Меншиковский дворец

Фото и описание

Санкт-Петербург строился во время Северной войны как форпост России на Балтийском море. Но несмотря на то, что война требовала огромного напряжения всех сил страны, в новом городе возводились не только оборонительные сооружения, но и гражданские постройки. На левом берегу Невы по повелению Петра Первого строится резиденция государя, включающая Летний дворец и регулярный сад. Одновременно с этим, на Васильевском острове, который государь подарил своему любимцу, первому губернатору Санкт-Петербурга Александру Даниловичу Меншикову, началось возведение резиденции светлейшего князя Ижорского, которая стала еще более грандиозным сооружением. По размерам и красоте дворец в чем-то даже превосходил жилище царя.

На берегу Невы был выстроен трёхэтажный корпус с флигелями. Небольшой двор был окружен открытой галерей. Подражая европейским вельможам, «полудержавный властелин» приказал разбить около дворца огромный регулярный сад с фонтанами, античными скульптурами, оранжереями. Рядом с дворцом была сооружена и собственная пристань.

Изначально архитектором дворца Меншиков выбрал итальянца Доменико Фонтана. Но затем к проекту присоединились Трезини, Растрелли, Маттарнови, Леблон. Строительство велось 17 лет до 1727 года. Летний дворец царя Петра и Меншиковский дворец стали первыми каменными жилыми постройками Петербурга.

На Неву выходит парадный фасад дворца с высоким нарядным крыльцом, ведущим на второй этаж, считавшийся главным. Меншиков, стремящийся окружить себя роскошью, не жалел средств на убранство и благоустройство своего дома, старался устроить в нём всё на современный европейский манер. Внутренние комнаты дворца были невысоки, но с большими застеклёнными окнами и дверями. Они были украшены живописью, отделаны шелком, деревянными резными панелями, фаянсовыми плитками, которые Меншиков получал в подарок от голландских купцов, так как в России они даже не производились.

На втором, главном, этаже располагался Большой (Ассамблейный) зал. Первый же этаж дворца использовался для осуществления государственных обязанностей его хозяина. Тут находились приёмные помещения, большая зала для официальных мероприятий, комната для дежурных матросов и гребцов, кордегардия, различные мастерские, парадная поварня. В цокольном этаже были погреба и жильё для слуг князя. Пётр I часто использовал дворец для приёма иностранных послов. А в Ассамблейном зале проводились «петровские ассамблеи», на которых присутствовало иногда до 200 человек. Всем приглашенным полагалось быть в европейской одежде, а мужчины были обязаны приходить сюда без бород.

В 1727 году, уже после смерти Петра I, Меншиков был обвинен в казнокрадстве и государственной измене и сослан в Сибирь. Дворец же поступил в государственную казну, и сначала использовался как склад, а в 1731 году был перестроен архитектором Трезини под нужды Сухопутного Шляхетского корпуса, который с 1800 года получил название Первого Кадетского корпуса, и находился в этом здание вплоть до 1918 года.

В двадцатых годах XX века во дворце размещалась Военно-политическая академия. В 1937 году здание было передано Военно-Транспортной академии (ныне это Военная академия тыла и транспорта). Некоторое время в отдельных помещениях дворца функционировал 1-й Юридический институт. Во время блокады Ленинграда здесь располагался военный госпиталь.

Капитальная реставрация

Впервые дворец Меншикова подвергся капитальной реставрации в конце 19 века, затем, вплоть до 1966 года, здание лишь слегка ремонтировали, но за что-то капитальное не брались. В 1966 году все же началась еще одна масштабная работа над историческим памятником архитектуры. После реставрации особняку был возвращен первоначальный вид, а сам комплекс был передан под опеку Государственного Эрмитажа. В 1981 году в здании открылся Меншиковский дворец-музей, где бережно сохраняются прекрасные интерьеры того времени, предметы быта, доспехи, одежда, произведения искусства и множество прекрасных вещей мастерской работы.

Архитектура дворца

Барокко времен Петра характеризуется сочетанием эклектичных форм построек периода 17-18 в. Его особенность обусловлена тем, что архитекторы приглашались из-за границы. Они привносили в русский замковый стиль элементы, которые были распространены в строительстве Западной Европы. В свою очередь русские каменщики и столяры придавали постройке аутентичный национальный колорит.

Фасад

В фасадах Меншиковского дворца прослеживаются основные параметры стиля барокко – четкое членение фасада простых четырехугольных построек и отсутствие любых декоративных излишеств. Стоящий по берегу реки Невы центральный 4-этажный корпус выглядит как здание из 3-х частей с основным центром, покрытым «переломленной» кровлей из железа.Меншиковский дворец

Центр венчало высокое крыльцо на колоннах из дерева, портал из камня, и массивная балюстрада с вылепленными статуями на кровле. От центра отходило 2 крыла. С западной стороны – крыло из 2-х этажей, в котором располагались «наугольные палаты» и уникальные картинные галереи.

В 1727 г планировалось возведение еще одного подобного восточного крыла, под которое только успели залить фундамент. Западный и восточный боковые флигели состоят из 4-х этажей, и оканчиваются дворовыми из 2-х этажей.

Пилястры, аттики, ризалиты

Всю пышность, красоту и парадность внешнего облика здания подчеркивали пилястры с капителями и аттик. Витиеватые ризалиты по бокам — выступающие части главного корпуса — венчали затейливые резные фронтоны, декорированные вензелями и позолоченными княжескими коронами.

Мансарда

Для России петровских времен было характерно использование жилых чердачных помещений, а в Меншиковском дворце чердак выглядел креативно.

Меншиковский дворецНа крыше у Меньшиковского дворца в Санкт-Петербурге есть скульптуры

Это была необычная высокая мансарда «с изломом» венчает величественную постройку, оборудованная резными смотровыми окошками и массивными печными трубами.

Парадная

Величественный дворец имел форму буквы «П», и был оборудован крыльцом, которое ведет на второй этаж. От реки к дворцу был прорыт специальный канал, оканчивающийся прудом. Именно этот подъезд к дворцу считался главным. По нему гостевые лодки могли причалить прямо к дворцовой пристани.

Лоджия

Рядом с главным входом находилась лоджия для приезжих оркестровых музыкантов. Они исполняли торжественные мелодии, встречая подплывающих к дворцовой пристани по Неве именитых гостей. Меншиковский дворецВо время царствования императора Петра портик украшали большие статуи греческих богов, среди которых высилась скульптура и самого правителя.

Кунсткамера и Академия наук

Меншиковский дворец

Петр I после поездки в Голландию и Англию вдохновился идеей создания собственного кабинета редкостей, или на немецкий манер — кунсткамеры. Он планомерно закупал как отдельные предметы, так и целые коллекции. В скором времени это собрание потребовало отдельного здания. В 1718 году на стрелке Васильевского острова были заложены «Палаты Санкт-Петербургской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры».

По преданию, место для строительства музея лично выбрал Петр I. Он увидел необычную сосну: «Отрубок сей достоин примечания по находящемуся в нем суку толщиною в дебелую человеческую руку, который, выросши из одного места и нагибаясь полукружием, наконец врос в другое расстоянием на 1 аршин и 10 вершков от своего исходища». Петр сказал: «Где нашел я сие любопытное дерево, тут да будет и Кунсткамера построена». Первые эскизы музея были сделаны Андреасом Шлютером, а после его смерти доработаны Георгом Маттарнови. Петр был так заинтересован в строительстве Кунсткамеры, что жертвовал на него так называемые кабинетные (то есть свои личные) средства. До середины XIX века в башне Кунсткамеры размещалась и первая в России астрономическая обсерватория. На вершине башни сначала планировали сделать флюгер, но потом было решено установить там армиллярную сферу, представляющую модель солнечной системы.

Летний дворец Петра I

Меншиковский дворец

Летний дворец Петра I, построенный в 1710–1714 годах, был образцом для строительства домов «зело именитых» особ. Разве что отделка фасада и внутренняя планировка отличала царский дворец от домов его сановников.

Двухэтажное каменное здание было построено на голландский манер по проекту Доменико Трезини. Фасады здания выглядят изысканно — их украшают терракотовые барельефы — иллюстрации сражений в Северной войне, выполненные Андреасом Шлютером. Внутренняя планировка дворца отличается простотой — в нем всего четырнадцать небольших комнат и две кухни. Современники находили дворец неподходящим для царской резиденции, один из послов назвал его «жалким домом, нисколько не соразмерным со всем остальным». По его словам, Летний дворец был «до того тесный, что зажиточный дворянин, наверное, не захотел бы поместиться в нем». После смерти Петра во дворце жили как члены императорской семьи, так и царские сановники.

Центр культурной жизни Петербурга

Михайловский дворец сразу стал центром светской жизни и культурным центром столицы. Михаил Павлович, сторонник просвещения, устраивал литературные и театральные вечера и светские приемы.

Меншиковский дворец

Здесь устраивались полковые праздники, аудиенции по случаю вступления в должность. Великолепные танцы, угощение, музыкальное сопровождение, декор и численность гостей восхищали иностранцев. За порядком во дворце присматривали отставные военные, сослуживцы Михаила Павловича.

Резиденцию посещали Пушкин, Тютчев, Жуковский, Миклухо-Маклай, Брюллов, Айвазовский. Позднее при содействии вдовы Елены Павловны Рубинштейн основал во дворце Русское музыкальное общество и первую в России консерваторию.

После смерти владельцев император Александр III выкупил дворец у наследников за казенный счет. Министр финансов Витте предложил устроить в здании Императорский музей русского искусства.

В 1895 году Николай II указом превратил инфраструктуру императорской резиденции в Русский музей, который открылся в 1898 году. В музее – творения именитых художников и скульпторов Андрея Рублева и Карла Брюллова, Ильи Репина и Ивана Шишкина, Михаила Врубеля и Марка Шагала.

Меншиковский дворец

Сегодня Михайловский дворец поражает туристов архитектурой и интерьерами. Во дворце обширная коллекция шедевров российского искусства. В Академическом зале проходят концерты, тематические мероприятия по изучению национальной истории и традиций:

  • В залах Музея – коллекция икон 6 тысяч экземпляров.
  • Портретная и историческая живопись времен Петра Великого.
  • Выставки образцов мебели.
  • Картины Сурикова, Репина, Верещагина, Перова, Саврасова.
  • В 12 залах – выставка народного искусства с 50 тысячами экземпляров.
  • Резьба и роспись по дереву, предметы кузнечного мастерства и текстиль, глиняная и деревянная мебель, посуда и игрушки.
  • Палехская роспись и хохлома, дымковская игрушка и финифть, кружево и подносы из Жостово, резьба по кости и гжель.

Меншиковский дворец. Экскурсии

Меншиковский дворец

Если вы интересуетесь историей, хотите больше узнать об эпохе Петра и о дворцовых интерьерах, возможно, стоит взять экскурсию по Меншиковскому дворцу.

Так сложилось, что экскурсии по дворцу Меншикова возможны только по предварительно оставленным заявкам, но это не является большой проблемой — вы всегда можете пересечься с вашим гидом у входа, договориться о времени с ним или сами оставить заявку на сайте и узнать о возможности проведения мероприятия в конкретный день. Продолжительность лекции об истории дворца, его жителях и интерьерах в среднем составляет около часа. За это время вы обойдете большую часть комнат, услышите много полезной и занимательной информации и фактов, о которых не могут сказать картины и стены. Стоимость экскурсии варьируется в зависимости от количества человек в группе, но совершенно точно одно: чем больше группа, тем меньше стоимость для каждого ее члена. Так что, если собираетесь сэкономить, советуем объединиться с другими желающими — так вы и себе, и другим упростите жизнь и немного поднимете настроение.

Сад Михайловского дворца

Михайловский сад принадлежит к лучшим паркам Санкт-Петербурга. Владелица парка Елена Павловна, супруга великого князя Михаила Павловича, устроила в саду английские лужайки, дорожки для верховой езды, новые пруды.

Меншиковский дворец

В 1881 году, когда народовольцы неподалеку от парка убили Александра II, на месте гибели императора построили собор Спас на Крови. От парка храм отделили решеткой, которая восхищает способом и качеством исполнения. Переплетенные между собой цветы и листья решетки выполнены столь искусно, что кажутся живыми. Каждый сегмент решетки размещен между двумя круглыми колоннами, облицованными красным кирпичом. Всего колонн 36.

Меншиковский дворец

Красивейший павильон, построенный Карлом Росси на берегу реки Мойки, – пристань для лодок, созданная из редких пород гранита. К набережной причаливали лодки с гостями. В павильонах их встречали хозяева, угощая чаем, сладостями, фруктами.

Немного истории о деревянном здании дворца

Меншиковский дворец

За несколько лет до постройки дворца Меншикова рядом с этим местом располагался деревянный дворец, конструкция которого возводилась с 1704 года и часто подвергалась изменениям — территорию необходимо было надежно защитить от продолжавшихся мелких набегов шведов, все еще претендовавших на земли. Финальная отделка была закончена лишь в 1710-м году. Здание имело П-образный план, два этажа, высокое крыльцо, ведущее сразу на второй уровень, и парадный подъезд в виде специально прокопанного канала Невы, также перед входом был бассейн. Постройка стала первым в череде зданий для сановников высших чинов, над ней работали лучшие мастера, в том числе знаменитые архитекторы: старший Растрелли и Трезини (косвенно).

11. Музей Истории Аничкова Дворца

Работает в помещениях, где ранее располагался личный музей императора Александра III. Богатейшая экспозиция рассказывает об истории роскошного дворца и его обитателей от момента постройки до наших времен.

Сохранились экспонаты из императорского музея.

Другая часть экспозиции посвящена деятельности бывшего Дворца пионеров (ныне – ГОУ «Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных»). Здесь выставлены документальные свидетельства успешной работы педагогов по выявлению и развитию повышенных способностей у детей – олимпийские медали, спортивный инвентарь чемпионов, которые начали свой путь во Дворце пионеров.

История Меншиковского дворца

Он расположен на Васильевском острове, который в петровские времена предполагалось прорезать каналами, сделав из него подобие Амстердама. М.И.Пыляев в своей книге «Старый Петербург» указывает, что «название Васильевского острова произошло не от имени командира батареи острова, Василия Корчмина, как полагали многие, но еще гораздо ранее, а именно в 1640 году, в писцовых новгородских книгах этот остров носил название Васильевского».

Дворец Меншикова построен в стиле петровского барокко. В его создании приняли участие такие знаменитые архитекторы, как Д.М.Фонтана в 1710-1712 гг., И.Г.Шедель в 1713-1727 гг., Д.Трезини, Ж.-Б.Леблон, Б.К.Растрелли в 1717-1719 гг. и др. Его архитектура перекликается с Зимним дворцом Петра I.

Меншиковский дворец

Дворец Меншикова, гравюра А.Зубова, 1714 г.

Дворец принадлежал Александру Даниловичу Меншикову (1673-1729), ближайшему сподвижнику Петра I, первому генерал-губернатору Санкт-Петербурга, президенту военной коллегии. Полный перечень титулов и званий Меншикова такой: Светлейший князь Российской империи, Священной римской империи и герцог Ижорский, первый член Верховного Тайного Совета Российской империи, президент Военной коллегии, первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга, первый российский сенатор, полный адмирал, генерал-фельдмаршал, генералиссимус морских и сухопутных войск.

Во дворце Светлейшего князя устраивались ассамблеи, приемы, проводились торжества в честь окончания Северной войны. Иностранцы называли дворец «великолепнейшим во всем Петербурге», помещения расположены «великолепно, все здесь просторно, пропорционально, обстановка исключительно изысканная».

Неизвестный художник. Портрет А.Д.Меншикова. Между 1716-1720

Здесь также решались государственные вопросы строительства Санкт-Петербурга, организации армии и создания флота. Меншиков был одним из тех, кто провозглашал европейские ценности, вводил в России новый уклад жизни и этикет. Поэтому во дворце появились такие помещения, как зал для приемов и ассамблей, парадные приемные и спальни, кабинеты, кухни, токарни, комнаты для секретарей и др.

Интерьеры дворца были отделаны в соответствии с модой того времени: использовалось наборное и резное дерево, расписная голландская плитка и изразцы, кожа и ткани.

Парадная лестница из дуба с двумя маршами ведет в парадные покои. Она в целом сохранила архитектурно-декоративное решение петровского барокко.

Многие помещения декорированы изразцами, что было одной из диковин дворца. Часть изразцов была привезена из Голландии, другие выполнены на кирпичных заводах Петербурга, Стрельны, Ямбурга, Копорья. Комнаты производят впечатление уюта и богатства.

Покои Варвары Михайловны Арсеньевой, свояченицы Меншикова, пожалуй, наиболее выразительны. Здесь плитками выделены целые сюжетные линии: голландские пейзажи, пасторальные сценки, морские пейзажи. Эти интерьеры первой трети XVIII века являются единственными в нашей стране.

Одним из самых запоминающихся помещений Меншиковского дворца является Ореховый кабинет. Кабинеты предназначались для хранения раритетов и коллекций. В 1717 году стены были декорированы фанерованным орехом, в их создании приняли участие европейские и русские мастера.

Центральным парадным помещением дворца является Большой зал. Здесь состоялась одна из первых ассамблей в России. После ссылки и смерти А.Д.Меншикова парадный зал и две приемные были перестроены под церковь устроенного во дворце Кадетского корпуса. Однако зодчие сохранили первоначальную отделку стен пилястрами, лепной орнамент и бело-золотую окраску.

Ряд помещений дворца выполнены в китайском стиле, в соответствии с модой того времени.

В 1727 году, после опалы Меншикова и его ссылки в Березов, дворец был передан Первому кадетскому корпусу. До 1924 года здесь существовал музей кадетского корпуса, открытый еще в 1880-х годах.

Меншиковский дворец

Меншиковский дворец, фото сделано между 1863-1887 годами

В 1960-х годах во дворце начались реставрационные работы, в ходе которых был открыт первоначальный облик дворца. С 1981 года во дворце функционирует музей.

Интересные факты

Интересно о дворце:

  • Первым делом на подаренном Петром куске земли в 1704 году губернатор создал сад и огород, а в глубине закипела стройка замка из дерева.
  • В 1734-1745 г на 2-м этаже возведена церковь Воскресения Христова.
  • Не только здание во времена Кадетского корпуса претерпело изменений, но и сад, куда были перенесены статуи.
  • В 2002 году в саду был установлен бюст губернатора из бронзы, и полностью реставрирован до вида изначальной постройки.
  • Голландская плитка считалась настолько дорогостоящей, что на родине она использовалась только в качестве вставок.
  • При постройке здание доходило до 4 метров в высоту, но впоследствии просело на 2 метра в глубину, поэтому винные погреба и частично другие служебные помещения оказались под землей.
  • Специальная крыша с мезонинными окошками способствует ускоренному таянию снегов. Мода на «излом» мансарды пришла из Швейцарии.

Как добраться на машине, общественным транспортом

Чтобы попасть в музей, необходимо доехать до станции метро «Василеостровская», перейти в троллейбус 11, 10, 1, или автобус №7,187, 24 и ехать до ост. «Университет».

От Василеостровской станции метро лучше по пешеходной 9-й линии добраться пешком до набережной Большой реки Невы, повернуть в правую сторону, и пройти до Румянцевского сада, следом за которым уже начинается дворцовый комплекс. От стрелочки Васильевского острова следует пройти до Университетской набережной. От Дворцового моста длина пути составляет 500 м.

Меншиковский дворец в культурном центре России Санкт-Петербурге стал крупнейшим каменным зданием петровской эпохи. Он был построен по личному вкусу губернатора, и одобрен императором Петром I, который не имел подобное резиденции, и все важнейшие мероприятия проводил у соратника.

Сейчас любой желающий сможет лично познакомиться с условиями быта дворян, а также по достоинству оценить эксклюзивные строительные материалы, современные техники и особый дух величественного здания.

Оформление статьи: Владимир Великий

Здание государственных коллегий

Меншиковский дворец

В 1718 году Петр I принял закон об учреждении государственных коллегий. В скором времени для них потребовалось отдельное здание. Архитекторы Доменико Трезини и Теодор Швертфегер начали строительство на Васильевском острове в 1722 году. Петр I распорядился, чтобы все коллегии располагались в отдельных зданиях, но при этом в каждое из них можно было пройти один за одним — Трезини спроектировал план, согласно которому каждый корпус имел свой вход, был перекрыт отдельной крышей, но все коллегии соединялись в единую 400-метровую композицию. Архитектор создавал проект под впечатлением от Биржи в Копенгагене, где жил до переезда в Петербург.

Интересно и расположение здания — перпендикулярно набережной. С этим фактом связана одна городская легенда: строительство здания Петр I перед отъездом из Петербурга поручил Меншикову. В благодарность за службу он обещал отдать под усадьбу Меншикова всю оставшуюся после строительства землю. Царедворец рассудил, что если расположить здание вдоль набережной, то земли останется совсем немного, поэтому он и решил поставить его таким необычным способом. Конечно, Петр I, увидев это, пришел в ярость, но сделать ничего не мог. Своего предназначения здание так и не выполнило. При Анне Иоанновне центр города был перенесен на Адмиралтейскую сторону, куда постепенно и переехали коллегии. Сейчас в здании располагается Санкт-Петербургский государственный университет.

Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей

Наружное убранство и интерьеры Меншиковского дворца в Санкт-Петербурге

Дворец построен в четком и парадном стиле раннего петровского барокко. Это было первое каменное здание такого размера в Северной столице.

Главным входом в Меншиковский дворец служили Большие сени, где хранились приобретённые князем античные статуи, многие из которых позже были установлены в Летнем саду.

К Большим сеням с восточной стороны примыкает Кардегардия. Это помещение служило для почётной охраны, ожидания приёма высокими военными гостями. С западной стороны к сеням примыкал зал, называемый Большими палатами. До окончания строительства здесь проводились большие приемы. Зал был пышно украшен шпалерами итальянской работы XVII века и коврами. В нем стояла мебель из ценных материалов.

По дубовой лестнице можно подняться в княжеские покои. В Ассамблейном — Большом зале, проходили знаменитые ассамблеи Петра I, отмечались знаменательные даты, праздновались военные победы.

Восточная анфилада представлена конторкой для дежурных секретарей и обер-секретарей, где писались деловые бумаги. Далее расположены комнаты с изразцовой отделкой. Здесь мы видим уникальные интерьеры, не имеющие аналогов в Европе — белая голландская плитка покрывает стены и потолки нескольких комнат. В то время в самой Голландии такой плиткой покрывались только вставки и панели. Главное место в восточной анфиладе принадлежит прихожей. Для Меншикова она была приёмной, столовой и кабинетом. Здесь мы видим часы и овальный стол, а также портрет Меншикова, один из немногих сохранившихся портретов князя. В кабинете — живописный плафон с военными сюжетами. Образ воина-победителя напоминает нам Петра I.

В центральном вестибюле – фигура бога солнца Аполлона римской работы II века нашей эры, привезенной, скорее всего, из Греции, и другие античные статуи.

Можно увидеть редкие предметы прикладного искусства и образцы оружия, астрономические инструменты и коллекцию живописи. Привлекателен так называемый Ореховый кабинет, отделанный редкими сортами дерева и аппликацией из бронзы и черепахового панциря. Он служил парадным кабинетом для приема особо важных гостей. Князь любил играть в шахматы и здесь находится уникальный шахматный столик с янтарными фигурами. Петр I любил сидеть в кресле и играть в шахматы.

К реликвиям музея относятся и портрет императора, а также зеркало в янтарной рамке, подаренное Петру королем Пруссии в 1709 году.

В наши дни Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге является филиалом Государственного Эрмитажа и представляет нам историю русской культуры первой трети восемнадцатого столетия, атмосферу петровского времени.

О том, что негоже русскому князю не в роскоши жить…

Архитектор Фонтана, не выдержав тяжелых петербургских условий, вернулся на родину,  не окончив строительства. Продолжил начатое им дело архитектор Иоганн Шедель. Имея большое влияние и власть, князь привлекал для строительства своей резиденции самых  известных зодчих – Трезини, Растрелли, Маттарнови, Леблона. 

К 1714 году трехэтажное здание было завершено, и Меншиков заселился во дворец. На тот момент он оказался самым высоким зданием в Северной столице, а по роскоши и великолепию ему просто не было равных. У царя-батюшки хоромы и то были одноэтажные, купающийся же в роскоши князь не жалел средств на благоустройство своего «гнездышка».  

Спустя несколько лет здание расширили, было пристроено еще одно крыло. Дворец по-прежнему процветал и лидировал как наиболее респектабельное и видное здание в городе. 

Обустроен он был на европейский манер: внутреннее убранство сверкало голландской плиткой, которую Меншиков получил в подарок от тамошних купцов. Комнаты были обставлены французской и итальянской мебелью, крышу дома раскрасили необычайными бело-красными ромбами. Шесть статуй своим присутствием украшали аттик здания. Украшением дома служила княжеская корона. 

Во дворце главным считался второй этаж, где располагался Ассамблейный зал. Сам царь пользовался этим залом для приема послов: «петровские ассамблеи» насчитывали до 200  человек! Такой зал смог вместить и всю публику по случаю проведения маскарада в честь Ништадтского мира.

Первый же этаж дворца предназначался для дел государственных. Кроме помещений для официальных мероприятий, здесь же были комната для дежурных и подсобки для различных мастерских. Для погребов и служащих князя предназначался цокольный этаж. 

Архитектурный облик дворца

Меншиковский дворец строился на широкую ногу. Занимающий очень высокое положение его владелец не скупился на качестве строительного материала и на его доставке. Из-за границы везлись дорогие и популярные отделочные материалы.

Меншиковский дворецИнтерьеры Меншиковского дворца

Как уже говорилось, дворец создавался в стиле петровского барокко, который отличается некоторой эклектичностью, совмещающей формы различных европейских архитектур конца 17 — начала 18 века. Это объясняется тем, что архитекторы в петровские времена были в основном иностранцами, и при выполнении заказов в  России, они вольно или невольно использовали те архитектурные приемы, которые были свойственны в их странах.

Простые объемные построения с четкими членениями фасадов, отсутствие архитектурных излишеств – это основные параметры при определении стиля петровского барокко, и все они ярко прослеживаются в выполнении трехэтажных фасадов Меншиковского дворца. Русские черты в архитектурный облик вносили непосредственные исполнители – русские мастера всех строительных специальностей, включая столяров, каменщиков, плотников, художников и т.д.

Меншиковский дворецГлавный фасад

Парадность и красоту главного фасада, смотрящего на Неву, подчеркивали пилястры с каменными капителями и аттик, вычурные фронтоны боковых ризалитов и мансардная изломанная крыша. Особое значение отводилось портику из деревянных колонн под мрамор, над которым расположен оркестровый балкончик для музыкантов, играющих при встрече приплывающих к небольшой дворцовой пристани гостей.

Меншиковский дворецМеншиковский дворец со стороны Невы в начале 18 века (макет)

Пристроенные боковые двухэтажные корпуса замкнули дворцовую постройку в четырехугольник. Первый этаж дворца занимали служебные комнаты, парадные сени (вестибюль) и Большие палаты. Главный вход (сени) был оформлен очень парадно. Роскошь и богатство владельца сразу же бросались в глаза. Античные статуи,  живописные полотна, декор интерьера – все показывало высоту положения хозяев дворца. 

Меншиковский дворецБольшие сени Меншиковского дворца

Рядом с сенями находилась Кардегардия – специальное помещение, где посетители могли подождать приема в окружении почетной охраны. Большие же палаты первое время были местом официальных приемов. 

Меншиковский дворецКардегардия

Массивная дубовая лестница вела на второй этаж в княжеские покои.

Меншиковский дворецПарадная лестница

Второй этаж был предназначен для проживания княжеской семьи, поэтому там находились личные покои князя, его жены, сестры жены Варвары и т.д., пышные залы и анфиладные галереи.  Здесь много интересных и уникальных комнат, в которых погружаешься в атмосферу далекого петровского времени, его быта, культуры и ауры. 

Меншиковский дворецОреховый кабинет

Прекрасны Покои Варвары — все в изразцах и гобеленах, с богатой кроватью и пышным интерьером. Поражает оформление многочисленных кабинетов: Орехового, Морского, Китайского, Красного. Многие залы оформлялись мрамором в античном и итальянском стиле. 

Меншиковский дворецКитайский фарфор

Наличие скульптур, итальянских шпалер, ковров, мебели из ценных пород дерева и всевозможный декор представляли новый уровень в развитии дворцового строительства в России. Некоторые помещения отделаны изразцовой голландской плиткой, причем не только стены, но и потолки!

Меншиковский дворецГолландская плитка

В обширной меншиковской Прихожей, служившей ему и кабинетом, и столовой, и приемной,  можно увидеть рабочую обстановку первого губернатора Петербурга. Ассамблейный большой зал предназначался для популярных ассамблей Петра Первого, которые тот проводил при отмечании различных  выдающихся событий. 

Меншиковский дворецБальный зал Меншиковского дворца

Уникальный Ореховый парадный кабинет отделан деревом редких пород с бронзовыми вставками и аппликациями из панциря черепах. Здесь любил сидеть Петр Первый и играть в шахматы шахматными фигурами из янтаря за шахматным столиком ручной работы.

В Меншиковском дворце есть что посмотреть, чему удивиться и чем восхититься. Сегодня в нем находятся уникальные сохранившиеся предметы петровской эпохи. Это и очень редкие экземпляры декоративно-прикладного искусства, оружие, книги, астрономические приборы, живописные полотна и прочее.

Меншиковский дворецПамятник Меншикову

Как музей Эрмитажа Дворец Меншикова работает по его режиму — все дни кроме понедельника  с 10.30 до 17.30. 

Дворец-музей.

Сейчас Дворец Меншикова — филиал Музея Эрмитаж. По проекту реставраторов, архитекторов и инженеров ему придали первоначальный вид. Посетители музея, пройдя скромные залы мастерских, поварни, передней, попадают на парадную дубовую лестницу. Экспозиция второго этажа знакомит с модными тенденциями дизайна Петровской эпохи. 

Потолок и стены четырех комнат покрывают более 27 тысяч плиток, расписанных вручную. Изразцы были частично привезены из Голландии, частично произведены на заводах Петербурга, его окрестностях. На плитках изображены пасторальные сюжеты, пейзажи и бытовые сцены. 

Хорошо сохранился Ореховый кабинет, отделанный деревянными панелями, наборным паркетом, аппликацией из черепахового панциря и бронзы. Здесь  Меншиков хранил редкие вещи, принимал важных гостей, вел переговоры. 

Меншиковский дворец

Богатство Большого зала легко переносит воображение на 300 лет. Бело-золотые стены, украшенные лепниной и пилястрами, были свидетелями «Петровских ассамблеи», свадеб великосветских особ царских кровей, маскарада в честь Ништадтского мира. 

Бродя по анфиладам музея, трудно понять, где дворянский быт становится искусством, а дворец домом. Эту грань, между общественным и личным, праздным и повседневным, можно почувствовать, лишь побывав здесь на экскурсии.

comments powered by HyperComments

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит