Рим

Инсула Арачели (Insula dell’Ara Coeli)

У подножья Арачели, между лестницей к базилике и стеной Витториано, ютятся никем обычно не замечаемые развалины – это остатки древнеримской инсулы, одного из тех многоэтажных домов, какими начала зарастать в I веке столица Империи. Инсула Арачели — развалины многоквартирного многоэтажного жилого дома в Риме. На сегодняшний день эта инсула, датируемая II веком, считается самым хорошо сохранившимся жилым зданием в городе Риме и на территории античной Римской империи.

Рим

Инсула Арачели (Insula dell’Ara Coeli)

На первом этаже дома располагались лавки и мастерские, соединённые с антресолями между первым и вторым этажами.

Рим

Инсула Арачели, первый этаж

Над ними были по меньшей мере ещё 3 этажа с квартирами, пятый этаж практически не сохранился. Судя по толщине стен и описанию Тацита, инсула имела, возможно, ещё по крайней мере 2 этажа из деревянных конструкций. От фасада, украшенного аркадами, сохранились лишь две арки. На втором этаже располагались 2 большие квартиры по 200 кв. м площадью. Зажиточные слои населения снимали комфортабельные квартиры на первых этажах. Верхние этажи этих домов занимали в основном бедняки. От римских инсул пошла принятая в Европе нумерация этажей, когда нежилой первый этаж считался нулевым, а нумерация начиналась с жилых этажей.

Рим

Инсула Арачели, фреска

Вот так незаметно мы поднялись и спустились с Капитолийского холма, идём дальше — к площади Венеции и памятнику Виктору Эммануилу II.

История Капитолия

Капитолийский холм был заселен людьми задолго до основания Рима. Это было очень удобное место для обороны. Три склона Капитолия очень круты, и подняться наверх можно было только по одной дороге. Неслучайно в античные времена склоны Капитолия назывались “бастионами”.

На Капитолии находится самый почитаемый в Риме храм – церковь Санта Мария ин Аракели. Она стоит на месте античного храма Юноны Монеты. Кстати, именно гуси этого храма спасли римлян во время знаменитой ночной атаки галлов, когда воины Бренна заняли Рим. В храме Юноны в античные времена также печатали римские деньги (денарии) и поэтому самим словом “монета” с тех пор величают все мелкие деньги.Позже на этом месте императору Августу было предсказано рождение “сына божьего”.

Рим

Церковь Санта Мария ин Аракели

Когда в Риме победила христианская религия на месте храма Юноны и была построена церковь Санта Мария ин Аракели. В 13 веке она перешла во владение ордена Францисканцев, а в 15 и 16 веках ее интерьер был разукрашен в духе эпохи Возрождения.

Рим

Церковь Санта Мария ин Аракели внутри

История

До наших дней дошло множество интересных фактов, связанных с историей этого места. Так, еще в V в. до н.э. возвышенность украсил знаменитый Капитолийский храм, возведенный в честь Юноны Монеты, Юпитера и богини Минервы. Многие постройки храмового комплекса с течением времени подверглись полному разрушению, некоторые были сожжены варварами, а еще часть постоянно перестраивалась, меняя с каждой реконструкцией свое предназначение. В конце концов, Капитолийская площадь утратила свое значение и пришла в упадок.

Своему второму рождению Капитолийский холм обязан испанскому императору Священной Римской империи Карлу V, прибывшему сюда в 1536 году. На то время город был резиденцией Папы Павла III, который не хотел показывать императору знаменитый Капитолий в таком обветшалом состоянии. Разработку проекта реконструкции храма поручили придворному архитектору и художнику Микеланджело Буонарроти, но, к сожалению, смерть не дала ему самостоятельно воплотить в реальность все идеи. Дело продолжили его многочисленные ученики, и работа над Капитолием окончательно завершилась только в 1654 году.

Капитолийский холм: Античность

Храм бога Юпитера, или как его еще называли Капитолийский храм, был выстроен в честь божественной триады: Юпитера, Юноны и Минервы – и выполнял роль центра политической и религиозной жизни Рима.

РимКапитолийский холм (stevekc / flickr.com)

Приблизительная дата постройки – 509 г. до н. э., времена правления Луция Тарквиния Прииска. По предположениям археологов, храм являл собой строение квадратной формы и был богато оформлен: по преданию, даже кровля сооружения была выполнена из позолоченной бронзы.

Строение располагалось на самой верхней точке Капитолийского холма и имело высокий фундамент в основании, отчего впечатление его масштабности усиливалось. Храм неоднократно подвергался пожарам, но каждый раз, словно птица Феникс, восставал из пепла. В 445 г. во время захвата Рима вандалами, памятник древнеримской архитектуры был разграблен и разрушен.

Другое культовое сооружение Капитолийского холма времен античности – храм Юноны Монеты – был выстроен в 450 г. По легенде богиня Юнона и ее гуси спасли жителей Рима во время нападения галлов, отсюда и пошло ее второе имя – Монета (с лат. «moneo» – предостерегать). А вскоре ее имя стало нарицательным. Возле храма Юноны Монеты когда-то находился монетный двор, именно отсюда впервые в оборот пошла денежная единица — монета. Со временем храм Юноны также пришел в упадок.

Достопримечательности Капитолийского холма

Сенаторский дворец

Сооружение, построенное в I в. до н.э., долгое время использовалось в качестве архивного хранилища. Но затем документы перевезли, а дворец остался пустовать. Без хозяев он пришел в запустение, начал разрушаться и только после реконструкции Капитолийской площади вновь заблистал.

С середины ХХ века здесь разместили свою резиденцию городские власти Рима, поэтому для туристов открыты не все залы дворца, а только Лапидарий, Табуларийские катакомбы и музей, в котором собраны каменные стелы, ведущие летопись Рима с момента его основания.

Дворец консерваторов

Это монументальное сооружение было торжественно открыто в ХV веке для проведения судебных заседаний и сенаторских собраний. Сегодня в часы работы дворца можно заглянуть в Пинакотеку, где хранятся работы итальянских живописцев, полотна испанской и фламандской школы, посетить экспозицию древнеримских бюстов. В отдельном зале расположен огромный монумент Капитолийской волчицы, по преданию, выкормившей Рема и Ромула, легендарных братьев, основавших Рим.

Новый дворец

Сооруженный в ХVII веке, Палаццо практически полностью повторил более древний дворец Консерваторов и был отведен римскими властями под музей. До сих пор он выполняет эту функцию, а в залах и галереях дворца хранится множество историко-культурных памятников прошлого, уникальные скульптуры и бесценные живописные полотна.

Вышеперечисленные здания являются составляющими элементами Капитолийского музея, поэтому для всех экспозиций и залов нужен один билет. Он стоит 13€ (льготный вход) и 15€ (комплексный билет). Расписание музея: с 9:00 до 20:00 ежедневно.

Древнеримская инсула

Инсула – это одно из немногих сохранившихся античных строений, имеющее огромнейшую историко-культурную ценность. Здание является прототипом современного многоквартирного и многоэтажного дома, где обычные римляне могли арендовать для себя жилье.

Инсула, возведенная во II в.н.э., расположена в самом низу холма рядом со ступенями, ведущими к базилике Девы Марии. По предположениям, в здании было 5 этажей, но до нашего времени сохранились руины лишь 4-х нижних ярусов.

Базилика Девы Марии

Интересна и базилика, построенная в честь Девы Марии. Она расположена на том же месте, где столетия назад приносили жертвы на храмовый алтарь высшей богини древнеримского пантеона Юноны.

Согласно легенде, однажды императору Октавиану Августу пришло видение Богоматери с младенцем. Это событие подтолкнуло его к возведению жертвенника. Нужно сказать, что легенда нашла свое подтверждение в найденных здесь артефактах.

Сегодня в церкви хранится икона Богоматери, которую называют Чудотворной, мощи святой мученицы Елены и усыпальницы членов многих знатных родов Рима, украшенные скульптурами периода Ренессанса.

Вход в базилику свободный, а посетить ее можно в любой день недели с 9:00 до 17:30

Мамертинская тюрьма

Самой древней постройкой Капитолийского холма считается Мамертинская тюрьма, возведенная на 4-6 веков раньше базилики Девы Марии. Двухэтажные катакомбы до сих пор вызывают ужас, давая понять, в каких жутких условиях содержались древние арестанты.

Легенды гласят, что когда-то здесь дожидались своей смерти первые ученики Христа – Павел и Петр. В память о них, в катакомбах установили и освятили алтарь, функционирующий и сегодня. После закрытия каземата в это место ежегодно начали стекаться толпы верующих. А в эпоху Ренессанса здесь была основана церковь, покровителем которой считается Иосиф Плотник.

Посетить церковь можно самостоятельно, вход сюда бесплатный. Режим работы – с 9:00 до 18:30 ежедневно.

Палаццо Венеции

Расположенный на западе Капитолийской площади, Палаццо Венеции хорошо известен в политических кругах Европы. Здесь часто проходят встречи ведущих политиков. Вначале прошлого века Палаццо был отведен под личную резиденцию Муссолини, а сегодня в его стенах открыт музей Бернини, где выставлены лучшие работы художника.

Как доехать

Удобнее всего доехать до станции метро Colosseo по синей ветке и пройтись пешком по Виа Империале порядка 1 км мимо Колизея, Римского форума и форума Траяна. Капитолийский холм будет скрыт от вас массивным монументом Виктору Эммануилу II. Как только его обойдете сразу увидите две лестницы, ведущие на Капитолий.

От вокзала Термини ходят автобусы №40, 170,  492. Выходить нужно на площади Венеции, как только увидите монумент Виктору Эммануилу II, он такой огромный, что его ни с чем не перепутаешь.

Если встать лицом к монументу, то Капитолий будет справа.

Рим
Монумент Виктору Эммануилу II

Сейчас перед легендарным холмом пролегает оживленная улица, по которой снуют туда-сюда автобусы, машины, мотоциклисты, и наверное жители Рима так привыкли к окружающему их пейзажу, что перестали обращать на него внимание. Совсем как я, проезжая по Дворцовому мосту в Питере более озабочена наличием или отсутствием пробок, чем окружающим меня архитектурным ансамблем

Вот для этого мы и путешествуем, чтобы выйти за рамки привычного и  бросить на мир новый взгляд.

Новый взгляд я вам гарантирую, я не буду переписывать банальности о том, что символам Рима 2000 лет, ведь Вечный город, как же иначе. Я вам расскажу о новых исторических данных, пока не очень популярных, но все таки имеющих место быть.  Солидный возраст исторических реликвий под вопросом. То, что написано в школьном учебнике по истории — это не истина в последней инстанции, это всего лишь одна из версий.

Рим
Капитолийский холм, слева лестница к церкви Санта-Мария-ин-Арачели

На Капитолийский холм ведут две лестницы. Одна из них приведет вас на площадь, она называется Кордоната (Cordonata), а вторая к церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Наибольшее моё удивление вызвал тот факт, что перейти от церкви к площади нельзя, нужно опять спуститься с холма и подняться уже по другой лестнице. Со стороны Форума тоже можно подняться на холм по тихой автомобильной дороге, предназначенной для работников магистрата, но это будет скорее черный ход, чем парадный подъезд.

Экскурсии

Рим – вечный город, всегда открытый для посещения всеми желающими. Поэтому здесь проводится большое количество различных экскурсий. Наиболее популярным туристическим местом, по совместительству – сердцем города является Капитолий в Риме. Как добраться до этого места? Легко. Это можно сделать как самостоятельно, так и с группой

Однако важно понимать, что Рим – достаточно крупный город, и в нем можно заблудиться, засмотревшись на шедевры архитектуры

Рим

Почти все туристы, побывавшие в вечном городе, посещают ансамбль Капитолия. Многие музеи, входящие в его состав, работают по одинаковому расписанию. Например, попасть в такие места, как Палаццо Нуово, Дворец Консерваторов и Дворец Сенаторов можно в любой день, кроме понедельника, с девяти часов утра до восьми часов вечера.

Кордоната

Творение Микеланджело — ведущая на площадь лестница Кордоната (Cordonata).

Рим

Кордоната, вид сверху. Шапочка — половина лебединого яйца на Поллуксе

На самом верху, на балюстраде, стоят Кастор и Поллукс, и не в доспехах, а почти обнаженные, давая понять всю странность своего происхождения причудливой формы маленькими шапочками, представляющими собой половинки лебединого яйца, ведь их матерью была Леда.

Рим

Поллукс

Близнецы считались покровителями лошадей и всегда изображаются вместе с ними. Кастор и Поллукс, появились позже — в 1583 году: эти скульптуры были обнаружены при раскопках в театре полководца Помпея.

Рим

Кастор

Справа (при спуске) находится статуя Кола ди Риенцо, итальянского политического деятеля, который при поддержке Церкви возглавил антифеодальное восстание 1347 года (статую часто принимают за Джордано Бруно). На несколько месяцев в Риме вновь была провозглашена республика с ди Риенцо во главе. Однако последовавшее увеличение налогов (чтобы обеспечить содержание наёмной армии, необходимой для борьбы с феодалами), а вместе с тем и тиранические методы правления вызвали восстание городского населения, во время которого Кола ди Риенцо был убит.

Рим

статуя Кола ди Риенцо

С лестницы прекрасно виден так называемый малый Колизей — театр Марцелла.

Рим

малый Колизей — театр Марцелла

У основания Кордонаты находятся две мраморные скульптуры древнеегипетских львов, из пастей которых вырываются струи питьевой воды.

Рим

Кордоната, вид снизу

Микеланджело и возрождение Капитолия

Вернуть Капитолию былое величие решил Папа Римский Павел III (1534 – 1549) – большой почитатель искусства и науки. При нем Микеланджело начал возведение Собора Святого Петра в Ватикане, писал «Страшный суд» в Сикстинской капелле,  а в 1537 году, по поручению понтифика, занялся реконструкцией зданий и переустройством Капитолийской Площади.

И хотя смерть мастера (1564г.) не позволила довести задуманное до конца (реставрацию закончили  ученики), ансамбль Капитолийской площади, созданный Микеланджело,   –  самый целостный и гармоничный из всех площадей Рима.

Переустройством Капитолийской площади Микеланджело занялся в 1537 году

В центре трапециевидной площади —  конная статуя императора Марка Аврелия, чудом сохранившаяся с античных времен. А по трем ее сторонам разместились:  Дворец Сенаторов (сегодня здесь городская мэрия),  Дворец Консерваторов и его брат-близнец Палаццо Нуово, возведенный в XVII веке. В обоих зданиях располагаются Капитолийские музеи, где можно увидеть знаменитые полотна художников, античные скульптуры, фарфор, монеты, старинные одежды, статую Капитолийской волчицы и др.

С четвертой – открытой  стороны площади – можно спуститься к жилым кварталам по знаменитой лестнице Кордоната. Внизу, у основания, ее «охраняют» мраморные скульптуры египетских львов, а вверху установлены статуи братьев-близнецов Кастора и Поллукса, найденные при раскопках в Помпеях в 1583 году. За Диоскурами вдоль балюстрады расположены еще несколько статуй:  императора Константина, его  сына Константина II,  верстовые столбы с Аппиевой дороги и  скульптуры с античного фонтана «Трофеи Марио».

Холм Капитолий в Риме — описание, достопримечательности

Маленький, да удаленький. Не смотря всего лишь на 46 метров высоты, он стал одним из любимых мест не только туристов, но и местного населения. Среди семи римских холмов Капитолий собрал целый комплекс достопримечательностей. Это и красивые сооружения, и роскошные церкви, и оригинальные скульптуры, и впечатляющие остатки древних цивилизаций.

Оказаться на Капитолии можно тремя способами.

  • Первый – это всем известная Центральная лестница работы Микеланджело. Ее украшают скульптуры мраморных львов, статуи императоров Константина и Константина II, трофеи Марио. В самом верху расположены статуи Диоскуров с лошадьми, которые привезли сюда в 16 веке во время обнаружения их при раскопках Помпеи.
  • Еще одна лестница расположена справа от Центральной и состоит из 122 ступенек. Поднявшись по ней, вы окажетесь у базилики Санта-Мария-ин-Арачеле.
  • Немного дальше находится еще одно неприметное место, где можно подняться на вершину холма.

Неподалеку от Капитолийской лестницы можно увидеть статую Кола ди Риенца, которую установили в 19 столетии на том месте, где его убили. Это был известный итальянский политический деятель, благодаря которому в 1347 году была установлена Римская республика.

В самом центре Капитолия находится статуя императора и философа Марка Авре

лия. Это работа неизвестного скульптора 2 столетия. Она сохранилась благодаря тому, что ее приняли за облик Константина, когда уничтожали все языческие идолы. Сначала она стояла на Римском форуме, позже – в Латерано, и только в 16 столетии по приказу Папы Павла III ее перенесли на сегодняшнее место. Здесь она располагалась до 2005 года, а потом ее перенесли в Капитолийский музей, а на улице сейчас стоит ее копия.

Стоит отметить еще одно местное «чудо» — Дворец Сенаторов. Он украшен изящной двойной лестницей. В одной из ниш находится статуя богини Минервы, а перед ней раскинулся фонтан. С обеих сторон от богини расположены две фигуры, которые символизируют реки Нил и Тибр. Они были перенесены на Капитолий с Квиринала. Вверху дворца можно увидеть колокольню 1580 года, высота которой составляет 35 метров. Обратная стена дворца – это славная стена Табуляриев.

Особого внимания заслуживает церковь Санта-Мария-ин-Арачели, которая стала одной из первых христианских храмов в Древнем Риме. Легенда гласит, что здесь находится самый старый алтарь, который соорудили еще до того, когда родился Христос. Вы скажете, что это невозможно? Читайте дальше. Императору Августу явилось видение безумно красивой девушки с младенцем на руках, и этот ребенок был сыном Бога. Император был очень впечатлен этим событием и приказал построить на месте своей опочивальни алтарь.

В 8 столетии здесь оборудовали монастырь, а в 12 установили амвон. Базилика состоит из 3 нефов, которые разделены между собой белыми мраморными колоннами. В главном алтаре можно увидеть безумно красивую скульптуру Мадонны с младенцем. Кроме того, здесь хранится деревянная статуя Святого Младенца.

Левее от этой церкви расположена площадь Венеции, в центре которой установлен монумент Виктору Эммануилу II. Чтобы соорудить эту памятку были разрушены:

  • башня Павла III,
  • монастырь Арачели,
  • кварталы эпохи Ренессанса
  • и дворец Торлония.

Можно услышать, как эту достопримечательность называют «свадебным пирогом» и «печатной машинкой». Статуя короля возвышается на 30 метром, рядом сооружены другие фонтаны и скульптуры. Немного позже здесь добавили памятник солдату Первой мировой войны. Зайдя внутрь этого монумента, вы окажетесь в музей Рисорджименто.

В западной части площади Капитолия находится палаццо Венеции, построен Пьетро Барбо. Здесь находились посольства Австрии, Венеции, с балкона этого здания выступал Муссолини, здесь устраивали парады, демонстрации и сборы. Здесь тоже находится музей Капитолия с работами Бернини.

Обязательно прогуляйтесь по Серебряной улице, которая тянется от Форума Цезаря и называется так потому, что здесь раньше ремесленники устанавливали свои лавки и продавали серебряные украшения и посуду.

Среди всей роскоши и богатства есть еще одно весьма интересное здание – Мамертинская тюрьма. Это самая старая тюрьма Рима, сооружена в 7 столетии до нашей эры. В свое время в ней был наземный и подземный уровни. В 16 столетии над тюрьмой возвели церковь Сан-Джузеппе. Сегодня в этом помещении оборудован музей, который работает ежедневно с 9.00 до 19.00. Билет стоит 10 евро. За 40 минут вам проведут незабываемую экскурсию в историю Капитолийского холма.

Достопримечательности на Капитолийской площади

Памятников, исторических и культурных ценностей, а также загадочных, и ныне не раскрытых таинственных артефактов на Капитолийском холме не перечесть. И каждый из них имеет свою уникальную историю. Среди которых одна увлекательнее другой. Например, старая бронзовая статуя Марка Аврелия, величественно сидящего на коне, выполненная еще на заре новой эпохи неизвестным скульптором, когда-то не была уничтожена только потому, что новоиспеченные христиане приняли ее за изваяние Константина. До сих пор неизвестно, где эта статуя стояла изначально. Предполагают, что на площади Римского Форума или Колонны. Но на Капитолийский холм она попала только в 1538 году по распоряжению Папы третьего. Причем перенесли ее сюда из Латерано, где бронзовый Марк Аврелий и обитал с 8 века.

Еще одна любопытная достопримечательность площади – останки монетного двора и храма Юноны Монеты. Поражает история героини старинного памятника. Согласно легенде, священные гуси богини утра когда-то предупредили римский народ о грядущем наступлении галлов. Тогда-то Юнону и стали называть Монетой, что в переводе означало «предупредившая». Позже и чеканные деньги на дворе близ храма в ее честь стали звать монетами. Так и распространилось сие название по всему миру.

На заре своего обустройства Капитолийский холм представлял собой огромный величественный форт, к которому десятками лет не могли подступиться захватчики. Но уже к 13 веку он кардинально преобразился. В очередной раз был дотла сожжен храм Юпитера. Уничтожены все древние молитвенники и алтари – в честь вступления в силу новой веры. А сам холм настолько зарос причудливыми узорами растений и разрушился, что был привлекательным только для местного рогатого скота. За что его даже прозвали «Козьей Горой».

Но на том не закончилось величие старинного памятника. Сам Микеланджело взялся за его перестройку в 1532 году. И, будучи мастером непревзойденного таланта, буквально преобразил заброшенную местность в произведение архитектурного искусства. Теперь к холму ведут три лестницы. Боковые – узкие и длинные. И великолепная центральная лестница авторства самого Микеланджело. Впрочем, и ее изящество меркнет, когда взору гостя открываются просторы современного Капитолийского холма, разукрашенного всеми красками его долгой и увлекательной истории жизни.

Площадь

Создав площадь Капитолия в Риме трапециевидной формы, и обрамив её с трёх сторон фасадами дворцов, великий архитектор выразил понимание оптического восприятия архитектуры и раскрыл площадь к пространству города.

В центре площади – древняя бронзовая статуя императора и философа Марка Аврелия: в величавом безмолвии герой и правитель, разумом подчинивший себе мир, победоносно скачет вперёд. Подобные статуи наполняли всю огромную империю, но были уничтожены рьяными католиками как часть языческого культа.

Сохранилась только эта одна, потому что философа приняли за императора Константина, который открыл двери империи перед христианством. В этом есть не то божественная справедливость, не то божественный юмор. «Что бы кто ни говорил и ни делал, мой долг – быть добрым», – как неожиданно близки эти слова Марка Аврелия учению Христа.

Какое недоумение вызывал этот мудрый правитель, неохотно шедший в Колизей, и отвлечённо рассматривавший документы в самый пик кровавых зрелищ.

Именно в таком виде вы можете сейчас видеть одну из величайших центральных площадей в истории архитектуры.

Рим

Лестница Кордоната

Последним шедевром величайшего мастера стала лестница Кордоната. Внизу туристов встречают два мраморных льва, привезенных из Древнего Египта. В 1583 г. на вершине лестницы установили большие статуи Диоскуров, а вдоль балюстрады возвышаются скульптуры императоров. Безусловно, Капитолийский холм – это не только его красивая площадь и прилегающие дворцы. Не менее захватывающим зрелищем для туристов со всех концов планеты служат неповторимой красоты панорамы на сам Рим и Римский Форум. Лучшей считается смотровая площадка, расположенная рядом с памятником волчицы.

  • Высота: 46 метров.
  • Адрес: Piazza del Campidoglio, 00186 Roma RM, Италия.
  • Метро: станция Colosseo.

Нужно сказать, что в 1536 г. римляне ожидали прибытие императора Карла V Габсбурга и Папа Римский Павел III дал поручение Микеланджело провести полную реставрацию площади Пьяцца-дель-Кампидольо. В конце 1530-х г. великий Микеланджело одновременно занимался проектами различных сооружений, в том числе и собора Святого Петра. Как известно, заложенный в 1536 г. величественный центр Рима, при его жизни не был закончен. Проекты Микеланджело после его кончины были завершены Джакомо делла Порта. В следующем нашем материале мы расскажем вам про Термы Каракаллы, которые являлись общественными банями и пользовались большим успехом среди жителей Древнего Рима.

Музеи Капитолия

У музеев Капитолия есть очень достойный сайт, все экспонаты тщательно сфотографированы, можно посетить музей виртуально и составить представление о том, хотели бы вы заплатить 15 евро за билет и увидеть экспонаты в натуральную величину. Очередей в эти музеи в декабре не было. Мы туда не ходили.

Музеи располагаются в трех дворцах — палаццо Консерватори, палаццо Сенаторов и палаццо Нуво, расположенных вокруг площади.

Рим
Лестница палаццо Сенаторов

Вот собственно и все про парадную часть Капитолийского холма. В не парадной до сих пор стоят административные здания и там идет совсем другая не туристическая жизнь. Поэтому сейчас мы спустимся вниз, чтобы подняться по другой лестнице ведущей к церкви Санта-Мария-ин-Арачели.

Рим
Здание красного кирпича — Санта-Мария-ин-Арачели

На спуске мы заметили статую на первый взгляд, какого-то монаха, но это оказалось не так. Скульптура призвана напомнить о политическом деятеле средневековья Кола ди Риенцо (1313-1354, годы жизни). Он был низкого происхождения, но имел дар актера и вождя нации.

Рим
Памятник Коле ди Риенцо в Риме

Его пламенные речи имели успех у горожан и в один прекрасный момент Риенцо удалось возглавить восстание и стать по сути диктатором Рима, сам то он, конечно, называл себя народным трибунном. Преобразования его были весьма полезны, произвол баронов и разбойников пошел на спад, но ни что не длится вечно. Настал момент, когда обиженные бароны обрушили на него свой гнев. Считается что Риенцо убили на том самом месте, где ныне стоит памятник.

Ну и наконец удивительное — цветущие цикломены у подножия Капитолийского холма в декабре.

Рим
Цикломены

И нечто среднее между автомобилем и мотороллером электромобиль Renault Twizy. Говорят, что он двухместный, но я так и не поняла куда предлагается сесть второму человеку, там одно сидение, а уж сумки из супермаркета и вовсе девать некуда.

Рим
Маленькая машинка Рено на Капитолийском холме

В следующей статье я расскажу вам о церкви  Санта-Мария-ин-Арачели, она тоже стоит на Капитолийском холме. Думала уместить её в эту статью, но получилось очень длинно. Церковь достойна того, чтобы ради нее преодолеть 124 ступеньки, сделанные и камней добытых в Колизее и Большом цирке. Вас ждет великолепный интерьер и интересная история про фигурку младенца Христа, прозванную «Бамбино», всю усыпанную бриллиантами.

Возможно вам будет интересно почитать статью-обзор районов Рима для проживания — Как выбрать отель в Риме или где лучше жить в Риме. Там я даю краткое описание районов Рима и ориентирую по ценам на отели в каждом районе.

Капитолийская площадь: Тайный смысл рисунка Микеланджело

Даже тот, кто никогда не ступал на площадь Капитолия в Риме, но хотя бы раз держал в руках горсть мелких европейских монет, наверняка видел этот орнаментальный рисунок, растиражированный на 50-ти центах чеканки 2002 года.Версия, объясняющая начертанный Микеланджело проект оформления брусчатки Капитолийской площади, впервые была предложена венгерским историком и экспертом жизни художника Шарлем де Толнеем (Sharles de Tolnay). Именно она получила дальнейшее развитие в работах американского историка по архитектуре эпохи Возрождения Джеймса Акермана. Искусствоведы отмечали, что идея рисунка площади связана, очевидно, с Овальным камнем – одним из важнейших религиозных символов всех древних восточных цивилизаций. Он использовался для обозначения Центра мироздания.

Это интересно!

Omphalos – резной камень овальной формы, найденный при археологических раскопках храма Аполлона древнегреческого города Дельфы на склонах горы Парнас. Храм Аполлона являлся наиболее значимым в языческой культуре, а его святилище – Omphalos считался центром Мира, пупом Земли.

Изображения таких овальных камней, иссеченных ромбическим орнаментом, часто встречаются на древнеримских монетах. Также они были обнаружены и на фресках в Помпеях. На Римских форумах, возле Арки Септимия Севера и Храма Конкордии, когда-то находился римский эквивалент греческого Omphalos – Umbilicus Urbis Romae, то есть Пуп Города Рима. Частично сохранившийся артефакт, возведенный в республиканскую эпоху и сложенный из камня, покрытого белым мрамором, и сегодня можно видеть на своем прежнем месте.

Рим

Микеланджело стремился показать неразрывную связь этрусской культуры с древним Римом. Однако установка в центре Капитолийской площади овального камня, такого как в Дельфах, была невозможна – христианская церковь не допускала размещения любых языческих символов. Архитектор разработал зашифрованную в рисунке модель каменного Omphalos. Идея его интригующего дизайна заключалась в том, что город должен снова стать Umbilicus Caput Mundi, «Пупом Центра Мира».

В своем проекте художник вписал в овал ромбический орнамент, который расходился от центра 12-ти лучевой звезды. В Вавилонской астрологии зодиакальный пояс делился на двенадцать равных частей, называемых знаками. Каждому из них приписывались определенные метафизические свойства и были присвоены названия созвездий, расположенных вдоль эклиптики. Таким образом, по замыслу Микеланджело площадь Капитолия в Риме находилась, как бы, в центре созвездий, показывая, что центр Мира находится именно здесь. Сама структура геометрического рисунка гениального художника вызывала оптический обман выпуклой поверхности площади, давая ощущение огромной сферы.

Рим

Вероятно, эта зашифрованная в проекте Микеланджело модель Капитолийской площади была разгадана. По приказу Павла III Фарнезе вместо разработанного художником орнамента, в ее центр в 1538г. была помещена бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия, для которой архитектор разработал пьедестал. Скульптура, ранее украшавшая площадь у Латеранской базилики, чудом сохранилась лишь потому, что по ошибке была принята за изваяние императора Константина, вставшего на защиту христианства и прекратившего их гонения.

В 1979г. в результате террористического акта конная статуя Аврелия была повреждена взрывом и почти десять лет находилась на реставрации. Сегодня оригинальная скульптура хранится на первом этаже во Дворце Консерваторов, а площадь Капитолия украшает ее копия, установленная здесь в 1997 году.

Рим

На протяжении нескольких сотен лет никто не осмеливался воплотить оригинальный проект Микеланджело. Лишь в 1940 году итальянский архитектор и искусствовед Антонио Муньос (1884-1960), занимавший пост Главного инспектора области Лацио в сфере античности и изящных искусств с 1928 по 1944гг., на основе гравюры 1567г. воспроизвел гениальный замысел художника. Единственным противоречием воссозданного шедевра является размещение в центре Капитолийской площади конной статуи на пьедестале, установки которой так не хотел Микеланджело. Он считал, что это снижает значение его замысла, выражаемого латинской фразой «Romae Caput Mundi» – Рим столица Мира!!!

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит