История мечети
Некогда в Гезлёве (нынешняя Евпатория) правил хан Девлет-Гирей. Именно тогда, в 1552 году, и начинается история мечети Джума-Джами в Евпатории. Турецкоподданный Ходжа Синан выступал автором этого архитектурного творения. К тому моменту архитектор успел прославиться благодаря своей деятельности в Стамбуле. Константинопольский султан покровительствовал Ходже Синану и высоко отзывался о его работе.
За короткий промежуток времени мастер возвел красивейшее культовое сооружение Крыма. Впоследствии мечеть неоднократно подвергалась реконструкциям и доработкам. Утраченные фрагменты скрупулезно восстанавливались, архитектурные наслоения удалялись. Периодически минареты комплекса разрушались (первый раз это произошло в 1665 году, второй — в 1836-м).
Советская власть преследовала любые проявления религиозности в стране, поэтому храм Джума-Джами (Евпатория) был закрыт для богослужений. Руководство воспринимало комплекс в качестве исторического достояния, поэтому внутри мечети заработал музей. Масштабная реставрация святыни приходится на 1970-е годы. Речь не шла о косметическом ремонте — архитекторы решили восстановить достоверный облик обветшавшего объекта. Произошло следующее:
- удалены поздние излишества;
- укреплены стены;
- восстановлены минареты;
- реставрированы элементы декора.
Мечеть служила не только местом для вознесения молитв Аллаху. Здесь организовывались важные мероприятия и даже проходил обряд инициации крымского хана. Новоиспеченный правитель ставил подпись в государственном акте, после чего документ хранился в мечети. Справившись с бумажными делами, правитель Крыма покидал мечеть, сообщал подданным о вступлении в должность и ехал в Бахчисарай, где располагалась его постоянная резиденция. Есть сведения, согласно которым в мечети побывал Николай Второй — это случилось в 1916 году.
Распад СССР благотворно повлиял на возрождение мусульманской общины — мечеть Джума-Джами в Евпатории вновь стала принимать верующих. Между мусульманами и городской администрацией начались бесконечные судебные тяжбы. Внутренние конфликты также имели место. 2014 год ознаменовался очередным скандалом — имам решил перейти в «Таврический муфтият» (ранее храм подчинялся Духовному управлению мусульман). Члены общины были переизбраны, и переход в «Таврический муфтият» состоялся окончательно.
История, впрочем, не закончилась. Спустя год произошло судебное заседание, в ходе которого ДУМК восстановили контроль над утраченной святыней. Муфтияту было предписано освободить помещение. Так была поставлена точка в этом масштабном противостоянии. Богослужения продолжаются и по сей день, а само здание считается памятником федерального значения.
Почему мечеть названа ханской
Крымское ханство не было самостоятельным государством, поскольку его правитель состоял в вассальных отношениях со стамбульским султаном. Политическая и религиозная жизнь в Джума-Джами были связаны теснейшим образом. Избранный султаном крымский хан плыл из Турции в Гезлёв и первым делом шел в мечеть. Там происходила процедура подписания акта, изложенная выше. По некоторым сведениям процедура назначения ханов осуществлялась в Крыму с 1475 года.
Акт, подписываемый правителями полуострова, не сохранился. Известно, что свои подписи в этом документе поставили 18 ханов. Отсюда и второе название объекта — ханская мечеть (Хан-Джами). Крымская знать регулярно посещала богослужения и не пропускала ни одного значимого праздника.
Особенности непревзойденной мечети Муфтий-Джами
Конкретными годами возведения мечети являются 1623-1637 г. По внешнему виду задание, безусловно, красиво и производит впечатление. Оно имеет форму куба. Его стены выполнены из камня и являются довольно массивными. Над зданием высится полусферический купол, который имеет двенадцатигранное основание. Купол украшают полумесяц и шар, они находятся на самом верху. Восьмигранный минарет можно увидеть, если зайти с западной стороны мечети. Здание имеет 2 яруса окон. Именно благодаря им мечеть освещается.
Люди могут использовать 3 выхода, чтобы попасть в мечеть Муфти-Джами. Если воспользоваться главным, северным, тогда можно увидеть крытую галерею, ведь она расположена непосредственно перед ним. Так же имеется западный и восточный входы в мечеть. Если попасть в молитвенное здание, расположенное в здании, которое имеет небольшую площадь — 40 м2, то можно увидеть детали древней росписи.
Если выбрать западный вход, то легко попасть на внутренний балкон, а также в минарет и полюбоваться их красотами. Южная часть здания ознаменована тем, что здесь есть михаб, то есть своеобразный алтарь, выполненный в форме прямоугольника, выступающего в направлении Мекки. Кровля у него покатая.
В XVII–XVIII веках непосредственно перед мечетью находилась тюрбе, еще ее называли дюрбе, которая являлась усыпальницей тех, кого называли духовные лидеры ислама. Но сегодня там имеются только руины турецких бань, а также маленькие фрагменты брусчатки.
Информация для посетителей
Неважно к какой религии принадлежит человек, он все равно имеет право посетить величественную мечеть Муфти-Джами. Туда пустят не только мусульман
Там великолепно проведут время и представители других религий, а также неверующие. Но существуют правила, от которых отступать нельзя тем, кто прибыл. Ведь замечательное строение является святыней ислама, и она действует сегодня.
Туристам следует избегать посещения мечети именно тогда, когда верующие люди молятся там. В любой другой час заходить можно. Запретным временем является обед пятницы. Именно тогда совершаются намазы. Нужно помнить, что это не пляж, а святыня мусульман, поэтому несмотря на то, что турист туда идет просто полюбоваться красотами, нужно отложить в сторону майку, а также шорты.
Женщины должны использовать хиджаб или, по крайней мере, платок. С непокрытой головой входить нельзя. Мобильный телефон не должен звонить в мечети. Это устройство стоит отключить перед тем, как войти. Туристы не должны каким-либо образом мешать людям, которые молятся. Принимать пищу и даже пить здесь также запрещено. Фотографировать здание внутри можно, но во время намаза это могут запретить. Молящихся людей запрещено фиксировать на фотокамеру.
История появления: турецкое наследие
В г. Феодосия мечеть Муфти-Джами построили в период заката эпохи Средневековья, когда в Крыму очень сильным было турецкое влияние. Время ее создания датируют 1623-1637 гг. В дальнейшем она несколько раз перестраивалась. Предполагается, что в XVII-XVIII вв. при ней был еще мавзолей, но его остатков не обнаружено. Период строительства приходится на эпоху правления Мурад-Хана III.
Когда Крымское ханство вошло в состав Российской империи, здание исламского храма досталось христианской общине. Здесь расположилась Церковь Успения. Она принадлежала городской диаспоре армян-католиков. Революция «помирила» христиан и тех, кто исповедовал ислам – никакие богослужения в помещении мечети не проводились в течение нескольких десятилетий.
Но все же именно в советское время (1975 год) силами киевских и местных специалистов была осуществлена реставрация, в частности восстановлен поврежденный минарет. Была возобновлена штукатурка, заменены окна, заделаны трещины. Власти советского Крыма старались сохранить не культовый объект, а интереснейший памятник турецкой архитектуры, каких на полуострове насчитываются единицы.
С 1998 г. мечеть снова действует, она принадлежит местной мусульманской общине. Впрочем, осмотреть достопримечательность Феодосии могут и верующие других религий, и атеисты. Внешний вид ее соответствует тому, что смогли выявить реставраторы в 70-е гг. ХХ века. Естественно, нельзя утверждать, что храм выглядел именно так и при постройке. Специалисты уверены, что некоторые его части были утрачены при перестройках.
Кебир-Джами – как объект для посещения
Сейчас старая Соборная мечеть в Симферополе считается основной пятничной святыней Крыма. Комплекс также состоит из библиотеки татар Крыма и медресе. В этом же тесном пространстве расположились Духовное управление магометан Крымского полуострова и резиденция для муфтия.
Главное здание – невысокое сооружение с двускатной крышей, покрытой черепицей. Линии его силуэта необычайно просты, как и в древние времена. Габариты также остались прежними – 7 на 7 метров. Наверху возвышается минарет из известняка. Его венчает традиционное конусовидное перекрытие с полумесяцем. Внутреннее убранство впечатляет больше. Интерьер украшен множеством росписей зеленых оттенков.
Прийти в мечеть туристы могут в любой день. Но путешественникам-иноверцам нечего здесь делать, когда читают намаз. На входе путников просят разуться. Все женщины, в том числе туристки, обязаны повязать на голову платок. Прежде, чем делать фото внутри, любителям интересных мест надо испросить разрешения у имама.
Полезная информация
В сторону мечети регулярно ходят маршрутки и трамваи под номером 1. Вы можете выйти у пансионата «Орбита» либо парка Караева. Тем, кто прогуливается по набережной Терешковой, мы рекомендуем двигаться в сторону «Малого Иерусалима» пешком. Из-за обилия достопримечательностей заранее распланируйте свою программу — времени на обзор мечети может не хватить.
Если вы относите себя к правоверным мусульманам, вам будет полезно узнать график работы мечети. Для прихожан двери открыты ежедневно в промежутке 9.00-22.00. Если вы — рядовой путешественник, помните о соблюдении дресс-кода. Не нужно одеваться вызывающе, уважайте чужую веру. Отказаться придется от нескольких вещей:
- короткие топы;
- мини-юбки;
- шорты;
- купальники;
- плавки.
Старинные улочки «Малого Иерусалима» привлекают своей толерантностью и оставляют в душе неизгладимое впечатление. Здесь можно услышать зов муэдзина, вплетающийся в колокольный звон православного храма. Конфессии мирно соседствуют в общем культурном пространстве, люди друг другу не мешают. От каждого камня веет духом старины — многим сооружениям насчитывается полтысячи лет. Побродить здесь будет интересно.
Время намазов в Муфтий-Джами
Можно попасть в мечеть каждый день. Делается это с 8.00 до 17.00. Тот, кто прибыл может с собой принести пожертвования. Такие действия приветствуются. Но если человек не хочет это делать, его пустят бесплатно. Вход является свободным. Конкретный адрес величественного строения Муфти-Джами: ул. Караимская, 1.
Как добраться на машине или на общественном транспорте
Можно просто пойти пешком от жд. станции «Феодосия» по ул. горького. Необходимо достигнуть парка «Морсад», пройти его и оказаться на ул. Караимской здание 1. Такой путь займет примерно 15 минут.
Найти на карте
Можно сесть на автобус 2 и доехать им до мечети от центра Феодосии или от автовокзала. На автобусах 2, а также 2А достигают остановки «ул. Чехова» и ул. «Красноармейская». Далее идут пешком. Достаточно 6-7 минут.
Если едите на своем авто, введите координаты: 45.021976, 35.391799. От центрального автовокзала до места можно добраться следующим образом:
Всеобщее наследие в Евпатории: особенности архитектуры
Ныне облик мечети максимально приближен к изначальному. Она представляет собой купольное строение, причем главный купол имеет 11 м в диаметре и вознесен на высоту 22 м. В его верхней части устроено 16 окон, забранных витражами в разной цветовой гамме. Различия между теплыми и холодными цветами призваны символизировать времена года, а также начало, расцвет и угасание жизни.
Восстановленные ныне минареты имеют высоту 35 м каждый. Их видно издалека, они служат в этой части города своеобразными ориентирами. Основную часть окружают двухэтажные галереи, перекрытые малыми куполами приплюснутой формы (по 3 на сторону). Для строительства использовался местный камень-ракушняк.
Хотя мечеть является действующей, но в выходные сюда допускают обычных экскурсантов. Время лучше выяснять с помощью новостных и информационных ресурсов Евпатории либо договариваться о проведении групповых экскурсий заранее. Внешний же осмотр Джума-Джами включен во множество туров по Евпатории и Малому Иерусалиму. Она интересна и без посещения изнутри. Воистину это одно из самых знаменитых культовых сооружений курорта и полуострова, наряду с Текие дервишей и православным храмом, которому покровительствует Николай Чудотворец.
Почему мечеть Джума-Джами стоит посетить туристу
Архитектура — главная особенность здания, благодаря которому оно и привлекает путешественников. Фундамент в плане имеет форму прямоугольника, стены гладкие и высокие. По бокам располагаются галереи, подсвеченные двойными оконными ярусами. Каждая галерея перекрыта куполом
Стоит обратить внимание и на другие особенности комплекса:
- Диаметр главного купола составляет 11 метров (многокупольная мечеть — уникальное для Европы сооружение).
- Высота главного зала — 22 метра.
- Подпружные арки и паруса являются базой для 16 окон.
- Сами окна снабжены витражами (на севере — в холодных тонах, на юге — в теплых).
- К центральному сооружению примыкает притвор, оборудованный пятью куполами.
- Общее количество куполов Джума-Джами — 11.
- Оба минарета, входящих в комплекс, имеют 35-метровую высоту.
Минареты, к слову, служат хорошими ориентирами для туристов, поскольку их можно увидеть издалека. Всю эту красоту украшает двор, скрытый за каменным ограждением. Здесь локализуется некрополь, состоящий из мраморных могильных плит. В некрополе похоронены турецкие военачальники, павшие в период Крымской войны. Что касается самой мечети, то для ее строительства был использован ракушечник, добытый в крымских каменоломнях (на несущие стены был выделен известняк).
Внутрь мечети ведут четыре двери, ориентированные по сторонам света
При посещении объекта важно учитывать, что вы отправляетесь в действующий храм. Верующие свободно могут попасть в мечеть независимо от дня недели
Туристу стоит дождаться выходных и присоединиться к организованной экскурсии. Вам поведают о следующих вещах:
- культуре мусульман;
- религиозных тонкостях ислама;
- старинных обычаях;
- занимательных исторических фактах;
- средневековой архитектуре.
Определенного времени для экскурсионных программ не существует. Вам придется отслеживать информацию в новостных лентах или самостоятельно формировать экскурсионные группы. Стандартное время для экскурсий: 11.00-15.00. Впрочем, осматривать достопримечательность снаружи можно и самостоятельно — и, главное, бесплатно.
История создания мусульманского храма
Много достопримечательностей осталось с того времени, когда русских еще не было в Симферополе. Мечеть Кебир-Джами появилась еще в Акмесджите – предтечи столицы полуострова. В хорошо известных историкам первых годах XVI века правитель Хаджи Абдурахим Бек решил поставить белый храм, чтобы увековечить себя в веках (город с тех пор даже назвали Акмесджит – «Белая церковь»). Тому, что имелась в виду именно эта мечеть, есть подтверждение.
В начале 90-х гг. прошлого столетия, в период проведения здесь реставрации, исследователи обнаружили необычную доску. На ней был текст, указывающий на дату освящения Кебир-Джами. Речь идет о 914 г. Хиджры (1512 г. по европейскому стилю), а также о том, что полис назван в честь данной мечети. К тому времени она стояла здесь уже четыре года. Любопытно, что знак зодчего на поверхности находки не обозначен. Арабские слова гласят: «Этот Дом Божий возведен в честь могущества Менгли Первого Гирея – хана, которому Бог простит все прегрешения, а также грехи его потомков в месяц Мухарам в год 914».
Советская власть соборное сооружение не тронула, но уже в период Великой Отечественной войны, судя по записям в городских хрониках, оно оказалось в весьма запущенном состоянии. Восстанавливали его несколько раз. Последняя реставрация датируется осенью 1991 г. К этому времени здания Кебир-Джами уже два года принадлежали местной мусульманской общине, которая и попросила городскую администрацию подновить мечеть.
С приходом Крыма в Россию количество посетителей у данного объекта в разы увеличилось. Некоторые визитеры приходят сюда совсем не из праздных побуждений. Однако значительная часть отдыхающих просто наслаждаются внешним видом религиозного комплекса, раскинувшегося в прекрасном Симферополе.
Интересные факты и легенды
В среде местного населения и некоторых историков бытует миф, что комплекс был поименован «Белым» из-за своего белоснежного фасада. «Ак» со всех тюркских языков обозначает «белый». Благодаря своему окрасу «дом пророка» был виден издалека. Говорят также, что самый активный этап восстановления магометанской церкви приходится на время массового приезда крымских татар из «среднеазиатского изгнания».
Практическая информация
Осматривать достопримечательность могут все гости Феодосии вне зависимости от вероисповедания. Конечно, определенные правила соблюдать придется, поскольку вы едете в священное место. Вот эти правила:
- Нельзя заходить внутрь во время богослужения (обед пятницы).
- Соблюдайте дресс-код (шорты, майки, короткие топы и юбки недопустимы).
- Женщинам надлежит покрыть голову хиджабом (или обычным платком).
- У входа обувь снимается.
- Мобильные телефоны должны быть отключены.
- Мешать молящимся, пить и есть внутри храма строго запрещено.
- Если нет намаза, можно фотографировать (все объекты за исключением людей).
Работает мечеть без выходных (8.00-17.00), плата за вход не взимается, но пожертвованиям всегда рады. Добраться в Феодосию можно несколькими способами. Рассмотрим их:
- Самолет. Покупаете билет до Симферополя, затем пересаживаетесь на маршрутку, такси или автобус. В Крым летают рейсы «Трансаэро», S7, «Аэрофлота». Билет в оба конца из Москвы обойдется в 5000 рублей. Феодосия отстоит от Симферополя на 120 километров.
- Поезд. Проще всего оформить «единый билет» и ехать через Краснодар. Цена вопроса — 2000 рублей. От Краснодара до Феодосии можно доехать прямым поездом за 600 рублей.
- Автобус. Цены для москвичей стартуют с отметки в 2500 рублей. За багаж насчитывается 10-процентная наценка. Ехать вы будете через Керчь, проведя в пути около 30 часов.
- Машина. Выехав на магистраль М-4 «Дон», двигайтесь в направлении Кислявской, а затем поверните к Тимашевску. Дальше — мимо Темрюка по шоссе Р-251. Из порта «Кавказ» вас вывезет паром (билеты лучше оформить месяца за три).
От железнодорожного вокзала «Феодосия» к мечети можно дойти пешком, двигаясь по улице Горького. Пересеките парк «Морсад» и поверните на Караимскую. Из центра города (и от автовокзала) к объекту можно добраться на автобусах № 2 и 2А (выход на остановках «Улица Чехова» и «Улица Красноармейская», соответственно). Приятного путешествия!