Фото и описание
В 1710 году для дальнейшего расширения вновь строящегося города в Петербурге начали раздавать земельные участки по берегам Фонтанки под строительство загородных дворов. В 1724 году один из них достался зятю А. Д. Меншикова Антону Девиеру, тот самый, на котором позднее был возведен Аничков дворец. В 1727 г., после падения великого сподвижника Петра I его родственники также были арестованы и сосланы в Сибирь. Участок был конфискован.
Следующий его владелец, купец Лукьянов, после выхода указа о застройке Невской перспективы каменными домами, счёл для себя более выгодным продать его Елизавете Петровне, дочери Петра I, которая распорядилась построить на нём дворец, ставший первым каменным сооружением Невского проспекта.
Названием своим дворец обязан находящемуся рядом деревянному мосту, который был построен солдатами адмиралтейского батальона под руководством офицера Аничкова.
Строительство дворца осуществлялось по проекту архитектора М.Г. Земцова с 1741 года на правом берегу Фонтанки в стиле высокого барокко. Через полтора года Земцов умер, и руководство работами по возведению дворца было передано его ученику Г.Д. Дмитриеву, а затем Б.Ф. Растрелли, который существенно изменил первоначальный замысел. К весне 1751 года в основном завершилась отделка дворца, и это позволило освятить его церковь. Здание имеет Н-образный план. Центральная его часть — трехэтажная с большим двусветным залом. Крыльцом она соединяется с боковыми трехэтажными флигелями, которые венчают ребристые купола с луковичными главками. Центральным фасадом дворец был повернут к Фонтанке, а не к Невскому проспекту. Здесь же находится парадный двор, в котором был устроен бассейн, связанный с Фонтанкой каналом. Противоположный, западный, фасад дворца выходил к регулярному саду с павильонами и скульптурами. Высокие крыльца с портиками, поддерживающими балконы, украшают оба фасада.
Отделка помещений дворца осуществлялась согласно чертежам и под непосредственным наблюдением Растрелли. Живописные работы были выполнены Антроповым, Вишняковым, братьями Бельскими. Очень тщательно был продуман интерьер церкви, которая занимала третий и второй этажи бокового флигеля, параллельного Невскому проспекту. Её одиннадцатиметровый позолоченный резной трехъярусный иконостас славился богатством барочной орнаментики.
Более двухсот лет дворец постоянно менял своих хозяев: в восемнадцатом веке императрицы преподносили его своим фаворитам, а в начале девятнадцатого века, когда он снова стал собственностью семьи Романовых, появилась новая традиция — особы царской фамилии стали получать его в качестве свадебного подарка. После революции здесь был открыт Музей истории города, а позднее тут был устроен Дворец пионеров. В это время убранство дворца пострадало особенно сильно. Теперь здесь работают Дворец творчества юных и Аничков лицей.
Строительство Аничкова дворца
Когда по приказу императрицы в 1741 году начали строительство нового дворца, Санкт-Петербург не был еще тем великим городом, который мы знаем сейчас. Многих тогда удивило решение государыни, так как в то же время возводили Зимний дворец и Петергоф в Царском селе. В те времена на месте Невского была простая просека, а сам будущий дворец находился на окраине города. По замыслу Елизаветы он должен был стать украшением въезда в столицу. Его фасад обращен к Фонтанке. С этой же стороны были бассейн с пристанью. Аничков дворец стал первым из множества построенных в этом районе.Первоначальный проект дворца в стиле барокко и в виде разноэтажного здания в форме растянутой «Н» и создал Михаил Григорьевич Земцов. Но он умер в 1743 году так и не закончив строительство. Продолжал курировать работы его ученик Григорий Дмитриевич Дмитриев, а завершил все – Бартоломео Франческо Растрелли. Последний архитектор внес довольно много правок к первоначальному проекту Михаила Земцова.Центральная часть дворца имела три этажа. Она была соединена крыльцом с боковыми флигелями той же высоты. На них расположились ребристые купола в виде луковиц. Парадный двор украшал бассейн, а задний с западной стороны – регулярный сад. Его обустраивал в 1743 году Людвиг Киндер Тапера, англицский садовник, которого специально для этого пригласили из Стрельны. Фасады дворца украшали высокие по тем временам крыльца с портиками и балконами. Внутри дворца было много росписи. Ее выполняли Алексей Петрович Антропов, Иван Яковлевич Вишняков, братья Бельские и другие умелые художники того времени. После окончания отделочных и ландшафтных работ дворец стал немного похож на Петергоф.В 1751 году после окончания большей части строительных работ провели освящение домовой церкви Аничкова дворца, расположенной на втором и третьем этаже бокового флигеля по стороне Невской перспективы. Она отличалась необычайным богатством отделки: терхярусный резной иконостас с позолотой и барочными орнаментами достигал одиннадцати метров. Официально годом завершения строительства Аничкова дворца считается 1751, но на протяжении последующих десятилетий его неоднократно перестраивали согласно вкусам новых владельцев.
Дворец Белосельских-Белозерских
Рекомендовать место
10
2
Дворец Белосельских-Белозерских (Сергиевский дворец) архитектора А. Штакеншнейдера построен в стиле «второго барокко».
В конце XVIII века княгиня А. Белосельская купила небольшой домик у семьи Нарышкиных, после чего его перестроила. Здание, которое можно видеть сейчас, – работа архитектора Штакеншнейдера, который щедро украсил фасад здания декоративными барокковыми элементами: атлантами, кариатидами, колоннами, пилястрами. Внутри дворца находится широкая парадная лестница с мраморными каминами.
Владельцы дома, князья Белосельские-Белозерские, устраивали в своем доме приемы и балы. На приемах бывал даже Александр III, который позже выкупил дом у князей и подарил его своему младшему сыну Сергею. Позже дворец стал называться Сергиевским.
В 1990-е годы во дворце расположился Комитет по культуре мэрии и культурный центр, при котором был открыт Исторический музей восковых фигур. В культурном центре организовываются выставки и конференции. В одном из залов дворца находится концертный зал.
Баболовский дворец
Рекомендовать место
8
5
Баболовский дворец – культурное наследие Росси, расположен в Баболовском парке Города Пушкина. История его возникновения начинается с XVIII века: Григорий Потемкин в 3-х верстах от Царского Села устроил мызу с небольшим пейзажным садом.
В 1780 году был построен дом из дерева, который в 1785 году был перестроен в каменный дворец. Здание возводилось в готическом стиле: зубчатые парапеты, стрельчатые окна и восьмигранная башня с шатровым покрытием. Одноэтажное здание (летнее строение) выглядело оригинально и необычно, в главном помещении была установлена огромная мраморная ванна, в которой купались в жаркие дни.
К 1791 году здание оказалось заброшенным, так как его посещение было нечастым из-за его отдаленности. 1824-1825 года можно назвать вторым рождением дворца. Началась его перестройка В.Стасовым. Его размеры были значительно увеличены, в центре находился овальный зал, а мраморную ванную заменили гранитной. Гранит полировался 10 лет. Высота ванны достигала 196 сантиметров, глубина – 152, ее вес составлял 48 тонн. Ее назвали «первейшей в мире» (историк И.Яковкин).
Архитектурные работы закончились в 1829 году, реконструкция была огромной, но готический стиль был сохранен. В годы отечественной войны Баболовский дворец основательно пострадал, но ванна сохранилась. Немцы даже пытались вывезти ее. Но не смогли. Сегодня дворец представляет собой руины, но реставрация предполагается.
Китайский дворец
Рекомендовать место
8
3
Китайский дворец является частью дворцово-паркового ансамбля под названием «Ораниенбаум». Он был построен в 1762-1768 годах архитектором Антонио Ринальди для Екатерины II.
Некоторые элементы интерьера дворца отделаны в китайском стиле, откуда и пошло его название. В 1922 году здание превратилось в музей, в котором хранятся собрания произведений японского и китайского прикладного искусства. Он уникален тем, что выполнен в стиле рококо, что было большой редкостью для построек середины XVIII века.
В 2011 году сооружение было отреставрировано. Теперь здесь открыты 4 зала – Зал муз, Большая антикамера, Стеклярусный кабинет и Голубая гостиная.
Внешний облик дворца отличается простотой и строгостью внешнего облика, в тоже время, все сооружение говорит об изысканности, роскоши и разнообразии внутреннего убранства. Дверные и оконные проемы застеклены и имеют большие размеры. Каждое помещение отличается по форме и отделке в зависимости от своего назначения. Мебель создавалась отдельно для каждой из комнат по эскизам архитектора.
Ринальди связал внешний облик дворца с близлежащим парком и прудом. Более торжественно выглядит северный фасад. Его центр выделяется, благодаря овальному ризалиту с четырьмя пилястрами. Выступ завершается небольшим фронтоном и фигурным аттиком в стиле барокко. На нем стоят три белые скульптуры, по осям которых расположены окна-двери. Эти дверные проемы имеют полуциркульные завершения.
Южный фасад отличается от северного. К сооружению пристроены два выступающих ризалита. На первом этаже находится застекленная галерея.
Аничков дворец при императоре Александре III
Император Александр III с семьей, находясь в Петербурге, жили в Аничковом дворце. Граф Сергей
Дмитриевич Шереметев вспоминает: «Император обыкновенно после завтрака садился у окна с видом на
Невский проспект. Он любил рассматривать, проходящих и едущих по Невскому и делал свои замечания.
Но не меньше чем император любил наблюдать за своими поданными, любили и подданные смотреть на
императора, когда он зимой в Аничковом саду скатывал снег в огромные с человеческий рост, комья.
В саду Аничкового дворца были устроены ледяные горы и каток. Здесь собирались дети и государь
охотно возился с ними и играл в снежки».
В Аничковом дворце регулярно проходили балы по нескольку в сезон. По воспоминаниям графа Шереметева
«Придворные балы были наказанием для государя. Государь показывался вначале бала, радушно принимал
гостей и уходил в свой кабинет. Возвращался он ко времени ужина. И если катильон продолжался
слишком долго, а супруга императрица Мария Федоровна не хотела заканчивать танцевать, государь
придумал особое средство. Музыкантам было приказано удаляться по одиночке, постепенно оркестр слабел,
пока наконец не раздавалась последняя одинокая струна, которая наконец смолкала. Все оглядывались,
в недоумении и тогда бал прекращался сам собою».
Император Александр III отличался высоким (193 см) ростом. В юности он обладал исключительной силой —
пальцами гнул монеты и ломал подковы. Он совершенно лишён был аристократизма и одевался очень просто.
Например, мог одеть солдатские сапоги или в домашней обстановке надеть русскую рубаху с вышитым на
рукавах цветным узором.
Придворный этикет и церемониал при Александре III стали гораздо проще. Он сильно сократил штат
министерства двора, уменьшил число слуг и ввёл строгий надзор за расходованием денег. Дорогие
заграничные вина были заменены крымскими и кавказскими, а число балов ограничено четырьмя в год.
Вместе с тем большие деньги расходовались на приобретение предметов искусства. Император был страстным
коллекционером, уступая в этом отношении разве что Екатерине II. Приобретения Александра III — картины,
предметы искусства, ковры уже не помещались в галереях Зимнего, Аничкова и других дворцов. Собранная
им обширная коллекция после его смерти была передана в Русский музей, учрежденный его сыном императором Николаем II.
Последняя хозяйка
После смерти Александр III в Аничковом дворце осталась проживать его супруга, вдовствующая императрица. Расходы по его содержанию взял на себя их сын, Николай II.В 1897 году здесь впервые показывали кинематограф. А с 1899 года при дворце работала школа, открытая специально для детей служащих. Последнее знаменательное событие императорской семьи Аничков дворец «видел» в 1914 году: венчание княжны Ирины Александровны с князем Феликсом Феликсовичем Юсуповым.На этом «царская летопись подарков» Аничкова дворца закончилась. Дальше началась совсем другая эпоха – Советское время.
Памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге: общие сведения
Монумент был установлен на площади перед театром к юбилейной дате — 110-летию правления Екатерины Великой. Событие это состоялось 25 ноября 1873 года, а ровно сто десять лет назад — 25 ноября 1763 года Екатерина II, свергнув с престола законного наследника Петра Федоровича (императора Петра III), узурпировала трон при поддержке большого количества русских дворян и гвардейцев всех полков, приближенных к трону: Преображенского, Семеновского, Измайловского, Конной гвардии. Ей на верность присягнули Сенат и Синод. Церковь узаконила акт возведения на престол, провозгласив Екатерину Алексеевну законной императрицей, а ее сына Павла Петровича — наследником престола.
На памятнике можно прочитать надпись: «Императрице Екатерине II в царствование Императора Алексанра II». Начало реализации идеи совпало со столетней годовщиной восшествия на престол блестящей Екатерины, но создание растянулось на десять лет. Сам памятник отлит из бронзы и установлен на гранитный постамент. Вес сооружения — 270 кг, а высота всего монумента — 14,2 м. Это один из самых крупных монументов Северной столицы. Автор памятника Екатерине 2 в Санкт-Петербурге не один, а целая группа петербургских мастеров.
О Дворце
В самом центре Петербурга, там, где Невский проспект встречается с Фонтанкой, расположен великолепный памятник русской архитектуры XVIII-XIX столетий – Аничков дворец.
Облик дворцового ансамбля складывался постепенно, под влиянием сменяющих друг друга эпох, архитектурных стилей, аристократических владельцев. В разное время Дворец принадлежал фаворитам императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, становился резиденцией императорской семьи. Являясь старейшим на Невском проспекте, дворец пережил многочисленные переделки. В проектирование и строительство зданий на территории Аничковой усадьбы свою лепту внесли многие известные архитекторы: М.Г. Земцов, Ф.Б. Расстрелли, И.Е. Старов, Л.Руска, Дж. Кваренги, К.И. Росси, А.И. Штакеншнейдер и другие.
Сегодня некогда императорская резиденция принадлежит детям. С 12 февраля 1937 года здесь размещается главный детский дворец города – Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных (до 1990 года – Ленинградский Дворец пионеров).
Дворец продолжал свою работу даже в тяжелые блокадные годы: были открыты кружки, детская площадка, библиотека, состоялась городская олимпиада детского творчества и даже новогодняя елка. Концертные бригады из учащихся художественного отдела и танцевального ансамбля Дворца пионеров под руководством балетмейстера А.Е. Обранта выступали в военных частях и госпиталях. 70 воспитанникам детского фронтового ансамбля были вручены медали «За оборону Ленинграда».
Двери Дворца всегда открыты миру увлечений юных петербуржцев: искусство, наука, техника, спорт, общественная деятельность и многое другое. Круглый год здесь проходят фестивали и конкурсы, игровые программы и спектакли, предметные олимпиады и научные конференции. Каждый день – новое событие! Дворец является постоянным местом встречи участников различных городских и всероссийских педагогических конференций и семинаров, фестивалей и конкурсов.
Дворец и сегодня продолжает традиции, заложенные три четверти века назад. Среди его выпускников несколько поколений выдающихся деятелей культуры, науки, спорта. В стенах Дворца наиболее одарённые школьники завершают среднее образование в Аничковом лицее. Концерты, вечера, праздники проходят в пышных парадных интерьерах Аничкова дворца. Анфилады гостиных, залы, кабинеты, оформленные в стиле русского классицизма, – прекрасное место для проведения официальны приемов, ассамблей, выставок, балов, камерных концертов.
Аничкова усадьба – сердце Дворца. Здесь расположены памятники архитектуры: Аничков дворец, Сервизный корпус, здание Кабинета, другие сооружения. На этой территории также находятся красивейший сад и современный театрально-концертный комплекс «Карнавал». Дворец творчества юных, несмотря на свой уже солидный возраст, – динамично развивающееся учреждение. За 82 года он шагнул далеко за стены Аничковой усадьбы. В курортной зоне на Карельском перешейке расположен Загородный центр детско-юношеского творчества «Зеркальный» – излюбленное место отдыха ребят и педагогов. Гордость Дворца – два современных комплекса, открытых уже в XXI веке: эколого-биологический центр «Крестовский остров» с современными лабораториями, теплицами и вольерами и учебно-оздоровительный комплекс, включающий в себя бассейн с четырьмя дорожками, тренажерные залы, залы для гимнастики и хореографии.
С честью помня о достижениях, сохраняя традиции, сегодня Дворец готов покорять новые высоты!
Советское время
После революции дворец был приватизирован государством. Поначалу тут разместилось министерство продовольствия. Далее, с 1918 по 1935 год, была оборудована экспозиция городского музея.
Отмечу, что не именно Санкт-Петербурга (Петрограда-Ленинграда), а городов, как таковых, вообще. Возглавлял его архитектор Л. А. Ильин. В залах бывшего Императорского Кабинета функционировали «офисы» коммунальной и социальной гигиены, а также библиотека Музея города. Период церковных репрессий коснулся и домового храма дворца. В итоге, в 1926 году его купола снесли и переплавили. Что касается музея, то в 1928 закрыли и его. Имущество было распродано и роздано для других экспозиций.
Образование Дворца пионеров
И вновь – исторический зигзаг. Я вам уже рассказывала, что в стенах Аничкова дворца воспитывались царские наследники, а в конце XIX века даже находилась школа для детей служащих . Это словно положило начало появившемуся тут в 1937 году грандиознейшему в стране Дворцу пионеров и школьников.
Для этой цели Аничков дворец вновь переделали (по эскизам А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского). Две комнаты здания были украшены палеховской росписью по мотивам произведений А. С. Пушкина и А. М. Горького.
Во Дворце сразу открылось более ста секций и кружков.
Уверена, что всем известны имена: Виктор Корчной, Станислав Жук, Алиса Фрейндлих, Лев Лурье, Елена Образцова…
Профессиональный звёздный путь этих людей начался именно в данном Ленинградском дворце пионеров.
Аничков дворец в Великую Отечественную войну
Расскажу теперь о судьбе дворца в то трагическое для всей страны время.
Уже с октября 1941 года по май 1942 года на его территории работал хирургический госпиталь. Сам Дворец не закрывал свои двери для детворы все страшные блокадные дни! Несмотря ни на что, именно тут в 1942 году был проведён выпускной для ленинградских школьников. Кроме того, проходили здесь и новогодние елки, и творческие олимпиады.
А концертные бригады художественных кружков Дворца пионеров, превозмогая слабость от голода, выступали перед бойцами в госпиталях и в воинских подразделениях.
Неспроста 70 молодым артистам были вручены медали «За оборону Ленинграда». Пострадавший от артобстрелов комплекс дворца к 1945 году уже сумели восстановить.
История
Начал строиться в 1741 году по указу императрицы Елизаветы, только что взошедшей на престол в результате очередного переворота. Проект разноэтажного здания в виде растянутой буквы «Н» был создан одним из первых архитекторов новой столицы Михаилом Земцовым, однако тот скончался в 1743 году. Завершал строительство в стиле высокого барокко уже Бартоломео Растрелли.
Аничков дворец. Гравюра, раскраска акварелью. Я. Васильев по рисунку М. И. Махаева, 1753 год
В это время Фонтанка служила окраиной города, а Невский проспект был ещё просекой. Таким образом, дворец должен был украсить въезд в столицу. От Фонтанки к дворцу был прорыт специальный канал, завершавшийся у входа небольшой гаванью. Отсюда и необычное положение дворца, стоящего к Невскому проспекту боком. Построенный дворец, напоминавший с устроенным рядом садом, фонтанами, цветниками Петергоф, Елизавета подарила своему фавориту Алексею Разумовскому. Впоследствии дворец неоднократно выступал в качестве подарка, обычно на свадьбу. После восшествия на престол Екатерина II, выкупив его у брата Разумовского — Кирилла, сочла более всего уместным подарить его также своему фавориту графу Григорию Потёмкину. К подарку были присовокуплены 100 тыс. рублей на обустройство дворца «по вкусу». В итоге дворец был переделан в 1776—1778 годах архитектором И. Е. Старовым в стиле классицизма, поэтому характерная для барокко разноэтажность постройки была уничтожена, лепнина исчезла, гавань засыпана. В результате дворец стал более строгим, но и монотонным.
В конце XVIII века дворец был откуплен в казну, некоторое время в нём находился Кабинет Его Императорского Величества, для которого впоследствии на набережной Фонтанки перед дворцом архитектором Кваренги было построено два отдельных корпуса, которые закрыли обзор дворца с Аничкова моста. В 1809 году Александр I подарил дворец своей любимой сестре великой княгине Екатерине Павловне как приданое на свадьбу с принцем Георгом Ольденбургским. Когда в 1816 году та повторно вышла замуж и уехала из России, дворец опять был куплен в казну.
В следующем, 1817 году Александр I подарил дворец на бракосочетание своему брату Николаю Павловичу, будущему Николаю I. При нём зодчий Росси перепланировал некоторые интерьеры дворца, а также включил дворец с прилегающим садом в ансамбль площади Александринского театра (ныне площадь Островского): он пристроил с юга дугообразный «сервизный корпус», соорудил ограду вокруг дворцового сада и построил на его западной стороне два одноэтажных павильона. После восшествия на престол и переезда в Зимний дворец Николай переселялся сюда на время поста, здесь же проводились придворные балы. Когда Зимний дворец реконструировался после пожара 1837 года, императорская семья переехала в Аничков и проживала в нём некоторое время. После смерти императора в 1855 году дворец был переименован в «Николаевский», однако название не прижилось.
Во дворце воспитывался и сын императора Александр, будущий Александр II, одним из его учителей был друг Пушкина поэт Василий Жуковский, который имел во дворце собственную квартиру. Он же обучал русскому языку императрицу Александру Федоровну. 23 ноября 1836 года на аудиенцию к императору был приглашён Александр Пушкин, от которого Николай потребовал воздержаться от дуэли.
В 1841 году Николай подарил дворец, опять же на свадьбу, сыну Александру, а тот через четверть века — также на свадьбу сыну, будущему Александру III. Опасаясь террористов, Александр III выбрал дворец в качестве своей резиденции. В это время была построена глухая стена со стороны площади. После его смерти дворец служил резиденцией вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Интерьеры дворца неоднократно подвергались переделкам в связи с желаниями новых владельцев. В результате обновлений помещений 1870-х годов в библиотеке и «музее» императора Александра III в окнах появились витражи мастерской Владимира Дмитриевича Сверчкова.
После революции недолго здесь просуществовал музей города, в 1925 году он был закрыт, и только 12 февраля 1937 года во дворце открылся Ленинградский Дворец пионеров, ныне Дворец творчества юных и Аничков лицей. Во время Великой Отечественной войны, 1 октября 1941 года во Дворце пионеров был открыт хирургический стационар. Он проработал всю первую блокадную зиму, приняв значительное количество раненых людей. Весной 1942 года госпиталь был переведён из Дворца, и в мае Дворец пионеров был вновь открыт для блокадных детей.
Перед главным корпусом Аничкова дворца растёт берёза, посаженная космонавтами Германом Титовым и Владимиром Комаровым.
Дворец Потемкина
Рекомендовать место
14
2
Усадьба Потемкина известна также как Таврический дворец, получивший свое название по титулу Потемкина – князь Таврический, который ему пожаловали после присоединения к Российской империи Крыма (Таврии).
Дворец построили по указанию Екатерины II в классическом стиле по проекту И. Старова, общая площадь 65 700 кв. метров, высота 12 м. Внутри дворца скрывались помпезные интерьеры: богато украшенная лепниной ротонда, фигурные печи, камины, расписные стены и плафоны.
После смерти Потемкина его усадьбу взяли в казну. Позже дворец передали Конногвардейскому полку. После 1900-х годов здание перестроили в связи с размещением в нем Государственной думы. В 1918 году дворец переименовали в Дворец Урицкого, но название не прижилось. После реставрации до 1990 года в усадьбе размещалась Ленинградская высшая партийная школа.
Сейчас дворец является штаб-квартирой Межпарламентской Ассамблеи стран-участников СНГ.
Морская пристань. Петродворец
Рекомендовать место
4
1
В Нижнем парке Петергофа расположена пристань «Петродворец». Раньше Петровская гавань использовалась как для торжественных целей, так и в хозяйственных нуждах. Кроме приемов пароходов с гостями, на пристани также разгружались большие и малые суда, привозившие в Петергоф различные припасы или строительные материалы. Когда наступали дни иллюминации, в акваторию заходили военные корабли, украшенные разноцветными флагами и огнями.
В 1963 году была построена современная пристань с ее железобетонными причалами. По велению Петра I во время постройки канала, его стены укрепляли булыжным камнем на мху. Но со временем, вода разрушила булыжное покрытие, и стены стали валиться, замуливая канал. В 1728 году архитектор М. Земцов предложил выкладывать стены из плиточного камня и кирпича, а дно закладывать булыжником. Тогда же и была произведена реконструкция канала.
До пристани из центра Санкт-Петербурга было организовано множество пассажирских маршрутов, суда отправлялись от Эрмитажа, Кунсткамеры, Медного всадника. От Дворцовой площади, до пункта назначения вы доберетесь теплоходом за полчаса. Около пристани в Петродворец расположена вертолетная площадка.
Дворец пионеров
После грянувшей в 1917 году революции Аничков дворец новая власть национализировала, а с октября 1918 года по 1934 год в нем размещался Музей города. За это время бывшую императорскую резиденцию посетило несколько десятков тысяч человек. Постепенно многие предметы быта и коллекция произведений искусства были распроданы, остальные вывезены из дворца и рассортированы по разным хранилищам.
В 1935 году в судьбе Аничкова дворца снова произошли изменения – его реконструировали в Дворец пионеров, для чего по проекту советских архитекторов Александра Гегелло и Давида Кричевского разобрали своды в цокольном этаже, несколько несущих стен и перегородок, помещения переоборудовали в игровые комнаты, в бывшей церкви устроили кинолекционный зал на триста мест.
Две комнаты дворца советские художники расписали сказочными сюжетами по мотивам сказок А. С. Пушкина и произведений М. Горького. К зданию Императорского Кабинета архитекторы пристроили новые корпуса, в которых разместились студии творчества, учебные лаборатории и классы.
Дворец пионеров действовал до самого начала Великой Отечественной войны, пока в октябре 1941 года в нем не оборудовали военно-полевой госпиталь, проработавший без малого полтора года. Дворец часто обстреливали, и в результате прямого попадания артиллерийского снаряда в Главный корпус была значительно повреждена его кровля и полностью разрушен Зимний сад, созданный еще в 1874 году архитектором К. Рахау.
После прорыва блокады города в 1944 году поврежденные здания ансамбля Аничкова дворца были восстановлены и в них вновь зазвучали детские голоса – Дворец пионеров возобновил свою работу.
В 70-х годах минувшего столетия здание бывшего Манежа реконструировали и в нем разместились спортивные помещения для фехтовальщиков, боксеров и гимнастов.
В настоящее время бывшая императорская резиденция называется Дворцом творчества юных, преобразованным из Дворца пионеров в 1990 году. С 1989 года в Сервизном (Конюшенном) корпусе усадьбы располагается Аничков лицей – престижная общеобразовательная школа с научным уклоном. С 1991 года в усадьбе работает Музей истории, который ежегодно посещает огромное количество людей, открывая для себя эту страничку прошлого России.