Чем же на самом деле провинилась султанша?
При султанше была разрушена многовековая традиция, по которой правители никогда не женились на своих наложницах. Сулейман освободил ее, а потом заключил с ней никях (брак). Все это вызвало шквал эмоций.
Хюррем родила султану пятерых сыновей — Мехмеда, Абдуллу, который в сериале не упоминается (так как он умер в трехлетнем возрасте и никакой исторической роли не сыграл), а также Селима, Баязета и Джихангира. По обычаю наложница должна была родить султану только одного сына.
Священное право султана иметь детей от многих наложниц (этот обычай основывался на высоких показателях детской смертности и риском оставить трон без наследника) долгое время было под угрозой, так как Хюррем, употребляя все свое влияние, создавала препятствия ему.
По достижению шахзаде (принцем) совершеннолетия мать отправлялась вместе с ним санджак – выделенную ему провинцию, чтобы наследник «оттачивал» свои управленческие навыки. Хюррем оставалась в Стамбуле со своим мужем, за своими сыновьями она не поехала. Такими действиями она вызывала обсуждения и пересуды.
Взаимная привязанность и любовь, которую Сулейман и Хюррем показывали на протяжении многих лет, не вписывалась в обычаи дворца.
Сулейман любил Хюррем. Когда Хюррем умерла, султан создал невиданные почести: похоронил в построенной по его приказу мечети Сулеймание, позже его самого тоже похоронили там же.
Никто не отрицает, что женщина эта была. О ней помнят и действительно она многое сделала для Османского государства.
Была ли Хюррем «кровавой султаншей»?
Героиня «Великолепного века» вмешивается в дела государства лишь для того, чтобы выжить и сохранить жизнь своим детям. Она плетет интриги, заказывает убийства. В действительности Хюррем влияла на назначения в диване (совете визирей), интересовалась международной политикой и даже принимала у себя иностранных послов – «с открытым лицом», как свидетельствуют авторы исторических записок. Хюррем занималась благотворительностью, строила приюты и мечети.
Она открыла эпоху, известную как «женский султанат», создав «прецедент». После нее многие женщины стали заниматься государственными делами.
Тайны переписки
Исследователям не хватает документов, на которые они могли бы опираться при изучении жизни османского двора, который был скрыт от посторонних глаз.
Доступ в гарем был только у султана и его наследников. Евнухи, как и наложницы, летописей и мемуаров не писали.
Поэтому о личной жизни правителя великой империи можно узнать только из писем султана Сулеймана и его ненаглядной Хюррем, вся нежность отношений которых довольно удачно показана в сериале.
Письменные воспоминания иноземных послов о событиях в гареме султанского дворца Топкапы, практически полностью основанные на слухах и сплетнях, а также приправленные собственными домыслами и страхами, рисовали образ Хюррем как коварной и злой ведьмы, одурманившей разум султана и проложившей себе дорогу к трону по тpyпам своих врагов и ненавистников.
Беспорядочная интимная жизнь султана
Миф о том, что султан вступал в сексуальную связь поочередно с каждой из наложниц крепко засел в сознании современного общества. Многие европейцы также полагают, что в те времена были актуальны групповые любовные оргии.
На самом деле к спальне правителя допускались лишь избранные наложницы. Те, с которыми султан отказывался вступать в интимные отношения, либо получали свободу, либо выдавали замуж за знатных мужчин.
У правителя были любимые наложницы, которые удостаивались чести проводить несколько ночей подряд рядом со своим единственным мужчиной. Известны даже случаи, когда султан испытывал искреннее чувство любви к одной из наложниц и оставался ей верен на протяжении всей жизни.
Интересно! Зачем беременных наложниц султана выдавали замуж
Тайны переписки
Османский двор был структурой закрытой. Доступ в «святая святых» — гарем – имели лишь султан и его сыновья. Евнухи не писали мемуаров. Записей практически никаких не осталось. Переписка между Сулейманом и Хюррем все-таки была, которая была очень нежной, в сериале эта линия отражена очень хорошо.
О событиях в гареме доносят записки иностранных послов, которые собирали все сведения и даже сплетни, ходивших за пределами султанского дворца Топкапы. Сплетни и сформировали «общественное мнение» о Хюррем как о ведьме, околдовавшей султана, и о злодейке, которая омывает кровью путь своих сыновей к трону.
Пять имен Хюррем
Посол Священной Римской империи в Стамбуле в своих мемуарах «Турецкие записки» называл прекрасную жену хана Сулеймана именем Роксолана.
Однако так турки называли всех рабынь-славянок, которые попадали из Восточной Европы, обозначавшейся на османских картах как Роксолания.
Но на самом деле султаншу после принятия ею исламской веры стали называть Хюррем, что означало «смеющаяся». Существует версия, что султан удостоил свою новую наложницу огромной чести, самостоятельно выбрав ей это имя.
Настоящее имя султанши, данное ей родителями, по сей день остаётся неизвестным истории. По разным версиям её могли звать Александра или Анастасия.
Существует мнение, что она могла родиться в семье украинского или польского священника. Один из летописцев того времени в своих записях называл её «дочерью попа».
Отчество и фамилия Гавриловна Лисовская, скорее всего, являются выдумкой писателей девятнадцатого столетия.
Достоверно известен только тот факт, что будущую Хюррем похитили из родного края кpымcкиe татары, продававшие османским купцам рабов на невольничьем рынке в месте, которое располагалось на территории нынешнего города Феодосия.
Впоследствии девушка оказалась в гареме молодого Сулеймана, который в то время, вероятно, ещё не занял престол, а был лишь санджак-беем (правителем) Манисы.
Будущая любимая наложница султана тогда была ещё в подростковом возрасте, поэтому она впервые появилась в покоях османского правителя только через несколько лет.
Но создатели сериала решили ускорить события, показав уже взрослую девушку, попавшую в рабство.
Поздняя слава
Только после начала показа турецкого телесериала «Великолепный век» гаремные интриги шестнадцатого столетия замелькали на экранах телевизоров в каждом доме — оказалось, что в Османской империи того времени, чётко следовавшей строгим исламским традициям, была женщина, которая оставила заметный след в истории.
Что касается достоверности исторических событий, показанных в телесериале, то она является весьма размытой из-за недостаточного количества фактов о жизни людей того времени.
Костюмы, украшения, элементы быта, убранство помещений, характерные фразы — всё это во многом является плодом фантазии сценаристов и оформителей.