На автомобиле
Автолюбители предпочитают путешествовать самостоятельно, используя в этих целях личный транспорт. Решив поехать в Ташкент на автомобиле, настройтесь на длительный переезд. Туристы, уже испробовавшие на себе поездку на машине рекомендуют:
- возьмите с собой самые необходимые запчасти, так как на некоторых трассах вы не встретите специализированных мастерских;
- обязательно положите все документы на машину;
- соблюдайте правила скоростного режима;
- будьте готовы к тому, что на некоторых участках дороги с вас возьмут плату;
- прохождение через границу может затянуться на сутки;
- внимательно ознакомьтесь с правилами пересечения узбекской границы.
Маршрут из Москвы начинается с трассы М4 «Дон», по которой вы проедете достаточно быстро в силу хорошего дорожного покрытия. Далее ваш путь будет пролегать по трассе Р-22. Это один из самых протяженных участков маршрута. Достигнув Тамбова, вы свернете на трассу Р20-В. В результате вы окажетесь в Ташкенте ориентировочно спустя 54-56 часов.
Климат Узбекистана
Климат в Узбекистане резко континентальный. Лето здесь жаркое, сухое и солнечное, зима прохладная, но не слишком длинная. В январе обычно от +4 до −8 градусов по Цельсию, в июле — от +22 до +42. Лучше всего приезжать сюда поздней весной (с апреля по май) или ранней осенью (с сентября по октябрь), когда стоит температура от +20 до +25. Самая холодная и ветреная часть страны — Каракалпакстан, самая теплая — Термез и окрестности. Разница в температуре между ними может достигать 10-20 градусов.
Сорокадневный период с конца июня до начала августа в Узбекистане называют «чилля». В это время днем температура может быть выше +50, а ночью не падает ниже +30. В это время страну лучше не посещать.
Поезда в Узбекистане
В Узбекистане есть и обычные поезда и скоростные. Скоростные — это Шарк и Афросиаб.
Шарк мне оценить не довелось, а на Афросиабе я прокатилась. Поезд очень комфортный, несется с огромной скоростью. Во время пути весьма неплохо кормят, могут и из ресторана принести то, что в меню приглянулось. Кресла удобные, кондиционеры работают, туалеты чистейшие, стюарды вежливые. Одним словом, как в самолете и даже лучше.
Афросиаб мчится от Ташкента до Бухары с остановками в Самарканде и Навои.
Про вокзалы в Узбекистане
Вокзалы в Узбекистане устроены одинаково сурово. Приехать на вокзал и сразу пройти на перрон вам не дадут. Сначала нужно пройти процедуру досмотра перед входом в здание. Потом дождаться, когда в зал ожидания выйдет узбекский дядя в форме с большой печатью в руках. Этот дядя вас осмотрит визуально
, а билет — практически под микроскопом и поставит на него отпечаток своей большой печатью. Без печати вас не пустят в поезд. Зачем тратить время на штамповку билета, я так и не поняла, хотя приставала с вопросами ко всем узбекским знакомым.
Видимо, печати на билеты — это пережиток советских времен. И не самый ужасный. Например, не так давно уехать на узбекском поезде было вообще нельзя по билету, купленному в интернете. Только по обычному бумажному. Сейчас, слава богу, от этого отошли и электронные билеты считаются настоящими.
Как купить ж/д билет на Афросиаб?
Интересный момент — обычному смертному практически невозможно купить билет “Ташкент-Самарканд”. В продаже могут быть билеты от Ташкента до Бухары и обратно (то есть от конечной до конечной), но увидеть в продаже билет до Самарканда и из Самарканда — нечто из разряда фантастики. Почему?
Дело в том, что от Ташкента до Самарканда билетов нет по той причине, что их, в лучших традициях СССР, держат, как бронь, турфирмы. И эта бронь снимается за 5 суток. Поэтому можно оформить подписку на ТуТу, и вам на почту придет уведомление о поступивших в продажу билетах. Увидев появившиеся в продаже билеты, быстренько переходите на сайт РЖД и покупаете билет там, чтобы не переплачивать. Если успеете. Потому что не вы один хотите купить эти билеты.
Можете не бегать между ТуТу и РЖД и, слегка переплатив, купив билеты на первом сайте. Это первый — самый привычный российскому туристу способ.
Способ второй — обратиться за помощью в покупке билетов на Афросиаб к узбекским турфирмам. Поисковик вам выдаст с десяток подобных помощников. Этот способ самый простой и самый дорогой, но зато ваша голова вообще не будет болеть ни о чем — билет вам возьмут на самые удобные места.
Третий способ добраться от Ташкента до Самарканда на Афросиабе: купить билет до Бухары и выйти раньше. Немного странный способ, но некоторые им пользуются.
Если же вы не хотите рисковать и отлавливать билеты в последний момент, не хотите переплачивать на ТУТУ и оформлять предзаказ, или обращаться в турфирмы, то есть еще один способ купить ж/д билеты до Самарканда из Бухары или Ташкента — купить железнодорожный билет НЕ НА АФРОСИАБ. А на обычный ночной поезд. Заодно и на гостинице сэкономите — поезда едут ночью.
И еще из несовершенств — если вы, ради экономии, захотите самостоятельно купить билеты не на РЖД, а на УзЖД, то оплатить их российской картой у вас получится только в том случае, если у вас VISA. И в течение одного дня можно купить только четыре билета. Если нужно больше — ждите следующих суток.
Собственно, каков итог этой части статьи?
Упорный российский турист билет на узбекский поезд купит в любом случае, не так уж это и сложно. И, если вы покупаете 1-2 билета, то разница между ТУТУ и РЖД не сильно большая. Я бы, не задумываясь, оформила предзаказ на ТУТУ и спокойно ждала бы, как билеты сами придут мне на почту — с выбранным заранее местом. То же самое касается и турагенств — ради пары билетов я бы плюнула на экономию ради удовольствия. Но если вам надо 4-5-6 и больше билетов — тут уже стоит подумать об экономии.
Как из аэропорта Кутаиси добраться в любую точку страны:
- Автобус. Достаточно удобно. В меру бюджетно: Кутаиси-Тбилиси 20 лари, Кутаиси-Батуми 15 лари. Места есть всегда. Достаточно безопасно – водители рейсовых автобусов ведут себя аккуратнее на дорогах, чем маршрутки. Минусы – вы будете привязаны к расписанию. Но расписание составлено так, чтобы обслуживать каждый рейс. Расписание автобусов можно посмотреть здесь.
- Маршрутки. По сути, это те же автобусы. Но водители маршруток водят менее аккуратно. А с учетом серпантинов и перевалов – путешествие получится достаточно экстремальным. Расписаний нет – тут как повезет. Цены – примерно те же, что на рейсовые автобусы.
- Такси. Сразу на выходе из аэропорта вас окружит стайка таксистов с предложением довезти в любую точку страны. На такси удобно. Аккуратность вождения – на среднегрузинском уровне. Такси из Кутаиси в Тбилиси обойдется не дороже 250 лари. Но обязательно торгуйтесь – нижняя планка 150 лари. Такси Кутаиси-Батуми – не дороже 150 лари. Тут есть еще одна хитрость – если вы едете в такси один, платите полную цену. Если предложите водителю найти попутчиков, разделите ту же сумму на всех. А попутчиков найти достаточно просто – попробуйте.
- Заказной индивидуальный трансфер. Это то же такси, но заказанное заранее. Стоит примерно так же, как такси. От такси отличается в лучшую сторону чистотой машин и адекватностью водителей. Любите все планировать заранее? Закажите индивидуальный трансфер в любую точку Грузии по почте info@v-georgia.com.
- Арендованная машина. Во всех аэропортах есть точки аренды авто главных игроков рынка. Средняя стоимость аренды автомобиля в Грузии – 50-100 долларов в сутки за внедорожники и от 40 долларов в сутки за седан. Ну да про аренду авто мы только что упоминали в этой статье.
- Автостоп. Автостоп в Грузии хороший, подвозят с удовольствием. Это в меру безопасно. Если вы любите такой способ путешествий – вперед.
Собираетесь в Грузию? Напишите на info@v-georgia.com — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефонам: +7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540
Общая информация о стране
Узбекистан – это светское государство в Средней Азии. Узбекистан граничит с четырьмя государствами – Киргизия, Казахстан, Туркмения и Афганистан.
Президент страны – с 29 декабря 1991 года по 2 сентября 2016 года пост президента занимал Ислам Абдуганиевич Каримов. С 14 декабря 2016 года страной правит Шавкат Миромонович Мирзиёев.
Население – по данным на 1 января 2014 года, в стране проживает больше 30 млн человек. По количеству населения Узбекистан находится в тройке лидеров среди стран СНГ, уступая лишь России и Украине.
Религия – ислам.
Валюта – Узбекский сўм (UZS)
Столица – Ташкент
Как добраться в Узбекистан
Самолетом. Из Москвы проще всего улететь в Ташкент. На этом направлении работает сразу несколько авиакомпаний, так что найти билет на нужную дату будет несложно. В Ташкент из Москвы летают «Аэрофлот», «Трансаэро» и «Узбекские авиалинии» (Uzbekistan Airways). Билеты из Москвы в Ташкент и обратно стоят примерно 20 тыс. рублей.
«Узбекские авиалинии» не продают билеты напрямую через Интернет. Контакты представительств в Москве и других городах смотрите на их официальном сайте www.uzairways.com
Поездом. В Ташкент ходят поезда из Москвы, Челябинска, Уфы, Новосибирска, Харькова, Саратова и Санкт-Петербурга. Последние два поезда следуют через западный Узбекистан и проходят через Нукус и Самарканд.
Кроме того, по территории Узбекистана проходят таджикские поезда Москва — Душанбе, Москва — Куляб и Саратов — Худжанд. Правда, в Узбекистане они делают «технические остановки», поэтому купить билет до узбекских станций нельзя, однако можно приобрести билеты до Таджикистана и просто сойти в Узбекистане. В этом случае вы, конечно, сильно переплатите, но при отсутствии других возможностей такой вариант подойдет. Из Москвы в Ташкент поезд идёт почти трое суток. Билет в плацкартный вагон стоит почти 7 тысяч рублей, что ненамного дешевле, чем билет на самолет.
Все поезда идут через территорию Казахстана, так что приготовьтесь к долгим ожиданиям на границе, визитам пограничников и таможенников и прочим неприятностям.
На автобусе или автомобиле. Россия не граничит с Узбекистаном, но туда по территории Казахстана идут две главные дороги: первая — Атырау (куда можно попасть из Саратова или Самары через Уральск, либо напрямую из Астрахани) — Бейнеу — Кунград; вторая — Актюбинск (куда можно попасть из Оренбурга или Орска) — Кызылорда — Туркестан — Чимкент — Ташкент. Первая выводит в западную часть страны, вторая в столицу Узбекистана. Из Западной Сибири можно ехать через основную казахскую трассу Астана (или Павлодар) — Караганда — Алма-Ата. Только, не доезжая до Алма-Аты, в районе поселка Бурубайтал (южная оконечность озера Балхаш) надо будет свернуть налево на Тараз и Чимкент.
Официально прямых автобусных рейсов из России в Узбекистан нет, но есть нерегулярно курсирующие частные автобусы для гастарбайтеров и челноков, которые можно поискать на рынке своего города.
География
Узбекистан находится в центре Средней Азии. Он граничит на северо-востоке с Киргизией, на севере и северо-западе — с Казахстаном, на юго-западе — с Туркменией, на юго-востоке — с Таджикистаном, на юге — с Афганистаном. На востоке Узбекистан ограничен предгорьями Тянь-Шаня и Гиссаро-Алая на юге — рекой Амударьей.
Интересно, что Узбекистан — одна из двух стран мира (вторая — Лихтенштейн), которые не только не имеют выхода к Мировому океану, но и не граничат ни с одной страной, имеющей такой выход. Чтобы попасть из Узбекистана к берегу океана, нужно пересечь минимум две границы.
Большая часть страны — равнины. Только у границы с Таджикистаном расположены хребты Гиссаро-Алая: Зеравшанский хребет между Самаркандом и Шахрисабзом и Гиссарский хребет к югу и востоку от Шахрисабза. А к северо-востоку и востоку от Ташкента, на границе с Киргизией и Казахстаном, находятся Пскемский и Чаткальский хребты (относятся к системе Тянь-Шаня), более известные как Чимганские горы. На самом востоке страны, отделенная от Ташкента Кураминским хребтом, раскинулась большая и плодородная Ферганская долина — крупнейшая межгорная впадина Средней Азии, почти со всех сторон окруженная горами.
Сколько стоит тур?
— Сколько нужно денег для уик-энда в Ташкенте?
— Например, двухдневная поездка в Ташкент-Cити стоит сейчас 6 500 сомов. Мы поменяли старую программу, увеличили количество посещений и осмотр достопримечательностей, поменяли хостелы на трехзвездочные гостиницы. Размещение предполагается в двухместных номерах-твинах с отдельной душевой и туалетом внутри. Если туристы хотят остановиться в гостевом доме, то турпакет будет стоить 6 000 сомов. Здесь предусматривается отдельные душевая и туалет на два или три двухместных номера на одном этаже. В хостеле обычно люди размещаются по 6-8 человек в одном номере за 4 500 сомов на человека. Но наши гостевые дома или хостелы в Ташкенте похожи на обычные двухместные номера, только туалет и душевая комнаты расcчитаны на два-три номера.
— Расскажите о медицинской страховке. Ваша фирма страхует своих туристов на тот случай, если что-то непредвиденное может случиться со здоровьем туристов в дороге?
— Пока, слава богу, ничего такого серьезного не произошло с наши туристами в путешествиях, связанного с проблемами здоровья. Но наша фирма сотрудничает со страховой бишкекской фирмой. И все туристы во время всего тура и нахождения в автобусе застрахованы. При покупке турпакета наши гости также могут дополнительно приобрести индивидуальную медицинскую страховку на все время поездки.
Цены
Вопрос о ценах – это самый часто задаваемый вопрос при поездке в Узбекистан. Рассказать о ценах в каждом регионе страны я вам не смогу, а вот о ценах в Бухаре – с удовольствием.
- Цены в Бухаре в , , , годах
- Как прожить в Ташкенте 3 дня вдвоём всего на 130 долларов
- Где покушать в Самарканде: Fast Food Favoron + цены
- Уикенд в Самарканде на двоих: финансовая сторона вопроса
- Выходные в Хиве. Наш финстрип, или во сколько обойдётся уикенд в Хиве
- Кафе Mazza в Старом городе в Бухаре – и кофе, и национальные блюда
- Рынок на конечке в Бухаре – снесли и перенесли в другое место
- Кондитерская Al-Barakat в Бухаре – одна из лучших в городе
Это поможет, если вы уже оказались в Узбекистане
— В Узбекистане курение запрещено в общественных местах?
— В республике есть запрет на курение в определенных местах, он строго соблюдается без всяких штрафов, как в Казахстане, например.
— Насколько развит общественный транспорт в Узбекистане?
— В Узбекистане развит сервис попутного транспорта. В Самарканде таксуют в основном машины, которые окрашены в одинаковый желтый цвет. Среди общественного транспорта здесь распространены автобусы различных размеров, есть троллейбусы, ходят трамваи и микроавтобусы. В Узбекистане нет вездесущих маршруток, как в Кыргызстане. Междугороднее транспортное сообщение в основном осуществляется за счет высокоскоростных поездов, таких как «Афросиаб», курсирующих между Ташкентом, Самаркандом и Бухарой. Также есть скоростной поезд «Шарк», который едет на 2 часа дольше, чем «Афросиаб». Среди населения также популярны перевозки на такси между городами. Если не осталось билетов на поезда, то граждане совместно скидываются на такси. Конечно, курсируют и междугородние автобусы.
— Расскажите, как обстоят дела с интернет-связью? Как работает wi-fi в Узбекистане?
— В Узбекистане ситуация с интернетом чуть похуже, чем у нас.Там все основано на продаже отдельных мега- и гигабайтов, нет безлимитного интернета. Мы, подключаясь к домашнему вай-фаю, не считаем отдельно затраченные мегабайты. А в Узбекистане это выходит дороже, чем у нас. По истечении определенного допустимого лимита на один месяц нужно дополнительно закупать мегабайты. Скорость интернета здесь, как я заметила, также меньше, чем в Кыргызстане. Wi-fi есть далеко не во всех общественных местах, кафе или ресторанах. Не каждое заведение может позволить себе проплатить wi-fi, да и не везде он есть.
— Теперь вопрос по поводу покупки сим-карт для сотовых телефонов в Узбекистане. Как с этим обстоят дела? Может ли каждый турист, въехав в страну, свободно купить себе сим-карту?
— В Узбекистане с покупкой сим-карты для иностранцев дело обстоит намного сложнее, чем у нас в Кыргызстане. Сим-карту может приобрести только местный гражданин на свое имя в любом офисе сотовой связи. Для иностранного гражданина существуют ограничения: нужно идти только в головной офис сотовой фирмы, при себе иметь загранпаспорт, собрать какой-то перечень документов.
Был такой случай, когда один шустрый турист, которому нужно было постоянно быть на связи с офисом в Бишкеке, обратился к местному гиду с просьбой купить ему сим-карту, оформив ее на свое имя. Но такое возможно в исключительных случаях. Мы неоднократно обращались к местным жителям с подобной просьбой, обещав заплатить двойную или даже тройную цену, но получали отказ.
— В таком случае есть только один выход — купить роуминг для Узбекистана?
— Да, остается роуминг, но я не знаю, какая сотовая фирма в Кыргызстане обеспечивает роуминг по Узбекистану по наиболее приемлемым ценам. При этом в Казахстане проблем с переходом на роуминг нет. Практически все сотовые компании в Кыргызстане предоставляют роуминг по Казахстану. Узбекский рынок сотовой связи пока недостаточно открыт для наших туристов. Я сама постоянно меняю сим-карты в Казахстане и Узбекистане. И до меня можно дозвониться по трем разным номерам в трех странах.
— Что вы скажете об общественном питании в Узбекистане?
— С этим никаких проблем в стране не существует. Здесь все вкусно, все свое и не затратно. Например, за $10 можно прекрасно поесть: первое, второе блюда, десерт качественный и напитки.
— Есть ли разница в цене при посещении музеев и экскурсионных мест для иностранцев и граждан Узбекистана?
— Да, разница есть, причем существенная. Для нас делается скидка, как для группы в сопровождении местного гида.
— Есть в Узбекистане известные франшизы международного класса, если кто-то захотел «Макдональдс»?
— Ни «Бургер Кинга», ни «Макдональдса» пока нет. В Узбекистане заверяют, что у них есть отличные бургеры местного изготовления.
— Где выгоднее менять узбекские сумы?
— Я думаю, что лучше в Ташкенте, хотя все зависит от текущего обменного курса. В Бишкеке чаще всего невыгодный обменный курс, да и не все бишкекские обменки покупают узбекские сумы. Помимо официальных пунктов обмена валюты в больших гостиницах или банках, в стране раньше действовали нелегальные обменщики, у которых курс был получше, чем официальный. Государство стало бороться с ними, выравнивая официальный обменный курс с уличным. И сегодня практически все меняют валюту в официальных пунктах обмена.
Надо сказать, что обменные пункты есть не при всех гостиницах, а только в ведущих, таких как гостиница «Узбекистан» в Ташкенте.
Аренда автомобиля
Арендовать авто в Узбекистане туристы могут вместе с водителем – эту услугу предоставляет несколько компаний и крупные гостиницы. Но в целях экономии лучше нанять такси, договорившись с водителем. При желании вы сможете самостоятельно управлять арендованным автомобилем – в стране действительны российские водительские права, если они дублируются на английском языке. Имейте в виду, что большинство парковок являются платными (есть и бесплатные, но их придется поискать), в населенных пунктах разрешается двигаться со скоростью до 70 км/час, а на прочих дорогах – до 90 км/час
Важно: при движении (правостороннее) по туннелям даже в светлое время суток необходимо включать ближний свет фар
Население Узбекистана
Население Узбекистана — 29 млн. человек. Из них 51,4% живут в городах, а 48,6% в сельской местности.
В советские годы в Узбекистан приезжали люди из других союзных республик (в основном, русские). В 1990-е годы многие из них уехали из страны. Сегодня узбеки составляют 84% населения, русские и другие славяне — 4,5%, таджики — 4,5%, казахи — 2,5%. Много русских живет в Ташкенте и Фергане, много таджиков — в Самарканде и Бухаре. На западе Узбекистана живут каракалпаки — тюркоязычный народ, близкий к казахам. У них есть своя национальная автономия — Республика Каракалпакстан. Общая численность каракалпаков в стране невелика — всего 2%.
Виза и временная регистрация
Путеводитель по Узбекистану будет не полным, если не затронуть вопрос визы и регистрации. Виза в Узбекистан для граждан России и стран СНГ – не нужна. Но въехать в страну граждане России могут исключительно по загранпаспорту, куда проставляется штамп о въезде.
В течение трёх дней со дня въезда обязательно нужно сделать регистрацию. Подробнее о том, как её делали мы, читайте в нашей статье «Легализация русских в Узбекистане, или как мы делали регистрацию в Бухаре».
Ещё при въезде в страну нужно заполнить декларацию и внести туда все ценные вещи, деньги и технику
Особое внимание уделите деньгам. Вносите их все до копейки
Если у вас найдут больше денег, чем вы заявили в декларации, то деньги могут изъять и ещё наложить штраф. Декларацию ни в коем случае не выбрасывайте, сохраните её до выезда из страны. На таможне её у вас заберут. И ещё один момент. Помните, что вы не можете вывезти больше той суммы, что ввезли.
ЗАПОЛНЯЕТ ДЕКЛАРАЦИЮ ТЕПЕРЬ ТОЛЬКО ТОТ, КТО ИДЁТ ЧЕРЕЗ КРАСНЫЙ КОРИДОР. ОСТАЛЬНЫЕ ДЕКЛАРАЦИЮ БОЛЬШЕ НЕ ЗАПОЛНЯЮТ. ИЗМЕНЕНИЯ ОТ 30 МАРТА 2019 ГОДА.
Регистрация
Иностранец должен зарегистрироваться в Узбекистане, если находится в стране более трех рабочих дней (праздники и выходные дни не считаются). Порядок регистрации регулирует постановление кабинета министров Республики Узбекистан, где есть приложение «Правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Узбекистан». Оно довольно расплывчатое и неконкретное, но в Узбекистане сложилась определенная традиция выдач этой самой регистрации.
Итак, сделать регистрацию можно несколькими путями.
Самый сложный способ — пойти с гражданином Узбекистана в миграционную службу. Необходимо будет принести копии вашего паспорта и паспорта хозяина жилья, ряд документов (список лучше уточнить заранее), заполнить несколько бланков и оплатить пошлину (около $5 для граждан СНГ). Не забудьте сделать копию загранпаспорта для себя, поскольку миграционная служба заберет оригинал и никаких справок не выдаст. Через несколько дней вы получите вожделенную регистрацию, которая представляет собой штамп в паспорте.
Второй способ — ночевать в гостиницах, которые сами оформляют регистрацию. Этот способ выбирает большинство путешественников. Принимать и регистрировать иностранцев могут не все гостиницы, а только те, что имеют специальную лицензию, но, к счастью, почти во всех крупных городах есть «лицензированные» гостиницы, в том числе недорогие, где вас могут разместить и зарегистрировать. Работники гостиницы должны выдать вам квитанцию об оплате, которая и будет вашей регистрацией. В большинстве гостиниц регистрацию делают бесплатно.
Если у вас будет незарегистрированный перерыв в путешествии (например, ваша последняя регистрация истекла 15-го числа, а новую вы получили только 17-го), вроде бы в этом нет ничего страшного. Хотя закон однозначного толкования на этот счет не дает, милиционеры обычно к этому не придираются. Однако заготовьте на всякий случай убедительно объяснение. Мол, «ехал всю ночь на машине», «ночевал на берегу озера в палатке», «ждал до утра на вокзале поезда» и т. д.
Третий способ — построить свою поездку так, чтобы выезжать за пределы страны каждые три рабочих дня. Можно и вовсе проскочить Узбекистан за этот срок, но для полноценного осмотра этой страны, конечно, трех рабочих дней будет мало.
Закон четко не говорит, с какого дня начинается отсчет суток, необходимых для получения регистрации, но по сложившейся практике пограничники и милиционеры день въезда не считают. То есть если вы въехали в понедельник, можно выехать в четверг, а если вы въехали в четверг, можно выехать во вторник (выходные не считаются).
Сторонники ультрабюджетных поездок, которые не хотят тратить деньги на гостиницы, могут каждые три рабочих дня пересекать границу и тут же заходить обратно. Это можно сделать в Андижане (рядом — киргизская граница), Коканде (граница с Таджикистаном), Денау (граница с Таджикистаном), а удобнее всего — в Ташкенте (граница с Казахстаном находится на северной окраине города).
Ну, и добавлю, что отсутствие регистрации — это «несоблюдение установленного порядка временной или постоянной прописки». Оно наказывается штрафом от 50 до 100 минимальных размеров заработной платы, либо выдворением за пределы страны (кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, ст. 225). Минимальный размер заработной платы в Узбекистане с 1 декабря 2010 г. составляет почти 50 тыс. сумов, соответственно, за отсутствие регистрации с вас официально могут содрать 2,5-5 млн. сумов (около 1000-2000 долларов). Будьте осторожны, известны случаи, когда люди действительно были вынуждены платить такие гигантские суммы!
Как добраться до Ташкента на самолете
Наиболее оптимальный и быстрый способ попасть в столицу Узбекистана – приобрести билет на самолет. Самыми популярными среди туристов считаются следующие перевозчики: «Аэрофлот»; Uzbekistan Airways; Turkish Airlines.
Из московских аэропортов (Домодедово, Шереметьево) прямой рейс осуществляют несколько самолетов, которые уже через 3 часа 50 минут приземляются в Ташкенте. Вариант с пересадкой предполагает ожидание в аэропорту Стамбула от 20 до 40 часов, что, безусловно, достаточно неудобно. Поэтому такие билеты приобретаются в последнюю очередь. Не забывайте уточнять о наличие билетов заранее у своего туроператора. Стоимость билетов по направлению Москва-Ташкент составляет от 9 до 12 тысяч рублей.
Из Санкт-Петербурга до Ташкента вы будете добираться чуть больше, чем из Москвы. Минимальное время в полете – 4,5 часа, а максимальное – 37 часов.
Что касается других городов России, то в Ташкент напрямую курсируют воздушные судна из Иркутска, Казани, Красноярска, Краснодара, Волгограда, Нижнего Новгорода и Самары. Продолжительность полета при этом зависит, прежде всего, от начальной точки отправления, типа самолета, погодных условий и количества пересадок.
Прочие особенности Узбекистана
Главная достопримечательность страны — это, бесспорно, люди: открытые, добрые, гостеприимные, трудолюбивые и отзывчивые. Самая большая проблема с ними: отказать в их гостеприимстве, потому что его бывает порой слишком много, особенного когда у брата свадьба, на которой побывать гостю ну просто обязательно! В затруднительных ситуациях мы искали поддержки именно у местных, которые всегда радостно нам помогали: то экскурсию бесплатную проведут, то помогут вписаться, то проводят куда надо.
Для вегетарианцев тут рай, особенно летом и осенью: фрукты и овощи не только дешевые, но и действительно вкусные. Однако, в едальнях выражение «без мяса» понимают плохо: даже бухарский плов с курагой и изюмом приносят украшенным горсточкой мяса сверху. Правда, как заверяют повара, все ингредиенты для него варятся отдельно, поэтому отделив мясо от прочих ингредиентов, можно получить чисто вегетарианское блюдо)
Узбеки — нация не только трудолюбивая, но и торговая. Поэтому торговаться можно везде: даже на входе в музеи. Так, при активной дискуссии, цены можно сбить на 30 — 50%. Доходило до случая, когда наш знакомый по имени Тимур бесплатно проходил в усыпальницу Тамерлана, мотивируя свое нежелание платить глубоким кровным родством с эмиром Тимуром. Подобная «наглость» с нашей точки зрения, в Узбекистане воспринимается как игра со своими неписанными правилами. Погружение в нее равносильно принятию окружающего пространства без ожиданий и претензий. Возможно, в этом и заключается истинный смысл любого путешествия — раствориться в бесконечном калейдоскопе меняющихся картинок, перестать ожидать какого-то чуда и понять, что именно этот калейдоскоп и является главным чудом и самой высокой наградой любого путешествия.
Андриянов Ярослав и Мурадова Мария, авторы блога idea37.info (о саморазвитии и путешествиях)
Рейтинг страховых → Отели со скидками →
По Узбекистану на такси
Такси в Узбекистане оптимально для передвижений по городу, так как не надо заморачиваться с поисками автобусных остановок, нужных маршрутов и пр. Оно дешевое и с удовольствием покатает вас везде.
Если вы готовы платить, таким покатает вас не только по городу, но и по всему Узбекистану, если вы по какой-то причине не хотите сами садиться за руль. И, если повезет с водителем, то вы еще и “лайт”-гида найдете.
Такси можно найти в любых узбекских городах на центральных площадях. Их там много, и с водителями можно (и нужно) торговаться. Чтобы без труда найти “коллективную стоянку”, спросите у любого жителя “где у вас пятак?” И любой житель, если он живет в этом городе, скажет, в каком направлении вам нужно двигаться.
По-русски в Узбекистане говорит все взрослое население; в крупных городах и молодежь в большинстве своем русский знает. Так что не бойтесь спрашивать.
Что следует иметь в виду, обращаясь за помощью в передвижениях к узбекскому таксисту, стоящему на площади рядом со своей машиной? Следует иметь в виду, что таксист, как и вы, хочет кушать. И поэтому он всегда готов везти вас несколько сотен километров. С удовольствием. Но только после того, как наберет четверых пассажиров (или столько, сколько вмещает его автомобиль). И не факт, что незнакомая компания вам понравится. Вполне возможно, что по комфорту такая поездка будет еще хуже, чем в старорежимном автобусе.
Поэтому, если вы решили воспользоваться такси, чтобы увидеть больше загородного и пригородного Узбекистана, и вам понравился сам таксист, доплатите ему за полную машину (изначально поторговавшись, конечно).
В Узбекистане есть и “официальное” такси, но такая поездка из города в город за сотни километров однозначно пробьет дыру в вашем бюджете.
Я нисколько не жалею, что мы взяли частное такси из Самарканда в Бухару и попросили никого больше в машину не брать. Ехали мы почти весь день, останавливались по дороге раз десять — то маковые поля фотографировать, то самсу в чайхане попробовать, то узбекский обед затестировать, то мороженое купить, то осла сфотографировать. Хорошо ехали, до сих пор весело вспоминать. Ниже по тексту будет ссылка на пост о впечатлениях от той поездки.
Расстояние от Самарканда до Бухары — 270 км. Среднее время в пути без остановок — четыре с половиной часа. Мы ехали дольше. На Афросиабе это расстояние можно преодолеть в два раза быстрее — за 1,5 часа. Решайте сами, что вам удобнее.
О том, как покупать билеты на узбекские поезда я писала в начале статьи.
Средние расценки на неофициальное междугороднее такси в Узбекистане (Ориентировочный курс сума к рублю такой: 100 рублей = 15 000 сум = 1,5 доллара):
- Ташкент-Самарканд — 15 $ или 140 000 сум;
- Самарканд-Бухара — 30 $ или 280 000 сум;
- Бухара-Хива — 50$ или 480 000 сум;
- Хива-Ургенч — 5 $ или 48 000 сум.
В самом Ургенче нет ничего особенного (для тех, кто уже нагулялся по Хиве, Бухаре и Самарканду). Но из Ургенча летают самолеты в Россию и в Ташкент — удобно выстроить маршрут поездки без возвращения в те города, в которых уже побывали.
На самом деле цены на такси, как вы видите, вполне человеческие. И с водителем можно договориться об остановках, национальных обедах и пр. Но будьте готовы к тому, что изначально вам такие цены не озвучит ни один уважающий себя частный таксист (Узбекистан тут не исключение, это повсеместное явление). Изначально вам назовут цены раза в полтора выше. Торгуйтесь! Не только с таксистами, но и с продавцами на рынках, в медрессе — везде, где нет кассового аппарата.
И еще. Не ждите от таксиста отличного знания города. Больше половины таксистов в Самарканде и Ташкенте — “понаехавшие” из кишлаков. Они должны уметь крутить руль и не путать тормоз с газом. Все остальное они могут не знать. Не требуйте слишком много, а просто включите свой навигатор и помогайте таксисту ориентироваться при выезде/въезде в город.