Покровский монастырь в Суздале

Содержание
  1. Краткая история
  2. Архитектурный ансамбль монастыря
  3. Трапезная Покровского монастыря (Суздаль)
  4. Экскурсии
  5. Тюремный корпус
  6. Фото и описание
  7. Архитектура Покровского монастыря в Суздале
  8. Историческая справка о Покровском монастыре
  9. Современное состояние
  10. Архимандритский корпус

Краткая история

Своему появлению Покровский монастырь обязан чудом. По преданию, суздальско-нижегородский князь Андрей Константинович плыл из Нижнего Новгорода в Суздаль, и на его ладью обрушилась страшная буря.

Князь поклялся, что если останется в живых, то построит в Суздале иноческую обитель. Андрей Константинович сдержал обещание: в 1364 году в низине правого берега реки Каменки был заложен Покровский женский монастырь. Первоначальные деревянные постройки обители не сохранились. Нынешний ансамбль сложился в XVI веке, когда монастырь превратился в место заточения опальных жён русских царей.

Одной из его первых узниц стала жена Василия III Соломония Сабурова. Великий князь женился на Соломонии в 1505 году, выбрав её на смотринах из 500 невест, представленных ко двору с этой целью. В мире и согласии супруги прожили 20 лет, но Сабурова так и не родила наследника престола. Обвинив жену в бесплодии, Василий III решил развенчаться (то есть развестись) и заключить новый брак с литовской красавицей Еленой Глинской. В 1525 году по велению Василия III Соломонию насильно постригли в монахи под именем старицы Софии и сослали в Суздальский Покровский монастырь. Соломония сопротивлялась, плакала и кричала, а когда ей поднесли монашеский куколь, то она начала топтать его ногами. Один из бояр даже ударил княгиню плетью, воскликнув: «Да как ты смеешь противиться воле государя!». Сабурова ответила, что не желает пострижения, и что Бог всё видит и отомстит её гонителю. Все вселенские патриархи осудили расторжение брака великого князя. Прогневавшись, Василий III лишил митрополита Варлаама духовного сана, что случилось впервые в русской истории. А патриарх Иерусалимский Марк предсказал князю, что если тот женится во второй раз, то «будет иметь злое чадо», которое поразит мир своей жестокостью. Предсказание сбылось: от брака Василия III и Елены Глинской родился Иван Грозный. Прошло несколько месяцев, и вдруг по Руси поползли слухи, что Соломония во время пострижения была уже беременная и в Покровском монастыре родила царевича Георгия. По легенде, мальчик тайно воспитывался в лесных скитах, и, возмужав, стал знаменитым разбойником Кудеяром. Соломония, опасаясь убийц, которых могла подослать вторая жена Василия, объявила, что новорождённый скончался, и инсценировала похороны. Спустя 400 лет, в 1934 году при реконструкции Покровского монастыря было обнаружено надгробие, под которым лежала тряпичная кукла, одетая в расшитую жемчугом рубашку.

Покровский монастырь в Суздале

Покровский женский монастырь

Сегодня эта находка хранится в исторической экспозиции суздальского музея. По мнению некоторых исследователей, распашонка является косвенным свидетельством того, что ребёнок у Сабуровой всё-таки был. Но о настоящей судьбе старшего брата Ивана Грозного, законного престолонаследника, ничего неизвестно. Сабурова, в иночестве сестра София, через 17 лет после принятия пострига умерла и была похоронена в подклете Покровского собора. Сам Иван Грозный якобы возложил на гроб Софии пелену, сшитую его супругой Анастасией. Уже при царе Феодоре Иоанновиче, сыне Грозного, Софию почитали как святую. И по сей день в Покровский монастырь съезжаются паломники, чтобы поклониться мощам Софии Суздальской, прося святую об исцелении и даровании детей. Последовав примеру Василия III, князья и бояре также ссылали своих жён в Покровскую обитель. В усыпальнице Покровского собора обрели вечный покой супруга Ивана Грозного Анна Васильчикова, жена Петра I Евдокия Лопухина, первая жена князя Владимира Андреевича Старицкого и другие знатные женщины.

Архитектурный ансамбль монастыря

Ризоположенский собор

Паперть Ризоположенского собора работы И. Мамина, А. Шмакова, И. Грязнова

Трёхглавый Ризоположенский собор (—) — пример бесстолпного храма, к алтарной части которого примыкают три апсиды. Четверик храма перекрыт крещатым сводом и, будучи лишенным внутренней опоры, увенчан облегченными тонкими и высокими главками, что необычно для подобных сооружений того времени. Гладкие стены храма прорезаны простыми амбразурами окон, а боковые фасады украшены ложными закомарами и разделены пилястрами на три части с порталами в центральной из них. Паперть, пристроенная к западной части собора в 1688 году, отличается богатым декором, включающим резной портал, а также украшенные «дыньками», «косицами» и полихромными изразцами узорчатые наличники. Главки собора претерпели несколько трансформаций. Исходные шлемовидные купола были в XIX веке заменены луковками, в 1929 году барабаны и главки превращённого в электростанцию собора были вовсе снесены и только в конце 1960-х годов в ходе реставрации им была возвращена первоначальная форма.

Святые ворота

Наиболее интересная постройка монастыря — возведённые в 1688 году двухшатровые Святые ворота. Ворота с двумя разновеликими арками украшены каменной резьбой и ширинками с изразцами. Бо́льшая по размеру проездная арка имеет почти полуциркульную форму, арка поменьше отделана мелким рустом. Увенчанные маленькими главками шатры поставлены на невысокие восьмерики с небольшими оконцами, грани шатров отделаны ложными слуховыми окнами.

Преподобенская колокольня

Вид на колокольню

Трёхъярусная Преподобенская колокольня появилась на территории монастыря на месте обгоревшей в конце XVIII века шатровой колокольни и была возведена в честь победы в Отечественной войне 1812 года в —1819 годах. Строительством 72-метрового сооружения, ставшего самой высокой городской постройкой, руководил суздальский каменщик Кузьмин. Колокольня выполнена в стиле классицизма и является типичной для своего времени, хотя и совершенно не вписывается в общий архитектурный стиль города. Уменьшающиеся ввысь ярусы колокольни опираются на мощный классический портал с аркой и увенчаны шпилем, а для её отделки использованы сдвоенные колонны с декоративными фронтонами.

Сретенская трапезная церковь

Остатки Сретенской трапезной церкви

От Сретенской трапезной церкви, построенной в 1882 году на месте более старого здания, до наших дней дошли только стены из красного кирпича. Остатки декора указывают на её принадлежность к псевдорусскому стилю. В советское время после закрытия монастыря здание использовалось сначала в качестве клуба, а позднее как кинотеатр.

Святые ворота бывшего Троицкого монастыря

Бывшие святые ворота Троицкого монастыря

В ограде Ризоположенского монастыря сохранились Святые ворота бывшего Троицкого монастыря. Они напоминают Святые врата расположенного неподалёку Александровского монастыря, что не случайно: строительством последних занимался И.Грязнов, один из авторов построек конца XVII века на территории Ризоположенского и Троицкого монастырей.

Трапезная Покровского монастыря (Суздаль)

Это строение, расположенное севернее Покровского собора, имеет больше сходства с польской, нежели с русской архитектурой. Оно было построено в 1551 году. К строгому по форме двухэтажному зданию трапезной примыкает совсем маленькая Зачатьевская церковь, которую можно узнать по маленькой главке. Массивные своды трапезного зала, расположенного на втором этаже, поддерживает столб, стоящий в центре.

Покровский монастырь в Суздале

Нижний этаж отводился для хозяйственных помещений. Единственным украшением этого строения можно назвать орнамент в виде ромбов из красного кирпича, огибающий по всему периметру строение. С западной стороны находится шестигранная звонница.

Трапезная в Покровском монастыре (Суздаль) раньше была окружена несколькими подсобными помещениями. Одноэтажная поварня, которая использовалась для приготовления пищи, была возведена в XVII веке. Сегодня она восстановлена и является редким образцом монастырской архитектуры.

Экскурсии

Знакомство с древним Суздалем
Прикоснуться к истории Суздальского кремля и шедеврам русского зодчества
Продолжительность: 2.5 часа
Эта прогулка познакомит вас с культурным наследием уютного Суздаля — одного из главных украшений Золотого кольца России. Стены Суздальского кремля откроют перед вами важнейшие страницы городской летописи от основания города до наших дней. Торговые ряды посада расскажут о быте суздальских купцов и ремесленников прошлых веков. А белокаменные монастыри и колокольни познакомят с традициями и особенностями древнего храмового зодчества. Вы убедитесь, что Суздаль — не просто город-музей под открытым небом, но и место, где сохранился подлинный дух русской старины.
Рейтинг: по 24 отзывам путешественников
Цена: 1300 руб. за человека
Подробнее…

Гид
Тамара
Все экскурсии гида

Волшебный Суздаль
Главные достопримечательности и завораживающие виды города на обзорной экскурсии
Продолжительность: 3 часа
Вы посетите старинные площади, храмы и монастыри и узнаете, как и почему Суздаль дошел до наших дней в своем неповторимом древнем обличье. А также раскроете его главную тайну и узнаете, почему в мире нет и не может быть похожего на него места.
Цена: 3825 руб. за экскурсию
Подробнее…

Гид
Анна
Все экскурсии гида

Тюремный корпус

За Спасо-Преображенским собором расположено самое мрачное место Спасо-Евфимиевого монастыря — тюремный корпус, отделенный от монастырской территории стеной. В 1766 году по распоряжению Екатерины Великой здесь была открыта тюрьма «для безумствующих колодников», в которой содержались лица духовного и светского звания. В 1829 году по распоряжению императора Николая I в тюрьму стали ссылаться только лица духовного звания.

Покровский монастырь в Суздале

Тюремный корпус

Узниками тюрьмы были декабрист Федор Шаховской, скончавшийся в 1829 году и похороненный на тюремном кладбище, монах-предсказатель Авель, скончавшийся здесь в 1841 году, старообрядческие священнослужители — Алимпий, Аркадий, Конон, Геннадий, лидер секты прыгунов Максим Рудомёткин, старообрядец Фёдор Ковалёв, архангельский благотворитель Василий Рахов, основатель движения чуриковцев Иван Чуриков и другие. Многие заключенные провели в заточении не один десяток лет.

Покровский монастырь в Суздале

Тюремный корпус

Впервые о существовании тюрьмы в Спасо-Евфимиевом монастыре рассказал А.И.Герцен в романе «Былое и думы»:

Коридор монастырской тюрьмы

В 1905 году по высочайшему указу императора Николая II последние узники тюрьмы были освобождены.

Покровский монастырь в Суздале

Тюремная камера, реконструкция

В 1923 году в Спасо-Евфимиевом монастыре был открыт лагерь для «перевоспитания» идейных противников, который находился в ведении ОГПУ (с 1934 года — НКВД). В 1935 году он был преобразован в тюрьму особого назначения НКВД. Помимо тюремного корпуса, заключенных размещали в «белом корпусе» — здании бывших монастырских келий. «Суздальская бастилия» известна меньше, чем Соловки, но она была не менее страшна. По воспоминаниям заключенных в ней, «внутренняя тюрьма на Лубянской площади кажется раем».

Покровский монастырь в Суздале

Плакат «Да здравствует НКВД»

Среди узников «Суздальской бастилии» были ученые с мировым именем: экономист, автор теории экономических циклов Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938), биолог Алексей Григорьевич Дояренко (1874-1958). Через Суздальский политизолятор прошли митрополит Петр Крутицкий (1862-1937), епископ Александр Боярский (1885-1937), экономист Леонид Юровский (1884-1938), коммунистические и комсомольские деятели Владимир Невский (1876-1937), Мартемьян Рютин (1890-1937), Лазарь Шацкин (1902-1937), Иван Смирнов (1881-1936) и другие.

Покровский монастырь в Суздале

Письма искусствоведа, режиссера, педагога Заскального Силы Даниловича (1897(?)-1937) дочери Наташе

В 1940-1941 году политизолятор был преобразован в фильтрационный лагерь для интернированного Чешского легиона, с 1943 года — лагерь для военнопленных. Здесь провел несколько месяцев фельдмаршал Фридрих Паулюс, находились итальянские офицеры, принимавшие участие в битве под Сталинградом и другие. Итальянец Джузеппе Басси запечатлел в своих рисунках облик монастыря и события лагерной жизни.

Покровский монастырь в Суздале

Стенд, посвященный истории лагеря для военнопленных

Покровский монастырь в Суздале

Схема размещения объектов офицерского лагеря №160

В 1946 году лагерь был вновь преобразован, на этот раз в детскую колонию при МВД, в которой сначала содержались мальчики, а потом — девочки. В 1961 году её посетил первый космонавт Юрий Гагарин. В наши дни в бывшем Тюремном корпусе размещена огромная экспозиция, которая знакомит с трагической историей Суздальской тюрьмы.

Покровский монастырь в Суздале

Тюремный корпус

Фото и описание

Приказная палата расположена в юго-западном углу Покровского монастыря. Здание является памятником гражданской архитектуры города Суздаль. Дата его постройки точно неизвестна, вероятно, это начало XVIII столетия.

Именно сюда, в Приказную избу, из Москвы приходили жалованные грамоты, царские распоряжения и указы, грамоты суздальского митрополита Илариона о присылке мастеров для возведения Иорданской сени и так далее. Отсюда шли челобитные о беспошлинном провозе камня на обительское строительство, о невзыскании с монастырских деревень посошных, конных и пеших людей, грамоты о доставке в Москву колодников (арестантов в колодках), рыбы, хлеба на жалованье московским стрельцам и другие. Здесь проводилось управление огромным и непростым монастырским хозяйством. Сюда доставлялись крестьяне за не уплаченный вовремя сбор (налог) и другие прегрешения. Также здесь наказывались провинившиеся монахини, их сажали в кирпичный подвал «на хлеб и квас».

Есть предположение, что в Приказной избе вел сыск московский капитан-поручик Григорий Григорьевич Скорняков-Писарев по «суздальскому розыску». Дело было связано с заточением в Покровской обители последней венценосной узницы Евдокии Лопухиной, жены Петра Великого, которая обвинялась в заговоре против императора. Не случайно за Приказной избой закрепилось и другое название – Судный дом.

После распоряжения императрицы Екатерины Великой о секуляризации обительских вотчин монастырь лишился земель и крестьян, а Приказная изба, утратив свое значение, использовалась в хозяйственных нуждах. Так, например, в 1796 году Суздальской духовной консисторией было написано, что строение использовалось для хранения соли.

Постепенно Приказная изба ветшает, ее многократно восстанавливают и перестраивают. В 1970 году здесь был воссоздан интерьер Приказной избы XVIII столетия с привлечением подлинных экспонатов, датируемых XVII-XIX веками, а также раскрыта история Покровского женского монастыря, являющегося одной из самых древних и аристократических русских обителей.

Судьба Покровского монастыря необычна. В XVI — XVII столетиях обитель стала местом пребывания аристократических узниц. Среди его монахинь и стариц были: племянница и дочь Ивана III (в иночестве обе носили имя Александра), Соломония Сабурова – супруга Василия III (в иночестве – София), Евпраксия – жена князя Владимира Старицкого, Евдокия – супруга царевича Ивана, Анна Васильчикова – одна из жен Ивана IV Грозного. Почти 20 лет жила в монастыре Евдокия Лопухина – I жена Петра Великого (в монашеской жизни – Елена).

Усыпальница в подклете Покровского храма монастыря хранит печальную память о пожизненных узниках обители – здесь находится прах более двадцати именитых инокинь.

Архитектура Покровского монастыря в Суздале

Исторический комплекс Покровского монастыря дошел до нашего времени в достаточно полной мере. Сохранились собор в честь Покрова Божией Матери (1510-1518, возведен по инициативе и на средства Василия III), Зачатьевский храм с трапезной (1551, построен на средства Ивана Грозного в память о его умершей дочери Анне), Благовещенская церковь над Святыми вратами (1518), трехъярусная шатровая колокольня (1515, построена при Василии III, шатер надстроен в XVII в.), часовня (XVI в.), Приказная палата (XVII в., в ней находилось управление вотчинами монастыря), поварня (XVII в.), ряд других построек.

Покровский монастырь в СуздалеПокровский монастырь в СуздалеСохранился древний колокол (1589, был подарен князем Демидом Черемисиным). Главной святыней монастыря являются святые мощи преподобной Софии Суздальской (в миру Соломония Сабурова, насильно разведенная жена великого князя московского Василия III), пребывающие в Покровском соборе (в подклети, в усыпальнице знатных инокинь, была устроена ее гробница).

Посещение действующего Покровского монастыря позволяет узнать, как жили в нем монахини и послушницы раньше и как они живут сейчас. В считавшемся в княжеский и царский период привилегированным Покровском монастыре никогда не было подлинного равенства между насельницами. Многое в условиях их пребывания в монастыре зависело от размера их посрижного вклада, пожертвований родственников в этот монастырь, отношений с настоятельницей (игуменей), казначейшей, благочинной, другими членами монастырского совета.

Покровский монастырь в СуздалеПокровский монастырь в СуздалеПокровский монастырь был полуобщежительным. Это значит, что послушницы и монахини имели свою собственную одежду, обувь, мебель, утварь, качество которых зависело от средств, выделенных для них. При прибытии нужно было внести большой вклад на пострижение (этот монастырь считался привилегированным, вклад в него был большим, только состоятельные женщины могли себе подобное позволить), размер пострижного вклада влиял на условия расселения и жизни в обители. Чтобы улучшить пребывание конкретной монахини, ее родственники делали богатые вклады в монастырь, думали они и о том, что это будет еще и способствовать замаливанию их грехов, грехов их предков (кроме улучшения условия пребывания их родственниц в этой обители).

Судьба очень многих женщин, ставших монахинями этого монастыря, была трагичной. Нередко страдали не только рядовые монахини, но и настоятельницы. Так, в конце XIX в. жертвой завистников стала даже знаменитая настоятельница этого монастыря Милитина. Она была дружна со многими состоятельными суздальцами, особенно тесной была ее дружба с семьей богатого купца Шишкина. При помощи своих состоятельных друзей и прежде всего Анны Александровны Шишкиной Милитине удалось сделать очень многое для благоустройства монастыря. Тогда построили богадельню для престарелых монахинь и монастырскую баню, открыли церковно-приходскую школу с ремесленным классом (где девочек учили рукоделию), за монастырской стеной возвели гостиницу для богомольцев, церковный монастырский хор стал лучшим в Суздале, на храмовые праздники устраивались торжественная богатая трапеза для монахинь обители и большие приемы для монастырского духовенства и городского начальства. Но успехам требовательной, порой жесткой в делах Милитины многие завидовали, ее оклеветали — незаслуженно обвинили в сокрытии подлога драгоценной ризы из монастырской сокровищницы, поэтому разжаловали в простые монахини. Милитина очень страдала от незаслуженных обвинения и унижения, вскоре она отправилась. Ее похоронили около Покровского собора, у монастырской стены. Последней настоятельницей монастыря была в 1915-1923 гг. матушка Мария (Либеровская), которая после его закрытия стала служить простой псаломщицей в одном из суздальских приходских храмов. Ее незаслуженно обвинили в действиях против советской власти, арестовали, сослали в лагерь на Север, в 1937 г. ее в возрасте 72 лет расстреляли в г.Иванове.

Хотя княжеский и царский периоды Покровский женский монастырь славился прежде всего из-за своей визуальной красоты и строгости религиозной жизни, все помнили о его особой значимости как места заточения опальных княгинь и цариц, своего рода духовной тюрьме для женщин аристократического рода. Почти все они здесь умирали и были похоронены, главным образом в полуподвальном склепе под Покровским собором. Некрополь Покровского монастыря имеет историческое значение, особенно — усыпальница под Покровским собором.

Историческая справка о Покровском монастыре

В XV веке мимо деревянной на то время обители пролегала дорога на Москву. В начале XVI столетия в монастырь совершил свой визит московский князь Василий III, пожертвовавший достаточно большую денежную сумму на строительство каменных сооружений. Покровский монастырь в СуздалеТак были возведены Святые врата с надвратной Благовещенской церковью, центральный Покровский собор и присоединенная к нему колокольня, сохранившиеся до наших дней. Такая милость со стороны московского князя была не случайна, ведь в монастырь насильно сослали его первую жену – Соломонию Юрьевну Сабурову, обвиняемую в бесплодии и почитаемую сегодня среди верующих (святая София). В соборе находятся ее мощи. Место это стало ссылкой и для других женщин, попавших в опалу, среди них были жены, дочери, племянницы известных на Руси князей и их сыновей. Возведение каменных строений и ограды монастыря продолжалось и при царе Иване Грозном. Тогда построена Трапезная палата с Зачатьевской церковью, поварня, достроена ограда. Жизнь монахинь в Покровском монастыре шла своим чередом вплоть до 1923 г., пока он не был закрыт и разорен. В 1933-1936 гг. здесь располагалась лаборатория по созданию биологического оружия.
В послевоенное время – в 50-60-х гг. – принято решение отремонтировать монастырские постройки для размещения в них музейных экспозиций, а затем в 80-х гг. открыть на его территории гостиничный комплекс для туристов – с концертным залом и рестораном. Лишь в 1992 г. древняя обитель снова стала действующим женским монастырем, где монахини живут и сегодня.

Архитектурные строения монастыря

Покровский собор является самой первой и главной каменной постройкой, располагающейся в центральной части территории монастырского комплекса.Покровский монастырь в Суздале Трехглавый и великолепный, он был сооружен на месте когда-то стоявшего здесь деревянного подобного строения в 1510 — 1518 гг. Под ним располагается усыпальница знатных монахинь. При последней реставрации здания в 1962 г. под предводительством И.А. Столетова обнаружено, что стены храма никогда не расписывался, а его пол вымощен исключительно черной плиткой. В этом же году сооружению возвращен его первозданный вид, утраченный в свое время из-за множественных реконструкций.
Интересным объектом является Шатровая колокольня. Нижняя часть этой монастырской постройки возведена в 1515 г., а в XVII веке ее дополнили арочным ярусом и шатром со слуховыми отверстиями единого ансамбля с построенным рядом Покровским собором. С ним ее соединили крытой галереей в XVIII веке.
В 1515 г. построено еще одно сооружение Покровского монастыря, названное Святыми воротами. Они одновременно служат и мощной крепостной башней, и трехглавой церковью, расположенной над ними и повторяющей своей композицией Покровский собор. Сооружение это тоже подвергалось частой реконструкции, а первозданный вид ему вернули в 1958 г.Покровский монастырь в СуздалеТрапезная палата с Зачатьевской церковью – это здание, имеющее два этажа, с примыкающей к нему одноглавой церквушкой построено в 1551 г. по повелению царя Ивана Грозного после преждевременной кончины его годовалой дочери Анны. Чуть позднее она была дополнена небольшой звонницей. На первом этаже находились хозяйственные помещения, а второй этаж занимала сама трапезная комната с мощными сводами, поддерживающими центральный столб. Рядом с Трапезной палатой располагались хозяйственные постройки, среди которых склады, ледники и поварня, где готовилась пища для монахинь. На территории монастыря располагается и Приказная изба, под которой находится помещение для содержания узниц.
Покровский монастырь достаточно популярен среди туристов, особенный же интерес к нему отмечается у многочисленных паломников, приезжающих сюда помолиться у мощей святой Софии Суздальской о даровании детей или об исцелении.

Современное состояние

Возродилась старинная обитель на Пасху 1992 года.

С возрождением монастыря началась передача Церкви монастырских храмов и построек. Первыми были переданы Покровский собор и надвратная Благовещенская церковь. К 2005 году передача храмов завершилась возвращением монастырю зимнего храма в честь Зачатия прав. Анной Пресвятой Богородицы. В 2008-2010 годах шла передача деревянных домиков гостиницы.

Покровский монастырь епархиальный, подчиняется правящему архиерею Владимиро-Суздальской епархии. Игуменией монастыря вот уже 23 года является матушка София (Комарова).

Матушка игумения с девочками-сиротами и сестрами

В монастыре проживает около сорока сестер.

Матушка игумения находится с сестрами постоянно, кроме отъездов на епархиальные мероприятия или по монастырским нуждам. Видят сестры матушку в течение всего дня, она уделяет время сестрам для беседы наедине и разрешает текущие вопросы. Помыслы сестры открывают матушке как своей духовной матери или, по ее благословению, старшим сестрам.

День в обители начинается в 6.00 с молитвенного правила в храме, затем совершается служба, после нее трапеза, и сестры расходятся по послушаниям. После вечерней службы ужин, вечерние молитвы. Отбой в 22.30. Суточный круг богослужений совершается ежедневно. На литургии присутствуют все сестры, не занятые на послушаниях.

Молитвенное правило частью общее для всех, а частью индивидуальное (четки, поклоны, акафисты Спасителю и Богоматери, чтение Священного Писания). В правило монахинь добавляется три кафизмы.

Послушаний в монастыре много: на клиросе, за свечным ящиком, на кухне, в швейной, в иконописной, в саду, на огороде, на коровнике, в просфорне, на пчельнике, в детском приюте, проведение экскурсий, чтение Неусыпаемой Псалтири, в библиотеке, послушание в паломнической трапезной, на скотном дворе и др. Есть постоянные послушания, связанные с монастырскими должностями – эконом, благочинная, казначея, регент и т. д., есть и ежедневные, для которых составляются смены, череды (трапезная, клирос, дежурство). Несение послушания требует знаний и навыков.

Новые сестры приходят в обитель редко. Приходят по влечению сердца к монашеской жизни. Если сестра, прожив длительный период, зарекомендовала себя с хорошей стороны и если она желает жить в монастыре, то ее принимают как трудницу.

В иконописной

В монастыре есть две мастерские – иконописная и швейная. Помощников со стороны в обители нет, сестры справляются своими силами.

Социальная деятельность монастыря заключается в духовном окормлении городского дома престарелых и инвалидов, содержание детского приюта для девочек-сирот. Они получают школьное образование, учатся петь, рисовать, играть на фортепиано, активно участвуют в городских и епархиальных мероприятиях.

Возрождаясь в своих исторических стенах, монастырь восстанавливает и традиции. В первые же годы была возрождена память прп. Софии Суздальской, мощи ее были обретены в 1995 году. Так же, как и в старину, обитель берет на воспитание девочек-сирот.
Исповеднический подвиг игумении Марии (Либеровской) и пострадавших сестер служит высоким примером для современных насельниц монастыря.

В настоящее время монастырь действующий. Весь комплекс Покровского монастыря находится под охраной ЮНЕСКО.

В монастырь приезжают не только туристы, но и многочисленные паломники, которых особенно привлекают мощи св. Софии Суздальской (в миру — Соломонии Сабуровой), у которых многие женщины молятся о даровании им детей, а больные — об исцелении.

В монастыре долгое время размещалась гостиница «Покровская», устроенная в стилизованных избах и очень популярная у иностранных туристов. Весной 2008 года гостиница была закрыта и подарена владельцами монастырю. Теперь в деревянных домиках расположены кельи монахинь и приют для девочек. Проход к домикам для туристов закрыт.

Ему принадлежат собор, здание богадельни, хозяйственные постройки. Избы-кельи построены заново в 1970-х годах на месте обветшавших старых домов.

Архимандритский корпус

Слева от Благовещенской церкви расположен двухэтажный Архимандритский корпус, построенный между 1628 и 1660 годами. Первоначально на первом этаже размещались приказ монастырских дел, присутственная камора и монастырский архив, на втором этаже — казённые и приказные палаты, казначейская келья. Архимандритскими палаты становятся лишь к концу XVIII века. В наши дни первый этаж здания занимает выставка «Русская икона XVIII — начала XX столетий», второй — «Книга шести столетий».

Покровский монастырь в Суздале

Архимандритский корпус

Покровский монастырь в Суздале

Выставка «Русская икона XVIII — начала XX столетий»

Покровский монастырь в Суздале

Икона «Воскресение — Сошествие во ад» с праздниками, XIX век, эмаль

Покровский монастырь в Суздале

Выставка «Русская икона XVIII — начала XX столетий»

Покровский монастырь в Суздале

Древнерусские книги

Покровский монастырь в Суздале

Архангельское Евангелие, 1092 год. Обнаружено в Архангельске. Одна из первых датированных древнерусских рукописей. Факсимильное издание 1912 года. Подлинник хранится в Российской государственной библиотеке в Москве

Покровский монастырь в Суздале

Нотная рукопись

Покровский монастырь в Суздале

Краткий обзор всеобщей истории, составленный на основе библейских легенд и византийских источников, XVI век

Покровский монастырь в Суздале

Евангелие. Вильно, 1575 год. Издано Петром Мстиславцем

Покровский монастырь в Суздале

Экспозиция, посвященная книгам XVIII века

Покровский монастырь в Суздале

Письменные принадлежности, XVIII век

Покровский монастырь в Суздале

Экспозиция, посвященная книгам XIX — начала XX века

Покровский монастырь в Суздале

Журнал «Нива»

Покровский монастырь в Суздале

Первые советские книги

Покровский монастырь в Суздале

Е.М.Ярославский. Библия для верующих и неверующих, 1925 год

Покровский монастырь в Суздале

Балкон-гульбище Архимандритского корпуса

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит