Шуваловский проезд HD quality
Очень было удивительно встретить после обычных городских улочек Алупки настоящие крепостные стены Воронцовского дворца. Я сначала подумал: «Это же не дворец, а настоящая крепость», — когда увидел каменные башни и крепостные коридоры Алупкинского дворца графа Воронцова.
Мы вошли во дворец через Шуваловский проезд. Попав в Шуваловский проезд Воронцовского дворца, попадаешь в средневековье. Это, пожалуй, самое удивительное место. Парадный и южный фасады дворца — с ними все понятно — это фасады, но Шуваловский проезд — это просто дворцовый проезд, а выглядит он реально, как атрибут настоящего замка.
Хорошие фотографии Воронцовского дворца встречаются в интернете, но редко. Здесь я постарался, взял зеркалку и хороший широкоугольный объектив и сфотографировал Шуваловский проезд так, как требуется. Фотографии архитектуры Шуваловского проезда получились приличными по качеству и представлены здесь в полном размере для рассмотрения деталей.
В арке виднеются крепостные стены узкого Шуваловского проезда Воронцовского дворца
Фото башен и крепостных стен Шуваловского проезда к парадному входу Воронцовского дворца
Фото каменных средневековых стен и башен Шуваловского проезда Алупкинского дворца из камня диабаза
Шуваловский проезд Алупкинского дворца — это дорога в средневековье
В Шуваловском проезде Воронцовского дворца курсируют электрокары
Фото мостиков между корпусами Воронцовского дворца в Шуваловском проезде
Фото крепостных стен Шуваловского проезда Воронцовского дворца в стиле средневекового замка
Там впереди за аркой — внутренний двор Воронцовского дворца в Алупке
Фото стен Шуваловского проезда Воронцовского дворца в Алупке и архитектурных форм из диабаза
Пройдя по Шуваловскому проезду, а затем через арку, и попав на внутренний дворцовый дворик, наконец-то понимаешь, что мы все-таки во дворце.
Удивительный парк
Воронцовский парк представляет собой амфитеатр, ограниченный горами с северной стороны, морем с юга, а с запада и востока холмами.
В центральной точке находится источник «Чайный домик». От него строго по сторонам света рассредоточены достопримечательности, к которым ведут дорожки. Верхний и Нижний парки сегодня разделяет шоссе Семеиз – Ялта.
Нижний парк окружает дворец. Он создан в итальянском и французском стиле, где дорожки расположены симметрично, а растения имеют геометрическую форму. Тут много скульптур и фонтанов.
Основные достопримечательности:
- львиная терраса
- фонтаны «Мария» и «Раковина»;
- источник «Чайный домик»;
- скала Айвазовского.
Верхний парк находится выше дворца и устроен в английском стиле, предполагающем античные постройки, «хаосы» из камней, скорректированные ландшафты.
Достопримечательности здесь:
- фонтан «Трильби»;
- часть озера «Форельное»;
- «Зеркальное» озеро лишь чуть-чуть подправленное человеком;
- озеро «Лебединое», где живут прекрасные птицы;
- «Лунный камень»;
- Малый и Большой «хаосы»;
- поляны – «Солнечная», «Платановая», «Каштановая», «Контрастная».
Граф М.Воронцов – губернатор Новороссии
Надо сказать, что данный дворец является одним из первых летних дворцовых сооружений крымского побережья. Строил его для летнего времяпровождения своей семьи очень известный российский политический деятель – Граф М.Воронцов, являющийся Губернатором Новороссийского края в первой половине 19 столетия.
Граф М.Воронцов был очень богатым и влиятельным политиком своего времени
Михаил Воронцов родился в одном из самых состоятельных семейств России и являлся крестником самой Екатерины Второй. Знаменитая соратница императрицы Екатерина Дашкова была его родной теткой. Со временем, получив прекрасное образование, Воронцов становится известным военачальником, героическим участником Отечественной войны 1812 года, принимавшим участие в Смоленском и Бородинском сражениях, обладателем многих наград за проявленное мужество и служебные заслуги. С середины 20-х годов 19 века он получает назначение на должность губернатора Новороссийского края и Бессарабии. А с середины 40-х он становится наместником Кавказа.
Сегодня сложно себе представить, что богатейший в природном отношении регион Северного Причерноморья назывался в первой половине 18 века Диким полем, т.е. здесь была голая степь, по которой кочевали редкие кочевые племена.
Ранее по степям Северного Причерноморья кочевали племена крымских татар
После русско-турецких войн во второй половине 18 века эти пустующие земли были присоединены к Российской империи и стали называться Новороссией, и регион постепенно превратился в развитый промышленно-экономический район Российской империи, а после революции стал Украинской республикой в составе СССР.
Особое развитие земли Новороссии получили именно в период управления краем Графом М.Воронцовым. При нем Одесса превратилась в крупный торговый порт, все побережье ЮБК стало заниматься разведением винограда, хлебных злаков, фруктовых садов и лесопарковых территорий, началось выведение тонкорунных овец. В столице Новороссии – Одессе учреждается Сельскохозяйственное общество, появляется Черноморское пароходство, строятся дороги и развиваются прибрежные города и поселки.
Одесса и Черноморское пароходство в 19 веке
Привлеченные Воронцовым архитекторы Ф.Боффо и Г.Торичелли создают в этот период много архитектурных достопримечательностей юга России – Потемкинскую лестницу и Купеческую биржу в Одессе, храмы в Ялте и Алуште, Таганрогскую каменную лестницу и т.д. А приглашенные Воронцовым садоводы-ботаники К.Кебах и Х.Стевен создают многочисленные объекты садово-паркового ландшафтного искусства, в том числе и знаменитый Никитский ботанический сад.
Благодарные потомки поставили впоследствии памятники Новороссийскому губернатору в Одессе и Бердянске. Имя Воронцова долгое время носила Таганрогская набережная.
Памятник Графу Михаилу Воронцову в Одессе
При Воронцове в Одессе отбывал свою южную ссылку А.С.Пушкин. Это была первая ссылка поэта, заключающаяся в переводе его в той же чиновничьей должности в отдаленные места. Вначале это был Кишинев, а потом Одесса. В отношении Пушкина Воронцов проявил себя довольно реакционно, он писал на него доносы и, в конце концов, поспособствовал переводу поэта в Михайловское. Нам же период пребывания Пушкина в Крыму оставил много глав из романа «Евгений Онегин», «Бахчисарайский фонтан» и поэму «Цыгане».
Пушкин тоже увековечен в Одессе около его же Музея
Постоянным местом жительства Воронцова была Одесса, где у него был собственный особняк, но у него был дом и в Гурзуфе, который посещали известные писатели А.Грибоедов, П.Свиньин, Г.Олизар. Был у Воронцова особняк и в российской столице Санкт-Петербург на Малой Морской улице.
Поднимая экономику и культуру края, М.Воронцов не забывал и о себе. В качестве частного лица он создавал для своей семьи особняки и в других местах ЮБК. Так в 1828 году он решает построить прекрасный замок невиданной красоты в очень живописном месте побережья на фоне Ай-Петри, вблизи от татарской деревушки Алупка.
Алупкинский парк – желанное место гостя Крыма
В г. Алупка Воронцовский парк известен всем, что неудивительно. Его площадь составляет около 40 гектаров. Он раскинулся по склону – от подножия скальных исполинов Ай-Петри до морских осыпей. В каком бы жилом массиве вы не проживали – из окон всегда будет виден живописный комплекс. На его территории насчитывается двести разновидностей экзотических деревьев (постриженных в разные формы), а также кустарников. Здесь удалось акклиматизировать различную зелень из средиземноморских земель, западного полушария и даже Восточной Азии.
Территория искомого объекта для экскурсий – место, где произрастают:
- черные маслины;
- средиземноморские кипарисы;
- пахучий лавр;
- пальмы нескольких видов;
- зеленая калина;
- чилийская араукария;
- апеннинская сосна;
- дуб пробковой разновидности;
- платан Востока;
- магнолия (крупные цветки);
- кустарники.
Дендрарий разбит в соответствии со стилем «пейзажа», дополняющим местный ландшафт по схеме амфитеатра. В крайней точке полукруга — «Чайный домик», «выходящий» на взморье. Комплекс разделен на Верхнюю и Нижнюю часть шоссе, ведущим из Малой Ялты в Симеиз, поэтому оба его уровня удобнее будет посетить по очереди. Все это дает возможность подробнее насладиться устроенными в них «чудесами».
Разговор о Глыбе Луны, Великом и Малом Хаосах, трех озерах, 4 полянах, 3 фонтанах, источниках «Чайного домика» и «Глаз Кошки». Не стоит забывать про террасу Львов и скалу Айвазовского. Если смотреть с морского берега, все два уровня достопримечательности Алупки сливаются в единую, чарующую композицию. Что касается режима работы заповедного места, то его ворота закрываются лишь на ночь.
Рай на Земле
Каким бы ни был прекрасным дворец, без окружающего его роскошного парка, он не был бы так притягателен и популярен. Заложенный около 200 лет назад уникальный сад насчитывает более 200 видов деревьев и кустарников из различных стран мира.
Создатель дворцово-паркового великолепия был настоящим волшебником. Немец по происхождению, Карл Кебах мастерски использовал каждый метр пространства. Возводя на территории парка фонтаны, он объединил их в каскады, создавая озера и пруды. Сказочный антураж гармонично дополняют растительные композиции. Каждый экзотический кустик талантливый садовник любовно высаживал в специально привезенный чернозем.
Любопытно строение садового ансамбля. Он состоит из Верхнего и Нижнего пейзажных парков. Верхний – «алупкинский хаос» представляет собой массивы природного диабаза, гранитные глыбы, хаотично разбросанные, как будто стихией. Есть тут и пещеры с гротами, и кратер потухшего вулкана. Суровые пейзажи из камня смягчены видами уютных аллей Нижнего парка. Словно струящиеся по склонам террасы окаймлены итальянскими пиниями.
Парк очаровывает приятными на слух романтичными названиями: Чайный павильон, Лебединое озеро, фонтан Мария. Последний, украшенный у основания белыми розами, является копией Бахчисарайского фонтана. Удивителен водопад Фрейшютц. Его струи при падении рассекаются, словно прозрачная фата невесты. Прогуливаясь в Верхнем парке по Солнечной, Платановой, Каштановой полянам, ловишь себя на мысли, что находишься в настоящем раю, и эта сказка реальна!
Михаил Воронцов, между прочим, как и многие известные и влиятельные фигуры своего времени принадлежал к масонской ложе. Поэтому в его резиденции и в парке можно обнаружить тайные знаки и символы могучего братства.
Служба в Новороссийском крае
Когда Крым был присоединен к России, царское правительство стало щедро раздавать земли знаменитым военным, чиновникам разных уровней, знатным вельможам. Но полное бездорожье, дороговизна содержания и перевоза сюда крепостных замедлили развитие региона. М. С. Воронцов являлся крупным землевладельцем. На юге Крыма ему принадлежали Массандра, Ай-Даниль, Алупка, Гурзуф. Свое главное имение в Алупке он решил превратить в летнюю резиденцию.
В 1824 году он начал масштабное строительство в своей усадьбе и одновременно прокладывать дорогу от Симферополя к Южному берегу. Как утверждают историки, на строительстве работали 10000 солдат. В 1828 году началось возведение большого дворца, которое закончилось через десять лет, а отделочные работы продолжались до 1846 года.
Для обустройства своих крымских владений Воронцов начинает поиск зарубежных архитекторов, садовников, строителей разных специальностей.
Удивительная архитектура Воронцовского
Где находится Воронцовский дворец в Крыму — сейчас знают многие, потому как еще с середины прошлого века он стал одной из самых посещаемых достопримечательностей полуострова. Такую широкую популярность он приобрел благодаря удивительному архитектурному стилю. Он представляет собой причудливую смесь разных эпох и культур, в нем гармонично переплелись романские, готические, классические традиции с элементами мавританского зодчества Южной Испании.
Интерьер и экспозиции
Внутреннее убранство Воронцовского дворца в большинстве выглядит почти, как и 100 лет назад, в 1914 г.: интерьер его был изменен лишь незначительно. Для осмотра туристами сейчас открыто 8 залов, среди них:
- Личный кабинет графа Михаила Воронцова;
- Китайский кабинет, полностью оформленный в восточном стиле;
- Вестибюль с портретами семейства Воронцовых;
- Голубая гостиная с богатой лепниной в виде бутонов роз;
- Ситцевая комната с оригинальной мебелью XIX века;
- Столовая, выполненная в духе эпохи Тюдоров;
- Оранжерея, представленная всеми видами экзотических растений;
- Бильярдная комната.
За отдельную плату можно посетить и другие корпуса, входящие в дворцовый ансамбль и представляющие собой не меньший интерес для посетителей.
Живописные окрестности
В окрестностях раскинулся роскошный Воронцовский парк, разбитый на склонах горной гряды, представленный бесчисленными видами растений – как местных, так и совершенно экзотических для этих мест. Парковая зона включает живописные рукотворные пруды, прекрасные водопады, фонтаны, все это дополняют восхитительные по исполнению скульптуры. Аллеи выходят на пляж, откуда открывается совершенно потрясающий вид на утопающий в зелени особняк с нависающей над ним горой Ай-Петри. Кстати, это излюбленное место туристов, где они неизменно снимаются на фото. Воронцовский дворец очень фотогиничен!
Уникальность архитектуры
Дворец строили 20 лет (1828 – 1848) по заказу могущественного генерал-губернатора Новороссийского края, англомана Михаила Семеновича Воронцова. Граф лично выбрал место для летней резиденции на живописном каменистом мысу у подножия горы Ай-Петри в малоизвестном селе Алупка.
Материалы для строительства
Для строительства по проекту английского архитектора Эдварда Блора привлекли 60 тысяч крепостных крестьян, солдат саперного батальона. Строительство велось из добытого неподалеку местного камня диабаза.
Зеленовато-серый камень вулканического происхождения не уступает по прочности граниту, однако в обработке капризен. Мастера-камнерезы, строившие храмы в Центральной России, трудились и здесь. Работы проведены вручную примитивными инструментами.
Новые архитектурные веяния
Воронцовский дворец строился по новым архитектурным принципам. Расположенный соответственно рельефу, он органично вписался в южный ландшафт, повторяя очертания виднеющихся гор. Отдавая должное светской моде того времени, зодчий объединил в архитектуре сооружения английский, неомавританский и готический стили.
В неприметном татарском селе появился замок в духе английского зодчества из пяти корпусов с оборонительными башнями, неодинаковыми по форме и высоте. Открытые и закрытые переходы, лестницы и внутренние дворики объединили корпуса между собой, напоминая сооружение английских аристократов времен средневековья.
Уникальные решения
Воронцовский замок из темного обточенного камня с арками, зубчатыми стенами, ажурными переходами, тонкими резными узорами поражает смешением стилей. Главный фасад центрального корпуса создан в стиле мусульманской мечети. Шпили и башенки напоминают восточные минареты. У главного подъезда – строгие монументальные башни с бойницами, зубчатые стены, узкие окна-бойницы создают образ средневекового замка.
Южный фасад выполнен с мавританской пышностью: со стрельчатыми арками, восточным орнаментом, балкончиками и ажурными решетками, настенной резьбой. Декоративное украшение Воронцовского дворца – пологая стрельчатая арка. Украшение повторяется в чугунных балконах, в каменной резной решетке крыши, в убранстве входа, над которым по фризу шестикратно повторяется фраза: «И нет победителя, кроме Аллаха»!
С северной стороны здание увенчано аккуратными башенками и большими окнами. Перед фасадом разместились мраморные фонтаны. У Парадной лестницы – Львиная терраса. Шесть львов «восседают» по обе стороны монументальной лестницы из белого мрамора. Один «спит», другой «пробуждается», остальные – «бодрствуют» и «рычат».
Воронцовский дворец, оборудованный водопроводом с горячей водой и канализацией, обошелся графу в 9 миллионов рублей серебром – грандиозная по тем временам сумма.
Голубая гостиная и будуар
Голубая (артистическая) гостиная изумляет своей красотой. Однако изначально этот зал назывался турецким и был выдержан в восточных тонах. Композицию голубой гостиной великолепно дополняет лепной орнамент белоснежного цвета на лазурном потолке и стенах. В зале есть камин из белого камня, выполненный в стиле ренессанс. Гостиная обставлена великолепной мебелью белого цвета, инкрустированной золотом и обтянутой шелком желтого цвета. Мебель дополняют большие шикарные вазы голубого цвета и белоснежный рояль, также инкрустированный сусальным золотом.
Будуар имеет небольшие размеры, но в нем, как и в предыдущем зале, царит классический стиль. Светлый цвет стен гармонирует с паркетом, а удобная мягкая мебель сразу говорит о предназначении комнаты. На стенах присутствуют портреты членов семьи и зеркала в прекрасных резных оправах.
Краткая история
Шикарный дворец, названный Воронцовским в честь графа Воронцова М.С., — это уникальное сооружение, ставшее воплощением эпохи Романтизма. Расположен он на полуострове Крым в городе Алупка.
Начало его возведения датируется 1828 годом, когда генерал-губернатор Воронцов, ответственный за Новороссийский край, выбрал место строительства будущего главного здания и вбил на нем колышки. Однако появился дворец не быстро – на его возведение ушло целых 20 лет.
Изначально проект будущего Воронцовского дворца разрабатывался в стиле строгой классики, а трудился над ним известный итальянский зодчий по имени Франческо Боффо и его коллега из Англии Томас Харрисон.
Северный фасад главного корпуса
1829 год стал началом воплощения их совместного проекта в жизнь, и по мере окончания всех подготовительных работ сразу же был заложен фундамент и сделана первая кладка. Однако вскоре случилась неприятная неожиданность – в разгар подготовки рабочих чертежей умер архитектор Харрисон.
Чтобы строительство шло своим чередом, Боффо был нужен новый напарник. Им стал Эдуард Блор – молодой архитектор, работающий по романтическому направлению английской архитектуры.
Каменная лестница с беломраморными скульптурами львов
Почему же граф Воронцов выбрал именно его и решил внести изменения в проект будущего дворца в крымской Алупке? Дело в том, что в те годы он находился в Англии, и его впечатлила местная архитектура и новые веяния моды на строительство зданий. Поэтому граф пересмотрел уже разработанный проект и доверил новому архитектору скорректировать его так, чтобы результатом работы стал настоящий замок, сочетающий в себе строгость английской архитектуры и роскошь, присущую индийским дворцам.
И вот с 1832 года строительные работы по возведению Воронцовского дворца в Крыму уже ведутся по обновленному проекту, но без искажения ранее пройденных этапов. Выполнение всех работ было возложено на самых лучших умельцев – каменотесов, лепщиков, резчиков по камню и дереву, художников, мебельщиков и других тружеников, со всей ответственностью подходивших к доверенным им заказам. В итоге строительство дворца обошлось Воронцову в 9 млн рублей.
Слева направо: парадная столовая, зимний сад
Немного о заказчике и первом хозяине
Граф Михаил Семёнович Воронцов более всего известен нам с не очень лестной стороны. И это, благодаря едким эпиграммам А.С. Пушкина, который находился под его надзором во время южной ссылки. И правда, как можно относиться к тому, в чью жену ты влюблён без взаимности. Вот и наш великий стихотворец отыгрывался на муже Елизаветы Ксаверьевны со всем пылом. Каждый школьник знаком с пушкинской характеристикой генерала: Полу-милорд, полу-купец, Полу-мудрец, полу-невежда, Полу-подлец, но есть надежда, Что будет полным наконец.
В действительности же М.С. Воронцов умный, достойный уважения человек и настоящий герой. Фигура его не случайно представлена на памятнике 1000-летию России. Родился он в знаменитой семье, крестной его матерью стала Екатерина II. Образование (блестящее!) юноша получал в Лондоне, там отец его служил посланником. Начав военную службу в 21 год, он участвовал во многих сражениях. Вот только некоторые из них:
- — 1804 г. – штурм крепости Гянджа на Кавказе;
- — 1809 г. – штурм крепости Базарджик на Балканах;
- — 1812 г. – Бородино (рана штыком в рукопашном бою);
- — 1813 г. – баталия под Лейпцигом;
- — 1814 г. – взятие Парижа.
М.С. Воронцов возглавлял оккупационные войска в Париже, а когда они покидали Францию, собрал информацию о долгах офицеров и солдат местному населению и компенсировал из личных средств все (почти 1 500 000 тех рублей), продав для этого одно из своих имений.
Он очень много сделал для экономического развития Бессарабии, Одессы, Крыма, Новороссийской области, всей Южной России. Военную службу М.С. Воронцов продолжил на Кавказе в 1844 г. За успехи получил титул князя, затем, светлейшего, звание генерал-фельдмаршала, должность Кавказского наместника.
Как и кем осуществлялось строительство
Граф Воронцов впервые побывал в Крыму в 1822 году и был восхищен красотой и богатством южного края. При нем началось бурное развитие виноделия, создавались рыбные заводы, была налажена добыча соли, строились дороги и порт. Воронцовский дворец в Крыму, фото которого представлены в статье, строился как летняя резиденция графа Михаила Воронцова.
Генерал-губернатор Новороссии был очень богатым и образованным человеком. Он серьезно подходил к планировке проекта и лично до последнего дня руководил строительством. Первоначально строительный комплекс планировали в стиле строгого классицизма известные архитекторы Томас Харрисон и Франческо Боффо.
Граф одобрил проект, но побывав в Англии, где познакомился с талантливым королевским архитектором Эдвардом Блором – создателем Букингемского дворца и большим ценителем средневековой архитектуры – изменил чертежи. Знаменитый архитектор никогда не приезжал в Крым, но досконально изучил по рисункам и наброскам местность вокруг строительной площадки.
Дворец общей площадью 40 гектаров строился 20 лет с 1928 по 1948 год. Материалом стал местный прочный камень диабаз вулканического происхождения. Его блоками доставляли на строительную площадку, где резали вручную.
Дворцовый комплекс состоит из пяти корпусов, соединенных открытыми и закрытыми переходами, которые строились поочередно в стиле определенной эпохи. Внутри дворца находится 150 комнат, оборудованных водопроводом и канализацией. В строительство дворца были вложены огромные деньги, но богатейший человек России мог себе позволить такую роскошь.
История дворца
Первоначальный проект дворца был создан архитекторами Ф.Боффо и Т.Харрисоном в неоклассическом стиле. Был уже даже возведен фундамент. Но впоследствии Воронцов перезаказал исполнение проекта дворца известному английскому архитектору Э.Блору, который был знаком с алупкинским рельефом только по присланным ему наброскам и рисункам местного ландшафта. Блор – автор знаменитого лондонского Букингемского дворца, не приезжая ни разу на место строительства, сумел создать проект удивительного строения, имеющего свой неповторимый образ и весьма логично вписанный в окружающую действительность.
Так выглядел Воронцовский дворец в первой половине 19 века. Литография
Строили дворец, конечно же, крепостные, которых сюда было привезено более 80 тысяч. Везли их из Московского и Владимирского регионов. Трудилось здесь и множество опытных каменотесов и камнерезов, которые частенько работали целыми потомственными династиями. Их труд был ручным, а орудия труда весьма примитивными. Дело в том, что диабаз, из которого строился дворец – это продукт застывшей лавы, который по твердости раза в два превосходит гранит. И этот диабаз обтачивался металлическим топором, зубилом и т.д. вручную. Каменотесов собирали по России из наиболее талантливых создателей храмовой архитектуры.
Герб Воронцовых на дворцовой стене из диабазовых плит
Строительство началось с возведения Столового корпуса, почти одновременно с ним возводился и Главный корпус. В начале 40-х годов появляется бильярдная, как пристрой к столовой, Гостевой и Восточный корпуса, оформляются дворцовые башни и хозяйственные корпуса с Парадным двором. Самым последним дворцовым сооружением стал корпус Библиотеки, ведь граф М.Воронцов был заядлым и потомственным библиофилом.
Библиотека М.Воронцова была одной из богатейших частных в России
Дворцовый комплекс в Алупке строился очень долго — почти полных двадцать лет! Только к лету 1848 года были завершены все отделочно-оформительские работы. И последним аккордом явилось оформление Львиной террасы, которую украсили прекрасные львиные скульптуры работы известного итальянского мастера Д.Боннани.
Надо иметь в виду, что параллельно возведению дворцового ансамбля шло создание прекрасного парка, который являлся неотъемлемой частью всего Воронцовского комплекса.
Львиная терраса расположена у Южного фасада дворца
Окончательно оформленный дворец с середины 19 столетия и вплоть до революционных событий служил семье Воронцовых. Первый его хозяин, Михаил Воронцов, был вскоре переведен на Кавказ, а во дворце осталась жить семья его дочери. После смерти графа Дворец перешел в собственность к его сыну Семену Михайловичу, который детей не имел. Его вдова впоследствии переехала жить в Европу, и дворцовое имение стояло некоторое время бесхозным.
В начале 20 столетия приведением заброшенного дворцового хозяйства занялись Воронцовы-Дашковы, которые построили на пустующих землях при имении сотню дачных домиков для сдачи в наем, а часть земель сдали в аренду под санатории и пансионаты. Все закончилось с началом революционного переворота в России. Но национализированный дворец уже с 1921 года начал функционировать как музей.
Судьба дворца, построенного под Ай-Петри, временами была очень трагична
В годы Великой Отечественной войны и фашистской оккупации дворец чудом не был разрушен, но его экспонаты в большинстве своем были вывезены за границу. Ущерб от похищенного в те времена оценивался в районе 5 млн.рублей. После войны сотрудники музея предпринимали попытки найти похищенное, но вернуть получилось очень немногое.
В феврале 1945 года в Крыму проходила известная Ялтинская конференция с участием трех глав великих держав – России, Америки и Англии. Проходила она в Ливадийском дворце, где была размещена американская делегация во главе с Рузвельтом. Русскую делегацию со Сталиным разместили в Юсуповском дворце Кореиза. А вот резиденцией английской делегации во главе с Черчиллем стал на время конференции именно Воронцовский дворец.
Английская делегация Ялтинской конференции жила в Воронцовском дворце
После войны некоторое время дворец был государственной дачей для высших правительственных чиновников и партийной элиты. Но уже в 1956 году в дворцовых залах расположилась экспозиция Музея Изобразительного искусства, который к началу 90-х присоединился к Алупкинскому Дворцово-парковому музею-заповеднику.
Английский парк
Английский парк дворца — произведение немецкого садовода-ботаника Карла Кебаха, которого Воронцов пригласил в Крым в 1824 году, когда не было и проекта самого дворца. Он с рвением принялся за создание парка, учитывая рельеф, климат и местную флору, сочетая, впрочем, все с новейшими достижениями садово-паркового искусства. Со всего мира сюда были завезены около 200 видов деревьев и кустов. Посылки с семенами и саженцами приходили из Америки, Италии, Кавказа, Карелии, Китая и Японии. Рассказывали, что здесь одновременно цвело более двух тысяч сортов роз. Немецкий садовод настолько прославился в Крыму, что его стали приглашать помещики для создания или улучшения своих парков и садов по всему побережью.
Карл Кебах четко спланировал парк по принципу амфитеатра, сохранив в его структуре связи с главным дворцом и прочими архитектурными объектами. Прибрежное шоссе (Ялта — Симеиз) делит парк на Верхний и Нижний.
Нижний парк оформлен в стиле итальянских садов эпохи Возрождения с фонтанами, мраморными скульптурами, византийскими колоннами, вазами и каменными скамьями. Верхний создан по принципу английских пейзажных парков эпохи романтизма — более естественным и природным: в нем скалистые обломки, тенистые пруды и сохраненные участки крымского леса перемежаются с живописными полянами, уникальной системой озер, водопадов, каскадов и гротов. Кебах создавал Верхний парк как место созерцания моря и горы Ай-Петри, возвышавшейся над парком и дворцом, словно руины замка великанов.
Тщательно продуманная дренажная система и индивидуальный уход за растениями сделали свое дело — многие, даже очень редкие и прихотливые растения хорошо укоренились. Всего на территории парка к концу XIX века произрастало 250 видов деревьев и кустарников. Растения Воронцовского парка пользовались такой популярностью, что саженцы даже продавали на сторону, в другие сады и усадьбы.