Башня Сююмбике

Что в имени твоем?

«Прощание Сююмбике с могилой Сафа-Гирея». Худ. Н.Хазиахметов

Народ сложил множество легенд об этой башне, и почти все они так или иначе связаны с именем Сююмбике, последней казанской царицы.

Кто же она, — легендарная и незабываемая «любимая госпожа»?

Сююмбике была дочерью ногайского мурзы Юнуса. В 1533 году ее привезли в Казань в качестве невесты казанского царя Джан-Али, бывшего до того касимовским царем и посаженного на казанский престол русским великим князем Василием III. Очень скоро(одни источники говорят о 1533 годе, другие — о 1536) он был убит казанцами, восставшими против него. Сююмбике в том же году стала женой казанского царя Сафа-Гирея. «Казанский Летописец» характеризовал ее как исключительно красивую, культурную, начитанную женщину, собравшую большую библиотеку, умелого политика и дипломата. После смерти Сафа-хана в 1549 году она стала регентшей (правительницей) при малолетнем сыне Утямыше. Но она правила лишь три года, да и номинально. Фактически всем управлял крымский вельможа — углан Кощак. Но в 1551 году он и еще несколько таких же активных сторонников независимости Казани были выданы Ивану IV, а вскоре наступила очередь и Сююмбике с Утямышем. В августе того же года ее вместе с сыном увезли в Москву. На двенадцати ладьях отправили и ханские сокровища. В 1552 году Сююмбике насильно выдали замуж за русского ставленника — хана Касимовского и Казанского Шах-Али (брата Джан-Али). До последних дней своей жизни она была вынуждена жить в Москве.

Название «Suumbike manarasi» — это калька, перевод с русского «Башня Сююмбике», которое появилось относительно недавно, лишь в 1 половине 19 века, когда кружок русских краеведов, очарованный легендарной историей Кремля, заменил тусклое наименование «проездная башня оберкомендантского дома со шпицем» на романтическое «Сумбекина башня». Между тем, ее татарское название было иным — «Хаn manarasi» или «Хаn macete manarasi». Это название отразило народную память о местоположении Хан-джами и ее минарета, разрушенных русскими. И действительно, археологические исследования 1976-1977 и 2000 гг. обнаружили у подножия башни в сторону Дворцовой церкви остатки целого комплекса монументальных построек — мечети, минарета и Ханских durbe (усыпальниц) на этом месте! В развале их стен сохранились обломки белокаменных надгробий с фрагментами надписей, гипсовых рельефов. Вскрыты останки пяти мусульманских захоронений — четыре взрослых и детское. Проведенное в 90-х годах коллективом ученых из Москвы, Казани и Самары комплексное антропологическое изучение костяка из мавзолея №1 и костяка из южного погребения в мавзолее №2 позволило казанским ученым уверенно утверждать, что оба они принадлежат казанским ханам — первый Махмутеку, одному из первых казанских ханов, умершему в начале 1460-х годов., а второй — Мухаммед Амину, умершему в 1518 году.

Где-то здесь же должны лежать останки еще трех Казанских ханов, захороненных в Хан-джами, в том числе и любимого мужа Сююмбике — Сафа-Гирея.

Башня СююмбикеФото №58753. Танец Сююмбике. Анастасия Бузунеева

Легенды

Башня Сююмбике изначально была дозорной, расположенной на въезде во двор комендантского дома – бывшего Ханского дворца. Название башни связано с именем знаменитой царицы Сююмбике, а о самом архитектурном памятнике сложилось много легенд.

Самая популярная – о строительстве башни по просьбе Сююмбике – известна каждому жителю Казани.
Легенда гласит, что после завоевания города Иван Грозный пожелал, чтобы Сююмбике стала его женой.

Царица понимала, что в случае ее неповиновения татарский народ будет истреблен, но и покориться воле русского царя не могла. Поэтому она поставила завоевателю условие – за семь дней построить башню из семи ярусов, такую же стройную и красивую, как сама царица.

Когда ее желание было исполнено, Сююмбике поднялась на самую вершину башни и спрыгнула вниз.

Башня Сююмбике

К тому же, на рисунках многих иноземных путешественников, посещавших Казань в XVII веке, изображение башни отсутствует. Да и на плане города знаменитое нынче сооружение появилось только в начале XVIII века. А еще, существует документальное подтверждение тому, что царица Сююмбике дожила до старости и умерла в городе Касимов.

Другая легенда менее романтична – башня была построена по приказу самой Сююмбике в честь ее умершего мужа. Эту версию подтверждают фрагменты древнего фундамента. Но только в той части, что башня Сююмбике построена на месте другого сооружения времен Казанского ханства.

Башня Сююмбике

Легенда о башне Сююмбике

Редко можно встретить жителя Казани, который не знал бы грустной легенды о башне Сююмбике. Названа она в честь единственной в истории женщины, которая правила Казанским Ханством. Звали правительницу Сююк, и народ очень любил ее за доброту и честность, потому и прозвали красавицу Сююмбике – «любимая госпожа».

По легенде, после завоевания Казани Иван Грозный, очарованный красотой Сююк, прислал к ней сватов с предложением уехать с ним в Москву и занять трон царицы. Получив отказ, царь рассердился. Он явился к стенам Казани с огромным войском и пригрозил уничтожить город, если не услышит согласия. Сююмбике никак не могла допустить такого исхода, и вынуждена была дать положительный ответ. Попросила она в подарок на свадьбу высокую башню, и чтобы построили ее за неделю. Семь ярусов за семь дней возвели строители, и начался великий пир.

Все вокруг веселились и праздновали, но ни сама Сююк, ни жители Казани не были рады. Поднялась правительница на башню, чтобы взглянуть на родной край в последний раз. Сердце ее сжалось от горя, и в слезах Сююмбике кинулась вниз. В память о «любимой госпоже» и назвали самую высокую башню Казани.

Несколько слов об архитектуре

Башня Сююмбике выполнена из красного кирпича, и ее строгий стиль напоминает московское барокко. Она действительно состоит из семи ярусов, последним из которых является зеленый шпиль. Он увенчан золоченым «яблоком» с изображением полумесяца.

Высота башни составляет 58 метров. Благодаря этому факту и своему расположению в отдалении от крепостных стен Кремля башня Сююмбике играла роль дозорной башни.

До сих пор никто не знает, почему башня «падает». Одна из версий – строительная ошибка, а именно недостаточно глубокий фундамент. Существует также гипотеза, что он остался от другого здания, когда-то располагавшегося на этом месте, и почва просто не выдерживает вес башни. Тем не менее, когда наклон составил более полутора метров, башню Сююмбике укрепили.

Загадки истории

Споры о том, когда же все-таки была построена башня Сююмбике, и какому народу – татарскому или русскому – она принадлежала изначально, ведутся до сих пор.

По первой версии, строение возведено во времена правления Казанского Ханства в период с XII по XV век. Если это так, то башня Сююмбике – единственный в столице сохранившийся памятник татарской архитектуры. Согласно второй версии, построили башню уже после завоевания Казани Иваном Грозным, а значит в XVII веке. Если вы отправитесь на экскурсию в Казанский кремль, то, вероятнее всего, услышите именно эту цифру.

А не было ли такой же башни в татарском Кермане?

Сопоставим панорамы Кремля XVI и
XIX веков, изображения Сары Капка и башни Сююмбике

Таблица 2

Однако не все так просто в истории возникновения
проездных ворот на этом месте Кремлевского холма. Вглядываясь в панораму 16
века (рис. А.Олеария), мы видим примерно там, где сегодня стоит башня Сююмбике,
сооружение, по величине и внешнему виду мало отличающееся от ее кубического
нижнего яруса, — тоже с проездом, но, правда, иначе сориентированное. В том,
что такое сооружение реально существовало в Татарской Казани, сомневаться не
приходится: сохранились и другие его изображения (табл.2). Это было
другое сооружение (мною было дано ему условное название — «Сары
Капка»), а не известная всем сегодня башня
Сююмбике, о чем говорят и данные археологии.

Вопрос о взаимоотношениях современной
башни Сююмбике с археологическими остатками более ранних сооружений и анализ
его других средневековых изображений был уже сделан мною ранее,
поэтому здесь постараюсь сделать лишь попытку его графической реконструкции.

Сопоставление с оборонительными
комплексами, типологически близкими Ханскому двору Казани, дает ряд аналогий, в
числе которых проездные ворота генуэзской крепости Кафа 15 века и Ханского
дворца в Бахчисарае 18 века (Крым), османской крепости Баязет (Турция, 18 в.),
Арка города Бухары (Узбекистан, 19 в.).

Не зная в точности даты строительства
Сары Капка в Казанском Арке (Ханском дворе), не очень корректно проводить
параллели с оборонным зодчеством сопредельных и культурно родственных
государств. Можно лишь придти к выводу, что подобные кубические проездные
ворота-порталы встречались во все эпохи, а поэтому реально могли существовать и
в средневековой Казани.

Таблица 3

Впрочем, ряд размышлений над
реконструкцией генерального плана средневекового казанского Кермана (Кремля), дают
некоторые основания предполагать возникновение этого сооружения уже в эпоху
первой казанской каменной крепости, разрушенной в начале 13 века монголами. В
этом случае наиболее близкой аналогией Сары Капка предстают Золотые ворота
города Владимира, сохранившиеся и по настоящее время. Это огромная белокаменная
башня с высоким арочным прямым проездом, внешне очень близкая тому, что мы
видим на средневековых рисунках Казани. И там и здесь над кубическим объемом
башни можно видеть два-три яруса надстроек, придающих силуэту башни ступенчатую
пирамидальность и заканчивающихся скатной (конической, пирамидальной) крышей.
Именно такое завершение, кстати, отличает казанский и владимирский памятники от
подобных же башен мусульманского Востока, где крепостные ворота обычно имели
вид кубического портала — башни без особо затейливого силуэта. Как в
подробностях выглядела башня Сары Капка, мы сегодня знать не можем и
ограничимся пока фактом ее существования в казанском Югары Кермане (Вышгороде)
на момент завоевания города русскими.

Итак, в 1 половине 18 столетия в
северной части Казанского Кремля появляется высокая многоступенчатая башня,
нижний ярус которой близко напоминает Западные ворота Ханского двора (Сары
Капка) как по функции, так и по характеру архитектуры, а внешний вид (силуэт,
композиция) — в какой-то степени повторяет их принципиальные качества.
Местоположение башни в целом также соответствует местоположению исчезнувшего
столетие назад сооружения. Случайно ли это сходство?

История строительства башни

По данным большинства специалистов, возведение башни Сююмбике происходило в середине 16-го века, то есть как раз в период завоевания современной столицы Татарстана Иваном Грозным. В связи с этим бытует 2 основные версии, связанные с причинами ее постройки.

Согласно первой из них, башня была возведена еще до подхода московских стрельцов. Она строилась в качестве дозорной и смотровой площадки – гигантская по тем временам высота (свыше 58 метров) позволяла татарским воинам увидеть врага задолго до его появления под городскими стенами.

Вторая версия гораздо более поэтичная. Согласно ей, Иван Грозный после покорения Казани влюбился в Сююмбике – жену последнего хана. Женщина горевала после гибели мужа и для того, чтобы отвергнуть московского самодержца поставила перед ним невыполнимую задачу – в знак подтверждения своей любви он должен был за одну неделю построить башню, которая стала бы самой высокой в городе. В случае, если ему это не удастся сделать, ни о какой свадьбе не могло быть и речи.

По легенде, Ивану Грозному удалось совершить невозможное – через семь дней строительство башни было закончено. Увидев это, Сююмбике поднялась на нее и прыгнула вниз, дабы не достаться врагу и воссоединиться со своим любимым мужем.

Башня Сююмбике

Архитектура

Башня находится ближе к центру кремлевского комплекса, на значительном удалении от крепостных стен. Благодаря этому фактору, а также своей немалой высоте, она успешно справлялась с функцией дозорного пункта – с ее вершины отлично просматриваются берега Волги и Казанки, а также другие окрестности.

Основание строения располагается на дубовых сваях, которые с течением времени не утратили своих качеств и до сих пор могут похвастаться прочностью и надежностью. Для кладки стен использовался обожженный кирпич, который укреплялся специальным известковым раствором.

Башня насчитывает 7 ярусов:

  • Нижние три имеют форму квадрата.
  • Два средние – восьмиугольные.
  • Два верхние имеют коническую форму и представляют собой своеобразный шатер. Он венчается зеленым шпилем, который украшен полумесяцем (до Октябрьской революции навершием башни был двуглавый орел).

Башня Сююмбике

Современное состояние

Сейчас башня Сююмбике стала для казанцев сакральным местом. Начиная с 1991 года, она выполняет обязанности одного из главных минаретов города, с вершины которого зачитывается призыв к обязательной молитве по всем погибшим при обороне Казани от войск Московского царства. Спустя 3 года, башня была объявлена республиканскими властями объектом историко-культурного наследия и взята под охрану.

Посетить башню Сююмбике Вам предлагает Туроператор Казань, который является лидером на рынке туристических услуг в регионе. Мы организовываем насыщенные и увлекательные для всех категорий путешественников экскурсии по Казани и Татарстану, во время которых Вы наверняка получите море незабываемых эмоций и впечатлений.

Туроператор Казань рад Вам всегда!

Новости Казани

Аналог или цифра? И мы не о телевизорах4 сентября 2019, 15:50РЕСТОПАРК – ивент, который меняет рестораны!29 августа 2019, 18:30ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРИЗОВ И ПОДАРКОВ В КАЗАНИ: К КОМУ ОБРАТИТЬСЯ28 августа 2019, 10:55Помощница президента РТ вышла замуж за Бекмамбетова22 апреля 2019, 13:30Шамовская психиатрическая больница стала пятизвездочным отелем3 апреля 2019, 09:10Татарстан находится на 64-м месте в рейтинге доступной ипотеки25 марта 2019, 18:35В Иннополисе запустят беспилотное аэротакси25 марта 2019, 18:30Где и как отметить Новый год в Подмосковье, чтобы он запомнился21 ноября 2018, 09:10На Гагарина появится сквер в честь памяти казанских летчиков1 октября 2018, 20:55Что такое аюрведическая косметика22 сентября 2018, 09:50

Достопримечательности Казани

Башня Сююмбике

Рубрика: Казань

Башня Сююмбике

Знаменитая казанская Башня Сююмбике снискала широкую известность не только в Республике Татарстан, но и далеко за ее пределами. Она издавна считается одним из символов Казани. При почти шестидесятиметровой высоте башня имеет семиярусную конструкцию. Ее макушка когда-то была увенчана шпилем с позолоченным яблокоподобным шаром.

Долгое время многие местные жители, особенно из числа татарского населения Казани, передавали из уст в уста давнее предание, согласно которому в шаре-яблоке, якобы отлитом из чистого золота и полым, хранятся ценнейшие реликвии – экземпляры мусульманских документов исключительной значимости. Дело дошло до того, что в 1831 г. данную версию решено было проверить на государственном уровне, поручив проверку Министерству внутренних дел Российской империи. Сияющий золотом шар демонтировали и приступили к его обследованию, в котором приняли участие высокопоставленные представители татарской общины. Выяснилось, что шар действительно полый, однако никаких реликвий в себе не содержит, будучи, к тому же, изготовлен совсем не из золота, а всего лишь из позолоченного медного сплава.

Башня Сююмбике

Башня Сююмбике

Башня Сююмбике

Башня Сююмбике

Легенды башни Сююмбике

Существует несколько легенд о предыстории строительства башни. Так, одна из самых красивых легенд гласит, что после взятия Казани Царём Иваном Грозным, ханская царица по имени Сююмбике, очаровала царя, который сделал ей предложение. Ивану Грозный Царица Сююмбике поставила условие царю Ивану Грозному – построить за семь дней самую высокую башню в Казани и тогда она согласится уехать с ним в Москву. Царь выполнил просьбу: за семь дней была построена башня из семи ярусов, которая возвышалась над всей Казанью. Царица Сююмбике под предлогом желания проститься с Казанью перед отъездом попросила разрешения взглянуть в последний раз на любимый город с высоты этой башни. Но взобравшись на её вершину не желая покидать город — она бросилась вниз. Именно в том направлении в котором она бросилась появляется наклон у башни. В настоящее время отклонение её шпиля от вертикали составляет уже 1,98 метров. Кто-то говорит, что самой причиной взятия Казани русскими войсками был именно отказ царицы Сююмбике Ивану Грозному, которого поразила красота царицы Сююмбике увиденную им на портрете. Башня СююмбикеПо другой версии, Царица Сююмбике была замужем три раза и прожила долгую и спокойную жизнь в городе Касимов и судя по всему все эти события которые связывают с её именем происходили до взятия Иваном Грозным Казани. Но есть и доподлинно известные факты. По этим данным у царицы Сююмбике был сын царевич Утямыш-Гирей. Его вместе с другими пленными, после взятия Казани отправили в Москву в качестве заложника. Его насильно крестили при дворе царя Ивана Грозного, и дали ему имя Александр. Но царевич Александр прожил не долго. Он умер в двадцать лет и был похоронен в Московском Кремле.Долгое время существовала и другая легенда связанная с башней Сююмбике. Дело в том что, до 1830 года на шпиле башни красовалось золочённое яблоко, в котором по преданиям были спрятаны значимые мусульманские летописи и документы. Но когда по приказу министра внутренних дел Российской Империи яблоко было снято со шпиля и в присутствии именитых татар оно было вскрыто, оказалось, что яблоко оказалось внутри пустым, а само оно изготовлено из обычной латуни, а не из золота.В любом случае, сегодня башня Сююмбике является ярким символом Казани, наряду с другими памятниками древности, такими как Казанский Кремль.

История

Строительство

Вопрос даты постройки башни является дискуссионным: часть учёных датирует башню XVII—XVIII веками, некоторые — относят строительство башни ко второй половине XVI века, другие — и вовсе к периоду Казанского ханства (то есть до 1552 года).

Не существует исторических документов, описывающих строительство башни, так как основной архив Приказа Казанского дворца, где хранились все документы по управлению Казанью в XVI—XVII веках, сгорел во время пожара Москвы в 1701 году. Татарских документов периода Казанского ханства также не сохранилось, так как они были утеряны во время взятия Казани.

Предположения о существовании башни в ханский период

К версии возникновения башни в ханский период склонялся известный краевед, профессор Казанского императорского университета Н. П. Загоскин.

Исследователь начала ХХ века Н. А. Спасский полагал нижние ярусы башни постройками ханского периода, а остальную часть возведённой в XVIII веке во время превращения бывшей мечети Нур-Али в церковь.

Версии о возведении башни в русский период

В авторитетном труде «Казань в памятниках истории и культуры», вышедшем под редакцией С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева, башня ориентировочно датируется 1645—1650 годами.

При этом, в академическом издании «Истории Казани» А. Х. Халиков и С. Х. Алишев утверждают, что башня Сююмбике была построена в середине XVII века на месте существовавшей там ханской башни:

Однако, гипотезы о постройке башни ранее второй половины XVII века не подтверждаются древнейшими изображениями Казани, выполненными посещавшими её путешественниками. На самом раннем изображении Казани саксонского учёного Адама Олеариуса, посетившего город в 1638 году, башня Сююмбике отсутствует. Башня Сююмбике также не представлена на «Чертеже Казанском» XVII века, на видах Казани из монографии амстердамца Николааса Витсена «Северная и Восточная Татария» 1692 года.

Сторонники версии о возведении башни в конце XVII века в качестве дозорной отмечают, что в своём современном виде башня сформировалась не ранее 1690-х годов. На это указывает наличие в первом ярусе элементов ордерного оформления — колонны на тумбах, ширинок ограждающих парапетов, а также характерная форма оконных проёмов с арками пониженного очертания, свойственных этому периоду (Московское барокко). Необычно острая форма шатра и ступенчатая композиция башни имеет архитектурные аналоги в шатровых завершениях башен Иосифо-Волоколамского монастыря, а также Боровицкой и Беклемишевской башен Московского Кремля (шатры 1680-х годов).

Общая сухость, строгость декоративного оформления даёт возможность предполагать и более позднюю датировку строительства башни — вплоть до 1730-х годов, когда на башне был установлен двуглавый орёл.

В пользу версии о строительстве башни только в XVIII веке свидетельствует и тот факт, что на плане города Казани это сооружение впервые появляется только в 1717—1718 годах, то есть уже в петровское время. Так, С. Саначин на основе анализа картографических и письменных источников определяет время строительства башни 1694—1718 годами.

Навершие

Установление двуглавого орла на башню относят к 1730 году.

Поскольку по преданиям казанских татар в шаре («яблоке») навершия башни якобы были заключены важные документы, связанные с татарской историей и культурой, в XIX веке его снимали и осматривали.

В феврале 1918 года по инициативе Центрального мусульманского комиссариата (Комиссариата по делам мусульман Внутренней России при Наркомнаце) были подписаны декреты Совнаркома о возвращении мусульманам памятников национальной истории и культуры — башни Сююмбике в Казани и караван-сарая в Оренбурге. Телеграмма о передаче башни Сююмбике, подписанная М. Вахитовым, была оглашена Я. С. Шейнкманом на общем собрании Казанского Совета. Газета «Правда» от 14 марта 1918 года сообщала о торжественной передаче башни мусульманскому населению Казани:215. Тогда же на ней российский герб заменили на полумесяц.

В 1930-х годах в связи с антирелигиозной государственной политикой полумесяц с башни был убран.

В перестроечное время (в конце 1980-х годов) по просьбам татарской общественности на вершину башни вновь установили позолоченный полумесяц.

Башня является проездной, так как в нижнем ярусе — сквозной проезд, перекрытый распашными воротами.

Что из себя представляет башня

О том, что собой представляет
«Suumbike manarasi», в Каталоге-справочнике о памятниках истории и
культуры (1993 г.) читаем: «Башня пятиярусная — три разных по
высоте четырехгранника, поднимаясь уступами, несут два восьмерика, завершенных
стройным граненым шатром с дозорной вышкой над ним, увенчанной шпилем с
позолоченным полумесяцем на яблоке. Общая высота достигает 58 м.»

Башня Сююмбеки

Планы этажей

Перекрытия второго и третьего ярусов
сводчатые. Башня Сююмбике возведена из большемерного, хорошо обожженного
кирпича и имеет заметный наклон в северо-восточную сторону: на сегодняшний день
отклонение ее шпиля от вертикали составляет 1,98 м. Нижний ярус башни состоит
из 2 пилонов, соединенных цилиндрическим сводом над проездом. В толще каждого
пилона располагаются’ наклонные сводчатые коридоры с лестницей наверх. На
западном и восточном фасадах пилоны имеют по две приставные декоративные
колонны стилизованного ордера. Стены кирпичные (8*14,5-15*29,5-30,5 см),
раствор кладки известковый, шатер облицован кровельным железом, фундаменты
каменные и покоятся на дубовых сваях, вбитых для уплотнения грунта.

В 1914-16 г.г. в связи с
отклонением башни от вертикали были проведены реставрационные работы, в частности,
нижний ярус был укреплен широким стальным бандажом на уровне пяты свода,
несколько исказившим ее архитектурный облик.
Этот бандаж, в сущности не решающий проблемы инженерного укрепления башни,
давно уже ослаб, потерял прочность, и, вероятно, будет снят при последующей
реставрации.

В 1918 г. башня была передана
декретом Совнаркома «в вечное пользование трудящимся мусульманам» и
увенчана посеребренным полумесяцем. Сброшен в 1934 году. С 1991 года башня
используется как минарет для чтения азана во время поминальной молитвы в честь
жертв 1552 года и в связи с этим в 1993 г. была увенчана золоченым
полумесяцем.

Памятник пережил несколько
косметических реставраций в советское аремя: в 1958-1959 гг., 1970 и в конце
1980-х гг. Они сводились к замене выветрившейся кирпичной облицовки, ликвидации
трещин и выпучин в кладке.

Заметный наклон башни в
северо-восточном направлении привлекает всеобщее внимание. Сейчас отклонение ее
шпиля от вертикали составляет 1,98 м

В 1960 г. сооружение было
включено в список памятников архитектуры РСФСР.

Она не одинока

Таблица 6

О том, что башня Сююмбике возникла
как один из элементов большой реконструкции оборонительных сооружений
Казанского Кремля в 1 половине 18 века, говорят результаты ее сопоставления с
ключевыми объектами того времени: Спасскими и Никольскими (ныне Тайницкими)
воротами. Никольские ворота, появившиеся на месте более ранних татарских
Нуралеевых ворот, видимо, в целом воспроизвели их важнейшие качества:
местоположение, общие габариты, коленчатый проезд, опускающуюся решетку. В то
же время в архитектуре Никольской башни явно читаются черты московского
зодчества 17 — начала 18 вв.: ширинки, поребрики, раскрепованные лопатки,
характерные наличники. В целом же она является как бы родной сестрой двум
нижним ярусам башни Сююмбике; последняя лишь оформлена более парадно. Столь же
близки Никольской по стилю и характеру декорировки и последующие два яруса
башни Сююмбике.

Также и восьмигранный ярус Спасской
башни отличается от аналогичного яруса башни Сююмбике лишь наличием разорванных
барочных фронтонов над проемами; в остальном они абсолютно идентичны. Каменные
шатры обеих башен оформлены гуртами, хотя и различаются деталями и уклоном.

Все это говорит об одновременности
появления всех трех объектов и дает дополнительный материал к датировке башни
Сююмбике первой третью 18 века.

Республика Татарстан: памятники истории и культуры. Каталог-справочник. —
Казань: из-во «Эйдос»; 1993.

Фехнер М.В. Великие Булгары. Казань. Свияжск. — М.: Искусство, 1978. — С.73.

Постановление СМ РСФСР №1327 от 30.08.60 (см. Список памятников истории и
культуры ТАССР, находящихся на государственной охране — Казань: МК ТАССР, 1987.
— №191/8)

Впрочем, к 1710-м г.г. обстановка в России стабилизировалась, что,
вероятно, и сказалось на качестве дальнейшего строительства: сама башня
выполнена весьма надежно и тщательно.

Так названы Западные ворота Казанского Арка (Ханского Двора) в книге
«Джагфар Тарихы».

См. Халит Н. Очерки по архитектуре ханской Казани. Гипотезы. Факты. Размышления.
— Казань: Мастер-Лайн, 1999.

Все материалы библиотеки охраняются
авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из
общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке
является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо
иной форме.

Любое использование материалов библиотеки
без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов
библиотеки в коммерческих целях.

Учредитель и хранитель библиотеки
«РусАрх»,

академик Российской академии художеств

История строительства

Если с архитектурой все чётко и ясно, то история строительства вызывает у учёных много вопросов. Это вызвано тем, что во время взятия города летописи времён Казанского ханства были безвозвратно утеряны, а более поздние документы сгорели в 1701 году во время пожара Москвы. Доподлинно установлено лишь то, что во времена правления Петра I башня уже была на плане города 1717 года. Таким образом установлена верхняя граница возраста строения. Существует несколько теорий относительно времени строительства:

  • До 1552 года в период ханства на месте строения стояла другая дозорная башня, которая была достроена и несколько изменена.
  • Между 1645—1650 гг. — на основе археологических исследований слоев почвы.
  • Между 1694—1718 гг. согласно анализу картографических данных и характерных элементов Московского барокко.

Благодаря учёному-путешественнику Адаму Олеариусу можно также очертить нижнюю границу предполагаемой даты постройки 1638 годом. В тот год он посещал Казань и делал зарисовки столицы, на которых похожих строений не обнаружено.

История строительства полна загадок: официально неизвестно кто, когда и по чьему приказу возвел строение, но ещё больше тайн скрывает название.

Когда появилась башня?

Многих интересует, когда возникло это сооружение — башня Сююмбике. В письменных источниках пока информации об этом не обнаружено. Но если внимательно взглянуть на другие документы: планы и изображения Кремля 17-18 веков, то туман быстро рассеивается.

Башня Сююмбике
Таблица 1

Удивительным образом художники разных эпох облюбовали одно и то же место для того, чтобы оставить потомкам эффектный вид Казани и Кремля во всей ее красе. Оно примерно соответствует сегодня южной оконечности Кировской дамбы. Наверное, на этом месте находилось тогда что-то возвышавшееся: может быть, холм или какое-то строение. Так или иначе, нам эти люди предоставили уникальную возможность наглядно проследить с одной точки эволюцию силуэта крепости на протяжении последних 400-500 лет ее существования. Сведя воедино в сопоставительной таблице виды Кремля, запечатленные художниками разных эпох, удалось воочию увидеть, как появляются и исчезают целые комплексы и отдельные сооружения (табл.1).

При сопоставлении панорам в едином масштабе хорошо видно, как в 17 веке (рис.Н.Витзена) возникают комплексы Благовещенского собора, Троицкого и Спасо-Преображенского монастырей и пропадает комплекс Ханского двора. В 18 веке (рис.Леспинаса) появляется комплекс башни Сююмбике и Введенской церкви, монументальная Сергиевская церковь. В 19 веке (рис.Е.Корнеева) Троицкий монастырь исчезает.

Этот вывод подтверждают и археологические исследования: севернее башни, у самого ее подножия в 2000 году были обнаружены фундаменты знаменитой Хан-джами. Как выяснилось, здание было возведено в 15 и разрушено только в конце 17 — начале 18 вв., что соответствует и данным Писцовых книг 16-17 вв., где упоминается «мечеть у Царева двора». Судя по всему, мечеть использовалась в хозяйственных целях и была разобрана при строительстве комплекса Оберкомендантского дома, причем минарет ее оказался под башней Сююмбике (если не был вмурован в толщу ее северного пилона).

Интригующим моментом этих преобразований является то, что комплекс оберкомендантского дома (а на наиболее ранних планах города ХYIII века башня Сююмбике показана как въезд во двор именно оберкомендантского дома!), несмотря на замену всех зданий на новые, сохранил предшествовавшую ему функциональную структуру, градостроительную композицию, традиционный силуэт. На месте Ханского дворца встал дом оберкоменданта, на месте Ханской мечети — церковь Введения, между ее минаретом и главными воротами дворца — высокая надвратная башня. Таким образом, в северной части крепости, спустя 150 лет наблюдалось, можно сказать, буквальное воспроизведение градостроительной идеи времен ханской Казани!

Башня СююмбикеФото №18522. Башня Сююмбике

Казанское детище итальянского архитектора

Помня княжеское благодеяние, хан решил, построив мечеть, увековечить в камне мирный союз, заключенный при его правлении между Казанью и Москвой. С этой целью Мохаммед-Амин вновь обратился к своему благодетелю с просьбой прислать в его распоряжение итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, жившего в Москве и известного ему по строительству Боровицкой башни Кремля, производившемуся во время его пребывания в столице.

Таким образом, автором проекта башни Сююмбике мог оказаться знаменитый итальянский зодчий, украсивший своими работами многие европейские города, или кто-то из его учеников. Эта гипотеза находит подтверждение в том, что ее архитектурный облик во многом схож с другими творениями мастера, и если она верна, то возведение башни следует отнести к концу XV века. При этом верхняя часть сооружения перестроена в XVIII веке, в связи с тем, что прежнюю мечеть, возведенную ханом Мохаммед-Амином и носившую название Нур-Али, превратили в православный храм.

Башня Сююмбике

«Любимая владычица»

Как же быть в таком случае с ханской вдовой, чье имя носит башня, ведь в обоих случаях получается, что она не только не прыгала с нее, но даже и к строительству не имела никакого отношения? На этот вопрос дали ответ лингвисты. Как оказалось, Сююмбике – вовсе не имя собственное, а существительное, первая часть которого – «сююм» – в переводе со старотатарского означает «любимая», а вторая – «бике» – переводится как «владычица».

Иными словами, получается, что башню, воздвигнутую в самом сердце Казанского ханства, народ назвал «Любимой владычицей». Не исключено, что на основании легенды о том, как ханская вдова предпочла смерть браку с православным царем, в народном сознании ее образ идеализировался и принял черты некой национальной героини. Далее фантазия приписала ей неземную красоту и государственную мудрость. Вот и готова «Любимая владычица» – Сююмбике. Однако не исключены и другие варианты. Возможно, в разные эпохи под этим именем подразумевались иные ханские жены. Высказывается даже предположение, что реальные женщины тут вообще ни при чем, и ее название является лишь красивой поэтической метафорой.

Башня Сююмбике

Архитектура башни

Стремительно взвивается вверх пятиярусная (или семиярусная) казанская башня, отличающаяся изысканными пропорциями и безукоризненной архитектурной законченностью строгих форм. Она композиционно построена из трех разных по высоте четырехгранников, которые поднимаются уступами. На них уверенно опираются два восьмерика. И завершают композицию стройный граненый шатер с дозорной вышкой, увенчанной шпилем.

Башня Сююмбике

 Шпиль, в свою очередь, заканчивается золотым яблоком. Долгое время считалось, что яблоко хранит неизвестные документы, относящиеся к ханскому периоду. В 30-х годах 19 века яблоко было снято и изучено, документов в нем не оказалось. Кирпичный шатер и дозорная вышка часто считаются шестым и седьмым ярусами башни. А вся высота сооружения составляет около 60 метров. Из окон небольшого дозорного помещения открывается роскошная панорама на Казань, ее окрестности, Казанку и Волгу.

Башня Сююмбике

Скорее всего, башня была построена все-таки как проездная. Нижний ее ярус имеет проездную арку, оформленную красивыми распашными воротами, украшенными полусолнцем и полумесяцем.

Башня Сююмбике

Декорирован нижний ярус колонками по обе стороны арки. Боковые фасады снабжены маленькими дверками, расположенными по одной на каждом. Эти дверки ведут на внутренние лестницы. Гульбища, образованные ступенчато-ярусным построением четырехгранников, оформлены парапетами, которые декорированы несложными, но и неповторяющимися в каждом ярусе, деталями.

Башня Сююмбике

В 1730 году шпиль башни украсили гербом страны — двуглавым орлом, который после революции был заменен на полумесяц. Дело в том, что в 1918 году башню Сююмбике официально отдали мусульманам в качестве национального исторического памятника. Но, в 30—е годы, в разгар антирелигиозной борьбы, полумесяц сняли. Лишь в конце 80-х его вернули на шпиль.

Архитектурную форму башни, являющуюся символом Казани, полностью воспроизвел архитектор Щусев во время строительства Казанского вокзала в Москве.

Башня Сююмбике

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит