Святое место, достойное памяти

Содержание
  1. Государственное обеспечение вдов в XIX веке
  2. Краткая история с основания до закрытия
  3. Святыни
  4. Площадь Лядова
  5. Правила внутреннего распорядка
  6. История
  7. Источники
  8. Особенности вдовьих домов
  9. Нижегородский Крестовоздвиженский женский монастырь
  10. Восстановление и современная жизнь
  11. Современное состояние и режим посещения
  12. Монастырские строения
  13. Экскурсии

Государственное обеспечение вдов в XIX веке

Жёны погибших государственных работников и военных могли рассчитывать на обязательную медицинскую помощь и образование для своих детей. Личные потребности они должны были покрывать сами. Для этого государство предоставляло им работу по пошиву одеял, белья и одежды для городских больниц. Перед крупными праздниками вдовы, подрабатывая, собирали подарки.

Праздничные дни и их кануны были особенно радостными. Бугров и другие богатые нижегородцы постоянно дарили вдовам и воспитанникам дома книжки, одежду и билеты на утренники. Разнообразнее становился и рацион, на Рождество и Пасху в дом передавали куличи, арбузы, крашеные яйца и вишню.

Святое место, достойное памяти

Краткая история с основания до закрытия

В середине 14 века на самом возвышенном месте Нижнего Новгорода у стен кремля был основан Зачатьевский женский монастырь. Основательницей была Анастасия Ивановна, супруга князя Суздальского и Нижегородского Андрея Константиновича, которая почитается как благоверная княгиня Феодора.

Название символизировало жертву Богу с просьбой о ниспослании Анастасии, а в иночестве Василисе, потомства. Долгое время княгиня тщетно пыталась зачать ребенка, но после кончины мужа, приняла схиму, и последние 4 года прожила в созданной ею же общине под именем Феодора.

В 1478 года здесь содержали знаменитую Марфу посадницу, в рамках операции по борьбе с сепаратизмом Ивана Великого ее насильно постригли в монахини.

Многие здания в русском средневековье от дороговизны камня  строились деревянными, и настоящей бедой для них были частые пожары. Сильные пожары постигли Зачатьевскую обитель и рубленные храмовые постройки в конце 17 – начале 18 веков. В 1743 году огонь уничтожил практически все постройки. В связи с этим нижегородский епископ Димитрий временно переселил послушниц в женскую общину Происхождения Честных древ Креста Господня, созданный в 1612 году. В начале 1716 году рядом была возведена каменная церковь Воздвижения, и монастырь переименовали в Крестовоздвиженский.

После секуляризационной реформы в 1764 году к Крестовоздвиженскому был присоединен монастырь Воскресенский, также периодически выгоравший дотла.

В 1812 году от государства религиозная община получил новую территорию вблизи кладбища и церкви. На новом фундаменте возвели перевезенный в разобранном состоянии монастырский храм, и заложили фундамент под строительство большого собора. Более 8 лет продолжалось строительство и, наконец, в 1823 году собор с пятью куполами принял первых прихожан.

Архитектура собора напоминает Казанский в Санкт-Петербурге, основание выполнено в форме креста. Два боковых придела были освящены именами Похвалы Пресвятой Богородицы и святого епископа Иннокентия (Кульчинского).

В первой половине 19 века дом Господень поражал своим великолепием. Ограда в виде правильного прямоугольника по периметру имела маленькие башенки, а за нею возвышалась звонница высотой 34 метра. На территории были построены келейные для насельниц, училище для бездомных девочек, которые жили полностью за счет заведения. В училище они обучались грамоте и рукоделию.

Помимо служений Господу послушницы занимались ремеслами, делали оклады для оконных рам, и шили церковную одежду, о качестве и красоте которой знали во всех уголках империи.

В 1848 году монастырский комплекс реконструировали, значительно расширив территорию, разбили сад.

В 1927 году на территории поместили военный городок, а обитательниц окончательно выселили. Во времена правления Хрущева был уничтожен Казанский храм. В строениях в разное время размещались амбары, склады, бритвенный завод, завод гальванического оборудования имени Я.М. Свердлова.

Святыни

  • Крест-распятие высотой 4,5 метра. Расписан иконописцами Троице-Сергиевой Лавры. В Великую Пятницу 2005 года крест пронесён в Иерусалиме крестным путём Спасителя группой нижегородских паломников во главе с архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием.
  • Крест с частицей Животворящего Креста Господня. Подарен Владыкой в престольный праздник.
  1. Информация о монастыре в открытой православной энциклопедии «Древо»
  2. Летопись монастыря
  3. Крестовоздвиженские монастыри // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Светлана Высоцкая. Крест — хранитель города. №6 (75) газеты «Нижегородские епархиальные ведомости» (27 марта 2006 года). — Нижегородская епархия. Дата обращения 27 сентября 2009. Архивировано 11 марта 2012 года.
  5. Собрание Нижегородской епархии, Нижегородская епархия, 30 декабря 2004 года
  6. Указ № 167 от 18 августа 2004 года, Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, Нижегородская епархия
  7. 1 2 3 Звон колоколов Крестовоздвиженского монастыря вновь призывает к молитве, Нижегородская епархия, 26 сентября 2005 года
  8. Указ № 24 от 25 апреля 2006 года, Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, Нижегородская епархия
  9. Состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, Нижегородская епархия, 11 апреля 2006 года
  10. 1 2 В Крестовоздвиженском женском монастыре освящен придел в честь Иверской иконы Божией Матери, Нижегородская епархия, 3 декабря 2007 года
  11. В Крестовоздвиженском монастыре впервые за 90 лет совершен монашеский постриг, nne.ru, 18 декабря 2008 года
  12. Архиепископ Георгий и архиепископ Ионафан совершили Божественную литургию в Крестовоздвиженском монастыре (фото, видео). Нижегородская и Арзамасская епархия (7 марта 2010 года). Дата обращения 9 марта 2010. Архивировано 11 марта 2012 года.
  13. Две насельницы Крестовоздвиженского монастыря приняли монашеский постриг (фото). Нижегородская и Арзамасская епархия (7 марта 2010 года). Дата обращения 9 марта 2010. Архивировано 11 марта 2012 года.
  14. 1 2 3 4 5 Дружкова, Марина Архиепископ Георгий совершил Великое освящение Крестовоздвиженского собора одноименного женского монастыря в Нижнем Новгороде (фото). Нижегородская епархия (27 сентября 2011 года). Дата обращения 28 сентября 2011. Архивировано 11 марта 2012 года.
  15. Крапивина, Людмила Архиепископ Георгий освятил придел собора в Крестовоздвиженском монастыре Нижнего Новгорода. Нижегородская епархия (22 ноября 2011 года). Дата обращения 24 ноября 2011. Архивировано 11 марта 2012 года.
  16. Крапивина, Людмила Архиепископ Георгий освятил придел собора в Крестовоздвиженском монастыре Нижнего Новгорода. Нижегородская епархия (30 декабря 2011 года). Дата обращения 12 января 2012. Архивировано 11 марта 2012 года.

У этого термина существуют и другие значения, см. Крестовоздвиженский монастырь.

Крестовоздвиженский (бывш. Зачатьевский) монастырь — женский православный монастырь в Нижнем Новгороде.

  • 1 История
  • 2 Современная жизнь обители
  • 3 Святыни
  • 4 Подворье
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • Крест-распятие высотой 4,5 метра. Расписан иконописцами Троице-Сергиевой Лавры. В Великую Пятницу 2005 года крест пронесен в Иерусалиме крестным путем Спасителя группой нижегородских паломников во главе с архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием.
  • Крест с частицей Животворящего Креста Господня. Подарен Владыкой в престольный праздник.

Площадь Лядова

Если уж туристический маршрут привел вас к Крестовоздвиженской женской обители, то обязательно обратите внимание на Площадь Лядова, мимо которой пройти невозможно. Она также имет свои достопримечательности.. Площадь Лядова и отходящий от нее вниз Окский съезд

Святое место, достойное памятиПлощадь Лядова и отходящий от нее вниз Окский съезд

Кстати, раньше эта площадь называлась Крестовоздвиженской, по имени расположенного здесь монастыря. Позднее площадь называлась Монастырской, а потом Лядова, в честь партийного деятеля. От Крестовоздвиженской площади шел Арзамасский тракт, с одной стороны которого находился лагерь военных, а с другой – Казанское кладбище.

Святое место, достойное памятиКрестовоздвиженская площадь около монастыря в конце 19 века

На этой площади в 80-х гг. 19 века известный нижегородский предприниматель и меценат Н.Бугров возвел трехэтажный краснокирпичный Вдовий дом (арх.Н.Фрелих). Этот самый основательный приют был предназначен для бесплатного проживания малоимущих вдов и сирот бывших государственных служащих, которых находилось здесь на полном пансионе около 500-600 человек.

Святое место, достойное памятиВдовий дом на Монастырской площади в конце 19 века

Основатели приюта знали судьбу каждого проживающего и помогали, чем могли. Сюда селились и беспризорные сироты, которые получали одежду, кров и еду, а также определенное образование. Причем, став совершеннолетними, они могли устроиться на работу к Бургову, а если хотели идти своим путем, то получали небольшое материальное вспоможение на первое время. Для детей-подкидышей была оборудована люлька-приемник. Этих детей также ставили на ноги во Вдовьем доме.

Интересно, что в этом самом доме проживал с матерью после смерти отца будущий известный революционер Петр Заломов, являющийся прототипом главного героя горьковского романа «Мать» — Павла Власова. После совершеннолетия, покинув стены Вдовьего дома, Петр работает на Сормовском заводе на Нижегородской Стрелке, где встает на путь революционной борьбы с угнетателями.

Сегодня бывший Вдовий дом заселяют студенты городского Технического университета.

Святое место, достойное памяти

В 2010 году на площади около бывшего Вдовьего дома был установлен Памятник Н.Бургову в виде бюста.

Святое место, достойное памятиПамятник Н.Бугрову около бывшего Вдовьего дома

А в следующем году на зеленой островной части площади появился Памятник Воздвижения креста с царицей Еленой, патриархом Макарием и Крестом Животворящим. 

Святое место, достойное памятиПамятник Воздвижения Креста

Этот памятник сегодня является отличным ориентиром местонахождения Крестовоздвиженского монастыря.

О других храмах Нижнего Новгорода см. Храмы Нижнего Новгорода

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Правила внутреннего распорядка

Так как каждая семья проживала в отдельной квартире, то их чистота и обустройство были заботой жильцов.

Для уборки коридоров и других внутренних помещений существовало специальное расписание. В целом жители дома могли свободно распоряжаться своим личным временем. Но если в сказке про Золушку карета превращалась в тыкву после полуночи, то двери вдовьего дома закрывались уже в 9 вечера — и до самого утра. При этом жильцы должны были каждый день докладывать, кто не появился дома до назначенного времени.

Само заведение было православным, поэтому все посты строго соблюдались. Запрещалось распитие алкогольных напитков и курение. Не только сами вдовы и их дети, но и гости дома должны были вести себя тихо и спокойно.

История

Между 1355 и 1365 годами супругой Нижегородско-Суздальского князя Андрея Константиновича Анастасией (в иночестве — Васса, в схиме — Феодора) был основан у подножия Нижегородского кремля Зачатьевский монастырь. После разгрома в 1478 году Новгорода Иваном III в монастыре насильно постригли в монахини новгородскую посадницу Марфу Борецкую.

В пожарах 1685 и 1715 годов старый деревянный монастырь выгорел «без остатку», к тому же бившие из-под горы родники постоянно разрушали строения. Поэтому в середине XVIII века епископ Димитрий (Сеченов) перевёл инокинь в Происхожденский женский монастырь, стоявший над обрывом Дятловых гор между Георгиевской башней кремля и одноимённой церковью. Туда же владыкой Нижегородским Питиримом была переведена община из сгоревшего Воскресенского монастыря, находившегося у Никольской башни кремля. В итоге, во время церковной реформы 1764 года все три нижегородских женских монастыря (Зачатьевский, Воскресенский и Происхожденский) были объединены в одну обитель.

В 1814 году после очередного пожара монастырь был перенесён к Арзамасской заставе (нынешняя площадь Лядова) и переименован в Крестовоздвиженский. В тот же год были возведены стены монастыря, колокольня со Святыми вратами, две палатки при них, восемь корпусов, вне стен монастыря — гостиный двор. В 1814—1823 годах строится Крестовоздвиженский собор (перестроен в 1848). В 1815 году при одном из корпусов освящена больничная Скорбященская церковь. В 1838 году при монастыре открыто училище для девочек.

До революции ежегодно в субботу Светлой седмицы проходил крестный ход из Оранского монастыря в Крестовоздвиженский с Оранской Владимирской иконой Божией Матери, одной из самых почитаемых в Нижнем Новгороде. Монастырь считался местом прохождения епитимийного искупления для женщин, совершивших преступления против нравственности.

В 1848 году Крестовоздвиженский монастырь был зачислен в I класс с увеличением штата с 30 до 100 человек.

В конце XIX века в монастыре проживала одна схимонахиня, 30 монахинь и 149 послушниц. Работала золотошвейная мастерская, в которой около 55 сестёр вышивали иерейские облачения, ризы на иконы и плащаницы, выполняли работы с жемчугом и фольгой. В 1906 году в монастыре начала работать живописная школа.

Монастырь упразднён в 1917 году. С территории монастыря к январю 1928 года были выселены все монахини. Община перешла в Казанскую кладбищенскую церковь. В Светлую седмицу 1935 года были арестованы члены клира Казанской церкви и митрополит Горьковский и Арзамасский Евгений (Зернов). 19 августа 1935 года Комиссия по культам при Президиуме Горьковского крайисполкома постановила: бывший Крестовоздвиженский монастырь ликвидировать под снос. В советское время в его зданиях располагались склады, жилые помещения, конторы; в соборе размещался завод бритвенных изделий.

В 1950-е годы монастырский ансамбль, чудом уцелевший, был закрыт со стороны площади Лядова пятиэтажным зданием общежития Политехнического института. Часть территории кладбища была застроена, а часть отдана под спортивную площадку. Сохранившиеся строения монастыря занимались различными учреждениями, часто менявшими друг друга, а также сдавались жильцам. До последнего времени монастырские здания в основном использовались машиностроительным заводом им. Я.М. Свердлова и СКТЮ «Логос».

Источники

  1. Крестовоздвиженские монастыри // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Светлана Высоцкая. . №6 (75) газеты «Нижегородские епархиальные ведомости» (27 марта 2006 года). — Нижегородская епархия. Дата обращения 27 сентября 2009.
  3. . Нижегородская и Арзамасская епархия (7 марта 2010 года). Дата обращения 9 марта 2010.
  4. . Нижегородская и Арзамасская епархия (7 марта 2010 года). Дата обращения 9 марта 2010.
  5. Дружкова, Марина . Нижегородская епархия (27 сентября 2011 года). Дата обращения 28 сентября 2011.
  6. Крапивина, Людмила . Нижегородская епархия (22 ноября 2011 года). Дата обращения 24 ноября 2011.
  7. Крапивина, Людмила . Нижегородская епархия (30 декабря 2011 года). Дата обращения 12 января 2012.

Особенности вдовьих домов

Вдовьи дома в России были распространены нешироко. Самый первый из них был открыт в Санкт-Петербурге в 1803 году по указу императрицы Марии Федоровны как один из видов уже тогда существующих домов милосердия. Место там получали только вдовы, мужья которых или состояли на государственной службе, или погибли во время боевых действий. В обоих случаях женщины вместе со своими детьми могли полагаться на заботу и опеку со стороны государства.

К сожалению, после войны 1812 года явление вдовьих домов не распространилось по всей России. Несколько заведений было создано только в Москве и Петербурге.

Как исключение в 1887 году по проекту архитектора Фрелиха был возведён Вдовий дом в Нижнем Новгороде. Архитектурный стиль здания можно определить как псевдорусский, в этом плане оно почти не отличается от вдовьих домов в Лефортово. Это красный кирпич, обрамлённые окна и наборные полуколонны.

Идея создания дома в Нижнем Новгороде принадлежит знаменитому купцу Николаю Бугрову. Он вложил собственные деньги в устройство Вдовьего дома и поддерживал его существование почти до самой своей смерти. В одном из первых докладов к Александру III говорится: «Купец 1-ой гильдии Бугров на собственный счёт выстроил дом… для безвозмездного помещения вдов с малолетними детьми. Стоимость постройки — до 200 тыс. рублей». Также свои средства в строительство вложили купцы братья Блиновы. Впоследствии они вместе с Николаем Бугровым входили в комитет по управлению всеми делами дома.

В разные года дом поддерживали те или иные купцы и меценаты.

Нижегородский Крестовоздвиженский женский монастырь

На окраине старого Нижнего Новгорода, на одной из самых высоких точек Дятловых гор расположился нарядный храм, имеющий форму креста. Церковь построена так не случайно, ведь она освящена в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Величественный собор, построенный в 1814-1823 годах, является центром одноименного монастыря.

Считается, что обитель ведет свою историю от основанного великой княгиней Анастасией Ивановной в середине XIV века Зачатьевского женского монастыря, располагавшегося у подножия Нижегородского кремля.

Спустя три столетия обитель, сильно пострадавшая от пожара, была объединена с Происхожденским монастырем, стоявшим у Георгиевской башни крепости. Позднее к нему же был присоединен Воскресенский монастырь, упраздненный в XVIII веке.

Название «Крестовоздвиженский» монастырь получил в начале XVIII века, с постройкой нового храма во имя Воздвижения Креста Господня.

Спустя столетие обитель решено было перенести из суетного центра города к его окраине – Арзамасской заставе (нынешняя площадь Лядова). Здесь развернулось масштабное строительство: в 1810-20-е гг. были возведены стены монастыря, колокольня со Святыми вратами, восемь корпусов и гостиный двор (за монастырской стеной).

«Нижегородский Крестовоздвиженский женский монастырь есть один из замечательнейших женских монастырей в России: во-первых, по своей обширности, благолепию храмов, красоте зданий, внутренней чистоте и порядку; во-вторых, что в нем соединены три женских обители, из которых древность одной (Зачатейской) доходит до половины XIV столетия; в-третьих, что в нем учреждено общежитие, заведены больница для больных и престарелых, не имеющих родных и всеми оставленных, училище для бедных сирот духовного звания; словом, что в нем сделано истинно тихое пристанище, устроенное от всех забот мирских, для желающих вполне посвящать себя Богу…», — писал о монастыре известный нижегородский краевед Николай Храмцовский (1818-1890).

Члены царской семьи неоднократно удостаивали обитель своим визитом: так, например, император Александр II трижды бывал в монастыре, а Александр III – два раза.

После закрытия обители в 1919 году сестер объединили в «трудовую артель», которая взяла здания своего же монастыря «в аренду». Им довелось выдержать борьбу с властями, намеревавшимися разместить здесь детсад.

Некоторое время здесь служил и священномученик митрополит Горьковский Евгений (Зернов), расстрелянный в 1937 году.

К началу 1928 года с территории монастыря были выселены все сестры (некоторые из них были расстреляны в 1930-е годы). Община перешла в Казанскую кладбищенскую церковь. 19 августа 1935 года комиссия по культам при Президиуме Горьковского крайисполкома постановила снести бывший Крестовоздвиженский монастырь. К счастью, эти планы так и не были до конца исполнены.

Кладбище образовалось в 90-х годах XVIII века при Казанской церкви.

В 1816 году и храм, и погост были приписаны к Крестовоздвиженскому монастырю. При этом основным местом захоронения было именно Казанское кладбище, хотя отдельных лиц хоронили в монастырской ограде.

Монастырский некрополь стал последним приютом для многих именитых нижегородцев, князей и княгинь.

Здесь были погребены декабрист Иван Анненков, писатель Павел Мельников-Печёрский, историк Пётр Альбицкий, князь Владимир Черкасский, генерал-лейтенант Николай Дельвиг, хлебопромышленник и меценат Матвей Башкиров, герои Первой мировой войны генерал Константин Асмус и полковник Владимир Вольнер, фотограф Андрей Карелин, купец и меценат Сергей Рукавишников.

Захоронения происходили на этом кладбище и после Октябрьской революции, однако длилось это не долго – примерно до середины 1920-х годов. Однако новые власти, мягко говоря, не особо поощряли похороны в монастырях: в Советской России развернулась мощная антирелигиозная кампания.

Множество надгробий, выполненные талантливыми скульпторами, впоследствии были использованы для сооружения памятников влиятельным горожанам. Такие «секонд-мемориалы» можно до сих пор встретить на некоторых городских кладбищах, например, в «Марьиной роще».

Восстановление и современная жизнь

В 1995 году православной общественности удалось добиться возврата зданий Церкви и восстановить Крестовоздвиженскую обитель. За 4 года работ святому месту был предан изначальный вид. Целая наука была для монахинь отчистить своды зданий от масляной копоти. Игуменья говорит, что с появлением в обители иконы Иверской Божией Матери реконструкция и восстановления стали спориться, и продвигаться быстрее. Усилиями нижегородских подвижниц, с Божьей помощью и при покровительстве Богородицы это место вновь стало пристанищем алчущих Царствия Небесного.

В настоящее время действует воскресная школа, открыт пункт оказания первой медицинской помощи, ежедневно проходят богослужения.

Современное состояние и режим посещения

В наше время женский монастырь – действующая православная обитель. Церковные службы проходят здесь ежедневно в 8.00 и 17.00. Престольный праздник в обители отмечают 27 сентября. При монастыре для детей прихожан создана воскресная школа, а также открыт медицинский пункт, в котором помогают мирянам, насельницам и священнослужителям.

Особо почитаемыми святынями этой обители считаются ковчег с частицами мощей христианских святых, иконы Казанской и Иверской Богоматери, а также крест с частицей древа Животворящего Креста Господня.

Монастырские подворья расположены в Богоявленском храме (село Богоявление Дельнеконстантиновского района), а также в храме-часовне «Живоносный источник» в деревне Козловка.

Монастырские строения

Монастырская территория, осваиваемая в нынешнем месте с начала 19 века, имела множество сооружений. Центром всего был Крестовоздвиженский собор, освященный в 1823 году — главный храм монастыря в форме равноконечного креста. В конце 19 века этот храм был капитальнейшим образом отреставрирован и украшен на средства известного купца М.Рукавишникова, чья Усадьба в качестве музея находится сегодня на Верхне-Волжской набережной.

Святое место, достойное памятиКрестовоздвиженский собор в монастыре

Вокруг собора располагались другие строения обители – больничные, общежитские, златошвейный и иконописный корпуса, школа, Трапезная, хозяйственные блоки.

Были еще две церкви – больничная «Всех скорбящих Радость» и Казанская кладбищенская. Обе эти церкви в советские времена были снесены, а вместо них появились гаражные и другие строения.

Святое место, достойное памятиДорога к монастырю между жилыми строениями

На монастырском Некрополе, которым стало бывшее Казанское городское кладбище, было захоронено множество известных нижегородцев. Именно здесь покоились известный писатель П.Мельников-Печерский и его жена, судомеханик В.Калашников, нижегородские князья-благотворители Грузинские (потомки царя Вахтанга), фотохудожник А.Карелин и многие-многие другие. Это кладбище было стерто с лица земли в советские годы, как и Петропавловское кладбище, где ныне расположен Парк Кулибина между улицами Горького и Белинского, в районе ТЮЗа.

При монастыре также были школа и общежитие для сирот, которые учились и проживали в монастыре. Были приюты для одиноких престарелых и для детей-инвалидов. Все тяготы по их обслуживанию как и по добыванию средств к существованию лежал на плечах монахинь, которых к постреволюционному закрытию монастыря было более двухсот.

Сегодня здесь можно посетить сам Крестовоздвиженский собор и небольшую территорию, ограниченную келейными корпусами. Есть здесь и церковная лавка, где можно купить свечи или иконку на память. Особо чтимыми святынями храма являются иконы Казанской Богоматери и Иверской Божьей Матери. С северо-восточной стороны сохранился фрагмент стены с угловой башни – напоминание о бывших размерах некогда процветающей обители.

Святое место, достойное памятиВид на монастырь со стороны Окского съезда

Территория монастыря сегодня является неким оазисом среди современных высоток, проход к нему обозначен поклонным крестом, которых хорошо видно с Окского съезда, начинающегося на площади Лядова.

Экскурсии

Нижний Новгород — столица Приволжья
Объехать все главные достопримечательности, полюбоваться открыточными видами и прогуляться по кремлю
Продолжительность: 3 часа
Обзорная автобусно-пешеходная экскурсия откроет вам очарование древнего города. Мы успеем посетить все главные памятники и увидеть реликвии старинных храмов. Вы насладитесь потрясающими пейзажами набережной и завораживающим видом слияния Волги и Оки. А прогулка по территории Нижегородского кремля перенесет вас на восемь веков назад и подарит много новых открытий.
Рейтинг: по 3 отзывам путешественников
Цена: 600 руб. за человека
Подробнее…

Гид
Алексей
Все экскурсии гида

Автомобильное путешествие по главным местам Нижнего Новгорода
Все самые важные достопримечательности города на дружеской обзорной экскурсии
Продолжительность: 2 часа
Нижний Новгород начался с крепости на окраине Руси, а в XIX веке стал центром мировой торговли. Вы посетите места, где находилась крупнейшая ярмарка Российской империи, услышите историю зданий кремлевского ансамбля, увидите «дом на миллион» и раскроете городские тайны и легенды.
Рейтинг: по 34 отзывам путешественников
Цена: 1990 руб. за экскурсию
Подробнее…

Гид
Дарья
Все экскурсии гида

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит