Спасо-Преображенский монастырь в XIV-XV в.
Монастырские власти были духовными наставниками всех ярославских князей, что позволяло им вмешиваться в дела княжеского дома, влиять на политику князей, соблюдая при этом свои интересы. Подклет Спасского собора служил местом последнего упокоения ярославских удельных князей. Здесь погребены Федор Черный, его сыновья Давид и Константин, Василий Грозные Очи, вплоть до последнего местного правителя — князя Александра, погребенного уже после присоединения Ярославля к Москве, в 1471 г. В 1463 году в подклете Входоиерусалимской церкви были обретены мощи Ярославских Чудотворцев — Святых Благоверных князей Федора, Давида и Константина. Между 1463 и 1473 гг. в Москве по заказу Ивана III и митрополита Филиппа было написано житие Федора Черного, и ярославские чудотворцы вошли в создававшийся в то время пантеон общерусских святых, одновременно став главной святыней Ярославля..
Строительство и обзаведение
Современный собор — результат многовекового строительства. Первый — Константинов — собор простоял до пожара 1501 года. Хоть и был он из камня, но в «большом огне» кладка повредилась, конструкция стала ненадёжна. Собор разобрали, и новый на его месте приглашены были возвести мастера московские, которых прислал специально Василий III. Потому мы и видим сегодня в старейшем ярославском храме очертания несколько московские, вызывающие в памяти главы кремлёвских храмов столицы.
Однако талантливые мастера не стали противоречить формирующейся уникальной традиции строительства ярославских храмов. С обеих сторон собор, сооружённый в 1506 – 1516 годах, будто опоясан галереей с арочными проёмами, в прошлом было и нарядное парадное крыльцо, которое не сохранилось. Галерея служила хранилищем книг и заняла место бывшего ранее «открытого гульбища».
По внутренней архитектуре Спасский собор — четырёхстолпный храм на высоком подклете. Его венчают три шлемовидные главы на массивных (по-московски) барабанах, окружённые (уже по-ярославски) кокошниками и опирающиеся на непокрытые закомары.
О мастерстве московских зодчих говорит удивительная по тому времени пропорциональность, гармоничность всех частей храма. С востока он, с узкими окнами-бойницами и глухими стенами, прост, строг и величествен, словно монах-воин. Западный фасад, со ступенчатым расположением объёмов и раскрытием трёхглавия в перспективе, — сложен, живописен, человечен и говорит о мирском служении монастыря, где молятся за каждого из нас.
В 1563 – 1564 годах собор расписали москвичи Ларион Леонтьев, Третьяк, Фёдор Никитин и ярославцы Дементий и Афанасий Исидоровы. Фрески, писанные ими, — самые древние в Ярославле. Ценность их, однако, не в одной древности: только в двух российских монастырях — в Успенском (Свияжск) и Спасо-Преображенском (Ярославль) сохранилась стенная живопись XVI века в полном цикле.
Тогда же возвели для собора первую башню из камня — Святые ворота — и создали большой иконостас, от которого до сего дня сохранились 13 икон деисусного чина (икон, изображающих моление Церкви за мир в широком понимании слова), храмовый образ и 3 иконы местного ряда (местночтимых святых).
В XVI веке выстроены Рождественская церковь, Трапезная палата, звонница. К концу 60-х годов XVI века от Ивана Грозного пожаловано монастырю 55 грамот, по которым во владение общины переходили 239 деревень и 6 селений, солеварницы и рыбные ловли-угодья. Более того: Грозный пожаловал монастырю освобождение от тягла на посаде и иммунитет в суде.
Продолжил традицию дарения и сын Грозного — Фёдор. Он пожаловал общине 12 грамот с материальным обеспечением.
Археологические раскопки у собора
Возведение храма завершал Всеволод Константинович в 1224 году. Но из-за татаро-монгольского нашествия на множество лет расцвет волжского города был прерван. Последствием пожара 1221 года стало уничтожение 17 церквей. Подобно многим другим русским городам, в 1238 году Ярославль захватили, разорили и сожгли дотла. Жители, до последнего защищавшиеся, были убиты. Об этом говорят археологические раскопки 2005-2006 годов на месте бывшего Успенского собора на Стрелке.
Обнаружены были групповые захоронения. Почти все костяки в них принадлежали женщинам, старикам и детям. Других почти не было, так как дружинники были на реке Сить, где совместно выступали против вражеских отрядов. Удары, приводившие к смерти, наносили сверху, сбоку либо сзади. Исследования показали, что захоронения произвели не сразу, а несколько позже, в весенний период. Это говорит о том, что жители уничтоженного города зимой совершили исход, а после частично вернулись вместе с теплом.
Звонница
В XVI веке с восточной стороны на монастырской площади была возведена большая звонница. В нижнем ярусе размещалась церковь, апсида которой и поныне видна с восточной стороны. Она имела своеобразный иконостас, написанный прямо на стене. К северной стороне звонницы примыкала высокая двухярусная галерея, соединявшая ее с собором. В XVI веке звонница имела высокий сводчатый проезд на хозяйственный двор монастыря. Верх звонницы, там, где у современной звонницы висят колокола, увенчали двумя огромными каменными шатрами. Арки старого яруса звона хорошо видны и сейчас. Тогда звонница была значительно ниже.
Успенский собор в Советские годы и в наши дни
Успенский собор серьезно пострадал во время антибольшевисткого Ярославского восстания (6-21 июля 1918 года). Стены были повреждены артобстрелом, но затем отремонтированы на средства церковной общины.
Повреждения Успенского собора во время Ярославского восстания
Повреждения колокольни Успенского собора после Ярославского восстания
В 1922 году в Успенском соборе разместилась городская биржа труда, самые ценные предметы передали государству. В 1924 году была проведена частичная реставрация. В 1929 году разобрали колокольню, чуть позднее распустили церковную общину.
В помещении разместились швейная мастерская, склад художественных ценностей, затем — зернохранилище. 26 августа 1937 года Успенский собор был взорван, на его месте разбит городской парк культуры и отдыха.
В 2004 году по проекту архитектора Алексея Денисова на месте прежнего храма началось возведение нового, большего по размеру. Строительство шло со скандалами: опасались, что грунт Стрелки не выдержит такую махину и «поплывет», что храм исказит исторических облик города… Кроме того, новый храм по своему облику не похож на предшествующий и выбивается из местной стилистики, наследуя больше традиции московской архитектуры. Тем не менее, 12 сентября 2010 года Успенский кафедральный собор был освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом.
Площадь храма составляет около 2 тысяч кв.м, вместимость — более 4 тысяч человек, высота до основания креста — 50 метров. В цокольном этаже разместятся зал церковных соборов, музей, трапезная палата и покои правящего архиерея. Планируется возведение отдельно стоящей колокольни высотой более 70 метров. А пока колокола установлены на временной звоннице рядом.
Около Успенского кафедрального собора со стороны Стрелки, на месте алтаря разрушенного Успенского собора в 1995 году была установлена статуя Троицы. Художник — Н.Мухин, скульптор — И.Б.Трейвус, архитектор — А.Бобович. Уникальность этого памятника в том, что в нашей стране нигде больше нет подобных скульптурных изображений Троицы. Неудивительно, что эта композиция вызвала неприятие части общественности.
Скульптурное изображение Троицы около Успенского кафедрального собора
Современные фотографии позволяют увидеть нынешний облик Успенского кафедрального собора и его внутреннего убранства. Безусловно, он стал украшением Ярославля и без него Стрелка выглядела бы незаконченной.
Вид со звонницы Спасо-Преображенского монастыря на Успенский кафедральный собор
Купола Успенского кафедрального собора
Сквозь молодую листву…
Белые стены и золотые купола
Мозаичная икона «Успение Пресвятой Богородицы» над входом в собор
Колокола Успенского кафедрального собора
Внутреннее убранство Успенского кафедрального собора
Иконостас Успенского кафедрального собора
Золотые купола Успенского собора
Необычайно красив Успенский кафедральный собор вечером, в лучах подстветки.
Успенский собор и Вечный огонь вечером
Успенский собор вечером
Купола Успенского собора
В лучах подсветки Успенский собор выглядит особенно эффектным
Мозаичная икона «Покров Пресвятой Богородицы» над входом в собор
Сказочно выглядит Успенский кафедральный собор зимним вечером.
Зимним вечером
Белое и золотое
Спасо-Преображенский монастырь в Смутное время
Каменные стены весьма пригодились обители в 1609 году, когда ее осадили интервенты. Осада оказалась безуспешной, а в 1612 году монастырь увидел под своими стенами другое войско — Второе ополчение, предводительствуемое князем Пожарским. От Спасского монастыря начался его путь к Москве.
Конечно, Смутное время и осада 1609 года не поспособствовали украшению монастыря. Хотя он не был взят, но его ограда пострадала довольно сильно, и ее отстроили заново, сделав еще более мощной. Впрочем, «боевого крещения» ей пережить так и не пришлось; теперь она имела главным образом символическое значение — и декоративное, конечно. В «Книге Большому чертежу» (1627) монастырь охарактеризован так:
Монастырские трапезные
С западной части звонницы, обрамляя площадь монастыря, установлена огромная трапезная в два этажа с Рождественской церковью. Она была построена в XVI веке, возможно, даже раньше самого собора. Центр этого здания состоит из просторной одностолпной палаты со сводами в виде паруса. Она предназначалась для торжественных приемов знатных гостей, трапезных мероприятий огромной монастырской братии. Своды, а также стены палаты богато украшали росписями. По красоте и благоустройству эта трапезная была лучше столичных зданий своего времени. Так, отопление шло сквозь отдушины от кухонного очага, расположенного внизу, блюда подавали из поварни через специально оборудованные люки. Внизу была кухня и хозяйственные помещения – кладовые, квасоварня. На втором этаже были расположены и жилые покои. Восточная часть здания обустроена трапезной церкви Рождества Христова. Это небольшой храм, который стоял на возвышающемся подклете. С запада к палате присоединялись покои настоятеля XVII века. Стены были лишены выдающегося убранства, кроме простых наличников и пилястр.
Спасо-Преображенский монастырь XIX в.
В 1823 г. в стенах бывшего монастыря была обретена новая святыня — чудотворный образ Печерской Богоматери, который вместе с древней святыней — Чудотворными мощами Федора, Давида и Константина привлекал в Спасо-Преображенский монастырь огромное количество паломников. Теперь это был Архиерейский дом, соответственно постройки монастыря переделывались под новые нужды. Спасо-Преображенский монастырь Церковь Ярославских Чудотворцев. В 1820-х годах была разобрана примыкающая к Спасо-Преображенскому собору маленькая Входоиерусалимская церковь XVII века. На ее месте в 1827 — 1831 гг. по проекту губернского архитектора Петра Яковлевича Панькова был возведен огромный храм Ярославских Чудотворцев. Эта классическая с огромным полусферическим куполом и портиком из шести колонн церковь закрыла южный фасад собора.
Звонница Надстройка XIX века.
Звонница по проекту Панькова была надстроена третьим ярусом в ложноготическом стиле, который сверху увенчала небольшая ротонда в стиле классицизм. Тогда над каждым углом звонницы появилось по два маленьких золоченых шпиля, увенчанных звёздами. Они ярко горят на солнце и сравнивают их иногда то с репейниками, то с ежиками. А кому-то они кажутся детскими «солнышками», раскинувшими в разные стороны свои лучи. В таком виде звонница дошла до наших дней, став одним из основных высотных ориентиров центра Ярославля.
Тот же Петр Яковлевич Паньков был автором проекта реконструкции южной стены монастыря. Он решил придать грозным укреплениям «благообразный» вид. Вместо грозных башен и стен появились такие ложноготические конструкции. Эти новые круглые башенки чисто декоративного назначения сохранились до наших дней.Спасо-Преображенский монастырь
Богоявленская башня.
Поставленная в XVII веке на Святых воротах Введенская надвратная церковь с шатровым завершением в XIX веке была сильно перестроена. Она получила примитивную, но более практичную четырехскатную кровлю. В 1809 году примыкавшая к трапезной церковь Рождества Христова XVI века была переосвещена в Воскресенскую. Тогда же она была перестроена и увенчана купольной кровлей. Церковь служила домовым храмом при архиерейских покоях.
Святые ворота монастыря
В начале XVI века вместо деревянной ограды возводятся каменные укрепления, и в их числе изысканные Святые ворота. Первоначально восточная стена находилась ближе к звоннице, а сейчас на ее линии установлен удлиненный келейный корпус 1670-1790-х гг. В 1516 году возвели первую каменную башню стен монастыря — Святые ворота, которые выходили на берег реки Которосль. В XVII веке надстроили еще и дозорную башню, эта была колокольня со специальным набатным колоколом для сообщения о тревоге, снаружи к башне пристроили захаб — своеобразное защитное сооружение, которое прикрывало вход от возможных нападениях неприятеля. Башня считается парадным въездом, а ее ворота выводят на центральную площадь монастыря. Первоначально это она была окружена зубчатым поясом, сохранившимся в настоящее время только с юга. К середине XVII века на Святые ворота, кроме дозорной вышки, поставили и Введенскую надвратную церковь с завершением в форме шатра, которая была сильно перестроена уже в XIX веке, шатер заменили примитивной четырехскатной кровлей.
История храма
Первый главный монастырский храм появился в Спасской обители, как уже упоминалось, в начале 13 века, по воле ростовского князя Константина Всеволодовича, сына Всеволода Большое Гнездо. Спасский собор, сооруженный к 1224 году, стал вторым каменным храмовым городским строением после Успенского собора в Рубленом городе. Сам Константин Всеволодович не дожил до окончания данного храмового строительства, и завершалась эта работа при его сыне Всеволоде, который стал первым князем ярославского удельного княжества.
Ростовский князь Константин Всеволодович
Этот собор как главный храм основной монастырской обители города был очень значим как политический и идеологический объект, посещаемый сильными мира сего.
Но в начале 16 века на территории монастыря произошел крупный пожар, в результате которого Спасский собор сильно пострадал и частично обрушился. Поэтому восстанавливать его не стали, а на основании изданного московским князем Василием Третьим указа в 1506 году началось строение нового Спасского собора.
Для сооружения нового храма были присланы московские мастера, среди которых, вероятно, находились и итальянские зодчие. Образцом монастырской постройки являлись храмы московского Кремля и, прежде всего, его Благовещенский собор. В качестве фундамента было решено использовать фундамент предшественника, поэтому новый храм повторил форму и размеры погибшего. Строительство собора шло 10 лет и завершилось к 1516 году.
Строительство Спасского храма. Миниатюра 16 века
В течении своего многовекового существования храм неоднократно перестраивался, видоизменялся и в конце концов полностью утратил свой первоначальный облик. Особо сильные видоизменения происходили в 18 и в первой половине 19 столетий.
Реставрационные работы над восстановлением древнего храмового облика начались в 1919 году и шли поэтапно до 60-х гг. 20 столетия.
История Спасо-Преображенского монастыря в XVIII-XX веках
В середине XVIII века, по решению ростовского митрополита Арсения (Мацеевича), в монастыре начались занятия в духовной славяно-латинской семинарии — одной из первых российских семинарий. Спустя три десятка лет в ней обучалось около трех сотен студентов. В монастыре эта семинария размещалась вплоть до 1875 года.
В 1787 году, согласно решению российской императрицы Екатерины II, кафедра ростовского митрополита переехала в Ярославль, и монастырь преобразовали в архиерейский дом. Спустя несколько лет, в 90-е годы XVIII века, среди большой библиотеки, где хранилось очень много старинных книг и рукописей, А. И. Мусин-Пушкин сделал выдающееся в истории русской литературы открытие. В Трепезной палате монастыря, среди древних манускриптов им была обнаружена уникальная рукопись «Слова о полку Игореве», датированная XII веком. Это историческая находка и в особенности публикация текста «Слова…» принесли российскому историографу и коллекционеру известность во всем мире.
В XIX веке на территории бывшего монастыря появилось несколько новых каменных построек – корпус для семинаристов, Смоленская часовня и храм, посвященный Ярославским Чудотворцам. Кроме того, в это время произошла реставрация Святых ворот и монастырских стен.
Церковь Воскресения Христова (крестовая)
В годы советской власти в монастырских строениях размещались различные учреждения и ведомства – военкомат, тюрьма, керосиновая лавка и учебные заведения. В XX веке дважды проводили реставрацию этого архитектурного комплекса. В 1918 году стены и храмы пострадали в результате белогвардейского восстания в Ярославле. Последствия разрушений ликвидировали в течение пяти лет – до 1923 года. Вторая реставрация прошла в монастыре в 1957-1958 годах. После нее территория бывшей обители была отдана городскому историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику, который размещается здесь и поныне.
Площадь Волкова и театр Волкова в Ярославле
Театр Волкова в Ярославле
Теперь можно повернуть вправо по Первомайской улице и не спеша ознакомиться с театральной Меккой Ярославля. Площадь Федора Волкова с театром его имени — одна из главных культурных достопримечательностей Ярославля. Именно здесь, прославившийся к тому времени актер, организовал первый в России профессиональный театр (1750 г.), поставил спектакль на русском языке, сыграв в нем главную роль. До этого момента, Федор Волков играл в столицах иностранные пьесы на языках оригиналов. В Ярославле прошла первая в России профессиональная постановка русской пьесы. Поэтому Театр им. Волкова принято считать первым в России, а город — родиной первого русского театра.
Памятник Волкову в Ярославле
Слева от театра, через площадь, в сквере, стоит памятник самому Волкову (1973 г., автор — А. Соловьев).
Житие и время
Спасо-Преображенский монастырь достойно исполнял возложенную на него от основания духовную и обережную миссию. В Смутное время, в 1609 году, братия и Ярославский кремль выстояли месячную осаду отрядов, возглавляемых воеводой Наумовым и паном Будзило, тогда как прочие районы Ярославля были захвачены. От монастырских стен двинулось в столицу народное ополчение под началом Минина и Пожарского.
Осада сказалась на этих самых стенах: в 1621 – 1646 годах их перестраивали, значительно укрупнив и упрочив — в расчёте на новые покушения. Тогда же возводят Богородицкую, Глухую, Угличскую, Михайловскую каменные башни, Водяные ворота. К завершению XVII века общая длина монастырских стен составляет 820 метров при высоте в 10,5 метра и толщине до 3 метров! Кроме того, стены хорошо вооружены: 15 крупными и 17 малыми пищалями, 97 карабинами, 14 бочками с порохом.
В эту пору монастырь — один из крупнейших землевладельцев Ярославля. По дороге в Углич вырастают его слободы — Богоявленская, Спасская и прочие, общим числом более 300 дворов.
В 1747 году в нём в числе первых в государстве открывается славяно-латинская семинария. По прошествии только 30 лет в ней обучаются уже 300 воспитанников. Сегодня это корпус естественно-географического факультета ЯГПУ.
В конце XVIII века монастырь преобразуют в Ярославский архиерейский дом, что немедленно отзывается новым строительством и расширением: монастырь прирастает Семинарским корпусом, Церковью ярославских чудотворцев Фёдора (Чёрного), Константина и Давида, Смоленской часовней, ризницей.
При советской власти монастырь как явление уникальное по разным мерилам сносить даже не планировали, напротив. Первая реставрация памятника проходит в 1918 – 1923 годах, вторая — в 1957—1958.
Сегодня монастырский комплекс включает Собор Спаса Преображения; церкви — Воскресения Христова, Печёрской иконы Богородицы, ярославских чудотворцев Фёдора, Давида, Константина; корпуса — Келейный постройки XVII века, постройки XVII – XIX веков Семинарский и хозяйственные; монастырскую звонницу; Святые и Водяные ворота; Трапезную; часовню Трофима; башни — Богородскую, Угличскую, Михайловскую, Юго-западную; покои настоятелей и другие строения.
Адрес: г. Ярославль, Богоявленская площадь, 25.
Карта расположения:
← Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник |
Святые Ворота Спасо-Преображенского монастыря → |
---|
Похожие публикации:
Спасо-Преображенский собор
При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в…
Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском …
Церковь Михаила Архангела
Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей…
Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный.
Он первым в Ярославле оказался …
Часовня Казанской Богоматери в Ярославле
Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…
Поделиться ссылкой:
История
История этой чудесной святыни начинается в XII веке. К сожалению дата его точного основания не известна. Впервые о нем упоминается в летописи в 1186 году. Первоначально храм был построен из дерева. Но спустя 30 лет князь Константин заложил в Ярославле каменную церковь и монастырь святого Преображения.
Справедливости ради нужно отметить, что «с руки» князя был построен не только храм, но и Спасо-Преображенский монастырь, первое на Руси духовое училище и многое другое. Говоря о святой обители нельзя не упомянуть тот факт, что он имел достаточно большую библиотеку, в которой было много греческих и русских рукописных книг. Сама же святыня играла роль религиозного и культурного центра данного края.
Святые стены стали частью достаточно сильной оборонительной линии вокруг города. Они выполняли защитные функции в основном с западной стороны. Это была едва ли не самая безопасная и защищенная часть города. Обитель пользовалась популярностью не только среди местных и московских князей, в него любил приезжать и сам Иоанн Грозный. Каждый раз по своему приезду он оставлял жалованные грамоты.
Не прошло много времени как владения монастыря стремительно начали расширятся, а богатства расти. Со временем она превратилась в феодала. В ее владения входило около пяти сел и более двухсот деревень. Несмотря на то, что монастырю принадлежали доходные соляные варницы и другие прибыльные места, он был освобожден от денежных повинностей. Такую привилегию он имел потому, что в его стенах от тяжких хворей излечилась жена Иоанна Грозного, по этой же причине и сам Иоанн давал постоянную поддержку храму.
В тяжелые времена для государства город был разорен врагами полностью. Не удалось разорить только монастырь. Он чудом остался не тронутым. После смутных времен стены святыни значительно укрепили, их высота достигала 10 метров, а в ширину они достигали почти километра.
Общее описание
В настоящее время Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле является древнейшим сооружением, которое дошло до наших дней. Он был возведен на фундаменте, оставшемся от первого монастыря 1506-1516 годов. Первый собор значительно пострадал от пожара 1501 года, поэтому его вынуждены были разобрать. Новый храм был построен не ярославскими, а московскими мастерами, присланными из столицы по указанию Василия III, так как до восхождения на московский престол князь правил Ярославлем. Архитектурная форма монастыря несколько похожа на храмы московского Кремля. Собор опоясан галереей с двух сторон, имеет открытую аркаду. Галерею построили вместо открытого «гульбища», она долгий период времени служила книгохранилищем при монастыре. В наши дни арочные проемы с севера галереи были заложены.
Контуры собора являются простыми и строгими, они практически лишены украшений, за исключением ступенчатой галереи со стороны запада. Фасады завершаются большими закомарами и лишены виртуозного оформления. Три высокие апсиды оснащены узкими окнами-бойницами. Собор увенчан тремя главами на массивных световых высоких барабанах, которые окружены небольшими кокошниками и опоясаны вверху аркатурно-колончатыми поясками. Этот резной декор — единственный украшающий собор. В остальном внешнее убранство монастыря весьма строго, аскетично, передает суровость времен, в которые был построен храм. Подклет собора использовался как усыпальница ярославских князей, а в конце XVII века там погребали менее знатных особ. Одним из первых городов, имевших много строений в монастыре, был Ярославль. Достопримечательности — фото нам это демонстрирует — появились в результате строительства новых зданий и реставрации старых.
Семинария Спасо-Преображенского монастыря
В 1747 году митрополит Ростовский Арсений (Мациевич) открыл в монастыре славяно-латинскую семинарию. Преподавались здесь преимущественно богословские дисциплины, а также языки — латинский, древнегреческий, немецкий, английский и французский (преподавание новых языков введено в XIX веке). Первоначально в семинарию принимали только мальчиков из духовного сословия, но так как она являлась чуть ли не единственным учебным заведением в городе, то скоро поповичам пришлось потесниться на своих лавках: в классы пришло юношество из других чинов и званий.
Семинария располагалась в Спасском монастыре (с 1787 года являвшемся архиерейским домом) до 1875 года, когда переехала в особое здание. В 1918 году учебное заведение, естественно, закрыли.
Спасо-Преображенский монастырь в Смутное время
К началу XVII века монастырь был самой укрепленной частью города. Он имел каменные стены, а кремль тогда был деревянным. Со строительством каменных стен монастырь стал одной из сильнейших крепостей на Волге. Здесь стоял стрелецкий гарнизон, хранилась «государева казна». Конец XVI — начало XVII века называют Смутным временем. В это время мощные каменные стены монастыря были очень кстати. В мае 1609 года Ярославль был осажден польско-литовскими войсками. Враг захватил Слободы и Земляной город. Но Рубленый город и монастырь им взять не удалось. «Тушинцы» оказались «между двух огней» и вынуждены были отступить. В 1612 году в Спасском монастыре на четыре месяца разместились командующие русским ополчением князь Дмитрий Пожарский и мещанин Козьма Минин. В период пребывания ополчения в Ярославле было создано временное правительство Русского государства – «Совет всея земли». Многие исследователи считают, что совет этот мог находиться в Спасском монастыре. 27 июля 1612 года от стен монастыря народное ополчение начало освободительный поход к Москве.
Музей монастыря
Сегодня в монастыре не встретишь большое число паломников, в советское время здание комплекса стало историческим музеем и в современной России здания находятся в введении музейных сотрудников.
Монастырь представляет собой одну из древнейших построек с более чем восьми вековой историй. Ценность монастыря не только в архитектурных постройках, но и в музеях, работающих на территории комплекса. В экспозициях музеев собраны коллекции икон и книг, рассказывающих историю православия, живописи, развития фрескового и декоративно-прикладного искусства.
Попадая за стены монастыря сегодня, вы оказываетесь в совершенно новом мире, окруженном белоснежными стенами. В нем царит тишина и покой, даже туристы и иностранцы, просящие о помощи, не мешают наслаждаться уединением. Кажется, что время остановилось и вы окунаетесь в историческую эпоху князей, прогуливавшихся по тропинкам вокруг храмов, стоящих на коленях перед иконами в храме и многочисленных набегов вражеских народов.
Удивительно, что месторасположение и климатические особенности Ярославля дарят уникальную возможность любоваться монастырем в любое время года. Зимой он, как одеялом, окутан белоснежным покровом. Его стены сливаются с землей, создается впечатление, что он находится в безвоздушном пространстве, в невесомости.
Осенью деревья играют всеми цветами радуги и дарят гостям удивительный запах осени и прохлады. Если вы попадете ранней осенью, то застанете яркие красные плоды яблок на деревьях и осенние цветы на клумбах. (см. Cобор во имя Александра Невского)
Весной он овеян обновленной зеленью и солнечными лучами, цветение яблонь и ранних цветов сопровождается свежестью и ароматом лета.
В музеях гостям Ярославля представлены постоянные и временные экспозиции, приезжающие в город из других уголков страны. Особое место занимает выставка древнерусской живописи. Ярославские мастера иконописи славились по всей земле русской своим мастерством, умением передать образ и создать «живой» облик.
Каждая икона прописана до мельчайших деталей, композиции выверены, но иконы отличаются ярославским колоритом – пышностью и яркостью, сочетающиеся с кротостью. В живописи мастера не использовали голубой цвет, палитра состояла из охры и оттенков коричневого. Большинство экспонатов сняли из главного собора монастыря.
На экспозиции: «Сокровища Ярославля», гости видят драгоценности, книги, одежду богатых и священные книги, собранные в церквах Ярославля в разное время. Драгоценные металлы и украшения соседствуют с Евангелие XIII века – древнейшее писание славян.
Один из залов занимают оклады для икон и книг священных писаний, а также примеры эмалевых творений ростовских, московских и украинских умельцев.
Слово о полку Игореве — занимает особое место в литературе. Оно поражает четким сюжетом, красивым слогом и большим числом средств художественной выразительности. Тысячи исследователей изучали труд, но узнать кто был автором, написал ли его один человек или несколько, до конца неизвестно.
Рукопись нашел отечественный коллекционер Алексей Мусин-Пушкин. Существовала легенда о приобретении памятника литературы у Спасо-Преображенского монастыря. Позже эту версию опровергли. Чиновник получил летопись во время руководства над Синглом.
Гости музейного комплекса узнают историю ярмарочных гуляний и традиций Ярославля.