Музей «Домик Лермонтова»
Лермонтовские места в Пятигорске многочисленны. Но это, можно сказать, главное. К нему можно проехать общественным транспортом до остановки «Цветник», а затем пройти вверх по улице Анжиевского (адрес: ул. Лермонтова, дом 4). Последние месяцы жизни Лермонтов провел именно в этом небольшом домике (в те времена северная окраина города). В этот же дом было привезено его тело после той роковой дуэли, произошедшей в июле 1841 года.
По инициативе величайшего русского драматурга А. Н. Островского в 1884 году здесь появилась мраморная доска с надписью, извещающей о том, что здесь жил М. Ю. Лермонтов. Этот небольшой домик с 1912 года стал называться музеем. На его базе в 1973 году был создан музей-заповедник. В его состав входит старейший квартал города Пятигорска, а также памятные лермонтовские места в Железноводске и Кисловодске. В самом доме-музее воссоздана обстановка тех времен, а в экспозиции представлены личные вещи Лермонтова. Большая часть экскурсий по лермонтовским местам в Пятигорске начинается именно с этого домика.
Художественные детали
Первое, на что следует обратить внимание, говоря об особенностях памятника, это на форму постамента. Во всей композиции мемориала пьедестал – это самая скромная и нейтральная часть
Гранитный столп, чуть расширенный в средней части, одновременно и возносит фигуру поэта над окружающим пространством и связывает ее с ним, т.к. из того же материала выполнена площадка. Столп, лишенный всякого декора, не отвлекает внимание от главной части мемориала.
Важной частью композиции является широкая скамья, протянувшаяся вдоль одной из сторон площадки. В середине прошлого века это было новаторским решением окружающего пространства
В настоящее же время такой прием широко распространен, что свидетельствует о его больших возможностях и преимуществах.
Еще одним значимым элементом ансамбля является фигурная решетка, запечатлевшая силуэты лермонтовских героев — Демона и Мцыри. Между ними на высокой вздыбленной волне изображен одинокий парус. Решетка выполняет не только декоративную роль, но и отделяет территорию монумента от остальной части сквера.
Во многих российских городах установлены памятники Лермонтову, фото не всегда позволяет передать их экспрессию, гармоничную связь с окружающим ландшафтом. Одно бесспорно, памятник, установленный в Москве, входит в тройку лучших.
История создания памятника
Литературный деятель Мартьянов в 1870 году предложил поставить на центральной городской улице крупный памятник великому поэту Лермонтову. На тот момент новым владельцем Пятигорского курорта стал Байков, который поддержал и одобрил идею Мартьянова. Только спустя тридцать лет со смерти Лермонтова, Александр II в 1871 году разрешил установить памятник поэтому. Однако, для этого понадобилось собрать необходимое количество подписей, с этим проблем не было. Финансовый отдел принимал от туристов и местных жителей добровольные пожертвования. Узнайте, где стоит памятник Хатико.
Осенью 1875 года посередине владикавказской центральной площади была создана специальная комиссия, которая следила за всеми установленными памятниками великому Лермонтову. Наряду с этим со всей страны начали собирать подписи. Денежные средства присылала русская интеллигенция и элита. Байков долгие годы устраивал литературные вечера и концерты, а заработанные деньги пускал на реставрацию, возведение и восстановление памятника. В 1881 году был объявлен конкурс на составление лучшего проекта. Победителем конкурса стал Опекушин, а его проект носил название Порыв. Посмотрите напамятник Жукову в Москве.
В 1885 году в Петербург приехали Опекушин и Байков, здесь был заключен договор на изготовление скульптуры Лермонтова из бронзы во весь рост. Отметим, что мастер выполнил все оговоренные требования. Поэтому в скором времени появилась статуя, высота которой составляла примерно 2,5 метра. В первую очередь статую представили профессионалам, только потом местным жителям. После установки скульптуры рядом стали строить сквер, а также пьедестал для памятника Лермонтову. Надо отметить, что этот пьедестал должен был отличаться красотой и уникальностью, поэтому из Крыма доставили несколько светлых и крупных глыб. Ими занялся архитектор Тонетти. Пьедестал устанавливали несколько петербургских профессиональных мастеров вместе с Опекушиным. Благодаря этому пьедесталу высота памятника достигла свыше пяти метров.
Скульптуру Лермонтова изготовили гармонично и грамотно, чтобы она вписывалась в окружающую среду. Памятник Лермонтову действительно является интересным, чем и удивляет туристов. Помимо его интересного вида, памятник оградили. Так как Лермонтов был знаменитой личностью, регулярно у его памятника появляются цветы. С тех пор, как был установлен этот памятник, он стал особой достопримечательностью Пятигорска, здесь устраивают всевозможные праздники, в том числе и в память Лермонтову.
От пятигорского кладбища до семейного склепа в Тарханах
Сюда же, в домик под камышовой крышей, и принесли в дождливый вторник 27 июля бездыханное тело поэта после дуэли, отсюда его проводили в последний, как тогда считали, путь до пятигорского кладбища.
Воспитавшая Михаила Лермонтова бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, спустя восемь месяцев после смерти внука выхлопотала право на перезахоронение и перевезла тело поэта в родовое имение Тарханы Пензенской губернии, где в семейном склепе к тому времени уже лежали его мать и дед. Зато музей Лермонтова в Пятигорске пополнился личными вещами поэта, которые передала в дар троюродная племянница Михаила Юрьевича – Евгения Акимовна Шан-Гирей.
Перезахоронение состоялось 5 мая 1842 года. А на первой могиле Лермонтова на пятигорском кладбище была установлена мемориальная доска, куда, как и к памятнику, и домику под камышовой крышей, приходят многочисленные поклонники его творчества.
Любимые места Лермонтова в Пятигорске
Не только городской сквер, музейный комплекс и кладбище посещают в Пятигорске многочисленные туристы. Есть несколько красивых мест в горах, где когда-то любил бывать поэт, куда сейчас ведут туристические маршруты. Среди главных достопримечательностей – грот Лермонтова в Пятигорске на отроге Машука. Есть написанная поэтом в 1837 году картина – «Вид Пятигорска», на которой изображен этот отрог. Он же, по воле Лермонтова, стал местом тайных свиданий Печорина и Веры.
До 1831 года это была обычная горная пещера, с которой открывался потрясающий вид на Пятигорск. Затем братья Бернардацци (Иоганн и Иосиф, местные строители) переоборудовали ее в грот, установили в нем скамейки, а железная решетка к нему появилась лишь в семидесятые годы XIX века. Чугунная мемориальная доска «Грот Лермонтова» была установлена в 1961 году. Вдали от города и людей Лермонтов здесь отдыхал от шума и суеты.
Месторасположение и внешний облик
Скульптурное изваяние было решено установить в многолюдном центе курортного Пятигорска — близ чудесного Цветника, в сквере, которому в этой связи присвоили название Лермонтовского. Он имеет символические очертания — в форме лиры. Почти рядом гора Машук, где и произошла дуэль, погубившая поэта.
Сам памятник Лермонтову сделан бронзовым, в высоту 2,35 м, а для постамента высотою 3,3 м использовали светлый крымский гранит — он изображает уступ скалы. Поэт сидит на нем спиной к Машуку, задумавшись в поэтическом вдохновении и выронив книгу; взгляд его как бы устремлен на горные дали и величавый Эльбрус. Ослаблены застежки форменного сюртука с эполетами, а шинель, не удержавшись на плечах, ниспадает складками.
Другие памятники Лермонтову
Вслед за памятником, установленным в Пятигорске, лермонтовские мемориалы начали появляться и в других городах России. В 1892 году — в Пензе (скульптор Гинцбург И.Я.), в 1896 – в Петербурге (Крейтан В.П.), в 1900 – в подмосковном Середниково (Голубкина А.С.). Дважды предпринималась попытка установить памятник на месте дуэли Лермонтова в Пятигорске. Первый проект был реализован в 1901 году (автор Байков А.А.), но через 6 лет скульптура пришла в негодность, т.к. была выполнена из гипса. Новый памятник на том же месте был установлен в 1915 году (автор Микешин Б.М.).
Памятники М.Ю. Лермонтову установлены в Тамбове, Геленджике, музее-заповеднике Тарханы (Пензенская область), в Грозном. Так уж сложилось, что на родине поэта, в Москве, его память была увековечена чуть ли не в последнюю очередь. Зато московский памятник выделяется среди прочих и по мастерству исполнения, и по своему пространственному решению. Он был во многом новаторским, но об этом в свое время.
Венки и речи у подножья Машука
Кроме Опекушина, чтобы лично увидеть, как будет открыт памятник Лермонтову в Пятигорске, на церемонию прибыли практически все члены комитета по его установке, местная знать, руководители Управления Вод, городские чиновники, жители окрестностей и посетители курорта. Был зачитан отчет по сбору и расходованию денег, после которого с памятника и сняли белоснежную, как вершина Эльбруса, завесу.
Венки из живых цветов, серебряные, металлические легли к ногам поэта
Прозвучали торжественные речи о важности творческого наследия поэта для российского народа, марш «Лермонтов», сочиненный В. И
Саулем, стихотворение «Перед памятником М. Ю. Лермонтова», прочитанное автором Костой Хетагуровым. Была сыграна небольшая пьеса «У памятника Лермонтову», написанная Г. Шмидтом.
Одного только Андрея Матвеевич Байкова не было среди присутствовавших. В это время он, тяжело больной, находился на курорте в Мерано, в Австрии, где и скончался через месяц после открытия памятника.
Описание памятника
Памятники Лермонтову в России различны по технике исполнения и воздействию на зрителя. Московский мемориал лаконичен и вместе с тем очень выразителен. Фигура поэта имеет жесткие контуры, образованные большими гладкими плоскостями, границы которых сходятся под острыми углами. Это придает напряженность позе и фигуре. Кажется, что за внешней сдержанностью скрывается огромная внутренняя энергия.
Живой и динамичной скульптуру делает трактовка одежды. Фигура заключена в строгий военный сюртук. Но порывы ветра развевают его полы и треплют воротник, открывая грудь поэта навстречу стихии. Скованность, зажатость в тиски символически выражены и в позе рук, сцепленных за спиной. Однако голова поэта волевым движением развернута в сторону в знак того, что он не желает подчиняться.
Много сил было потрачено на то, чтобы добиться портретного сходства. Здесь особенно помогли советы И.Л. Андроникова. За основу был взят автопортрет Лермонтова, созданный в 1837 году.
Памятник Лермонтову в Москве: подготовительный этап
Сознанию памятника предшествовала многолетняя работа. Конкурсы на лучший проект проходили начиная с 1958 года. Авторитетное жюри из членов Союза художников СССР изучило десятки вариантов, долгое время не находя такого, который удовлетворил бы их в полной мере. Разнообразные по сюжету и форме были представлены памятники Лермонтову, фото их найти не удалось, но сохранилось словесное описание.
Одни скульпторы делали ставку на динамичное образное решение, выбирая необычную композицию, позу, ситуацию. У них Лермонтов был помещен на скалу, на коня, сидел на земле, на уступе горы. Такие проекты были по-своему интересны, но не соответствовали месту, которое было определено для будущего памятника.
Другие авторы сосредоточили свое внимание на передаче внутреннего состояния поэта, при помощи выразительных жестов, поворота головы и т.д. Но излишняя экспрессия, по мнению членов жюри, не соответствовала лермонтовскому образу
Интерес жюри вызвали проекты, которые предлагали пространственное решение памятника, анализировали, как он впишется в окружающий ландшафт.
Группа авторов под руководством И.Д. Бродского на всех этапах конкурса оказывалась среди претендентов на победу. Именно их проект в 1964 году и был утвержден.
Последовательность увековечивания в архитектуре
Такое печальное историческое событие не могло остаться забытым. В первое время, место дуэли в Пятигорске было обозначено небольшой пирамидой из камня, где написаны стихи в память поэта. Позже, для чествования юбилейной даты, шестидесятилетия со дня рождения поэта, был установлен памятник, имевший форму полукруга с украшением из венков и рельефных деталей.
После преодоления больших финансовых сложностей, проблемных ситуаций и продолжительных ремонтных работ, архитекторы Микешин и Дитрих создали проект, по которому памятник должен был состоять из обелиска и ограды. Высота установленного в середине столба превышает 8 метров. Само сооружение выполнено из доломита и бронзы. По центру расположен бюст поэта, указаны годы жизни Лермонтова.
Ограда из бетонных столбиков напоминают образы пуль, они соединены между собой тяжелыми цепями. Четыре грифа по углам охраняют величественное произведение архитектуры. Памятник открыли в 1915 году, когда шла полным ходом Первая мировая война. Поэтому на месте дуэли собралось мало людей.
Москва в жизни М.Ю. Лермонтова
В Москве Лермонтов прожил в общей сложности не более 5 лет. Но с этим городом в его судьбе были связаны самые важные события. Здесь в октябре 1814 года он родился. Правда, уже через несколько месяцев, в начале 1815, его увезли в Тарханы, в имение бабушки по линии матери, где он воспитывался до 13 лет.
В 1827 году Лермонтов вновь поселяется в Москве, чтобы получить образование. Он учится сначала в пансионе при Московском Императорском университете, а затем поступает в сам университет.
Наконец, с Москвой связано начало творческой деятельности поэта. В 1830 году в журнале «Атеней» появилось его стихотворение «Весна». Это была первая публикация Лермонтова. С этого времени он уверенно вошел в русскую литературу.
История ссоры с Мартыновым
Приехав отдыхать в Пятигорск невозможно не посетить место гибели поэта и не почтить тем самым дань его творчеству. Место дуэли таит в себе особую энергию. 15 июля 1841 года у подножья горы Машук состоялось роковое событие — дуэль между Михаилом Юрьевичем и Н. С. Мартыновым.
Приехав в Пятигорск на лечение, Лермонтов стал неравнодушно относиться к своему сопернику. Загораживая свой чуткий внутренний мир, он был для знакомых злоречивым и заносчивым человеком, однако всегда оставался добрым и отзывчивым человеком своим близким друзьям.
Уже через два дня, они встретились в назначенном месте, на северо-западном склоне Машука, подробнее о Машуке можно прочитать в статье «Машук природный ландшафтный памятник и главный символ Пятигорска».
В обществе особых соболезнований по этому поводу не было. Многие откликались, что там его и дорога. А император Николай Первый, узнав про известие о смерти, заявил, что «собаке нужна собачья смерть».
Описание памятника на месте дуэли
Сегодня каждый, кто приезжает в Пятигорск, считает своим долгом посетить лермонтовские места. Машукская поляна – одно из них.
Дорога, ведущая к памятнику, украшена высокими каменными пилонами, на которых установлены колонны. Сами пилоны спроектировал в 1951 г. архитектор Б.П. Светлицкий. Верхняя часть колонн отмечена изображениями арфы и раскрытой книги.
Сам пирамидальный обелиск – строгий, выполненный в российских традициях XVIII века – изготовлен из светлого доломита и стоит на прямоугольном пьедестале. Его высота – 8,3 метра.
Барельеф выполнен из темной бронзы и расположен в округлой нише постамента. Лермонтов на нём – поручик Тенгинского пехотного полка.
Квадратную ограду составляют тяжёлые металлические цепи, соединяемые эффектными, из бетона, пулями-столбиками. На углах квадрата – большие каменные грифы, символизирующие смерть поэта от огнестрельного ранения. И хотя во времена Лермонтова пули имели шарообразный вид, композиции памятника это отнюдь не умаляет.
«Я счастлив был с вами, ущелия гор»
Лермонтов беззаветно любил горы, любил Кавказ. Еще с тех лет, когда бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева его совсем маленьким привозила в Горячие Воды, как когда-то назывался Пятигорск. Многие строки его произведений посвящены Кавказу, красотам его природы. Наверное, именно поэтому та любовь воспринимается нами столь трагичной. Сюда Лермонтов волею судеб попал после своей первой ссылки в Нижегородский драгунский полк за бунтарское стихотворение «На смерть поэта», затем именно сюда приехал на все лето, чтобы отдохнуть. И откуда уже не вернулся.
Тот дом Лермонтова в Пятигорске, который он снял у плац-майора Василия Ивановича Чилаева, стоит до сих пор. Сейчас в нем музей поэта. А памятник, ставший первым, увековечившим Лермонтова в камне, установили в городском сквере, который разбили специально перед открытием. За его спиной – подножье горы Машук, где 27 июля 1841 года на дуэли оборвалась жизнь поэта. Его взор устремлен на макушку Эльбруса, величественной вершины так любимых поэтом Кавказских гор. Памятник Лермонтову в Пятигорске, фото которого увозит с собой каждый турист, побывавший в городе, – символ беззаветной любви к поэту просвещенных умов того времени.
Лермонтов на Кавказе
Маленького Михаила бабушка привозила на Кавказ, начиная со времен возникновения курорта с минеральными источниками. Здесь жила ее сестра – генеральша Хастатова, у которой они и останавливались на период отдыха (1820, 1825 годы). Эти две поездки и сыграли немаловажную роль в становлении будущего поэта.
Жизнь молодого поэта тесно переплетается с событиями, происходившими в те времена в этом городе, с его историей. Лермонтовские места в Пятигорске (фото см. в статье) многочисленны и интересны. Связь с Кавказом и с Кавказскими Минеральными Водами стали значимыми событиями в те времена для самого поэта, а сегодня для всего региона и страны.
Удивительно длинная дорога через всю Россию, великолепные кавказские пейзажи, местный этнос и фольклор народов Кавказа, общение с местными людьми и с ранеными солдатами – все это впечатляло маленького Мишу. Ко всем детским впечатлениям от Кавказа в последующем добавилась и истинная светлая любовь, о которой воспоминания в его сердце сохранились до самых последних дней. Для него Кавказские горы стали «священными».
В Пятигорске Лермонтов был еще три раза: в 1837, 1840 и 1841 годы. Связаны эти приезды с лечением поэта в периоды ссылок на Кавказ. Во время кратких отпусков между нахождением на лечении и в армии он писал свои великие произведения. Здесь же и погиб на дуэли от пули Мартынова.
В городе есть много памятных мест, связанных с жизнью М. Лермонтова. Все они описаны в его бессмертных поэмах и стихотворениях.
Далее в статье представлен краткий обзор тех уголков города, где находятся лермонтовские места в Пятигорске.
Домик под камышовой крышей
В мае 1841 года, желая провести несколько месяцев в любимом Пятигорске, Лермонтов приехал на Кавказ. Случайно наткнулся на простой, но довольно ухоженный домик, покрытый камышом, на Нагорной улице, на окраине города. С владельцем дома, отставным плац-майором В. И. Чилаевым, удалось сговориться за 100 рублей серебром – сумму довольно немалую, но она позволяла арендовать домик на все лето. В подобные хоромы он однажды «поселил» своего Печорина, этот же домик стал последним земным пристанищем поэта.
После роковой дуэли, задолго до того, как здание превратится в Дом-музей Лермонтова, в Пятигорске мало заботились об этом домике. Часто менялись хозяева, никто из них не следил за его обустройством, постепенно строение стало приходить в упадок. Первое, что сделали местные жители, когда угроза обрушения стала довольно очевидной, – изготовили и прикрепили к стене мемориальную мраморную плиту, которая висит и по сей день. На ней всего несколько слов: «Домъ, въ которомъ жилъ поэтъ М. Ю. Лермонтовъ». Только в 1922 году отдел народного образования Пятигорска оформил право владения домом. За год его удалось привести в надлежащий для музея вид.
На сегодня это практически единственный сохранившийся в первозданном виде памятник, связанный с Лермонтовым. Здесь не только этот домик, но и все дома в квартале стоят так, как стояли в 1841 году – уникальный случай.
Первые ссылки. Влияние Кавказа
В феврале 1837 года из-за неугодного правительству стихотворения «Смерть поэта» Михаил был сослан на Кавказ. Благодаря стараниям бабушки ссылка продлилась не год, а всего несколько месяцев. Однако даже короткое пребывание там кардинально изменило принципы восприятия поэтом природы и жизни. Начинается путь Лермонтова как писателя и живописца.
Вторичная ссылка на Кавказ (1840 г.) состоялась после дуэли с сыном французского посла. Ссора с Эрнестом де Барантом произошла во многом из-за досадного недоразумения. Пылкому французу кто-то сообщил, что он был мишенью высмеивания в одной из эпиграмм Михаила Лермонтова. Дуэлянты разъехались, не пролив ни капли крови.
Ссылка, последовавшая за стычкой с Барантом, существенно отличалась от первой: вместо народного фольклора — боевые действия, вместо романтических настроений — хладнокровная выдержка и мужество.
Дуэли в России
Появившиеся в начале 18 века и официально запрещённые, дуэли всё же были чрезвычайно популярны как защита дворянской чести. Порядок их был закреплён дуэльным кодексом Франции, но он соблюдался отнюдь не полностью.
3D-панорама Места дуэли М.Ю. Лермонтова
И хотя поединки эти приравнивались к уголовному преступлению, они случались часто. Отказ от них расценивался как малодушие и закреплял за отказавшимся ярлык труса, в случае если противники равны по социальному статусу, а также приводил к тому, что офицер, вызываемый на дуэль, должен подать в отставку. Так что цена в любом случае была высока.
Однако, приняв вызов, дуэлянты вполне могли разойтись мирно, если обидчик принёс извинения и признал свою неправоту. Ситуаций таких было множество. Как символ примирения, расценивался и выстрел в воздух.
К тридцатилетию со дня гибели поэта
Историю дуэли Лермонтова и имя его убийцы знают в современной России практически все. Об этом рассказывали в школе на уроках родной речи, об этом написано в учебниках. А имена тех, кто были инициаторами установки ему первого памятника, кто его создал, знают в основном профессиональные литераторы.
Не так уж много людей инициировали процесс по установке, чтобы их имена трудно было запомнить. В 1870 году поэт Петр Кузьмич Мартьянов опубликовал в журнале «Всемирный труд» такие строки: «Петербург и Кронштадт ставят памятники Крузенштерну и Беллингсгаузену, Киев – Богдану Хмельницкому и графу Бобринскому, Смоленск – Глинке, почему бы Пятигорску, с его тысячами посетителей вод, не принять инициативы в деле сооружения памятника М. Ю. Лермонтову?» Главный на тот момент арендатор Кавказских Минеральных Вод Андрей Матвеевич Байков горячо поддержал идею Мартьянова. В группе инициаторов значилось еще одно имя – Александр Андреевич Витман, врач и надворный советник Пятигорска. Байков и Витман обратились с просьбой о содействии к барону А. П. Николаи, который являлся в то время начальником Главного управления Кавказского наместника – Великого князя Михаила Романова. Так спустя год, через множество рук, об инициативе установить памятник Лермонтову в Пятигорске узнал царь Александр Второй. Его высочайшее позволение на это мероприятие было получено 23 июля 1871 года, практически в день тридцатилетия со дня смерти поэта.
Памятник Лермонтову на месте дуэли
Рекомендовать место
11
Одной из многочисленных достопримечательностей Пятигорска является памятник, установленный на предполагаемом месте дуэли М. Лермонтова, открытый в октябре 1915 года. Монумент был выполнен по проекту известного скульптора Б. Микешина. Немного позднее около него была выстроена ограда по проекту инженеров В. Козлова и Л. Дитриха.
Изначально на месте скульптуры была расположена каменная пирамида, в 1902 году ее сменили на памятник, состоящий из деревянной балюстрады, окружающей постамент с бюстом великого писателя. В 1907 году, вследствие разрушения деревянной балюстрады, появился третий по счету монумент — скромный бюст Лермонтова, расположенный на небольшом постаменте.
В настоящее время монумент представляет собой высокий обелиск, который выполнен из кисловодского песчаника. Для сохранности обелиска была выстроена ограда в виде бетонных колонн с фигурами грифов, соединенных железными цепями. Тысячи отдыхающих в здравницах Пятигорска, Кисловодска, Ессентуков и Железноводска приходят к монументу почтить память великого русского поэта.
Координаты: 44.05900100,43.07711300
Один портрет и один рисунок
Как это ни странно, но добиться портретного сходства бронзового поэта с его лицом при жизни оказалось не так-то просто. Посмертная маска по какой-то причине не была снята с Лермонтова. Под образец его внешности Опекушинину предоставили лишь автопортрет поэта, написанный им акварелью за четыре года до смерти, и карандашный рисунок однополчанина Лермонтова, барона Д. П. Палена, нарисованный в 1840 году, на котором поэт был изображен в профиль.
Огромную работу проделал Александр Михайлович Опекушин. Памятник Лермонтову в Пятигорске впоследствии признали самым точным в плане портретного сходства с поэтом. И это было неудивительно, ведь скульптор создал множество рисунков Лермонтова, прежде чем предоставить их для сравнения живым знакомым поэта, среди которых был и его секундант Васильчиков. Выписывались черты лица на выбранном экспертами эскизе непосредственно под руководством Александра Илларионовича, прежде чем был утвержден окончательный вариант памятника. Автор хотел не только придать статуе портретное сходство, но и создать высокохудожественное произведение искусства, достойное поэта.
Памятник Лермонтову в Тарханах. Описание
Тарханы – это памятный семейный уголок, с которым связана половина недолгой жизни Михаила Юрьевича. Наверное, поэтому от здешнего монумента веет домашней теплотой, спокойствием и умиротворением.
Памятник Лермонтову в Тарханах скульптор создавал вместе с супругой и замечательным архитектором Ниной Ивановной Комовой. Образ писателя, созданный супругами, гармонично вписывается в окружающую обстановку: взаимосвязь безмятежности природы и непринужденной позы Михаила Юрьевича косвенно указывает на существенную роль, которую играли Тарханы в жизни драматурга.
Чем для посетителей музея примечателен памятник Лермонтову в Тарханах? Картинки, иллюстрирующие окружающую обстановку и сам монумент, помогут ответить на данный вопрос.
Если посмотреть издалека, то может создаться ощущение, что в тени ветвистых кустов сидит живой человек, который просто решил немного отдохнуть после прогулки.
Немаленькую роль в создании образа имеют детали бронзовой скульптуры. В отличие от остальных монументов, памятник Лермонтову в Тарханах показывает не официального военного, а обычного человека, в котором ощущается неразрывная связь с природой, родными просторами. На такую мысль нас наталкивает простая повседневная одежда, в которую облачен писатель, и безмятежное выражение лица.
Долгожданное открытие
Первоначальный замысел — приурочить открытие памятника Лермонтову к 75-й годовщине его рождения (в октябре) — пришлось изменить, так как при этом не смог бы присутствовать А. М. Опекушин, да и отдыхающих в это время года значительно убавлялось. Эти соображения обусловили перенос открытия на один из воскресных дней августа 1889 года (16-е число, а по новому стилю 28-е).
После этого монумент освободили от тканевой завесы, и перед глазами собравшихся во всей красе предстал удивительный памятник, гармонично вписывающийся в окружающую его природу и не утративший своей монументальности на фоне величия гор.
kassandra_dejanejra
maksimenkooksana
l_rakhno
Было произнесено множество речей и возложено немало венков, в том числе, серебряных. Читали стихи, военный оркестр играл специально написанный марш, потом состоялся торжественный обед, на который были приглашены 180 человек. Тосты звучали не только за великого скульптора, но и за всех людей, благодаря пожертвованиям которых и был создан памятник Лермонтову. Событие повсеместно освещалось в газетах.
Давно минуло сто лет со дня открытия памятника, но он по-прежнему любим и вызывает интерес у всех, кто бывает в Пятигорске. Отсюда увозят открытки и буклеты, сувениры и собственноручно сделанные фотографии с его изображением, тем самым подтверждая народную любовь к поэту и восхищение прекрасным монументом. Этот памятник относится к числу федеральных.
Примечания
- (недоступная ссылка). ФГУП ГИВЦ Минкульта. Дата обращения 24 сентября 2014.
- ↑ . Портал культурного наследия России Минкультуры РФ. Дата обращения 26 сентября 2014.
- . И. И. Рясова. Гос. музей-заповедник М. Ю. Лермонтова. Дата обращения 26 сентября 2014.
- Газета «Пятигорская правда». 23 июля 2015 года. № 104
- . М. Дамианиди. Дата обращения 26 сентября 2014.
- . Российская музейная энциклопедия. Дата обращения 26 сентября 2014.
- Газета «Пятигорская правда». 17 апреля 2015 года. № 48
- . ГТРК «Ставрополье». Дата обращения 26 сентября 2014.
- (недоступная ссылка). Пятигорский информационно-туристский портал. Дата обращения 26 сентября 2014.