Италия, Рим. Пантеон (Рantheon)

Пантеон снаружи и внутри

Изначально храм возводился с такой целью, чтобы произвести впечатление именно при посещении внутренней его части. Поэтому внутреннее убранство отличается от наружного большим величием. Портик, ведущий в здание, украшен скульптурами, а высоко под куполом сохранились расположенные в пять рядов 140 кессонов. Также хорошо сохранилась внутри мраморная облицовка кирпичных стен ротонды и порфировый пол. Стены разделены на два яруса. В нижнем ярусе расположены 7 симметричных ниш.

Глубокие полукруглые и прямоугольные ниши в стенах позволяют облегчить конструкции и разнообразить геометрически замкнутое пространство. Колонны, пилястры и филенки привлекают взгляд к огромному куполу, который венчает стены ротонды и создает завершенный гармоничный образ храма. Однако нельзя сказать, что внешнему оформлению здания храма не было уделено должного внимания. Для изготовления 16 колонн исполинских размеров при входе использовали греческий мрамор и египетский гранит. Снаружи огромный купол покрывают позолоченные пластины, а двойные врата из бронзы, сохранившиеся с античной эпохи, и ведущие к вестибюлю прямоугольной формы, поражают своей высотой, достигающей 7 метров.

Купол Пантеона

Храм богов отличается массивностью и круглой формой здания, именуемого ротондой и увенчанного сверху куполом. Если смотреть на купол снаружи, он покажется почти плоским, но внутри его огромные размеры впечатляют. Диаметр купола составляет 43,5 м, что соответствует ширине ротонды и чуть меньше высоты самого здания. Со времён строительства и вплоть до XIX в. он был самым огромным в Европе и занимал половину объёма всего здания. В зависимости от высоты купола использовали различный состав бетона. Нижние ярусы возводились с использованием твердой травертиновой крошки, а для возведения верхних ярусов купола использовали раствор из более легких материалов – измельченных пемзы и туфа.

Купол здания создан в форме идеальной полусферы, в центре которой находится отверстие, окаймленное бордюром выполненным из бронзы. В полдень сквозь отверстие диаметром 9 м в здание храма проникает самое большое количество солнечных лучей, образующих своеобразный световой столб. Купол, представляющий собой полусферу, сочетает в себе новаторство инженерной мысли древних мастеров и классическую архитектуру культовых сооружений. Резные углубления внутри бетонной поверхности купола играют роль декоративного украшения в виде 140 кессонов и одновременно значительно облегчают массу свода, вес которого достигает 5 тысяч тонн.

Для чего отверстие в куполе

Отверстие в центре купола, называемое оком, символизирует Солнце. Поскольку в стенах ротонды отсутствуют оконные проёмы, только благодаря этому огромному отверстию в здание проникает солнечный свет. Согласно распространенному преданию отверстие образовалось тогда, когда зазвучала церковная месса. Злые силы, проникшие в здание Пантеона, не выдержав звуков божественной литургии, разрушили верхнюю часть купола, чтобы навсегда покинуть священное место. При сжигании животных во время жертвоприношения через отверстие в куполе выходило большое количество едкого дыма. В это время римляне молились, взывая к божествам и надеясь, что божества смогут скорее их услышать и принять жертву.

В дождливую погоду, несмотря на огромные размеры «ока», в храм очень редко проникает вода. Однако, чтобы осадки не мешали прихожанам посещать храм и слушать мессу, в полу предусмотрительно оборудовали сливные отверстия для воды. Стоит отметить, что грамотные инженерные расчёты древних мастеров создали «око» таким образом, что капли дождя не пропускают постоянно движущиеся вверх потоки теплого воздуха.

Интересные факты

Говорят, дождь не попадает внутрь Пантеона.

Маловероятно, что это правда. Отверстие в середине купола – единственный источник света и его диаметр 9 м! Однако есть мнение, что несмотря на это «окно», вода все же не попадает внутрь. Тем не менее, она попадает! В полу видны сливы, куда стекает вода. Возможно, легенда родилась в античные времена, когда из-за тепла и дыма свечей дождевая вода не достигала пола – она просто испарялась.

Паркет в Пантеоне

В Пантеоне расположены могилы двух первых королей Италии – Витторио Эмануэле II и Умберто I. В прошлом огромное внимание уделялось тому, чтобы в храме сохранялась тишина и нанимались рабочие, чтобы разбрасывать по площади опилки, приглушающие звуки. Так делали вплоть до 1906, когда коммуна Буэнос-Айрес подарила Риму достаточно дерева, чтобы устлать им всю площадь. Более того, жители получили указания по его обработке и приемах ухода (таких как периодическое натирание жиром). Такое покрытие имело достойный вид и сохраняло тишину около могил королей. Паркет пробыл на площади с 1931 по 1950, а затем его убрали – по многочисленным просьбам местных жителей: люди часто поскальзывались и падали на жиру

Италия, Рим. Пантеон (Рantheon)

Ослиные уши

Великий Бернини наделил римский пантеон двумя колокольнями. Римский народ прозвал их ослиными ушами, так как выглядели они неуместно. Соперник архитектора, Борромини, использовал это определение, чтобы оскорбить его. Говорят, что Борромини вырезал этот символ на дворце напротив дома великого Жана Лоренцо (ответ Бернини не заставил себя ждать и был гораздо более нецензурный!!) Не ищите уши и ответ… со временем их стерли! Как и сами колокольни в конце 19 в.

Самый большой купол Рима

Микеланджело – один из моих любимых художников. Ему было доверено спроектировать гигантский купол базилики Святого Петра и он, как настоящий ценитель античного искусства, предложил Папе повторить купол Пантеона. Эта модель была жестко отвергнута по причине своих языческих корней, и художник отказался от нее.

… должен был отказаться??

Это то, что знают все. Микеланджело умер, закончив лишь основание купола базилики. Работы прервали, а когда возобновили, оказалось, что диаметр меньше на 50 см купола Пантеона. Ничего не оставалось делать. Таким образом, самым большим куполом Рима остается Пантеон, а купол базилики Святого Петра стоит на втором месте. Как посмертная дань Микеланджело любимой им классической архитектуре.

Как был опустошен Пантеон?

Римский пантеон как здание не перестает поражать со времен своего строительства. Удивителен огромный купол, до сих пор рождающий дискуссии о том, как подобное вообще возможно было сконструировать. Но в Риме живет легенда и на этот счет. Говорят, что для этого использовали специально насыпанный холм. А в конце нужно было как-то избавиться от земли. И кто же взялся за такую тяжелую работу? Народ Рима на добровольной основе! Да, потому что говорили, что в земле зарыты монеты. Понятно, что работа была сделана очень быстро.

Часы работы и правила посещения

Пантеон открыт для посещения ежедневно с 9.00 до 19.30, по воскресеньям до 18.00. В дни государственных праздников 1 января, 1 мая и 25 декабря посетить Пантеон нельзя. В остальные праздничные дни с 9.00 до 13.00.

Вход в Пантеон бесплатный, как в любую действующую церковь. И правила посещения как у обычной церкви, то есть вас попросят соблюдать тишину и дресс-код. Плечи и ноги выше колена должны быть прикрыты. Обычно при входе в любой храм стоит корзина с платками, которые можно на себя накинуть или обернуть вокруг талии, так как в жарком климате большинство ходит в майках и шортах. Но так как в Пантеоне всегда очень много туристов, за этим особо никто не следит, и можно войти как есть.

Италия, Рим. Пантеон (Рantheon)

Каждую субботу в 17.00 в храме проводятся католические мессы, которые может послушать любой желающий. В дни церковных праздников мессы начинаются в 10.30, расписание обычно висит внутри при входе в храм.

Боги древних цивилизаций

Рождение и смерть, наводнения и засуха, война и заключение мира, наступление дня и ночи – все это, по глубокому убеждению древних народов, происходило по воле богов. Многочисленные, порой очень сложные, религиозные ритуалы сводились либо к поиску благословений, либо к защите от гнева почитаемых божеств.

А богов у каждого народа действительно было много. Одни из них считались главными, другие занимали более скромное положение в запутанной «божественной» иерархии. Тем не менее все они составляли один пантеон богов.

Италия, Рим. Пантеон (Рantheon)

Интересно, что древние народы наделяли своих божеств не только сверхъестественными качествами, но и всеми недостатками, а нередко и пороками, присущими людям.

Еще одно любопытное наблюдение отмечено исследователями религий: верования друидов, римлян, халдеев, египтян, финикийцев, греков и прочих древних цивилизаций имеют немало общего, что касается обрядов, церемоний, а также отношений между богами.

Боги Древнего Рима

Одна из версий ответа на вопрос: «Что такое пантеон?» — это совокупность божеств той или иной мифологии, в данном случае речь пойдет о римской. Ведь именно в честь богов древности построили такое чудо, как римский Пантеон, о котором говорилось ранее. Римляне были невероятно практичны и перенимали лучшее от различных народов, соседних или покоренных. Богов основного пантеона они переняли у древних греков и, переименовав, вписали их в свои основные догмы. В отличие от древнегреческих, у древнеримских божеств не было своего Олимпа, они зачастую изображались в виде символов. Юпитер, Марс и Квирин составляли главную триаду пантеона, отражающую три главных функции общества: религиозно-жреческую, военную и хозяйственную. Помимо них был целый сонм других богов, низших божеств и духов. Различные боги покровительствовали всем сферам человеческой жизни и окружающей среды. Были, например, боги морей, лесов, охоты, плодородия, земледелия, скотоводства, домашнего очага; боги, которые оберегали жизнь, помогали в родах, заботились о детях, хранили брак и множество других. Из наиболее известных: Янус – сотворивший мир и человеческий род, Юпитер – верховный, бог грома и молний, покровитель императоров, Плутон – бог смерти и подземного царства, Нептун – бог морей и всего водного пространства, Вулкан – покровитель кузнечного ремесла и бог огня, Марс – воинственный, хотя изначально он был богом плодородия. Считается, что он отец Ромула и Рема — основателей Рима, посему он признан его защитником и покровителем. Также известны Меркурий, Минерва, Венера, Бахус, Феб, которые входили в основной пантеон римских богов.

Италия, Рим. Пантеон (Рantheon)

Архитектура храма

  1. Сферический объем. Высота купола от пола равна его диаметру, то есть внутреннее пространство храма способно вместить полную сферу – идеальную форму, символизирующую образ Вселенной. В архитектурном облике Пантеона нашли воплощение представления римлян о мироздании. Купол храма олицетворяет небесный свод, освещаемый главным небесным светилом – Солнцем.
  2. Кессонированный свод. В кессонах – квадратных углублениях, покрывающих внутреннюю поверхность купола, — подчеркнуты нижние выступы. Этот прием создает иллюзию небосвода, торжественно и легко поднимающегося над головой зрителя.
  3. Разрез свода. Здание представляет собой цилиндр, перекрытый полусферическим куполом. В основании оболочка купола значительно толще, чем в верхней части.
  4. Бетон. При возведении купола использовали деревянную опалубку. После того как бетон застывал, опалубку удаляли. Римляне первыми начали применять в строительстве бетон. Из нового материала сооружали крупные монолитные конструкции, способные перекрывать широкие пролеты, — так в римской архитектуре появились купола и своды. Использование бетона удешевляло и ускоряло строительство. Мастера-плотники изготавливали деревянные формы (опалубку) в виде ящиков, а чернорабочие подносили и заливали в них бетон. Римский бетон – это смесь извести и песка вулканического происхождения (пуццолана). Бетон с добавлением различных материалов (заполнителей) накладывали слоями между двумя стенками кирпичной кладки. В римских бетонных конструкциях еще не было металлической арматуры, поэтому они почти не уменьшали создаваемый тяжестью распор. Кроме того, бетон с заполнителями становился менее податливым, и из него трудно было изготавливать сложные формы.
  5. Скрытые арки. Арки, выложенные из кирпича и скрытые в толще стен, выполняют роль внутренних опор, уменьшающих давление купола на стены. При возведении стен, сводов и куполов, как правило, использовали кирпичную кладку. Иногда поверхность кирпичной стены покрывали слоем штукатурки. Если же постройке нужно было придать особенно нарядный вид, стены облицовывали, выкладывая замысловатые узоры из каменных и мраморных плит. Плиты крепили с помощью бронзовых скоб и болтов.
  6. Портик. Широкий каменный фронтон портика опирается на 8 колонн. Базы и коринфские капители монолитных колонн сделаны из белого мрамора, а стволы – из египетского гранита. Портик Пантеона был частью другого, более раннего храма. Это обстоятельство стало причиной разногласий при определении времени постройки храма. Однако сохранившиеся на кирпичной кладки клейма поставщиков доказывают, что строительство Пантеона велось в первые годы правления императора Адриана (117-38 гг.).
  7. Пол Пантеона. Пол Пантеона выложен плитами из мрамора, порфира и гранита. Узор, образованный квадратами и кругами, расположенными в шахматном порядке, перекликается с рисунком кессонов.
  8. Ниши. Вырезанные в стене ниши посвящены пяти планетам, о которых знали римляне, а также светилам – Солнцу и Луне.
  9. Купола над нишами. Вспомогательные купола, размещенные над нишами, уменьшают давление главного купола, так как вертикальная нагрузка переносится непосредственно на фундамент, минуя стены.
  10. Круглое окно в куполе. Внутреннее пространство храма эффектно освещается через венчающее свод круглое отверстие диаметром 8 метров. Оно облегчило вес свода в верхней части и избавило от необходимости решать технически сложную задачу размещения окон по периметру купола. Льющийся сверху свет производит впечатление величия и торжественности.
  11. Подиум. Пантеон был возведен на подиуме, к которому вели 8 ступеней. Постепенно уровень земли вокруг здания повысился, и сейчас оно находится в неглубокой впадине.

Загрузить
чертежи объекта
одним архивом, в крупном размере

Смолина Н.И. «Традиции симметрии в архитектуре»  — М.: Стройиздат, 1990
Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции. Искусство, М. 1971
Я. Станькова, И.Пехар “Тысячелетнее развитие архитектуры”, Москва, Стройиздат, 1984
Виолле ле Дюк
«Беседы об архитектуре». Том первый. Издательство всесоюзной академии архитектуры.Москва. 1937 г.
Михайловский И.Б. “Теория классических архитектурных форм”. Репринтовое издание. – М.: “Архитектура-С”, 2006. – 288 с., ил.
П.П. Гнедич. “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия. Москва “Эксмо”, 2009 г.
Edmund Thomas
«Monumentality and the Roman Empire. Architecture in the Antonine Age»

Обитатели Олимпа

Согласно мифологии древних жителей Эллады, их боги населяли священную гору Олимп. Внешне они практически ничем не отличались от своих поклонников, разве что силой, красотой, вечной молодостью и способностью исцеляться от любых ран.

Что такое пантеон в представлении древних греков? Это совокупность Олимпийских богов, главным из которых был громовержец Зевс. Традиционный список «олимпийцев» насчитывал 12 божеств.

Италия, Рим. Пантеон (Рantheon)

Помимо Зевса, в него входили Гера, Посейдон, Гермес, Афина, Персефона, Артемида, Деметра, Аполлон и др. Разумеется, существовали еще десятки других менее значимых, но также почитаемых греками богов.

В нравственном отношении греческие божества были далеки от идеала. Они не могли научить ничему хорошему, поскольку сами были олицетворением всех смертных грехов. Например, красавец Аполлон из мести повесил сатира Марсия на дереве и снял с него живого кожу.

Римский Пантеон Богов: создание и история

Легенда гласит, что римские граждане построили первый Пантеон на том самом месте, где Ромул – мифологический основатель Рима, вознесся на небеса во время солнечного затмения, которое наступило внезапно при очередном смотре войск на Козьем болоте.
 
Почти через 700 лет, между 25-27 гг. до н.э., на том же месте было возведено новое культовое здание. Марк Випсаний Агриппа, приходившийся зятем императору Октавиану Августу, построил Пантеон языческих богов в честь триады — Марса, Юпитера и Квирина. Задуманный как Храм поклонения языческим божествам, он представлял собой прямоугольное здание с кирпичными стенами и верандой под общей двускатной крышей, выполненной из дерева. Просуществовавшее почти целое столетие культовое здание было разрушено во время сильнейших пожаров, произошедших в 80 и 110 году уже нашей эры.

Это интересно!

Аполлодор сыграл немаловажную роль в римской архитектуре во времена правления императоров Домициана и Траяна. Он работал над проектированием и строительством некоторых величайших зданий и памятников Древнего Рима, среди которых Термы Траяна на Холме Оппиа, Форум и арка Траяна, гавань Траяна в Остии и некоторые другие. Между 103 и 105 н.э. под его руководством осуществлялось проектирование и строительство крупнейшего моста через Дунай. Он разработал Арку Адриана, повторно Константина, проектировал Виллу Адриана в Тиволи и Храм Венеры в Риме.

Domus Aurea
Италия, Рим. Пантеон (Рantheon)

Пантеон поражает своими масштабами

В соответствии с точными инструкциями, продиктованными Адрианом, внутренняя геометрия сооружения должна была создать идеальную сферу, где высота купола в наиболее отдаленной точке равнялась диаметральному размеру опорной кладки его кольца.

Италия, Рим. Пантеон (Рantheon)

Строгие геометрические пропорции — одна из достопримечательностей Пантеона

В возвышенной части купола Пантеона предусматривался oculus, как единственный источник света. Адриан указывал, что купол должен раскрывать небо сквозь большое отверстие посередине, показывая попеременно свет и тень. «Мое намерение состоит в том, чтобы Храм всех богов представлял сходство земли и планетных сфер. А диск солнечного света воспринимался как щит из золота. Проливающийся дождь будет создавать бассейн из чистой воды на полу под oculus, испаряясь под наши молитвы как дым в пустоту, в которой мы займем место богов».

Италия, Рим. Пантеон (Рantheon)

Oculus в верхней части купола — единственный источник света

Еще одной новаторской особенностью строительства Пантеона языческих богов стало использование цветного мрамора для изготовления гладких монолитных колонн храма, вместо традиционных белых, с продольными пазами.

Италия, Рим. Пантеон (Рantheon)

Просторное внутреннее пространство храма обрамляют колонны из мрамора

Проведенные исследования предполагают, что возведение Пантеона велось на протяжении всей жизни Адриана, вплоть до его смерти в 138 году нашей эры. Продолжил строительство следующий император – Антонин Пий, являвшийся усыновленным преемником Адриана. На протяжении последующих двух столетий Пантеон считался главным языческим храмом Римской империи. Он претерпел незначительные изменения, которые, в основном, были сделаны императорами Септимием Севером и Каракаллой в начале третьего века нашей эры.

Италия, Рим. Пантеон (Рantheon)

Внутри Пантеон полностью отделан мрамором

После провозглашения христианства единственной религией Империи и подписания императорами Константином и Ликинием Миланского эдикта 312-313 года, даровавшего свободу вероисповедания христианам, Пантеон языческих богов был закрыт, разграблен варварами и заброшен. До сих пор не найдены ответы на вопросы, почему он не был окончательно разрушен или сразу же не превращен в церковь для христиан. Возможно, место языческого идолопоклонничества посчитали не совсем «чистым» для подобного храма.

Италия, Рим. Пантеон (Рantheon)

Главный алтарь Храма

Любопытно, что Пантеон Богов пребывал в забвении вплоть до 608 года. Именно тогда император Византии Фокас пожертвовал здание папе Бонифацию IV, освятившему древнее строение и учредившему в нем христианскую церковь Святой Марии и мучеников (Santa Maria ad Martyres). Кстати, сегодня она имеет все то же название. Скорее всего, только это и спасло шедевр Аполлодора Дамасского от разрушений, которым подверглись в средние века многие древнеримские постройки.

Пантеон — что это и где

Италия, Рим. Пантеон (Рantheon)

«Ангельский, а не человеческий проект»… Эти слова использовал один из величайших гениев искусства всех времен — Микеланджело, чтобы описать красоту и величие Пантеона.  Спустя тысячелетия здание остается таким же величественным, каким было в начале своей жизни.

Пантеон: значение слова

У этого слова есть несколько значений.

  1. Храм, посвященный всем богам.
  2. Монументальное здание, в котором либо захоронены великие личности, либо находятся их памятники. Например, пантеон в Париже — место захоронения видных французских граждан.
  3. У древних греков и римлян словом «пантеон» называли всех богов в Едином — Всебожие. Сейчас так обозначают сонм богов того или иного народа. Например, пантеон славянских богов, древнегреческих, древнеримских… .
  4. Группа прославленных или известных людей. Можно сказать, что Достоевский занимает место в пантеоне  великих русских писателей.

Тайна имени храма

Первоначальное назначение храма до сих пор неясно. Историки говорят, что это было место поклонения языческим богам. Но структура здания сильно отличается от других, традиционных храмов в римском форуме.

Государственный деятель, историк Дион Кассий (155 — 235 гг) писал в своей «Истории Рима»: «Возможно, оно 〈здание〉 получило это имя потому, что его украшают многочисленные статуи богов, включая Марса и Венеру; но мое собственное мнение: из-за его купола. Он напоминает небеса».

Есть мнение, что здание предназначалось для «великих дел» императоров, т.е. было административным и имело целью прославлять власть. Сейчас оно принадлежит католической церкви и официально называется «Базилика Санта-Мария-Мартир» (Базилика Святой Марии и мучеников).

Где находится римский Пантеон

Адрес здания: площадь Piazza della Rotonda (Пьяцца делла Ротонда) в Риме (Италия).

Метро станция Barberini (линия А)Автобусы №30, 40, 62, 64, 81, 87 и 492Трамвай №8

Найти его можно по указателю «Basilica di Santa Maria ad Martyres».

Часы работыС 09:00 до 19:30, вс с 09:00 до 18:00.

Так как это действующий храм, то вход свободный. Византийский император Фокас передал его папе Бонифацию IV. С тех пор, начиная с 609 года, каждый день в нём проводят мессы. И вы тоже можете присутствовать на службе совершенно бесплатно!

Архитектурный шедевр Рима

Снаружи здание выглядит как огромный цилиндр (ротонда), к которому пристроен величественный портик. Портик – прямоугольная крытая галерея с 16 колоннами: 8 впереди и два ряда по 4 колонны – по бокам. Колоннада стоит без опор и держит на себе треугольный фронтон, который в древности украшала скульптура императорского орла из позолоченной бронзы с лентами, которые тянулись к углам фронтона. Здание облицовано мрамором.

Италия, Рим. Пантеон (Рantheon)

В портик посетители поднимаются по ступеням парадного входа. Здесь яркий дневной свет неожиданно тускнеет, и посетитель невольно погружается в атмосферу тишины и покоя.

Колонны Пантеона

Каждая колонна, высеченная из красного и серого гранита, весит 60 тонн и увенчана мраморными капителями. Высота колонны 11,9 м, диаметр – 1,5 метра. 2000 лет назад их вывезли из Египта. От карьера, где их вырубали, тащили волоком на деревянных санях 100 км до Нила. Когда нильская вода поднималась, груз помещали на баржи и отправляли вниз по течению.

Италия, Рим. Пантеон (Рantheon)

Через Средиземное море колонны прибывали в римский порт Остия, откуда на баржах по Тебру доставлялись в Рим. Первоначально со всех сторон храм обступала протяженная колоннада, и люди, глядя на внушительные габариты сооружения, трепетали.

Ротонда и купол

Бетонно-кирпичная ротонда святилища накрыта полусферическим куполом. Стены толщиной 6 метров установлены на массивном фундаменте. «Парящий» купол равномерно распределяет массу в 5 тысяч тонн на мощные стены. Высота здания и диаметр купола одинаковы – 43,5.

При строительстве сферического купола древнеримские зодчие использовали бетон в сочетании с легкими и прочными материалами. Округлые двойные стены святилища выкладывались из кирпича, а в простенок заливался бетон, что делало сооружение жестким и служило залогом долголетия.

Италия, Рим. Пантеон (Рantheon)

Нижние ярусы купола, построенного без арматуры, тяжелее верхних. Внутри – 140 углублений-кессонов, уменьшающих массу крыши. С увеличением высоты свода толщина стен уменьшается, и по центру купола равна 1.5 метра.

Как соорудили такой купол – неизвестно. Легенда гласит, что при строительстве внутри храм заполнялся землей, перемешанной с золотыми монетами. После окончания стройки правитель объявил, что человек, нашедший в земле золотые монеты, возьмет их себе. Через несколько часов земли в Пантеоне не было.

Око Пантеона

Здание Пантеона построено без окон. Единственное отверстие наружу – круглое окошко диаметром 9 метров (Окулюс) в центре крыши как небесное всевидящее око. Воздух и свет в храм проникает только через это отверстие. Когда идет дождь, в окулюс попадает вода, которую собирают и выводят дренажные каналы в полу.

Италия, Рим. Пантеон (Рantheon)

Под окулюсом расположен алтарь, место у стен во времена язычества занимали статуи богов. Земля меняла положение на орбите, и свет поочередно освещал каждую статую, оказывая честь богам. Солнечный свет, проникающий сверху, создает дымчатый столб, стоя под которым человек ощущает себя божьим творением, от радости готовым вознестись на небеса.

Постоянно меняющийся свет, струящийся сквозь Окулюс, падает на стены и пол ротонды. Лучи солнца «обходят» по стенам и полу и служат естественными часами. Древние римляне верили, что в Пантеоне встречаются два мира: земной и небесный.

Италия, Рим. Пантеон (Рantheon)

Всем сущим на земле правят богоподобные императоры, обеспечивая неизменный порядок. Над правителями возвышается всевидящее и всевластное начало, которое проникает в жизнь так же, как свет внутрь храма через око Пантеона.

Пантеон в Риме — краткое описание

В наши дни архитектура Пантеона способна поражать так же, как, наверное, и в те далекие времена, когда появился языческий храм. Долгие годы существования не позволили ему полностью сохранить первозданный вид, некоторые части Пантеона разбирались преднамеренно. Таким образом старались компенсировать недостачу строительных материалов и металлов, которые использовались при возведении других архитектурных объектов. Но и то, что осталось от Пантеона позволяет называть его наиболее сохранившимся сооружением своего времени.

По сути, Пантеон – это огромная ротонда, вверху которой расположен большой купол. Размеры каждой части здания достаточно внушительные:

  • ширина ротонды – 43, 5 м.,
  • диаметр купола – 43,5 м.,
  • высота здания – 43, 7 метра.

Внутрь здания ведет портик. Его украшают скульптуры. Привычных для современного человека окон римский Пантеон не имеет. Посредине купола располагается девятиметровое отверстие, в которое попадает солнечный свет, а в плохую погоду дождь.

Говорят, что в старину внизу находились статуи богов и столб света в течение года постепенно падал на каждую из них, но прямых доказательств этого, к сожалению, не осталось. Современный человек без труда сможет увидеть пять рядов из 140 хорошо сохранившихся кессонов, расположенных прямо под куполом. Кроме того, внутри Пантеона есть полукруглые ниши с колоннами (всего 6) и выступающие пристройки в количестве 8 штук.

Как и много лет тому назад, Пантеон имеет мраморную облицовку, но в некоторых местах внутри здания уже видна кирпичная кладка. Несмотря на это, можно смело говорить, что внутренняя отделка стен из цветного мрамора и порфировый пол отлично сохранились. Не так давно реконструкции был поддан фасад древнего храма, заменили три колонны портика.

В Пантеоне сегодня также можно увидеть статуи Адриана и Агриппы. Кроме того, на фронтоне здания сохранилась надпись: “Марк Агриппа, избранный консулом в третий раз, воздвиг это”. Бронзовая входная дверь относится к более позднему периоду истории, она появилась в эпоху Возрождения.

Многих туристов интересует, кто похоронен в Пантеоне. В большинстве источниках упоминается о том, что там расположена могила Рафаэля. Кроме него, там покоятся короли Виктор Эммануил II, и Умберто I.

С Храмом всех богов в Риме также связаны некоторые легенды. Многие верующие уверены, что «око Пантеона» — не что иное, как отверстие, которое пробила нечистая сила во время первой мессы в храме. А еще говорят, что увидев кессоны под куполом, Н. Коперник наконец рассчитал параметры гелиоцентрической системы мира.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит