Древний Ярославль: Археологическое изучение «Рубленого города» на Стрелке

Новейшая история

Относительный упадок Рубленого города был предопределён принятым при Екатерине II решением сделать центром городской застройки площадь вокруг церкви Ильи Пророка в Земляном городе. Укрепления были окончательно срыты, овраг частично засыпан, а вдоль Волжской набережной из Земляного города в Рубленый перекинут мост.

Вид с Волги на Демидовский лицей и Рубленый город. Начало XX века.

Вид на Стрелку с теплохода, 2010 год.

Оказавшись на периферии нового экономического и административного центра, Рубленый город в XIX веке застраивался деревянными частными домами и амбарами. После революции студенты Демидовского лицея оказали ожесточённое сопротивление советским комиссарам. В ходе подавления большевиками Ярославского восстания 1918 года здание лицея было одной из главных мишеней артиллерии, а в 1932 году сильно повреждённое здание было решено и вовсе снести, чтобы построить на стрелке Дом советов. В 1937 году советские власти снесли и Успенский собор.

Великая Отечественная война поставила крест на планах современной застройки Рубленого города. Нового строительства не велось и после войны, за исключением пятиэтажной «хрущёвки», нарушившей своим знакомым силуэтом «спичечного коробка» старинный облик этой части города. Позднее на окраине Рубленого города был сооружён обязательный для советских городов комплекс «вечного огня», а в Медвежьем овраге устроили небольшой стадион «Юный спартаковец» и теннисные корты. Митрополичьи палаты как самое древнее из сохранившихся в кремле зданий отреставрировали: к нему было пристроено восстановленное по древнерусским аналогам деревянное крыльцо.

Церковь Николы. Рубленый город на фоне силуэта строящегося собора, 2009 год.

В конце XX века историческое сердце Ярославля, будучи лишено своих архитектурно-смысловых акцентов, представляло собой пустырь, стыдливо именовавшийся «историко-археологической зоной». Планомерных раскопок в этой зоне, впрочем, с 1950-х гг. тоже не проводилось. К 975-летию города со стороны Которосли была построена беседка, схожая формами с исторической «беседкой Некрасова» на Волжской набережной. Напротив Даманского острова была поставлена пристань флотилии юных моряков им. Ушакова. О том, что ярославцы стали забывать об исконном назначении этой территории, свидетельствовало то, что «кремлём» иногда стали называть обнесённый стеной Спасский монастырь.

В последние десятилетия предпринимались попытки возвращения Рубленому городу его прежнего значения в жизни горожан. От Стрелки к церкви Ильи Пророка была проложена аллея, на которой установили скульптурную группу по мотивам рублёвской ветхозаветной Троицы. Такое решение вызвало неоднозначную реакцию многих ярославцев, так как каменная скульптура под открытым небом чужда православной традиции. На средства местного предпринимателя Я. С. Якушева была восстановлена сторожка Успенского собора, которую приспособили под элитную одноместную гостиницу. Рядом с детской флотилией расположили плавучий ночной клуб с крутящимся дискотечным шаром на крыше.

Наконец, в 2004 году по инициативе мецената В. Тырышкина было принято решение о восстановлении Успенского собора, правда, в новых формах. В связи с предстоящим строительством в 2004—2006 гг. археологи изучали территорию, подлежащую застройке. Результаты были представлены на выставке «Тайны Успенского собора». Археологам не удалось опровергнуть гипотезу о том, что Ярославль возник с другой стороны Медведицкого оврага, где во время более ранних раскопок были сделаны самые древние находки на территории города. Не удалось и установить место нахождения первоначального Успенского собора.

В 2005 году территории Рубленого и Земляного городов были включены в список ЮНЕСКО Всемирного наследия.

Еще более значительные перемены в старом Ярославле произошли в XVII веке.

В это время волею судеб Ярославль оказался на перекрестке важнейших торговых дорог – волжского пути в страны Востока и дороги в Архангельск, единственный тогда порт, через который осуществлялась торговля с Западной Европой. Здесь появились конторы иностранных купцов.

Да и свои купцы вели торговлю по всему Русскому государству. По всей стране и за ее пределами славились изделия ярославских ремесленников. Ярославль тогда был третьим торговым городом страны. Город значительно вырос тогда. По количеству населения он был на втором месте в стране, уступая лишь Москве.

Если старый Ярославль XVI века был почти полностью деревянным, то в XVII веке началось в городе большое каменное строительство. Вокруг кремля и Земляного города возводятся каменные оборонительные башни. До наших дней сохранились три башни того времени – Власьевская (Знаменская), Волжская (Арсенальная) и Угличская, кторая была общей у города и Спасо-Преобораженского монастыря.

Сам Спасо-Преображенский монастырь был обнесен новыми каменными стенами с башнями. Если не считать обращенный к Которосли южный фасад монастыря, искаженный позднейшими переделками, в остальном стены и башни монастыря выглядят так же, как в XVII веке.

А сколько каменных церквей было построено в Ярославле в XVII веке! Многие из них дошли до наших дней. Это  церкви Николы Надеина, Рождества Христова, Ильи Пророка, Николы Рубленого, Спаса на Городу, Михаила Архангела, Богоявления, Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи и др. Правда, тогда они стояли, окруженные деревянными домами.

Старый Ярославль в XVII веке был совсем другим. Узкие, кривые улочки утопали в грязи. В самом центре города, близ Фроловского моста, который был перекинут через ров, окружающий кремль, – было обширное болото. В этом болоте, случалось, тонули пьяные, там находили иногда мертвые тела. По немощеным, поросшим травой улицам Ярославля бродил скот.

Не сильно изменилась ситуация и в следующем, XVIII веке, только появились еще в центре старого Ярославля заводы, которые наполняли воздух миазмами, но невзыскательные предки наши мало внимания обращали на это неудобство.

В 1777 году Ярославль стал центром наместничества. Город получает утвержденный свыше регулярный план застройки. Согласно этому плану узкие, неправильные улочки, хаотично расположенные деревянные домишки сносились, и на их месте пробивали широкие, прямые улицы с двух- и трехэтажными каменными домами.

Центральной площадью по этому плану стала Ильинская площадь, созданная вокруг церкви Ильи Пророка. От этой площади лучами расходились улицы. План бережно учитывал все самое ценное в архитектуре старого Ярославля. Новые улицы располагались так, чтобы они заканчивались либо церковью, либо башней, либо еще каким-то интересным архитектурным сооружением. Такая планировка центральной части города сохранилась до наших дней. Благодаря ей, решением ЮНЕСКО исторический центр Ярославля был включен в список памятников всемирного культурного и природного наследия.

Первые здания, возведенные по регулярному плану, сохранились до наших дней. Это здания бывших присутственных мест на Ильинской площади. Между ними находился тогда дворец наместника. Он стоял здесь совсем недолго, и был разобран на кирпич для казарм. На этом месте позднее построили ничем не примечательное двухэтажное здание.

Камерный театр

По адресу ул. Свердлова, дом 9 находится Ярославский камерный театр, который успешно работает под руководством В. Воронцова. В наши дни это единственный театр в России, имеющий постоянный состав. Постановки театра проходят на собственной сцене, кроме того, здесь проводятся театральные фестивали с участием популярных актеров страны.

О создания такого театра впервые задумался Юрий Ваксман, прежде работавший в ярославском ТЮЗе. Он решил создать собственный театр. Для воплощения мечты он несколько лет работал в ресторанном бизнесе. Накопив начальный капитал, он в 1999 году воплотил свою мечту в жизнь. На должность главного режиссера был приглашен Владимир Гусев, который с триумфом поставил пьесу Питера Суэта «Интервью».

Важнейшим направлением работы театра является проведение театральных фестивалей разных уровней. За время своей деятельности были организованы четыре крупных международных театральных фестивалей.

Театр славится своими благотворительными делами, направленными на помощь ветеранам ВОВ, инвалидам Афганистана и их семьям.

Основание Ярославля

Ярослав Мудрый

Достоверной информации об истории основания Ярославля практически нет.

В I тысячелетии н.э на этих землях жили представители финно-угорской народности меря. В IX веке, спасаясь от притеснений князей и бояр, сюда двинулись славяне. Это был период становления Киевской Руси, и вместе со славянами на земли эти распространилась власть киевских князей. Главным городом огромной местности, включая нынешний Ярославль, был тогда город Ростов, расположенный на берегу озера Неро.

Чтобы усилить свое влияние в этом далеком крае, киевский князь Владимир Красное Солнышко посылает управлять этой огромной территорией своих сыновей, каждому дав по городу. Ростов достался его сыну Ярославу, который позднее, будучи великим киевским князем, был прозван Мудрым. Ярослав правил в Ростове с 988 по 1010 годы.

Почти 1000 лет назад, в 1010 году, ростовский князь Ярослав Мудрый, стремясь обезопасить подступы к одному из крупнейший городов Северо-Восточной Руси — Ростову Великому, основал здесь город-крепость и назвал его «во свое имя». Раньше на этом месте находилось поселение язычников, «рекомое Медвежий угол». Его жители, потомки угро-финских племен, смешавшимся с пришлым славянским населением, занимались земледелием, охотой и рыболовством.

Ярослав Мудрый над телом убитого медведя.Сабанеев Г. П. 1904 год.

Вокруг, в радиусе 10-12 километров, существовало еще несколько таких же селений, обитатели которых оставили грандиозные некрополи. Согласно преданию, князь Ярослав покорил местных жителей, убив священного зверя — медведя. Об этих полулегендарных событиях напоминает известный с XVII века герб города: «В серебряном щите медведь, стоячи, держит в левой лапе золотую секиру».

Долгие годы считалось, что город был основан на Стрелке, на том самом месте, где сейчас находится памятный камень. Перед началом строительства Успенского собора на месте закладки храма были проведены раскопки, которые полностью опровергли это утверждение.

Есть даже предположение, что Ярославль основал совсем другой князь Ярослав. История основания города окутана глубокой тайной. Все, что касается начальной истории Ярославля, основано на догадках, предположениях и логических умозаключениях. Но это в принципе ничего не меняет!

Географическое положение нового города было весьма выгодным в военном отношении. Крутые высокие берега Волги и Которосли, глубокий Медвидицкий овраг, по которому протекал ручей, образовывали естественно защищенный мыс. В XI-XII веках Ярославль оставался сторожевым пунктом на беспокойной окраине Ростово-Суздальского княжества, волжским форпостом своего «старшего брата» Ростова Великого.

Церковь Николы Рубленого

Церковь Николая Чудотворца в Рубленом Городе, которую еще называют церковь Николы Рубленый Город, или церковь Николы Рубленого, была построена в 1695 году на месте древней деревянной надвратной часовни на средства посадских людей — судостроителей. Верфи судостроителей находились недалеко от храма на берегу Которосли. Церковь Николы Рубленого стоит на самой древней территории Ярославля, где были ворота, ведущие в ярославский кремль. В своем названии церковь хранит память о кремле — Рубленом городе. Из всех церквей Ярославля, построенных на территории кремля, она единственная сохранила свой первоначальный облик — облик XVII века.

Древний Ярославль: Археологическое изучение "Рубленого города" на Стрелке

Это небольшой приходской храм. Он состоит из трех основных объемов — четверика с пятью главами, трапезной и колокольни. Декор более, чем скромный. Казалось бы, что в ней особенного? И в то же время, это одна из самых поэтичных и прекрасных достопримечательностей Ярославля.

Древний Ярославль: Археологическое изучение "Рубленого города" на Стрелке

Зодчий достиг впечатления красоты и выразительности не за счет богатых украшений, а благодаря удивительной пропорциональности всех составляющих храм объемов. Церковь Николы Рубленого — как молитва — она вся устремлена ввысь. Ввысь стремится и строгий стройный четверик, перекрытый сомкнутым сводом, и пятиглавие на утонченных глухих барабанах с маленькими главками, и самый сильный порыв — стремительный взлет тонкого заостренного шатра колокольни с узкими проемами арочных звонов, увенчанной изящной главкой.

Впечатление легкости всего сооружения усиливают по контрасту и подчеркнуто тяжелые формы крыльца, и единственная апсида, примыкающая к храму с востока. Получился удивительно гармоничный и изысканный архитектурный ансамбль.

Простое декоративное убранство включает в себя пояс поребрика над цоколем церкви, арочные ниши-киоты на ее боковых фасадах и «слухи» с нарядными наличниками на шатре колокольни.

Древний Ярославль: Археологическое изучение "Рубленого города" на Стрелке

Внутри стенописей нет. В трапезной размещался придел Александра Свирского, позднее переоборудованный в теплую церковь. Во второй половине 17 века приходы обычно возводили 2 церкви: большую и высокую летнюю и поменьше — зимнюю, которую легче было отапливать. В церкви Николы Рубленого летний, зимний храмы и колокольня составляют единый нерасчленённый объём. Она стала образцом для строительства многих сельских храмов ярославщины.

Во время подавления восстания в 1918 году церковь сильно пострадала. Благодаря произведенным осенью 1918 года неотложным восстановительным работам этот памятник древнерусского зодчества был спасен от полного разрушения. В 1922 году церковь Николы Рубленого закрыли. Долгое время храм никак не использовался, наконец в 1980-х годах его заняли реставрационные мастерские Ярославского художественного музея, которому здание и принадлежит до сих пор.

Адрес:

Ярославль, Которосльная набережная, 8

Перейти к статье Церкви Ярославля

Ещё фото…

Древний Ярославль: Археологическое изучение "Рубленого города" на Стрелке

Древний Ярославль: Археологическое изучение "Рубленого города" на Стрелке

Древний Ярославль: Археологическое изучение "Рубленого города" на Стрелке

Театр драмы

Город Ярославль гордится самым первым русским театром. Волковский театр в 2010 году отметил свой юбилей (260 лет). Тогда на месте сегодняшнего театра находился кожевенный амбар.

Древний Ярославль: Археологическое изучение "Рубленого города" на Стрелке

Именно здесь купеческий сын Федор Волков начал ставить первые спектакли. Первой была поставлена пьеса «Эсфирь». История театра хранит много ярких событий. В конце XVIII века о театре уже знали в России.

В 1911 году строительство здания Волковского театра было завершено. Его автором и руководителем строительства стал архитектор Николай Спирин. Сегодня в этом здании располагается один из лучших российских театров.

Достопримечательности площади

На Богоявленской, как на одной из центральных городских площадей, есть, что посмотреть любознательному туристу. На знакомство с ней и близлежащими достопримечательностями можно выделить целый день пребывания в Ярославле!

Одним из основных символов не только этого места, но и города в целом является, конечно же,

Памятник Ярославу Мудрому

Он украшает площадь с 1993 года, устремив взгляд навстречу прибывающим с Московского направления гостям города, держа в руках меч и макет основанной им волжской крепости. 

Древний Ярославль: Археологическое изучение "Рубленого города" на СтрелкеПамятник Ярославу Мудрому

Памятник Ярославу Мудрому сегодня одна из самых известных визитных карточек города. Ведь он знаком всем жителям нашей страны своим изображением на тысячерублевой купюре.

К юго-востоку от Памятника Ярославу Мудрому находится

Спасо-Преображенский монастырь

Территория Спасского монастыря занимает большое пространство между Московским проспектом, Первомайской улицей и Которосльной набережной. Посетить эту древнейшую городскую достопримечательность стремятся практически все туристы. Ведь это и хорошо сохранившийся Спасский собор с его прославленными фресками 16 века, и Храм Ярославских Чудотворцев, и еще одна знаковая 32-метровая ярославская визитная карточка – Колокольня-Звонница и т.д.

Древний Ярославль: Археологическое изучение "Рубленого города" на СтрелкеДостопримечательности Спасо-Преображенского монастыря

Кроме осмотра архитектурного монастырского ансамбля туристы с удовольствием посещают выставочные экспозиции, представление здесь Ярославским музеем-заповедником.

Кстати, некоторые строения Спасо-Преображенского монастыря тоже присутствуют на тысячерублевой банкноте, так что, осматривая монастырь – поищите эти элементы самостоятельно. Это весьма интересное занятие.

Напротив западных стен Спасской обители, за Московским проспектом находится еще один уникальный архитектурный памятник Ярославля —

Богоявленская церковь

Храм Богоявления Господня, сооруженный к концу 17 века, как бы завершает собой удивительный и прекрасный «золотой век» храмового строительства в Ярославле. 

Древний Ярославль: Археологическое изучение "Рубленого города" на СтрелкеУникальный интерьер Богоявленского храма

Это уникальное и очень красивое сооружение является сегодня действующим храмом и в то же время филиальным подразделением Ярославского заповедника. Поэтому посетить его можно и нужно.

Первый собор

История Успенского собора начинается в эпоху управления ростово-владимирскими землями одним из сыновей Всеволода Большое Гнездо — Константином, который получает Ярославль по отцовскому завещанию и занимается его развитием в качестве приложения к своим ростовским землям. Именно Константином Всеволодовичем в начале 13 века принимается решение о возведении первого Успенского собора около княжеского дворца на территории Рубленого города. Собор сразу же был построен как каменно-кирпичный, и становится главным городским храмовым сооружением.

Древний Ярославль: Археологическое изучение "Рубленого города" на СтрелкеИстория сквозь века

Храм получился необыкновенно величественным и красивым. Фасадные стены его украшала белокаменная резьба, полы были выложены майоликовыми плитами как разноцветный ковер, а в золоченой меди дверных покрытий отражалось солнце. Специально для этого храма пишется икона с образом Спаса, ставшая соборной святыней.

В драматический период 1238 года монголо-татарскими войсками хана Батыя храм был безжалостно разграблен, но само строение тогда уцелело.

Древний Ярославль: Археологическое изучение "Рубленого города" на СтрелкеМакет Рубленого города

Пережив трехвековые испытания, храм обрушился в самом начале 16 столетия в результате произошедшего пожара. После его обрушения, во время разбора многочисленных завалов обнаруживаются нетленные мощи Василия Всеволодовича и брата его Константина (второго и третьего ярославских князей), внуков первого Константина Всеволодовича, и, следовательно, правнуков Всеволода Большое Гнездо. 

Древний Ярославль: Археологическое изучение "Рубленого города" на СтрелкеСвятые Василий и Константин Всеволодовичи

Эти не погибшие в пожаре и обретенные останки становятся основными святынями вновь отстроенного собора. Естественно, братья причисляются к лику святых, а верующие видят в пожаре, явившем скрытые на триста лет княжеские останки, божественное провидение.

Археологи неоднократно пытались определить местонахождение самого первого исторического собора, но многочисленные раскопки были безрезультатными.

А.К. Саврасов — еще один известный житель Ярославля

Немало интересных фактов из биографии деятелей русской культуры связано с городом Ярославлем. Не многим, вероятно, известно о том, что именно здесь А.К. Саврасов, великий художник, работал над своей картиной «Грачи прилетели» (а также над множеством других произведений). Он провел в Ярославле, казалось бы, совсем немного времени — несколько месяцев зимы и весны 1870-1871 годов. Однако именно этот период творчества оказался для художника очень плодотворным. В Ярославле им были написаны такие известные картины, как «Могила на Волге», «Разлив Волги над Ярославлем», «Волга». Было создано также несколько этюдов знаменитых «Грачей». Один из первых написан был на тогдашней окраине города, называвшейся Вспольем. Владимирская церковь послужила фоном для дерева, на котором гнездились грачи.

Храмы

Соборная площадь с Успенским собором (справа) и церковью Иоанна Златоуста (слева).

На территории Рубленого города исторически существовало шесть храмов, из которых два сохранились и один был построен заново в XXI веке:

  • Успенский собор — духовный и архитектурный центр города на протяжении столетий. Как установлено раскопками Н. Н. Воронина (1940 год), первоначально построен в 1215 году из кирпича с белокаменными деталями. В 1501 году обрушился, равно как и его ровесник — собор Спасского монастыря. В 1510-е годы оба здания были восстановлены. В середине XVII века в связи с быстрым ростом населения Ярославля и его превращением во второй по величине город России собор строится заново (точная датировка вызывает споры). В 1830-е гг. на месте шатровой колокольни выстроена новая, огромная, несколько «подмявшая» под себя собор. В 1937 году Успенский собор был снесён, а в -2010 годах на этом месте построен новый собор, весьма отличающийся от взорванного. Новый собор вызвал многочисленную критику — в частности, из-за своих больших размеров — как изменяющий исторически сложившийся облик центра города.
  • Ильинско-Тихоновская церковь — древнейшая, если верить «Сказанию…», церковь города, срубленная самим Ярославом Мудрым. «Сказание…» связывает её посвящение Илье Пророку с тем, что именно в день памяти этого святого был основан город, но не исключена и связь с именем первого сына Ярослава — Ильи. В средние века была ружной, получая содержание из княжеской казны. В камне перестроена то ли в 1684, то ли в 1694 году. Этот одноглавый храм явно терялся на фоне собора и в 1824-31 гг. был заменён типичным для николаевской эпохи двухэтажным «комодом» в формах позднего классицизма. В советское время боковые башни были сломаны, а само здание передано сначала под музей Ленина, а потом под реставрационные мастерские.

Вид с соборной звонницы на церковь Николая Чудотворца и далее в сторону Спасского монастыря.

  • Церковь Николы Рубленый город — один из первых в Ярославле храмов трапезного типа (1695). Представляет собой интересный результат синтеза верхневолжской архитектурной традиции с московскими веяниями. Его непритязательный, сугубо провинциальный силуэт, будто состоящий из элементарных геометрических форм, отразил финансовые затруднения, испытываемые прихожанами при строительстве храма «своим коштом». В настоящее время здание занимает реставрационный отдел художественного музея; доступа внутрь нет. В местной прессе отмечается, что гигантское здание нового Успенского собора совершенно непропорционально этому старинному храму, который теряется на его фоне. В нескольких шагах от церкви в 2009 году велось строительство нового жилого дома.
  • Леонтьевская церковь «на кладовых палатках» — строилась при Ионе Сысоевиче как домовая церковь архиерея и соединялась крытым переходом с Митрополичьими палатами. Освящена в честь Леонтия Ростовского — первого святого ростовской земли и основателя Ростово-Ярославской епархии. Церковь стояла на высоком подклете, вероятно, сохранившемся от Успенского собора XVI века и приспособленном для хранения «свинцовой и зелейной казны». В конце XVIII века прорабатывались планы строительства на подклете обветшавшей церкви новой соборной колокольни, но они не осуществились. В 1809 г. этот одноглавый храм был снесён.
  • Церковь Шуйской Богоматери — официальное название Златоустинской церкви после того, как она была отстроена в камне в 1690 году. Храм, стоявший на крутом волжском берегу между Леонтьевской и Ильинско-Тихоновской церквями, был увенчан пятью небольшими шлемовидными главами под стать соседнему собору. Снесён не позднее 1929 года.

    На переднем плане — церковь Шуйской Богоматери, на заднем — Ильинско-Тихоновская.

  • Церковь Толгской Богоматери — одноглавая бесстолпная церковь с северо-западной стороны собора. В 1686 г. освящена в честь величайшей святыни Ярославля и его небесной покровительницы, иконы Толгской Богоматери. Шатровая колокольня храма была надстроена прямо над трапезной — один из первых в Ярославле примеров такого рода. Церковь просуществовала как приходская до 1802 г., когда её снесли, якобы из-за малочисленности прихожан, но в действительности, видимо, чтобы не закрывать дорогу из переоборудованного в архиерейский дом Спасского монастыря к главному собору епархии, Успенскому.

Одним из проектов восстановления Успенского собора предполагалось не только восстановление храма с максимальной исторической точностью, но и сооружение часовен на месте разрушенных Леонтьевского, Златоустинского и Толгского храмов. В поддержку этого проекта высказывались видные историки архитектуры, в том числе А. Л. Баталов, однако осуществить его не удалось.

История Ярославля

В 1010 году по распоряжению Ярослава Мудрого был заложен город, который получил имя в честь своего основателя. История возникновения Ярославля говорит о том, что для этого был выбран участок в районе слияния Волги с рекой Коростель. Это позволило надежно защитить его от неприятелей с трех сторон. Впервые он упоминается в летописях, которые описывают голодные бунты в 1071 году.

С глубокой древности и до наших дней история Ярославля тесно связана с историей государства Российского. Со времен древней Руси город навеки вписал себя в историю как могущественное, культурно-просвещенное и богатое княжество. Оно оказывало влияние на жизнь государства Русского.

Важно, что и после воссоединения с Москвой (1380 г.) Ярославль не лишился своей роли и длительный период (до прихода на престол Петра I) был важнейшим городом на северном торговом пути. Он являлся вторым по численности населения и третьим по обороту товаров городом России

В нем быстрыми темпами развивались ремесла и промышленность.

В XIX веке этот русский город стал наиболее красивым городом страны. За свои великолепные пейзажи он получил название «Русская Флоренция».

Ярославль уверенно сохранял лидерство в промышленном производстве до начала XX века. В городе работало 50 заводов, которые предоставляли рабочие места 15000 рабочих.

Ярославль прославился учебными заведениями — начиная с Григорьевского затвора и заканчивая восемью крупнейшими вузами, которыми гордится Ярославль сегодня.

Башня как городской объект

Позднее, в 18 веке, когда отпала необходимость в крепостной охране города, и в наличии охраняемых въездов, многие башни были разобраны на строительный материал для городских нужд. Существовал губернаторский приказ и на разбор на кирпич Власьевской башни. Однако, ярославские купцы решили спасти этого архитектурного исполина (прежде всего из-за Знаменской церкви) и выкупили его у городских властей.

Итак, Власьевская башня осталась, а отходящие от нее оборонительные валы бывшего Земляного города были выровнены с землей, исчезли и оборонительные рвы с мостом. И постепенно к башне начинали прирастать гражданские сооружения.

С южной стороны к башне пристроилась княжеская усадьба московского губернатора Салтыкова, которая сегодня является архитектурной достопримечательностью, и коммерческий банк. Сегодня их помещения занимает корпус Экономического факультета Ярославского университета им.Демидова.

Древний Ярославль: Археологическое изучение "Рубленого города" на СтрелкеЭкономический факультет Ярославского университета в усадьбе Салтыкова

Выросло рядом и здание двухэтажной гостиницы Кокуева и бакалейный магазинчик «Босфор», принадлежавший купцу Лобанову. Со временем эти объекты были снесены.

В 80-е годы 19 столетия, в связи с развитием городской водопроводной системы, Знаменская башня становится водонапорной! На ней устанавливается огромный накопительный бак, прикрытый декоративной надстройкой, в который по чугунной трубе волжская вода поступала из осадочных резервуаров.

В конце 19 века произошла очередная перестройка Знаменской церкви в псевдорусском стиле. Попутно архитектор А.Никифоров приукрасил и башню, добавив нарядные арки к надвратному храму и резные карнизы.

Древний Ярославль: Археологическое изучение "Рубленого города" на СтрелкеЗнаменская башня на Площади Волкова сегодня

Сегодня здание башни, освобожденное от многих пристроек, используется под нужды Ярославского Университета. Возвращается к жизни и Знаменская церковь.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит