Древняя архитектура

Содержание
  1. Посвящение арки
  2. Триумфальная арка Константина
  3. Факты из Библии
  4. Другие известные арки Италии
  5. История
  6. Ссылки
  7. История появления
  8. Арка Константина
  9. Триумф римских полководцев
  10. В каком облике дошла до на триумфальная арка Тита
  11. Арка Тита
  12. Основные факты
  13. Краткое описание Арки Тита
  14. Особенности архитектуры и внешний вид
  15. История древнего памятника
  16. Внешний вид
  17. История создания
  18. История создания

Посвящение арки

Известную своими барельефами с изображением римских солдат, несущих в триумфальном шествии сокровища Иерусалимского храма – семисветную Менору и Серебряные трубы, Арку Тита ошибочно называют триумфальной. Тем не менее, это не так.

Древняя архитектура
В 79г., после кончины Флавия Веспасиана, правившего с именем Цезаря Веспасиана Августа, место императора занял его сын и полный тезка Тит Флавий Веспасиан, однако по прошествии двух лет он внезапно скончался. Для увековечивания памяти прославленного полководца и в ознаменование его побед в Иудее римский Сенат в 81г. одобрил возведение монументального памятника, построенного возглавившим империю младшим братом Тита Флавием Домицианом (51-96гг). А высеченные вверху арки слова «Senatus populus que romanus divo Tito divi Vespasiani f (ilio) Vespasiano Augusto», то есть «Сенат и римский народ божественному Титу, сыну божественного Веспасиана, Веспасиану Августу» уже почти две тысячи лет напоминает потомкам об апофеозе и величайших деяниях двух императоров.

Древняя архитектура
Однако основной мотив посвящения Арки Тита находится на ее внутреннем своде, где расположен барельеф с изображением могучего орла, возносящего императора на небеса и указывая тем самым на его божественное предназначение.

Древняя архитектура
На древних рельефных панелях внутри арки изображены две сцены с эпизодами римского триумфа при вхождении сына императора в Рим в 71 году. Один из них представляет процессию в начале церемонии – Богиня Рима ведет за собой конную упряжь с колесницей, на которой крылатая Победа венчает лавровым венком голову Тита.

Древняя архитектура
На противоположной стене арки представлен эпизод триумфального шествия с добычей из храма в Иерусалиме – Священной Менорой, Серебряными трубами, которыми взывали евреев на праздник Рош ха-Шана и золотым Столом с ритуальными хлебами.

Древняя архитектура

Древняя архитектура

Это интересно!

Куда исчезли сокровища
Достоверно известно, что Священная Менора из иерусалимского храма была изготовлена из чистого золота. Согласно легенде, переходя Тибр по мосту Понте Фабриччио (ныне имеющего название Ponte dei Quattro Capi), реликвия упала в реку, так как несшие ее солдаты Тита передрались между собой в попытке присвоить сокровище. Предание гласит, что семисветник до сих пор лежит на дне, однако это не так – римские легионеры никогда не посмели бы бороться между собой за добычу.
Достоверно известно, что сокровища сохранялись в Храме Веспасиана и Тита, располагавшегося на Римском форуме. Канделябр и Золотой Стол были похищены вандалами Гейзериха (400-477гг) при ограблении Рима в 455г. и переправлены в Карфаген. По одной из версий реликвии находились в одном из его храмов до вплоть до 534 года, после чего захватившая город византийская армия Велизария вывезла их в Константинополь, где сокровища поместили в императорский дворец. Из трудов Прокопия известно, что император Юстиниан якобы отправил их назад в Иерусалим. Таким образом, он хотел избежать предсказанных одним из иудеев несчастий от неправедно доставшихся реликвий. В дальнейшем, предположительно, они были переплавлены в золотые слитки при одном из многократных разорений Иерусалима в средневековье.

Триумфальная арка Константина

Внешним видом это строение отличается от арки Тита и Септимия Севера. Также она является самой большой и «молодой» из них, так как построена в 315 году н.э.

История строительства и реставрации

Триумфальная арка Константина возведена в честь его победы над внутригосударственным врагом – узурпатором Максенцием.

Интересный факт! На основании ряда исследований ученые предполагают, что арка построена не в 315 году н.э., а намного раньше. Это значит, что она должна была увековечить память о победах другого человека, чего не случилось. Строение отреставрировано и декорировано уже в честь Константина.

Древняя архитектура

Распоряжение о строительстве арки отдал римский Сенат. Масштабная реставрация достопримечательности проводилась трижды, последний раз – в 1733 году.

Особенности архитектуры

Высота трехпролетной арки Константина составляет 21 м, ширина – 25,7 м, ширина центрального проема – 6,5 м, боковых – 3,4 м. Главная особенность строения – использование в качестве декора элементов других построек.

Так, аттик в верхней части арки обращает на себя внимание восемью скульптурами эпохи Траяна. Между ними расположены попарные военные барельефы времен Марка Аврелия

Древняя архитектура

Пространство над боковыми проемами украшают медальоны эпохи римского императора Адриана. На них изображены божества Солнца и Луны, сцена охоты и жертвоприношения. Медальоны есть и на торцах достопримечательности, однако их относят ко времени правления Константина.

С двух сторон на аттик арки нанесена латинская надпись, гласящая о посвящении сооружения императору Константину, расправившемуся с государственной тиранией.

Осмотреть триумфальную арку можно со всех сторон, но на некотором отдалении. Из-за ограждения подойти к ней вплотную или пройти через пролеты не удастся.

Главные триумфальные арки Рима уникальны, каждая по-своему. Они несут отпечаток древних времен, олицетворяют могущество, власть и силу великих правителей, повлиявших на ход истории.

Факты из Библии

В начале Iв. н.э., после завоевания Галлии (территории современной Франции) и островов Британии, Римская империя достигла беспрецедентного процветания, однако нестабильность в провинции Иудея продолжала вызывать сильное беспокойство Рима. Евреи были возмущены тем фактом, что иностранные правители не уважали их традиции и надеялись, что ниспосланный мессия словом изгонит ненавистных им римлян. В 33 году Иисус предупредил, что над Иерусалимом и его жителями нависла катастрофа: «Когда вы увидите Иерусалим окруженный иноземцами, то знайте – близко его опустошение» (Евангелие от Луки 21:20) и «Придет день, когда ваши враги окружат вас, низвергнут вас и ваших детей внутри вас, и не оставят от города камня на камне» (Евангелие от Луки 19:43). Неужели это пророчество сбылось?

Другие известные арки Италии

Арка Траяна
Данная арка была построена по инициативе римского Сената и народа в 110-116 году. Над проектом арки работал архитектор Аполлодор Дамасский. Арка увековечила память об императоре Траяне, который значительно укрепил порт, пристани и другие фортификации.

Арка построена из проконесского мрамора. Арка была украшена скульптурами самого императора, его жены и сестры, а надписи были вырезаны из позолоченной бронзы. Арка Траяна отреставрирована совсем недавно. Ее оборудовали подсветкой и сейчас в вечернее время можно долго наслаждаться ее изящными деталями и контурами. Платить за это не надо.

Арка Траяна расположена по адресу: Италия, Беневенто, Via Traiano.

Добраться до нее можно на метро, доехав до станции Colosseo и пройдясь 10-15 минут.

Арка Августа
Триумфальная Арка Августа сооружена в начале нашей эры в Римини. Строительство инициировал Сенат в память о Цезаре Октавиане за его победы над Клеопатрой и Антонием. С фасада на арке можно увидеть медальоны с ликами Нептуна, Минервы, Юпитера и Аполлона. Арку украсили 4 лошадями и скульптурой Августа. В свое время арка служила воротами.

К нашему времени арка практически не сохранилась. Ее облик восстановили благодаря старинным монетам, на которых чеканилось ее изображение. Сегодня рядом с храмом Весты находятся ее остатки.

Если вы хотите посмотреть на останки арки, то в Римини удобнее всего добираться поездом Eurostar с вокзала Термини. Побродить по останкам арки вы можете абсолютно бесплатно.

История

Греки и этруски знали арку и свод. Но только в Риме эти архитектурные формы, преодолевающие исконную античную прямоугольность, получили законченное развитие: в Риме кривая уже соперничает с прямой.

Древняя архитектура

Арки сооружали по разным поводам — и в честь побед, и как знак освящения новых городов. Но сначала их ставили по случаю триумфа полководца-победителя, торжественно вступавшего в столицу от Марсова поля до Капитолия, так что их первичный смысл связан с триумфом — торжественным шествием в честь победы над врагом.

Проходя через арку, император возвращался в родной город уже в новом качестве. Арка была границей своего и чужого мира. Триумфальная арка, запечатлевающая церемонию триумфа, то есть въезд победоносного полководца в Рим, одно из самых замечательных новшеств римского зодчества.

Памятник торжественно воспевает въезд триумфатора в столицу на колеснице, запряжённой белыми конями, с орленым скипетром в руке, в золотом венце, поддерживаемого сзади стоящим рабом, с сокровищами, захваченными у врагов, и пленниками в оковах.

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Арка Тита
  • [http://www.artconservative.ru/cons_architectur/cons_architecture/cons_architecture_1.php Формирование принципов современной рестварации — 1.1. Возникновение интереса к памятникам античности. Их реставрация в начале XIX в.]
  • Platner, Samuel Ball; Ashby, Thomas. [http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Gazetteer/Places/Europe/Italy/Lazio/Roma/Rome/_Texts/PLATOP*/Arcus_Titi.html Arcus_Titi] (англ.). A Topographical Dictionary of Ancient Rome. Bill Thayer’s Web Site.
  • [http://www.inrometoday.it/phototour/romanforum/titusarch/index.htm Арка Тита, история и фото]  (англ.)

История появления

Иудейская война

В 66 году в Стране Израиля вспыхнуло восстание против владычества Римской Империи. Катализатором бунта послужили притеснения римского прокуратора Иудеи Гессия Флора. Изнутри еврейское общество подогревалось движением ревнителей-зелотов.

Изначально восставшим сопутствовал успех: Цестий Галл с XII легионом был вынужден отступить. Однако, на помощь ему был послан полководец Веспасиан. Последний довольно быстро захватил Галилею и взял в плен местного руководителя восстания, Иосифа бен Матитьяху. Позже этот Иосиф стал известен как Иосиф Флавий, он и описал восстание в своей книге «Иудейская война».

Тем временем большинство восставших укрылось в Иерусалиме, где они незамедлительно начали внутренние распри. Руководитель умеренной группы первосвященник Анна был убит, а зелоты сами раскололись на три группы, под управлением Симона бар Гиоры, Иоанна Гискальского и Элеазара.

В 69 году Веспасиан был провозглашён императором и отправился в Рим. Командование войсками принял на себя его сын Тит. В течение пяти месяцев он осаждал Иерусалим, в котором тем временем начался сильный голод. В итоге в 70 году город был взят, разграблен и разрушен. Главная святыня иудаизма Иерусалимский храм был сожжён, его ценности были похищены. Жители города были убиты или проданы в рабство. Руководители — Симон и Иоанн — среди прочих были взяты в плен. Три года спустя пал последний оплот восставших — крепость Масада.

Триумф

По возвращении в Рим был устроен тройственный триумф победителям: императору Веспасиану, Титу, а также второму сыну императора Домициану. Этот триумф описан свидетелем событий Иосифом Флавием.

Арка Константина

В начале 4 в., в 315 г., была сооружена арка Константина. Это трехпролетная арка, украшенная по обеим сторонам 4 коринфскими колоннами, несущими раскрепованный антаблемент; над колоннами поставлены статуи пленников.

Арка завершается аттиком с надписью и рельефами. Все сооружение почти сплошь покрыто рельефами. Значительная часть их перенесена с более .ранних памятников (фигуры пленников – варваров-даков, установленных над колоннами, а также украшения основного свода, медальоны со сценами охоты и жертвоприношений, относящихся к первой половине II в. н. э..и ряд рельефов, вероятно, сняты с арки Траяна).

Рельефы 4 в. свидетельствуют о крайнем огрублении техники и композиционного мастерства: в них применено условное разделение на зоны, заполнение всего пространства фигурами, что превращает рельефы в подобие ковра и разрушает тектонику постройки.

В новейшей литературе высказано предположение, что арка Константина является переделкой более ранней арки, чем объясняются ее строгие пропорции. (Арка, высотой 21 метр и шириной более 25 метров).

У здания, построенного в честь Марка Аврелия, были заимствованы аттические барельефы, на которых изображены эпизоды войны и триумфа императора. Недалеко от арки находился конический фонтан Мета Суданте I в. н. э., из которого “просачивалась” вода.

Арка Константина является самой знаменитой и хорошо сохранившейся триумфальной аркой, а также основным примером последнего художественного и культурного расцвета Рима IV века.

Со временем  триумфальные арки начали возводить в различных  городах империи в честь разных торжественных событий. Например, в Сузе на северо-западе Италии по случаю окончания строительства дороги через Альпы.

Триумф римских полководцев

Римская Империя всегда славилась завоеваниями новых территорий и привлечением новых стран в свое подчинение. Поэтому торжественное или триумфальное вхождение в город полководцев победителей с армией и трофеями было праздником для всех. Заканчивалось подобное шествие вынесением благодарности богам, подарившим им эту победу.

Древняя архитектураАрка Тита и Колизей в Риме (David Merrett / flickr.com)

Как символ торжественного возвращения победоносной армии в лоно родной земли при въезде в город сооружались триумфальные арки. И если сначала они были временными, и изготавливались из дерева, то со временем превращались в величественные сооружения с несколькими пролетами, построенные из камня и бетона. Их украшали статуями, барельефами и памятными надписями.

Поначалу с триумфом в Рим мог войти любой полководец, одержавший победу в бою. Но со временем эта церемония стала расцениваться, как высшая награда и разрешалась не всем. Этой чести удостаивались только те полководцы, которые владели наивысшей властью и никому не были подвластны.

В каком облике дошла до на триумфальная арка Тита

Благодаря стараниям архитекторов-реставраторов арка Тита и арка Константина выглядят сейчас практически также, как два тысячелетия тому назад. Единственное, чего Триумфальная арка Тита лишилась — статуи императора, возвышенной ранее сверху постройки. До сих пор достоверно неизвестно, правда ли был похоронен Тит под аркой.

Это одиночная арка с цилиндрическим сводом. Вся постройка украшена изображениями, высеченными на рельефе символичного здания. Проем арки украшен колоннами не отделенными от общей массы достопримечательности. Находится арка Тита в конце Священной дороги, потому ее очень просто найти, если вы посетили Римский форум. Сверху арки красуется надпись, смысловой перевод которой обозначает: жители Рима посвящают эту арку божественному императору Титу Веспасиану. Возле арки можно разглядеть остатки подиумов прилегающих зданий, где ранее реализовывалась торговля и занимались государственными делами римляне.

Встречает туристов арка Тита двумя богинями Викториями, парящими со знаменем в руках по рельефному небу стены над колоннами. Самое интересное хранит с внутренней стороны арка Тита, где находятся 3 барельефные скульптуры:

  • триумфальный поход;
  • император на колеснице;
  • обожествление Тита.

Это только краткое описание того, что изображено на неровностях рельефа внутренней стены постройки. Уникальность стиля мраморных картин заключается в том, что с одной стороны изображение профильное, с другой отображает все три измерения с сохранением природных величин. Триумфальный поход, запечатленный внутри арки, так четко отображает облик римлян, что можно подумать, что на них одели реальную одежду и поставили у стены.

Но самая интересная картина находится напротив триумфального похода — это Тит едет верхом на колеснице, впереди него идут ликторы, повозку держит богиня Рома, а в это время обожествлением императора занимается Виктория. Уникальность картины заключается в том, что автор передал в ней движение — конь запечатлен несколько раз — это копии, создающие эффект анимации. Посмотреть на арку стоит хотя бы ради того, чтоб увидеть эту удивит

Арка Тита — описание истории победы в рельефных картинах, а также обожествления правителя Рима. Последнее высеченное изображение демонстрирует отход Тита в мир иной и его становление Богом. Вы увидите его, находясь между стен постройки и подняв голову вверх — там на софите Тит летит верхом на орле в свое новое царство.

Арка Тита

Древняя архитектура

Так выглядит знаменитая арка императора Тита, воздвигнутая в I в. н.э.(81 г.) после разрушения храма Соломона в Иерусалиме, в память победы над непокорными иудеями. От нее ведут свой древний род все триумфальные арки нынешних европейских столиц. Она находится у входа на римский Форум.

Тит, считавшийся здравомыслящим и исполненным благородства императором, правил сравнительно недолго (79—81 гг.). Арку воздвигли в честь правителя  уже после его смерти.

Совершенная по форме, сверкающая белизной однопролетная арка (15,4 м высоты, 5,33 м ширины) служила основанием скульптурной группы императора на колеснице. Расчленение каменного массива классическим ордером придало соразмерность и ясность формам.

По сторонам проёма арки Тита стоят по две коринфские колонны. Украшает арку высокая надстройка – аттик, с посвящением Титу «От сената и народа римского». Выступающий антаблемент и аттик над ним, контрасты света и тени усиливают пластическую и живописную выразительность форм. Среднюю часть арки над архивольтом замыкают две летящие фигуры богини победы — Виктории, исполненные в невысоком рельефе. Они как бы венчают победителя.

Пространство арочного пролета расширяется кассетами свода (небольшие углубления на поверхности потолка или свода, имеющие чаще всего квадратную форму) и настенными живописно трактованными рельефными композициями, изображающими торжественное шествие триумфатора и легионеров с трофеями, захваченными в храмах Иерусалима.

Построение высокого рельефа, его светотеневые эффекты усиливают ощущение глубины пролета арки. Бурные движения легионеров точно вырываются из плоскости рельефа в реальное пространство. Пафос их жестов как бы вторит триумфальной теме архитектуры. Раскраска и позолота усиливают живописность и жизненность сцены.

Древняя архитектура

Изображённые  внутри арки сцены соответствуют моменту прохождения через неё, таким образом, зритель невольно приобщается к действию, как бы становится участником сцены. Наверху статуя императора на колеснице, запряжённой четвёркой лошадей.

В аттике был захоронен прах Тита. Арка являлась архитектурным сооружением, постаментом для статуи и одновременно мемориальным памятником.

Так хоронили лишь людей с особой харизмой (в переводе с греческого — «милость», божественный дар»), т. е. наделённых исключительными личными качествами — мудростью, героизмом, смелостью: Цезаря на Римском Форуме, Тита в его арке, Траяна в цоколе его колонны. Другие граждане покоились вдоль дорог за городскими воротами Рима.

Позднее были воздвигнуты сложные трехпролетные триумфальные арки: Септимия Севера (конец II в. н. э.), Константина (VI в. н. э.).

Основные факты

  • ДАТА 81 год н. э.
  • СТИЛЬ Имперско-римский
  • МАТЕРИАЛ Пентелийский мрамор
  • ПОСТРОЕНА по приказу императора Домициана

Арка Тита (Arcus Titi) стоит возле Римского Форума в самой высокой точке Via Sacra Священной дороги, по которой римские армии торжественно, с победой, возвращались к Капитолию.

Солдаты проходили через арку, построенную в память о взятии Иерусалима, о победе в кровавой битве, и маршем шли через Форум – главную общественную и торговую площадь, сердце Древнего Рима. Высота арки – 15,4 метра, ширина – 13,5. Ее построили из пентелийского мрамора вскоре после смерти императора Тита. Император умер, когда ему был всего 41 год, но он успешно правил страной в 79-81 годах нашей эры и многого достиг.

Триумфальная арка – прекрасный шедевр римской архитектуры, ясное выражение неуязвимости и силы империи Когда-то на площади Форума было три триумфальные арки. От первой, которую построил Август, не осталось ничего, а третья, арка Севера, построена в 203 году.

Арка Тита появилась в 81 году, когда править стал брат и преемник Тита, император Домициан. Это самая древняя арка в Риме и отличный пример триумфальной арки вообще -потом такие арки появились в архитектуре времен Возрождения.

Древняя архитектура

Рельеф на западной стороне арки изображает триумфальное шествие с менорой из храма Соломона

В изящном сочетании арки, классических колонн и скульптурных рельефов воплощен идеал простоты и совершенства, без которого не было бы классической архитектуры. Но, к сожалению, исторический памятник Древнего Рима во времена Средневековья сильно пострадал.

Семья Франджипани превратила арку в свое военное укрепление. Парадоксально, но благодаря этому арка сохранилась. В 1822 году она перестала служить укреплением, и Джузеппе Валадье отреставрировал ее по приказу Папы Римского Пия VII.

Поэтому арка прославляет не только императора и римский Сенат, как было написано на восточном фасаде еще в древности, но и Папу Римского, который восстановил ее в XIX веке -на западном фасаде тогда появилась новая надпись.

Правление, полное событий

Тит Флавий Веспасиан правил Римской империей всего два года, но эти годы запомнились как удачное и счастливое время. Тит сам подавал пример обычным римским горожанам, он был щедрым, обходительным и умел нравиться людям, поэтому историк Светоний сказал, что император – «утешение рода человеческого». Время его правления нельзя назвать ровным и спокойным. В 79 году произошло извержение вулкана Везувия, погибли города Помпеи и Геркуланум.

Древняя архитектура

Надпись наверху арки гласит: «Сенат и люди Рима – божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана»

В следующем году Рим опустошила эпидемия чумы, и тогда же случился ужасный и разрушительный трехдневный пожар. Тит организовал поддержку для тех людей, которые пострадали в этих страшных катастрофах. Он также собрал людей на общественные работы, и по его приказу построили купальни Тита и завершили строительство Колизея (которое началось во времена отца Тита, Веспасиана). В Колизее потом 123 дня устраивались празднества.

Памятник кровавой битве

Люди помнят победы, но арка Тита построена в память об ужасных событиях – о них рассказывают резные каменные рельефы под сводом арки. Отец Тита, Веспасиан, подавил восстание в Иудее в 66 году, и Тит остался там наместником.

Он так и жил на Востоке, даже после того, как Веспасиан вернулся в Рим и стал императором. В 70 году Тит жестоко подавил еще одно восстание в Иудее, а затем взял и разрушил «град Господень», святой город Иерусалим. При взятии города римляне устроили кровавую резню и убили около миллиона евреев.

С южной стороны арки есть рельеф, когда-то он был раскрашен яркими красками. Рельеф изображает триумфальную процессию солдат, которые несут свою добычу из иерусалимского храма Ирода, они высоко держат священную менору – золотой семисвечник, украденный из храма Соломона (ортодоксальные евреи до сих пор не ходят под аркой, чтобы не смотреть на это).

На северном рельефе изображен Тит в тоге, окруженный своими легионерами. Воины с победной процессией проезжают по городу, Тит едет на двухколесной колеснице, квадриге, в которую впряжены четыре коня. Правит ей крылатая богиня победы. Когда-то наверху арки Тита стояла бронзовая квадрига с фигурой императора, но ее давным-давно сняли.

Под самым сводом арки Тит изображен в виде орла, летящего в небесах, это говорит о том, что его признали равным богам – как обычно и случалось с покойными римскими императорами.

Краткое описание Арки Тита

Все основные барельефы Арки Тита, в основу которых вложен рассказ о триумфальном вхождении Тита в Рим после победы, находятся внутри пролета.

Древняя архитектураБарельеф Арки Тита, Рим (Takver / flickr.com)

С северной стороны слева направо «движется» квадрига с четырьмя лошадьми, которых за узды держит Богиня Рома. Над колесницей возвышается величественная фигура полководца. За ним расположены фигуры представителей сената и народа.

Скорее всего, это уже кульминация церемонии, в то время как ее начало зафиксировано на барельефе с южной стороны.

Здесь повествуется о том, как плененные иудеи несут носилки на которых выложены трофеи и шесты с табличками, о надписях на которых можно только догадываться.

Древняя архитектураБарельеф: рабы и семиствольная золотая менора (Andy Hay / flickr.com)

На барельефе очень четко видно семиствольную золотую менору (семиствольный подсвечник) — один из древнейших символов иудаизма и основной атрибут храма Соломона. Что в очередной раз подчеркивает, что Тит покорил Иерусалим. По мнению специалистов, это самое древнее изображение миноры.

Арка Тита была частью укрепления Франджипане, но со временем укрепление было разрушено, что частично отразилось на ее внешнем виде. Благие намерения папы Пие VII отреставрировать ее были реализованы. О чем свидетельствует еще одна надпись, но уже с другой стороны арки.

Триумфальная Арка Тита так же была отреставрирована в 1821 году.

Особенности архитектуры и внешний вид

Триумфальная арка Тита – однопролетное архитектурное строение с оригинальным цилиндрическим сводом, которое возвышается прямо посреди Священной дороги. Когда-то эта дорога являлась самой главной и самой почетной, проехать по ней могли только высокопоставленные римляне или прославленные полководцы. По ней проходили военные шествия, здесь устраивались разнообразные празднества. Для строительства арки из Аттики был привезен высокопрочный пентельский мрамор. Высота сооружения составляет 15,4 метра, в ширину оно достигает 13,5 метров. Приглядевшись, можно заметить, что на монументе вытеснены две надписи

Первая из них – хвалебная, прославляющая отважного Тита и его военные достижения, другая – является напоминанием о том, что к реставрации арки приложил руку римский папа Пий Седьмой. Последняя надпись появилась на арке уже после ее обновления

Древняя архитектура

Арка Тита состоит из двух огромных фундаментальных колонн, украшенных символическим орнаментом из вырезанных в камне листьев. Основным украшением сооружения являются два непревзойденных барельефа. Каждый из них представляет собой настоящее произведение искусства. На первом барельефе изображено триумфальное шествие римских войск, возвращающихся с победой из Иерусалима. Они несут в своих руках завоеванные трофеи. Здесь и трубы из серебра, и великолепная золотая минора Соломона, знаменитый хлебный стол и многие другие. Замыкают колонну еврейские пленники и рабы. Картина, предстающая перед взором настолько реалистична, что способна перенести посетителей в тот знаменательный день и час. Детали одежды, лица, предметы высечены четко и ясно. На лицах легионеров играют улыбки, рабы склонили головы, их тела истощены, одежда порвана, лица печальны.

Древняя архитектура

Главным героем второго барельефа является прославленный полководец Тит, управляющий позолоченной колесницей. По одну сторону от него прекрасная богиня Виктория – символ победы, по другую – богиня Рома – символ непобедимого Рима. За колесницей следует огромная колонна, состоящая из верных легионеров. На потолке арки, с ее внутренней стороны можно увидеть еще одни небольшой барельеф, обожествляющий императора, превозносящий его заслуги. Здесь же расположена табличка, на которой золотыми буквами выгравирована надпись. Из ее содержания следует, что монумент сооружен в честь Тита и его победы над израильтянами

Известно, что прямо в арке скрыта урна с прахом отважного императора

Древняя архитектура

История древнего памятника

Триумфальная арка была возведена по решению Сената в память о победе Константина над императором Максенцием в битве, произошедшей 28 октября 312г.н.э. у моста Мильвио. Официальное открытие памятника состоялось в 315 году. Проведенные исследования показали, что сооружение построили еще в первой половиной II века, во времена правления императора Адриана (117-138гг) и оно, по всей вероятности, изначально предназначалось совсем иному историческому персонажу, имя которого затерялось в анналах истории. В начале IVв. арку вновь отремонтировали, украсили новыми барельефами и использовали как основание для нового монумента славы.

Это интересно!

Арка Константина – единственный памятник в Риме, увековечивший победу не над внешним врагом, а в гражданском междоусобном конфликте двух императоров.
В 306г.н.э. очередным императором был провозглашен Марк Аврелий Максенций(278-312), пришедший к власти путем интриг. Неправедный тиран, погрязший в распутстве, обложил население непосильно высокими налогами, тратя собранные средства на пышные многочисленные празднества. В 312г. со своим войском против тирана выступил император Константин I и, разгромив в нескольких битвах основные силы Максенция, подошел к Риму. Противоборствующие стороны встретились у Понте Мильвио и после непродолжительной схватки войска Максенция обратились в паническое бегство. Узкий мост, не выдержав огромной массы скопившихся людей, в одночасье рухнул, погребя под своими обломками сотни тел и самого Максенция. Константин, торжественно вступив в Рим 28 октября, нес перед собой окровавленную голову тирана. Монументальную арку Константина воздвигли в Вечном городе в ознаменование именно этой победы.

Внешний вид

Благодаря усилиям архитекторов и реставраторов арка императора Тита сегодня выглядит почти так же, как два тысячелетия назад. Единственное, что кануло в лету – статуя императора, которая ранее возвышалась над постройкой. Внешне арка имеет строгие формы и на первый взгляд может показаться скромной. Но именно это делает ее предметом восхищения. Полуколонны, которыми декорирована арка – первый яркий пример композитного ордера – популярного элемента архитектуры.

Древняя архитектура

Арка Тита является одиночной с цилиндрическим сводом и изобилует изображениями, которые высечены на рельефе здания. Арка находится в конце Священной дороги, которая соединяет Палатинский холм с Капитолием. По этой дороге в Римский форум въезжали почётные гости Рима, проходили триумфальные шествия и религиозные празднества.

Возле арки можно увидеть остатки подиумов близлежащих зданий, где раньше велась торговля и государственные дела.

Над главным карнизом находится чердак, на котором видна дарственная надпись: «Сенат и народ Рима к божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана».

История создания

С победами римских войск и их прославленных императоров началась великая эпоха процветания. Народ гордился своими героями, сочинял для них стихи, песни, оды. А по всему городу возводились прекрасные триумфальные арки. В 70-м году нашей эры Израиль (Иудея) объявил войну Римской Империи. То там, то здесь вспыхивали вооруженные восстания. На их подавление Рим бросил свои главные легионы, но израильтянам удалось вытеснить их со своих земель. Вскоре к границе с Израилем прибыл еще один римский легион, который возглавлял непобедимый Веспасиан. Благодаря ему сопротивление было сломлено, а бунтовщики захвачены.

Древняя архитектура

Спустя некоторое время Веспасиан был провозглашен императором, а новым полководцем — его сын Тит. Главной его целью стал – Иерусалим, который не пожелал подчиниться новой власти. Осада города продолжалась пять долгих месяцев, пока силы противника не иссякли, а в Иерусалим не пришел голод. Обессиленные и истощенные евреи были вынуждены сдать свои позиции. Город подвергся разграблению и разрушению, люди угнаны в рабство либо убиты. Спустя несколько десятилетий Тит стал римским императором. Триумфальную арку в его честь возвели лишь после его смерти. Идея пришла в голову брату Тита – Доминиану. Так в 81 году нашей эры в самом центре площади Форум появилось это чудо архитектурного творения. В эпоху средневековья арка служила оборонительной стеной. В результате военных действий часть монумента была разрушена. В 1821 году он был отреставрирован и предстал перед римлянами в своей первозданной красоте.

История создания

Арка была возведена в 203 году в честь императора Септимия Севера и его сыновей Каракаллы и Геты, одержавших победу над парфянами в войнах 194 и 197 годов. Об этом свидетельствует надпись, расположенная на двух сторонах аттика.

После смерти Септимия в 211 году Каракалла убивает Гету и становится единоличным императором и повелевает убрать имя брата с надписи на арке.

Древняя архитектура

В эпоху средневековья арка Септимия Севера наполовину уходит под землю, а на ее центральной части сооружают парикмахерский салон. Только в 1803 году по распоряжению папы Пия VII арку начали откапывать. Полностью освобождена от земли арка была лишь в 1898 году.

Арка императора Септимия в Риме прекрасно сохранилась и до наших дней. Рядом с ней находится плита, олицетворяющая центр Рима. У левой стороны арки даже сохранилось основание трибуны, на которой выступали древние ораторы.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит