Благовещенский собор Казанского кремля

Построен на казенные деньги

Возле Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге митинги, причем митингуют и те, кто за передачу собора РПЦ, и те, кто против. Тех, что против, числом поболе. Передача собора РПЦ, начиная с 2010 года, когда был принят закон о реституции церковного имущества, дело привычное. За 6 лет только в Санкт-Петербурге в ведение местной епархии было передано 334 объекта. И это справедливо, церковь должна получить то, что ей принадлежало по праву.

Но в каждом правиле есть исключения. И, похоже, что история передачи Исаакиевского собора подходит под это определение. Хотя, впрочем, понятие «передача церкви» не совсем корректно. Собор остается в собственности города, его лишь передают РПЦ на 49 лет в безвозмездное пользование.

Исаакиевский собор — один из символов Санкт-Петербурга — был построен по приказу Петра Первого архитектором Монферраном. Это была «стройка века» — в ней принимали участие более 400 тысяч рабочих. Построен собор был на казенные деньги и никогда не был собственностью церкви, хотя богослужения в нем регулярно проводились.

Благовещенский собор Казанского кремля

Исаакиевский собор — один из символов Санкт-Петербурга. Фото peterburg.biz

В блокаду золотой купол собора был отличной мишенью для немцев, но ленинградцы защитили Исаакиевский. Голодные, ослабшие люди покрывали купол сотнями литров зеленой краски, рискуя жизнью. И хотя осколки долетали до храма, но ни одна из бомб не попала в купол.

С 1931 года в Исаакии обосновался музейный комплекс, кстати, один из самых успешных музейных проектов. В прошлом году в нем побывало около 4 миллионов туристов. Ну кто, приехав в Санкт-Петербург, не посетит Исаакиевский собор? Выручка от продажи билетов — более 800 миллионов рублей. Львиная доля идет на содержание собора и его реставрацию, содержание музейного штата (а это около 400 человек), но есть и прибыль. Например, 2 года назад она составила 140 миллионов рублей. При этом в соборе совершались богослужения. В прошлом году их состоялось около 600.

Директор музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров вовсе не хочет конфликтов с РПЦ. «Я уважаю нашу епархию, верю в мир. У нас уникальнейшая система межконфессиональных отношений. Не приведи Господь, мы нарушим равновесие. А его можно нарушить из лучших побуждений», — говорит он в одном из интервью.

В РПЦ пообещали, что после передачи собора, а это может произойти не раньше конца этого года, если ничего не изменится, вход в него будет бесплатным. Но если по статистике от общего количества посетителей число прихожан всего один процент, а доходов от продажи билетов не будет, на какие средства и кто будет содержать гигантский собор?

Благовещенский собор Казанского кремля

Николай Буров вовсе не хочет конфликтов с РПЦ. Фото spncomms.com

«Исаакий — это уникальный случай доходной миссии. Здесь людям за их деньги рассказывают о православии», — пишет в совсем ЖЖ известный публицист и философ, дьякон Андрей Кураев.

Вопрос с передачей Исаакиевского собора неоднозначный. С одной стороны, есть закон о реституции церковного имущества. С другой — этот собор никогда не принадлежал церкви, он не был приходским храмом и использовался только в торжественных случаях. Все последние годы в нем практически ежедневно проходят богослужения, препятствий для них нет. И богослужения не мешают тысячам туристов посещать Исаакий и приносить деньги в доход музейного комплекса. Гармония была достигнута, что будет дальше, кто выиграет, а кто проиграет от ситуации — узнаем скоро.

История создания Благовещенского собора Кремля

Собор называется Благовещенским, потому что по окончании строительства митрополит Геронтий освятил его в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Воздвигнут он не на пустом месте. Ранее здесь находилась деревянная церковь, построенная сыном Александра Невского князем Андреем на своем дворе. Позже её сменил храм каменный. Он был примечателен тем, что росписи в нём делал иконописец Андрей Рублёв. После этого храма был ещё один каменный, а уж затем построен ныне стоящий Благовещенский собор. Но выглядел он по завершению строительства иначе, потому, что после Ивана III каждый последующий князь вносил свою лепту в украшение собора.

Так князь Василий III Иванович в 1508 году повелел позолотить верх и обложить иконы собора серебром  и золотом, а стены расписать.

При Иване IV Грозном собор из трехглавого стал девятиглавым: царь пристроил по углам четыре небольшие церкви, добавил две главки и все купола покрыл позолоченными медными листами. Поэтому роскошный Благовещенский собор стали именовать ещё и «Златоверхим». По традиции девять глав символизируют образ Матери Божией. Современный облик собора сложился как раз в эпоху Ивана IV Васильевича. В дальнейшем храм реставрировали, покрывали росписями и всячески украшали, что особенного влияния на внешние контуры собора не оказало.

Так Федор Иоанович установил  золотой крест на центральной главе храма. Впоследствии Наполеон Бонапарт искал этот крест на кремлевских храмах, но в итоге вместо него свалил позолоченный с колокольни Ивана Великого.

Забота властителей о Благовещенском соборе связана с тем, что он был первым домовым храмом. Сначала для великих князей, а затем царей. Здесь они молились, крестили детей, венчались. Поэтому для удобства перехода членов семьи правителя из жилых покоев в храм, одну из стен собора сделали примыкающей к государевым палатам.

Основанием, на котором стоит собор, служит высокий древний подклет XIV века. Предположительно в нём хранилась государева казна.

В революционном ноябре 1917 года собор подвергся артиллерийскому обстрелу. Тогда от снаряда пострадало «грозненское» крыльцо.

Стоимость билетов в музеи

За посещение кремлевского двора не нужно платить, но туристы, желающие ознакомиться с действующими экспозициями, должны будут приобрести входные билеты в следующие музеи Казанского Кремля:

  • Музей при Благовещенском соборе — от 100 рублей.
  • Выставочный комплекс «Манеж» — от 150 рублей.
  • Музей истории государственности — от 80 рублей.
  • Музей исламской культуры — от 200 рублей.
  • Музейный комплекс «Хәзинә», включающий Музей естественной истории Татарстана, Художественную галерею и Музей Великой отечественной войны — от 200 рублей;
  • Музей Пушечного двора — от 200 рублей.
  • Филиал петербургского Эрмитажа «Центр Эрмитаж-Казань» — от 200 рублей.

В Кремле Казани часто проходят разнообразные события, например, «Ночь музеев» с мастер-классами, выставками, концертами, выступлениями творческих коллективов, театрализованная программа «Ожившие герои», спектакли, кофейные церемонии и т.д. Узнать о предстоящих событиях, увидеть больше фото можно на официальном сайте Кремля Казани.

Кремль Казани — это уникальное место, где культуры более 100 народностей соприкасаются, образуя единое пространство, наполненное чарующими легендами и обычаями. Побывать в Казани и пройти мимо Кремля — все равно что приехать в Москву и добровольно отказаться от посещения Красной площади. Только самые занятые туристы упускают шанс насладиться красотой белокаменных стен, о чем впоследствии жалеют.

Благовещенский собор Казанского кремля

Собор в советское время

В сентябре 1918 г. Казань осадили красноармейцы. Ленин приказал выбить белочехов любой ценой — «Город не жалеть», — писал Ленин, и город не жалели: большевики прямой наводкой стреляли по кремлю из пушек, установленных на холме порохового завода — все пять куполов собора были разрушены прямыми попаданиями снарядов. Внешний облик был воссоздан только в ходе реставрации собора в 1973 −84 гг., незадолго до перестройки.

В 1918 году, овладев городом, большевики закрепились в кремле, объявив его военным городком, вход для горожан был закрыт, все организации выселены, все 7 кремлевских церквей — закрыты. Епархиальное управление по распоряжению временно управляющего епархией епископа Анатолия было перенесено из архиерейского дома в кремле в Иоанно-Предтеченский монастырь. Роль кафедрального собора стал выполнять самый большой храм Казани — Казанский собор Богородицкого монастыря.

Верующим позволили вынести из собора только раку с мощами святителя Гурия и несколько икон. Св. мощи строителя Благовещенского собора перенесли в храм Николы Тульского Казанско-Богородицкого женского монастыря. После закрытия монастыря мощи были перенесены в Петропавловский собор, ныне почивают в церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, частица св. мощей вложена в воссозданную раку святителя в Благовещенском соборе.

Богатейшее собрание икон, литургических сосудов, мелкой пластики, шитья, рукописных и старопечатных книг и других церковных святынь было разграблено большевиками, многие ценности пропали бесследно. Сохранилось только 3 иконы из иконостаса (в музее ИЗО Казани), малая часть книг в библиотеке КГУ и музее РТ, и часть предметов из ризницы.

2 января 1922 года был издан декрет о ликвидации церковного имущества, в марте 1922 года Совнарком ТАССР создал комиссию по изъятию монастырских и церковных ценностей в составе А. А. Денисова (председатель), А. П. Галактионова и Г. С. Гордеева.

Часть икон, изъятых из казанских храмов, составила основу отдела древнерусского искусства в Казанском губернском музее (ныне Национальный музей республики Татарстан) из ризницы Благовещенского собора в музей забрали 85 предметов, уцелевших после разорения собора в первые годы советской власти.

В 1920 году власти позволили в соборе служить обновленцам, но в 1925 году снова закрыли храм и передали музейному отделу. В 1921 году некоторое время ещё действовала домовая церковь во имя свтт. Гурия, Варсонофия и Германа Казанских бывшего архиерейского дома.
В 1922 году уничтожили колокольню. Несколько позднее разломали построенное по проекту архитектора Фомы Петонди крыльцо, ведущее в храм, так что дверь в собор ещё долгое время находилась на 3 метра выше земли. В конце ноября 1923 года архимандрит Питирим (Крылов), настоятель Благовещенского собора, был арестован и сослан на 3 года в Соловецкий лагерь. В мае 1929 года Казгорсовет просил Президиум ТЦИКа разрешить разбор закрытых церквей, в том числе Благовещенского собора. Через месяц, учитывая острую нужду в строительных материалах Президиум ТЦИК разрешил Горсовету разобрать часть зданий кафедрального собора, к чему дал распоряжение приступить уже 27 июня 1929 года. Несмотря на то, что Государственная Академия Истории Материальной Культуры изучив состояние храма с 23 июня по 14 июля 1929 года нашла состояние кафедрального собора удовлетворительным, секретным постановлением от 26 ноября 1929 года за № 1107/с по вопросу разбора собора, Президиум ТЦИК и НКВД не увидели «необходимости в особом постановлении Президиума, так как церковь давно уже закрыта особым постановлением ТЦИК, и вопрос о разборе является лишь вытекающим из бывшего постановления о ликвидации». В начале марта 1932 года ускоренными темпами начали ломать церковное крыльцо и разбирать на кирпич то, что осталось от колокольни. Но сам собор чудом уцелел.

Вскоре в церкви разместили Госархив ТАССР, устроив внутри четыре яруса деревянных перекрытий. В подвальном храме, служившем некрополем казанских архиереев, устроили овощехранилище, в келье святителя Гурия устроили сторожку.

В 1977—1984 гг. была проведена реставрация внешнего облика собора в формах 1841 года, восстановлены купола и барабаны (украинская «баня» и 4 маковки луковичной формы). В 1987 году центральный купол позолотили.

Внешние изображения

После реконструкций и реставраций, от первоначального храма XVI века сохранились центральный объём здания с тремя апсидами и шестью круглыми в сечении массивными столбами, поддерживающими свод: 2 столба в алтаре, 4 в храме. Столбы соединяются арками, образуя 12 сводов. К XVI веку также относятся основания двух боковых каменных приделов и фрагменты фресок.

Что такое кремль?

Благовещенский собор Казанского кремля

Прежде чем мы рассмотрим внешнее и внутреннее убранство Благовещенского собора, давайте уясним, что являет собой кремль? Это деталь градостроительства, свойственная так называемому германскому типу. Некогда древние славяне полностью ограждали свои поселения. И это называлось «городище», «кремль». В украинском языке, как более архаическом, сохранилось слово «відокремлювати». Оно означает «отделять», «ограждать».

Нормандские князья привнесли свой обычай в градостроительство древних русичей. Дом правителей стоял особняком от прочих жилищ и ограждался от «посада» стеной. Вот эта крепость в городе по-прежнему носила название кремля. Жители были вытеснены за ограду и селились без оборонных стен. По германскому праву, сеньор замка должен был предоставить укрытие своим вассалам в случае нападения врага. Но это не случай московских князей. Они расценивали свою крепость как частную резиденцию. И украшали ее соответствующим образом.

Так появились соборы Кремля. Благовещенский собор служил домовой церковью, а Архангельский – усыпальницей членов царской семьи. Обычные москвичи слушали богослужения в приходских храмах посадов. А вся роскошь внутреннего убранства кремлевских церквей доставалась лишь избранным, приближенным к трону.

Благовещенский собор

Благовещенский собор — самое крупное сооружение Казанского кремля и древнейшее из сохранившихся каменных построек Казани, расположен в центре комплекса. Построен в 1561—1562 гг. псковскими мастерами во главе с Постником Яковлевым и Иваном Ширяем. Перестроен в 1691, 1736, 1835—1843, реконструирован в 1970—1980-е, реставрировался в 1996—2005 гг.

Первоначально это был пятиглавый шестистолпный трехапсидный храм с двумя приделами, соединенными папертью, которая огибала центральный кубовидный объем собора. Главы собора были шлемовидной формы.

Освящение собора состоялось в 1562 году. Собор подвергался многочисленным ремонтам и трем реконструкциям после пожаров. В 1694 г. узкие окна Благовещенского собора были расширены, храм украшен стенным письмом. В это же время с юго-западной стороны соборной паперти была возведена пятиярусная колокольня. В 1736 г. шлемовидные маковицы боковых глав были заменены луковичными, а центральная глава получила завершение в стиле украинского барокко.

В 1842—1843 гг. с западной стороны пристроена новая большая двусветная трапезная, высокое открытое крыльцо, превращенное в 1863 г. в крытую паперть, устроено печное отопление, замененное затем на калориферное. При проведении строительных работ было найдены архитектурные детали, возможно связанные с постройками ханского периода, находившихся по описаниям Писцовой книги 1566—1568 гг. напротив церкви у северных пределов. В 1869—1870 гг. собор был вновь расписан.

В 1930—х гг. снесены колокольня, западное крыльцо, главы собора.

Первоначально был выстроен 5-главый, 5-апсидный храм, окруженный двумя боковыми приделами. Центральный 6-столпный объем с четырьмя боковыми барабанами с луковичными завершениями и одним средним барабаном в стиле украинского барокко, три апсиды, боковые приделы с абсидами, проведена консервация трех фрагментов внутренней фресковой росписи в главном пространстве и трех фрагментов в апсидах алтарной части. Сохранился ряд декоративных элементов, один из которых — татарское надгробие XVI в., вмонтированное в кладку в виде перемычки над нишей для церковной утвари. Проведена реставрация масленных росписей, выполненных в начале XIX в. семейной бригадой иконописцев Сафоновых владимировской школы. Полностью воссоздан тябловый иконостас на период начала XVII в., украшенный басмой с сусальной позолотой. Также воссоздана резная сень над ракой с мощами св. Гурия, 4 киота с иконами в трапезной и 2 в тамбуре главного входа. Отреставрированы два предела — Северный и Южный с росписями и иконостасами. В основном объеме имеется цокольный этаж XVI века, который первоначально функционировал как отдельный шестистолпный храм Всех Святых. Стены и крестовые своды того помещения выложены из тесанных блоков известняка. В данный момент оно приспосабливается под Музей православного искусства.

В формах и конструкции четко прослеживается влияние псковского, владимирского, украинского и московского зодчества. Собор — уникальный памятник XVI—XIX в.

Центральный объем собора сложен из белого камня, сохранил свою первоначальную объемно-пространственную композицию — трехапсидный, шестистолпный, с пятью главами. Внутренние столбы в храме круглые, как в Успенском соборе Московского Кремля; вместо парусных переходов к главному куполу использованы тромпы — прием, присущий восточной архитектуре, уникальный для храмового строительства того времени. В декоративной обработке фасадов узорчатые пояски («бегунок», кирпич на ребро) соединены с аркатурами. Стены имеют килевидные завершения и позакомарные покрытия. Центральная глава барочной грушевидной формы, позолочена; боковые главы — луковичные, голубые, украшены позолоченными звездами. С южной и северной сторон к центральному объему примыкают два кирпичных придела с полукруглыми апсидами; с запада — обширная двухсветная трапезная. Трапезная кирпичная, оштукатуренная, с позакомарным покрытием, фасады декорированы плоскими пилястрами. Храмовая часть собора сохранила интерьеры XVI—XVII вв. Трапезная двусветная, по периметру устроены хоры с лестницей у западной стены. Стены храма и трапезной расписаны масляными красками (живопись XIX в.)

В 1973—1986 гг. осуществлена реставрация под руководством С.С. Айдарова (проект архитектора Гайнуллина Р.): восстановлены главы и их покрытия, произведена реставрация восточной, наиболее древней части храма.

В 1996—2005 гг. велись реставрационные работы под руководством арх. Тат. СНРУ Раимовой Р.Р. и Харисовой И.Б. фирмой «Антика». Реставрация живописи ведется московскими художниками-реставраторами под руководством Филатова С. и Каменевой Т.Е.

Что посмотреть

Главная святыня церкви – мощи Святого Гурия. Первый архиепископ и строитель этого места. Сегодня сюда проводят паломнические туры. Находятся за деревянными сенями у правого придела. Интересно и само убранство: фрески, иконы, росписи, утварь и декор. Некоторые части удалось сохранить с древних времён и отреставрировать, другие – восстановить по рисункам и чертежам предшественников. Особое место занимает икона чудотворной Казанской Божьей Матери.

Внутри категорически запрещено фотографировать, в отличие от мечети Кул-Шарифа стоящего по соседству.

vladkatkov.ru

При Благовещенском соборе организован музей, который находится в этом же сооружении. На экспозиции рассказывается об истории храма и города в целом. Вы увидите ценные экспонаты: посох святого Гурия, старинные иконы, религиозные книги XVI века. Всего насчитывается более сотни вещей. Внутри установлены проекторы. Например, по ним воспроизводится фильм «Заступница» об иконе Божьей Матери. Также есть предметы, значимые для Казани: подарок от Екатерины великой – модель кареты, исторические фотографии и многое другое. Ещё при музее проводятся мероприятия:

  • уроки древнерусской каллиграфии по воскресеньям в 11:00;
  • мастер-классы по русским узорам на ткани в 14:00 во вторую и четвёртую субботу каждого месяца;
  • для школьных групп семинары по основе религиозных культур;
  • для всех желающих экскурсионные программы с гидом по предварительной записи.

Благовещенский собор Казанского Кремля.

Настоящей жемчужиной комплекса считается действующий (с 2005 г.) Благовещенский собор, возведенный псковскими мастерами в середине XVI столетия. За время существования храм несколько раз перестраивался и реконструировался. К сожалению, в 1922 году была безвозвратно утеряна колокольня. В это же время бесследно исчезли многие ценности, хранившиеся в храме (иконы, рукописи, старопечатные книги, золотое шитье). Некоторые экспонаты были сохранены стараниями искусствоведа П. Дульского и профессора И.Стратонова. Сегодня спасенные раритеты входят в коллекцию Музея Республики Татарстан.

Благовещенский собор Казанского кремля

Интерьер Благовещенского собора Казани

Благовещенский собор Казанского кремля

Интерьер Благовещенского собора Казани распадается на несколько самостоятельных частей, вместе образующих единый комплекс. Входящий в собор через главный вход попадает в вытянутую с запада на восток двухсветную трапезную, пристроенную к основному храму в 1840-х годах. По ее периметру тянутся хоры, лестница на которые расположена у западной стены. Своды трапезной поддерживаются двумя арками во всю длину помещения. От основного соборного четверика трапезную отделяет трехарочный пролет; центральная арка больше боковых.

Главный объем представляет собой прямоугольный в плане крестово-купольный трехапсидный храм с шестью круглыми массивными столпами и венчающими его пятью барабанами с главами. Любопытно, что переход к центральному куполу устроен с использованием тромпов, а нетрадиционных в тогдашней русской храмовой архитектуре парусов. Тромпы (сводчатая конструкция в форме части конуса) по преимуществу применялись в восточной архитектуре; некоторые исследователи видят здесь вполне определенное влияние, которому подверглись русские мастера, попавшие в новую для них культурную среду.

Нынешний пол в соборе относится к началу XX столетия, его выложили узорчатой керамической плиткой в ходе реконструкции 1906—1909 годов.

Из основного храма арочные проемы ведут в приделы, возведенные в 1840-х годах, одновременно с трапезной: северный (левый) — во имя святителя Гурия, южный (правый) — во имя святых князей Бориса и Глеба. Приделы имеют и внешние входы — с улицы.

В подклете собора в последние десятилетия перед революцией находился храм Всех Святых с архиерейскими захоронениями; предполагается, что здесь вскоре откроется Музей православной культуры.

Вероятнее всего, Благовещенский собор впервые был расписан фресками в XVII столетии. Многочисленные пожары погубили эти росписи, не однажды возобновлявшиеся. Однако чудесным образом сохранилось несколько фрагментов первоначальных фресок — их открыли и восстановили уже в новейшее время. Остальные росписи относятся к XIX столетию.

В 1870 году в соборе работала артель известного иконописца Н.Л. Сафонова (или: Софонова) из Вязниковского уезда Владимирской губернии. Программу росписей подготовил архиепископ Казанский и Свияжский Антоний (Амфитеатров), занимавший Казанскую кафедру с 1866 по 1879 год. Он был известным духовным писателем и богословом, по его учебнику догматического богословия учились даже в далекой Греции.

Фрески в трапезной иллюстрируют местную священную историю: обретение и прославление Казанской иконы Божией Матери, поставление Гурия во архиепископы Казанские митрополитом Макарием, обретение митрополитом Гермогеном мощей святителей Гурия и Варсонофия. Часть фресок была утеряна в советскую эпоху, но то, что основной их массив сохранился, можно считать чудом, — в немалой степени этому поспособствовало специфическое «хозяйственное» использование собора: условия работы республиканского архива создали щадящий режим для настенной живописи.

На рубеже XX —XXI веков живопись была приведена в порядок, и ныне собор изнутри выглядит очень нарядно.

Ризница собора

В 40-е годы XIX века в западной части трапезной было устроено потаенное помещение для богатейшей соборной ризницы.
В ризнице хранились: иконы, драгоценные литургические сосуды, вклады знатных людей, государственных деятелей, церковных иерархов; редкостной работы иерейские и архиерейские облачения; золотые и серебряные панагии, украшенные изумрудами, жемчугом и алмазами и другие соборные святыни из которых можно особо выделить:

  • девять древних митрополичьих клобуков, в том числе два сделанных лично святителем Варсонофием казанским,
  • плащаница XVI века вышитая княгиней Темкиной-Ростовской,
  • рукописное евангелие XV века,
  • саккос вышитый в технике золотного и лицевого шитья в Строгановских мастерских, и подаренный лично братьями Строгановыми казанскому митрополиту Лаврентию в XVII веке (саккос хранится в музее РТ),
  • обитое малиновым бархатом односторонне седло, на котором казанский иерархи совершали в Вербное Воскресение «обряд торжественного шествия на осляти»
  • до 1918 года в кафедральном Благовещенском соборе хранилась принадлежавшая святителю Гурию икона — Святцы строгановского письма,
  • угловая часть гроба святителя Гурия,
  • золотой с финифтью напрестольный крест митрополита Адриана (конец XVII в.) с частицами мощей святых апостолов,
  • в Национальном музее РТ хранится рукописное Евангелие 1478 года, устроенное по заказу епископа Тверского Вассиана (князя Стригина-Оболенского) и подаренное собору архиепископом Гурием,
  • Евангелие в золотом с алмазами окладе Всероссийского патриарха Адриана, пожертвованное в собор 25 декабря 1692 года,
  • Евангелие елизаветинской эпохи, поражавшее размерами и весом (2,5 пуда), которое использовалось лишь раз в год — в первый день Пасхи,
  • древние холщовые антиминсы (платы с изображением положения во гроб Иисуса Христа) времен митрополита Московского Макария и царя Иоанна Грозного,
  • серебряный ковш, подаренный царями Иоанном Алексеевичем, Петром Алексеевичем и царевной Софьей,
  • серебряная чаша — подарок императрицы Анны Иоанновны,
  • Панагия с 209 бриллиантами, лично пожалованный митрополиту Вениамину императрицей Екатериной II и крест со множеством бриллиантов, извлеченных из собственных украшений Екатерины.

В ризнице также хранились саккосы золотного шитья, в том числе строгановской школы, также украшенные драгоценными камнями, особо ценными были облачения митрополитов Казанских Лаврентия и Тихона. Вес полного архиерейского облачения XVII века достигал 40 кг, также в ризнице хранились митрополичьи клобуки и шапки.

29 августа 1919 года казанские чекисты планировали конфисковать соборную ризницу «как не имеющую исторического значения» с последующей утилизацией.
И лишь благодаря мужеству казанского искусствоведа Петра Максимилиановича Дульского и профессора Казанского университета (1918-22) Иринарха Аркадьевича Стратонова, удалось частично сохранить собрание ризницы Благовещенского собора. Дульский и Стратонов, несмотря на волну классового террора со стороны большевиков, волну арестов и расстрелов, захлестнувших город, смело обратитились к председателю губисполкома Николаю Антипову и доказали историческую ценность ризницы главного собора Казани, а также нашли понимание и поддержку у наркома просвещения РСФСР А. В. Луначарского и известного искусствоведа И. Э. Грабаря. Уцелевшее содержимое ризницы передали на хранение в Губернский музей (ныне национальный музей Республики Татарстан).

Файл:Kazan blagoveshenski kreml.jpg

Собор в начале XX века, вид с северо-запада

Благовещенский собор Казанского Кремля — архитектура

Рядом с большой мечетью, в самом центре татарской столицы, расположен один из столпов православия — Благовещенский собор Казанского Кремля. Поставить его приказал царь Иван Грозный взамен бывшей на том месте деревянной церкви. Храм должен был стать символом русского владычества над татарскими и сибирскими землями и центром местной епархии.

В облике Благовещенского собора отчётливо проглядываются мотивы Успенского собора в Москве. Сходство это отнюдь не случайно — архитекторы сознательно ориентировались на московский храм, как бы объединяя таким образом две столицы. При этом к строительству привлекли целый отряд специалистов из Пскова, и они привнесли нотки своей архитектурной школы в облик нового собора.

Наряду с псковскими мотивами, Благовещенский собор Казани вобрал в себя и черты владимирского, московского, украинского зодчества. На его возведение шёл лучший камень белого цвета, который доставлялся с противоположного берега Волги. Белокаменные стены тех лет и по сей день встречают гостей.

К сожалению, центральный объём — едва ли не единственная часть этого памятника архитектуры, сохранившая свой первоначальный облик. Длительная история города, насыщенная трагическими событиями, изрядно потрепала и православный храм. Он неоднократно сгорал до голых стен, разрушался пушечным огнём и рабочими инструментами. На рубеже веков была проведена масштабная 10-летняя реконструкция Благовещенского собора. Сегодня Благовещенский собор Казани — это несколько зданий, чей облик восстановлен по историческим документам и изображениям. В составе архитектурного комплекса насчитываются:

  • центральный объём с 3 апсидами, 6 столпами и 5 главами;
  • 2 придела, выложенных из кирпича, с полукруглыми апсидами;
  • кирпичная трапезная в 2 света;
  • 3-этажный архиерейский дом;
  • консистория в 2 этажа и с внутренним двором;
  • остатки каменных мостовых, зданий и моста.

Внутри Благовещенского собора располагаются мощи Святого Гурия — строителя и первосвятителя центрального объёма. Реконструкторам удалось очень точно воссоздать историческое убранство собора: росписи, фрески, резные элементы декора, иконостасы, утварь, образа. Такое богатое историческое наследие сподвигло открыть в Благовещенском соборе музей православного искусства.

Множество частей и деталей храма уже восстановлены, но ещё больше только предстоит вернуть из глубин нашей тяжёлой истории. Кажется, что эти древние стены, подобно голограмме, хранят на своей поверхности отпечаток всех событий, что происходили вокруг. А бурных событий было здесь в избытке.

Благовещенский собор Казанского кремля

История строительства Благовещенского собора

Свою историю храм ведет с XIII столетия, когда на месте сегодняшнего Благовещенского собора появилась деревянная церковь. Ее возвели по приказу владимирского князя Андрея Городецкого, сына Александра Невского и участника военных компаний против золотоордынских ханов. Век спустя на месте деревянного был построен первый храм из камня. Он представлял собой домовую церковь с одной главой, сложенную из каменных блоков. Подклет первого белокаменного храма сохранился и позже был использован при строительстве собора. Ранний каменный храм был украшен настенными росписями, которые в 1405 году выполнили известные русские мастера Андрей Рублев, Феофан Грек и Прохор с Городца. Фрески украшали и алтарную преграду. На ней содержались изображения преподобных. Первый каменный собор называли «Благовещением на царских сенях».

В 1416 году храм Благовещения на великокняжеском Государевом дворе разобрали и решили строить новый. Прежняя постройка не удовлетворяла современным требованиям и была слишком тесной и невзрачной для царского размаха. В результате храм получил большой центральный и два малых купола, а в качестве украшения – резьбу на барабане и апсиде. Так он стал похожим на частично сохранившуюся до наших дней церковь Рождества Богородицы на Сенях.

Первый московский царь Иван III в 1484 году решает вновь перестроить домовую церковь. Для выполнения работ из Пскова выписывают известных мастеровых Кривцова и Мышкина, и уже через пять лет зодчие рапортуют об окончании работ. Новый храм окружали паперти, в подклете, сохранившемся с прежних пор, хранили царскую казну, а в декоре фасадов можно было угадать черты самых разных школ древнерусского зодчества: и суздальской, и владимирской, и московской, и костромской. Белокаменные столпы, поддерживающие крытые галереи, были украшены розетками в виде цветков, а сами паперти соединяли храм с Казенной палатой и царским дворцом. В начале XVI века новую церковь расписали, и на стенах ее появились фрески с изображениями Аристотеля и Сократа, Платона и Птолемея. Иконы в храме получили драгоценные оклады.

К несчастью, пожары были в ту эпоху одним из главных бедствий, которым человек почти не мог противостоять. Не уберегли от огня и Благовещенский храм. Он сильно пострадал в 1547 году, когда огненная стихия уничтожила не только иконы и книги, но и фрески, каменную резьбу и часть открытых галерей.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит