Музей Е.А.Боратынского
Музей Е.А.Боратынского – единственный в России музей, посвященный поэту Евгению Абрамовичу Боратынскому (1800-1844), мастеру элегии и философской лирики, другу А.С.Пушкина.
Музей располагается в уникальном памятнике архитектуры, жемчужине деревянного зодчества – дворянской усадьбе, построенной в конце XVIII-начале XIX века. В этой усадьбе жили три поколения потомков поэта.
В составе коллекции музея – мемориальные вещи и архив Боратынских, прижизненные издания произведений, другие экспонаты, переданные потомками поэта и их казанскими друзьями, а также уникальный прижизненный портрет Л.Н. Толстого. В усадьбе также можно увидеть ценнейший письменный стол, за которым, по семейному преданию, работал сам Александр Пушкин во время пребывания в Казани в сентябре 1833 года.
Кроме экскурсий, посетителям здесь предложены такие проекты как «Суаре у Боратынских» и «Вечерний музей» – подобные вечера были традиционными в семье поэта. Музей, сохранивший «тепло Дома Боратынских», пользуется большой популярностью у казанцев и гостей города.
Коллекции
В музее сегодня хранятся около 910 тысяч наименований. Его археологический фонд — один из самых крупных. Он включает в себя древнюю и средневековую коллекции. Хранит он и уникальную булгарскую коллекцию, которая состоит из разнообразных ювелирных изделий, принадлежащих к разным историческим эпохам. Жемчужиной фонда являются памятники культур Поволжья и Прикамья – это комплексы надгробных стел, городища, относящиеся к разным эпохам.
В музее хранятся античные, египетские коллекции, предметы Индии, Китая, Японии, Дальнего Востока и многие другие.
Этнографическая коллекция бережет культурное наследие народов Волго-Камского региона. В нее входят предметы быта, образцы национальных костюмов, калфаки, тюбетейки, намазлыки, ювелирные украшения, обувь, музыкальные инструменты.
Нумизматическая коллекция состоит более чем из ста тысяч наименований. В нее входят монеты, денежные знаки, жетоны, значки, медали, награды разных государств и разных эпох. В коллекции представлены золотоордынские, восточные, западноевропейские, русские монеты, а также монеты времён Александра Македонского и Византии.
Собрание письменного фонда включает в себя около 130 тысяч наименований. К нему относятся свитки и грамоты XVI-XVII веков. Коллекция хранит порядка 300 личных собраний. В неё входят научные труды, работы деятелей культуры, архивы профессоров, политиков, а также коллекция старопечатных книг и рукописей на персидском, арабском, татарском языках.
В мемориальную коллекцию входят произведения, созданные в XIX-XX веках деятелями российской и татарской культуры.
Национальный музей РТ сегодня
На сегодняшний день в фондах музея хранятся более 800 тысяч экспонатов по краеведческой тематике, которые дают развернутую иллюстрацию природных богатств края и его богатого на события исторического прошлого. На стендах музея можно увидеть ценнейшие экспонаты ананьинской и булгарской эпох, античные и египетские предметы, древнейшие свитки и рукописные книги, множество золотых монет и декоративно-прикладных произведений искусств местного населения прошлых веков.
Постоянные экспозиции по древней истории Татарстана, по развитию края в средние века и в 18 веке, когда Татарстан входил в Казанскую губернию, поведают вам много интересного. Отдельная выставка откроет неизвестные факты о производстве ювелирных украшений и их значении у казанских татар.
Очень интересны предметы быта различных исторических эпох, одежда и оружие. Очаровывает интерьер самого здания. Прекрасные парадная или «черная» (из черного мрамора) лестницы приведут вас на второй этаж музея, где самым удивительным экспонатом является чудом уцелевшая настоящая карета Екатерины Второй, оставленная ею в Казани. Уникальны и фарфоровая посуда, и одежда 18 века, и реконструированная галера «Тверь», на которой Екатерина Вторая отправилась в Волжский круиз.
Карета Екатерины Второй
По музею можно погулять и самостоятельно, но все-таки более полное и гармоничное впечатление вы получите, прослушав рассказ экскурсовода. Настроившись посетить музей, надо знать расписание его работы. Во-первых, понедельник – всегда выходной день. По вторникам, средам, пятницам, субботам и воскресеньям – музей можно посетить с 10 до 17 часов. По четвергам – рабочие часы с 13.00 до 20.00. Надо иметь в виду, что в первую среду месяца в музей можно сходить совершенно бесплатно, а вот последняя среда каждого месяца -санитарный день.
Кроме постоянно функционирующих выставок, в музее периодически выставляются тематические интересные и оригинальные экспозиции. Музей имеет множество персональных музейных филиалов, которые тоже достойны посещения – например: квартира-музей М.Джалиля (ул.Горького, 17, кв.28), Музей Е.А.Боратынского (ул. Горького 25/28), литературный музей Г.Тукая (ул.Тукая, 74) и многие другие.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
История создания музея
Напротив Спасских ворот находится очень красивое, стоящее углом, нарядно оформленное знание. Это Национальный музей РТ — главный музей города и крупный научно-педагогический центр Поволжья. Созданный в 70-х годах 19 века по инициативе профессорского коллектива Университета, в частности, известного казанского историка Н.П.Загоскина, он не был музеем в привычном для нас понимании этого слова. Это было просто собрание в определенном месте разных этнографических, археологических и прочих находок, хранящихся без всяческой систематизации и недоступных для общественного посещения.
Позже, директором казанского реального училища А.Орловым, была выдвинута инициатива — создать в Казани Городской педагогический музей. Это нашло поддержку в администрации города, глава которой — С. Дьяченко — призвал местное население содействовать образованию городского музея в приобретении им различных экспонатов и в материальной помощи. В 1891 году создается комиссия для организации музея и собраны денежные средства. Много спонсоров нашлось в промышленно-купеческой среде города – материальная помощь И. И. Алафузова, П. В. Щетинкина, Я. Ф. Шамова, И. В. Александрова, М. Т. Атлашкина и других была очень существенна.
А вот очень крупное пожертвование (пятьсот тысяч серебряных рублей) от известной в то время меценатки О.Александровой-Гейнс было сопровождено условием, чтобы новый музей размещался обязательно на Воскресенской улице (ныне Кремлевской). Музей, таким образом, было решено разместить в здании Гостиного двора. Точкой отсчета в сборе музейных экспонатов стала коллекция Андрея Федоровича Лихачева – известного историка, нумизмата, этнографа и археолога, всю жизнь собиравшего редкие археологические экспонаты, особенно булгарские древности. Впоследствии он развил теорию преемственности булгарской культуры татарами.
А.Ф. Лихачев
Его уникальная коллекция была подарена музею его братом И.Ф. Лихачевым, который предварительно выкупил ее у наследников, и насчитывала она около 40 тыс. единиц хранения! Память о труде всей жизни А.Ф.Лихачева увековечена в оформлении входа в музей, над которым два милых ангелочка поддерживают картуш с вензелем АЛ – Андрей Лихачев.
Позже коллекция музейных экспонатов пополнялась за счет подаренных казанскими коллекционерами, меценатами, профессорско-преподавательским составом Университета и жителями города старинных, исторически значимых предметов.
5 апреля 1895 г. Городской научно-промышленный музей в очень торжественной обстановке открылся для публичных посещений. Его экспозиции разместились на обоих этажах здания и включали в себя 4 подразделения — историко-этнографическое, учебное, естественно-историческое и Музей им. А. Ф. Лихачёва.
Афиша Казанского городского музея
С 1912 года музей стал просто Городским музеем Казани. Затем его неоднократно переименовывали, и, наконец, в 2001 году он стал Национальным Музеем РТ.
Послереволюционные, 20-е годы — оказались временем активного пополнения музейных коллекций за счет «экспроприации экспроприаторов», или, говоря по-простому, покинутые особняки ликвидированного класса хранили множество предметов представляющих истинно музейную ценность: фарфоровую посуду, картины, скульптуры, ювелирные украшения и прочее. Сотрудниками музея, вдохновляемыми директором Б. Адлером, велась целенаправленная работа по сбору и сохранению вновь приобретенных музейных ценностей. Пополнялись коллекции и за счет сокровищ, изъятых у церкви. Например, не разграбленные сокровища ризницы Благовещенского собора дошли до нас только благодаря их сохранению в запасниках музея.
К тому же музеем велись активные археолого-этнографические исследования. Особенно это касалось культурно-бытового аспекта ранее угнетенной татарской народности. Но в 30-е годы 20 столетия активность музея из-за политической ситуации в стране угасла. Возобновилась она к концу 30-х, с приходом нового директора Владимира Михайловича Дьяконова, который был на этом посту до 1977 года и сделал очень много для развития как научного, так и публицистического направления работы музея. В дальнейшие годы фонды музея активно пополнялись, его сотрудники искали новые формы работы, открывались многочисленные филиалы. Сейчас Национальный музей РТ — крупнейший музей Поволжья.
Национальный музей Татарстана
Адрес: Музей расположен в центральной части города, на ул. Кремлевской, 2. Одноименная станция метро находится всего в нескольких метрах. Ориентиром также могут служить Исполком и Казанская городской думой.
Билеты: Для взрослых – 150 рублей, льготники – 75, до 16 лет – бесплатно.
Время работы: Каждый день с 10:00 до 17:00. В пятницу до 16:00. В четверг с 13:00 до 20:00. Понедельник – выходной.
Наиболее полный музей страны представляет собой огромное здание со своей научно-исследовательской базой. В нем можно провести целый день! Здесь рассказывается тысячелетняя история Приуралья и Поволжья: жизнь и творчество народа, природные явления и др.
Экспозиция
На данный момент музей имеет более 805 тысяч единиц хранения. Все они распределены по различным фондам: фотографии, изобразительные материалы, археологические находки, драгоценные металлы, карты, книги и т.д. Чтобы все это осмотреть, стоит посетить захватывающую экскурсию по всему музею.
Всего здесь работает 348 человек, четверть из которых имеют ученую степень. Здание музея некогда было Гостиным двором, и сейчас это памятник архитектуры. В Казани есть еще 10 филиалов и структурные подразделения, среди которых стоит выделить музей А.М. Горького и музей-квартиру М. Джалиля.
Ежегодно, помимо различных временных выставок, отмечаются праздники:
- 07.01 «Светлое Воскресение»;
- Масленица;
- 15.02 День подлинника;
- Международный женский день;
- 5.04 День открытия музея;
- 18.05 Международный день музеев;
- 01.06 День защиты детей;
- 30.08 День Республики Татарстан.
Кроме этого, в начале апреля проводятся Дни дарений РТ, а в июне — музейное занятие «Сабантуй».
Интересные факты
- Музей постоянно совершенствуется. Он рассказывает историю Татарстана с самого зарождения. Гостям представлены два этажа с выставками, изображаются сцены из реальной жизни прошлых веков, а также есть интерактивные экраны со звуковым сопровождением.
- Сотрудники переодеваются в национальные костюмы разной эпохи каждую пятницу. Каждый из них может рассказать факты о своей эпохе.
- Среди представленных экспонатов можно найти карету Екатерины II, памятник которой находится на улице Баумана.
Литературно-мемориальный музей А.М. Горького
О филиале
Музей основан в 1938 г., открыт 12.03.1940 г., с 1960 г. -памятник Федерального значения, с 1983 г. вошел в состав Национального музея РТ.
Музей размещается в доме 2-ой пол. XIXв., где 1886-87 г.г. А.М.Пешков (М. Горький) жил и работал подручным пекаря. Музей неоднократно реконструировался, созданы экспозиции, посвященные А.М.Горькому, Ф.И.Шаляпину, арт-подвал «Бродячая собака» и т.д.
Фонды музея насчитывают более 60 тыс. ед.хр. (горьковская коллекция, — ок. 40 тыс. ед.хр., в т.ч. 2237 мемориальных предметов из дома Пешковых), шаляпинская коллекция -ок. 4 тыс. ед.хр., в т.ч. 87 мемориальных предметов Ф.И.Шаляпина, материалы по теме «Горький и татарская литература», произведения ИЗО, архивы и т.д.). Пополнению коллекций музея содействовали лично Е.П.Пешкова, Н.А.Пешкова, Д.М.Пешкова и М.М.Пешкова, И.Ф.Шаляпина, И.Б.Морфей-Шаляпина, Д.Робертсон-Шаляпина. В фондах музея более 60 тыс. ед хр.: Калинина, М.Н.Елизаровой и др.
При инициативе создавались музеи Е.А.Боратынского, А.М.Горького в с. Красновидово и т.д.
С 1942 г. в музее проводятся Всероссийские конференции «Горьковские чтения», с 1973 г. – «Шаляпинские чтения», с 1942 г. существует старейшее в России литературное объединение поэтов им.М.Зарецкого. Работают клубы, проводятся различные мероприятия (в т.ч. с социальными слоями населения), выставки.В настоящий момент завершается реконструкция и реставрация здания, ведутся работы по реэкспозиции
Первый этаж музея. Экспонаты древности
На первом этаже музея можно увидеть, как жили древние люди, предметы их быта. Интересной кажется лодка-долбленка, выполненная в натуральную величину. Рядом с лодкой — крючки, остроги и рыба, которую могли ловить в Волге древние люди:
Размеры рыбы впечатляют
Здесь же выставлены охотники и земледельцы (фото землепашец), инструменты, ткацкие станки, полотна, утварь а также их жилье, маленькие макеты-реконструкции и интерьеры, выполненные в натуральную величину, куда можно зайти и ощутить себя древним человеком:
Очень интересно было посмотреть, как одевались тюркские воины в старину, (фото тюркский воин) каким пользовались оружием, какие использовали шлемы, кольчуги и прочие средневековые атрибуты. Все это в музее можно как следует рассмотреть
Особое внимание привлекает скульптура хана Улу-Мухамеда верхом на коне:
Улу-Мухамед
Экспозиции
Профиль музея — краеведческий. В нём собрана информация о разных культурно-исторических эпохах. Национальный музей Республики Татарстан экспозиции представляет с точки зрения объединения природы, культуры и истории различных народов.
Выставки ориентированы на темы, связанные с древней и средневековой историей Татарстана, денежным обращением, торговлей, Казанской губернией.
Экспозиция «Древняя история Татарстана» представляет артефакты, датируемые периодом с каменного века по конец первого тысячелетия нашей эры. Она построена таким образом, что показывает жизнедеятельность и быт народов, проживающих на территории края в древние времена. Экспозиция состоит из нескольких разделов. Один из них называется «Человек и среда». Он показывает, как человек взаимодействовал с природой в ходе эволюции. Следующий раздел называется «Мир вещей». Он демонстрирует освоение и технологические приемы обработки костей, камня, бронзы, железа. Третий раздел называется «Дом и внешний мир». В нем показано реконструированное жилище эпохи начала железного века.
Экспозиция «Средневековая история Татарстана» представляет артефакты, относящиеся к Волжско-Камской Булгарии, государству X-XIII веков. Ее основой являются археологические находки с территорий поселений. К ним относятся орудия труда, ювелирные украшения, гончарная посуда, фрагменты оформления зданий и улиц.
Экспозиция «Товарно-денежные отношения и торговые пути в X-XV веках» демонстрирует монеты, предметы торговли и картографические материалы. Они являются свидетельством того, что в средневековье регион обладал разнообразными торговыми связями.
Экспозиция «Казанская губерния в XVIII веке» демонстрирует важнейшие вехи истории региона. В ней представлены предметы, относящиеся к периодам правления Петра I и Екатерины II.
Экспозиция «Татарская золотая кладовая» демонстрирует татарские ювелирные изделия XVII-XIX веков. Она является уникальной.
Тайна «А» и «Л»
В самом начале экспозиции первого этажа можно увидеть мемориальную табличку с именами людей, благодаря которым этот музей был создан. Из всех перечисленных на табличке меценатов под букву «Л» подходил Лихачев Иван Федорович, уроженец Казанской губернии, морской офицер, вице-адмирал русского флота, исследователь Дальнего Востока, а буква «А» — его старший брат Андрей Федорович.
Буквы «А» и «Л» – это инициалы Лихачева Андрея Федоровича, младшего брата Ивана Федоровича.
Андрей Лихачев был профессором Казанского императорского университета, известным археологом и нумизматом, действительным членом Императорского археологического общества.
Он собрал уникальные коллекции. К сожалению, Андрей Лихачев умер за несколько лет до создания первого в Казани городского музея. Его коллекции выкупил у наследников старший брат Иван, он их сберег и позднее передал в дар общедоступному городскому музею.
Археологические коллекции и коллекции монет Андрея Лихачева стали основой экспозиции музея. Поэтому вензель на входе хранит его инициалы. «А» и «Л» – Андрей Лихачев. А имя брата, Ивана Лихачева, осталось на мемориальной табличке.
На мемориальной табличке, среди меценатов, рядом с Иваном Федоровичем Лихачевым значится Ольга Сергеевна Александрова-Гейнс, которая подарила 500 тысяч рублей для покупки здания для музея.
Ольга Сергеевна происходила из богатого купеческого рода Александровых, и все унаследованное от отца состояние тратила на благотворительность. Кроме музея, она содержала детские приюты, больницы для бедных, пожертвовала деньги на строительство Ксенинской гимназии для девочек.
Также на мемориальной табличке запечатлена благодарность профессорам Казанского университета и городскому голове Сергею Викторовичу Дьяченко, стараниями которых и был организован музей. Дьяченко, после его ухода в отставку с поста городского головы, стал первым директором музея. Музей был торжественно открыт для посетителей 5 апреля 1895 года. Вот так выглядели старинные витрины экспозиции музея:
Помещения музея расположены в виде анфилады, одно за другим, потеряться в нем трудно, нужно только помнить направление в котором идешь. Но даже если кто-то заблудится, служители музея всегда подскажут дорогу.
Экспозиции
До декабря 1987 г. в музее ежегодно открывались новые выставки и функционировали старые. Экспозиция площадью 5 тысяч кв.м отражала природные особенности края, его прошлое и настоящее.
В 1987 г. здание музея пострадало от пожара, постоянная экспозиции были демонтированы.
С 2004 г., после реконструкции здания по улице Кремлевская, началось открытие разделов постоянной экспозиции: «Древняя история Татарстана», «Казанская губерния в XVIII веке» и др.
Площадь постоянной экспозиции составляет около 2,5 тысяч кв.м, выставочных залов – около 1 тысячи кв.м.
Здесь проходят разнообразные по своей тематике выставки. Общественный интерес вызвали выставки: «Окно в природу» (с 1991 г., представлен растительный и животный мир Татарстана); «Первый флаг республики» (1998 г., отражает период истории Татарстана с конца XIX в. до 1920-х гг.); «Неизвестная страна» (1997–2001 гг., знакомит с археологическими материалами по истории племен, населявших Волго-Камье в добулгарский период); «Возвращение Г.Исхаки на родину» (1998); «Это наша с тобой биография» (1999 г., к 80-летию комсомола); «Все струны сокровенные сердец» (1999–2000 гг., представлены традиционные, профессиональные, мемориальные музыкальные инструменты народов мира); «Афганский реквием» (1998, 1999, 2000); «Во имя сыновнего долга» (1999–2000); «Мы были, есть и будем всегда» (1999–2000 гг., посвящена С. Максуди); «Казань в годы Великой Отечественной войны» (2000); «Сокровища Татарстана: реликвии Государственного объединенного музея» (2000); «Казанское чаепитие» (2001); «Диковинки естественного фонда» (2003); «Я памятник себе воздвиг, чудесный, вечный…» (2003 г., к 260-летию со дня рождения Г.Р.Державина); «Погибая, не умрет герой» (2004 г., к 60-летию гибели Мусы Джалиля и джалильцев); «Музейные раритеты – тысячелетию Казани» (2005); «Магия театра» (2006); «Неизвестная великая война. 1914–1918» (2014); «Татарские народные ремесла» (2016) и др.
Музей является одним из ведущих научно-исследовательских и просветительских центров региона, вносит заметный вклад в изучение истории народов Татарстана.
Успехи музея во многом связаны с деятельностью таких ученых, как П.М.Дульский, П.Е.Корнилов, Н.Ф.Калинин, М.Г.Худяков, Г.Губайдуллин, Е.П.Бусыгин, Е.Г.Бушканец, Г.Н.Вульфсон, М.К.Мухарямов, И.Р.Тагиров, А.Х.Халиков, Р.И.Нафигов, Б.Ф.Султанбеков, А.Л.Литвин, М.А.Усманов и др.
В 1920-е гг. с целью исследования культуры и быта татарского народа и пополнения фондов музея были организованы первые этнографические экспедиции в районы республики. В 1938 г. институт материальной культуры Академии наук СССР, Государственный Исторический музей, Центральный музей ТАССР начали совместное плановое изучение столицы Волжских Булгар.
В 1895–1917 гг. издавался Ежегодник Казанского городского научно-промышленного музея, в 1921–1924 – журнал «Казанский музейный вестник»; в 1995 г. возобновлено издание ежегодников.
Директора музея: С.В.Дьяченко (1895–1901), А.А.Штукенберг (1901–1905), Н.П.Загоскин (1905), П.И.Кротов (1905–1906), Н.Ф.Катанов (1906–1912, 1914–1917), М.Д.Рузский (1912), Г.П.Кириллов (1913), Б.Ф.Адлер (1918–1922), Н.И.Воробьёв (1922–1930), М.И.Борисов (1930–1933), Е.И.Медведев (1933–1934), Л.А.Ахметшин (1934–1935), Г.Н.Республиканец (1935–1937), Г.Б.Вахламов (1937–1941), В.М.Дьяконов (1941–1977), Л.Г.Валеева (1978–1987), Г.С.Муханов (1987–2006), Г.Р.Назипова (с 2006 г.).
Гостиный двор
Территория нынешней площади 1 Мая со времен существования Казанского ханства была основной торгово-общественной площадью, на которой жизнь не замирала ни зимой, ни летом. Назначение площади было определено самим ее расположением между административным центром города – Кремлем — и посадскими поселениями. Раз на площади бойко шла торговля разнообразными товарами, то, естественно, что она обрастала постройками торгово-складского и гостиничного характера. Здесь размещались таможенная изба, лавки, амбары, гостевые дома для купцов, склады, трактиры, кузницы и прочее.
После присоединения Казани к Российскому государству, значение площади как торгово-общественного центра сохранилось. В конце 16 века в месте нынешнего здания Национального музея, стоял срубленный из дерева Гостиный двор, предназначенный торгующим на Казанском торге (так называлась тогда площадь) купцам. К концу 17 века его сменило одноэтажное каменное сооружение Гостиного двора.
Известным архитектором города В. Кафтыревым в 70-е годы 18 века здание Гостиного двора было перестроено и расширено до размера целого квартала, и по периметру оно практически замкнулось в прямоугольник. Сильный пожар самого конца того же века нанес зданию Гостиного двора существенный урон, но император Павел Первый, посетив Казань чуть позже этого печального события, приказал отремонтировать сгоревшие помещения и выделил даже на это дело беспроцентную ссуду.
Начало следующего — 19 века – ознаменовалось проведенной архитектором Ф.Емельяновым капитальной реконструкцией Гостиного двора. Он стал частично двухэтажным (по Воскресенской улице), частично трехэтажным (по находящейся значительно ниже, Малой Проломной). Центральный вход в здание осуществлялся с Воскресенской улицы. Парадно оформленный в классическом стиле, вход был снабжен торжественным портиком с 18-ю колоннами и возвышающимся над ними фронтоном.
Гостиный двор — начало 19 века
Все стороны Гостиного двора имели въезд во внутренний двор, где были размещены торговые лавки. Там же располагалась Николо-Гостинодворская церковь. Основную часть здания, особенно с ее трёхэтажной стороны, занимали складские помещения.
Однако, казанские пожары начала 19 века продолжали наносить существенный урон строению (особенно в 1815 и в 1842 годах), поэтому часто проводились ремонты и реконструкции. Так, в результате последнего пожара утратились все основные элементы украшений главного входа, а сам вход был перенесен на угол здания и оформлен лепными украшениями из амуров и картушей (овальных рамок).
Во второй половине 19 века здание отошло к городской управе. А уже в самом конце того же столетия в нем разместился Городской музей, для чего были проведены определенные усовершенствования здания под руководством арх. И. Колмакова. Увеличились окна, над центральным входом появился шатер, оформленный в стиле эклектика, была сделана внутренняя перепланировка основных помещений.
В 30-е годы советского периода северо-западная часть Гостиного двора поднялась на два надстроенных этажа, которые придали зданию громоздкий и неуклюжий вид, за что в народе его прозвали «бегемотом».
В то время в помещениях бывшего Гостиного двора, кроме краеведческого музея, размешались всевозможные ведомства и учреждения. В частности, здесь нашлось место и Комбинату художественных промыслов, и Геологическому факультету КГУ, его издательскому центру и т.д. Южная часть здания очень долгое время была занята известнейшим пивным баром города, который назывался «Бегемот». Закрыли его сравнительно недавно.
В 50-х годах прошлого века произошло обрушение части Гостиного двора с его юго-восточной стороны. Вместо обрушенной части здания был построен 5-ти этажный современный дом. А страшный пожар декабря 1987 года привел в негодность два достроенных этажа «бегемота» с северо-восточной стороны, и нанес существенный урон музейным экспозициям. В частности, была утрачена знаменитая галера, на которой Екатерина Вторая приплыла в Казань.
Национальный музей РТ после пожара 1987 г.
Во время восстановительных работ после пожара, зданию был возвращен его архитектурный облик конца 19 века, и оно было признано памятником градостроительства, подлежащим охранению государством. А о том, что в этом здании когда-то был Гостиный двор, нам напоминают только сводчатые потолочные перекрытия.
Экскурсии для детей
А еще в музее необычные экскурсии для детей, которые проводили экскурсоводы, одетые в старинные костюмы, фольклорные костюмы или в костюмы сказочных персонажей.
На втором этаже, среди этнографических коллекций одежды, предметов быта и утвари, характерных для разных народов, населяющих нашу страну, построена настоящая изба, с печкой, ткаными покрывалами, полотенцами и занавесками, с колодцем и телегой:
Экскурсоводы в национальных костюмах рассказывают и показывают детям, как раньше жили люди, как они пользовались печкой, какие пели песни, как ткали и вышивали. Для городских детишек все это необычно, празднично и интересно.
Кладовая старинных монет
Медленно рассматривая утварь древних людей, мы доходим до кладовой старинных монет. Это небольшая комната, посреди которой, в большом стеклянном многограннике, расположена объемная карта, со старинными названиями земель, стран и городов, фигурками людей – представителей разных народов, населявших землю в те далекие времена:
Кроме старинных монет есть весы, которыми пользовались, если нужно было расплатиться чем-то на вес, есть гири и даже пушнина, которая котировалась, как монета.
Некоторые монеты настолько древние, что уже потеряли первоначальную круглую форму, другие же имеют более привычный для современного глаза вид.
Интерьеры музея очень красивы. На второй этаж ведет широкая парадная лестница. (фото интерьер парадная лестница). Есть еще одна лестница, попроще, ее называют «черной», выполнена она из черного мрамора. (фото черная лестница):
Иногда, поднявшись по черной лестнице, вы можете услышать звуки живой музыки. В холле около лестницы старинную классическую музыку играет камерный оркестр.