Между живыми и мертвыми
Помогая быстро перебрасывать войска в мятежные провинции, доставлять почту и вести торговлю, римские дороги занимали при этом особое место в мироощущении жителей великой Средиземноморской империи. В Риме, как и в других крупных городах, покойников запрещалось хоронить в городской черте, а потому кладбища устраивались в окрестностях, вдоль дорог. Въезжая в город или выезжая из него, римлянин как бы пересекал границу между мирами, между сиюминутным и суетным, с одной стороны, и вечным, незыблемым, овеянным легендами — с другой. Погребальные монументы и мавзолеи вдоль дорог напоминали о славных деяниях предков и демонстрировали тщеславие знатных родов. В демонстрационно-назидательных целях дороги порой использовало и правительство. В 73 году н.э. в Италии поднялось восстание под руководством Спартака — гладиатора из Капуи, того самого города, куда вел из Рима свою знаменитую «виа» Аппий Клавдий Цек. Два года спустя армии наконец удалось разгромить восставших. Захваченных в плен рабов приговорили к смертной казни и распяли на 6000 крестов, выставленных вдоль Аппиевой дороги.
Что хорошо для римлян…
Если современные проектировщики предпочтут обогнуть даже невысокий холм (для автомобиля плюс-минус километр — это несущественно), то римляне стремились не отклоняться от прямой и штурмовать холмы и гряды «в лоб», если, конечно, уклон не был слишком крутым. Отсюда почти идеальная прямизна многих римских дорог.
Однако что было хорошо для римских войск, купцов и почтальонов, даже верхом передвигавшихся не быстрее 20 км/ч, то становится серьезным недостатком в век автомобилей.
Шоссе, проложенные в Западной Европе по маршрутам римских дорог, часто изобилую «закрытыми» участками из-за резких подъемов и спусков, так что водитель, приближающийся к вершине холма, не видит, что происходит на дороге всего лишь в нескольких десятках метров впереди, то есть, в секундах пути. Кроме того, почти идеальная прямизна таких шоссе, провоцирует человека за рулем на то, чтобы «убрать газ в пол», и это также не благоприятствует безопасности движения.
Трудно сказать наверняка, как относились жители «варварских» окраин империи к римскому благодеянию — мощеным путям, подобно мечу рассекавшим земли завоеванных народов и не считавшимся с традиционными границами племен. Да, римские дороги несли с собой удобство передвижения, способствовали коммерции, но по ним же приходили сборщики налогов, а в случае неповиновения — солдаты. Однако бывало и иначе.
Дорога сегодня
Сегодня путешествуя вдоль Аппиевой дороги можно увидеть руины античных вилл, гробниц и римских акведуков. Сразу за стенами античного Рима можно наблюдать римские античные захоронения. Дело в том, что по традиции античного Рима покойников хоронить полагалось за пределами городских стен.
Ворота Сан-Себастьяно
Достопримечательности вдоль Аппиевой дороги
Свое начало сегодня Аппиева дорога берет у ворот Сан-Себастьяно, которые также называются Аппиевыми воротами. В начале 5 столетия по приказу императора Гонория эти ворота были перестроены и укреплены. Сегодня внутри этих ворот находится Музей крепостных стен Рима. Кстати, с этого места можно прогуляться по участку крепостных стен до ворот Порта Адреатина.
Церковь Кво-Вадис
Там где от Аппиевой дороги начинается Виа Ардеатина, с левой стороны находится церковь Кво Вадис, знаменитая тем что именно на этом месте апостолу Петру явился Иисус Христос. После этой встречи Петр устыдившись своего бегства, вернулся в Рим, чтобы принять мученичество. Главная достопримечательность церкви – камень с отпечатками стоп Христа.
Отпечатки стоп Христа
Следующим памятником Аппиевой дороги являются катакомбы Домициллы, названные так от имени внучки императора Веспасиана Флавии Домициллы.
Это одни из самых больших катакомб Рима. Они уникальны тем, что внутри их находятся первые христианские церкви с уникальными мозаиками 4-5 веков.
Катакомбы Домициллы
Самыми протяженными катакомбами в Риме являются катакомбы Каликста, которые получили свое название от имени папы Каликста Первого. Эти катакомбы являются одним из самых посещаемых христианских подземных кладбищ в Риме.
Фрески в катакомбах Св. Калиста
Катакомбы Св. Калисто
Далее по Аппиевой дороги можно осмотреть Мавзолей Ромула и Цирк Максенция. Максенций в свое время претендовал на императорскую корону в Риме и был противником Константина Великого. После поражения в битве у Мильвийского моста в 312 году он погиб в водах Тибра, однако перед этим он успел построить цирк, который по своим размерам не особо отличался от цирка внутри городских стен.
Гробница Цецилии Метеллы
Далее можно осмотреть гробницу Цецилии Метеллы, которая была невесткой Красса. Красс был самым богатым гражданином в Риме, который во многом спонсировал приход к власти Цезаря. А гробница Метеллы послужила прообразом для гробниц Августа и Адриана.
Вилла де Квитили
Последним памятником который можно осмотреть на Аппиевой дороге является знаменитая вилла Квинтилиев. Это самая большая загородная античная вилла за пределами Рима. Ее строительство датируется серединой 2 века до н.э. В состав виллы входили обширные сады и даже ипподром.
Аппиева дорога на карте
Строгий контроль и мастерство рабочих
Трасса с многослойным покрытием, состоящим из камней толщиной около метра, прекрасно сохранилась, несмотря на очень солидный возраст, и даже в настоящее время некоторые ее участки пригодны для эксплуатации. Можно отметить особое мастерство строителей, отполировавших до блеска и тщательно подогнавших друг к другу базальтовые плиты, между которыми не было ни одной щели.
Существует древняя легенда, согласно которой Аппий Клавдий, контролировавший процесс, вставлял тонкое лезвие кинжала между булыжниками, чтобы проверить качество кладки. Как только ему удавалось это сделать, рабочие мостили дорогу заново. Благодаря этому она получилась очень ровная, что делало ее удобной как для пеших путников, так и для колесниц, запряженных лошадями. Строители выравнивали поверхность, а камни укладывали на предварительно уложенные слои песка и гальки.
Любопытно, что средняя часть трассы была приподнятой, и даже после проливных дождей вода стекала на обочину, где рабочие прорыли канавы для ее отвода, и Аппиева дорога в Риме всегда оставалась сухой. Ее ширина, составляющая около четырех метров, позволяла свободно разъехаться колесницам.
Описание достопримечательностей
Аппиевы ворота
Первое, на что стоит обратить внимание, – это ворота святого Себастьяна или Аппиевы ворота. В свое время эта постройка была признана самыми большими воротами Рима
Грандиозное сооружение построили в 3 веке н. э. по приказу правителя Аврелиана.
Достопримечательность прекрасно сохранилась до сегодняшнего момента. Здесь работает музей стены, выставку которого можно посещать со вторника по воскресенье включительно. Часы работы экспозиции — с 9:00 до 2:00. Вход бесплатный.
Гробница Цецилии Метеллы
Монументальная усыпальница, напоминающая внешним видом башню, была возведена в честь дочери знатного римского вельможи, Цецилии. Диаметр строения составляет 11 метров, а высота – около 7 метров. В настоящее время башня сильно разрушена, однако гробница является главной достопримечательностью Аппиевой дороги и представляет собой яркий пример архитектуры древнеримских усыпальниц.
Для строительства гробницы были использованы каменные блоки, очень плотно подогнанные друг к другу: настолько плотно, что между ними нельзя просунуть даже швейную иглу. Башня украшена мрамором, сохранившим на поверхности рельефы в виде животных. В те времена такой материал стоил невероятно дорого. Подобную роскошь могли себе позволить только богатейшие представители знати. Сама Цецилия была похоронена в саркофаге, размещенном в центре усыпальницы. Позже ее останки перенесли в Палаццо Фарнезе. На сооружении высечена надпись, которая гласит, что покойная была прекрасной дочерью и матерью.
Катакомбы Домитиллы
Подземная часть сооружения представляет собой галереи, украшенные различными фресками, изображающими святых. Постепенно ее пространство было расширено для захоронения христиан. В период существования Римской Империи катакомбы облюбовали паломники и использовали их в качестве молелен и храмов.
Есть мнение ученых, согласно которому катакомбы были построены на месте гробницы древнего рода Флавиев. Они возведены на земле, находившейся в собственности Домитиллы, внучки императора Весписиана. Домитилла была в числе самых первых христианок, за что жестоко преследовалась и скончалась в муках, замученная палачами.
Руины виллы Квинтилиев
Некогда усадьба принадлежала братьям Квинтилиям. Вилла была настолько красиво и богато обставлена, что им мог позавидовать сам Коммод, император Древнего Рима. Сегодня увидеть часть ее фасада получится во время прогулки по Аппиевой дороге. Большая часть храма, включая скульптурные композиции и археологические находки, открыта для посещения.
Гробница Сципионов
Захоронение принадлежало одному из самых знатных родов Рима – Сципионам. В усыпальнице захоронен знаменитый поэт Квинт Энний, хотя он и не имел отношения к знатному роду. Данное строение – один из ярчайших и впечатляющих примеров погребальной архитектуры Древнего Рима.
Церковь Домине-Кво-Вадис
По-настоящему называется Санта-Мария-ин-Пальмис. Считается, что церковь стоит на том месте, где Иисус Христос явился перед апостолом Петром как раз в момент, когда солдаты уничтожили всех христиан Рима. Апостол спросил Иисуса, куда Святой держит свой путь. А миссия ответил, что направляется в Рим, чтобы принять второе распятие. Петр последовал за Господом в столицу. В Риме он встретил смерть мученика и принял ее достойно.
Кроме перечисленных достопримечательностей, рекомендуем также посетить арку Друза, гробницу Помпония, ворота Сан Себастьяна, первую мильную колонну, гробницу Геты, мавзолей Присциллы, колумбарии вольноотпущенников и Винья Ранданини, гробницу Волусия и колонну Пия IX.
Желающим ближе познакомиться с достопримечательностями Рима, рекомендуем присмотреться к списку экскурсий на портале «Спутник». Обзорные прогулки, поездки в пригороды, гастрономические и подземные туры – достаточно выбрать понравившийся маршрут и забронировать его на сайте.
Музей
Музей Капитолия в Риме –это комплекс галерей, устроенный на Капитолийском холме. Выставки музея размещены в Палаццо Нуово и Палаццо деи Консерватори, в 2000 году их объединили Табуларием – подземным туннелем.
Первый вклад в фонд музея сделал папа Сикст ІV, в 1471 году пожертвовавший собственное собрание бронзовых скульптур. Во второй раз коллекция пополнилась в 1734, когда папа Климент ХІІ приобрёл для музея более 400 древнеримских статуй у кардинала Алессандро Альбани.
Со дня основания залы музея наполнялись изваяниями и мозаикой, оружием и одеждами знати, монетами и медалями, фарфором и живописью. Настоящее сокровище музея – Пинакотека, в которой собраны оригиналы картин Тициана, Тинторетто, Пьетро да Кортона, Веронезе, Рубенса и Караваджо!
Новая история Старой Аппиевой дороги
Сегодня Аппиева дорога носит статус государственной, на ее территории расположен региональный парк. Она частично заасфальтирована, но все еще имеет участки с неплохо сохранившимся античным покрытием, на котором можно рассмотреть следы, оставленные древними повозками и колесницами.
За свою долгую историю Аппиева дорога успела побывать тропой войны, крупнейшей торговой артерией, священным путем паломников… В настоящее время она добавила к этому историческому багажу звания прогулочной, экскурсионной и спортивной трассы: здесь гуляют, осматривая достопримечательности, туристы, проводятся спортивные забеги, соревнования. Во время Олимпийских игр, состоявшихся в Риме в 1960 году, именно здесь соревновались легкоатлеты-марафонцы.
В праздничные и выходные дни эта древнейшая дорога закрывается для транспорта, по ней с большим удовольствием совершаются пешие прогулки. Разнообразные экскурсионные программы дают желающим возможность подробно познакомиться с историей античной дороги и историей многочисленных сооружений, построенных вдоль нее.
Гробница Ромула
Вилла Максенция
Одной из наиболее внушительных по размеру построек, расположенных вблизи улицы Аппия, является комплекс античных сооружений — древняя вилла, построенная императором Максенцием в качестве собственной загородной резиденции в начале IV века. На ее территории сегодня можно увидеть руины императорского дворца, цирка, а также фамильного склепа, известного как «Мазволей Ромула», названного в честь сына Максенция — Валерия Ромула.
В данной статье мы рассказали лишь о самых известных достопримечательностях улицы виа Аппиа Антика. Помимо вышеперечисленных, вдоль Аппиевой дороги можно увидеть еще много прочих исторических руин и античных построек.
На представленной карте можно ознакомиться с расположением достопримечательностей вдоль Аппиевой дороги, остановками городского автобуса, пунктами проката велосипедов и местами, где можно перекусить. А напоследок, хотелось бы всем пожелать удачных путешествий и новых впечатлений.
Гробницы Аппиевой дороги
В Риме законодательство запрещало погребение умерших в пределах города. Для этого были использованы области крупных дорог, выходящих за Рим, в том числе и Аппиева дорога. Отрезок от Рима до Беневента, использовался более часто для этих целей.
Уже тогда земля под захоронение имела цену: чем ближе участок к городу, тем выше его стоимость. Соответственно, чем ближе захоронение было к городской черте, тем владелец участка был более уважаем и богат.
Захоронений достаточно много, наиболее престижные и масштабные из них:
- катакомбы св. Себастьяна и св. Каллиста;
- катакомбы уважаемой семьи Сципионов, где прах членов семьи находится в каменных саркофагах;
- колумбарий Помпония Хила — семья которая, судя по богатому убранству гробницы, разбогатела после получения вольной;
- колумбарии вольноотпущенников Ливии поражает своими размерами, здесь могло вместиться несколько тысяч урн.
Некоторые захоронения внешне похожи на храмы и даже целые пирамиды. На VI миле от города хранятся, окутанные зеленью, отдельные части погребальных строений, монументов и церквей.
В истории Аппиевой дороги происходило много жестоких событий. После усмирения восстания Спартака, по обочине дороги установили столбы, на которых страшную смерть приняли более 6 тыс. плененных, принимавших участие в бунте.
Опасная прямолинейность
Завоевав сначала весь Апеннинский полуостров, а затем и Западную Европу до Рейна, Балканы, Грецию, Малую и Переднюю Азию, а также Северную Африку, Римское государство (сначала республика, а с I века до н.э. — империя) методично развивало дорожную сеть в каждом вновь приобретенном уголке державы. Поскольку, как уже говорилось, дороги были прежде всего военным сооружением, их прокладывали и строили военные инженеры и солдаты римских легионов. Порой привлекались рабы и вольнонаемное местное население.
Многие римские дороги сохранились до наших дней, и это лучшее свидетельство того, что к их строительству подходили основательно и со всем тщанием. В других местах время не пощадило творений античных строителей, но там, где когда-то маршировали легионы, проложены современные трассы. Эти пути нетрудно узнать на карте — шоссе, идущие по маршруту римских viae, как правило, отличаются почти идеальной прямизной. Что неудивительно: любой «крюк» приводил бы к серьезной потере времени для римских войск, передвигавшихся преимущественно в пешем строю.
Тоньше и прочнее Шотландец Джон Макадам (1756−1836) нашел способ уменьшить толщину основания, так как пришел к выводу, что сухая утрамбованная почва сама по себе хорошо выдерживает вес дорожного покрытия.
Европейская Античность не знала компаса, да и картография в те времена находилась в зачаточном состоянии. Тем не менее — и это не может не поражать воображение — римским землемерам — «агримензорам» и «громатикам» — удавалось прокладывать почти идеально прямые трассы между населенными пунктами, отстоящими друг от друга на десятки и даже сотни километров. «Громатик» — это не написанное двоечником слово «грамматик», а специалист по работе с «громой».
«Грома» была одним из главных и наиболее совершенных инструментов римских геодезистов и представляла собой вертикальную металлическую штангу с заостренным нижним концом для втыкания в землю. Верхний конец венчался кронштейном с осью, на которую была посажена горизонтальная крестовина. С каждого из четырех концов крестовины свисали нити с грузиками. Прокладка дороги начиналась с того, что землемеры расставляли колышки вдоль линии (rigor), представляющей собой будущий маршрут. Грома помогала наиболее точно выстроить три колышка вдоль одной прямой, даже если все они не находились одновременно в зоне прямой видимости (например, из-за возвышенности). Другое назначение громы — проведение на земляном участке перпендикулярных линий (для чего, собственно, и нужна была крестовина). Землемерные работы велись буквально «на глазок» — совмещая в поле зрения нити отвесов и стоящие в отдалении колышки, инженеры проверяли, не отклоняются ли колышки от вертикальной оси и точно ли они выстроены в прямую линию.
В трех частях света Общая протяженность построенных римлянами дорог не поддается точной оценке. В исторической литературе обычно приводится «скромная» цифра 83−85 тыс. км. Однако некоторые исследователи идут дальше и называют гораздо большее число — до 300 000 км. Определенные основания для этого дает «Таблица Пейтингера». Надо однако понимать при этом, что многие дороги имели второстепенное значение и были попросту грунтовыми тропами или мостились не на всем протяжении. Первым документом, регламентирующим ширину римских дорог, стали т.н. «Двенадцать таблиц». Принятые в Римской республике в 450 г. до н. э.(то есть еще до появления длинных мощеных дорог) эти законодательные уложения устанавливали ширину «виа» в 8 римских футов (1 римский фут — 296 мм) на прямых участках и в 16 футов в местах поворота. В реальности дороги могли быть и шире, в частности такие знаменитые итальянские магистрали, как Via Appia, Via Flaminia и Via Valeria даже на прямых участках имели ширину 13 — 15 футов, то есть до 5 м.
Каменный пирог
Конечно же, не все дороги, входившие в колоссальную коммуникационную сеть Древнего Рима, отличались одинаковым качеством. Среди них были и обычные грунтовые тропы, покрытые гравием, и гати из присыпанных песком бревен. Однако настоящим шедевром римской инженерии стали знаменитые via publicae — мощеные общественные дороги, построенные по технологии, пережившей тысячелетия. Именно их праматерью стала знаменитая Аппиева дорога.
Римская технология дорожного строительства довольно подробно описана выдающимся архитектором и инженером Античности Марком Витрувием Поллионом (I век н.э.). Строительство via начиналось с того, что вдоль будущего маршрута на заданном расстоянии (2,5−4,5 м) прорывались две параллельные канавки. Они отмечали зону производства работ, а заодно давали строителям представление о характере почв в данной местности. На следующем этапе грунт между канавками выбирался, в результате чего появлялась длинная траншея. Ее глубина зависела от рельефа геологических характеристик — как правило, строители старались докопаться до скального грунта либо до более твердого слоя почвы — и могла составлять до 1,5 м.
Сумма технологий Прокладывая дороги по пересеченной местности, римские инженеры разрабатывали и возводили разнообразные сооружения для преодоления естественных препятствий. Через реки перебрасывались мосты — их делали из дерева или камня. Деревянные мосты как правило ставили на вбитых в дно сваях, каменные мосты часто основывались на внушительных арочных конструкциях. Некоторые из таких мостов неплохо сохранились до нашего времени. Болота проходились с помощью каменных насыпей, но иногда использовали деревянные гати. В горах дороги порой вырубались прямо в скалах. Прокладка дороги начиналась с того, что землемеры расставляли колышки вдоль линии, представляющей собой будущий маршрут. Чтобы строго выдерживать направление землемерами использовался инструмент «грома». Другая важная функции громы — проведение на местности перпендикулярных прямых линий. Строительство римской дороги начиналось с канавы, в которую последовательно укладывались слой крупных необработанных камней (statumen), слой щебня, скрепленного связующим раствором (rudus), слой зацементированных мелких обломков кирпича и керамики (nucleus). Затем делалась мостовая (pavimentum).
Дальше дорога строилась методом «слоеного пирога». Нижний слой имел название statumen (опора) и состоял из крупных необработанных камней — размером примерно от 20 до 50 см. Следующий слой назывался rudus (щебень) и представлял собой массу более мелкого битого камня, скрепленного связующим раствором. Толщина этого слоя составляла около 20 см. Состав древнеримского бетона варьировался в зависимости от местности, однако на Апеннинском полуострове в качестве раствора чаще всего применялась смесь извести с пуццоланом — перемолотой вулканической породой, содержащей силикат алюминия. Такой раствор проявлял свойства схватывания в водной среде и после застывания отличался водостойкостью. Третий слой — nucleus (ядро) — был тоньше (около 15 см) и состоял из зацементированных мелких обломков кирпича и керамики. В принципе, этот слой уже вполне мог использоваться как дорожное покрытие, однако часто поверх «ядра» клали четвертый слой — pavimentum (мостовая). В окрестностях Рима для мостовой обычно использовали крупные булыжники из базальтовой лавы. Они имели неправильную форму, однако их обтесывали так, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Мелкие неровности мостовой выравнивали цементным раствором, но даже на наиболее хорошо сохранившихся дорогах эта «затирка» в наши дни исчезла без следа, оголив отполированные булыжники. Иногда для создания мостовой применялись и камни правильной, например четырехугольной, формы — их, разумеется, было легче подгонять друг к другу.
Мостовая имела слегка выпуклый профиль, и попадавшая на нее дождевая вода не стояла в лужах, а стекала в идущие по обе стороны мостовой дренажные канавки.
Столбовые дороги
Римские дороги зачастую проходили через малообитаемые территории, так что для комфортного и относительно безопасного передвижения по ним требовались дополнительные сооружения. Через каждые 10−15 км вдоль дорог устраивались mutationes — станции смены лошадей, или почтовые станции. На расстоянии дневного перехода — 25−50 км друг от друга — находились mansiones, постоялые дворы с харчевнями, комнатами для ночлега и даже своего рода «станциями техобслуживания», где за плату можно было отремонтировать повозку, покормить лошадей и, если нужно, оказать им ветеринарную помощь.
Уже в императорском Риме возникла почтовая служба, которая, разумеется, пользовалась дорожной сетью. Меняя лошадей на почтовых станциях, почтальон мог за сутки доставить послание за 70−80 км от места назначения, а то и дальше. Для европейского Средневековья такая скорость показалась бы фантастической!
Отдельным видом монументального творчества древних римлян были мильные столбы, благодаря которым путешествующие по дорогам могли легко определить, какой путь уже пройден и сколько еще осталось. И пусть на самом деле столбы устанавливались далеко не на каждой миле, количество с лихвой компенсировалось грандиозностью. Каждый столб представлял собой цилиндрическую колонну высотой от полутора до четырех метров, поставленную на кубических основаниях. Весил этот гигант в среднем около двух тонн. Кроме цифр, указывающих расстояние до ближайшего населенного пункта, на нем можно было прочитать о том, кто и когда построил дорогу и воздвиг на ней камень. В царствование императора Августа Октавиана, в 20 году до н.э. на Римском форуме был поставлен «золотой» мильный камень империи — miliarium aurem. Он стал своего рода нулевой отметкой (на самом деле римляне не знали цифры «0»), той самой символической точкой в Риме, к которой, как гласит известная поговорка, «ведут все пути».
О месте Археологический парк Аппиева дорога
Археологический парк на Аппиевой дороге предлагает своим гостям получить незабываемые впечатления в одном из самых живописных мест Рима. Именно здесь в полной гармонии друг с другом находятся природа и важные археологические памятники Рима.История возникновения
Сама Аппиева дорога появилась в 312 году до н.э. После чего сразу же стала одной из самых значимых общественных дорог Рима. Через неё были проложены маршруты соединявшие Рим с Грецией, Малой Азией и Египтом. Чуть позже Аппиева дорога стала излюбленным местом семейных захоронений, что повлекло за собой появление вдоль дороги различных памятников, семейных гробниц и мавзолеев. На протяжении многих столетий на территории вокруг Аппиевой дороги появлялись и другие постройки, например виллы знатных семей, театры, крепости, монастыри и колумбарии. Именно это многовековое наследие и послужило основной идеей для создания большого археологического парка. В конце XVIII века вдоль Аппиевой дороги впервые стали проводить восстановительные работы, в которых принимали участие знаменитые итальянские архитекторы, строители, инженеры, ученые, художники и археологи. Правда, позже энтузиазм поубавился, да и территорию вдоль Аппиевой дороги решено было застроить частными апартаментами и прочими сооружениями общественного значения. Лишь благодаря публичной огласке и общественному противостоянию, направленному против уничтожения исторических и архитектурных памяток, территорию удалось спасти. После всех треволнений учреждение регионального археологического парка на Аппиевой дороге было одобрено лишь в 1988 году.Архитектура
Сегодня территория парка охраняется и занимает 3400 га. Расположен он в регионе Лацио и занимает территорию трёх городов Рима, Чампино и Марино. Благодаря кропотливой работе архитекторов, художников, строителей и ученных, окрестности удалось превратить в прекрасный археологический парк, и при всём этом сохранить его исторические и природные ресурсы, остался неизменным также и ландшафт местности. С момента создания парка строительство в нём запрещено.
Отправная точка экскурсии находится на территории бывшей бумажной фабрики Латина. Сам парк начинается с Аврелиевых стен, у ворот Сан-Себастьяна.Вдоль Аппиевой дороги находятся такие известные и интересные достопримечательности, как катакомбы Сан-Каллисто и Сан-Себастьяно. К основным и хорошо сохранившимся сооружениям также можно отнести: театр Максимус, цирк Максенция и замок семьи Каэтани. К основным и известным местам захоронения относится гробница Ромула, которого считают основателем Рима, гробница Присциллы и гробница дочери одного из римских патрициев, Цецилии Метелла.Окрестности
В этом районе вы найдете и музей с археологическими находками, найденными на этом месте. Стоит заметить, что даже сейчас здесь часто работает команда археологов. Недалеко от этого места находятся гробницы Orazii и Curiatii. Здесь же есть и акведук Клавдия, который, не смотря на то, что построили его в I веке н.э., до сих пор хорошо сохранился.Туристу на заметку
Закрыта Аппиева дорога лишь в праздничные дни. Во все остальные дни это не только идеальное место для пеших прогулок, подойдет она также и для любителей езды на велосипеде. Сегодня парк является одной из самых известных достопримечательностей Рима, посещение которой возможно круглый год.
Секрет долговечности
Аппиева дорога — древний фундаментальный объект Рима, дошедший до нас в почти первозданном облике. Она функционировала до VI в. н. э., и даже сейчас ее крепкие, тесно уложенные камни, могут выдержать не одну грузовую машину.
Патриций Аппий Клавдий понимал важность существования этого пути и сделал все, что было в его силах, для успешного окончания строительства Аппиевой дороги. Великая дорога Древнего Рима (Stefano Costantini / flickr.com)
Великая дорога Древнего Рима (Stefano Costantini / flickr.com)
В чем же секрет долговечности Аппиевой дороги? Все дело в структурности покрытия дороги, которое имеет настил в несколько слоев камнями толщиной до одного метра. Верхняя облицовка состоит из гладких и аккуратно точно подогнанных базальтовых плит и булыжников. Даже спустя сотни лет их целостность не разрушили внешние катаклизмы.
Существует информация, что Аппий Клавдий, испытывая качество дорожного настила, пытался вставить в каменные стыки лезвие острого кинжала. Если у него получалось прорезать щель, этот участок дороги сразу же перебирали и укладывали заново.
Дорога имеет практически идеально ровную поверхность, что послужило хорошей переправой для колесниц и пеших обозов.
Аппиева дорога обладает еще одной уникальной чертой – серединной возвышенностью, из-за которой вода в любом своем количестве не задерживалась на дорожном покрытии, и дорога всегда оставалась чистой и сухой.
Мавзолей Присциллы
Монументальная усыпальница была возведена в конце I века для Присциллы — супруги Тита Флавия Абаскантя, вольноотпущенника Домициана.
На прямоугольном основании сооружения располагались две надстройки цилиндрической формы, в одной из которых находились 13 ниш, предназначавшихся для скульптур, изображавших Присциллу. В фунеральном помещении мавзолея, стены которого были облицованы травертином, были обнаружены три ниши, где когда-то размещались саркофаги.
Начиная с XI века гробница стала использоваться как фортификационное сооружение, а в XVIII-XIX веках — в качестве помещения для созревания сыра.