Михайловский дворец (Русский музей)

Центр культурной жизни Петербурга

Михайловский дворец сразу стал центром светской жизни и культурным центром столицы. Михаил Павлович, сторонник просвещения, устраивал литературные и театральные вечера и светские приемы.

Михайловский дворец (Русский музей)

Здесь устраивались полковые праздники, аудиенции по случаю вступления в должность. Великолепные танцы, угощение, музыкальное сопровождение, декор и численность гостей восхищали иностранцев. За порядком во дворце присматривали отставные военные, сослуживцы Михаила Павловича.

Резиденцию посещали Пушкин, Тютчев, Жуковский, Миклухо-Маклай, Брюллов, Айвазовский. Позднее при содействии вдовы Елены Павловны Рубинштейн основал во дворце Русское музыкальное общество и первую в России консерваторию.

После смерти владельцев император Александр III выкупил дворец у наследников за казенный счет. Министр финансов Витте предложил устроить в здании Императорский музей русского искусства.

В 1895 году Николай II указом превратил инфраструктуру императорской резиденции в Русский музей, который открылся в 1898 году. В музее – творения именитых художников и скульпторов Андрея Рублева и Карла Брюллова, Ильи Репина и Ивана Шишкина, Михаила Врубеля и Марка Шагала.

Михайловский дворец (Русский музей)

Сегодня Михайловский дворец поражает туристов архитектурой и интерьерами. Во дворце обширная коллекция шедевров российского искусства. В Академическом зале проходят концерты, тематические мероприятия по изучению национальной истории и традиций:

  • В залах Музея – коллекция икон 6 тысяч экземпляров.
  • Портретная и историческая живопись времен Петра Великого.
  • Выставки образцов мебели.
  • Картины Сурикова, Репина, Верещагина, Перова, Саврасова.
  • В 12 залах – выставка народного искусства с 50 тысячами экземпляров.
  • Резьба и роспись по дереву, предметы кузнечного мастерства и текстиль, глиняная и деревянная мебель, посуда и игрушки.
  • Палехская роспись и хохлома, дымковская игрушка и финифть, кружево и подносы из Жостово, резьба по кости и гжель.

Строительство единственного замка в Петербурге

Возведенный по приказу императора Павла I Михайловский замок стал его последним жилищем. Павел I начал его строительство в ноябре 1796 г. — через месяц после коронации, с нетерпением ждал возможности переехать, а прожил в нем всего 40 дней.

Этот император был одержим идеями средневекового рыцарства, вступил в Мальтийский орден и даже был провозглашен его Великим магистром. Поэтому мечтой о постройке величественной средневековой крепости он жил всю жизнь. А с другой стороны, не слишком любимый в российском обществе государь постоянно боялся заговоров, и в его представлении именно замок мог стать достойной защитой. Как впоследствии оказалось, Павел I ошибался.

Архитекторами, ответственными за строительство, были назначены Винченцо Бренна и Василий Баженов, а наброски плана делал сам Павел I.

Михайловский дворец (Русский музей)

Странности, связанные с замком, начались еще на этапе подготовки проекта. Император приказал возвести свою резиденцию на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны, там в 1754 г. он появился на свет. Свое решение государь объяснял тем, что хотел бы умереть в том же месте, где родился. По странному, почти мистическому стечению обстоятельств так и случилось.

Замок строился в большой спешке силами почти 6000 рабочих. Работы не прекращались даже ночью при свете факелов. Однако, если людских ресурсов и упорства в России всегда было достаточно, то строительных материалов постоянно не хватало. По приказу Павла I их «заимствовали» на других объектах. Мрамор привезли со строительства третьего Исаакиевского собора (тот собор, который мы можем видеть сегодня, четвертый по счету), наборный паркет доставили из Таврического дворца, а скульптуры — из Царского Села.

История замка

Прежде, чем рассказывать о строительстве замка, нужно сказать несколько слов о его названии. В замке находилась часовня, освященная в честь Архистратига Михаила, ей-то здание и обязано своим названием. Некоторые мемуаристы императора утверждают, что на том месте, где позже был построен замок, одному из солдат явился сам Архистратиг. Нужно отметить, что название светского сооружения в честь святого — это беспрецедентный случай во всей истории российского зодчества.

Но почему именно «замок»? Почему не «дворец» (как обычно назывались аналогичные строения того времени)? Причина проста: это было прихотью императора, который состоял в одном из старинных рыцарских орденов.

Как уже было упомянуто выше, у замка есть еще одно название — Инженерный. Оно появилось позже, когда в здании разместилось училище, готовящее инженерные кадры.

Михайловский дворец (Русский музей)

История замка началась в середине 80-х годов XVIII столетия. Именно тогда была начата работа над проектом здания. Проектирование длилось около двенадцати лет. В качестве архитектора выступал сам будущий император Павел Петрович (в то время еще великий князь). Им было подготовлено тринадцать вариантов проекта.

Взойдя на трон, Павел I отдал приказ о начале строительных работ. Разработку окончательного варианта проекта и руководство строительными работами он поручил профессиональным архитекторам. Для того, чтобы строительство продвигалось быстрее, использовались строительные материалы, переброшенные с других строек. Было разобрано несколько царскосельских павильонов и один дворец недалеко от северной столицы, все полученные строительные материалы пошли на постройку замка. Работы велись круглосуточно. В темное время суток стройку освещали многочисленные фонари и факелы. Над возведением здания трудились шесть тысяч рабочих.

В начале XIX века замок был достроен. Император прожил в нем всего сорок дней. В этом замке он был убит. Вскоре после этого здание пришло в запустение. Позже его мрамор использовался при возведении Нового Эрмитажа.

Спустя восемнадцать лет после убийства хозяина замка начался новый этап в истории здания: оно было превращено в училище, готовившее инженеров. Та комната, где был убит император, была превращена в церковь.

Нужно отметить, что первоначально здание было окружено водной преградой (каналами). В 20-е годы XIX века каналы исчезли: их засыпали. Территория вокруг замка лишилась и подъемных мостов. Было перестроено и само здание. Его первоначальный облик был утрачен.

В разное время в замке располагались различные научные и учебные учреждения. Лишь в 90-е годы XX века началась реставрация здания. В начале XXI столетия реставрационные работы были закончены. Восстановлена часть первоначальных интерьеров. Также теперь на территории, окружающей замок, можно увидеть фрагменты одного из каналов и подъемного моста.

В настоящее время замок является филиалом Русского музея. В нем можно увидеть несколько интересных экспозиций, одна из которых посвящена истории здания.

Режим работы и варианты посещения

Достопримечательность открыта для посещения с 10 утра до 6 вечера. Во вторник музей закрыт. А в четверг он работает по вечернему графику: с 1 ч дня до 9 вечера.

Касса музея закрывается за 30 мин. до закрытия самой достопримечательности:

ПосещениеКатегория билетаЦена, руб.
Одноразовое: просмотр главной площади замкаВзрослый260
Студенческий/пенсионный140
Комплексное: осмотр Главного музея, Михайловского замка, Мраморного, Строгановского дворцов. Билет действует 3 дняВзрослый660
Студенческий/пенсионный320
Комплексное: осмотр 2 достопримечательностей по желанию. Билет действует 1 деньВзрослый510
Студенческий/пенсионный260

Стоит отметить, что цена входного билета для иностранцев отличается, а дети до 16 лет проходят бесплатно на любую экскурсию.

Архитектура Дворца

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге привлекает многих туристов как самый яркий представитель ампирского архитектурного стиля. Постройка представляет собой двухэтажное здание с двумя боковыми флигелями, связанными с основным зданием большой металлической изгородью с несколькими воротами.

Главный фасад

Главный фасад здания изумляет изысканностью и утонченностью декоративного убранства. Его украшают разнообразные рельефы, самый масштабный из которых расположен в тимпане треугольного фронтона, и венчает колоннаду. Другие, поменьше, находятся над окнами дворца и на фризе колоннады.Михайловский дворец (Русский музей)

Между окнами 2-го этажа установлены коринфские полуколонны. Фасад украшен не только рельефами и колоннами, но и разнообразными скульптурами голов львов или военной атрибутики.

Русты

Первый этаж здания украшен рустами – камни оригинальной фактуры, тщательно подогнанные друг к другу. Они придают Михайловскому дворцу неповторимость и уникальность.

Колонны

Над аркадой 1-го этажа находится 8 колонн коринфского ордера, украшенные лепниной и увенчанные сверху огромным фронтоном.Михайловский дворец (Русский музей)

Фронтоны

Главный фронтон расположен на колоннах имеет треугольную форму. Украшен он скульптурой из белого камня – фигурами богинь победы, прославляющие воинскую славу России.

Барельефы

Декоративная композиция в виде горизонтальной полосы дворца украшена 44 барельефами в ампирском стиле, известного скульптора Демут-Малиновского.

Каменные львы

Ко входу во дворец ведет масштабная лестница, украшенная белыми каменными львами, скопированными со скульптур Лоджии Ланце во Флоренции. Величественные хищники обращены боком к центру и держат под лапами каменные шары, символизирующими солнце.Михайловский дворец (Русский музей)

Согласно другим версиям историков шары помогали хищникам не спать всю ночь, удерживая скатывающийся шар, тем самым круглосуточно охранять территорию.

Садовый фасад

Задний фасад, выходящий на Михайловский сад, увенчан 12 колоннами, образующими большую лоджию. Он также украшен скульптурами, с фамильными вензелями, символизирующими царскую власть.

Вензеля

Декоративна стенка над карнизом лоджии украшена вензелем великого князя Михаила, увенчанного короной. Михайловский дворец (Русский музей)По бокам щита расположены фигуры женщин, а по сторонам от них находится воинская символика.

Экскурсии и выставки

На территории архитектурного сооружения находятся стационарные выставки:

  • Музей педагогики и детского творчества;
  • виртуальный филиал Российского музея;
  • Античность;
  • Петербургское общество;
  • Ренессанс у художников;
  • Василий Клюкин;
  • История правителя Российской Империи и его семьи;
  • Лица России;
  • Картины Н.И.Кульбина;
  • Экспозиция, посвященная В.М. Конашевичу.

В резиденции можно пойти на экскурсии частные и групповые. Заказ на них осуществляется в администрации замка. При необходимости можно получить аудиогида. Время экскурсии составляет примерно 3 ч. Аудиогид выдается на 2-3 человек, язык интерфейса и речи: русский или английский.

Посещение здания можно осуществить с экскурсоводом. При заказе индивидуального осмотра доступна для ознакомления павловская спальня. Ознакомление с комнатой правителя проводится ночью.В Михайловском дворце также существуют экскурсии для детей. Опытные экскурсоводы доступно рассказывают об истории замка, живописи, скульптурах, мифах и так далее. Материал дается в простой и интересной форме.

История создания

Идея воплощения принадлежала самому Павлу Петровичу. Вдохновившись всевозможной архитектурой, увиденной во время путешествий за границей, он лично изготовил первоначальные эскизы предстоящей планировки. На протяжении 12 лет разработки и создания проекта здания он привлекал к работе знаменитых зодчих А.-Ф.-Г. Виолье, В.Ф. Бренну, В.И. Баженова. Первоначально дворец планировали строить в Гатчине.

По чертежам В.И. Баженова заложили фундамент. Строительством Михайловского замка руководил В.Ф. Бренна — придворный архитектор Павла I. Он доработал первоначальный проект и продумал художественное оформление помещений.

Фундамент дворца по форме образует квадрат с закругленными углами, в него добавлен внутренний парадный двор в виде восьмиугольника. Все фасады соединены гранитным подножием, совместной междуэтажной перекладиной и декоративными деталями, позволяющими рассматривать дворец как единое строение. Каждый фасад имеет свою особенность. Это позволяет при определенных ракурсах получать разноплановое представление о здании.

Величавость главному фасаду придают два мраморных обелиска, декорированные воинскими арматурами и золочеными вензелями Павла I. Барельеф на фронтоне работы братьев Стаджи гласит: «История заносит на свои скрижали славу России».

Северный фасад, обращенный к Летнему саду, имеет парковую принадлежность. Он состоит из широкой пологой лестницы, колоннады и балкона.

Восточный фасад отличается срединным выступом с куполом и башней с флагштоком. В оформлении западного арьергарда Бренна использовал роскошные элементы декора с церковной символикой.

Отделка внутренних помещений вызывала у современников неподдельное чувство восхищения. Ряды галерей и залов по периметру внутреннего двора были заполнены лучшими творениями искусства из коллекции императора Павла I. Большинство деталей интерьерного оформления создавались по эскизам Винченцо Бренны и его юного подмастерья Карло Росси. Залы декорировали выдающиеся художники А.М. Иванов, И.А. Акимов, монументалисты Я. Меттенляйтер, П. К. и Дж. Скотти, скульпторы И.П. Прокофьев, К. Альбани и другие.

Как было принято во дворцах XVIII века, строение выступало в качестве парадной резиденции и одновременно являлось музеем собрания выдающейся живописи. Ансамбль Михайловского замка считается уникальным дворцовым строением в России, созданным в стиле русского классицизма. В его архитектуре сочетаются противоречивые мотивы и неординарная стилистика. Название «Михайловский» закрепилось благодаря тому, что освящение дворца состоялось в день св. Архангела Михаила, который считался небесным защитником рода Романовых.

Два павильона Кордегардии, построенные В.Ф. Бренной по проекту В.И. Баженова, представляют крестообразные в плане трехэтажные строения. Они обладают полуциркульными южным и северным фасадами, связывающими два верхних этажа ионическими колоннами. На нижнем этаже — высокие окна с закругленными окончаниями, над ними — скульптурные барельефы. Название «Кордегардия» в переводе с французского — помещение для военного караула. Раньше здания служили местом размещения дежурного караула. Находясь перед площадью, по бокам от главного въезда в Михайловский дворец, они играли роль пропилеев. Арьергарды строений сохранились в первоначальном виде.

После убийства императора дворец утратил свое предназначение и был отдан Министерству императорского двора. Со временем здание обветшало. Спустя более 20 лет в его стенах расположилось Николаевское инженерное училище, благодаря которому замок приобрел название «Инженерный».

В документах XVIII века говорится, что дворец располагался на острове, который реки Фонтанка и Мойка омывали с востока и севера. На западе и востоке остров ограничивали вырытые каналы — Воскресенский и Церковный. В систему оборонительных сооружений входили подъемные мосты, пушки, каналы и полубастионы. Они опоясывали Михайловский замок и находящуюся перед ним площадь Коннетабля.

Замок при Павле I

В конце 18 в. При правлении Павла I, замок имел несколько отличий от современного сооружения после реставрации: он имел внешнее сходство с европейским замком-крепостью Капрарола.

Южный вход соединялся с предзамковой площадью несколькими переправами и был главным. Скульптура, посвященная Петру Великому, находилась на территории Коннетабля, вокруг которой выкопали канавы с водой. Через них перебирались одним путем — по подъёмному мосту, сделанному из дерева, с двух сторон которого находились действующие пушки.

Михайловский дворец (Русский музей)

После площади через рвы были перекинуты несколько мостовых переправ: одна для семьи правителя и важных гостей, еще две — для прислуги и торговцев. Сооружение окружали 2 реки: Фонтанка и Мойка, а также два искусственно созданных канала: Церковный и Вознесенский.

От ворот вела отдельная улица под названием Итальянская. После нее начиналась аллея, где располагались императорский конный двор и конюшенный манеж. За ними были выстроены павильоны кордегардий в 3 этажа. Следом за ними расположились укрепления замка: толстые ограждения и охранные башни.

Михайловский замок отличался внешним видом от Санкт-Петербурга. Резиденция была похожа на дворец средневековых времен, а также она была единственным зданием «на воде» во всей России. Замок сделали в нехарактерном для города 18 в. стиле — романтическом классицизме.

Интересные факты

Михайловский замок имеет много легенд и интересных фактов о его строительстве и существовании:

  • Название замка происходит от имени архангела. По легенде молодому солдату явился юноша, от которого исходило много света. Он приказал строить дворец и назвать его в свою честь, чтобы получить покровительство архангела. Но ученые склоняются к другой версии. Название здание получило из-за строительства храма Михаила Архангела на его территории.
  • Дворец строился непрерывно. Павел I боялся умереть, поэтому приказал строить его круглосуточно. 6 тыс. рабочих строили резиденцию без перерывов. Спасти правителя замок не помог, его убили ровно на 40 день после переезда в новый дом.
  • Павел I знал время смерти. Император встречался с Авелем — иеросхимонахом храма Михаила. Он предсказал гибель императора по числу букв в выбитой надписи над юго-восточной стеной. Павел I погиб в возрасте 47 лет, такое же число букв составляет фразу.
  • Резиденция — это здание на воде. Во времена правления Павла Михайловская резиденция была окружена водой: рекой Фонтанка; Вознесенским каналом; рекой Мойка; Церковным проливом. В здание замка проходили по центральному мосту со стоящими на нем охранниками. После убийства правителя оба канала засыпали песком.
  • Яркий цвет здания. Стены резиденции окрашены в странный для 18 в. цвет.

Михайловский дворец (Русский музей)

Существует несколько версий нестандартного окрашивания стен:

  • Император являлся членом Мальтийского ордена, где он имел звание магистра. Для данного религиозного общества оранжевый цвет являлся традиционным.
  • Павел I имел много женщин, среди которых была фаворитка. Ее звали Лопухина Анна. Она потеряла одну перчатку оранжевого цвета. Когда правитель ее нашел, он принял решение выкрасить стены в этот цвет. Это послужило напоминанием об их любви.
  • Михайловский замок в Санкт-Петербурге стал домом для призрака императора России.

Так как после гибели правителя его семья уехала обратно в Зимний дворец, здание не охранялось и стало заброшенным на несколько десятков лет.

О появлении привидения в стенах замка свидетельствуют показания нескольких десятков людей:

  • Призрак первым увидел один из солдат гарнизона столицы. Они решили спрятаться в нем во время сильной непогоды. Солдат дошел до императорских покоев. Через полчаса сослуживцы нашли его у центрального входа. Солдат был в панике: он увидел в коридоре тень и парящую свечу.
  • Привидение также видели студенты Инженерного училища.
  • На основе слухов, известный писатель Лесков Н.С. написал знаменитую историю «Привидение в Инженерном замке».
  • Форма левой передней ноги коня на памятнике Петру I напоминает женскую туфлю.

Михайловский дворец (Русский музей)

По легенде, скульптор Растрелли таким образом увековечил память о своей любимой женщине. Но в реальности ноги лошади выполнены анатомически правильно, однако высота памятника слишком большая, и при взгляде на него с высоты человеческого роста возникает ощущение, что нога действительно выполнена в форме женской ноги в туфле.

Михайловский дворец после революции

После 1917 года собрание Русского музея значительно пополнилось за счет произведений искусства, изъятых из многочисленных особняков Санкт-Петербурга в процессе национализации. Михайловский дворец превратился в крупнейший центр не только демонстрации, но и изучения искусства.

Здесь и до сих пор ведется серьезная научно-исследовательская работа, функционируют реставрационные мастерские, а государственное финансирование позволило организовывать этнографические и этно-художественные экспедиции.

Выставки в Михайловском дворце в Санкт-Петербурге всегда привлекали большое внимание не только отечественных любителей искусства, но и зарубежных искусствоведов, историков и этнографов. В 1926 году коллекция музея пополнилось произведениями художников начала XX века, и сейчас в Михайловском замке находится самая крупная в мире коллекция русского авангарда

В 1926 году коллекция музея пополнилось произведениями художников начала XX века, и сейчас в Михайловском замке находится самая крупная в мире коллекция русского авангарда.

Во время Отечественной войны самые ценные экспонаты музея вывезли в Пермь, а остальная часть коллекции была укрыта в подвалах Михайловского дворца. Сам дворец пострадал от бомбежек, но был отреставрирован и уже в мае 1946 года открылся для посетителей.

Описание дворца

Итак, четырехугольный дворец с квадратным внутренним двором, был окружен рвами с перекидными мостами. Замок словно находился на отдельном острове, среди Мойки, Фонтанки и нескольких каналов. Южный фасад, облицованный мрамором, украшали мраморные статуи. А, например, восточный, самый скромный, оставили без особых декоративных изысков.

Михайловский дворец (Русский музей)

Павел I, как магистр Мальтийского ордена, планировал проводить здесь рыцарские собрания. Не зря внешне Михайловский замок напоминает средневековый дворец из сказки. Специалисты называют этот архитектурный стиль “романтическим классицизмом”.

Михайловский дворец (Русский музей)Михайловский дворец (Русский музей)

Михайловский дворец (Русский музей)

В замке была парадная лестница с колоннами из серого сибирского мрамора. В Тронном зале стены были обиты зелёным бархатом, который, кстати, быстро плесневел из-за сырости в здании. Неудивительно, замок возводили в спешке, не соблюдая технологию строительства. Даже два огромных камина не спасали ситуацию: в дворце постоянно ощущалась сырость.

В замке также были галерея с историческими гобеленами, гостиные, столовые и мраморные залы для кавалеров Мальтийского ордена. Императорские покои находились на 2 этаже (фото).

Михайловский дворец (Русский музей)Михайловский дворец (Русский музей)Михайловский дворец (Русский музей)Михайловский дворец (Русский музей)Михайловский дворец (Русский музей)Михайловский дворец (Русский музей)Михайловский дворец (Русский музей)Михайловский дворец (Русский музей)

Интересные факты:

Название императорской резиденции Михайловский замок пошло от размещенного в ней храма Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, а второе слово «замок» — это дань причуде императора Павла I, магистра Мальтийского ордена, решившего построить свой дворец в виде неприступного средневекового замка. С 1823 года замок стал Инженерным, когда в нем разместилось Главное инженерное училище. Первое официальное название Михайловскому замку было возвращено после его полной реставрации в 2003 году.

В качестве места для строительства своего замка Павел I определил территорию «обветшалого» Летнего дворца Елизаветы Петровны, где в 1754 году и родился сам будущий император.

Павел I, стремившийся как можно скорее переехать в новый Михайловский замок, приказал строить его без перерыва днем и ночью (при свете факелов), здесь трудилось свыше 6000 человек, а строительные материалы привозили со всех других строек Санкт-Петербурга. Работы были окончены в 1801 году, в феврале состоялся торжественный переезд императорской семьи, но, по иронии судьбы, через 40 дней после этого Павел I был убит в своем «неприступном замке» в результате дворцового переворота. Императорская семья незамедлительно вернулась в Зимний дворец.

Михайловский замок в плане напоминает квадрат с восьмиугольным внутренним двором. При жизни Павла I замок со всех сторон окружала вода — реки Мойка и Фонтанка, а также Церковный и Вознесенский каналы, ныне засыпанные, попасть во дворец можно было только по одному из охраняемых мостов.

Михайловский замок — самый выразительный символ павловской эпохи, в котором нашли свое выражение идеи и вкусы его создателя. Здание имеет четыре различных и почти не связанных между собой фасада: главный южный фасад состоит из портика на колоннах красного мрамора с богато украшенным скульптурным фронтоном и барельефом со словами: «История заносит на свои скрижали славу России»; северный садовый фасад имеет широкую лестницу со скульптурными статуями Геркулеса и Флоры, а также мраморную колоннаду тосканского ордера с богато декорированным аттиком; западный и восточный фасады имеют почти однотипное строение, за исключением того, что со стороны Садовой улицы из фасада выступает дворцовая церковь Архангела Михаила, увенчанная высоким шпилем.

Несмотря на внешние прямые формы, внутренние покои замка отличаются большим разнообразием — прямоугольные залы сменяются круглыми, треугольными и овальными. Основные помещения дворца: Столовый зал, Воскресенский зал, Тронная императрицы Марии Федоровны, Круглый тронный зал императора, Георгиевский зал, Мраморная галерея, Зал Антиков, галерея Рафаэля, галерея Арабесок. В отделке интерьеров замка принимали участие скульпторы П. Стаджи, П. Трискорни, художники Д. Скотт, А. Виги, Я. Меттенлетер и многие другие.

Необычный цвет стен Михайловского замка (розовато-оранжево-желтый) до сих пор вызывает споры историков об его истоках, есть мнение, что это традиционный цвет мальтийского ордена, другие считают, что это цвет перчаток фаворитки императора Анны Лопухиной. Как бы там ни было, но интересный окрас быстро вошел в моду и некоторые петербургские здания вскоре были окрашены точно таким же образом.

В 1823 году в замок переехало Главное инженерное училище (кстати, его окончили Ф. Достоевский, Д. Григорович и М. Глинка), благодаря которому он и сменил свое название. Здание было перестроено, большие залы разделили на классы. В XX веке в замке располагались различные учреждения (а во время войны — госпиталь), пока в 1991 году его не передали Русскому музею. В 2003 году завершилась масштабная реставрация, в результате которой замку был возвращен первоначальный внешний вид императорской резиденции.

Возле дворца установлены два памятника в честь российских императоров: сразу после окончания строительства в центре площади перед Михайловским замком был установлен памятник Петру I, созданный еще при его жизни, а уже в наше время во внутреннем дворе замка появился памятник Павлу I.

Михайловский замок включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Садовая улица, 2.

Михайловский замок на карте:

Как добраться:
Замок находится на Спасском острове в месте пересечения набережных реки Фонтанки и реки Мойки вблизи Михайловского сада.

Ближайшие станции метро — «Гостиный Двор», «Невский проспект». Наземный транспорт — остановки «Садовый мост», «Летний сад».

Интерьер и внутреннее убранство

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге славиться не только изысканным внешним видом, но и великолепным внутренним убранством.

Первый этаж

Главный вестибюль объединяет все этажи и залы дворца. Тематика оформления интерьера – русское оружие (мечи, щиты и другая древнеримская военная атрибутика дополненная изображением российского двуглавого орла), задекорированное в вензелях, фризах и барельефах.Михайловский дворец (Русский музей)

Усиливает впечатление от увиденного обходная галерея из 18 целых и 6 трехчетвертных колонн. Из главного вестибюля можно попасть в залы с произведениями 19 века. Остальные экспонаты хранятся на 2-ом этаже, на который ведет широкая лестница. Лестницу от холла отделяет красивая арка.

На первом этаже ранее располагались квартиры придворных, детские и резервные комнаты для гостей, а на цокольном — дворцовые кухни и хозяйственные помещения.

Личные покои Михаила Павловича

Палаты Михаила Павловича включали 6 комнат. Их сделали скромно без излишней роскоши. Михайловский дворец (Русский музей)Каким были Кабинет, Арсенал и Библиотека можно увидеть на картинах современников. В библиотеке были представлены коллекции редких книг и других дорогостоящих изданий.

Арсенал оружия

В одной из комнат апартаментов Михаила Павловича хранилась большая коллекция оружия. Это была самая роскошная комната в покоях. Здесь присутствовали коллекции оружия, снаряжения, военных мундиров и головных уборов, артиллерийские и иные орудия. Михайловский дворец (Русский музей)Самые известные из них – 3 пушки, подаренные императором Николаем I, которые были применены во время восстания на Сенатской площади в декабре 1825 г.

Второй этаж

Комнаты второго этажа предназначались для проведения балов и приемов. Здесь находились Великокняжеский кабинет, Библиотека, Гостиная, Приемная и Передняя. Сейчас здесь находится верхняя галерея Русского музея.

Залы для балов и приёмов

Залы для балов и приемов были также на 2 этаже от западного до северного крыла. Вдоль линии залов находились небольшие помещения для прислуги.

Белый зал

Белый зал дошел до наших дней в первозданном виде. Находится он на 2 этаже здания. Большое помещение, отделанное в бело-золотом цвете, делится на 3 части коринфскими колоннами. Комната перекрыта системой зеркальных сводов, украшенных росписью и фигурами купидонов.Михайловский дворец (Русский музей)

Ранее зал был знаменит как музыкальный салон Петербурга. Елена Павловна приглашала сюда различных деятелей искусства и устраивала здесь музыкальные вечера. Сейчас в Белом зале можно посмотреть на сохранившееся дворцовое убранство прошлого века не только в декоре, но и в предметах мебели, и произведениях искусства.

Русский Музей Императора Александра III

Ввиду появившихся обстоятельств, действующий на то время Царь Александр III принял решение выкупить дворец в распоряжение государства. Он хотел обустроить в месте Ксениинский институт, но не успел.Михайловский дворец (Русский музей)

Окончательно выкупил дворец уже Царь Николай II за 4 млн. руб. Прежним владельцам было разрешено забрать с собой памятные вещи и предметы убранства из дворца. В результате из дома было вынесено все что возможно, начиная с элементов декора и заканчивая люстрами и дверями.

Когда и зачем учредили музей

Создать в стенах дворца музей в честь Александра III, предложил министр финансов С.Ю. Витте. Николаю II идея понравилась, и 13 апреля 1895 было утверждено возведение музея на всей территории Михайловского дворца.

На решение главным образом повлияло то, что в Эрмитаже для исторических экспонатов России было отведено только 1 помещение. Потребовалось организовать для работ русских художников и скульпторов отдельное здание. Первым управляющим музея стал князь Георгий Михайлович.

Перестройка Дворца по проекту В. Свиньина

Взялся за реконструкцию дворца архитектор В. Свиньин. При нем была реконструирована большая часть здания, снесен восточный корпус и манеж. От архитектуры Росси практически ничего не осталось.

Украшения и предметы декора были безжалостно уничтожены или просто выброшены на улицу. От прежнего интерьера остался только Белый зал и Парадная лестница. Торжественное открытие музея произошло 7 марта 1898 г.

Корпус Бенуа

С 1910 по 1914 гг. коллекция экспонатов сильно возросла, поэтому было принято решение построить новый корпус со стороны канала Грибоедова. Проектировал строительство архитектор Леонтий Николаевич Бенуа. Работы начались 27 июня 1914 г., однако были приостановлены из-за Первой мировой войны.Михайловский дворец (Русский музей)

Сразу после окончания боевых действий здание было построено и стало называться «Корпус Бенуа». Во время Второй мировой войны корпус также значительно пострадал и был отремонтирован уже 1963 г. В это же время корпус соединили с центральным зданием. Изначально здесь предполагалось выставлять специальную экспозицию Академии художеств.

Работы художников, представленные в музее

Русский музей является одним из самых крупнейших собраний художественных произведений искусства.

Здесь представлены работы:

  • более 5000 икон, в том числе А. Рублева;
  • картины в портретном жанре времен Петра 1;
  • скульптуры Бартоломео Карло Растрелли, Феодосия Щедрина и Федота Шубина;
  • исторического жанра А. Лосенко
  • около 100 картин и 20 рисунков К. Малевича;
  • портретиста Д. Левицкого;
  • исторического живописца Карла Брюллова;
  • пейзажи С. Щедрина и М. Лебедева;
  • творчества П. Федотова;
  • лирические пейзажи А. Саврасова;
  • полотна в стиле «неогрек»;
  • пленэрная живопись Ф. Васильева;
  • картины В. Перова;
  • портреты И. Красмского;
  • пейзажи И. Шишкина;
  • художника-баталиста В. Верещагина;
  • художника-передвижника В. Поленова;
  • творчество И. Репина;
  • коллекция произведений В. Сурикова;
  • В. Васнецова;
  • целые циклы картин крестьянина и крестьянки;
  • композиции М. Врубеля, самые популярные из них: «Богатырь», «Летящий демон» и «Шестикрылый серафим»;
  • серии картин Н. Рериха, посвященные Древней Руси;
  • картины творческого объединения художников «Мир искусства», в которое входили: А. Бенуа, Е. Лансере, К. Сомов и М. Добужинский;
  • портреты В. Серова;
  • иконописца В. Васнецова;
  • аскетические натюрморты, портреты и бытовые композиции К. Петрова-Водкина;
  • картины Б. Григорьева;
  • художников 1920-1930 гг.

Есть также множество залов, посвященных творчеству Древней Руси.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит