Храмы и строения Спасо-Евфимиевого монастыря
Данная обитель представляет собой огромный комплекс, включающий в себя как церковные постройки, так и дополнительные здания.
Спасо-Преображенский собор
Именно он является главным и основным духовным центром обители. Это величественное белокаменное здание, которое сегодня можно назвать настоящим образцом зодчества, берет свое начало с крохотной Евфимиевой церквушки, установленной на этом месте в самом начале XVI века на месте сгоревшего деревянного храма.
Уже к концу столетия к нему был присоединен огромный белокаменный храм. Его размеры были настолько внушительны, что изначально стоявшая Евфимиева церковь стала одним из его приделов.
Интерьер Спасо-Преображенского собора
В первоначальной постройке угадывались похожие линии с храмом в честь Рождества Христова в Суздальском кремле, но со временем Спасо-Преображенский собор принял более строгий и суровый вид. Несколько приделов в честь православных святых, колонны, пилястры, четырехскатная крыша под луковками куполов — все эти атрибуты внешнего убранства делают храм основательным и монументальным.
Интересно! Во внутреннем оформлении собора удалось практически полностью сохранить и восстановить уникальные фресковые росписи стен, датируемые 1689 годом и принадлежавшие кисти костромских иконописцев.
Изображения на фресках повествуют о земной жизни Иисуса Христа, о деянии Его святых апостолов, а также прославляют Богородицу как величайшую из когда-либо рожденных дев.
Успенская трапезная церковь
Ее здание расположено перед Спасо-Преображенским собором и представляет собой удивительный пример русской шатровой архитектуры. Примечательно, что крышу храма венчают не привычные христианскому взгляду купола, а пологий шатер. Арки, керамические вставки, кокошники под крышей делают эту церковь похожей на средневековый замок.
С восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида, над которым виднеется небольшая главка купола. С противоположной стороны церковь соединятся с трапезной, где находится кухня и хозяйственные помещения, а также большая трапезная зала. С южной стороны находится архимандритский корпус, украшенный колонной галереей.
Звонница монастыря
Это строение представляет собой комплекс из нескольких построек, возведенных в XVI — XVII веках. Изначально церковь начиналась строиться в честь Иоанна Крестителя, для чего специально были выделены колокола Василием III. Со временем звонарный комплекс постоянно разрастался, появлялись новые звонные арки. К сожалению, не удалось сохранить до наших дней оригинальных древних колоколов. На сегодняшний день звонница располагает 17-ю колоколами разного размера, которые издают потрясающей красоты звон много раз в день.
Никольская церковь
Также она носит название «больничной», поскольку непосредственно к ней примыкает больничный корпус. Изначально возводился этот храм для того, чтобы больные монахи и узники тюрьмы могли не оставлять своего молитвенного делания, поэтому внешнее оформление и убранство отличается скромностью и аскетизмом.
Богослужение в в Спасо-Евфимиевом монастыре
На первом этаже строения располагался трапезный зал, а на втором палаты для болящих. На сегодняшний день Никольская церковь представляет собой историческую ценность и в ее помещении находится выставка изделий декоративного мастерства.
Братский и тюремный корпуса
Длинное 100-метровое здание протянулось по правой стороне двора монастыря, в котором рядами находятся келии для братии с небольшими сенями. Внешнее и внутреннее убранство строго и аскетично, как и подобает духу средневекового монастыря. Единственным украшением келий можно считать резные окна. Исходя из исторических исследований, удалось восстановить первоначальный вид корпуса, каким он был задуман в XVII веке. В наши дни в здании располагается выставка, рассказывающая об истории храмов и монастырей Суздаля.
Тюремный корпус напоминает о том, какую страшную славу сыскала суздальская тюрьма в прошлые века. Многие заключенные закончили жизнь тут. В наши дни в древних камерах можно ознакомиться с исторической выставкой, повествующей о жизни пленных.
Благовещенская церковь
Также называется «надвратной» поскольку изначально была сооружена с аркой для проезда. После того как деревянные перекрытия сменили на каменные, храм оказался в середине ограды из камня. Сама церковь одноглавая, украшена резной деревянной кровлей с одной главой.
История создания и развития монастыря
Заложена обитель была в середине ХV века и изначально носила название Спасо-Преображенского монастыря, а позже была переименована в честь памяти первого игумена, прославленного в лике святых — Евфимия Суздальского.
Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале
Построенный из дерева монастырский комплекс не выдержал испытания временем — не удалось сохранить и донести до потомков аутентичных построек. Всем известный внешний вид обители сформировался в каменных постройках XVI — XVII в. Значительный размах строительства стал возможен благодаря серьезной финансовой поддержке знати и князей.
Интересно! Помимо духовного наследия, обитель имеет и историческое значение — именно подле ее стен в 1445 году русский князь Василий II проиграл битву с казанским ханом и попал в пленение.
Конечно же, самое большое внимание привлекает центральный собор монастыря, который носит название Спасо-Преображенского. Это пример классической для древних веков суздальской архитектуры — здание выглядит строго, величественно и даже немного грозно
Настоящим украшением и историческим наследием можно считать уникальные церковные фрески XVI века на стенах, а также настенные росписи таких известных художников, как Силы Савина и Гурия Никитина, датируемые серединой XVII века.
Не обходили вниманием монастырь и царские персоны. Так, в середине XIX века в обитель приезжал цесаревич Александр Николаевич, а в 1913 году в связи с празднованием памятного дня 300-летия дома Романовых в монастырь пожаловал сам царь и будущий святой страстотерпец Николай Второй вместе со своими дочерьми
Прибавил известности Спасо-Евфимиеву монастырю тот факт, что в 1766 году царицей Екатериной Второй тут был обустроена тюрьма. Чаще всего в ней отбывали заключение особы, которых Священный синод объявлял сектантами, а их учение — опасной ложью и ересью. Так, среди заключенных этой тюрьмы были следующие лица:
- Монах-предсказатель Авель, который предрек смерть Екатерины Второй и оставил еще множество прорицаний о будущем России. Он умер в тюрьме и похоронен за алтарем Никольской церкви;
- Кондратий Селиванов, известный как глава секты скопцов;
- Федор Шаховский, декабрист;
- Максим Рудометкин, известный лидер распространенной секты прыгунов. Во время заточения написал более десятка вероучительных книг, которые позже стали использовались в работе секты;
- священники-старообрядцы, учение которых осуждалось долгое время.
Годы советской власти
Участь большинства духовных заведений в советское время была незавидной. Активно насаждался атеизм, верующих людей сильно притесняли, преследовали. Именно в годы советской власти сонм православных святых пополнился большим количеством новомучеников, принявших смерть за веру Христову. Конечно же, новые руководители страны не могли не обратить своего внимания на такой значимый духовный центр, как Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале.
Спасо-Евфимиев монастырь окружен каменными стенами
И снова история повторяется — в стенах монастыря вновь создают тюрьму. Только теперь осужденными в ней оказываются не сектанты и еретики, а, напротив, истинные служители православной веры. Впрочем, наравне с исповедниками христианства, в тюрьму сажали и других лиц, неугодных власти.
Так, в политизоляторе, а позже и в тюрьме особого назначение, отбывали заключение епископы и священники, обвиняемые в антисоветской пропаганде. Рядом с ними сидели коммунисты и пропагандисты, не оправдавшие ожиданий большевиков.
В 1930 году около монастырской ограды был разобран склеп, где, вероятно, находилась могила известного полководца Пожарского Д.М. Позже на могиле будет установлен каменный крест, а после развала Союза восстановят и весь склеп.
С началом Второй мировой войны в стенах монастыря открывают лагерь для военнопленных. Изначально в нем содержались солдаты польской армии, а позже был создан фильтрационный лагерь для военнослужащих красной армии, вернувшихся из плена врага. В этом лагере советские солдаты проходили проверку на возможную вербовку противником.
Сразу после окончания войны вместо обычной тюрьмы в монастыре организовали исправительно-трудовую колонию для малолетних преступников, а с 1968 года обитель получила статус музея.
Спасо-Евфимиев монастырь как место заключения
Начиная с XVIII века, обитель стала использоваться как место заточения лиц, неугодных власти. В 1766 году, по приказу Екатерины II, здесь была организована тюрьма для «безумствующих колодников», а затем сюда стали попадать и здоровые люди, не согласные с политикой государства или церкви. Здесь содержались духовные лица, даже епископы, староверцы и сектанты, в заточении находились некоторые участники пугачевского восстания и декабрист Федор Шаховской.
Узники помещались в тюрьму без конкретного срока, с формулировкой «до исправления» или «навсегда».
Попасть сюда могли не только провинившиеся люди, но и, просто, неугодные кому-то. Так, вина человека могла состоять в том, что он не посещает церковь или не признаёт священников, а, возможно, его действия на свободе стали кому-то мешать.
Специальной одежды для заключенных не было, находились здесь в своем.
С 1923 году в тюрьме организуется лагерь для перевоспитания идейных противников советской власти, а с 1935 года – тюрьма особого назначения НКВД.
Во время войны сюда свозились те, кто побывал в плену. Только за один год здесь прошли «проверку» более 8000 человек, многие из которых были отправлены в ГУЛАГ и затем уничтожены.
Затем здесь содержались офицеры немецкой армии, попавшие в плен, среди которых был и командующий немецкой армией под Сталинградом фельдмаршал Фридрих Паулюс.
В послевоенное время в обители находилась колония для мальчиков, а затем – для девочек.
С 1967 года колония закрыта и в стенах Спасо-Евфимиева монастыря больше не было заключенных.
Ризоположенский монастырь
Рекомендовать место
13
3
Ризоположенский монастырь является одним из самых древних монастырей Руси, просуществовавших до наших дней. Он был основан в 1207 году и расположился в северной части города Суздаля. Недалеко от него протекает река Каменка и стоит старый кремль. В XVI веке в монастыре появились первые каменные постройки, но ни одно из наиболее старых зданий до наших дней не сохранились. В древности монастырь находился вне городской защиты, за пределами укреплений и насыпей.
Любителям красивой архитектуры, помимо зданий, обязательно приглянутся Святые ворота. Они имеют две арки разной величины, каждая из которых украшена каменной резьбой с изразцами.
Координаты: 56.42388900,40.44583300
Куда пойти с детьми в Суздале
Колоритный город-музей способен очаровать как взрослого, так и юного путешественника. Если вы возьмете в поездку ребенка, то, определенно, не прогадаете.
«Щурово городище»
Хотите с головой окунуться в атмосферу древнего славянского городища? Тогда вам обязательно стоит посетить этот уникальный суздальский музей. Здесь туристов окружают постройки-реконструкции времен князя Юрия Долгорукого. В историческом антураже гостям предлагают прокатиться на лошадях, заняться стрельбой из лука, освоить навыки владения богатырским мечом, научиться выпекать хлеб в настоящей русской печи. Для детей и взрослых проводятся интерактивные игры, работает контактный зоопарк. Следует отдельно отметить, что постройки возведены с потрясающей исторической точностью.
Музей восковых фигур
В этом месте можно замечательно провести время всей семьей в колоритной компании восковых двойников популярных исторических личностей. Фигуры Екатерины Великой в роскошном платье, Ивана Грозного в гневе, Наполеона, обдумывающего очередной военный поход, выглядят весьма реалистично. Чуть поодаль красноармейцы приветствуют Ленина, проходящего по коридору Смольного дворца, а неподалеку присели на кресла для протокольного фото Сталин, Рузвельт и Черчилль. Нотку романтизма в официоз вносят фигуры Андрея Миронова в костюме Фигаро и популярнейшей троицы – Балбес, Трус, Бывалый. Экскурсовод поведает много интересных фактов из жизни всех персонажей, представленных в экспозиции.
Музей мишек Тедди
- График работы: со среды по воскресенье включительно, с 10:00 до 19:00.
- Стоимость билета: взрослый 150 р., детский 50 р.
- Телефон: +7 900 477-33-77.
- Адрес: ул. Ленина, 63А. Остановка транспорта «Торговая площадь».
С 2013 г. в Суздале работает удивительный музей, посещение которого приведет в восторг ребенка дошкольного возраста. Здесь демонстрируется коллекция из 80 очаровательных мишек, собранная супругами Катанскими. Часть экспонатов привезена из зарубежных поездок. Остальные игрушки созданы руками умельцев Суздаля и других городов России. Уютный выставочный зал «обжили» Тедди, изготовленные из винтажного мохера и ностальгического плюша, утонченного китайского шелка, натурального меха, современного пластика.
Суздаль считается одной из жемчужин Золотого Кольца России. Поэтому посетить удивительный городок, в котором почти каждое здание исторического центра является объектом культурного наследия, должен каждый путешественник, интересующийся историей страны.
Краткая история
К востоку от Торговой площади, на Васильевской улице расположились старинные постройки Васильевского монастыря. Легенды связывают основание обители с князем Владимиром Красное Солнышко и крещением Владимиро-Суздальской земли.
Будто бы здесь, на восточной окраине Суздаля в 990 году была построена дубовая церковь, в которой суздальцы приняли христианство. Достоверно установлено, что Василевский монастырь уже существовал в XIII веке, о чём свидетельствует запись ростовской княгини Марии (в иночестве Марины) о дарованных обители землях.
Западные ворота
Располагаясь на дороге, ведущей от Суздальского Кремля на Кидекшу и Нижний Новгород, Василевский монастырь был важным форпостом городской крепости. В 1237 — 1238 годах полчища татаро-монголов разграбили обитель, но позднее она была вновь восстановлена. В писцовой книге Суздаля указано, что в 1628 — 1630 годах монастырь имел пять монашеских келий и деревянную ограду.
В XVII веке Васильевская обитель владела пашнями, вотчинами, заселёнными крестьянами, земли обрабатывались «на потребу» монастыря и сдавались внаём. В 1764 году в ходе секуляризационной реформы Екатерины II, изъявшей церковные владения в пользу государства, Васильевский монастырь в Суздале был переведён в разряд заштатных, то есть «оставлен быть на своём пропитании».
Ограда монастыря на фоне собора Василия Великого
Заштатные монастыри должны были существовать либо на добровольные пожертвования народа, либо за счёт соседствующих с обителью ненаселённых земель, обрабатываемых монахами собственными силами. В 1923 году Васильевский монастырь был упразднён советской властью, а в 1995 году по благословению Владимирского и Суздальского архиепископа Евлогия началось возрождение обители. Сегодня при Васильевском монастыре в Суздале действует гостиница, где можно остановиться на ночлег, планируя осмотреть достопримечательности города.
Александровский женский монастырь (Суздаль)
Стоящий на высоком берегу Каменки Александровский женский монастырь, по преданию, был основан в 1240г. Александром Невским. По данным XVIIв., им же была построена первая деревянная церковь монастыря, не сохранившаяся. В XIVв. Монастырю покровительствовали московские князья, жаловавшие ему земли. Вероятно, тогда он и стал называться «Большая лавра». От тех времен не сохранилось никаких построек, только поздние надгробия с указанием, что здесь похоронены две суздальские княгини — Мария (1362) и Агриппина (1393).
В 1650г. по разрешению суздальского архиепископа Серапиона на территории старого монастыря были построены новые здания, уничтоженные вскоре пожаром. И в 1695г. на месте сгоревшего деревянного шатрового храма строится новая церковь — Вознесенская. Средства на ее сооружение пожертвовала царица Наталья Кирилловна, мать Петра I.
В 1764 году, при проведении Екатериной II секуляризации земель, Александровский монастырь был упразднён с обращением собора в приходской храм города.
В 2006 году возобновлён в качестве мужского монастыря Владимиро-Суздальской епархии. Настоятель (с 2011 г.) — игумен Авель (Ургалкин).
Адрес: Суздаль, ул. Гастева
Телефон: (49231) 2-35-71
Краткая история
Над обрывом на левом берегу реки Каменки возвышается древний Александровский монастырь. Легенды приписывают его постройку Александру Невскому: в 1240 году в память о блестящей победе над шведами великий князь завещал заложить в Суздале обитель в честь своего ангела.
Уже в XIV веке монастырь пользовался милостью московских князей; Иван Калита и его сын Иван жаловали ему земельные угодья. С тех пор женская Александровская обитель (ныне — мужская) стала именоваться «Великой лаврой». Вероятно, в те времена монастырь был усыпальницей суздальских княгинь, о чём свидетельствуют два сохранившихся надгробия с надписями — Мария (1362) и Агриппина (1393).
Вознесенский собор
Первоначальные деревянные постройки обители не сохранились. В 1608 — 1610 годах польско-литовские захватчики испепелили Суздаль и сожгли Александровский монастырь. В 1695 году началось возрождение обители. Суздальский митрополит Илларион получил от царицы Натальи Кирилловны — матери Петра I — средства на строительство новой церкви с колокольней, освящённой во имя Вознесения Господня.
В первой половине XVIII века талантливый суздальский мастер И. Грязнов обнёс монастырь каменной оградой с башенками, стилизованными под оборонительные сооружения, и воздвиг Святые ворота. В 1764 году, когда Екатерина II провела секуляризационную реформу, предусматривающую закрытие части монастырей, Александровская обитель была упразднена, а её главная церковь — Вознесенская — обращена в приходскую. В 2006 году обитель, переданная в ведение Владимиро-Суздальской епархии, возобновила свою деятельность в качестве мужского монастыря.
Тюремный замок
С 1766 года в монастыре появился тюремный корпус, основанный по указу Екатерины 2. Вначале он предназначался для «безумных» бунтарей, среди которых были не только крестьяне, но и люди знатного происхождения, например, декабрист князь Петр Шаховской.
Позже она предназначалась для отступников духовного звания и сектантов, а с 1923 по 1939 годы стала изолятором для политзаключенных.
Сегодня в этих стенах расположен музей памяти узников как времен царской России, так и годов сталинской репрессии. Экспозиции музея дают информацию о жизни, годах заключения и смерти наиболее известных ее «обитателей», среди которых ученые, революционные деятели и лица духовного звания.
Краткая история
На северной окраине Суздаля, на обрывистом левом берегу реки Каменки возвышается Спасо-Евфимиев мужской монастырь. Территория обители ограничена крепостными стенами протяжённостью почти полтора километра и боевыми башнями.
Спасо-Евфимиев монастырь был основан в 1352 году по велению суздальско-нижегородского князя Бориса Константиновича как мужская обитель во имя святого Спаса. Одновременно монастырь служил крепостью, призванной защищать Суздаль от врагов. Ещё при первом игумене — Евфимии Суздальском —
в обители проживало около 300 монахов, следовавших установленному им общежительному уставу. 52 года Евфимий правил монастырём и умер 88 лет от роду, 1 апреля 1404 года. Иноки погребли своего духовного отца под стеной Преображенской церкви, в том гробу, который при основании храма преподобный заложил своими руками. В 1507 году при копании рва для нового соборного храма были обретены нетлённые мощи Евфимия, после чего монастырь стали называть Спасо-Евфимиевым. Уже в XV веке монастырю принадлежало множество сёл и деревень, а также примыкающая к нему слобода «Скучилиха», где проживали крестьяне, вывезенные из подвластных вотчин. Первоначальные деревянные постройки обители не сохранились, а тот величественный ансамбль, который сегодня «яко град» красуется на берегу реки Каменки, сформировался в XVI — XVII веках. Средства на возведение грандиозных монастырских построек пожаловали князья и бояре — Василий III, Иван Грозный, князья Пожарские и др. Живописная панорама Спасо-Евфимиева монастыря открывается с другого берега реки Каменки, где находится Покровская обитель.
Режим работы для посетителей
Монастырь открыт ежедневно кроме понедельника, режим работы с 10:00 до 18:00. Для санитарных работ дополнительный выходной в последний четверг и пятницу месяца. Попасть в монастырь и расположенный тут музей можно по общему билету стоимостью в 400 руб. для взрослого и 200 руб. для школьников и пенсионеров. Можно купить и отдельные билеты на интересующие выставки.
С 2018 г. в Успенской трапезной церкви монастыря проходят богослужения:
понедельник | 8:00 – Божественная Литургия 17:00 – вечернее богослужение |
Вторник | 8:00 – Божественная Литургия |
Суббота | 8:00 – Божественная Литургия
17:00 – вечернее богослужение |
Воскресенье | 8:00 – Божественная Литургия
17:00 – вечернее богослужение |
Внутреннее убранство
В 1689 г. собор был расписан. Имена мастеров сохранились, ими были Гурий Никитин и Сила Савин. Гурий Никитин был крупнейшим мастером живописи и фрески своего времени, и руководил артелью костромских мастеров.
Его работа стала монументальной основой ярославской росписи, он считается создателем «формулы Гурия Никитина», так как изображал в своих работах множество архитектурных элементов. Сила Савин также известный живописец, возглавляющий ту же артель. Их видение канона, последовательность росписей как декоративных композиций полны мелких подробностей.
Живопись была отчасти утрачена из-за времени, но в XIX в. с помощью новых научных методик ее удалось восстановить и отреставрировать. Композиционно фрески внутри разделяются на несколько поясов: в нижнем поясе изображаются апостолы, верхние росписи посвящены жизни Христа.
В приделе святого Евфимия фрески изображают житие святого. Внутреннее убранство храма, сосуды и иконостасы принадлежат к новому времени.
Входная башня
В отличие от остальных башен, Входная имеет квадратную форму. Она выложена из красного кирпича и символически делится на две части. Нижняя часть, более строгая, является пропускной и состоит из двух арочных проездов с киотами над ними.
Верхняя часть башни более нарядная. Так как ее было видно издалека (высота строения 22 метра), то верхний ярус украсили наличниками и «поясками» из кирпича, что придавало ей некоторую «воздушность» и изящество.
Заканчивается Входная башня четырехскатной крышей. В 17 веке она была повреждена молнией и долгие годы не восстанавливалась. Реставрация, проведенная в 1860 году, до сих пор прекрасно сохранилась.
Сегодня на месте проездных арок находятся билетная касса и книжная лавка.
Из истории
7 июля 1445 года рядом с обителью произошло сражение между войском московского великого князя Василия II (Темного) и казанскими татарами под руководством царевичей Якуба и Мануша, сыновей хана Улу-Мухаммеда.
Василий II с полуторатысячным войском нанес поражение воинам царевичей и они отступили, но когда князь стал их преследовать, татары неожиданно повернули назад и нанесли сокрушительный удар по русскому войску.
В бою Василий II сражался смело, но получил ранение и в результате он и его двоюродный брат Михаил Верейский, сын Андрея Пожарского, были взяты в плен. В соответствии с кабальным договором 1 октября 1445 года они были освобождены. Видимо, по условиям договора была заплачена немалая сумма, а также несколько городов были отданы на кормление.
Предположительно, по этому договору, в Мещере было создано Касимовское ханство, первым ханом которого стал сын Улу-Мухаммеда — царевич Касим.
Одержав победу, татарские царевичи останавливались в Спасо-Евфимиевом монастыре, но обитель не сожгли и не ограбили.
Интересные факты про монастырь
На территории суздальского монастыря находится несколько музейных выставок. Одна из них посвящена Дмитрию Пожарскому и в целом роду Пожарских, так как в этом монастыре находилась семейная усыпальница. Во многом великолепие суздальской обители основывалось на вкладах этой семьи. В XVIII веке усыпальница была разобрана, но удалось сохранить надгробные плиты.
Выставка Пожарских находится в Благовещенской церкви. В помещении трапезной находится Музей наивного искусства – постоянная выставка мастеров-самоучек, крупнейшая в стране. Сегодня в музее выставлено более 500 экспонатов: картины, панно, изделия из дерева и гипсовые скульптуры.
К таким относится известный монах Авель, предсказавший более 10 крупнейших политических событий страны, таких как свержение монархии и гражданские войны в России, здесь был заключен лидеры сект Кондратий Селиванов, и Максим Рудометкин. Также здесь выставлены фотографии и личные вещи политических заключенных 1950-х годов.
Проездная башня
Самой красивой крепостной башней обители является огромная проездная башня. Это четырехугольное строение высотой 22 метра увенчано шатром с башенкой и флюгером в виде флажка. Башня имеет две проездные арки, в которых в настоящее время расположены билетные кассы и книжная лавка.
Стены нижней части здания ровные, здесь расположены только два киота для икон, а выше находятся бойницы.
Верхняя часть башни щедро украшена декоративными элементами — кирпичными наличниками, карнизами и поясками.
Надвратная церковь в честь Благовещения над Святыми воротами построена в XVI – первой половине XVII веках и после возведения крепостной стены оказалась внутри обители.
Башни, выходящие на восточную и западную сторону, имеют более простой декор.
Больничные покои и Никольская церковь
Двигаясь дальше, мы попадем в Больничные покои при Никольской церкви и бесстолпную одноглавую Никольскую больничную церковь, построенные в 1669 году той же артелью мастеров, которая строила и монастырские стены. В сводчатом зале на первом этаже находилась трапезная, на втором этаже — больничные покои. Сейчас здесь размещается экспозиция «Золотая кладовая», в которой представлены произведения прикладного церковного искусства из драгоценных металлов и камней.
Никольская больничная церковь
Больничные покои
Трапезная Никольской церкви
Больничные покои при Никольской церкви
Трапезная
Серьги, XVI-XVII века
Орнаментальное шитье XVII века
Заключение в Спасо-Евфримиевом монастыре
Восемнадцатый век ознаменовался для монастыря частым заточением власти неугодных лиц. Здесь организовали место для заключения так называемых безумцев. Позже, в заточении оказывались и люди в здравом уме, которые противоречили политике государства и церкви. Монастырь стал местом для заточения многих представителей духовенства, староверцев, сектантов, а также декабристов, участвовавших в восстании Пугачева.
Помещенные в тюрьму не могли знать, когда освободятся, так как никому не разъясняли, на какой срок их посадили. Чаще всего, освобождение происходило после исправления или по кончине.
Многие невиновные люди, которые были неугодны власти, были заточены в монастырь. Обвинения таким людям предъявляли в непосещении церкви, или в непризнании священников. Также, действия, которые могли мешать кому-то за пределами храма, не редко становились причиной заточения.
Людей, заключенных в тюрьму не переодевали, они находились в своих вещах.
В 1923 году на месте монастырской тюрьмы был организован лагерь, где занимались с теми, кого не устраивал Советский Союз. Спустя 12 лет, НКВД обустроило здесь тюрьму особого назначения.
В Великую Отечественную Войну в Спасо-Евфримиевый храм привозили советских людей, которые были в плену. По некоторым данным, в течение 12 месяцев тут проверили больше 8 тысяч человек. Большая часть таких людей отправлялась в Главное управление исправительно-трудовых лагерей и уничтожалась.