Ярославль как добраться
Аэропорт Ярославля называется Туношна (IAR). Он встречает воздушные рейсы из Архангельска и Санкт-Петербурга. Полёт из северной столицы займёт около 80 мин.
Более распространённый способ добраться до Ярославля – по железной дороге. От Ярославского вокзала Москвы каждый день ходят по несколько поездов. По соответствующим маршрутам можно приехать и из Архангельска, Сыктывкара и Читы. Обойдётся дорога в 1100-1600 рублей.
Если нужно доехать до Ярославля от Санкт-Петербурга, то сначала нужно приехать на Московский вокзал, а оттуда по рельсам до конечной точки в Иваново. С других маршрутов городов можно доехать до Уфы и Самары.
Экономичный вариант – попасть в Ярославль на автобусе. Автобусы по несколько маршрутов за день отходят из Москвы с Щелковского автовокзала. Маршрут занимает порядка 5 часов, билет продают в районе 700 рублей.
На своём транспорте можно будет доехать за 3,5 часа по трассе М-8 «Холмогоры», минуя Королёв и Переславль-Залесский, прямиком в Ярославль. Путь из северной столицы, лежащий через Череповец и Пошехонье, займёт в среднем полдня.
Архитектурные особенности храма
Рождественская церковь представляет собой довольно сложную архитектурную композицию. Главная церковь – четырехстолпный четверик на подклете — была изначально пятикупольной. По трем сторонам она была окружена двухъярусными галерейными ходами, соединяющими пять храмовых приделов.
Реконструкция первоначального вида Христорождественского Храма
Первые два предела – Николая Чудотворца и Петропавловский сооружаются друг над другом. Никольский предел, посвященный особо почитаемому семьей Назарьевых покровителю купцов и путешественников, сооружается в подклете, и второй – Петра и Павла – над подклетом.
Оба эти предела были теплыми изначально. В Никольском была установлена отопительная печь больших размеров, оформленная керамическими изразцами зеленых цветов. Остатки этих печных изразцов хранятся сегодня в фондах Ярославского музея-заповедника.Из нижнего предела в верхний вертикально поднимался канал, по которому наверх поступал теплый воздух. Позднее в верхнем пределе появилось собственное печное отопление.
Основной церковный четверик. Фрагмент
Вели галереи и в другие пределы – к пяти персидским мученикам и к Иоакиму с Анной. Пятый предел с совсем небольшой галереей сооружен был в память о спасении иконы Казанской богоматери уже следующим поколением Назарьевых — Гурьевыми. Он называется Казанским и внешне схож с квадратной башней, имеющей скатную крышу, на которой установлена главка с удивительно ажурным и тонким крестом, ювелирно выполненном ярославскими кузнецами в 18 веке. Такая форма креста называется «корсунской», по месту его происхождения города Корсун (Херсонес). Такой формы кресты привозил после крещения князь Владимир.
«Корсунский» крест над Казанским пределом
Особо выделяется западный фасад храма с его восьмигранными столбами, образующими арки. Этот фасад является крыльцом – входом в церковь. Ранее оно было украшено полихромными изразцами, которые, к сожалению, утрачены.
Западный фасад Рождественской церкви
Хотя внешний декор всего сооружения довольно сдержан, но, тем не менее, он все же присутствует и служит очень изысканно-строгим украшением. Трехчастное деление стен лопатками, оконные ниши с наличниками, закомары над широким поясом карнизов и горизонтальные ширинки галерей, украшенные квадратными вставками со звездами, — все эти элементы разбивают однотонность фасадов. Арки закомар и верх купольных барабанов имеют архитектурное оформление «сухариками», что вносит элемент легкого ажура. Барабаны к тому же украшены и аркатурными поясами.
Оформление главки Казанского предела
Знаменская церковь
Вскоре после постройки к башне пристроили деревянную часовню. В 1779 году она стала каменной с деревянным ходом. В 1850 году её расширили на всю ширину башни, а вместо деревянного хода построили каменное крыльцо. В 1861 году часовня была переоборудована в храм. В 1886 году храм был украшен стенописью и позолотой. В 1897 году храм был перестроен в русском стиле по проекту архитектора A. A. Никифорова и освящён заново, при этом расширен на 6,5 м и поднят на 8 м. Восточная наружная сторона храма была украшена масляными клеймами с изображением Господа Саваофа и иконы Знамения. Храм без световой главы, со шипцовым фронтоном и одной луковичной главкой.
Шестой собор
К концу 90-х годов прошлого века по всей стране началась эпоха восстановления храмовых сооружений и возвращения их верующим. Была решена и судьба нового Успенского храма на Ярославской Стрелке, который должен был возродиться к жизни к 1000-летию основания города Ярославом Мудрым.
Современный собор на территории Стрелки
Был проведен конкурс проектов, среди которых были и проекты, предлагающие воссоздание полного аналога взорванного храма. Но победителем проекта оказались москвичи (арх.А.Денисов), и началось сооружение очередного Успенского собора на территории уничтоженного в 30-е годы его предшественника. Перед началом строительных работ были проведены тщательные археологические раскопки. Экспонаты, найденные в период этих работ, можно увидеть в соборном Музее.
Новый пятидесятиметровый Собор Успения сооружался в центре исторической территории бывшего Рубленого города с 2004 года. Его внешний вид и грандиозные габариты (площадь равна почти двум тысячам кв.м) вызывали в процессе строительства множественные споры и критику, а также опасения за остальные архитектурные памятники Рубленого города, которые могли бы обрушится при повреждении грунта под весом нового гиганта.
Мозаика «Успение Пресвятой Богородицы»
В связи с этим, запланированное строительство новой 70-метровой колокольни рядом с храмом временно заморожено, а колокола размещены на стационарную наземную звонницу. Кстати, колокола эти частично ярославские, вывезенные в московский Свято-Данилов монастырь из закрывающихся городских храмов в советский период.
Колокола Успенского собора
Освящение не вполне достроенного собора было проведено в сентябре 2010 года. Сегодняшний храм имеет внушительных размеров цокольный этаж, на котором разместились помещения Трапезной и церковного Музея, Соборный зал и Архиерейские покои.
Внутреннее убранство
Княжеские мощи Василия с Константином, чудом обретенные в начале 16 века, и сегодня являются основными храмовыми святынями, наряду с Иконой Ярославской Богоматери.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Башня как средневековая крепость
Первый вариант Власьевской башни был деревянным, но довольно неприступным сооружением. Во всяком случае, осада ее поляками в 1609 году оказалась безрезультатной, и польские войска вынуждены были отступить от города.
Кирпичное квадратное мощное военное сооружение с мощными зубцами, которое сегодня видят многочисленные туристы, было построено после знаменитого ярославского пожара 1658 года. Тот страшный пожар уничтожил практически все строения города и предыдущую деревянную Власьевскую башню.
Вид на башню с западной стороны
Каменная пограничная городская Власьевская башнябыла сооружена наравне с другими проездными (4) и глухими (12) сразу же после «Великого пожара» 1658 года. Всего тогда было построено 19 башен. На сегодня сохранилось только две — Власьевская и Волжская на Волжской набережной около Рубленого города.
Даже сегодня это мощное строение являет собой внушительный пример неприступного средневекового сооружения 17 века. Стены, достигающие в высоту 17, а в ширину 6 метров, узкие бойницы для стрельбы и наличие варниц, для выливания на врагов кипящей смолы – все говорит о серьезной готовности к длительной осаде. И через проём ворот врагу пройти было бы весьма проблематично, его движение было бы остановлено тяжелыми коваными решетками и г-образным проходом, который впоследствии был заменен на прямой.
В те опасные средневековые времена эта мощная башня имела мост через ров, отводную стрельницу, звонницу и набатный колокол. Башня была покрыта шатром, над которым находилась высокая дозорная вышка. И шатер и вышка погибли в пожаре начала 18 века и более не восстанавливались.
Знаменская церковь
Одна из стен Власьевской башни (восточная) практически сразу после постройки в 60-х годах 17 века была украшена фресковой иконой Знамения Богоматери, почитающейся впоследствии за чудотворную. Эта надвратная икона, обращенная к городу, призвана была благословлять путников, покидающих Ярославль. От нее пошло второе название башни – Знаменская, позднее перешедшее и на название церкви, построенной здесь практически через двести лет.
Ярославцы очень почитали эту икону, и приходили к ней помолиться в своих бедах и радостях. Для их удобства перед воротами была устроена молельная площадка на деревянных столбах с боковыми лестницами. К началу 18 столетия площадка была заменена на небольшую деревянную часовню, которая продержалась на тех же столбах почти 80 лет.
К 1861 году деревянная часовня была перестроена в надвратную каменную церковь, с тем, чтобы образ Богоматери находился непосредственно в храме. Лестница от крыльца вела к паперти, и затем в саму церковь. Далее шла келья для служителей.
Знаменская церковь в 1861 году
Икона Знамения, находившаяся на западной храмовой стене, была обложена позолоченной ризой с жемчугами и драгоценными камнями. Вокруг нее был обустроен двухъярусный иконостас. Стены и потолки были расписаны библейскими сюжетами.
Но очень скоро выяснилось, что помещение церкви маловместительно для всех желающих. И к концу 19 столетия храм вновь перестраивается, теперь уже в модном псевдорусском стиле, причем помещение церкви заметно увеличивается вширь и поднимается в высоту архитектором А.Никифоровым, после чего вновь освящается.
Знаменская церковь в псевдорусском варианте. Нач. 20 века
Икона Знамения, написанная на стене Власьевской башни, теперь находилась между двумя алтарями, оснащенными новыми иконостасами. Внешняя храмовая сторона с востока украшается масляными изображениями Саваофа и иконой Знамения.
Внутри Знаменской церкви в начале 20 столетия
В советские времена (в 20-30-е гг.) Знаменская церковь была закрыта, все ценности экспроприированы. Была выбита из стены и более чем 250-летняя икона-фреска Знамение. Помещение храма использовалось сначала в качестве кукольного театра, а затем (с 1942 года) кинотеатра «Луч», причем уровень пола поднимается более чем на метр, а в стене самой Знаменской башни делается проход, ведущий в подсобные помещения.
Сегодня церковь полностью восстановлена и возвращена верующим. Маленькая ее главка вновь сияет на солнце.
Знаменская церковь сегодня
А народным художником России Н.Мухиным была написана и преподнесена храму новая икона Знамения богоматери, которую установили теперь на восточном церковном фасаде. Она, как и та — первая икона, обращена на город.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Власьевская башня
До кирпичной башни, возведенной в 1658-1659 годах, стояло деревянное фортификационное сооружение, существовавшее здесь еще с середины XVI века. Эта старая башня сгорела во время самого большого ярославского пожара, который случился в 1658 году. Свое название она получила по одному из старейших ярославских приходов – Власьевскому, который в тот момент находился вне городской черты, то есть за Земляным валом.
Кирпичная башня в основании имеет форму квадрата и возвышается на четыре яруса. Толщина ее стен местами достигает шести метров. В прежние времена башня была оборудована мостом через Угличскую дорогу и отводной стрельницей (захабом), которые разобрали в 1820 году. Венчавший ее большой шатер и набатный колокол «погибли» при пожаре 1711 года.
В нижнем башенном ярусе есть ворота для проезда. Первоначально в них были закреплены опускные железные решетки (герсы), щели от которых сохранились до наших дней. На втором и третьем ярусах сделаны узкие окна-бойницы для ведения боя из мушкетов и варницы, из которых врагов могли облить кипящей смолой. Верх башни венчали зубцы «ласточкин хвост».
Власьевская башня
В конце XVIII века с юга к фортификационному сооружению пристроили дом, в котором жил граф Салтыков. Здание это спустя некоторое время выкупил бывший крепостной графа — разбогатевший купец Соболев. Он стал использовать его под склады. Соболевы вели большую торговлю вином и продавали свой товар в Ярославле, обеих столицах и на ярмарке в Нижнем Новгороде. Дом этот стоит и поныне, и в нем находится экономический факультет городского университета им. П.Г. Демидова.
В самом начале XIX века, когда фортификационные сооружения вдоль Земляного вала активно разбирались, местный купец Р. И. Кокуев вложил деньги в строительство двухэтажной гостиницы, которая южным фасадом вплотную примыкала к старой Власьевской башне. Эта гостиница считалась одной из лучших в городе, была очень популярна и имела на первом этаже булочную, магазины по продаже швейных машин, белья и игрушек, книжную лавку, красильню и парикмахерскую.
История сохранила и факты о попытке сноса знаменитой ярославской башни. Еще в 1780-е годы ее хотел разобрать генерал-губернатор города Алексей Петрович Мельгунов. Он даже отдал распоряжение использовать кирпич от башни для новой городской застройки. Но ярославские купцы воспротивились такому решению. Они собрали деньги, выкупили кирпич и спасли башню от разрушения. Вторая попытка снести башню произошла в 20-е годы XIX века. Такое предложение внесли столичные архитекторы, приехавшие утверждать очередные градостроительные планы Ярославля. Но старую башню отстояли местные власти и, в частности, городской губернатор Гавриил Герасимович Политковский.
В 1883 году над старым оборонительным зданием обустроили пятый ярус, предназначавшийся для большой емкости на 16 тыс. ведер воды, превратив его в водонапорную башню. Бак сверху закрыли декоративной башенкой, которую видно и сегодня. Так Власьевская башня приобрела необычный северо-итальянский вид и стала составной частью созданного ярославского водопровода. Вода с волжского берега поступала в осадочные емкости, а потом по чугунному водопроводу подавалась в бак на Власьевской башне. Водопровод в те времена протянулся на 5 км и обеспечивал водой около 500 домов из 7000 частных домовладений существовавших в городе.
«Обрастание» городом
Власьевской башне не удалось постоять за Ярославль — враги с момента её постройки город не осаждали. А может быть, именно она и стала талисманом спасения.
Но башня и без ратных подвигов «трудилась». Рядом с её воротами стояли «государевы Петровы» целовальники — собирали дань за проезд, да за «рукава», то есть ношение русского старообразного платья, да за бороды. Пётр Первый, искоренявший дух ненавистного ему прежнего образа жизни, обложил налогом и платья, и бороды. Особенно приверженные старине вполне могли сохранить бороду, заплатив положенную мзду: на шею он получал медную медаль, на которой чеканили изображение бороды и печать «уплачено».
В XVIII веке и фискальная служба башни потеряла актуальность — город далеко ушёл в своих границах от её мощных стен. Несколько раз башню хотели разобрать, но народ не позволил совершить это святотатство в прямом смысле: жизнь башни была выкуплена у городских властей городским купечеством.
Когда в XIX веке земляной вал срыли, коммерческое строительство захлестнуло эту весьма привлекательную часть города. В разное время рядом с башней, вплотную, находились княжеский дом Салтыкова, гостиница Кокуевых, гастроном Лобанова…
В 1883 году на башню водрузили водонапорный бак, вмещавший 15 000 вёдер. Его наполняли из колодца на берегу Волги, а из него вода подавалась в 500 близлежащих домов — так старинная башня помогла цивилизации Ярославля.
Во времена советской власти башня снова оказалась на передовой цивилизации — в ней разместили «Луч» — кинотеатр повторного фильма. Он существовал так долго, что ярославцы ещё помнят его кинозал.
Кинотеатр сменился киностудией «Юность», созданной и возглавляемой Рэмом Устиновым. Потом в башню пришли студенты ЯрГУ. Вот так старая-старая Власьевская башня всегда оказывается на передовой — в защите, в просветительстве, в образовании.
Адрес: г. Ярославль, Свободы улица, д. 2А.
Карта расположения:
← Памятник Фёдору Григорьевичу Волкову |
Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» → |
---|
Похожие публикации:
Спасо-Преображенский собор
При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в…
Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском …
Церковь Михаила Архангела
Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей…
Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный.
Он первым в Ярославле оказался …
Часовня Казанской Богоматери в Ярославле
Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…
Поделиться ссылкой:
Фото и описание
Власьевская (Знаменская) башня и церковь иконы Божией Матери «Знамение» представляют собой сдвоенное здание, расположенное в историческом центре Ярославля, на Первомайской улице. Башня – объект культурного наследия (культурно-исторический памятник) федерального, а храм – регионального значения.
Власьевская башня является одной из двух уцелевших башен укреплений Земляного города (посада) Ярославля. Она была возведена из кирпича в период с 1658 по 1659 годы на месте деревянной башни, датированной серединой XVI столетия, сгоревшей в сокрушительном городском пожаре. Параллельно с постройкой на стене была написана икона Божьей Матери «Знамение», которая почиталась как чудотворная.
Башня в плане имела форму квадрата, оборудована мостом и отводной стрельницей (барбаканом), которая представляла собой оборонительное сооружение, которое использовалось в качестве дополнительной защиты входа в форпост (разобраны в 1820-х годах). Кроме того, здесь была устроена звонница с набатным колоколом, а над проездом башни во втором ярусе находилась церковь. Это была одна из пяти воротных башен, дорога от неё вела в Углич. При проезде через её ворота во времена Петра Великого взимался налог на ношение старинной одежды и бороды.
Далее к башне были пристроены: часовня (1660-е годы), позже преобразованная в церковь (1861 год), здание, в котором был устроен банк (1796 год, оно перестраивалось 2 раза: в 1825 и 1907 годах), где в настоящее время располагается экономический факультет Ярославского государственного университета (ЯрГУ) и другие учреждения, двухэтажная гостиница, принадлежащая купцу Кокуеву, и магазин «Босфор», хозяином которого был A. Лобанов, где можно было купить кофе, чай, марочные вина и разного рода бакалейные товары. В 1884 году над Власьевской башней было устроено помещение для водопроводного бака. В результате, башня оказалась застроенной с трёх сторон. В 1980 году гостиница Кокуева была разрушена, таким образом освободилась северная и часть западной стороны, но на ее месте в наши дни планируется строительство торгово-развлекательного комплекса. Сейчас во Власьевской башне находятся компьютерные классы Ярославского госуниверситета (на третьем этаже) и Центр университетского телевидения ЯрГУ (на пятом этаже).
После того, как была построена Власьевская башня, к ней в скором времени была пристроена часовня из дерева. В 1779 году ее заменили на каменную с деревянным ходом. В 1850 году часовня была расширена на всю ширину башни, а деревянный ход был заменен на каменное крыльцо. Спустя 11 лет, в 1861 году, часовня была преобразована в церковь и освящена в честь иконы Знамения Божьей Матери. В 1886 году ее украсили стенописью и позолотой.
В 1897 году Знаменская церковь была перестроена в псевдорусском стиле. Проектом руководил архитектор Александр Алексеевич Никифоров. Храм был заново освящён, при этом его размер был расширен на 6,5 метров и поднят на 8 метров. Восточную наружную сторону церкви была декорирована масляными клеймами с изображением иконы Знамения и Господа Саваофа. У церкви отсутствует световая глава, имеется шипцовый фронтон и одна изящная луковичная главка.
История Земляного города
Разрастаться формирующийся город мог вначале только в юго-западном направлении, т.е. вдоль Волги и Которосли, что и происходило довольно быстрыми темпами, несмотря на периодические набеги то новгородцев, то волжских булгар, а в дальнейшем и монголо-татар.
Уже в 12 веке на городских окраинах появляются сооружения православных монастырей – Спасо-Преображенского (на берегу Которосли) и Петропавловского (на берегу Волги). Они вместе с Рубленым городом образовали три вершины треугольника, в центре которого сформировался ярославский посад, позже названый Земляным городом.
Карта Ярославля с Рубленым и Земляным городами
Застройка и заселение посада происходило за счет многочисленных переселенцев торгового, ремесленного и крестьянского сословий. Формировались хаотичные улицы, на которых появлялись церковные, торговые и жилые строения. Вся площадь посада в целях обороны была уже в 13 веке обнесена «большой осыпью» — земляным валом, который формировался с учетом естественных неровностей местности (оврагов и возвышенностей). Так оформились границы Земляного города, ныне являющиеся историческим центром Ярославля.
Археологические раскопки показали, что быстрее застраивался и осваивался берег Которосли, т.е. местность между Рубленым городом и Спасо-Преображенским монастырем. Уже в первой половине 13 века Ярославль был развитым торгово-ремесленным городом с десятками церквей. Однако, многочисленные пожары наносили страшный урон построенному из дерева городу, а потом начались монголо-татарские набеги (с 1238 года) и разорение.
Но ярославцы упорно восстанавливали сожженный и разрушенный город, боролись против захватчиков. Один из ярославских князей – Федор Черный — для защиты города женился на дочери монгольского хана, что на время полностью оградило город от нападений извне (конец 13 века). В это время особых оборонительных укреплений не сооружалось.
В 14-15 веках ярославцы сотрудничали с развивающимся московским княжеством, что позволяло получать необходимую военную поддержку в случае чего и тоже не требовало особых оборонительных укреплений. А вот в 30-х годах 16 века на основании царского Указа Ивана Четвертого вокруг города сооружаются новые и ремонтируются старые оборонительные валы и башни. Был углублен оборонительный ров вдоль насыпного земляного вала, который также увеличился в размерах. Эта оборонительная земляная линия с проездными и дозорными башнями, проходившая от Волги до Которосли, сегодня повторяется линией прогулочного Первомайского бульвара от Речного порта до Богоявленской площади со Спасо-Преображенским монастырем.
Первомайский бульвар — бывшая граница Земляного города
Все дозорно-проездные башни в то время, кроме каменных строений в Спасо-Преображенском монастыре, были деревянными и не могли в полной мере служить делу обороны. Тем более, что ограда Рубленого города к этому времени полностью сгнила.
В начале 17 века Ярославль оказался в эпицентре борьбы России с польскими интервентами и несколько раз переходил из рук в руки. Однако, во время последней осады города поляками в 1609, хотя Земляной город и был взят, территории Рубленого города и Спасо-Преображенского монастыря, где укрылись последние защитники, поляки взять не смогли.
Крепостные стены Спасо-Преображенского монастыря
После изгнания польских интервентов оборонительные сооружения были восстановлены, но снова в деревянном виде. Но тут случился пожар 1658 года, который уничтожил в городе все, что было возможно. Это стихийное бедствие было названо «Великим пожаром», после которого шло активное восстановление Земляного города и его оборонительной границы, создаваемой теперь в камне.
Ярославль в 17 веке
В результате, вдоль восстановленного насыпного вола, появилось 19 башен из камня, из которых большая часть была глухими, и меньшая — проездными.
До нашего времени сохранилось две проездные башни — Власьевская на Волковской площади, и Волжская около Рубленого города.
Волжская башня на набережной стоит с 17 века
Поскольку в дальнейшем содержание оборонительных объектов не имело целесообразности, они стали приходить в аварийное состояние, а во вторую половину 18 века практически полностью были уничтожены – рвы засыпаны, валы срыты, большая часть башен разобрана. Начинался период градостроительной перепланировки и новой экономической эпохи в жизни Ярославля.
Роль Земляного города, выполнявшего свою историческую миссию в создании и развитии Ярославля в течении нескольких веков, к началу 19 века закончилась.
Пятый собор
Следующий храм, сооруженный в начале 70-х годов 17 столетия, имел форму византийского куба, который венчало пять крупных глав. Внутренние храмовые стены в этот же период были расписаны, и эта роспись сохранялась довольно долго.
Успенский собор, постройки 17 века
В дальнейшем этот собор несколько раз перестраивался, что связано с присвоением ему статуса кафедрального. Появлялись дополнительно пристроенные помещения. Расширялся храм за счет западной паперти, и за счет теплой церкви с Константино-Васильевским престолом, которая впоследствии объединяется с основным храмовым сооружением и т.д.
Ансамбль Ярославского кремля в конце 19 века
В 30-е годы 19 века старая, шатрового вида колокольня была заменена на новую, 70-метровую с арочным проездом, возведенную архитектором А.Мельниковым. А в 40-х годах соборные купола становятся золотыми. Это были первые в Ярославле купола, которые подверглись золотому покрытию.
Золотые купола собора
К началу 20 столетия собор имел прекрасный иконостас, состоящий из пяти ярусов, многочисленные редкие иконы в драгоценных окладах, престолы Успенский и Владимирский и т.д. В соборе имелись погребения известнейших архиепископов.
В 1918 году при подавлении белогвардейского мятежа, когда практически уже был разрушен близлежащий Демидовский лицей, очень сильно пострадал и сам собор. Именно он был последним укрытием и оплотом восставших, сражающихся в нем до конца.
Разрушения после Ярославского восстания
Впоследствии руины Лицея разобрали, а собор после изъятия сокровищ церковной ризницы и небольшого ремонта стал функционировать как Биржа труда, затем как пошивочная мастерская, а впоследствии как зернохранилище.
В 1937 году это храмовое сооружение 17 века по идеологическим соображениям уничтожается при помощи взрывов. Колокольню разобрали еще в 1929 году. Вместо бывшего храма для культурного отдыха советских трудящихся разбивается территория городского Парка.
Сторожевая башня в мирное время
Шестнадцать мощных, каменных башен, построенных для защиты города от врага, никогда не были применены по их прямому назначению. Со времени их возведения к стенам крепости не приближался ни один вражеский отряд. Но история Знаменской башни Ярославля продолжалась. Въездными воротами в город она служила еще довольно долгий период.
Во времена правления императора Петра I здесь находился таможенный пост. Государевы люди — целовальники — взимали с входящих и въезжающих путешественников пошлины. Целовальники — это служилые лица, которые, вступая на должность, приносили клятву верности и бескорыстия и целовали крест.
Во времена петровских реформ у них была еще одна обязанность: сбор штрафов. Это относилось к гостям города и местным жителям. По указу царя ношение старорусских, а не немецких одежд, или длинной бороды наказывалось. Но бороду можно было «выкупить», заплатив в казну 5 рублей (для сравнения: 1,5 рубля стоила дойная корова). В 1711 году казна Ярославля таким образом пополнилась 360 рублями. Откупившемуся бородачу на шею вешалась металлическая табличка с уведомлением об уплате налога, и он мог ходить по улицам спокойно. Остальные принудительно отправлялись к брадобрею.