Как предохранялись наложницы в гареме

Мумификация

   В любом случае, как бы ни изменялись представления о загробном мире, к столь важному переходу человека необходимо было подготовить. Особенную важность приобретала эта подготовка, если речь идет не о простом египтянине, а о самом фараоне.   После смерти тела усопших правителей подвергали мумификации

Зачем это делалось? Согласно христианскому вероучению, душа человека улетает на небо к Господу, а безжизненное тело разрушается. Но для людей Древнего Египта продолжение жизни без тела было невозможно. Ведь даже собственное ба не распознало бы его в разложившемся теле и не смогло бы существовать. Именно религиозные представления древних египтян заставили их придумать способы приостановления процессов разложения и сохранения мертвого тела в целости.   Жители Древнего Египта, должно быть, еще в далекой древности, в Додинастический период, заметили, что происходит с мертвым телом, погребенным в пустыне. В то время покойников хоронили, закапывая прямо в сухой каменистый грунт, в песок. В сухом жарком климате вся влага из тканей тела испарялась, бактериям было нечем поживиться, и мертвецы естественным путем превращались в высушенные палящим зноем мумии.   Египтяне находили в песке целые сохранившиеся тела и были уверены, что эти люди благополучно смогут жить вечно. Но потом для правителей и знати стали строить гробницы, и возникла необходимость искусственно предохранять мертвые тела, чтобы те не истлели. Постепенно сложилась традиция бальзамирования тел фараонов, позднее распространившаяся на менее значительных людей.

Спали ли Султаны с чернокожими рабынями

Первоначальная функция гарема заключалась в продлении рода правящего султана. Каждый повелитель должен был иметь, как минимум, около десяти сыновей, дабы обеспечить себя наследниками.

К сожалению, большое количество шахзаде в итоге приводило к борьбе между ними, и даже братоубийству. Но, видимо, что б братьям не было так обидно убивать друг друга, было введено правило: «Одна наложница – один сын».

Наложница султана могла быть любой национальности. Долгое время на османском престоле восседали светловолосые правителя, рожденные от славянок и европеек. Но со временем в моду вошли черкешенки, и султаны «потемнели».

Тем не менее в гареме никогда не было чернокожих наложниц. То есть в качестве служанок они использовались весьма успешно, так как были выносливыми и неприхотливыми, а вот в покои султана попасть им не было суждено.

Разумеется, дело было именно в престолонаследии. На османский престол не мог взойти чернокожий султан.

Да и вообще негритянки воспринимались турецкими мужчинами как нечто экзотичное, но совершенно несимпатичное. Турки с древних времен испытывали вожделение и интерес к светлокожим и светловолосым женщинам.

Но, разумеется, исключать того, что изредка султаны все же спали с чернокожими женщинами, исключать нельзя.
Кстати, что касается турецких сериалов о правлении султанов, то в Великолепном Веке негритянок мы не увидели, а вот в империи Кёсем нам все же показали, какое место они занимали в иерархии гарема.

Какое место занимала наложница в гареме султана

Султан мог содержать одновременно 700–800 наложниц. Среди них существовала жесткая иерархия. Естественно, все 800 не могли иметь «доступ к телу» правителя. Чаще всего, султан имел одну или несколько жен, а также несколько любимых наложниц. Остальные девушки могли годами не видеть своего повелителя. Фаворитки султана имели больше прав, чем остальные девушки. Ребенок, рожденный от любимой наложницы, естественно, не мог претендовать на то, чтобы занять место отца. Однако всех своих детей правитель устраивал в жизни. Исключительное право на престолонаследие имели только дети, рожденные в официальном браке. Но учитывая постоянную борьбу за власть, неизвестно, кому повезло больше: ребенку наложницы, которому ничего не угрожало, или маленькому наследнику, который каждый день рисковал стать жертвой чьих-то планов.

Как предохранялись наложницы в гареме

Кроме того, положение официальной жены не многим отличалось от положения, которое занимала наложница. Это значит, что все они были собственностью своего повелителя и жили пусть и в золотой, но клетке.

Девушки, которые не смогли попасть в ряды фавориток, исполняли массу других обязанностей. В первую очередь, хозяйственные. Поскольку вход в гарем посторонним был строго воспрещен, вся работа «по дому» была полностью возложена на плечи неудачливых наложниц. Одна могла следить за чистотой, другая — за распорядком, третья – за здоровьем всей «семьи», четвертая – за процессом приготовления кофе… и так до бесконечности. Обязанностей, как и рабочих рук, было достаточно.

Отбор наложниц

В гарем попадал не абы кто. Девушек отбирали среди рабынь, которых привозили из разных уголков планеты: Европы, Азии. Кровь правящей династии была далеко не турецкой, ведь матерями султанов становились гречанки, украинки, черкески, албанки и так далее.

Девушек отбирали в возрасте 12-14 лет. Их подбором занимались либо приближенные султана, либо их матери – валиде. Они имели большой авторитет во дворце, фактически правили всем гаремом. Юных наложниц сначала обучали. Они должны были уметь писать и читать. Рабынь знакомили с Кораном, турецкими традициями.

Как предохранялись наложницы в гареме

Но самым главным было изучение танцев и науки угождения мужчине. Использовались изощренные упражнения: к примеру, во влагалище наложницы помещали камень с привязанной к нему нитью, и девушка усилием мышц должна была натянуть и порвать эту нить.

Не все девушки в гареме были привезены из мест, в которые совершались набеги. Родители в Османской империи были готовы и сами продать дочь в султанский гарем. Это было огромной честью: девушка получала сытую и безопасную жизнь, высокий доход и даже шанс стать матерью следующего султана. Когда молодая наложница проходила обучение, ее родителям тоже выплачивали немалое вознаграждение. Особенно большую награду выдавали, если девушка приглянулась султану.

Как предохранялись наложницы в гареме

История и подробности жизни в гареме

Гарем занимает центральное место в западных популярных представлениях о женщинах в ближневосточных обществах. В этом контексте он часто ошибочно воспринимается как прославленный бордель, где мусульманский правитель или вельможа держит множество женщин, чтобы утолить свои желания.

Хотя некоторые современные мелкие князья в Персидском заливе и Тихоокеанском регионе действительно поддерживают такие учреждения, гарем исторически был гораздо более сложным институтом, направленным на воспроизводство и сохранение семьи. Классический пример гендерного пространства, он простирался, под различными названиями, до Европы и Азии.

Слово гарем происходит от арабского harim , ссылаясь на место, которое является запретным, священным и/или табу.

Как предохранялись наложницы в гареме

Соответственно, жилой гарем — это внутреннее пространство, недоступное для лиц, не принадлежащих к домашнему хозяйству. Как в частных резиденциях, так и в королевских дворцах его занимают женщины и маленькие дети.

Однако дворец мусульманской королевской семьи в эпоху Средневековья и раннего Нового времени содержал как женский гарем, так и мужское внутреннее святилище, доступное только членам семьи и личным помощникам. За такими пространственными постройками, которые были общими для царских дворцов по всей Азии в Византийской империи кроме того, в некоторых частях Африки бытует мнение, что правитель демонстрирует свою власть посредством изоляции и недоступности, а не публичной видимости. Большинство западноевропейских судов также содержат отдельные женские кварталы, хотя степень изоляции, как правило, не столь выражена.

Среди обитательниц женского гарема были мать правителя, незамужние дочери и сестры, а также жены. Исламское право разрешает мужчине иметь до четырех жен при условии, что он может обращаться со всеми ними одинаково, хотя мнения расходятся относительно того, что считать равным обращением.

К этим женам добавлялись многочисленные наложницы, обычно рабыни, привезенные из немусульманских земель и обращенные в ислам. Большой штат целомудренных женщин-служанок, многие из которых были рабынями жен и матерей правителя, выполняли самую разнообразную работу-от бухгалтерии до стирки одежды.

Как предохранялись наложницы в гареме

Чернокожие правительницы

Когда могущество Египта пошатнулось, его завоевывают собственные колонии – Нубия и Ливия. В храмы входят чернокожие фараоны, которым требовался особый статус. Чтобы находиться на троне по наследству, а не после захвата власти, они женятся на египетских аристократках, объявляя их и себя божественными воплощениями.

Известны факты, когда жены фараонов посвящали своих дочерей в супруги Амона, ведь столь высокий титул давал огромную власть. Многим чернокожим правительницам, возрождающим славу Фив, мужчина не требовался, и они передавали статус богини приемным дочерям. К сожалению, легендарный город был разграблен ассирийцами, и о могуществе богинь-фараонов уже никто не вспоминал.

Работающие в Египте археологические экспедиции раскрыли всему миру неизвестные доселе факты. Каждое новое открытие таких захоронений становится обсуждаемым событием в ученом мире.

Первый гарем, обнаруженный археологами при раскопках халдейского дворца в Телло, предположительно был построен в начале третьего тысячелетия до Рождества Христова.

Почему-то гаремы зачастую ассоциируются у нас с султанами или шейхами. На самом же деле гаремом мог обзавестись любой, у кого на это хватало средств. В доисламские времена мужчина мог иметь сколько угодно жен, но пророк Мухаммед ограничил их число четырьмя. При этом количество наложниц не оговаривалось, чем с успехом пользовались любители женских ласк. Наиболее распространены гаремы были в Турции, Египте, Индии, Персии и различных странах и племенах Африки.

Oriental Dance

Wilhelm Karl Gentz Germany 1822-1890 Woman at the beduin

camp

Thеodore Chassеriau (1819–1856)

Представление о гаремах, господствовавшее в Европе вплоть до начала ХХ века, неизменно связывалось с образом сладострастного старого распутника, развлекающегося среди сотен полуобнаженных юных дев. Для Турции такая сцена являлась гораздо большей редкостью, чем для Италии периода Возрождения или для крепостнической России ХIХ века.

William Gale United Kingdom 1823-1909

Okаnd konstnаr 1800-tal

Stephan Sedlacek 1868-1936

Турки, как правило, исторически имели гораздо более серьезные взгляды на жизнь, чем, скажем, египтяне или арабы. Несмотря на то что турецкие гаремы так часто фигурировали в европейской художественной литературе, живописи и балете, факты говорят о другом. Турки всерьез заинтересовались гаремами после того, как овладели Константинополем и увидели, что этот институт пользовался большой популярностью у византийских христиан.

JULES JOSEPH LEFEBVRE, SERVING TEA

Ferdinand Max Bredt — Odaliske

Sichel, Nathaniel 1843 — 1907

Несмотря на расхожие представления, господствовавшие в Европе вплоть до начала ХХ века, турецкий гарем совсем не был похож на дворец, где женщины скучают от безделья, ожидая, пока их позовут ублажать хозяина. Жизнь в нем была строго регламентирована, и всем управлял вовсе не хозяин дома, а пожилая женщина – его жена либо мать. У каждой обитательницы гарема имелся свой, четко очерченный круг обязанностей. Она была должна неукоснительно следовать бессчетному количеству жестких правил и инструкций. Во многих отношениях подобные порядки походили на монастырские.

Carl Werner (1808-1894)

A Moorish Couple on Their Terrace Eugene Delacroix

(1798–1863)

Jean Baptiste Ange Tissier

Султанский гарем отличался от остальных не только количеством евнухов

Для многих юных девушек попасть в гарем султана было большой удачей и зачастую – самым лучшим поворотом судьбы.

Девушку, как правило, покупали в очень юном возрасте, чтобы она успела получить хорошие навыки в искусстве обольщения мужчин, прежде чем начать соревноваться со своими старшими товарками в борьбе за внимание султана.

John Singer Sargent (1856-1925) Almina, Daughter of Asher Wertheimer

1908

Paul Desire Trouillebert

In the Harem

Emile Eisman-Semenowsky(1857–1911)

Те же, у кого были хорошие внешние данные, получали своего рода образование. Их учили играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать и готовить. Иностранок обучали турецкому языку.

Наложницам султана предоставляли великолепные возможности для отдыха и развлечений – как в самом гареме, так и в окружавших его садах, где они играли в разные игры, в том числе очень подвижные и шумные. В такие моменты они давали выход своей нерастраченной физической энергии и становились похожими на детей. А сам гарем в каком-то смысле можно сравнить со школой для девочек, с той лишь разницей, что в этом заведении их готовили к тому, чтобы они, время от времени отдаваясь своему повелителю, ублажали его как можно более изощренными ласками.

Orientalistas, Los

Ferdinand Max Bredt In einem Innenhof, Tunis

Henry Guillaume Schlesinger (1814-1893) A harem beauty

Escuela francesa o inglesa de la primera mitad del siglo XIX

Провинившиеся подвергались физическим наказаниям. Обычно их секли розгами, а не били палками по пяткам, так как это традиционное турецкое наказание могло нанести непоправимый вред здоровью наложницы, то есть сделать ее калекой.

Escuela francesa o inglesa de la primera mitad del siglo

XIX

Saada, the Wife of Abraham Ben-Chimol, and Préciada, One of Their

Daughters Eugène Delacroix (1798–1863)

GIRARD, FIRMIN MARIE FRANÇOIS

Ferdinand Max Bredt — Ruhende Odaliske

Egron Lundgren 1815-1875

Наложница султана

Когда заходит речь о наложницах, чаще всего вспоминается Турция. Традиция удерживать гаремы и заводить наложниц существовала там более семи веков. Какой же была наложница султана?

В отличие от общепринятого мнения, которое сложилось, скорее всего, благодаря современному кинематографу, наложницами чаще всего становились не рабыни, пленницы или девушки с улицы. В гареме существовало своего рода ограничение, сколько должно быть девушек блондинок, а сколько брюнеток или рыжих.

Чаще всего родители сами продавали своих дочерей в гарем. Таким образом, они хотели обеспечить им хорошее будущее, каким, по общепринятым меркам, считалась жизнь в гареме. Русские наложницы, как, впрочем, любые девушки славянского происхождения, ценились в гареме больше всего.

4 факта о гаремах Османской империи

Что на самом деле происходило за стенами:

  1. Несмотря на то что, кроме султана и евнуха, на женщину не мог смотреть никто, они могли свободно передвигаться по городу, ходить на рынок. Кроме того, у женщин была возможность выезжать за территорию Стамбула.
  2. Если султан умер, то его старые жены перевозились в старый дворец. При этом они жили в достатке, но им было запрещено выходить замуж. Содержание жен султана лежало на его наследнике. Но несмотря на это, жены, которые перевозились в старый дворец, все равно оставались недовольными, так как их удаляли от казны.
  3. В случае если девушка на протяжении 9 лет оставалась девственницей, живя в гареме, ее могли отпустить и она имела право выйти замуж. Некоторые девушки, которых выпускали из гарема, оставались служить в администрации гарема, ведь это было действительно очень удобно.
  4. Султан мог подарить своей жене землю, село и даже целое имение. Продать его они не могли, а просто передавали благотворительным фондам, которые в свою очередь строили там мечети, больницы и даже хаммамы.

Интересно! Невесты Ирана пользуются «таблетками невинности»

Есть много интересной информации о гаремах, которая на самом деле разнится с фактами, но при этом ознакомиться с ней интересно.

Аменхотеп III

В то время как некоторые фараоны были известны своими занятиями чувственными удовольствиями, они больше полагались на профессиональных куртизанок для этих встреч, а не иностранных принцесс.

Историческая летопись Аменхотепа III на самом деле примечательна высоким статусом его великой царицы, египетской уроженки Тие. Упоминание о других его женах лишь мимоходом, и в таких случаях становится ясно, что Тие осталась великой королевой.

Каким же должен был быть двор Аменхотепа III с многочисленными царицами, ожидавшими царя, пока одна из его жен управляла им на равных? В одном из писем Амарны говорится о затруднительном положении, связанном с пропавшей принцессой, и в других письмах подробно описываются длительные переговоры, предпринятые для организации дипломатического брака.

Согласно археологическим данным, по крайней мере, несколько цариц Аменхотепа III имели свои собственные покои во дворце Аменхотепа, который сегодня известен как Малката.

Эти женщины не только жили здесь, но есть доказательства того, что они контролировали значительные богатства и нанимали опытных бюрократов, чтобы помочь им управлять ими. Сама Тийя была настолько важна, что король Митанни действительно переписывался с ней после смерти ее мужа.

Как предохранялись наложницы в гареме

Бальзамирование

   Процесс превращения мертвого тела в забальзамированную мумию происходил за пределами дворца и города, в специальной мастерской, устроенной, чаще всего, неподалеку от некрополя. В некоторых мумиях находили следы растений, вероятно, попавших туда случайно, занесенных ветром. Из этого можно сделать вывод, что бальзамированием занимались не в помещении, а на открытом месте, возможно, под навесом.   Ни рисунки, ни древнеегипетские тексты ничего не рассказывают об искусстве бальзамирования усопших. Эти тайные знания передавались преимущественно устно, от отца к сыну, от учителя к ученику. Ремесло бальзамировщика было потомственным и переходило из поколения в поколение. Для египтян, по всей вероятности, рецепты и технология не имели ритуального значения, важен был только результат.   Папирус I века н. э. описывает некий ритуал бальзамирования, но в тексте не приводятся никакие подробности. Зато ученые располагают сведениями, которые сохранил для потомков греческий ученый Геродот, посетивший Древний Египет в V веке до н. э. Современные эксперименты подтвердили и уточнили его описания, так что теперь ученые довольно точно знают, каким образом производили бальзамирование древние египтяне.   В первую очередь они удаляли из черепа мозг – выковыривали его длинным железным крючком через нос. Крючок для этой цели делался изогнутым, гибким, чтобы его можно было протолкнуть через носовой проход. Иногда бальзамировщик для упрощения задачи проделывал отверстие в затылочной части черепа.

Жизнь при султане и после его смерти

Девушки из гарема получали достойное питание и наряды, постоянно осматривались придворными врачами на предмет болезни. Они могли выезжать за пределы дворца, для этого лишь нужна была карета, закрытая от посторонних взглядов. Многие фаворитки султанов даже отправлялись с ними в другие страны во время военных походов.

Как предохранялись наложницы в гареме

Особым почетом пользовались фаворитки, которые родили султану сына. Сыновья становились законными наследниками. После смерти отца престол обычно получал самый старший, но иногда из-за психических, физических болезней или заговоров править начинал не первый по старшинству сын.

Новый правитель мог убить всех своих братьев, это было разрешено законом как способ избежать междоусобицы. Мать новоиспеченного императора становилась валиде, что было высшей наградой для женщины из гарема.

Как предохранялись наложницы в гареме

Интересно! Какими были иранки до того, как стали носить паранджу

Не стоит думать, что после смерти старого правителя его наложниц оставляли на улице. Их просто переводили в Старый дворец. Он был окружен фруктовыми садами и фонтанами, а слуги заботились о роскоши и довольстве обитательниц.

Деньги на содержание выдавал новый султан. Был и еще один способ покинуть гарем. Если в течение 9 лет девушка одалык не приглянулась султану, она вместе с приданым в виде роскошного дома могла выйти замуж за чиновника.

Как предохранялись наложницы в гареме

Еще один важный момент – наложниц не могли строго наказывать. Существует миф, что один из правителей Османской империи, Ибрагим, в один момент убил 280 девушек своего гарема, так как приревновал одну из них. Но это лишь сказки, придуманные уже в двадцатом веке. Если бы султан поступил так, он окончил бы свою жизнь в темнице. Если девушка провинилась, то ее могли оставить на некоторое время в подвале или наказать ударами палки по пяткам.

Как предохранялись наложницы в гареме

В крайней случае ее выдавали замуж за одного из чиновников, чтобы исключить из гарема, и даже после удаления платили ей пенсию. Так что быть в гареме означало действительно оставаться в безопасности.

11. Пирамиды строили свободные граждане

В ходе раскопок рядом с пирамидами Гизы в Египте были обнаружены артефакты, подтверждающие, что здания строили не рабы, а наемные рабочие. Они получали за труд плату, которая часто выражалась в еде, пиве. Инженеры получали оплату золотом. Найдена ремесленная деревня, где проживали рабочие, занятые на государственной работе у фараона в отсутствие сельскохозяйственных уборок урожая, которые были основным промыслом в Египте. При травмах им оказывалась квалифицированная медицинская помощь. Каждый пришедший к власти фараон вел государство к одной цели: организовать сбор налогов для строительства самой роскошной гробницы. Сломленное непомерными сборами Древнее царство прекратило существование.

Иерархия женщин

Гаремы имели сложную структуру. Без четкой иерархии в женском коллективе начался бы хаос, а ведь наложниц могло быть от 50 до 150. Далеко не все женщины служили для плотских утех правителя, многие выполняли простые работы. Существовала система рангов:

  1. Джарийе. Девушка, только недавно попавшая в гарем. Выполняла подсобные работы, в основном прислуживала старшим по рангу наложницам. По сути это были обычные рабыни, но за свой труд они получали, если переводить на современные деньги, около 18 долларов в день. В интимные связи с султаном джарийе не вступали.
  2. Одалык. На этот ранг переходили особенно привлекательные девушки либо те наложницы, которые приглянулись султану. Они не должны были работать, но тоже получали жалование. Они уже могли вступать в связь с правителем.
  3. Икбал. Постоянные любовницы султана. Фаворитки могли родить императору ребенка, и, если это был сын, он становился полноправным наследником. Жениться при этом было не обязательно.
  4. Султан. Официальные жены султана. Их можно было взять до 8. Изначально правители не брали себе жен, оставляя фавориток в статусе икбал. Но, начиная с Сулеймана Великолепного, правители стали все чаще заключать браки.

На высшей ступени находилась валиде – мать текущего правителя. Она существенно влияла на политику, так как помогала своему сыну принимать решения. Также валиде управляла гаремом, следила за порядком в нем, отбирала новых наложниц. Ее можно сравнить с королевой-регентшей, только с более ограниченными политическими правами.

Как предохранялись наложницы в гареме

Как предохранялись наложницы в гареме

Гарем был переселен в Топкапы по просьбе Хюррем

«Гарем был центром образования для наложниц», — сказал недавно Daily News директор Дворца Топкапы Илбер Ортайли, профессор истории, вот уже несколько лет своей жизни посвятивший тому, чтобы распространить правильную информацию о жизни в гареме.

«Эти немусульманские женщины, привезенные во дворец в качестве рабынь, были обучены вступать в брак с османскими государственными деятелями и бюрократами, которые также получали образование в другом центре в пределах дворцовых помещений, называемой школой Эндерун.

Но гарем был также и домом султана, где он жил со своей матерью, женами и детьми. Жизнь в гареме была не такой захватывающей, как это показано в вымышленных произведениях”, — сказал Ортайлы.

Как предохранялись наложницы в гареме

До Сулеймана Великолепного гарем располагался не во дворце, а находился в историческом районе Беязыт. В общем то, подобное положение вещей устраивало османских правителей на протяжении нескольких поколений.

Однако, с появлением Хюррем многовековые устои, как известно, притерпели изменения. Так как супруге падишаха уж очень не нравилось дожидаться посещения султана, она решила, что им стоит жить, как говорится, под одной крышей.

А для пущей убедительности, как говорят историки, Хюррем устроила в гареме пожар. Ну а дальше — дело техники. Фаворитка стала давить на самое больное — благополучие наследников…

И Сулейман сдался. Гарем был переселен в Топкапы.

Разумеется, к тому времени в нем числилось ровно то количество рабынь, которое было необходимо для обслуживания султанских покоев. Все остальные девушки проходили короткий курс обучения и спешно выдавались замуж.

Соперниц Хюррем не терпела.

Что же касается гарема, то он продолжал располагаться в Топкапы ещё несколько поколений. Однако в последующем династия переселилась в более крупные дворцы Йылдыз и Долмабахче.

Оставаться в Топкапы было политически невыгодно. Ведь даже когда династия стала терять свои позиции, султаны продолжали «держать марку». А это становилось все сложнее, в особенности в условиях уже не нового, да и достаточно скромного дворца.

Как предохранялись наложницы в гареме

Жизнь фараонов

Конечно, на фараона возлагалось большое количество обязанностей и ответственности. Но все равно его жизнь отличалась от тех, чья жизнь была в его руках.

Как жили фараоны Древнего Египта:

  • на протяжении всего дня с фараоном находились люди. С ним рядом всегда были чиновники, аристократия, его жены и дети. Кроме того, фараона постоянно охраняли. В свиту фараона было попасть не так просто;
  • после того как фараон вставал с постели, его ждали слуги. Они готовили его к новому дню. Фараона купали, обували, одевали и надевали парик. Например, Хатшепсут любил, когда его натирали душистыми маслами, таким образом он пытался подчеркнуть свой статус правителя. После того как все процедуры были пройдены, фараон был готов к выходу к людям. Должности, которые имели доступ к телу фараона, ценились высоко, и многие стремились стать приближенными;
  • парики в Древнем Египте носили не все. Запрещено было носить парик рабам. А если человек был из известной семьи, то его парик был высокого качества. В некоторых париках были даже золотые и серебряные нити;
  • учитывая то, что обязанностей у фараонов было много, жили они по специально разработанному графику. В графике было написано не только то, что фараон должен делать, но и даже то, что он должен был есть. Фараоны принимали участие в жизни своего народа, поэтому график помогал успевать выполнить все задачи текущего дня;
  • если фараону или членам его семьи приходилось покидать дом, они никогда не передвигались самостоятельно. Их носили слуги на паланкинах. Учитывая то, что в Египте очень жарко, слуги обмахивали фараона и всех членов его семьи веером. При этом, даже если расстояние было коротким, фараона всегда сопровождало не менее 50 человек;
  • еда фараона отличалась от той, что ели все остальные жители Древнего Египта. Если обычный человек чаще всего ел хлеб, овощи и рыбу, то царские особы предпочитали жареного гуся, финики, инжир. Пили фараоны исключительно вино, которое не было доступно всем остальным жителям страны.

Несмотря на то что жизнь фараонов сильно отличалась от жизни простых смертных, царские особы довольно часто болели. Многие болезни были связаны с генетикой. Так, Тутанхамон не мог передвигаться без посторонней помощи, так как, по утверждениям историков, его родителями были родные брат и сестра.

Почему жизнь в гареме вам показалась бы адом

В народе бытует ложное мнение о том, жизнь в гареме для женщины была сплошным наслаждением. Никаких забот, вокруг заботливые евнухи – а ты знай себе, кушай сладкий лукум, да удовлетворяй султана, если он вообще вспомнит о тебе, ведь таких, как ты – сотни.

Однако именно последний факт, зачастую, приводил к кровопролитным событиям в гареме. Как не странно, но для рабынь султана главной целью жизни было попасть на хельвет к правителю. Казалось бы, есть все шансы по-тихому отсидеться в гареме, а через 9 лет удачно выйти замуж за какого-нибудь богатого пашу – но нет, наложниц данная перспектива мало устраивала.

Девушки вели ожесточенную борьбу за внимание правителя. Каждая хотела стать его фавориткой и родить наследника, ну или, на худой конец, девочку

В чем причина столь необузданного желания стать султаншей? Ведь далеко не каждый правитель был красавчиком, а многие так вообще – не только красотой не отличались, но еще и имели массу пагубных привычек – алкоголизм, опиумная зависимость, а некоторые так вообще были умственно отсталыми.

Очевидно, большинство женщин привлекали возможные перспективы. Правда вот почему – то мало кого заботила дальнейшая судьба их детей. Ведь во дворце действовал закон Фатиха, который позволял султану убить всех наследников мужского пола, дабы избавить страну от возможных волнений.

Так или иначе, но женщины использовали все возможности, дабы привлечь к себе внимание. Соперниц же устраняли самыми жестокими способами – отравляли, душили, наводили порчу и прочее

Согласитесь, весьма сомнительное удовольствие коротать свою жизнь в подобных условиях. Но желающие все равно находились.

Почему рабыни спали в одной комнате

Топкапы – это огромный дворцовый комплекс, размер территории которого сравним с небольшим городком. Главный дворец Топкапы был весьма функционален. Здесь располагалась и резиденция правящего султана, и кухня, и гарем. Последний-то и вызывал большего всего интереса, как у самих турков, так и у гостей столицы.

В разное время в гареме насчитывалось до нескольких сотен рабынь. И лишь некоторые из них имели привилегированное положение, всем остальным же приходилось довольствоваться меньшим.

Так, лишь фаворитки султана проживали в собственных покоях. Остальные же спали в одном большом зале. Здесь они и трапезничали, и проводили часы досуга, и даже отмечали праздники.

В сериале Великолепный Век была показана та самая большая комната, где протекала жизнь наложниц. Однако возникает вопрос, по какой причине все девушки жили вместе?

Причин на то было несколько. Во-первых, так было менее затратно в плане благоустройства и отопления.

Но более важно было то, что так было проще следить за рабынями. Калфы и евнухи должны были контролировать всё, что делают наложницы

Правила поведения в гареме были весьма строгими, так что требовался постоянный присмотр. Не дай Бог, наложница совершила бы какой-то непристойный поступок. За это жизнью мог бы поплатиться даже дежурный по гарему.

Если бы у девушек были отдельные комнаты, уследить за ними было бы куда сложнее. Участились бы кражи и ссоры, наложницы, почувствовав свободу, могли бы не бояться связи с евнухами и слугами мужского пола.
Подобных проблем никто не желал. Так что быт рабынь обустраивали, как проще.

Гробницы

   Позднее египтяне помещали загробный мир на небеса, неподалеку от обители Бога Солнца Ра. Это загробное царство, по-видимому, предназначалось только для фараонов. Фараон вступал в ладью бога Ра, своего небесного отца, и совершал вместе с ним ежедневное движение по небу от рассвета до заката.   Египтяне верили, что ладья бога Ра олицетворяет циклическое перемещение светила по небу. Днем бог Ра пересекал небосвод на своей солнечной ладье, а под конец дня на западе пересаживался в ночную ладью. Ночной небосклон считался у них оборотной стороной дневного неба. Ночной свод неба находился не то чтобы на западе, но и не под землей. Он начинался, скорее, на севере, ближе к северо-востоку, потому что именно там зарождается утренняя заря. В более позднюю эпоху Нового царства сформировалось представление о том, что солнечная ладья бога Ра в течение двенадцати ночных часов проходит через подземное царство и должна уклоняться от его опасностей.   Довольно распространенное представление о подземном местонахождении загробного мира можно встретить в высеченных на пирамидах надписях, в которых потусторонний мир обозначен как лежащий в самом низу. Это царство бога Осириса, а фараоны Древнего царства, разумеется, избегали его. Светозарные властители Древнего Египта не могли да и не желали предполагать, что их жизнь продолжится после смерти в сумрачном подземном мире – переход в солнечную ладью бога Ра казался гораздо более заманчивым.   Под конец Древнего царства и фараоны, и весь народ могли соединить представление о загробном мире с верой в воскресение бога Осириса. После того как богини Исида (Исис) и Нефтида (Нефтис) оживили Осириса, он воцарился в Царстве мертвых, а его сын Гор стал править в Царстве живых. Отсюда, из непоколебимой веры в Осириса, родилась твердая уверенность в собственном бессмертии.   Фараон, а в конце Древнего царства даже люди, не принадлежавшие к царскому роду, после смерти получали приставку к своему имени – Осирис. Фараон при жизни считался земным воплощением бога Гора, а после смерти символизировал бога Осириса.   Со временем эти представления смешивались, переплетались, усложнялись, что, разумеется, не делает их понятнее и доступнее для изучения. Например, в начале Нового царства возникает странная связь между подземным царством бога Осириса, звездой на небе и солнечным богом Ра. А в конце Нового царства египтяне стали соединять бога Ра и бога Осириса – причем Ра олицетворял душу, а Осирис тело бога. Значит, люди могли думать, что после смерти они сольются одновременно с Осирисом и Ра.

Женские покои

В Древнем Египте, как и во многих современных ближневосточных культурах, часть домашнего хозяйства обычно определялась как женские покои. Если древняя традиция была похожа на современную, то лишь в редких случаях взрослые мужчины семьи входили в женские покои и никогда не были посторонними.

Древнеегипетское общество было в основном моногамным, но женщины нескольких поколений и их дети часто жили в отдельном помещении.

В общем то, их уклад был довольно схож с тем, как жили наложницы в османских гаремах. Фавориток фараонов обучали различным навыкам и искусству любви. Подготовив, отправляли к правителю в покои. А после, если девушка беременела, возводили в соответствующий статус и ждали, кто родится — сын или дочь.

За последние несколько столетий, когда языки Древнего Ближнего Востока были переведены на современные, термин «гарем» был использован для описания этих женских мест. Тем не менее, эти кварталы часто были несколько суровыми по сравнению с плюшевыми образами.

Как предохранялись наложницы в гареме

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит