В Бурятии возрождают родовой дацан Итигэлова

Другие новости раздела

13 Января 2020, 23:39     
 210

«Правда ли, что на мусорке можно снять сюжет интереснее, чем в Хурале?»
В День печати работники СМИ поделились секретами, предпочтениями и сло…

13 Января 2020, 20:21     
 358

Горящим полигоном в Вахмистрово занялась прокуратура
Сегодня там взяли пробы воздуха.

13 Января 2020, 19:48     
 836

Без роллов? Как отразится на жителях Бурятии запрет на китайские морепродукты
Насколько популярны креветки и лобстеры в нашей республике – далее.

Смотреть еще

Народные новости

9 Октября, 14:37     

 12 979

Зима близко. В районах Бурятии появились первые сугробы (ФОТО)

7 Октября, 18:21     

 20 898     1

На улице в Улан-Удэ обнаружили израненную косулю (ФОТО)

7 Октября, 17:04     

 26 176

На самой длинной деревенской улице в мире прошел праздник

5 Октября, 13:36     

 13 264

Житель Бурятии обнаружил у себя в огороде ручную гранату

Свежие новости

13 Января, 23:39      18
«Правда ли, что на мусорке можно снять сюжет интереснее, чем в Хурале?»
В День печати работники СМИ поделились секретами, предпочтениями и сло…

13 Января, 21:31      184
Минспорта Бурятии обещает ответить на претензии к проведению ЧМ по боксу
Напомним, Счетная палата нашла более 80 нарушений на миллионы рублей.

13 Января, 21:05      212
За реагенты Комитет городского хозяйства получил предостережение
Прокуратура напомнила об особом статусе столицы Бурятии.

13 Января, 20:21      260
Горящим полигоном в Вахмистрово занялась прокуратура
Сегодня там взяли пробы воздуха.

13 Января, 20:00      342
Жителей пригорода Улан-Удэ «замуровали» в собственных дворах
Коммунальщики оставили снежные глыбы возле калиток частных домов.

13 Января, 19:48      622
Без роллов? Как отразится на жителях Бурятии запрет на китайские морепродукты
Насколько популярны креветки и лобстеры в нашей республике – далее.

13 Января, 17:53      583
Сотовые операторы начали повышать тарифы
Они объяснили это затратами на выполнение требований законов.

13 Января, 17:23      302
Древние бронзовые ножи нашли в Бурятии
Их обнаружили на пляже правого берега реки Баргузин.

13 Января, 17:06      401
Мировой кинопрокат установил новый кассовый рекорд
Сборы в киноиндустрии в 2019 году превысили отметку $42,5 млрд.

13 Января, 16:45      213
Поисковики из Бурятии нашли под Калининградом останки 67 участников ВОВ
Это уже третья экспедиция бойцов отряда «Рысь».

13 Января, 16:24      286
Microsoft прекращает поддержку Windows 7
Об этом и не только в подборке новостей из мира высоких технологий.

13 Января, 16:21      732
«У нас отбирают Байкал»
Депутат Госдумы высказался по поводу монополизации бренда байкальской воды.

Символы буддизма

Ступа

Ступы (по-бурятски — «субурган») символизируют эпизоды из жизни Будды. Они могут иметь восемь различных форм, символизирующих рождение, этапы просветления и чудеса, которые творил Будда.

Шафрановый цвет

Символизирует мудрость, чистоту и божественное откровение. По преданию, в древности буддийские монахи одевались в белое. Однако после очередного купания их одежда сама собой стала цвета шафрана.

Дерево бодхи

Считается, что это реальный вид дерева, получивший в настоящее время название «фикус священный». Сейчас его можно увидеть в любом буддийском монастыре или храме. Именно под таким деревом, по легенде, Сиддхартха Гаутама достиг полного просветления.

Лань

Предание гласит, что, когда Будда читал пяти аскетам в лесу свою первую проповедь «Поворот колеса учения», из-за деревьев показались две лани. Они слушали Учителя, а после того, как проповедь была закончена, скрылись в лесу. С тех пор лань символизирует «принятие учения». Ее скульптурное изображение можно встретить на территории буддийских монастырей.

Зонт

Не исключено, что буддийский монах с зонтиком просто пытается защититься от жара или дождя. Однако зонт в буддизме символизирует еще и благие деяния, направленные на защиту от ударов судьбы.

Лотос

Лотос символизирует чистоту. В этом цветке заключается метафора буддизма. Лотос растет в мутной и грязной воде, тем не менее он всегда остается чистым.

РЕЛИКВИИ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ ЖЕЛАНИЯ

В Бурятии возрождают родовой дацан Итигэлова

Для жителей Бурятии, долгое время поклонявшихся духам и просившим милости у шаманов, буддизм стал второй религией, в аспектах и положениях которой здесь не усомниться никто. Ведь храмы Иволги обладают старинными и весьма интересными реликвиями:

В Бурятии возрождают родовой дацан Итигэлова

 В этой оранжерее растёт священное дерево Бодхи. В буддийских монастырях оно специально культивируется и высаживается. Дерево Бодхи — в буддизме — дерево в роще Урувелла, медитируя под которым, принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой. Бодхи — легендарное дерево, но полагают, что речь в легенде идёт о Ficus religiosa (фикусе священном), поэтому растет здесь именно он. Это вечнозеленое растение, поэтому для создания условий его существования в Бурятии и был построен этот домик. Ламы небезосновательно рассказывают о целебном действии этого растения. А ещё с Деревом Бодхи связана неплохая комедия «Тысяча слов» с Эдди Мёрфи.

В Бурятии возрождают родовой дацан Итигэлова

  • Дерево Бодхи – то самое, под которым и получил просветление сам Будда. Говорят, что в оранжерее, которая была возведена специально для ценного растения, можно получить ответы на все вопросы, даже на те, которые мучают вас уже не первый год.
  • Субурганы – сооружения, хранящие реликвии со времен самого Будды. Созерцание и прикосновение к ним сулит избавление от жадности, злобы и боли, очищение и просветление души.

Даже вода на территории Ивогинского Дацана обладает особыми, целебными свойствами. Рекомендуется не упустить случай и испить три глотка из предложенного кувшина.

В Бурятии возрождают родовой дацан Итигэлова

Но, несомненно, самым таинственным и притягательным артефактом, ради которого сотни европейцев ежегодно преодолевают долгий и сложный путь, является нетленное тело хамбо-ламы Доржо Итигэлова. Всего восемь дней в году Иволгинский дацан в Бурятии предоставляет возможность увидеть это чудо всем желающим, коих всегда оказывается немало. Ходит поверье, что прикосновение к нетленному ламе сулит сказочную удачу во всех делах, на которую и уповают те немногие, кому удалось умилостивить лам.(«Возвращение Пророка». реж. Сергей Кудряшёв)

В Бурятии возрождают родовой дацан Итигэлова

А был ли монах?

К сожалению, на этом научные (и паранаучные) исследования феномена заканчиваются. С января 2005 г. по распоряжению действующего Пандито Хамбо Ламы (главы бурятских буддистов) Аюшеева любые медицинские и биологические изыскания Драгоценного и Неиссякаемого тела приостановлены. Причина до конца неясна.

Официально объявлено, что наука, дескать, не способна объяснить загадку. Пыталась, да не смогла. Но поговаривают, что ламам не понравились опубликованные и попавшие в Интернет снимки Итигэлова. Кстати, фотографировать его теперь категорически запрещено. Но есть и ещё одна, конспирологическая версия. Никакой ДНК-экспертизы — является ли на самом деле извлечённый из земли человек ХII Пандито Хамбо Ламой — не проводилось. «Тот ли это монах, который принял позу лотоса в далёком 1927 г. и в ней же отошедший в мир иной, или его заменили искусно сделанным двойником уже в наше время?» — таким вопросом задаются скептики. И, конечно, не получают ответа.

Сейчас можно лишь сожалеть, что так и не были проведены магнитно-резонансная и компьютерная томографии. Это позволило бы «заглянуть» внутрь тела.  «На самом деле это второстепенно, — считает Александр Хачатуров, директор Института экономики и менеджмента РХТУ, один из тех, кто изучает феномен Итигэлова с момента его «возвращения». — Ну измерим мы ему температуру и даже давление, просветим органы. Что это даст? Только ещё большее непонимание. К сожалению, современной науке действительно нечего сказать по поводу этого феномена. Ведь подобное в научной литературе не описано. С чем сравнивать, как давать оценки? Именно по этой причине сюда не спешат медицинские светила. Они боятся подмочить репутацию, поэтому делают вид, что им ничего неизвестно о феномене Итигэлова. А ведь он может дать толчок к созданию новой науки. Итигэ­лов будто приоткрыл для нас дверь в непознанное. Войдя в неё, мы могли бы объяснить картину всего мироздания. А мы предпочитаем не замечать эту дверь».

В Бурятии возрождают родовой дацан Итигэлова

Время от времени Хамбо Лама Итигэлов, «живущий» в Благословенном Дворце на территории Иволгинского дацана, появляется перед верующими. Это бывает в праздничные дни, в году их набирается 7-8. Драгоценное и Неиссякаемое тело переносят в главный храм, где ему может поклониться (и попросить о сокровенном) любой желающий. Но если в монастырь заглядывает кто-то из очень важных персон, XII Пандито Хамбо Лама Итигэлов может дать ему и внеплановую аудиенцию.

Ширээтэ Ламы Иволгинского дацана

Шэрээтэ Лама (ཁྲི་པ་བླ་མ།)- это титул, которого удостаивается настоятель дацана (монастыря).

Значение слова Шэрээтэ Лама, исходит от понятия «лама, имеющий трон (Шэрээ ཁྲི)». В некоторых текстах, Шэрээтэ Лама трактуется, как лама, восседающий на троне в центре дугана (храма).

В «Большом словаре земли снегов (གངས་ལྗོངས་ཚིག་མཛོད་ཆེན་མོ།)» говорится: «Шэрээтэ — на языке Шаншун означает: Храбрый, духовный герой (སེམས་དཔའ།)».

В некоторых районах Бурятии Шэрээтэ Ламу называют Ламхай, это понятие исходит согласно Жаиг — уставу (བཅའ་ཡིག), в каждой сангхе по уставу есть иерархия, самый высший иерарх -это Хамбо (མཁན་པོ།), его полномочия распространяются на все дацаны.

Далее ниже следует — Дид Хамбо (རྗེ་མཁན་པོ།), он же имеет полномочия на несколько дацанов.

Потом идет Лама (བླ་མ།), под этим понятием подразумевается Ламхай-Шэрээтэ, его полномочия распространяются лишь на один дацан, далее идут Ловбон или Соржо (སློབ་དཔོན། ཆོས་རྗེ།), Гыбгы (Гэсхы) (དགེ་བསྐོས།), Унзад (དབུ་མཛད།),

Засаг (ཛ་སག) и т.д, их полномочия заключаются в одном дацане, и на определенное направление.

Семантика слова Ламхай, произносительная норма : «Лам» -Лама, наставник, «Хай» -уважительная частица.

Трон Шэрээтэ Ламы называют «львиный трон» (སེང་གེའི་ཁྲི), или же «золотой трон» (གསེར་ཁྲི).

Этот трон имеет восемь украшений:

  1. изображение Слона (གླང་པོ་ཆེ།), символизирующего 10 сил Будды (སྟོབས་བཅུ།),
  2. изображение Льва (སེང་གེ), символизирующего четыре бесстрашия (མི་འཇིགས་པ་བཞི།),
  3. изображение Антилопы Кришнасара (རི་བདག་ཀྲྀཥྞ་ས་ར།), символизирующей сострадание (སྙིང་རྗེ།),
  4. изображение Журавля (ཤང་ཤང་།), символизирующего контроль благодеяния — не благодеяния (དགེ་སྡིག་བྱ་ར།),
  5. изображение Лебедя (བྱ་ངང་པ།), символизирующего доброту (བྱམས་པ།),
  6. изображение Макары (ཆུ་སྲིན།), символизирующей милосердие (ཐུགས་རྗེ།),
  7. изображение Нага, Дракона (ཀླུ་འབྲུག), символизирующих мудрость (ཡེ་ཤེས།),
  8. изображение Гаруды (བྱ་ཁྱུང་།), символизирующей благословения, взгляды (བྱིན་རླབས་ལྟ་བ།).

Львиный трон бывает не только у Шэрээтэ Ламы, но и у Хамбо Ламы, почему же понятие Шэрээ акцентируется с Шэрээтэ ламой? Шэрээтэ Лама взял на себя ответственность за дацан, также Хамбо Лама не может бывать во всех дацанах одновременно, и Шэрээтэ Лама сам восседает на троне в центре или же выше относительно других лам.

Трон Хамбо Ламы и Шэрээтэ Ламы отличаются габаритами и числом олбоков (тюфяк, подстилка под трон), у Хамбо Ламы трон выше и шире, на нем семь олбоков, а у Шэрээтэ Лаиы пять олбоков.
Ламхай на хурале (служении) возглавляет несколько текстов, такие как Этигэл (Прибежище སྐྱབས་འགྲོ), Шибдаг дорма (Подношения яства хозяевам сакральных мест གཞི་བདག་གཏོར་མ།), Өва юрөөл (Напутствие благопожелание, посвящая заслуги བསྔོ་བ་སྨོན་ལམ།), а остальные тексты возглавляет Унзад лама.

В тибетской системе понятие Шэрээтэ имеет несколько значений:

  • Гандан Шэрээтэ (དགའ་ལྡན་ཁྲི་པ།), это глава традиции школа Гелуг,
  • Цогчен Шэрээтэ (ཚོགས་ཆེན་ཁྲི་པ།), это глава центрального дугана, а настоятелей этих дуганов называют Ловбон,
  • Галон Шэрээтэ (བཀའ་བློན་ཁྲི་པ།) — это премьер-министр.

Список Шэрээтэ Лам Иволгинского дацана:

1. Габжа лама Янгажинского дацана Ринчин Жамьянов (1946- 1950 гг.)

В Бурятии возрождают родовой дацан Итигэлова

2. Габжа лама Анинского дацана Бал-Самбу Раднаев (1951- 1954 гг.)

В Бурятии возрождают родовой дацан Итигэлова

3. Габжа лама Чесанского дацана Бадма-Доржо Жамбалов (1955-1967 гг.)

В Бурятии возрождают родовой дацан Итигэлова

4. Габжа лама Янгажинского дацана Цыден Цыбенов (1967- 1974 гг.)

В Бурятии возрождают родовой дацан Итигэлова

5. Габжа лама Тамчинского дацана Цыренжап Бальжиров (1974- 1976 гг.)

В Бурятии возрождают родовой дацан Итигэлова

6. Лама Кижингинского дацана Нима Жапов (1976-1980 гг.)

В Бурятии возрождают родовой дацан Итигэлова

7. Дарма-Доди Жалсараев (1980- 1986 гг.)

В Бурятии возрождают родовой дацан Итигэлова

8. Чимит-Доржи Дугаров (1986-1989 гг.)

В Бурятии возрождают родовой дацан Итигэлова

9. Содбо Доржиев (1989-1991 гг.)

10. Дашинима Гармажапов (1991- 1995 гг.)

В Бурятии возрождают родовой дацан Итигэлова

11. Дашинима Содномдоржиев (1995-1998 гг.)

В Бурятии возрождают родовой дацан Итигэлова

12. Балдан Жамсуев (1998-1999 гг.)

13. Дагба Очиров (1999-2011 гг.)

В Бурятии возрождают родовой дацан Итигэлова

14. Аюр Цырендылыков (2011- н.в.)

В Бурятии возрождают родовой дацан Итигэлова

Хуралы

Посещение «Монастыря Колеса учения» позволяет познакомиться с одной из самых древних религий мира. Те, кто приезжает в Иволгинский дацан (Бурятия), судя по отзывам, обретают гармонию, получают ответы на волнующие вопросы и просто отдыхают от мирской суеты. Многие туристы, приезжающие в Бурятию, стараются в первую очередь посетить именно этот буддийский храм. Его посещают все, вне зависимости от вероисповедания. Более того, практически во все туристические туры по республике включен в первую очередь Иволгинский дацан.

В Бурятии возрождают родовой дацан Итигэлова

Расписание хуралов представлено на официальном сайте и в информационно-визитном центре при монастыре. Если нет возможности лично прийти туда, можно позвонить по бесплатному телефону, указанному на сайте. Хуралы Иволгинского дацана можно посещать ежедневно. Особенно многолюдно бывает в храме в праздники.

Бобы и самогипноз

Проводивший исследование завотделом идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы доктор медицинских наук Виктор Звягин надеялся, что современные научные методы — нейтронно-активационный анализ, компьютерная томография и другие — помогут прояснить ситуацию и дать ответы на многочисленные вопросы. Правда, для этого понадобилась бы транспортировка тела в научные институты, что было проблематично.

Ещё одним экспертом выступила Галина Ершова, профессор Российского государственного университета, доктор исторических наук. По её словам, их научная работа преследовала несколько целей — проверить возможность фальсификации и наличие консервантов в теле, исключить его «внеземное» происхождение и определить особенности химического состава тканей

Ершова обратила внимание на то, что концентрация брома в них превышала норму в 40 раз. Бром, в изобилии содержащийся в бобовых (горохе, фасоли, чечевице), способен подавлять чувствительность организма, ограничивать поступление стимулирующих импульсов извне

При этом он почти не оказывает влияния на участки мозга, контролирующие дыхание и кровообращение. Это выяснил ещё Иван Павлов, великий русский физиолог. Гипотеза Галины Ершовой: Хамбо Лама Итигэлов при жизни целенаправленно ел много бобовых, а затем с помощью самогипноза отключил жизненные энергообменные функ­ции своего организма. Иначе говоря, погрузился в глубокую медитацию и впал в анабиоз. После чего наступила смерть.

Однако мириться с тем, что Итигэлов мёртв, готовы не все учёные. Борис Большаков, академик РАЕН, доктор технических наук, привозил в Иволгинский дацан некий прибор с маятником и измерял «биополе Итигэлова». В районе головы амплитуда колебания маятника усилилась. «Это биополе живого человека, чистейшее сознание! — воскликнул академик. — Причём частота работы мозга такая же, как у головного мозга младенца в возрасте 2-3 месяцев от момента зачатия».

Размеры биополя, обнаруженного у Хамбо Ламы Итигэлова академиком РАЕН, потрясают — 23 тыс. км. Это почти в два раза больше диаметра Земли! «Если выбирать из трёх возможных состояний организма — живой, мёртвый или переходное состояние, — есть основания полагать, что он жив, — заявил тогда Большаков. — Как он получает энергоподпитку? Думаю — через поток частот, звучащих в молитвах. Когда ламы служат молебен,
а это происходит ежедневно, частота вибраций произносимых ими слов соответствует частоте колебаний клеток мозга Итигэлова».

В Бурятии возрождают родовой дацан ИтигэловаЛев-стражник перед входом в «резиденцию» Итигэлова.

Зурхай

Вторник, 14 Января

19-й лунный день с элементом Огонь. Удачный день для людей, родившихся в год Мыши, Змеи, Лошади и Свиньи. Благоприятно покупать новые вещи, собирать и находить себе пищу, одежду, совершать подношение, ставить закваску, начинать лечение, покупать лекарственные сборы, травы, устраивать романтический ужин любимому человеку, давать подарки гостям, для благих и мирных дел. Отправляться в дорогу – к увеличению материального достатка. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Обезьяны и Курицы. Не рекомендуется проводить похороны и поминки, приводить невестку, отдавать дочь в невесты, а также покупать скот.

Стрижка волос – к встрече с хорошим человеком.

Среда, 15 Января

20-й лунный день с элементом Земля. День Меркурия.

Благоприятно: Для людей, родившихся в Год мыши, коровы, дракона, собаки и свиньи. Совершать подношение в дацан и ламам, одевать новые украшения, одежду, для дел, направленных на развитие и распространение.

Неблагоприятно: Для людей, родившихся в Год змеи и лошади. Начать путешествие, дальнюю поездку, устраиваться или помогать устроиться на работу, нанимать сиделку, работников. Отправляться в дорогу – к новым беспокойствам.

Стрижка волос – к жажде, голоду и испытаниям.

Четверг, 16 Января

21-й лунный день с элементом Железо. День Юпитера.

Благоприятно: Для людей, родившихся в Год тигра, кролика, обезьяны и курицы. Задуманные дела будут получаться легко. Составлять договор, брать обещание, встретиться с любимым человеком, переправляться через реку, проводить обряд «жабтуй», ставить закваску, развеять сплетни, усмирять врага, подавлять нечисть. Отправляться в дорогу – к
приумножению материального богатства.

Не благоприятно: Для людей, родившихся в Год коровы, дракона, овцы и собаки; Устраиваться или помогать устроиться на работу, нанимать сиделку, работников, приводить невестку, отдавать дочь в невесты, перетруждаться, повышать физическую нагрузку.

Стрижка волос – к болезни, к развитию хронической болезни.

Послание своему народу

Благословенный Тремя драгоценностями незабвенного Ламы

Совершенствует свой Ум безопасно и постоянно,

Создавая возможность десяти важных встреч.

Богатство молодого друга, только в раннем накоплении благодеяний.

Видение золотой горы Сумеру, подобно встрече с пятью Скандхами.

Не страдает, в покое ли ваше драгоценное тело?

Будьте чистым среди моря грязи в опасное и смутное время,

Как цветок пяти Скандх, подобно раскидистому дереву держащее выросшее место.

Светлые и добрые пять устремления ваши, не тронуты инеем или градом?

Этими словами довожу Учение для напоминания и сохранения!

Нашедшего человеческую драгоценную свободу – трудно найти!

Встретившего Драгоценное Учение Будды – трудно встретить!

К хозяину здешнему – Очирдари Ламе – трудно попасть и пообщаться!!!

Отдавшись обману опасных для жизни деяний,

Достигнешь предела в этой жизни, и беззаботно шагая,

Подгоняемый красной энергией кармы своей,

Ведущий на встречу к хозяину смерти.

Во время одинокого ухода в следующий мир,

Все твое богатство, родные, близкие,

Оставшись на родной стороне, не последуют за тобой.

Эти богатства безумно собранные и накопленные,

Превратятся в особый яд и станут бесполезными,

Так учили все предыдущие Будды.

Бесстрастно изучив земную жизнь, начинайте с сегодняшнего дня

Практику Десяти Благих Деяний – незамедлительно!!!

Больше особо сказанного нет в моем окончательном послании,

Когда пребываю в данной жизни.

 (Перевод XXIV Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева)

Известные науке способы сохранения тела после смерти

Мумификация

  • Условия: жаркий и сухой воздух, достаточная вентиляция. Труп полностью обезвоживается, высыхает. Его объём и масса резко уменьшаются, кожа становится хрупкой и ломкой, принимает буровато-коричневый оттенок.
  • Примеры: была популярна в Древнем Египте. Сейчас используется некоторыми африканскими племенами.

Жировоск

  • Условия: влажная среда без доступа воздуха. Нахождение трупа в глинистой почве или проточной воде. В результате расщепления жиров при отсутствии кислорода происходит омыление, превращение в трупный воск.
  • Примеры: «Кладбище Невинных» в Париже. В Средние века там были общие могилы, где все трупы превратились в жировоск.

Бальзамирование

  • Условия: ткани пропитывают веществами, предотвращающими гниение, — т. н. антисептиками. Производится, как правило, для учебных, научных целей, а также для сохранения трупов выдающихся деятелей.
  • Примеры: врач Николай Пирогов, политики Владимир Ленин, Хо Ши Мин, Мао Цзэдун, Ким Ир Сен, Ким Чен Ир и др.

Торфяное дубление

  • Условия: болото, торфяники, почва с большим содержанием гумусных кислот. Благодаря способности торфа консервировать органические останки тело может сохраняться веками. Его покровы принимают тёмно-бурую окраску и уплотняются.
  • Примеры: «болотные люди». В болотах Европы было найдено более тысячи тел древних людей. Так учёные получили знания об их внешности, одежде, причёсках, питании и пр.

В Бурятии возрождают родовой дацан Итигэлова

Через пару лет после извлечения из земли нетленного (буддисты Бурятии предпочитают говорить «Драгоценного и Неиссякаемого») тела Хамбо Ламы Итигэлова его исследовали учёные, взяв образцы некоторых тканей. Их вывод: умерший в 1927 г. человек находится в состоянии, неизвестном науке.

История дацана

Неожиданно для многих после окончания Великой Отечественной войны власти пошли на небольшие уступки. И хотя в восстановлении старинных дацанов XVIII века буддистской общине было отказано, власти выделили ей землю в болотистой местности, неподалеку от поселка Верхняя Иволга, в 30 километрах от столицы Бурятии Улан-Удэ. Одна из зажиточных бурятских семей пожертвовала под храм собственный небольшой дом. Он обустраивался силами добровольцев и лам, также неожиданно амнистированных после войны. Именно из этой постройки впоследствии вырос Иволгинский дацан.

«…Он был построен, когда Сталин находился на вершине власти, я не понял, каким образом могло это произойти, но такой факт помог мне осознать, что духовность настолько глубоко коренится в человеческом сознании, что очень трудно, а то и вовсе невозможно выкорчевать ее…» — писал о дацане Далай-лама XIV.

«Түгэс Баясгалантай Үлзы Номой Хүрдын Хиид» — так полностью звучит название дацана на бурятском и переводится как «монастырь, где вращается колесо учения, полное радости и приносящее счастье». В тибетской традиции дацанами принято называть «факультеты» буддистских университетов, где изучают философию и медицину при монастырях. Однако в России — вероятно, из-за долгих периодов изолированности буддизма от внешних влияний — за дацаном закрепилось значение не только университета, но и монастыря.

На сегодняшний день в России около 3 миллионов буддистов — это третья по численности конфессия в нашей стране.

Сегодня, много десятилетий спустя, Иволгинский дацан — это монастырский комплекс из восьми сооружений, включающих храмы, библиотеку, а также единственный в России буддистский университет, в котором изучают философию и традиционную тибетскую медицину. Слава о нем распространилась далеко за пределами России. И связано это не только с современным духовным образованием, но и с именем Даши-Доржо Итигэлова, лидера буддистов России начала XX века, сподвижника далай-ламы XIV.

Итигэлов перед смертью в 1927 году обратил к монахам две просьбы: читать о нем особую заупокойную молитву и «навестить его тело через 30 лет». Монахи не решились читать подобную молитву при еще живом учителе. Тогда Итигэлов, заняв позу лотоса, сам начал ее читать и так ушел в лучший мир. Не меняя положения тела, его похоронили в кедровом саркофаге в Хухэ-Зурхэн, неподалеку от Улан-Удэ. В 1957 году, к тому моменту, когда покойного осмотрели в первый раз, на территории нынешнего Иволгинского дацана уже стоял небольшой храм-сумэ и несколько домов для лам. На теле Итигэлова не было следов тления. После проведения обрядов и смены одеяния тело снова захоронили. В следующий раз нетленное тело Итигэлова подняли в 1973 году и погребли вновь.

Дацан рос. Возникали новые храмы, росло количество монахов и лам. Буддизм в России стал возрождаться. В сентябре 2002 года саркофаг выкопали. Ученые, которые всегда скептически относятся к подобным историям, предложили сделать экспертизу тела. Она показала, что суставы Итигэлова остались подвижными, а кожа мягкой. Эксперты не смогли объяснить этот феномен. А монахи ответ знали и так. Они перенесли тело Итигэлова в дацан и вместе с добровольцами воздвигли для него специальную постройку, самую красивую во всем комплексе дацана.

Сегодня паломники из близлежащих регионов и из других стран приезжают специально, чтобы увидеть нетленное тело двенадцатого Пандито Хамбо-ламы. Считается, что Итигэлов помогает тем, кто его просит. А дацан продолжает развиваться, превратившись за несколько десятилетий из небольшого синего домика в монастырский комплекс — со своей рощей бодхи и живыми косулями, которые ежедневно слушают молитвы монахов, повторяющих слова Будды, сказанные 2500 лет назад.

«Стекло запотело!»

Эксгумацию проводили, как положено по закону: собрали подписи родственников, пригласили судмедэкспертов. Вот выписка из заключения: «Труп мужчины в сидячем положении, причём ноги согнуты в коленях, а голени со стопами перекрещены…  Без признаков гниения… Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба не определялись… Мягкие ткани трупа эластичные, подвижность суставов сохранена…

Каких-либо следов ранее произведённого вскрытия с целью возможной бальзамации или консервации не обнаружено».

Бальзамация (или бальзамирование) — один из известных науке способов сохранения тела после смерти. Таким — забальзамированным, как Ленин, или высохшим, как египетская мумия, — ожидала увидеть Итигэлова его дальняя родственница Янжима Васильева:
«Я была потрясена. Думала, это будет окоченевшее тело. Надавила на живот, а он мягкий! Прикоснулась к рукам — суставы подвижные. Это было потрясением для всех. К тому же в коробе была соль. Если бы Итигэлов умер обычной физической смертью, соль разъела бы тело, а оно было как живое. Судмедэксперты уверяли, что через несколько часов, максимум через пару дней, оно начнёт портиться и превратится в тлен. Так бывает при резких изменениях условий — например, когда останки мамонта изо льда достают. Поэтому тело поместили в холодильную камеру. Задали в ней определённую температуру. Пришли на следующий день: температура в камере поднялась на 2°C, а стекло запотело!»

Кроме того, что он потеет (обычно во время молебнов и при большом стечении народа), Итигэлов меняет вес своего тела. На момент «возвращения» он весил 46 кило, а потом похудел до 42. Но в дни встреч с паломниками (за год набирается 7-8 таких дней) прибавляет по 100 грамм. Удивляет и то, что поза, в которой он 75 лет находился в деревянном коробе, сохраняется без изменений. А ведь никакие поддерживающие и фиксирующие приспособления для этого не используются.

Через два года после эксгумации тела Итигэлова его разрешили исследовать учёным из Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). В частности, провести анализ волос, частиц кожи и ногтей. За работу взялся Виктор Звягин — заведующий отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы, доктор медицинских наук. Он в своё время делал заключение о принадлежности Гитлеруобугленного трупа, найденного в Берлине, а также одним из первых изучал останки, объявленные относящимися к Николаю II и членам его семьи.

Исследовав биологические образцы, доставленные из Бурятии, с помощью метода инфракрасной спектрофотометрии, эксперты пришли к выводу: «Белковые фракции имеют прижизненные характеристики». Проще говоря, ткани тела не отличаются от тканей живого человека! Как объяснял тогда В. Звягин, похоже на то, что Итигэлов умер день-два, но никак не 75 лет назад. У него были на месте глазные яблоки и внутренние органы!

Заключение специалистов: современной науке неизвестно такое состояние тела после физической смерти, в котором находится Хамбо Лама Итигэлов. Тогда-то из уст учёных впервые прозвучало слово «феномен».

Тело хамбо-ламы Итигэлова — объект поклонения для последователей буддизма

В дацане Иволгинска покоится тело умершего хамбо-ламы Итигэлова. Находится оно в одноименном дворце — дугане, реконструированном в конце 2000-х годов по старым фотоснимкам. Первоначально дуган возводился в 1906 году на территории дацана, расположенном в урочище Янгажин, и в его строительстве участвовал сам хамбо-лама. Однако в 1954 году обе постройки были уничтожены.

Почему же тело буддистского иерарха стало объектом поклонения для верующих и привлекает к себе внимание ученых со всего мира? Дело в том, что в 1927 году 75-летний Итигелов обратился с просьбой к монахам из Янгажина прочитать для него молитву, слова которой произносились только по случаю смерти. Просьба о прочтении «hуга Намши», или «Благопожелания умирающему» ввела иноков в полную растерянность

В Бурятии возрождают родовой дацан Итигэлова

Дворец Хамбо-ламы Итигэлова‎

Но когда Итигэлов, сан которого сравним с православным митрополитом, начал читать молитву самостоятельно, ламы все-таки поддержали его. По окончании молитвы лама не подавал признаков жизни, поэтому он, согласно завещанию, в позе лотоса был посажен в бумхан — саркофаг, сделанный из кедра, и похоронен в Эбилгэ – на территории нынешнего Иволгинска.

В 1955 г. монахи во главе с ламой Лубсан-Нимы Дармаевым подняли бумхан, как того требовал Итигэлов в своем завещании. Убедившись в отличной сохранности тела покойного, лама Дармаев провел над ним положенные обряды, переодел его и опять поместил в саркофаг. Спустя 18 лет над телом были проведены такие же манипуляции.

В Бурятии возрождают родовой дацан Итигэлова

Храм Зеленой Тары‎

Осенью 2002 года другим ламой — Дамбой Аюшеевым и монахами дацана саркофаг был открыт вновь, теперь уже при участии криминалистов и других светских лиц. Удивительно, но и в третий раз тело Итигэлова не имело признаков гниения и высыхания. После проведения всех необходимых обрядов его перевезли в Иволгинский дацан и поместили в отдельный дворец. Так ламы исполнили перед усопшим свой долг.

В том же 2002 году эксперты взяли на изучение биологические материалы Итигэлова — ногти, волосы и кусочки эпидермиса. Проведя ряд исследований, ученые установили соответствие белковых фракций умершего фракциям живого человеческого организма. До сих пор ученые не могут найти объяснения этому феномену, а толпы паломников и туристов съезжаются в Иволгинский дацан, дабы лично поклониться сохранившемуся телу.

В Бурятии возрождают родовой дацан Итигэлова

Маанин-дуган

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит