Афина Парфенос — обзор статуи

Содержание
  1. Хронология
  2. Реставрация
  3. Общая информация
  4. Краткая история и описание
  5. Стоимость билетов и экскурсионное обслуживание
  6. История
  7. Описание скульптуры Афины Парфенос
  8. История Афинского Парфенона
  9. Описание
  10. Как выглядела?
  11. Покровительница Афин
  12. История
  13. Особенности архитектуры храма

Хронология

Оказалось, сложно определить дальнейшую судьбу творения. Также не известно, где погибло создание Фидия Афина Парфенос. История его начинается около 447 года до н. э., когда скульптор получил заказ и приступил к работе. Уже через 9 лет статую установили в храме.

Через пару лет случается первый конфликт. Фидия подставляют враги и завистники, после чего ему приходится оправдываться во имя очищения своей совести. Далее более столетия ничего не было известно о судьбе статуи. Но в 296 году до н. э. один военачальник снял золото со скульптуры, чтобы оплатить свои долги. Тогда пришлось металл заменить на бронзу.

Афина Парфенос - обзор статуи

Еще более чем через столетие Афина Парфенос пострадала от пожара. Но её смогли отреставрировать. Следующая информация появляется уже в 5-м веке нашей эры. Известно, что очередной пожар в храме вновь терзает творение. В 10-м веке н. э. шедевр находился в Константинополе. Что произошло дальше – неизвестно.

Реставрация

Возрождение Парфенона началось не раньше, чем Греция обрела независимость, в 1832 году, а уже через два года правительство провозгласило Парфенон памятником античного наследия. В результате проведённых работ уже через пятьдесят лет на территории Акрополя от «варварского присутствия» практически ничего не осталось: были снесены абсолютно все постройки, которые не имели отношения к древнему комплексу, а сам Акрополь начали восстанавливать согласно сохранившимся описаниям о том, как выглядел Парфенон в древней Греции (в настоящее время храм, как и весь Акрополь, находится под защитой ЮНЕСКО).

Афина Парфенос - обзор статуи

Помимо того, что Парфенон был восстановлен по мере возможностей, а оригинальные статуи были заменены на копии и отправились на хранение в музей, греческое правительство ведет активную работу над тем, чтобы вернуть в страну вывезенные фрагменты храма. И вот тут есть интересный момент: Британский музей согласился это сделать, но при условии, если правительство Греции признает музей их законным владельцем. А вот греки с такой постановкой вопроса не соглашаются, поскольку это бы означало, что они простили кражу статуй двести лет назад и активно борются за то, чтобы статуи им вернули без каких-либо условий.

Общая информация

Самым величественным строением греческого Акрополя считается храм Парфенон. Этот храм был посвящен покровительнице города – Афине – Девственнице. По мнению многих историков, именно этот храм является самым прекрасным памятником Акрополя. Афину, как богиню мудрости очень почитали и посчитали, что храм в ее честь должен быть великолепным и не похожим ни на что.

Этот храм был построен в период между 447 и 438 годами до нашей эры. Он был возведен на месте другого недостроенного святилища. Расположение храма позволяло видеть его с большого расстояния. Он располагался на холме на высоте 150 метров над уровнем моря. Храм был построен во время правления Перикла. В этот период город переживал небывалый подъем и Афины считались не только культурной столицей, но и важным центром в политическом плане. Поэтому на возведение храма не жалели средств.

Строительство поручили архитекторам Калликрату и Иктинасу.

Главной скульптурой храма должна была стать статуя Афины Парфенос, изготовленная скульптором Фидием. Она считается настоящим шедевром. Высота самой статуи была около 30 метров. Фидий использовал слоновую кость, черное дерево и золото, чтобы данная статуя захватывала своим величием. К сожалению, до наших дней эта великолепная скульптура не сохранилась. Существует предположение, что статуя сгорела во время пожара в 3 веке до н. э., а может и раньше.

Архитектура храма воплотила в себе все новейшие тенденции того времени. Интересным архитектурным решением было то, что колонны вокруг храма располагались не параллельно, а под углом, что позволяло просматривать фасад здания сразу с трех сторон. Все колоны были разной формы. Это было сделано для того, чтобы центральные колонны выглядели более стройно, но при этом не казались слишком тонкими. Данный эффект был достигнут благодаря тому, что угловые колоны были наклонены слегка к центру, а центральные — наоборот от центра.

Сам храм был построен из мрамора, который добывали недалеко от Акрополя. Интересными свойствами этого мрамора было то, что, будучи белым, изначально, он со временем приобретал желтый оттенок. Поэтому к моменту окончания строительства храм приобрел неравномерную окраску. Но именно это и предавало храму свою необычную красоту.

Парфенон представлял собой здание длиной 69,5 метров и шириной около 30,9 метров. Вокруг храма располагались колонны. Длина каждой из них составляла 10 метров. Всего насчитывалось 46 колонн. К храму вели три ступени. Внутри храм состоял из трех отделений. В центральном помещении находилась статуя Афины Парфенос. Мраморные статуи украшали углы фронтонов. На восточном фронтоне было изображено рождение Афины, когда она появилась из головы Зевса. А на западном фронтоне можно было увидеть, как Афина спорит с Посейдоном, за власть над Афинами и Аттикой.

Вокруг Парфенона изображались различные фризы. На юге можно было наблюдать борьбу кентавров с лапифами. С северной стороны было изображение эпизодов Троянской войны. Западную сторону Парфенона венчало изображение битвы амазонок с греками. А с восточной стороны была представлена битва олимпийских богов с гигантами. Все эти сюжеты описывали легендарные сражения.

Такое великолепие храма сохранялось вплоть до правления Александра Македонского. Он даже посвятил богине триста доспехов побежденных им воинов.

Краткая история и описание

На вершине скалы Афинского акрополя возвышается монументальный мраморный храм Парфенон, посвящённый Афине Парфенос (т.е. Деве) — покровительнице города. В этом памятнике знаменитый политический деятель Перикл воплотил идею торжествующей демократии и неувядаемой славы Афин.

Афина Парфенос - обзор статуи

Вид на Афинский акрополь и храм Парфенон

Парфенон был построен в 447 – 437 годах до н. э. на месте более раннего храма, который воздвигли в ознаменование победы над персами в Марафонской битве. На строительство Парфенона Перикл потратил 450 серебряных талантов, «позаимствованных» из средств, собранных на военные цели.

Чтобы понять насколько огромной была израсходованная сумма, можно воспользоваться следующим сравнением: постройка одной триеры (боевого корабля) обходилась в 1 талант, то есть на 450 талантов Афины могли бы построить флот, состоящий из 450 кораблей. Когда народ обвинил Перикла в расточительстве, он ответил: «Этим храмом наши потомки будут гордиться веками!

Афина Парфенос - обзор статуи

Храм в ночной иллюминации

Если вам важнее деньги, то издержки я спишу не на ваш счет, а на мой, и на всех зданиях я увековечу своё имя». После этих слов, народ, не пожелавший уступать всю славу Периклу, закричал, чтобы строительные расходы он относил на общественный счёт. Руководителем работ был назначен скульптур Фидий; он же высек своими руками большую часть украшений Парфенона. Освящение храма состоялось в 438 году до н. э. во время празднества Панафинеи, устраиваемого в честь богини Афины. В византийский период, ознаменовавшейся торжеством христианства, Парфенон был превращён в Храм Святой Марии, а статуя Афины была вывезена в Константинополь.

Афина Парфенос - обзор статуи

Вид на храм с запада

В 1460-х годах, когда турки захватили Афины, Парфенон переделали в мечеть. Но самому большому разрушению храм подвергся в 1687 году, во время войны венецианцев с турками, когда раскалённое пушечное ядро, влетевшее через крышу, произвело огромный взрыв.

В XIX веке английский дипломат Т. Элджин, получив разрешение султана Османской империи, вывез из Парфенона в Англию непревзойдённую коллекцию скульптур, которая и по сей день хранится в Британском музее.

Афина Парфенос - обзор статуи

Вид на храм с юго-востока

Стоимость билетов и экскурсионное обслуживание

Храм Парфенон является частью Афинского Акрополя, который работает с понедельника по воскресенье с 08:00 до 20:00. Из-за сильной жары (свыше 39°) время работы музея может измениться.

Стоимость билета составляет — 20€
Для родителей и учителей, сопровождающих детей начальной школы, музей предоставляет льготы — 10€

В стоимость билета включено посещение раскопок Акропля, а также двух его склонов: Южный склон Акрополя и Северный склон Акрополя

Существует также единый билет (special ticket package), действительный в течение 5 дней для посещения 11 музеев: Афинский Акрополь, Храм Зевса Олимпийского, Ликей Аристотеля, Библиотека Адриана, Археологический музей Керамика, Афинская Агора, Керамик, Археологический музей Афинской Агоры, Северный склон Акрополя, Римская Агора, Южный склон Акрополя.

Стоимость единого билета составляет 30€, или 15€ (если вы родитель или учитель, сопровождающий школьника)

История

Афина быстро стала любимой дочерью Зевса. Она является как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она — мысль Зевса, осуществленная в действии.В дальнейшем она является богиней свирепых и непримиримых боев, воином, защищавшем государство и родную землю от врагов, а также богиней, поддерживающей моральное право. В Греции Афина известна как Афина Паллада, имя она унаследовала от друга, которого случайно убила. Она была также известна как Афина Парфенос, как ей поклонялись в Парфеноне.

Наряду с Артемидой  и Гестией , она является одной из трех богинь-девственниц . Хотя у нее действительно есть дети полубоги, они рождаются, когда ее божественные мысли встречаются со смертными мыслями мужчин, в которых она влюбляется. Затем ее дети рождаются таким же образом, как и она, из мозга. Ни одна из богинь не может рожать детей подобным образом.

Конфликт с Посейдоном

Суд за Аттику

Афина Парфенос - обзор статуи

Афина и Посейдон боролись за должность покровителя города Афины (называемый Аттикой в то время). Люди попросили богов даровать подарок для вновь построенного города. Посейдон первым пришёл в Аттику, ударил трезубцем в землю на Акрополе, и возник источник морской воды. За ним следом появилась Афина, которая ударила в землю копьём и вырастила оливковое дерево (маслину). Судьи решили, что оливковое дерево будет полезней, чем соленая вода, и Афина была признана победительницей. В честь нее построили храм, известный как Парфенон, а также город назвали её именем. Посейдон же разгневался и попытался затопить землю морем, но Зевс запретил ему.

Конфликт с Медузой

Медуза была красивой девушкой, и даже хотела состязаться с Афиной в красоте. Но однажды, Афина поймала Медузу с Посейдоном в своем храме. Разозлившись на них за непристойное поведение (есть версия, что Медуза служила Афине), Афина превратила Медузу в отвратительное существо, наслав на девушку проклятие, превращавшее любого заглянувшего в глаза Медузы в камень. Две её сестры тоже были превращены в монстров, так как они помогли ей пробраться в храм. Хотя есть версия, что они пошли на это добровольно.

Афина и Посейдон сотрудничали всего раз, во время создания колесницы. Афина построила саму колесницу, Посейдон создал лошадей. Также они с Посейдоном были на одной стороне в Троянской войне, поддерживая греков. 

Соперничество Афины с Посейдоном объясняет ее нелюбовь к Перси Джексону, сыну Посейдона. Но то, что их родители враждуют, кажется, не влияет на отношения Перси и Аннабет Чейз. Афина, однако, говорит Перси, что не одобряет их отношения, и советует ему держаться подальше от ее дочери несколько раз. В конце серии, она кажется равнодушной к Перси, хотя ему не поздоровиться, если он причинит боль Аннабет.

Конфликт с Арахной

Возгордившись своим мастерством, Арахна заявила, что превзошла в ткачестве саму Афину, считавшуюся покровительницей этого ремесла. Когда Арахна решила вызвать богиню на состязание, та дала ей шанс одуматься. Под видом старухи Афина пришла к мастерице и стала отговаривать её от безрассудного поступка, но Арахна настояла на своём и заявила, что если она проиграет, то примет любое наказание. Состязание состоялось: Афина выткала на полотне сцену своей победы над Посейдоном. Арахна изобразила сцены похождений Зевса. Афина признала мастерство соперницы, но возмутилась вольнодумством сюжета (в изображениях её было неуважение к богам), объявила об оскорблении богов и уничтожила творение Арахны. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина, увидев тело Арахны, почувствовала себя виноватой в ее смерти, поэтому она освободила Арахну из петли и сказала ей: «Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказание и в твоём потомстве.» Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело её сжалось, густые волосы упали с головы, и обратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткёт её.

По этой причине, каждый ребенок Афины обладает огромным страхом перед пауками. Им кажется, что каждый паук настроен против них враждебно и приползает, чтобы отомстить за Арахну.  

Описание скульптуры Афины Парфенос

Из образа Варвакиос, также относящегося к перечню работ данного мастера, ученые подчеркнули основные черты, которыми предположительно обладала и Афина Парфенос.

Описывая некоторые нюансы её воинственного образа, выделяют шлем богини. Он обладал тремя своеобразными гребнями.

Афина Парфенос - обзор статуиСтатуя Афины в Парфеноне

Одинаковые изображения грифонов располагались по бокам, спереди же находился сфинкс.

Щит Афины Парфенос также имел некоторые иллюстрации, в частности на его поверхности вычеканено сражение божеств с гигантами, бой с амазонками.

Существуют догадки о том, что создатель включил и собственное изображение в число изваяний на щите Афины. Предположительно, Дедал и Тезей, присутствующие здесь, являются прототипами Фидия и Перикла. Именно этот поступок стал роковым для великого скульптора.

Он был обвинен в оскорблении богов, вследствие чего попал в тюрьму. В заключении творец покончил с собой. Кстати, существуют ведомости о том, что именно статуя Зевса с Олимпии была его предсмертной работой.

По задумке Фидия фасад должен был разместить более шести колонн, поэтому статую окружали позади и по бокам ровно восемь огромных колонн. Это позволяло создать эффект архитектурной рамы, в которую оказалась вписана статуя Афины Парфенос.

Древнегреческие деятели нередко прославляли в своих трудах богиню Афину. Платон, Сократ и другие философы считали скульптуру Афины тождественно равной понятию прекрасного.

https://youtube.com/watch?v=hI44u0FF8nA

История Афинского Парфенона

Мраморные таблички, на которых власти города записывали свои указы и распоряжения, сохранили для нас точную дату, когда был построен Парфенон. Время начала строительства – 447 год до н. э. Возведение храма заняло 10 лет, после чего в 438 году до н. э. он был открыт. Возведение храма, посвященного богине Афине, обошлось городской казне в 700 талантов – более 18 тонн серебра.

Афина Парфенос - обзор статуиВ III веке до н. э. Афины пережили вторжения герулов, во время которого Парфенон был разграблен и в нем произошел пожар. Пострадали крыша, перекрытия и двери храма. В ходе восстановления античные строители не стремились восстановить Парфенон в изначальном виде, поэтому в него были внесены архитектурные искажения.

Около тысячи лет Парфенон был языческим храмом, однако после распада Римской империи и образования Византии он был преобразован в христианскую церковь предположительно в VI веке н. э. В ходе бурной средневековой истории Балкан и Афин в частности, Парфенон то становился католическим храмом, то возвращался в распоряжение православного Константинопольского патриархата.

В XV веке Афины и вся Греция были завоеваны турками-османами, после чего Парфенон был превращен в мечеть, а на территории Афинского акрополя разместился военный гарнизон, дворец паши и даже гарем. Тяжелым ударом для Парфенона стала Великая турецкая война между христианскими государствами Европы и Османской империей. В ходе штурма Афин венецианцами в 1687 году Парфенон был разрушен. Территория акрополя была обстреляна из пушек, после чего храм, в котором располагался пороховой склад, взорвался.

Захватившие город венецианцы констатировали колоссальный ущерб, причиненный Парфенону собственной артиллерией. Были уничтожены три десятка колонн, обвалилась крыша, уничтожена часть скульптур, обрушилась центральная секция здания. С этого времени Парфенон был обращен в руины и больше никогда не использовался в качестве храма.

На протяжении XVIII века Парфенон медленно разрушался: местные жители использовали обломки здания в качестве строительного материала, а многочисленные европейские охотники за античными ценностями вывозили в свои страны элементы скульптур и отделки здания. Завершил картину разрушения Парфенона британский посол в Турции Томас Брюс, в начале XIX века вывезший в Великобританию более 200 ящиков со скульптурами, обломками колонн и другими артефактами Парфенона.

После обретения Грецией независимости в первой половине XIX века территория акрополя была очищена от позднейших построек, таких как минарет, средневековый дворец и даже скульптуры римского периода. Восстановление храма началось еще в XIX столетии, однако ему помешало землетрясение 1894 года, еще больше разрушившее здание. Реконструкция Парфенона греческими архитекторами продолжалась с начала XX века до середины столетия, после чего храм приобрел современный нам вид. Однако реставрационные и археологические работы после этого не прекратились и продолжаются по сей день.

Афина Парфенос - обзор статуи

Описание

Изображение богини Афины, покровительницы города Афины. Была установлена на вершине Акрополя, в главном храме, — Парфеноне.

Техника и материал

Была выполнена в хрисоэлефантинной технике (золото и слоновая кость). Золото на сумму 40 (или 44) талантов (около тонны) и слоновая кость покрывали деревянный остов статуи высотой в 13 метров. Золото, пошедшее на изготовление Афины, являлось значительной частью национального золотого запаса полиса.

Иконография

Мореплаватель Павсаний в своем путеводителе описывает ее так:

Шлем богини имел три гребня (средний со сфинксом, боковые с грифонами). Как пишет Плиний Старший, на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней — борьба богов с гигантами, а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. База была украшена историей с Пандорой.

На мраморных копиях руку богини с Никой поддерживает столб, существовал ли он в оригинале — предмет многочисленных дискуссий. Ника кажется крошечной, в действительности ее высота составляла 2 метра.

Скрытые мелочи

Копия щита с изображением битвы, т. н. «Щит Странгфорда», Британский музей

  • Считается, что на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил себя и изображения своего друга Перикла (предположительно, в виде Дедала и Тезея). Кстати, это оказалось для него фатальным — его обвинили в оскорблении божества, бросили в тюрьму, где он покончил с собой ядом, или умер от лишений и горя (подробнее о процессе см. Фидий).
  • На пальце этой статуи (либо Зевса Олимпийского или же Афродиты Урании) Фидий увековечил имя своего возлюбленного, написав «Прекрасный Пантарк».

Взаимосвязь с архитектурным пространством

Предполагаемый автопортрет Фидия в виде лысого старика (Дедала), замахивающегося молотом (атрибутом скульптора) в сцене битвы c амазонками на «Щите Странгфорда»

Статуя Зевса в Олимпии, сидящего на троне в храме, почти касалась головой потолка целлы, так что зрителям казалось, что если бог встанет, он разрушит храм. Афина же стояла во весь рост, и между ее шлемом и потолком оставалось свободное пространство. Рассказывают, что желая достигнуть как можно большей ширины внутреннего помещения, Фидий склонил строителя Парфенона, Иктина, отступить от традиционной нормы дорийского храма и дать по фасаду не шесть, а восемь колонн. Другим новшеством стало расположение колонн, окруживших статую не только по бокам, но и позади. Таким образом, скульптура Афины оказалась как бы вписанной в архитектурную раму .

Как выглядела?

Прежде чем узнать, что представляла собой статуя, Афина Парфенос должна предстать пред нами в истинном обличии. Пожалуй, она остается для многих наиболее выразительным персонажем Древней Греции. Именно её считают самой необычной и запоминающейся. Это связано с тем, что кто бы ни изображал Афину, она всегда при себе имеет атрибуты мужчины: доспехи, оружие и щит. Также рядом с богиней всегда можно было заметить священных животных.

Чаще всего Афина — русоволосая и сероокая женщина. Гомер вовсе считал её «совоокой». Пожалуй, такое сравнение связано с тем, что рядом часто можно было увидеть сову, символ мудрости. Не имеет значения, где мы знакомимся с Афиной, то ли в стихотворениях, то ли в прозе, то ли на холсте, творцы всегда стараются выделить её большие глаза.

Афина Парфенос - обзор статуи

Основными атрибутами Паллады все же остается шлем, который имел высокий гребень, и эгида, или щит, украшенный головой горгоны Медузы. Также рядом, в частности на картинах, можно увидеть оливу, которую считали священным деревом, сову и змею – два символа мудрости. С Афиной не раз встречалась и Ника – крылатая богиня.

Покровительница Афин

Древние греки почитали богов, живших на священной горе Олимп. Древнегреческий миф гласит о том, что могущественному Зевсу предсказали смерть от рук сына. Боясь предсказания, громовержец проглотил беременную супругу Метиду.

Вскоре у Зевса нестерпимо заболела голова, и небесный владыка приказал рассечь ее. Из головы грозного Зевса появилась дочь Афина в воинском облачении. В глазах богини светилась мудрость и доброта, за что ее нарекли Богиней справедливости, мудрости и воинской стратегии.

Афина спустилась с Олимпа и подарила людям ремесла, научила женщин ткать, развила науки, показала искусство составления законов и ведения государственных дел. Афина – покровительница войн, пресекала несправедливость в спорах и битвах. Благодарный народ Греции чтил мудрую и великодушную Афину и возвел в ее честь храм.

История

Считается, что заказ Фидий получил в 447 году до нашей эры на создание скульптуры Афины. Его работа продолжалась 9 лет, и после статуя была установлена в центре храма. Причиной постройки была победа Афин над персами, таким образом, они отдавали ей дань за благосклонность и просили дальнейшего покровительства. О том, какое влияние она оказывала, ходили легенды. Она задала целый культурный идеал изображение богини войны, которое после пытались повторить многие скульпторы. Храм был главным местом города долгие годы. Ее описывали великие мыслители и историки, и никто не мог оторвать от нее глаз. В 296 году говорили о том, что с нее было снято золото.

Афина Парфенос - обзор статуи

Афина богиня статуя

Это сделала военачальник, которому нужно было оплатить долги. Впоследствии украшения заменили металлом и бронзой. Несколько раз храм горел, но каждый раз его реставрировали. В десятом веке нашей эры статуя была перевезена в Константинополь. Дальнейшая ее судьба неизвестна, записей так и не нашли. Есть много теорий о том, куда мог исчезнуть такой шедевр, самой правдивой версией служит ее частичное уничтожение, разграбление и разделения частей.

Афина Парфенос - обзор статуи

Афина Парфенос

Особенности архитектуры храма

Храм богини-воительницы разместили на вершине Акрополя и строили 10 лет. Акрополь – возвышенная укрепленная часть древнегреческого города, каменистый холм с пологой вершиной длиной 200 и высотой 156 метров. В переводе с греческого языка слово обозначает «верхний город, крепость», убежище на случай войны.

Парфенон – храм богини Афины на языке древних эллинов обозначает «пречистая». Так древние греки называли любимую богиню. Основа храма – стилобат, трехступенчатый мраморный подъем высотой полтора метра. Парфенон – прямоугольное здание с колоннадой по четырем сторонам.

Афина Парфенос - обзор статуи

Размеры прямоугольной основы – 69,5 на 30,9 метра. На фасадах здания по 8 колонн, по бокам – по 17. Высота возведенного храма 14 метров. Первоначально Парфенон был раскрашен, нижняя поверхность красным цветом, кессоны колоннады – синим и золотистым.

Создатели Парфенона рассчитывали на созерцание храма снаружи. Наружные гранитные блоки тщательно шлифовали и старательно подгоняли по размеру друг к другу, а внутренние оставались необработанными.

Сверху храм покрывала черепичная кровля. Здание смотрится гармонично и воздушно, хотя прямых линий в очертании храма нет. Колонны, карнизы, кровля слегка изогнуты, чтобы создать оптическую иллюзию прямоты сооружения.

По мере приближения к святилищу человек зрительно ощущает, что здание «вырастает». Древние зодчие построили изящный храм: сделали среднюю часть колонн слегка утолщенной, а угловые наклонили к центру, добившись визуальной стройности. Угол наклона угловых колонн намного меньше прочих.

Афина Парфенос - обзор статуи

На каждой колонне проточено 20 продольных желобков – каннелюр. Пролеты между колоннами увеличиваются к центру, но идущему вдоль колонн зрительно кажутся одинаковыми. Внешний фасад храма украшают рельефные изображения богов Зевса, Аполлона, крылатой Ники.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит