Свято-Покровский Суздальский женский монастырь Епархиальный женский монастырь

Содержание
  1. Монастыри Владимирской области
  2. История церкви
  3. Покровский храм (Юрьев-Польский)
  4. Храмы Владимирской области
  5. Современная история собора
  6. В помощь паломнику
  7. Храм Казанской иконы Божией Матери (Лакинск)
  8. Где остановиться
  9. Мавзолей Пожарских
  10. Храм Космы и Дамиана (Муром)
  11. Царь-фонарь
  12. Святыни Владимирской области
  13. Архитектура и убранство сооружения
  14. Спасо-Евфимиевский монастырь сегодня
  15. Фото и описание
  16. Современное состояние
  17. Фото и описание

Монастыри Владимирской области

Свято-Троицкий женский монастырь (Муром)

Свято-Троицкий женский монастырь был построен в середине XVII века на средства богатого муромского купца Тарасия Борисовича Цветнова. На месте деревянной церкви Святой Троицы, построенной в 1351 году по велению князя Юрия Ярославича, в 1642-1643 гг. был воздвигнут каменный храм в честь Живоначальной Троицы. Небольшой пятиглавый Троицкий собор имеет изящные пропорции и богато украшен. Особую нарядность ему придают изразцы с изображениями трав, диковинных зверей и птиц.

Рядом с Троицким собором в 1648-1552 гг. на одном фундаменте были построены шатровые Казанская надвратная церковь и колокольня. Казанская церковь также украшена изразцами, а колокольня, благодаря прорезным граням шатра и «кружевным» деталям убора, совершенно лишена тяжеловесности. Архитектура обеих построек настолько ажурна и воздушна, что кажется, будто они стоят без всякого фундамента.

Адрес: Владимирская область, г. Муром, площадь Крестьянина (Троицкая пл.), д. 3-а г.

Телефон: (8-49234) 2-26-48

Боголюбский женский монастырь Рождества Богородицы

Монастырь занимает территорию дворца-замка Андрея Боголюбского — единственного гражданского здания Древней Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы частично.

Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (второй сын ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого) около 1158 года основал здесь загородную резиденцию — «град камен» Боголюбово, в котором также воздвиг храм в честьРождества Богородицы. Позднейшие источники объясняли выбор места волей Богоматери, либо чрез Владимирскую икону, либо при её явлении князю Андрею (см. Боголюбская икона Божией Матери).

Ансамбль княжеской резиденции включал в себя, помимо храмов, двухэтажный каменный дворец и каменный киворий; замок ограждён каменными стенами (см. одну из реконструкций). «Другого столь значительного комплекса белокаменных зданий мы в домонгольской Руси не знаем», — констатирует С. В. Заграевский. Замок до 1950-х годов считался утраченным, пока Н. Н. Воронин в 1954 году не обнаружил переход на хоры и лестничную башню, над которой в XVIII веке была надстроена шатровая колокольня. От белокаменной церкви Рождества Богородицы, рухнувшей в 1722 году, сохранилась только цокольная часть.

Адрес: 601270, Владимирская область, Суздальский район, поселок Боголюбово

Смоленско-Зосимова мужская пустынь

Смоленская Зосимова пустынь входила в ряд приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Основателем мужской пустыни предание называет схимонаха Зосиму, подвизавшегося в конце XVII в. После смерти Схимника в середине XVIII в. обитель прекратила свое существование.

Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 г. местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867-м пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой Лавры, к которой она и была приписана.

В конце XIX в. при игум. Германе Зосимова пустынь переживала расцвет. Здесь было около 100 монахов. В 1897-м выстроили над могилой основателя большой Смоленский собор, чуть позднее — еще 2 каменных храма: Всех святых и прп. Сергия Радонежского.

Адрес: 601604, Владимирская область, Александровский район, п/о Плеханы

История церкви

История святыни насыщена интересными и трагическими событиями.

Возведение и основание

Точная дата основания неизвестна. Согласно старинным документам, храм Успения Пресвятой Богородицы существовал в Суздале еще в XV веке и был дворцовой церковью Московских князей. В 1495 году великий князь Иоанн Васильевич передал его Спасо-Евфимиеву монастырю, которому он принадлежит и по сей день.

Как и большинство сооружений того времени, здание было деревянным, и его ждала судьба всех древних деревянных построек – уничтожение огнем. После сильного пожара, произошедшего в городе около 1650 года, на месте сгоревшего деревянного собора был построен каменный.

Свято-Покровский Суздальский женский монастырь Епархиальный женский монастырь

Историческая судьба

В XVIII веке собор вновь пострадал от огня. После пожара 1719 года его пришлось перестраивать. Из-за немногочисленного населения города, а также из-за большого количества соборов в Суздале, приход храма был небольшим. В конце XIX века к его приходу относилось всего 9 дворов.

Революционные события начала XX не обошли стороной и Успенский собор в Суздале. Из всего архитектурного ансамбля сохранился только храм. Колокольня и придел Сергия и Никона Радонежских были уничтожены в 1920-х годах ради производственных нужд, несмотря на старания директора суздальского музея В.И. Романовского, который пытался сохранить собор целиком.

В 1958 году под руководством А.Д. Ваганова комплекс был отреставрирован.

Свято-Покровский Суздальский женский монастырь Епархиальный женский монастырь

Современное положение

Успенская церковь, как и другие храмы Суздальского кремля, относится к епархии Спасо-Евфимиева мужского монастыря. Вместе с остальным кремлевским комплексом собор является одной из главных достопримечательностей Суздаля. Туристы и паломники не только со всей России, но и со всего мира приезжают в древний город, чтобы насладиться красотой собора и посетить потрясающие своей красотой богослужения.

Свято-Покровский Суздальский женский монастырь Епархиальный женский монастырь

Покровский храм (Юрьев-Польский)

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Юрьеве-Польском была построена в 1769 году. Храм на этом месте известен с 1712 года. Его построил монах Михайло-Архангельского монастыря Кирилл, да не просто построил, а возвел рядом несколько деревянных келий для нового девичьего Покровского монастыря. Однако долго монастырь тут не просуществовал, четыре инокини были переведены в Введенский монастырь, а церковь осталась стоять на берегу Колокши не у дел. В прошении юрьевского повытчика Григория Меньшикова к Святейшему Синоду указывается, что монастырь здесь существовал до литовского разорения, а также сообщается о запустении девичьей обители. Предлагалось даже перенести церковь отсюда. Деревянная Покровская церковь была вскоре превращена в приходскую. В 1768 году храм «по недосмотру пономаря и дьячка» полностью сгорел, но жителям окрестных домов удалось спасти из огня книги, ценную утварь и иконы. Год спустя прихожане перестроили свой храм в камне. Это здание и сохранилось до наших дней: высокая пятиглавая церковь с многочисленными резными украшениями по фасадам и красивыми наличниками на окнах. В ней было устроено три престола: главный в честь Покрова Пресвятой Богородицы и два теплых.

Адрес: 601800, Владимирская область, г. Юрьев-Польский, ул. Набережная

Храмы Владимирской области

Успенский собор (Владимир)

Собор поставлен на крайней и высокой части холма, завершая древний центр Владимира. Он является важным элементом пространственно-композиционной структуры города и его панорамы из-за реки Клязьмы, определяет городской пейзаж.

Первая церковь В 990 году во во Владимире на Клязьме была построена из дубового леса первая православная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. После того как икона Божией Матери, за это названная Владимирской, стала чудесно недвижимой близ Владимира, благоверный великий князь Андрей Боголюбский велел заложить здесь новый белокаменный собор для святыни. Согласно Лаврентиевской летописи в 1158году «…заложи Андрей князь в Володимери церковь камену святую Богородицю, месяца апреля в 8 день…». В 1160 году собор был уже отстроен: «Того же лета создана бысть святая Богородица… благоверным… князем Андреем… и верх ея позолоти, по вере же его и по тщанью его к святой Богородице приведе ему Бог из земель все мастеры, и украси ю паче инех церквей_» летом 1161 года.

Адрес: Россия, 600000, г. Владимир, ул. Большая Московская, 56

Телефон: 8 (4922) 32-52-01

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Суздаль)

По преданию, он был построен на месте заложенного Владимиром Мономахом в конце XI века храма Успения Пресвятой Богородицы – первой христианской церкви в Суздале. Этот храм был огромным и величественным. Шестистолпное (или четырехстолпное) мощное здание с одной главой было сложено из тонкого кирпича — плинфы — и расписано лучшими византийскими мастерами. Но уже примерно через полвека из-за слишком слабого для такого гиганта фундамента собор начал рушиться и по приказанию Юрия Долгорукого был разобран.

В середине XII века (1148г.) на месте прежнего собора из тесаного белого камня — пористого известняка — был возведен новый огромный храм, сходный по своей архитектуре с Успенской церковью в Киево-Печерской Лавре.

Адрес: Владимирская область, г. Суздаль, ул. Кремлевская

Телефон: (49231) 2-16-24

Николо-Набережная церковь (Муром)

Церковь впервые упомянута в источниках второй половины XVI века: «В Муроме на посаде за городом государя и царя и великого князя двор против Николы Мокрого…». В XVI веке храм имел два придела: мученика Феодора Стратилата и святых Косьмы и Дамиана. Рядом стояла деревянная церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Упоминание о Николо-Набережной церкви содержится и в Писцовой книге г. Мурома 1636/1837 гг., где церкви названы «строением государевым».

В 1700 году началось строительство каменного Никольского храма. Его возводил московский священник Дмитрий Христофоров в память о своём отце — священнике Никольской церкви протоиерее Хритофоре. В 1707 году была получена благословенная грамота на строительство и в 1714 году в новопостроенной церкви уже установлен иконостас. В 1717 году для храма Николы Набережного знаменитый муромский иконописец Александр Казанцев исполнил изображения двенадцати сивилл — пророчиц, якобы предсказавших рождение Иисуса Христа. В 1717 году храм был освящён.

Адрес: ул. Плеханова, 27А, Муром, Россия

Телефон: +7 492 343-12-33

Современная история собора

До 1930-х годов в соборе проводились богослужения, однако с началом исследовательских и археологических работ они были прекращены. Была проделана колоссальная работа по восстановлению прежнего внутреннего убранства церкви, а также ее внешнего вида. К 1960-м годам более поздние наружные достройки были демонтированы, и храм обрел такой же вид, как и в XVI веке, исключением являются только луковичные главы со звездами.

В 90-е годы богослужения возобновились. В настоящее время собор совместно используется Владимиро-Суздальской епархией РПЦ и Владимиро-Суздальским музеем-заповедником.

Свято-Покровский Суздальский женский монастырь Епархиальный женский монастырь

Во второй половине 2005 года после длительной реставрации Рождественский собор в городе Суздаль был вновь открыт. Во время реставрационных работ в церкви были обнаружены мощи Св. Арсения Элассонского, жившего с 1550 по 1635 годы. Он являлся архиепископом Суздальским и Тарусским и был канонизирован в 1982 году. На последнем этапе мастера отреставрировали фрески и стены из белого камня.

В помощь паломнику

С расписанием Успенской церкви (Суздаль, Владимирская область) можно ознакомиться выше. Этот раздел касается помощи новоначальным паломникам. Под последними понимаются те, кто только начал приближаться к Богу.

Женщинам во время посещения храма стоит позаботиться о головном уборе. Это может быть платок, красивая шляпка или капюшон. Мужчины при входе в храм снимают шапку (кепку, капюшон).

В церковной лавке можно приобрести свечи, написать записки о здравии и упокоении, заказать необходимые требы. Образцы написания записок, как правило, имеются в каждом храме. Если же таковых нет, то следует писать полные имена крещеных родных в родительном падеже. Например, Маргариты, Александра, Ольги.

Перед тем как приложиться к иконам (то есть поцеловать образ), женщины стирают губную помаду. В храм нежелательно заходить накрашенными, но это в идеале, равно как и надетая юбка.

Свечку ставят так: сначала зажигают фитилек, затем немного расплавляют ее кончик.

Для тех, кто задумался о посещении службы, правила нахождения в храме практически такие же. Есть несколько нюансов, они представлены в списке:

  • Приходят за 15-20 минут до начала службы, дабы не мешать потом молящимся, пробираясь к иконам.

  • Если возникла потребность в исповеди и причастии, к таинствам готовятся заранее.

  • Перед причастием три дня говеют, не вкушая скоромных блюд. Последними считаются яства животного происхождения: мясо, молоко, творог, яйца. Накануне вечером читают последование ко святому причащению и три канона с акафистом. Они есть в православных молитвословах, продаваемых в церковных лавочках.

  • Исповедоваться лучше в субботу вечером, ибо в воскресение утром часто бывает толпа причастников. Батюшке физически не хватает сил, чтобы исповедовать каждого так, как требует этого пришедший.

  • И последний нюанс, касающийся женщин. В критические дни нельзя исповедоваться и причащаться. Вообще, во время нечистоты желательно воздержаться от посещения храма в течение недели.

Свято-Покровский Суздальский женский монастырь Епархиальный женский монастырь

Храм Казанской иконы Божией Матери (Лакинск)

В 1693 году усердием помещика, стольника Петра Васильевича Головина в Ундоле была построена Казанская церковь. Место для возведения храма, по местному преданию, было избрано самою Богородицей. Дважды являлась Казанская икона Божией Матери у источника. Рядом с источником и решено было заложить новый каменный храм.

В 1780-е годы владелец села Ундол полководец Александр Васильевич Суворов пристроил к храму тёплый придел преподобного Сергия Радонежского. В 1859 году на церковные средства были пристроены тёплая трапеза с престолом святителя и чудотворца Николая и колокольня. В 1870 году также на церковные суммы церковь и колокольня обнесены каменной оградой.

В советские времена храм закрыли. Его помещение приспособили под авторемонтную мастерскую. Не сохранилось дореволюционное убранство храма. Казанская церковь реставрировалась в 1990-е годы.

Адрес: Владимирская обл., Собинский район, г. Лакинск, улица Ундол.

Где остановиться

Паломническая служба Владимирской епархии

Адрес: г. Владимир, улица Студеная гора, дом 1

Тел/факс: +7(4922)36-62-32,

Мегафон: +7(930)833-833-8

Суточное проживание ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ГРУПП ДО 8 ЧЕЛОВЕК:

Номер с удобствами — 2100 руб. В стоимость номера включен завтрак.

Проживание для 1 человека — 1100 руб. В стоимость номера включен завтрак.

Суточное проживание ДЛЯ ГРУПП ОТ 8 ДО 49 ЧЕЛОВЕК:

Стандартный номер — многоместное размещение с удобствами на этаже — 350 руб/чел.

Номер с удобствами — 450 руб/чел.

Экскурсионное обслуживание:

Группа от 30 человек и выше — 700 руб/час

Группа до 30 человек — 600 руб/час

Индивидуальная экскурсия до 6 человек — 500 руб/час

Необходимо заранее подать заявку в пресс-службу, с указанием количества паломников (уточнить количество мужчин и женщин для размещения в гостиничных номерах), маршрута и предоставлениея услуг.

Мавзолей Пожарских

Спасо-Евфимиев монастырь, адрес которого: Владимирская область, город Суздаль, улица Ленина, 148а, стал местом упокоения великого русского героя Дмитрия Пожарского и членов его семьи. Он был захоронен в 1642 году, а над могилой его сын Иоанн и племянник Петр Хованский, великие князья, соорудили усыпальницу. Однако уже через 100 лет об усыпальнице забыли, она стала приходить в негодность, в результате ее разобрали, а камень использовали для нужд монастыря.

В 1851 году археолог граф Уваров возглавил экспедицию в Спасо-Евфимиев монастырь, именно он и обнаружил остатки склепа с четырьмя каменными гробницами. Две из них принадлежали сыну и племяннику Дмитрия Пожарского, а две — самому герою и его жене.

В 1852 году все гробницы были вскрыты и тщательно осмотрены. Таким образом, удалось обнаружить, в которой из них находится Дмитрий Пожарский. Его опознали по частично сохранившемуся одеянию.

Над останками провели литургию с панихидой, после чего все могилы были вновь закрыты, а над ними в 1858 году начали возводить мавзолей по велению государя Александра 2. Строительство велось за счет народных пожертвований. Освящение мавзолея было проведено в 1885 году.

В годы советской власти усыпальница была вновь разрушена, так как в 1933 году Спасо-Евфимиев монастырь стал тюрьмой для политзаключенных.

В 70-е годы 20 века на месте захоронения Пожарского был установлен памятный камень, и только с 2007 года началось точное восстановление мавзолея по сохранившимся планам, эскизам и фотографиям. Сегодня он входит в состав архитектурного комплекса монастыря.

Храм Космы и Дамиана (Муром)

Одной из самых старых церквей города Муром является храм Космы и Дамиана, который располагается на берегу реки Ока. Согласно старинному преданию, церковь была выстроена в 1565 году по приказу Ивана Грозного, останавливавшегося в Муроме, когда он ехал в Казань.

Иван Грозный, пребывая здесь, дал клятву, что если поход на татарское войско окажется успешным, то он прикажет возвести каменные храмы над мощами его дальних родственников, а именно святых муромских князей Михаила, Константина, Петра, Федора, Февронии. Старинная летописная повесть под названием «Сказ о возрождении христианства в Муроме» повествует о том, что в 1555 году царь прислал из Москвы специально обученных каменщиков, после чего неподалеку от деревянных построек возвели внушительные каменные церкви с белыми стенами.

Адрес: Владимирская область, Муромский район, г. Муром, ул. Набережная

Царь-фонарь

Царь-фонарь был изготовлен холмогорскими умельцами в начале 17 века по заказу митрополита Илариона. Фонарь высотой более двух метров повторяет форму Рождественского собора Суздаля, а также имеет пять куполов. Внутрь фонаря через окошко вставляются свечи, которые не затухают при порывах ветра и придают фонарю очень загадочный, даже сказочный вид. В семидесятых годах прошлого века за реставрацию фонаря взялся известный мастер Вячеслав Басов, и подошел к делу очень ответственно. Например, за подходящей слюдой для фонаря мастер специально ездил в Карелию. Кроме слюды, для производства фонаря холмогорскими мастерами были использованы золоченые медь и чугун – материалы тяжелые, поэтому вес Царь-фонаря достигает 160 кг. Говорят, что во время крестного хода его несли восемь человек, продев в специальные «уши» фонаря оглобли. Сохранившийся оригинал хранится в Рождественском соборе.

Святыни Владимирской области

В Успенском соборе города Владимира находятся мощи святителя Максима, благоверного князя Георгия и его семьи, благоверного князя Глеба, святителя Митрофана Владимирского, а также мощи святого благоверного князя Андрея Боголюбского.

Святые мощи святителя Иоанна, первого епископа Суздальского и Нижегородского, почивают в соборе Рождества Пресвятой Богородицы города Суздаля. Кстати, у его гроба засвидетельствованы многочисленные исцеления.

Святые мощи преподобного Евфимия Суздальского, создателя Спасо-Преображенского Евфимиева монастыря, почивают в Царевоконстантиновской церкви города Суздаля. Здесь же находятся святые мощи преподобной Евфросинии Суздальской. А в Суздальском женском монастыре — святые мощи преподобной Софии Суздальской, в миру — великой княгини Соломонии Сабуровой, жены великого князя Василия III.

Святые мощи преподобного старца Алексия почивают в Смоленско-Зосимовой пустыни, что в Александровском районе. В самом же городе в Успенском женском монастыре хранятся мощи преподобного Корнилия. А в Струнино — недалеко от Александрова — в Богородице-Рождественской Лукиановой пустыни есть мощи преподобного Лукиана.

Святые мощи преподобного Романа Киржачского, ученика основателя монастыря преподобного Сергия, — в Свято-Благовещенском женском монастыре города Киржача.

Святые мощи преподобного Димитрия, Переславского чудотворца, почивают в Юрьев-Польском в раке перед царскими вратами храма Благовещения Пресвятой Богородицы в женском монастыре во имя святителя Николая. В этом же городе в Свято-Успенском Космином мужском монастыре находятся мощи преподобного Космы Яхромского, а в Покровском храме — мощи благоверного князя Гавриила.

В селе Санино находится Свято-Никольский источник.

В городе Вязники находится Святой Вязниковский источник.

В селе Чамерево находится Святой источник Александра Невского.

В селе Карачарово находится Святой источник Ильи Муромца.

В селе Лазарево находится Святой источник Иулиании Лазаревской.

В селе Акиньшино находится Святой источник Казанской иконы Божией Матери.

В городе Гусь-Хрустальный находится cвятой источник великомученицы Варвары.

В селе Клязьминский Городок находится святой источник Пресвятой Богородицы.

В селе Махра находится святой источник Тихвинской иконы Божией Матери.

Муром

Святые мощи благоверного князя Константина, его сыновей Михаила и Феодора (XI-XII), и супруги Ирины находятся в Благовещенском монастыре города Мурома. Святые князья жили в XI-XII веках и немало потрудились в распространении Православия среди язычников.

Святые мощи праведной Иулиании Лазаревской покоятся в Николонабережной церкви города Мурома. Подвиг жизни святой праведной Иулиании — подвиг любви. В голодные годы (1601-1602) при царе Борисе святая распродала всё имущество и отпустила на волю своих крестьян. Некоторые из самых верных остались и собирали для своей госпожи лебеду и древесную кору, из которых та пекла хлеб, кормилась сама с детьми и слугами, питала и захожих нищих. Скончалась праведная 10 января 1604 года. А через 10 лет, устраивая могилу для её сына Георгия, нечаянно раскопали и её могилу, полную мирра.

Святые мощи святых благоверных князей Петра и Февронии, которые прославились благочестием и милосердием, почивают в Троицком монастыре города Мурома.

Есть на Владимирщине мироточивые иконы: одна из них — икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» находится в храме великомученика Пантелеймона в посёлке Городищи Владимирской епархии. Мироточение произошло 7 июня 1996 года, при освящении нового храма в честь великомученика Пантелеймона.

На территории Владимирской епархии есть и несколько известных святых источников. Во Владимире — источник Казанской Божией Матери (или источник святого князя Александра Невского) по улице 50-летия Октября (в овраге). Есть святой источник и на территории Свято-Боголюбского монастыря, забивший в 1992 году. В Свято-Николо-Волосовском женском монастыре в селе Волосово Собинского района тоже есть источник, а также в Лакинске в храме Казанской иконы Божией Матери и в селе Новое Юрьев-Польского района.

Архитектура и убранство сооружения

Своим внешним видом святыня отличается от традиционных белокаменных сооружений.

Внешний вид

Постройка выполнена в нетипичном для Суздаля стиле нарышкинского барокко. Для него характерны скромность, изящность, элементы европейского барокко и готики. На фоне красных стен собора выделяются белые наличники и пилястры.

Внутреннее оформление

Многие посетители отмечают теплую, даже волшебную атмосферу внутри храма. В нем находится пятиярусный иконостас, росписи сделаны уже в наше время в современной манере. В свободное от богослужений время в церкви можно послушать аудиозаписи церковных песнопений.

Свято-Покровский Суздальский женский монастырь Епархиальный женский монастырь

Святыни храма: мощи святителя Арсения Элассонского

22 февраля 2015 года из церкви Рождества Богородицы в Успенскую были перенесены мощи святителя Арсения Элассонского. Арсений Элассонский, возглавлявший Суздальскую епархию во времена Смуты, благословил народное ополчение на борьбу с поляками. Несмотря на свое греческое происхождение, Арсений Элассонский является почитаемым в России святым. Сейчас любой желающий может поклониться святым мощам. Считается, что мощи помогают больным детям выздороветь.

Свято-Покровский Суздальский женский монастырь Епархиальный женский монастырь

Спасо-Евфимиевский монастырь сегодня

Спасо-Евфимиевский монастырь в Суздале первоначально имел другое название, в честь своего основного собора, освященного в честь праздника Преображения. Позднее он был переименован в честь преподобного Евфимия Суздальского — местночтимого святого. Собор стал более известным под именем Евфимия, так как он был и первым игуменом монастыря, и его основателем.

Евфимий был направлен следить за постройкой нового монастыря и быть первым его духовником. Монастырь активно развивался, и еще при жизни Евфимия здесь подвизалось более 300 монахов и послушников. Помимо этого монастыря, святой так же основал женский покровский монастырь на другом берегу реки.

Сейчас монастырь не является действующим, на его территории находится более 10-ти разнообразных музеев, проходят богослужения. Комплекс зданий относится к Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику и находится в списке ЮНЕСКО как образец белокаменной архитектуры.

Свято-Покровский Суздальский женский монастырь Епархиальный женский монастырь

Город Суздаль является одним из городов Золотого кольца России, благодаря своей богатой истории, культурной значимости и уникальности архитектурных памятников. Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль Имя монастырского архитектора не сохранилось, но, скорее всего, автор был причастен к строительству полноценных укреплений.

Сам монастырь так же, в первую очередь, выполнял роль укрепления и полноценной крепости. По периметру он окружен стеной: у реки, знаменитой своим крутым неприступным берегом, стена на порядок ниже, чем с южной стороны. Главное оборонное сооружение Суздальской крепости это высокая башня в 20 м высотой.

Она состоит из двух ярусов: на нижнем ярусе расположен ряд бойниц, второй ярус представляет собой декоративные арки и богатый декор. Помимо внешних каменных стен, существовали и внутренние деревянные стены, окружавшие относившиеся к монастырю постройки. Сейчас стены не сохранились, но от них остались ворота и надстроенная над ними малая Благовещенская церковь, датируемая 1628 г.

Свято-Покровский Суздальский женский монастырь Епархиальный женский монастырьСпасо-Евфимиевский монастырь, Суздаль, архитектура и внешняя отделка.

Изначально на его месте была малая церковь, которая после достройки большого храма стала боковым южным приделом. Этот придел теперь получил название Евфимиеского. Справа от основного собора устроена звонница, с другой стороны собора находится Успенская церковь и здание трапезной. Всего архитектурный ансамбль включает в себя 4 церкви, звонницу, и 4 жилых и хозяйственных здания.

Фото и описание

Успенская трапезная церковь располагается на территории суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря. Она стоит перед Спасо-Преображенским храмом напротив звонницы. Церковь представляет собой один из самых ранних архитектурных памятников шатрового типа в истории древнерусской архитектуры.

Храм был построен в 1525 году (в других источниках – в последней четверти XVI столетия). Здание выделяет высокий восьмигранный шатер, поставленный на ярусы кокошников и объемный четверик. Массивная апсида декорирована лопатками и килевидными арочками, имеет неширокие оконные проемы. Нижняя часть апсиды отличается оригинальным декоративным оформлением, состоящим из маленьких кокошников с горшочками, вставленными в них горлом на фасад. Горшочки заполнены известью, образуют окружности правильной формы. Данный прием декоративной отделки фасада – весьма редок.

Успенский храм состоит из двух этажей. Второй этаж в наши дни не сохранил свои изначальные формы. Церковь подверглась перестройке в XIX веке. Однако нижний этаж сумел сохранить свой первоначальный план. В середине квадратного зала установлен массивный столб, на котором со стен держатся своды коробовой конструкции. Этот обычный архитектурный прием XVI—XVII веков был применен и в этом здании. Схожее расположение было и во втором этаже. Внутреннее убранство второго этажа некогда было украшено фресковой живописью, которая в ходе позднейших перестроек и ремонтах не сохранилась.

С востока к церкви пристроен придел мученика Диомида в виде маленького столпообразного храма с 3-мя ярусами кокошников и аккуратной главкой.

С другой стороны Успенский храм переходит в трапезную палату, состоящую из 2-ух ярусов и покрытую тесовой кровлей. Нижний этаж был приспособлен под хозяйственные помещения. Здесь размещались хлебные, кухни, а рядом располагаются два помещения, одно из которых, по монастырской легенде, являлось «каменным мешком» для заключения колодников (арестантов, закованных в колодки).

Верхняя палата отличается прекрасной конструкцией высокого сомкнутого свода с распалубками. Здесь был устроен трапезный зал. Фасадный карниз здания декорирован излюбленными у мастеров Спасского монастыря маленькими балясинками. Этот узор можно увидеть и на монастырских храмах, относящихся к Спасской обители, например, на трапезной Золотниковской пустыни.

Современное состояние

На сегодняшний день Спасо-Евфимиевский монастырь является недействующим. Посетить его можно как интересный историко-архитектурный музей, собравший множество экспонатов и выставок.

Так, помимо рассмотренных выше церквей и комплексов, стоит обратить внимание на проездную башню. Не заметить ее сложно, поскольку в высоту она вырастает на 22 метра

Ее основание квадратное, что делает строение очень мощным и строгим. В середине расположились музейные кассы.

Пройдя через проездную башню, можно попасть в большой монастырский двор. Тут можно увидеть целый аптекарский огород и сад с фруктовыми деревьями. В века процветания монастыря выращивание целительных растений и уход за деревьями были важными элементами монашеского послушания и труда.

Свято-Покровский Суздальский женский монастырь Епархиальный женский монастырь
Часовня Пожарских Спасо-Евфимиева монастыря

Любителям истории будет интересно взглянуть еще на один объект древнего монастырского комплекса — гробницу князя Дмитрия Пожарского. Это очень важная личность в истории России, знаменитый полководец, под руководством которого были изгнаны иностранные захватчики в 1612 году. На сегодняшний день отстроен целый мавзолей подле места захоронения князя, обрамление содержит в себе элементы первоначальной гробницы, полностью сохранить которую до наших дней не удалось.

Посмотреть все достопримечательности обители и ознакомиться с выставками можно ежедневно с 10:00 до 18:00 (кроме понедельника) по адресу: г. Суздаль, ул. 3 Интернационала. Вход на территорию музейно-исторического комплекса платный.

Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале

Фото и описание

Успенская церковь представляет собой уникальный храм, сохранившийся до нашего времени. Она находится на территории «княжьего двора», что между Кремлем (с восточной стороны) и Торговой площадью – возле подножия высотного крепостного вала. На этом самом месте в прошлом стояла так называемая проездная Ильинская башня.

Успенский храм был выстроен примерно во второй половине 17 столетия – к этой дате относят возведение нижней его части, так как подлинных источников, подтверждающих дату окончания всех строительных работ, до сих пор не найдено. Наиболее ранние летописные сведения повествуют, что изначально храм был деревянным, предположительно выстроенным в 16 столетии.

В последние десятилетия 17 века в деревянной Успенской церкви случился сильный пожар, в результате которого храм не удалось спасти, ведь он почти полностью сгорел дотла. После этого события было принято решение выстроить на этом месте каменную церковь, что произошло в 1650 году. Существуют некоторые источники, повествующие о том, что храм был выстроен несколько позднее, чем в 1650 году.

В 1720 году в городе Суздаль произошел крупный пожар, по причине которого пострадала значительная часть городских построек. После пожара храм Успения перестроили, несколько видоизменив его.

Первоначально при храме существовали придел во имя Никона и Сергия Радонежских, выстроенный в 17-18 веках и шатровая колокольня. Храм был окружен невысокой, но изящно выполненной оградой с воротами, а также опорными столбиками, по форме напоминающим башенки.

После революции, а именно по истечении 1926 года, храм очень сильно пострадал, но все же шатровая колокольня и придел Никона и Сергия Радонежских были сохранены; ворота и ограда также были восстановлены.

В летописных данных города Суздаля за 1920-е годы хранится история восстановления церкви. В 1926 году в администрацию политизолятора, который располагался в здании Спасо-Евфимиевского монастыря, подали прошение директору городского музея В.И. Романовскому с предложением снести Афанасьевскую или Успенскую церкви для использования их кирпичей в качестве необходимого строительного материала. Директор музея принял решение оставить только Успенский храм, ведь он представлял собой уникальный объект, имеющийся в соединении с колокольней и приделом. Таким образом, заключение Романовского было таково, что Успенский храм несет в себе большую ценность по сравнению с Афанасьевским храмом, так как представляет собой цельный архитектурный ансамбль. Но, несмотря на это, ансамбль не смог уцелеть, ведь впоследствии придел Успенской церкви и его колокольня также подлежали разрушению.

Успенская церковь на сегодняшний день является одним из малочисленных каменных храмов, поистине прославивших традиционную древнерусскую архитектуру. От других храмов она отличается необыкновенно красивым резным оформлением оконных проемов на приземленной части, а также верхней восьмигранной частью. Также он стал редким представителем нарышкинского или московского стиля барокко. Согласно традиционному зодчеству, широкий восьмерик поставлен на четверик, при этом украшен в том же архитектурном стиле, но все же несколько пышнее и изящней. Венчание купола осуществлено небольшой главкой, расположенной на возвышенном барабане необычной двухъярусной формы.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит