Лувр

7 Психея, возрожденная Поцелуем Любви Антонио Кановой (Richelieu Wing, Pavillon de Flore)

Лувр

Психея, возрожденная Поцелуем Любви Антонио Кановой (Richelieu Wing, Pavillon de Flore) jay.tong / фото изменено

Из всех неоклассических скульптур 18-го века в залитой солнцем галерее Pavillon de Flore этот самый очаровательно романтичный и красиво оформленный. Эта скульптура под названием Psyché Ranimée par le Baiser de l’Amour на французском языке, была вдохновлена ​​мифологической историей Амура и Психеи из книги Овидия Метаморфозы, В этой истории Амур видит Психею, которая упала в сон после того, как вдыхала запретное зелье. Амур мягко подходит к Психее, собирающейся поцеловать ее. Затем Психея просыпается и вяло обнимает Амура. Это нежный момент, захваченный этим очаровательным шедевром.

Антонио Канова создал пьесу, которая полна эмоций, характерных для романтической неоклассической скульптуры. В то же время скульптура настолько точна, что фигуры кажутся реалистичными

Обратите внимание на тонкую скульптуру крыльев Купидона, колчан, полный стрел, и орнамент на амфоре. Полюбуйтесь тем, как Амур держит шею Психеи и кривую ее бедра, когда она поворачивается, чтобы обнять его, все проявляются с совершенным чувством меры и движения

Тщательно выточенные черты и анатомические детали, такие как пупка Брюса и изящные пальцы ног, добавляют ощущение подлинности на сцену.

Лувр становится музеем.

Идея достойного служения идеалам Прогресса и, в связи с этим, превращения Лувра в общедоступный музей наук и искусств, была выдвинута французскими просветителями в середине 18 в. Художник Гюбер Робер предложил проект перестройки Большой галереи с целью создания в ней верхнего освещения через застекленный потолок (проект был осуществлен в начале 19 в.)

В 1793 часть залов Лувра была преобразована, и музей был открыт для публики. Однако работы в нем продолжались. Особенно грандиозный размах они приняли при Наполеоне Бонапарте. Крупнейшие архитекторы этой эпохи Ш.Персье и П.Фонтен значительно расширили площадь Лувра за счет новых пристроек. В это время была возведена еще одна галерея, параллельная Большой галерее.

Работы по реконструкции Лувра и увеличению его площади продолжали осуществляться и в последующие десятилетия, особенно интенсивно они производились в годы правления Наполеона III (с 1848).

После падения его режима в 1870 началась реконструкция зданий Лувра и строительство новых помещений, которое продолжается вплоть до нашего времени. С тех пор как Лувр перестал служить одной из резиденций властей Франции, бывшие административные помещения стали постепенно освобождаться и передаваться музею. Этот процесс затянулся на долгие годы. Только в 1960–1980-е последние административные учреждения покинули Лувр. К 1980-м в распоряжение музея перешел весь комплекс зданий, включая северное крыло, где до недавнего времени располагалось министерство финансов.

Новый этап строительных работ наступил в 1980-е, когда началось осуществление проекта «Большого Лувра», предпринятого по инициативе президента Ф.Миттерана: перепланировка центра Лувра и устройство нового входа в музей. Проект разработал американский архитектор китайского происхождения Ео Минг Пей. Он создал большую стеклянную пирамиду, поднявшуюся в центре Двора Наполеона, а вокруг нее три пирамиды поменьше. Рецепт стекла для пирамид был специально разработан в соответствии с новейшими технологиями так, что эта конструкция излучает свет. Между пирамидами расположился треугольный бассейн из темного камня, едва возвышающийся над уровнем земли. Завершается композиция, которую архитектор назвал «ландшафтом», фонтаном.

В настоящее время вход в музей расположен в большой пирамиде. В центральную колонну вмонтирован лифт. В главном вестибюле расположились различные службы музея, билетные кассы, доска объявлений, гардероб и др. По установленным здесь эскалаторам можно подняться в разные залы музея.

Во время проведения строительных работ под двором Лувра, называемом «кур карре» – квадратный двор, были раскрыты фундаменты, часть стен и помещений старинной цитадели, построенной в 13 в. при Филиппе Августе. Этот комплекс, получивший название «Средневековый Лувр», стал новым подразделением музея.

Практические советы для туристов по посещению Лувра

Рассказы о постоянных очередях у Пирамиды Лувра, об утомительных путешествиях по огромным коридорам и толпах людей возле картины «Мона Лиза» могут вызвать у вас сомнительное чувство страха перед посещением этого музея еще до того, как вы туда попадёте. Нижеследующие практические советы и рекомендации помогут вам в путешествии по залам музея Лувра.

В хорошую погоду, ожидая своей очереди перед главным входом в музей через Пирамиду Лувра, вы можете осмотреть и по достоинству оценить удивительные по своей красоте геометрические пирамиды и фонтаны во Дворе Наполеона.

В том случае если идет дождь и у вас создаётся впечатление, что очередь слишком длинная, вы можете воспользоваться дополнительными входами. Через Ворота Львов, к востоку от Королевского моста (Пон-Руаяль) или же прямо под Триумфальной аркой Карузель; к этому последнему входу можно попасть от дома № 99 по улице Риволи, а также со стороны станции метро Пале-Рояль/Мюзе-дю-Лувр, платформа линии № 1.

После того как вы купите билет в музей Лувр (Louvre Museum) либо музейную карточку, вы сможете войти в здание музея и через Пассаж Ришелье. Для людей с ограниченными возможностями предусмотрен вход в центре Пирамиды через футуристическую опускающуюся и поднимающуюся колонну.

Часы работы постоянной экспозиции музея: с 9.00 до 21.30 по понедельникам и средам, 9.00-18.00 четверг-воскресенье; выходной день — вторник. Некоторые экспозиции музея закрываются попеременно один раз в неделю, так что если вас интересует что-то конкретное, необходимо более детально ознакомиться с расписанием работы музея на доске объявлений или на официальном сайте Лувра. Однако наиболее востребованные залы обычно открыты постоянно.

Стоимость входного билета, как правило, составляет 9 евро, но после 15.00 и по воскресеньям цена уменьшается. Для детей младше 18 лет вход бесплатный, а в каждое первое воскресенье нового месяца практикуется свободный вход для всех, за  исключением праздничных день. Билеты можно приобрести заранее в киосках торговой сети FNAC и «Вирджин Мегастор» (в частности, один из них находится прямо около входа в музей под Триумфальной аркой Карузель), а также на официальном сайте Лувра.

Имея на руках входной билет, вы можете ненадолго выйти из музея и перекусить, однако следует учесть, что непосредственно в самом музее располагаются как минимум три вполне приличных (но достаточно дорогих) кафе. Достаточно тихое кафе «Ришелье» (второй этаж крыла Ришелье), уютное кафе «Денон» (первый этаж крыла Денон) и более оживленное кафе «Мольян» (второй этаж крыла Денон), где имеется в наличии также летняя терраса. Кафе и рестораны под самой Пирамидой менее приятные и более шумные.

Не стоит пытаться охватить как можно больше залов: ведь даже если вы проведете в музее Лувр (Louvre Museum) весь день, вы все равно сможете увидеть лишь часть его огромной экспозиции. Если же вы предпочитаете в спокойной обстановке побродить по Лувру, вам не следует заходить в крыло Денон либо стоит просто прийти в музей во второй половине дня в понедельник или среду.

ЛуврЛуврЛувр

Больше фотографий музея Лувра (Louvre Museum) и его экспозиций здесь: Фотогалерея

Смена приоритетов от унылой серости к пышному убранству

В период царствования Франциска I Лувр официально получил статус королевской резиденции. С тех пор его облик и внутреннее убранство становились более роскошными. Архитектор Пьер Леско работал над перестройкой здания Лувра, планировал построить изящные павильоны с колоннами и статуями вместо тяжелых каменных башен. Он сделал внутренний дворик в форме квадрата. С трех сторон дворик окружали бы дворцовые стены, а четвертая оставалась бы открытой. Одним из вариантов было строительство небольшой аркады на четвертой стороне дворика.

Далеко не все планы и проекты Пьеру Леско удалось воплотить в жизнь. Он работал над зданием в течение 32 лет до своей смерти в 1578 г., но успел построить только западное крыло дворца и часть южного. В честь архитектора западное крыло Лувра получило название «крыло Леско».

История Лувра в Париже

История свидетельствует, что ранее на месте Лувра был военный табор франков. Впервые в письменности встречаются упоминания об этом дворце еще в 1204 году, где говорится о башне. В 1317 году сюда переместили сокровищницу королей Франции. По приказу Франциска башню снесли в 1528 году. Именно этот правитель был любителем произведений искусства, которые он активно коллекционировал. За время правления король пригласил на службу двору известных архитекторов того времени из Франции и Италии.

ЛуврСтроительство резиденции королей Лувра началось в 1546 году. Так как Лувр строили длительное время, к его сотворению приложили руку много архитекторов. Таким образом резиденция стала совокупностью разных стилей и направлений: ренессанс, классицизм. На первых этапах Лувр закончен не был. Строительство приостановилось при короле Луи XIV, который разместил свою резиденцию в Версале. Уже готовые помещения Лувра в Париже использовались как мастерские художников, их жилье, лавки ремесленников.

В одном из помещений решили разместить Королевскую академию живописи и скульптуры. Начиная с 1725 года в музей Лувр перевели ежегодную выставку — Парижский салон. И все равно, для дворца начался период упадка. Были даже мысли о его сокрушении в 1750 году. Франция пережила годы революции, в которые Лувр уцелел и сохранился.

ЛуврДворец приобрел статус публичного музея за времена французской революции. Музей был открыт в 1793 году, в годовщину падения монархии. Жители могли абсолютно свободного осматривать экспонаты трижды в неделю. В то время коллекция насчитывала 537 картин. Основная их часта когда-то принадлежала королю Франции. Ежегодно правительство выделяло круглую сумму для пополнения залов все новыми и новыми экспонатами.

ЛуврПосле окончания революции, пополнять Лувр продолжил Наполеон I. Он нанял архитекторов, и те начали свои работы по расширению здания. Были построены два новых крыла дворца в Париже. С 1871 года Лувр имеет тот вид, который мы наблюдаем сегодня. А в 1989 году в центре дворика была возведена известная всем стеклянная пирамида, которую Франция может считать одним из своих символов.

Дни посещения и цены

Лувр

Музей Лувра открыт ежедневно, кроме вторника, с 9.00 до 18.00, в среду и пятницу – до 21.45. За 15 минут до закрытия вас попросят освободить помещение. В праздники – 1 января, 1 мая и 25 декабря – музей закрыт.

С октября по март в первое воскресенье месяца доступ к постоянным коллекциям Лувра бесплатный, как и 14 июля, в День взятия Бастилии. Вечерами в среду и пятницу с молодежи до 26 лет тоже не спросят денег, только покажите удостоверение личности (думаю, загранпаспорт сойдет), в котором записана дата вашего рождения.

Билет в Лувр стоит 15 евро, но если вы хотите прогуляться по музею с русскоговорящим гидом, то будьте готовы расстаться с 45 евро. Правда, гид работает только с группой, поэтому либо приходите с друзьями, либо ждите, пока соберется необходимое число любителей искусства из России и стран СНГ. Но, мне кажется, тому, кто хоть немного знаком с историей искусства, экскурсовод в Лувре не понадобится – настолько известны его экспонаты.

Как пополнялись коллекции Лувра?

Собранные в Лувре экспонаты способны поразить даже самых искушенных знатоков истории и ценителей старины. Музей без преувеличения универсален. В его коллекциях представлены множество стран и огромные исторические периоды. Западная Европа, Ближний Восток, Иран, Греция, Египет. Начиная с античной эпохи и заканчивая новым временем (первой половиной XIX века). Коллекции, охватывающие годы с 1848-го и до наших дней, размещены в музее Орсе и также в Центре Жоржа Помпиду.

Лувр

Лувр

Лувр

Поначалу фонды Лувра пополняли коллекции, собранные в разное время монаршими особами. Например, итальянские полотна собрал Франциск I. Среди них знаменитейшие «Джоконда» Леонардо да Винчи и написанная Рафаэлем «Прекрасная садовница».

Лувр

Двести полотен – некогда собственность банкира Эверара Жабаха – оказались в стенах дворца благодаря приобретшему их Людовику XIV. Всего же к моменту открытия музея «вклад королей» составлял порядка двух с половиной тысяч различных полотен. В Лувр также были перебазированы изваяния из Музея французской скульптуры, причем, в большом количестве. Попали в Лувр и многочисленные образцы имущества дворян, конфискованные в годы революции.

Основателем и первым директором музея в Лувре был французский гравер и египтолог-любитель Доминик Виван-Денон, известный также как барон Денон. Ему довелось работать в этом качестве в эпоху наполеоновских войн. Что принесло свои плоды: в музее оказались ценные военные трофеи, а также археологические находки из ближневосточного региона. Так, «Брак в Кане Галилейской» (художник Паоло Веронезе) был привезен из Венеции в 1798 году. Чуть раньше, в 1782 г., король Людовик XVI приобрел «Маленького нищего» кисти Мурильо. «Автопортрет с чертополохом» (Дюрер) и «Кружевницу» (Вермер) музей приобрел в конце XIX – первой половине ХХ века.

Итак, в XIX-XX веках коллекции пополнялись разными способами: что-то приобреталось, а что-то преподносилось музею в дар. Скажем, коллекция Эдмунда Ротшильда перекочевала сюда согласно завещанию знаменитого банкира. Полотно же Эль Греко «Христос на Кресте» и вовсе как с неба упало: оно было взято в 1908 году из здания одного из судов в Восточных Пиренеях.

Из знаменитейших скульптур Лувра назовем Венеру Милосскую (находится в специальной галерее на первом этаже). Эта древнегреческая скульптура, известная также как Афродита с острова Милос, была найдена здесь французским моряком Оливье Вутье в 1820 году. Тогда же посол Франции приобрел ее у правительства Османской империи. Также упомянем Нику Самофракийскую. Она тоже была находкой, только на другом острове – Самотраки. Нашел ее, причем по частям, археолог и французский вице-консул в Адрианополе Шарль Шампузо.

Лувр

Как попасть в Лувр без очереди?

Большая очередь перед входом в музей мало кого обрадует. Покупка билетов может отнять достаточно много времени, а для туриста, приехавшего издалека, каждая минута на счету.

Как долго придется стоять перед входом, зависит в первую очередь от времени года. Например, летом (в сезон) можно потратить на это несколько часов. Безусловно, большую роль играют случайное стечение обстоятельств и простое везение.

Вот несколько советов, которые помогут посетить музей Лувр в Париже, не потратив лишнего времени:

  • Настоятельно рекомендуется купить входной билет заранее, тогда вы сможете воспользоваться отдельным входом, минуя очередь. Сделать это можно онлайн на сайте музея.

  • Для посещения Лувра лучше выбирать утренние часы — очередь будет меньше, останется больше времени для осмотра экспозиции.

  • Начиная с трех часов дня желающих войти внутрь становится значительно меньше.

  • Главный вход в музей организован через стеклянную пирамиду во дворе, большое скопление туристов наблюдается именно там. Но он не единственный доступен посетителям. В Лувр можно войти со стороны улицы Риволи и со станции метро Musée du Louvre напрямую.

  • В пространство под куполом можно попасть по переходу, ведущему из сада Тюильри. Вход незаметен, большого столпотворения там не бывает.

Лувр

Коллекции

Коллекции Лувра хранят шедевры искусства разных цивилизаций, культур и эпох. В музее около 300 000 экспонатов, из которых только 35 000 выставляются в залах. Многие экспонаты содержатся в хранилищах, поскольку не могут быть показаны посетителям более трёх месяцев подряд из соображений сохранности.

Экспонаты Лувра разбиты на следующие коллекции:

  • Древний Восток
  • Древний Египет
  • Древние Греция, Этрурия, Рим
  • Искусство ислама
  • Скульптуры
  • Предметы искусства
  • Изобразительное искусство
  • Графическое искусство
  • История Лувра

Древний Восток

В восточной коллекции собрано более 100 000 предметов искусства, созданные на территории античных государств Ближнего Востока и Междуречья. Коллекция департамента покрывает исторический период от эпохи неолита до начала исламской экспансии.

«Ассирийский музей» Лувра открылся 1 мая 1847 года, он подчинялся существовавшему в то время департаменту Античности. В 1881 году коллекция пополнилась предметами шумерской цивилизации, что и привело к созданию отдельного департамента Древнего Востока.

Восточная коллекция Лувра разделена на три раздела:

  • Междуречье
  • Иран
  • Восток Средиземного моря (Сирия, Палестина, Кипр)

Древний Египет

Отдел Древнего Египта был создан 15 мая 1826 года по распоряжению Карла X.
Первым смотрителем созданного Музея Египта стал расшифровщик древнеегипетских иероглифов Жан-Франсуа Шампольон.

В настоящий момент коллекция египетских древностей разбита на 3 части:

  • Римский Египет, Коптский Египет;
  • тематическая экспозиция;
  • хронологическая экспозиция.

Древние Греция, Этрурия, Рим

Департамент Древней Греции, Этрурии и Рима — прямой наследник Департамента Античности, одного из двух первых отделов открытого в 1793 году музея.

  • Архаическая Греция
  • Классическая Греция
  • Эллинистическая Греция
  • Этрурия
  • Древний Рим

Отдельные залы посвящены греческой керамике, глиняным и бронзовым изделиям, драгоценностям.

Искусство ислама

Секция мусульманского искусства существует в департаменте Предметов искусства Лувра с 1893 года. В 1932 году создаётся новый департамент Азиатского искусства, которому переходят все произведения исламской цивилизации Лувра. В 1945 году произведения азиатских цивилизаций передаются музею Гиме, а вновь созданная секция исламское остаётся в департаменте Древнего Востока Лувра. В 1993 году реорганизация Лувра позволила выделить исламскому искусству более 1000 м² выставочной площади, а в 2003 году создаётся отдельный департамент Искусства Ислама. Коллекция департамента содержит произведения исламской цивилизации от Испании до Индии, от зарождения исламской цивилизации до XIX века.

Скульптуры

В 1824 году открываются 5 новых залов, посвящённых периоду от эпохи Возрождения до XVIII века. В 1850 году к коллекции присоединяются средневековые статуи, а в 1893 году департамент скульптур становится независимым от департамента античности.

Картины

Брейгель А.Женщина, выбирающая фрукты

Коллекция содержит порядка 6000 картин, представляющих период от Средневековья до 1848 года. Произведения, датируемые после 1848 года, были переданы в Музей Орсе во время создания последнего.

Графическое искусство

Отдел графического искусства на сегодня содержит более 135 000 экспонатов, разделённых на три группы:

Зал рисунков (Le Cabinet des dessins), начинавшийся с коллекции французских королей, а затем значительно расширившийся за счёт новых приобретений и даров;

Калькография (Chalcographie) — около 14 000 гравюр на меди. Есть возможность заказать оттиски с медных оригиналов около 600 гравюр;

Коллекция Эдмона Ротшильда, переданная Лувру в 1936 году, содержащая около 40 000 эстампов, 3 000 рисунков и 500 иллюстрированных книг.
В связи с огромным числом экспонатов, а также из-за чувствительности бумаги к свету, не представляется возможным экспонировать их все постоянно. Их можно видеть либо во временных экспозициях, либо по заказу в специальном зале (la salle de consultation). Кроме того, постоянно проводится огромная работа по оцифровке изображений.

Что можно посмотреть в Лувре?

Не все знают, что это не только непосредственно дворцовый комплекс на площади Карузель. Современный Лувр включает в себя также:

  • Национальный музей Эжен-Делакруа – размещается в одной из квартир в 6-м округе Парижа, где художник жил с 1857 года. Здесь собрана коллекция коллекций, связанных с живописцем — картины, пастели, рисунки, литографии, письма и сувениры. Недавняя реконструкция сада предлагает посетителям убежище мира и спокойствия в самом сердце Парижа;
  • Сады Карузель и Тюильри — расположены в непосредственной близости от музея, между ним и площадью Согласия. Сад Тюильри – самый большой и старейший в Париже сад. Это образец ландшафтного искусства, с панорамами и скульптурами, он предлагает место отдыха и релаксации в самом центре города. Садовое турне организуется в 15:30 по субботам, воскресеньям и праздничным дням с конца апреля до конца октября. Начинается маршрут у подножия Триумфальной арки дю Карусель;
  • Гипсотеку в Версале – построена Жюлем Хардуином-Мансартом, находится напротив Версальского дворца. Представляет собой исключительный набор отливок, а также имеет богатый архитектурный фон. Гипсотека доступна для прогулок и экскурсий.

Стационарные экспозиции музея

Здесь предлагают посетителям около 35 тысяч предметов искусства и культуры, среди которых не только картины, но и:

  • памятники древних культур (Египет, Рим, Греция, Месопотамия и т.д.);
  • элементы быта (эпоха Средневековья, Возрождения);
  • статуи;
  • другие экспонаты.

И это только то, что выставляется систематически. Всего в запасниках больше 300000 экспонатов. Кроме того, часть предметов, например, картины, выставляются не больше 3 месяцев в году во избежание порчи под воздействием пыли, тепла, ультрафиолета. Оставшиеся 9 месяцев экспонаты хранятся в специально оборудованных запасниках, а на их место выносят другие. В Лувре также часто проходят тематические выставки, в том числе и из других музеев.

Разделы Лувра:

  • Древний мир (Египет, эллинская и романская культуры, Месопотамия, Азия)
  • Исламская культура и искусство;
  • Французское и итальянское искусство скульптуры (6-середина 19 веков);
  • Декоративно-прикладное искусство (вышивка, гобелены, посуда);
  • Графическое искусство (разные гравюры, рисунки);
  • Живопись (около 6 тысяч картин самых известных художников Италии и Франции).

Изюминки коллекции Лувра

ЛуврКоллекция Лувра

С момента своего создания в 1793 году как универсального музея, его коллекции являются одними из самых красивых в мире, охватывают несколько тысячелетий и территорию, которая простирается от Америки до границ Азии. Они содержат произведения, которые пользуются всеобщим восхищением, такие как Мона Лиза, Ника Самофракийская или Венера Милосская. Лувр сегодня является самым посещаемым музеем в мире.

ЛуврКартина Моно Лиза

Кроме нескольких всемирно известных произведений, в Лувре хранится еще ряд экспонатов, которые могут заинтересовать посетителя:

  • Статуя Карла Великого;
  • Статуя Сфинкса;
  • Свод законов Хаммурапи;
  • Коллекция этрусских памятников;
  • «Плот «Медузы» – картина Теодора Жерико;
  • «Коронация Наполеона» и «Смерть Марата» – картины непосредственно Жака Луи Давида;
  • Статуя Рамзеса Второго;
  • «Свобода, ведущая народ» — картина Эжена Делакруа;
  • Статуи «Рабы» Микеланжело;
  • Саркофаг муз;
  • Крылатые ассирийские быки;
  • Алмаз Регента – камень весом 140,64 карата – самый чистый алмаз в мире;
  • Апартаменты Наполеона.

ЛуврАпартаменты Наполеона

Кроме того, туристам рекомендуется заглянуть в цокольный этаж Лувра. Изюминка этого этажа – непосредственно стены. Они сохранились с 12 столетия, со времен, когда Лувр был крепостью.

1 Мона Лиза Леонардо да Винчи (Denon Wing, комната 6)

Лувр

Мона Лиза Леонардо да Винчи (Denon Wing, комната 6) Joaqun Martnez / фото изменено

Многие посетители приезжают в Лувр, чтобы увидеть эту картину. Мона Лиза является самым известным произведением искусства в музее. Маленькая картина покрыта дополнительным слоем плексигласа и, как правило, окружена толпой туристов, пытающихся ее увидеть. Ученые обсуждают, что делает Мона Лиза одна из самых известных картин в мире. Одним из объяснений является чувство тайны. Идентичность няни неясна. Женщина, изображенная, считается Лизой Герардини, женой флорентийского купца Франческо дель Джокондо. Альтернативное название Мона Лиза является La Gioconda или La Joconde.

Другим объяснением знаменитости картины является известная загадочная улыбка Моны Лизы, возможно, представляющая собой идеал счастья. Ее увлекательное выражение и взгляд на боку имеют возможность очаровывать зрителей. Наблюдатели отмечают, как Мона Лиза похоже, наблюдает за ними, где бы они ни находились в комнате. Созданная Леонардо да Винчи между 1503 и 1506 годами, картина была одним из первых портретов с половиной длины и имеет новый фон, изображающий необитаемую тосканскую деревню.

История. Дворец искусств на волчьем месте

Конец XII века – время для Европы, Парижа в том числе, неспокойное. Особенно донимали французов налетчики-викинги. Ходили они на своих ладьях-драккарах по морям, по волнам и в устья рек заглядывали, грабили, а после жгли те города и веси, что беспечно располагались на берегах. Париж потому с ужасом и трепетом ждал, что однажды и до него опять доберутся скандинавские грабители.

Лувр

Филипп II Август (Philippe II Auguste), известный также как Филипп Кривой, стал первым монархом страны, назвавшим себя против обыкновения не королем франков, а королем Франции. В 1190 году, дабы варяги, а также его зарившиеся на французский престол английские родственнички из династии Плантагенетов не застали парижан и других подданных врасплох, достроил (понятно, не сам) на правом берегу Сены донжон – Большую башню Лувра. А напротив, на левом берегу, появилась Нельская башня. Обе они замыкали крепостную стену, опоясавшую столицу. Позже рядом с Луврской башней выстроили замок-крепость. Из него, по замыслу короля, до́лжно было вести постоянное наблюдение за отрезком Сены от Парижа до впадения реки в пролив Ла-Манш, откуда и могли нагрянуть ушкуйники на драккарах. А сам Филипп, отдав распоряжения, в хорошей компании – с Ричардом Львиное Сердце и Фридрихом I Барбароссой – убыл в Крестовый поход.

Шли годы. Викинги изменились, бросили грабежи, постепенно стали достойными членами общества, некоторые даже монархами. И крепость на берегу Сены, в местности, названной Люпарой то ли потому, что там водились волки (на латыни – lupus, на французском – le loup), то ли ведущей свою этимологию от франкского слова «leovar» (укрепление), спустя век с четвертью стала резиденцией короля Карла V. А еще здесь хранили государственную казну и личную библиотеку самодержца, насчитывавшую аж 973 тома – громадное по тем временам собрание сочинений.

В 1528 году Большую башню Лувра разрушили по приказу короля Франциска I (François I) – как обветшавшую и морально устаревшую (ее прекрасно сохранившееся основание можно увидеть сейчас в музее, посмотрите на фото внизу). А на ее месте спустя пару десятилетий начали строить королевскую резиденцию. Три с лишним века прошло, не один десяток монархов сменился, пока при императоре Наполеоне III в 1852 году архитекторы и строители не поставили точку в деле создания Лувра, начатом Франциском – храбрецом, воякой, покровителем муз, пригласившим в страну итальянских мастеров во главе с Леонардо да Винчи, которые дали волшебный толчок французскому Ренессансу.

Лувр

Все эти годы короли и императоры из своих походов привозили в Лувр скульптуры, древности со всех концов света, выкупали работы у художников. Конечно, сначала коллекция была доступна только аристократии, но после Великой французской революции, в 1793-м, двери Лувра открылись для представителей всех сословий.

К 1989 году, к 200-летию революции, президент Франции Франсуа Миттеран (François Mitterrand) распорядился выстроить во дворе Лувра четыре стеклянные пирамиды и фонтаны по проекту американского архитектора китайского происхождения Йо Мин Пея. По-другому его имя пишется как Бэй Юймин (кстати, в апреле 2017 года ему исполнится 100 лет). Не всем понравилась эта идея, многие сочли кощунством появление хай-тека на фоне зданий в стиле классицизма. Но, как и в случае с Эйфелевой башней, пирамиды Лувра очень скоро стали для парижан родными. И не только для парижан. Впервые увидев это стеклянное чудо, я понял, насколько правильным и уместным было решение соорудить пирамиды здесь: их четкие линии прекрасно оттеняют старые стены дворца.

Лувр

Строительство продолжается

Роскошный дворец несколько раз обновлялся и перестраивался в период эпохи Возрождения. Над его обустройством трудились десятки архитекторов, стремясь довести ансамбль до совершенства. В это время была построена галерея, соединяющая Лувр с дворцом Тюильри.

Лувр

В период правления Людовика XIV дворец переживал времена упадка и практически полностью утратил свой статус королевской резиденции. Монарх поселился в Версале, а в Лувре остались проживать лишь скульпторы, живописцы и архитекторы. В это время даже появились планы по сносу дворца. К счастью, они так и не были осуществлены.

Французская революция внесла свои коррективы в жизнь дворца. С начала периода правления Наполеона III он перестал быть местом жительства правящей династии и приобрел статус Центрального музея искусств.

В это же время завершается строительство главной части дворца — возводится крыло Ришелье.

Великолепный Королевский дворец подходит для королей Франции

Лувр

Napoléon III Apartments Geoff Livingston / фото изменено

Коллекция произведений Лувра размещена в декадентском здании, первоначально средневековой крепости, созданной для короля Филиппа Огюста в 1190 году. Здание было усилено под руководством Карла V, Карла VI и Анри II и превращено в роскошный королевский дворец Людовиком XIII и Луисом XIV. Имея впечатляющие масштабы и роскошные детали, большие залы Лувра определенно подходят для короля. Salle des Caryatides это великолепный приемный зал, созданный для короля Анри II. Chambre de Parade du Roi (находится в комнате 25 отдела египетских древностей) — это спальня, где каждое утро Чарльз IX и Анри III встречали суд. Salle des Sept-Cheminées (Комната 74 отдела греческого, этрусского и римского древностей) была королевской квартирой Людовика XIV, пока он не переместил свой дворец в Версаль.

Даже после того, как Лувр уже не был королевским дворцом, он использовался для официальных целей Наполеона III. Посетители также могут увидеть роскошные комнаты Апартаменты Napoléon III (Richelieu Wing за лестницей Лефюэля). На выставке представлены Grand Salon и столовые Napoléon III. Иллюстрируя стиль Второй Империи, роскошный декор предлагает потрясающие люстры, позолоченные молдинги, декоративную штукатурку, шелковые занавески, бархатную мебель и красиво окрашенные потолки. Еще одна необходимая комната в музее — это Galerie d’Apollon, Этот великолепный приемный зал имеет потрясающую картину потолка, начатую Чарльзом Ле Бруном, воздавая дань уважения Людовику XIV, королю Солнца. Часть, не завершенная центральной частью Бронца, была написана Делакруа в 1851 году. Его захватывающая картина изображает Аполлон убивает змея Python.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит