраивание набережной реки Фонтанки началось в первой половине XVIII века, когда эти земли перешли во владения петербургским вельможам. Угловой участок, имеющий выход на Невский проспект, кочевал «из рук в руки», пока в 1797 году его не приобрела княгиня Анна Григорьевна Белосельская-Белозерская.

К началу XIX века на территории уже был возведен небольшой, довольно скромный дворец в три этажа высотой. Его фасад был отделан в классическом стиле без излишеств и пышных убранств, поэтому быстро наскучил жаждущим роскоши хозяевам. По указанию князя Эспера Александровича уже в середине XIX века здание начали существенно перестраивать.

Главным проектировщиком выступил Андрей Иванович Штакеншнейдер –  известный петербургский архитектор, творениями которого стали многие павильоны Петергофа: Розовый, Ольгин, дача его Величества. Также Андрей Иванович приложил руку к созданию интерьеров Михайловского дворца и спроектировал Мариинский.

Под его руководством корпуса, выходившие на Невский проспект и набережную, были полностью перестроены: теперь они блистали колоннадами и скульптурами в стиле барокко. Со стороны двора появились флигели. Идеи архитектор черпал из проекта Строгановского дворца, также расположенного в центре Санкт-Петербурга.

Внутри помещения царствовал стиль рококо. Заходя во дворец со стороны набережной, гости попадали в угловую малиновую гостиную, затем – в зеленую, а после – в парадную комнату. Вход со стороны Невского проспекта начинался с гостиной и столовой, где принимались знатные гости. Далее была обустроена картинная галерея, совмещенная с концертным залом.

Но Эсперу Александровичу так и не удалось пожить в новом дворце Белосельских-Белозерских: в 1846 году он умер от тифа. Вдова его долго не горевала и в скором времени нашла себе нового мужа – князя Василия Викторовича Кочубея, статского советника и камергера. Впрочем, и тот вскоре скончался. Произошло это в 1850 году, спустя девять дней после того, как Кочубей отметил свое 38-летие.

Деньги семьи быстро растрачивались и к восьмидесятым годам Белосельские-Белозерские погрязли в долгах. Ничего не оставалось, как продать дворец. Его хозяином стал великий князь Сергей Александрович, сын Александра II. А прежние жители переехали в особняк на Васильевском острове.

Так дворец получил свое второе название – Сергиевский. Князь переехал в него жить со своей молодой супругой Елизаветой Федоровной. Но вскоре они вынуждены были покинуть дворец, так как в 1891 году Сергей Александрович получил должность генерал-губернатора Москвы. За время своего проживания супруги успели только переделать театральный зал под библиотеку.

В 1905 году на великого князя было совершено покушение: он скончался. Его верная жена ушла в монастырь, отписав владения племяннику, усыновленному великим князем Дмитрием Павловичем.

Во время первой мировой войны несколько залов дворца были отданы военным врачам, чтобы те организовали в нем лазарет для раненых солдат. В 1917 году Дмитрия Павловича отправили в ссылку в Персию за участие в убийстве Григория Распутина, а здание перешло во владения государству.

В нем открыли свои кабинеты районный комитет комсомола и районные комитеты партии Центрального и Куйбышевского района.  Одновременно с их работой здесь велись курсы Красной пропаганды. В это же время в здании начали делать косметический ремонт.

В период блокады Ленинграда дворец Белосельских-Белозерских сильно пострадал. Восстановить некоторые из его залов удалось только к 1978 году, тогда же в нем стали проводиться первые экскурсии. Реставрацией занималась Ирина Николаевна Бенуа – патриарх ленинградской школы реставраторов. В 1989 году в концертном зале были даны первые выступления, а в 1991 году дворец стал официальным культурным центром Петербурга.

Дворец в наши дни

Сегодня мы с вами можем беспрепятственно побывать в этом замечательном месте на ознакомительной экскурсии (об этом расскажу ниже).

Мне хочется отметить, что правительство города уделяет большое внимание техническому состоянию и восстановительным работам дворца. Так, в начале XXI века был отреставрирован фасад дома, а в 2005 году – Парадная лестница, картинная галерея и Дубовый зал

Кстати, с 2003 года дворец передан под юрисдикцию Управления делами президента РФ. В наши дни здесь сохранились подлинные интерьеры. Кстати, Зеркальный (бальный) зал, обладающий отличной акустикой, используется, как и раньше, для проведения музыкальных мероприятий.

К ним относятся концерты «Молодые исполнители России», проводимые здесь с 2006 года. Часть помещений отдана в аренду разным организациям, например, Комитету по туризму и развитию курортов и Первому петербургскому телеканалу.Зайдите в этот дворец и полюбуйтесь его убранством, которое было создано в давно минувшие годы и до сих пор не перестает удивлять гостей.

Поднявшись по Парадной лестнице, вы сможете увидеть памятную табличку, повествующую, что в годы Первой мировой войны тут находился лазарет Красного креста. По левую сторону будет необычный музей им. А. Собчака.

Он поведает вам о процессе демократизации в России. Занимает он целых пять помещений.

Также при случае весьма советую побывать на концертах. Ведь их широкий диапазон – от вечеров классической музыки до выступления эстрадных исполнителей – позволит выбрать что-то по вкусу каждому гостю.Помимо прочего сегодня дворец несёт также функцию культурного центра. Тут проводятся фестивали, вернисажи, конкурсные мероприятия.

Залы дворца Белосельских-Белозерских

Неповторимый облик дворца складывается из уникальных черт оформления его разных по назначению залов. Краткий обзор помещений дворца можно представить в виде таблицы:Дворец Белосельских-Белозерских

Зал Отличительные черты
Парадная столовая и парадная гостиная (с фойе) Открывает галерею парадных залов на втором этаже здания вдоль Невского пр-та (после подъема по лестнице). Серо-зеленые стены столовой оттеняют белую лепнину и картины на стенах.
Зеркальный зал Его по праву можно назвать «сердцем» дворца. Помещение в стиле рококо разделено на сцену и места для зрителей (около 400 мест). Названием зал обязан трем зеркалам, расположенным на левой (со стороны входа) стене. Зеркала изготовлены из цельных пластин серебра. 3 окна по правой стороне выходят на Невский пр-т и формой точно повторяют зеркала. Именно здесь проводятся концерты и спектакли.
Картинная галерея Следует за парадной столовой, сообщаясь с Дубовым и Зеркальным залом. До 1917 г. здесь размещалась коллекция картин князей Белосельских, сегодня стены украшают лишь несколько живописных полотен, а сама галерея преобразована в театральное фойе, примыкающее к концертному (Зеркальному залу).
Дубовый зал (библиотека) Главное украшение этой комнаты – панели из массива дерева со встроенными книжными шкафами. Зал имеет второй ярус с резными перилами и маленьким балконом. Зал выделяется потолочной отделкой – это гипсовое «кружево» в виде сетки. «Изюминка» помещения – резной мраморный камин, над которым установлено зеркало в позолоченной раме с живописным фрагментом в центре. Сегодня здесь можно увидеть фото владельцев здания, а также познакомиться с историей дворца.
Бежевая (Белая) и Малиновая гостиная Открывают черед комнат с окнами на Фонтанку. Здесь гости могут полюбоваться интерьерами в стиле рококо с роскошными люстрами, декоративной обивкой стен и мебелью. Сейчас оба помещения принадлежат петербургскому филиалу ЗАО «Первый канал», поэтому фотографировать и снимать здесь нельзя.
Зеленая гостиная с фойе Здесь кроме роскошных интерьеров можно увидеть панно «Праздник Венеры» и мебель фабрики Ф. Мельцера.

Дворец Белосельских-Белозерских

Среди комнат первого этажа особого внимания заслуживают приемная, кабинет и столовая.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит