Правда о неприкасаемых

2.

Не прикасайтесь
Представители остальных каст презрительно относятся к этим людям, но в то же время боятся их. Дело в осквернении. Если далит дотронется до человека высшей касты (пусть даже заденет краешек одежды), то оскверненный будет вынужден долгие годы посвятить очистке своей кармы от скверны.Правда о неприкасаемых
Возможно, дело тут и в том, что далиты занимаются самой грязной работой в Индии, в частности их усилиями чистятся общественные туалеты и убираются трупы животных. Они не могут посещать храмы, им запрещено даже ступать на территорию домов других каст.
Их могут избить, оскорбить или убить. Даже просто за то, что они опустили в общественный колодец свое ведро. Они рождаются изгоями и несут свой крест независимо от желаний и стремлений.
Однако неприкасаемую можно унижать и насиловать, не заботясь об осквернении кармы. Известен случай, когда в Нью-Дели скончалась 14-летняя девушка, попавшая в сексуальное рабство к соседу. Целый месяц она подвергалась издевательствам. Когда преступление было раскрыто, был суд, после которого сосед был выпушен под залог. А все потому, что жертва – далит, и ее жизнь не стоит ломаной рупии.

Независимая Индия: все только начинается

Амбедкар умер в 1956 году, не успев завершить начатое. Да, юридически далиты теперь обладали всеми правами. Фактически же их положение можно было сравнить с жизнью чернокожих американцев на рубеже XIX–XX веков: те тоже пользовались формальным равноправием, но попытка реализовать его на практике где-нибудь в Алабаме могла закончиться плачевно. Далитам были даны квоты в государственных учреждениях и в индийском парламенте, но в сельской местности они часто всё еще не могли получить доступ к «чистым» колодцам. В политике страны доминировал Индийский национальный конгресс, слева в оппозиции к нему находились коммунисты, а справа — индусские националисты. Амбедкар пытался создать собственную политическую силу, но после его смерти далиты, составлявшие почти четверть населения страны, лишились единого лидера.

Не слишком хорошо для них складывалась и экономическая ситуация: далитам принадлежала лишь небольшая доля земли в деревнях, а мигрировавшие в города чаще всего пополняли ряды жителей огромных трущоб, не найдя нормальной работы. Такое положение способствовало росту политического радикализма. Во многом именно на поддержке далитов базировалось движение наксалитов — индийских маоистов, которые в 1960-е годы подняли вооруженное восстание, намереваясь насильственным путем изменить государственный строй в стране. Часть низкокастовых активистов ориентировалась на опыт борьбы за равноправие темнокожего населения в США. В 1970-х в Бомбее действовала организация «Далитские пантеры», получившая название в честь американских «Черных пантер».

Правда о неприкасаемыхТрущобы в Бомбее в 1940-х годах

В последние десятилетия XX века Конгресс потерял монополию на власть в стране, силу набирали другие партии. Некоторые из них возглавляли далитские политики новой волны, которые объединялись со всеми остальными недовольными — как с мусульманами, так и с «прочими отсталыми классами». В Уттар-Прадеш и Бихаре, крупнейших штатах севера страны, к власти впервые пришли лидеры неприкасаемых.

«Далитское правление» часто носило достаточно экстравагантный характер. Лалу Прасад Ядав, выходец из бедной пастушеской касты, занявший в 1990 году пост главного министра стомиллионного штата Бихар, разместил в своей резиденции стадо коров и начал массовые сокращения госслужащих — представителей высших слоев. Экономика вверенного ему региона, который и раньше не мог похвастаться большими успехами, окончательно рухнула, а руководящие посты занимали исключительно представители касты Ядава. В 1997 году он все же вынужден был уйти в отставку из-за судебного преследования, но посадил в свое кресло жену Рабри Деви. Законодательное собрание штата безропотно утвердило ее кандидатуру, хотя та не умела ни читать, ни писать.

Политики, отстаивающие, подобно Ядаву, узкокастовые интересы, часто получают известность как в отдельных штатах, так и во всей стране. Порой кажется, что классовые проблемы в Индии даже более актуальны, чем полвека назад. Особую роль играет система квот и резерваций для далитов и ряда других кастовых групп, которая действует при распределении мест на государственной службе и в учебных заведениях

Но все нынешнее внимание к этим вопросам вызвано важными событиями конца XX — начала XXI века: выходцы из низших слоев впервые в индийской истории массово проникают в политику и общественную жизнь

В 2017 году президентом Индии был избран Рам Натх Ковинд, происходящий из касты кори. Ее представители традиционно занимались ткачеством и относились к неприкасаемым. Ковинд уже второй далит на президентском посту — после Кочерила Нараянана, чей срок длился с 1997 по 2002 год. Во многом это характеризует нынешнее состояние «кастового вопроса» в Индии. С одной стороны, неприкасаемый занял высшую государственную должность, причем выдвинула его правящая «Бхаратия джаната парти», политика которой, как считают ее оппоненты, базируется на индусском традиционализме. С другой, деятельность президента в Индии по большей части сводится к выполнению сугубо церемониальных функций, истинная власть сосредоточена в руках премьер-министра, а этот пост ни один далит до сих пор не занимал. Покорится ли неприкасаемым новая политическая вершина в обозримой перспективе — вопрос крайне интересный.

Неприкасаемые

К этой категории относятся люди, чья душа сильно согрешила в прошлой жизни, самый низший слой общества. Но даже среди них есть многочисленные группы. Самые высшие сословия, представляющие неприкасаемые индийские касты, фото которых можно увидеть в исторических изданиях, — это люди, которые имеют хоть какое-нибудь ремесло, например, уборщики мусора и туалетов. В самом низу иерархической кастовой лестницы находятся мелкие воришки, которые воруют скот. Самым необычным слоем общества неприкасаемых считается группа хиджру, в которую входят представители всех секс-меньшинств. Интересно то, что этих представителей нередко приглашают на свадьбы или рождения детей, и они часто участвуют в церковных церемониях.

Самый худший человек — это тот, который не принадлежит ни к одной касте. Название этой категории населения — парии. К ним относятся люди, которые родились от других париев или в результате межкастовых браков и которые не признаются ни одним сословием.

4.

Как вырваться из неприкасаемых
Процент неграмотности достигает среди Далитов до 70%, так как вынести издевательства в школе способны не все дети. Далиты продолжают работать на самой низкооплачиваемой и грязной работе, многие – безработные.Правда о неприкасаемых
Среди них есть миллионеры и политики, но их очень мало. Например, Ашок Кхад, который принадлежал к касте кожевников и приложил нечеловеческие усилия, чтобы выучиться и получить профессию инженера. Сегодня он владеет компанией с миллионными оборотами.
Самый яркий пример – Кочерил Раман Нарайянан. Этот человек из неприкасаемых смог стать президентом Индии и занимал пост с 1997 по 2002 год.
Самый простой способ вырваться из касты неприкасаемых – сменить религию. В начале 19 века далиты стали активно переходить в буддизм, тем самым говоря «прощай» кастовой унизительной системе. Некоторые принимают ислам и христианство, но буддизм, как одну из традиционных религий страны, предпочитает большинство бывших далитов.
Есть и незаконные способы, например, подделка документов. Многие фамилии как бы «привязаны» к кастам. Но, люди, которые на это решились, чаще всего бегут из мест, где знали их предков.

Главные характеристики каст

Каждая индийская каста обладает своими особенностями и уникальными характеристиками, правилами существования и поведения.

Брахманы — высшая каста

Правда о неприкасаемыхБрахманы в Индии — это священники и жрецы в храмах. Их положение в обществе всегда считалось самым высоким, даже выше, чем должность правителя. В настоящее время представители касты брахманов также занимаются духовным развитием народа: преподают различные практики, смотрят за храмами, работают учителями.

Брахманы имеют очень много запретов:

  • Мужчинам нельзя работать в поле и заниматься любым ручным трудом, но женщины могут заниматься различными домашними делами.
  • Жениться представитель касты священников может исключительно на себе подобном, но в качестве исключения разрешается свадьба на брахмане из другой общины.
  • Брахман не может есть то, что приготовил человек, состоящий в другой касте: брахман скорее станет голодать, чем примет запрещенную еду. Но кормить он может представителя абсолютно любой касты.
  • Некоторым брахманам нельзя употреблять в пищу мясо.

Кшатрии — каста воинов

Представители кшатриев всегда исполняли обязанности солдат, охранников и милиционеров.

В настоящее время ничего не изменилось — кшатрии занимаются военным делом либо идут на административную работу. Жениться они могут не только в своей касте: мужчина может взять в жены девушку из касты уровнем ниже, но женщине выходить за мужчину из нижестоящей касты запрещено. Кшатриям можно есть продукты животного происхождения, но они также избегают запрещенной еды.

Вайшья

Вайшья всегда были рабочим классом: они занимались земледелием, разводили скот, торговали.

Сейчас представители вайшьев занимаются хозяйственными и финансовыми делами, различной торговлей, банковской сферой. Наверное, эта каста наиболее щепетильна в вопросах, связанных с приемом пищи: вайшья как никто иной следят за правильностью приготовления еды и никогда не примутся за оскверненные блюда.

Шудры — низшая каста

Каста шудров всегда существовала в роли крестьян или даже рабов: они занимались самой грязной и тяжелой работой. Даже в наше время этот социальный слой — самый бедный и часто живет за гранью нищеты. Шудрам можно жениться даже на разведенных женщинах.

Неприкасаемые

Правда о неприкасаемыхОтдельно выделяется каста неприкасаемых: такие люди исключены из всех общественных отношений. Они занимаются самыми грязными работами: убирают улицы и туалеты, сжигают мертвых животных, выделывают кожу.

Поразительно, но представителям этой касты нельзя было даже наступать на тени представителей более высших сословий. И только совсем недавно им разрешили заходить в храмы и подходить к людям других сословий.

1.

Кто такие далиты, и откуда они взялись
Неприкасаемые, которых сегодня называют далитами, по распространенной версии являются потомками коренных индийских племен до завоевания ариев. Сегодня это каждый пятый индиец. Завоевав Индию, арии решили, что коренное население не стоит пускать в общество, а лучше использовать его для выполнения самой черной работы. Аборигены были выдворены за пределы основных поселений, в своеобразные нищенские гетто.Правда о неприкасаемых
В Индии существует и еще одна версия появления неприкасаемых – это потомки детей, изгнанных из общества из-за своего происхождения, то есть тех несчастных, чьи родители нарушили кастовые принципы, например, мать из высшей касты, а отец из низшей.
Сегодня они зовутся далитами, так как неприкасаемые – это слишком оскорбительно, по их мнению. Но название ничто в сравнении с фактами о реальной жизни этих людей, которые могут повергнуть в шок цивилизованного человека.

5.

Браки с неприкасаемыми
«Повысить» касту, выйдя замуж или женившись, нельзя. А вот понизить – можно. Если любовь толкнула брахмана на связь с неприкасаемой, это грозит семейным скандалом, иногда даже изгнанием. Конечно, все зависит от того, насколько прогрессивна семья, каких взглядов она придерживается, как чтит традиции. Потому прежде чем решиться на отчаянный поступок, мужчины и женщины стараются трезво взвесить все последствия.Правда о неприкасаемых
Ребенка же раньше записывали по низшей касте, сегодня же ему приписывается кастовый статус отца. Лишь в штате Керала – по матери. Выбрать лучшую касту для ребенка можно попытаться через суд, такие случаи бывали, но не слишком часто.

Кастовые ограничения

Более 90% браков в Индии происходит внутри кастовой общности. Как правило, индийцы по кастовому имени определяют, к какой касте принадлежит тот или иной человек. Например, человек может жить в Мумбаи, но он знает, что исторически происходит из Патиалы или Джайпура, тогда его родители ищут жениха или невесту именно оттуда. Это происходит через матримониальные агентства и семейные связи. Конечно, сейчас все бо́льшую роль играет социально-экономическое положение. У завидного жениха должна быть Green Card или American work permit, однако варно-кастовая связь также очень важна.

Существуют две социальные прослойки, представители которых не так строго соблюдают варно-кастовые матримониальные традиции. Это высшая страта общества. Например, семья Ганди-Неру, которая долгое время находилась у власти в Индии. Первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру был брахманом, чьи предки происходили из Аллахабада, из очень высокой касты в брахманской иерархии. Тем не менее его дочь Индира Ганди вышла замуж за зороастрийца (парса), что вызвало большой скандал. И вторая прослойка, которая может позволить себе нарушить варно-кастовые запреты, — это самые низшие слои населения, неприкасаемые.

Откуда «родом» кастовая система

Начну с того, что кастовая система — явление, описанное еще в древних священных писаниях, шастрах (Пуранах), сохранившихся на территории Индии. В них говорится, что устройство общества, поделенного на сословия, создано самим Богом и коренится в природе человека. Однако самого термина «кастовая система» в писаниях не встретишь. На санскрите это явление называется «варнашрама-дхарма». «Дхарма» переводится как «долг» или «неотъемлемое качество объекта». Проще говоря, дхарма сахара быть сладким, а дхарма соли, соответственно, быть соленой. Если сахар перестает быть сладким, он не следует своей дхарме. Точно так же каждое живое существо во Вселенной, согласно этой науке, должно следовать своему предписанному долгу. Вообще, понятие дхармы довольно сложное, я сейчас не буду в него углубляться. Вкратце могу сказать, что есть «санатана-дхарма», или «вечный долг» каждого человека — это осознать себя душой и вернуться в духовный мир. А есть временная социальная дхарма, та, которой мы должны следовать в зависимости от тех телесной оболочки, качеств характера и окружения, которые получили в своем нынешнем воплощении.

Система варнашрама-дхармы как раз описывает этот социальный долг человека. Слово «варнашрама» состоит из двух частей — «варна» и «ашрам» — это четыре сословия и четыре ступени духовной жизни. Сразу отмечу, что большая часть из них предназначена для мужчин, о женщинах у нас будет отдельный разговор.

НИЗШИЕ ИЗ НИЗШИХ

В конце XVIII века, во времена ост-индской кампании, волшебные богатства материальной и духовной культуры Индии вызывали у европейцев дрожь восторга. Сказочная страна оказалась кладезем романтики на любой вкус: тут тебе и храмовые проститутки-танцовщицы, и толпы самоубийц под колесами Джаггернаута, и принцы в тюрбанах с рубинами, и слоны в золоченых попонах, не говоря уже о высококлассном муслине по шесть шиллингов за ярд (миссис Аллен просто ушам своим не поверила, когда услышала про такую дешевизну). И вообще, у них такие интересные обычаи! Взять, например, этих бедненьких парий. С 1780 по 1850 год было написано больше ста романов, рассказов и поэм, в заглавии которых содержалось это странное слово (самой известной является, несомненно, поэма Гете «Песня парии»).

Европейцам была совершенно непонятна идея того, что некоторые люди рождаются изначально пораженными в самых простых правах: праве на то, чтобы выпить воды из колодца, зайти в храм, заговорить с другими людьми на улице… Слово «пария» вошло в обиход и приобрело романтический флер, став, помимо всего прочего, обозначением личности непонятой и одинокой. В Индии же оно вызывало смущение и отвращение, ибо означало жуткую гадость — ребенка, рожденного от запретной любви представителей разных варн. Браки не только между представителями разных варн, но и разных каст до сих пор дело нечастое. (Единственным исключением были кшатрии, мужчинам которых позволялось брать себе жен из низших варн. Ну, для военных всегда приходится делать всякие исключения. Вон и вегетарианство, обязательное для большинства каст брахманов и вайшьев, кшатриям не предписано.)

Но европейцы тогда не совсем разобрались в вопросе, конечно. Парий в Индии было немного. А к пораженцам — неприкасаемым — относилось огромное число людей, хотя их родители вели вполне скромную сексуальную жизнь, не нарушая законов.

Сейчас мы ненадолго оставим человечество и поговорим о микробах.

Основные виды каст

Правда о неприкасаемых

Виды каст происходят от 4 варн (что означает род, вид), в соответствии с которыми и делилось все население. Деление общества на варны основывалось на том, что люди не могут быть одинаковыми, есть определенная иерархия, поскольку каждый человек имеет свой жизненный путь.

Высшей варной была варна брахманов
, то есть жрецов, учителей, ученых, наставников. Второй по рангу является варна кшатриев, а значит, правителей, знати, воинов. Следующая варна вайшьев
, к ним относились скотоводы, земледельцы, торговцы. Последняя варна шудр
состояла из слуг и зависимых людей.

Первые три варны и шудры имели четкую, даже резкую границу между собой. Высшая варна называется еще “двиджа”, что значит – дваждырождённые. Древние индийцы считали, что люди рождаются второй раз, когда происходит обряд посвящения, и на них навязывают священный шнур.

Основной целью брахманов являлось то, что они должны были учить других и сами учиться, приносить дары богам, осуществлять жертвоприношения. Основной цвет — белый.

Вайшьи

Главная обязанность вайшьев – это возделывание земли, разведение скота и другая уважаемая в обществе работа. Цвет — жёлтый.

Шудры

Предназначение шудр – прислуживание трем высшим варнам, занятие тяжёлой физической работой. Они не имели своего ищущества и не могли молиться богам. Их цвет — чёрный.

Эти люди находились вне каст. Чаще всего жили в деревнях и могли выполнять только самую тяжелую работу.

На протяжении веков общественное устройство и сама Индия существенно изменились. В результате чего число общественных групп увеличилось из четырёх до нескольких тысяч. Низшая каста являлась самой многочисленной. Из всего населения в нее входило примерно 40 процентов жителей. Высшая каста малочисленная, в ней состояло около 8 процентов населения. Среднюю касту составляло примерно 22 процента, а неприкасаемых – 17 процентов.

Члены из одних каст могут быть разбросаны по всей стране, а вот другие, к примеру, живут в одном районе. Но в любом случае представители каждой касты живут отдельно и изолированно друг от друга.

Касты в Индии можно легко определить по многочисленным признакам. У людей отличается тип , манера ее ношения, наличие или отсутствие определенных отношений, знаки на лбу, прическа, вид жилья, потребляемая еда, посуда и их имена. Изобразить из себя члена другой касты практически невозможно.

Что помогает сохранять неизменность принципов иерархии каст и изолированность на протяжении такого количества столетий? Конечно же, своя система запретов и правил. Эта система контролирует общественные, бытовые и религиозные отношения. Одни правила являются неизменными и вечными, а другие – изменчивыми, второстепенными. Например, каждый индус с самого рождения до самой смерти будет принадлежать своей касте. Исключением может стать только его изгнание из касты из-за нарушения законов. Ни у кого нет права выбрать касту по собственному желанию или переходить в другую касту. Запрещено вступать в брак с человеком не из своей касты, только если муж относится к более высокой варне, чем его жена. Обратное же категорически недопустимо.

Помимо неприкасаемых существуют еще и индийские отшельники, которых называют санньясины. Правила каст на них никак не влияют. Каждая каста имеет свой род занятий, то есть одни занимаются только земледелием, другие торговлей, третьи ткачеством и т.д. Обычаи касты должны строго соблюдаться и исполняться. Например, высшая каста не имеет права принять еду или питье от низшей касты, иначе это будет считаться ритуальным осквернением.

Вся эта система иерархии социальных слоев населения имеет в своей основе мощный фундамент древних установлений. В соответствии с ними считается, что человек принадлежит той или иной касте из-за того, что он плохо либо хорошо выполнял все кастовые обязанности в своей прошлой жизни. В результате этого индусу нужно проходить рождения и смерти, на которые влияет полученная ранее карма. Ранее создавались движения, отвергавшие эти разделения.

Правда о неприкасаемых

Обязанности

Правда о неприкасаемых

Издалека может показаться, что брахман — праздный бездельник, живущий без забот только по праву рождения, но это не так. Как и представители других каст, брахман не мог выбирать себе род деятельности и жить свободно, несмотря на всё окружающее его почтение.

Его прямыми обязанностями были благочестивость и мудрость, которой он должен делиться с окружающими. Члены этой касты постоянно находились в центре внимания слоёв более низших, обязаны были просвещать или поучать, в зависимости от своей профессии. Разумеется, не всеми эти правила выполнялись безукоризненно.

Что было запрещено:

  • заниматься любым ручным трудом в любом виде и под любым предлогом. Женщинам заниматься делами по дому было разрешено;

  • употреблять мясо (в некоторых регионах);

  • вступать в брак с представителями других каст;

  • жить на одной территории с представителями других каст;

  • есть еду, приготовленную человеком из другой, низшей касты — иудаизм предполагал в таком случае смерть от голода как более благополучный исход.

3.

Шокирующие факты
Сегодня конституция Индии не признает каст, но большинство населения на деле больше чтит древние традиции. В небольших городах и селах ничего не изменилось, неприкасаемые по-прежнему остаются вне социума. Тротуары и общественные колодцы – не для них – представители высшей касты боятся осквернения. Если далит посетил храм (а это разрешено делать всего несколько раз в год), то потом святилище долго очищают, проводя специальные ритуалы.Правда о неприкасаемых
К поселениям неприкасаемых относятся с брезгливостью. Был даже случай, когда поселок обнесли трехметровой стеной с ограждением под высоким напряжением. В результате судебного разбирательства проволоку убрали, но стену разрушать не стали.
Несмотря на закон о штрафе для владельцев столовых за отказ обслуживать далитов, их кормят неохотно. В лучшем случае есть специальная посуда, в худшем – человек будет есть на улице. Чтобы что-то приобрести в магазине, далит оставляет деньги на пороге, куда ему и вынесут покупку.
В 2005 году крестьянами был забит подросток-далит, который заговорил с девушкой высшей касты. В 2008 году индиец кинул в костер у дороги маленькую девочку, за то, что ее мать нечаянно его толкнула.
Известно, что журналистка из Великобритании Рамита Наваи снимала документальный фильм о неприкасаемых, и была поражена до глубины души. Малыши, играющие трупом собаки, дети, жарящие и поедающие крыс, женщина, вручную чистящая общественный туалет – все это привычно для далитов и дико для цивилизации.

Эволюция варновой системы

Ряд ученых-лингвистов уже XX века, такие, например, как Жорж Дюмезиль и Эмиль Бенвенист, полагали, что еще протоиндоарийская общность, до того как она разделилась на индийскую и иранскую ветви, заключала трехступенчатое общественное разделение. В тексте Ясны, одной из составляющих зороастрийской священной книги Авесты, язык которой родственен санскриту, также говорится о трехступенчатой иерархии, где во главе стоят атраваны (в сегодняшней индийской традиции аторнаны) — священники, ратэштары — воины, вастрия-фшуянты — пастухи-скотоводы и земледельцы. В другом отрывке Ясны (19.17) к ним добавляется четвертый социальный класс — хуитиш (ремесленники). Таким образом, система социальных страт становится идентичной той, что мы наблюдали в Ригведе. Мы не можем, однако, точно сказать, насколько реальную роль это разделение играло во II тысячелетии до нашей эры. Некоторые ученые предполагают, что это социальное профессиональное деление было в большой степени условным и люди могли свободно переходить из одной части общества в другую. Человек становился представителем того или иного социального класса, после того как выбирал свою профессию. К тому же гимн о сверхчеловеке Пуруше является относительно более поздним включением в Ригведу.

В брахманическую эпоху происходит, как предполагается, более жесткое закрепление социального положения различных слоев населения. В позднейших текстах, например в Ману-смрити (Законах Ману), созданных приблизительно на рубеже нашей эры, социальная иерархия предстает менее гибкой. Аналогичное Пуруша-сукте аллегорическое описание социальных классов как частей тела мы находим в еще одном зороастрийском тексте — созданном на среднеперсидском языке в X веке «Денкарде».

Если перенестись в эпоху становления и расцвета Великих Моголов, то есть в XVI — начало XVIII века, социальная структура этого государства представляется более мобильной. Во главе империи стоял император, которого окружает армия и ближайшие подвижники, его двор, или дарбар. Столица постоянно менялась, император вместе со своим дарбаром переезжал с места на место, ко двору стекались разные люди: афганцы, пуштуны, тамилы, узбеки, раджпуты, кто угодно. Они получали то или иное место в социальной иерархии в зависимости от собственных военных заслуг, а не только по причине своего происхождения.

Немного истории

Считается, что первые касты в Индии появились в самом начале формирования государства. Это произошло около полутора тысяч лет до нашей эры, тогда, когда на территории современной Индии стали жить первые переселенцы. Они делились на 4 сословия, позже данные группы были названы варнами, что в дословном переводе означает «цвет». В самом слове «каста» заложено определенное понятие: происхождение или чистая порода. Каждую касту на протяжении веков определяла в основном профессия или вид деятельности. Семейное ремесло переходило от отца к сыну, не менялось десятками поколений. Любые индийские касты жили под определенным сводом предписаний и религиозных традиций, которые регулировали нормы поведения их членов. Страна развивалась, и вместе с ней увеличивалось число различных групп населения. Множественные касты в Индии поражали своим количеством: их насчитывалось более 2000.

Правда о неприкасаемых

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит