Описание
Во дворце — 116 помещений. Высота потолков многих комнат — различна, поэтому дворец имеет асимметричную форму.
Маршрут экскурсий по Ливадийскому Дворцу в Крыму включает посещение комнат и кабинетов первого и второго этажей, прогулку по Итальянскому внутреннему дворику, а также парку.
Первый этаж
Парадный кабинет императора. Строгий, но при этом патетичный кабинет, отделанный красным деревом и позолоченной бронзой, в период Крымской конференции служил спальней самого Ф. Рузвельта.
Белый зал. Праздничное, светлое помещение в стиле модерн, выполненное в белых тонах, служит местом проведения международных политических мероприятий с конца 20-го века.
Парадная ожидательная. Во время Ялтинской конференции в ней был организован рабочий кабинет Ф. Рузвельта. Здесь же экспонируется фотография президента, сделанная в тот же год. Помещение выполенно в духе ренессанса.
Бильярдная. Исполненная в духе того времени, в английском стиле, бильярдная Ливадийского дворца является местом подписания главного документа конференции. Здесь размещены знаменитые фотографии — «Большая тройка», и «Официальный завтрак в английской бильярдной участников Крымской конференции».
Второй этаж
Экспозиция второго этажа дворца в Ливадии посвящена семье Романовых, для которых Белый дворец служил летней резиденцией. Она так и называется: «Романовы в Ливадии». На экспозиции представлены предметы, окружавшие представителей царской династии и принадлежащие августейшим особам — их письма, фотографии, картины, книги, мебель.
Помещения: Верхний кабинет императора, Роскошный кабинет Императрицы, Будуар императрицы, Опочивальня Их Величеств, Царская семейная столовая.
Верхний кабинет императора с камином, разделённый на рабочую зону и зону отдыха, был любимым помещением Николая II, а сегодня считается самым красивым местом во всём дворце.
Итальянский дворик
Центром дворца, по замыслу архитектора Краснова, является его внутренний Итальянский дворик. Строительство дворца началось именно с него: в возведении жилых зданий в те времена применялся принцип «изнутри наружу».
В Итальянский дворик, окружённый арками, зеленью и цветами, ведут ажурные ворота, выкованные Веронскими мастерами. Центром сказочной композиции является фонтан.
Здесь во время проведения Ялтинской конференции было сделано множество знаменитых фотографий с изображениями глав стран антигитлеровской коалиции.
Вход в Итальянский дворик – платный. Для туристов здесь работает профессиональный фотограф.
В здании дворца есть еще один дворик – Арабский, представляющий собой световой колодец для освещения комнат, не имеющих выхода на улицу.
Парк
Чудесный парк, окружающий Белый дворец в Ливадии, был заложен при жизни одного из первых владельцев территории, до создания самого дворца. Сегодня в нём произрастают яркие представители флоры южного берега Крыма — тополя, кипарисы, кедры и роскошные цветы.
С восточного фасада здание охраняет химера — скульптора мифического животного с пастью льва, телом козы и хвостом змеи. Согласно поверью, эти существа отгоняют злых духов от дома.
Рядом со звонницей расположена колонна из серого мрамора, украсшенная стихами на арабском и турецком языках. Примечательна она историей своего происхождения: долгое время считалось, что её презентовал дворцу персидский шах. Однако впоследствии, в ходе проведения целого ряда исследований и манипуляций, оказалось, что она, скорее всего, являлась трофеем Русско-турецкой войны 1877-78 гг.
Ливадийский дворец – это целый архитектурно-ландшафтный музейный комплекс, в который входят: Турецкая (серебряная) беседка, 500-летний дуб пушистый, Особняк министра Фредерикса, Крестовоздвиженская церковь, Мозаика «Воздвижения честного креста», Царская тропа.
В Ливадийском музейном комплексе проходили съемки многих российских кинофильмов: «Собака на сене», «Овод», «Анна Каренина», «Всадник без головы».
Юсуповский дворец (Крым)
В 1824 году в Кореизе А. С. Голицына начала возводить имение. Она построила не только большой дом и хозяйские постройки, но и винные погреба и Воскресенскую церковь. Работы длились в течение десяти лет. В середине девятнадцатого века поместье, к сожалению, продается по частям. Одну из них приобретает промышленник Морозов, вторую – брат Натальи Гончаровой (жена А. С. Пушкина) – Иван Гончаров. Позднее по частям имение собирает и приумножает его земли Ф. Ф. Сумароков-Эльстон. Носить Фамилию Юсупов он стал только в 1882 году, женившись на дочери известного князя Юсупова Н. Б. Зинаида Николаевна наследовала несметные богатства и была последней представительностей древнего рода. Александр III позволил ее мужу (Сумарокову-Эльстону) взять не только фамилию Юсуповых, но и их титул. Новый владелец имения не был стеснен в средствах, а потому решил построить более внушительное здание. Проект был поручен Н. Краснову. Здание было построено в виде подковы, обращенной к морю. Дворец был построен из серого гаспринского известняка в неороманском стиле. В оформлении здания были использованы элементы итальянского Ренессанса.
После завершения всех работ в 1904 году во дворец из подмосковного Архангельского имения были перевезена часть известной коллекции живописи и несколько полотен Рембрандта.
Экспозиция Ливадийского дворца — архитектурные стили и вехи истории
В период с 1911 по 1914 годы царская семья ежегодно отдыхала в ялтинской резиденции. Император с детства любил это поместье, но после того как вложил сюда 2 600 000 рублей серебром из личных средств, стал ценить его еще больше. Дворец был построен с применением технологических хитростей, камень пропитывался специальным составом, а итальянские и отечественные мастера вручную трудились над отделкой каждого сантиметра.
Величественное строение, построенное практически по мановению волшебной палочки, делилось на два этажа и включало в себя:
Кабинет Франклина Рузвельта
- Вестибюль в стиле Итальянского Возрождения с массивными двухстворчатыми дверями и большим камином из белого мрамора.
- Парадную столовую как самый большой зал Дворца, в котором главный акцент сделан на декоративной лепнине потолка с элементами растительных и геометрических орнаментов. В столовой всегда было много света за счет больших арочных окон и дверей, интерьер дополнялся четырьмя колонами и великолепной статуей Пенелопы работы немецкого скульптора Бруггера. На протяжении многих десятилетий зал вносил свою лепту в мировую историю и в феврале 1945 года послужил местом встречи глав трех великих держав. Ялтинская конференция, где встретились лидеры СССР И.Сталин, США Ф.Рузвельт и Великобритании У.Черчилль решала судьбу побежденной Германии, Европы в целом и дальнейшее обустройство мирового пространства.
- Приемный кабинет с ожидательной комнатой были отделаны панелями из красного дерева. В центре помещения огромное зеркало над мраморным камином, украшенное резьбой и античными скульптурами. В период конференции кабинет служил спальней президента США Ф.Рузвельта.
- Бильярдную, обшитую каштановым деревом, и выдержанную в стиле Тюдоров с расписным потолком использовали в качестве столовой для президента. Тут были подписаны важные итоговые документы Ялтинской Конференции.
- Итальянский дворик, который был задуман как место для прогулок и отдыха царской семьи, выдержан в стиле эпохи Возрождения. В центре мраморный фонтан, он него расходятся прямые дорожки в разные части дома. В этом дворике 9 февраля была сделана известная фотография «Большая Тройка».
- Арабский дворик, который не предназначался для прогулок, а служил только источником света, был украшен великолепными плитами с восточным орнаментом и включал в себя маленький мраморный фонтан «Мария».
Кабинет императрицы
На втором этаже Ливадийского Дворца располагались другие значимые помещения. Среди них:
Рабочий кабинет императора, который Николай Второй считал удачей архитектора и лучшей комнатой Дворца. Помещение сохранило торжественность и в наше время за счет массивного камина в духе модерна, богатой отделки зеленым камней, бронзой и панелями маренного клена. Гостиная и кабинет императрицы отличались легкостью и изяществом, отделка в теплых тонах из светлых пород ясеня и клена. Из всех предметов мебели императрицы до наших дней сохранился трехстворчатый стеклянный шкаф со встроенными стеклами, а в кабинете с камином овальные зеркала и акварельные картины. Спальня их Императорских Величеств выполнена в белых тонах, на стенах богатые лакированные панели, а в угловой нише массивная кровать. Сохранился камин, обделанный кленом и некоторые предметы мебели. Из спальни был выход на широкий балкон, где семья Романовых любила устраивать обеды и семейные чаепития. Классная комната Великих княжон полностью отделана дубовым массивом, а петербургские мастера изготовили венскую мебель в соответствующем стиле
Царственные родители уделяли большое внимание образованию детей, и сам архитектор Краснов преподавал им азы рисования. Библиотека в духе аристократической строгости и простоты
Книжные шкафы из красного дерева полностью опоясывают стены, создавая ощущение сплошной деревянной обшивки. Фотография была одним из главных увлечений царственных особ, в библиотеке и в других комнатах дворца сохранилось множество любительских фото об отдыхе императорской семьи в Ливадии. Малая столовая была любимым местом для семейных обедов и уютных посиделок, она скромно отделана тисовым деревом, а главным акцентом комнаты служит камин с керамической плиткой. Большой обеденный стол никогда не пустовал, императорская семья была хлебосольной, и до наших дней сохранились предметы из царских сервизов с вензелем «Ливадия».
Воронцовский дворец
Воронцовский дворец в Алупке – один из самых известных дворцов южного берега Крыма. Он был построен в середине 19 века для графа Воронцова, бывшего в то время генерал-губернатором Новороссийского края. Здание в стиле английских готических замков спроектировал англичанин Эдвард Блор, ни разу не бывавший в Алупке. Это не помешало архитектору досконально изучить местный ландшафт и органично вписать в него свое создание. На фоне суровых стен и башен любят фотографироваться не только туристы, но и молодожены. Особой изюминкой дворца является Южная терраса с шикарной лестницей и скульптурами спящих львов. Терраса смотрит на море и поражает восточной пышностью. Над входом вплетена надпись на арабском языке «И нет победителя кроме Аллаха».
В Алупкинском дворце жили три поколения семьи Воронцовых. Все изменилось после революции 1917 года. Имение было национализировано, в 1921 году в нем открыли музей. Музей понес серьезные потери в Великую Отечественную войну, когда оккупанты забрали с собой множество экспонатов. По подсчетам директора, убытки составили около 5 миллионов рублей.
Во время Ялтинской конференции здесь расположилась английская делегация во главе с Уинстоном Черчиллем. Только через 10 лет после ВОВ дворец вернули музею, до этого он функционировал как государственная дача.
Воронцовский дворец в Крыму притягивал взгляды советских режиссеров. Здесь снимались такие фильмы как «Гамлет», «Обыкновенное чудо», «Алые паруса», «10 негритят», «Асса», «Академия пана Кляксы» и другие.
Я люблю гулять по огромному живописному парку дворца. Он считается шедевром садово-паркового искусства и создавался больше четверти века. Здесь есть многочисленные рукотворные пруды, водопады и каскады. С полян открываются прекрасные виды на гору Ай-Петри и всю гряду Крымских гор. К тому же прогулка по парку и у дворца – удовольствие бесплатное.
Адрес: Алупка, Дворцовое шоссе, д. 18.
Как добраться: из Ялты на маршрутках № 102 (с автовокзала) и № 32 (из центра) до остановки «Воронцовский дворец», потом пройти 10 минут по дороге до северного парадного двора. Или на маршрутках № 107 и 115 с автовокзала Ялты до остановки «Автостанция» и пройти 15 минут до западного входа.
Режим работы: с 9.00 до 17.00, в субботу до 20.00 (с 1 ноября по 30 апреля), с 9.00 до 18.00, в субботу до 20.00 (с 1 мая по 31 октября).
Цена: 350 рублей, экскурсия по парку – 100 рублей.
Царская резиденция
После смерти Потоцкого в 1860 году родные графа начинают поиски покупателей, желая поскорее избавиться от имения и связанных с ним хозяйственных хлопот. И желающие приобрести экзотический уголок быстро находятся
Имение привлекает внимание Российского императора Александра II. У супруги царя – императрицы Марии Александровны чахотка, а Крымское побережье, как известно, лучшее место для оздоровления
В 1861 году Удельное ведомство выкупает Ливадию для монаршей семьи. Так начинается новая веха в истории Ливадии – царский период.
Барский дом Потоцких тесен для новых владельцев. Требуются дополнительные помещения для обслуживающего персонала. Императрица решает расширить дом, но сделать все «как можно проще». На перестройку уходит четыре года и 260 тысяч рублей. Для осуществления реконструкции был приглашен архитектор Ипполит Монигетти. Он пристраивает к дому парадное крыльцо и витые лестницы. Отныне строение называют Большим дворцом, хотя, по сути, оно по-прежнему остается большим сельским домом. Появляется еще один дворец – Малый. Он предназначен для великих князей и выполнен в традиционном стиле для Южного берега Крыма. Ни первое, ни второе здание не сохранились до наших дней: В начале XX века Большой дворец полностью перестаивается, а Малый был взорван немцами перед тем, как войска Гитлера покинули Ялту. Из того периода сохранились лишь турецкая беседка и дворцовая церковь, которую перестроили из католической часовни Потоцких. Небольшой изящный храм, украшенный цветными витражами и резьбой по дереву, построен в византийском стиле.
Через 20 лет после постройки стены Малого дворца от фундамента до карниза покрылись трещинами. Эксперты рекомендовали снести здание, однако царской семье был дорог каждый его уголок. Ливадия к этому времени стала их любимым местом для отдыха. Александр III, который на тот момент правил страной, принял решение разобрать аварийные строения и собрать их на новом месте в прежнем виде.
Вскоре Большой дворец также потребовал реконструкции. В 1904 году специалисты рекомендовали провести в нем капитальный ремонт. Николай II с супругой, к которым перешел Ливадийский дворец, решают его снести и построить новый, ныне известный как Белый дворец. Возведение поручили русскому архитектору Николаю Петровичу Краснову. Строительством электростанции, гаража, жилых домов для сотрудников занимается архитектор Г.П. Гущин. На этот раз на строительство не жалеют средств. Ливадия становится визитной карточкой юга России. Здесь принимают наиболее важных гостей: дипломатов, германского императора, членов британского королевского двора, греческих и румынских королей… Грандиозное строительство началось в 1910 году. Две с половиной тысячи рабочих трудились и днем, и ночью, возведя за удивительно короткий срок (17 месяцев) дворец в духе итальянского ренессанса. Здание полностью преображается, теперь его украшают арочные окна, изящные аркады, обрамленные тонкой резьбой, мраморные колонны. Стены, сложенные из белого инкерманского камня, покрывают особым химическим составом для предотвращения выветривания и загрязнения. Наконец, уютное гнездышко для императорской семьи готово. Однако судьба немилосердна. Романовы отдыхают в Ливадийском дворце всего четыре раза. 12 июня 1914 года они в последний раз покидают летнюю резиденцию, не подозревая, что навсегда прощаются с ней. «А мы так рассчитывали на долгое пребывание в Ливадии», – записал Николай II 28 июля 1917 года в дневнике после того, как Временное правительство отказало ему в просьбе поселиться после отречения от престола в любимом месте.
Внутренний интерьер и описание комнат
Ливадийский дворец в Крыму – это большое двухэтажное здание. В экспозицию музея входят комнаты на первом и втором этажах.
На первом этаже расположены помещения:
- Вестибюль встречает гостей при входе во дворец. Это помещение в стиле итальянского Возрождения с массивными дверьми и большим мраморным камином.
- Парадная столовая – самый большой и светлый зал во дворце. Потолок украшает декоративная лепнина в виде правильных геометрических и природных форм. Именно на него сделан главный акцент в дизайне помещения. За счет больших окон комната кажется очень светлой и большой. Её интерьер украшают колонны и статуя Пенелопы, произведённая рукой немецкого мастера Бруггера. Но знаменита столовая не своим величественным дизайном. Именно в ней в феврале 1945 г. прошла знаменитая Ялтинская конференция, где решалась судьба дальнейшей жизни и развития Европейских стран.
- Кабинет с комнатой ожидания. Стены помещения обшиты красным деревом. Посередине комнаты стоит камин из мрамора, а над ним зеркало с резьбой и скульптурами. Именно эта комната принимала президента США, так как находится в непосредственной близости от столовой.
- Бильярдная комната обшита красными панелями, а потолок расписан узорами. Во время Ялтинской конференции бильярдная комната стала столовой для президента.
- Итальянский дворик задумывался архитектором «сердцем» дворца. По месту, сделанному в стиле итальянского Возрождения, любили прогуливаться и отдыхать в тени деревьев члены королевской семьи. Центром дворика является фонтан из мрамора, а от него в разные стороны расходятся дорожки.
- В Арабском дворике практически не гуляли члены королевской семьи, он служил источником света во дворце. Дворик украшен плитами с восточными узорами и имеет маленький мраморный фонтан под названием «Мария».
Второй этаж также часто использовался своими хозяевами и имеет очень интересные комнаты:
- Кабинет императора Николая II. Правитель был в восторге от того, как удачно получилась комната. Он называл свой кабинет лучшим помещением во всем Дворце. Оно поражает глаз торжественностью и пышностью. Элементы комнаты отделаны бронзой, зеленым камнем и панелями маренного клена. Массивный камин тех времён сохранился до современности.
- Кабинет императрицы и гостиная. Эти комнаты сильно отличались от рабочего места Николая II. Они наполнены лёгкостью и изяществом, свойственными женщинам. Теплые тона и светлые породы дерева делают комнаты нежными. Сохранился и большой трехстворчатый шкаф, и зеркала, и акварельные картины.
- Спальни королевской семьи имеют белые стены с красивыми панелями, покрытыми лаком. Большая кровать стоит в угловой нише комнаты. Камин вопреки стилю дворца не мраморный, а сделан из клена. Из спальни есть выход на большой балкон. Во времена пребывания во Дворце, королевская семья любила встречать день и любоваться красотами Крыма именно с него.
- У Великих княжон была комната, в которой они занимались учёбой. Она называлась классной. Император и его жена пристально следили за образованием детей. Архитектор Краснов даже преподавал им рисование в стенах классной комнаты.
- Библиотека полностью обшита красным деревом. Она выглядит очень строго и без лишней праздности. В библиотеке сохранились любительские снимки с фотоаппарата королевской семьи. Они были увлечены фотографией.
- Малая столовая. Ещё одно любимое место всей семьи Императора. Они часто обедали за большим столом в комнате. Он никогда не пустовал, в музее сохранился даже сервис с гравировкой Ливадия. Стены обшиты очень скромно из тисового дерева. Главным предметов в комнате был камин с керамической плиткой.
Архитектура Ливадийского дворца
Ливадийский(Белый) дворец
Возведен он был очень быстро (если учитывать сложность плана и грандиозность строения) – за семнадцать с небольшим месяцев. Свои двери Дворец в Ливадии распахнул для монаршей семьи в 1911 г. Главным архитектором и создателем инженерного проекта являлся один из самых выдающихся зодчих, имевший звание академика – Николай Краснов. Он за свою карьеру построил немало великолепных дворцов в разных регионах Крыма. Белый дворец в Ливадии и поныне поражает своей необыкновенной белоснежностью.
Доминирующий стиль архитектуры – итальянский Ренессанс, самым гармоничным образом дополненный готикой. В дворцовом экстерьере также прослеживаются элементы, характерные для византийского и арабского архитектурных стилей. Не просто легкость, а даже некую воздушность всему сооружению придают окна арочного типа, которые богато декорированы изящной и тонкой резьбой; а также — выполненные с особенным изяществом аркады и белоснежные мраморные колонны. Интерьерное решение дворца самым удачным образом сочетает в себе домашний комфорт и настоящее величие. И сегодня поместье в Ливадии – это полноценный ландшафтно-дворцовый комплекс, имеющий прекрасно благоустроенную и обширную парковую зону.
Архитектурный стиль и внутреннее убранство белоснежного замка
Фото старого деревянного дворца
Стоит отметить, что дворец был создан с учетом современных технологий того времени. Ведь, еще несколько лет назад на его месте были и другие постройки, но они не смогли уцелеть до нашего времени из-за негативного влияния климата, грунтовых вод и особенностей породы.
Архитектору Краснову пришлось вложить большое количество усилий, чтобы достичь внутреннего убранства и настоящей силы крепости Ливадийского дворца.
Для Николая Второго построение оказалось действительно дорогим. По источникам царь вложил не менее 2,6 млн рублей в создание дворца. Для крепости камни пропитывались специальным составом, а над внутренним убранством работали итальянские мастера того времени, вручную вырезая каждый узор. Двухэтажная крепость включила в себя следующее:
- Вестибюли с каминами из камня и красивыми двухстворчатыми дверями;
- Парадные комнаты с декоративной лепниной;
- Кабинеты для приема, выполненные из красного дерева;
- Бильярдная, созданная в стиле Тюдоров;
- Арабский и Итальянский дворик.
Исторические факты
- Ливадия в 1861 году была собственностью Потоцкого;
- После его смерти территория была выкуплена Александром Вторым;
- Жена Александра Второго болела туберкулезом, поэтому ей был показан отдых у моря, что послужила первым толчком создания построений на территории;
- Минигетти возвел Большой Дворец для императрицы;
- Ливадийский дворец не сохранился, его съела сырость;
- В 1909 году было принято решения разобрать существующие постройки и возвести новый дворец с учетом нового времени.
Садово-парковый комплекс и карты строений на территории
На территории Ливадийского дворца располагается чудесный садово-парковый комплекс. Парк занимает практически 40 га. На территории произрастают кедры, сосны, земляничники и множество других растений. Множество хвойных насаждений были предусмотрены еще для больной императрицы. Среди насаждений есть выложенная тропа, что позволяет прогуляться и ощутить свежий морской воздух.
Крестовоздвиженская церковь для царской семьи
Крестовоздвиженская церковь была построена еще Монигетти в1863 годы и сохранилась до нашего времени. Она единственная уцелела после снесения построек. Она является миксом византийско-русского стиля. Храм на самом деле очень маленький, поскольку предназначался только для императорской семьи. При этом квадратная и однокупольная церковь отличалась богатством украшений. Здесь есть элементы, выполненный из резного мрамора, входные ворота – из бронзы, а в центре церковного свода – лик Иисуса Христа. В храме есть 50 святых образов, мощи, дорогие ковры и бесценные реликвии.
Церковь на территории дворца
Интересные факты о Ливадийском дворце
- Над постройкой дворца трудились 2,5 тыс. рабочих;
- Внутреннее убранство выполнена из дорогих и натуральных материалов. При этом каждая из комнат и помещений создана в своем собственном стиле;
- В 1925 году дворец принял своих первых постояльцев;
- Чтобы излучать крахмальную свежесть дворец был покрыт флюатом и секретной смесью;
- Ворота для Итальянского дворика были созданы вручную;
- После революции кабинет Николая Второго почистили полностью;
- В Ливадийском дворце есть надпись, выполненная на арабском и турецком языке. Ее происхождение точно неизвестно.
Что вам расскажут на экскурсии по территории?
заказав экскурсию можно многое узнать о жизни и семье императоров. Также существует возможность открыть для себя новые исторические факты. Дворец является некой «исторической книгой», о которой можно рассказывать долго. Построение радуется своим архитектурным стилем, что оценят любители искусства. Во дворце есть масса архитектурных памяток и дорогих предметов того времени.
Парк Юсуповского дворца
Вся парковая зона была продумана до мельчайших деталей. Интересен тот факт, что растения на территории имения появились еще задолго до Юсупова. Их высаживал на голицынских землях директор Императорского сада Гартвис Николай. Именно благодаря ему здесь и по сей день произрастают кипарисы, акации, розмарин, дуб пушистый, ясень, платан и т. д. Все новые культуры высаживались при условии бережного сохранения дикорастущих растений – сосен, можжевельника реликтового и фисташки. Так и появился настоящий зеленый рай. По приказу Юсупова на побережье был построен бассейн, в котором поддерживалась в течение всего года температура воды, пригодная для купания. Семья прожила в поместье до апреля 1919 года, после чего навсегда покинула Россию на английском корабле.
В дальнейшем Юсуповский дворец (Крым) был превращен в санаторий, а позднее стал Госдачей под номером четыре. Далеко не все строения сохранились, но тем не менее и сейчас дворец поражает своей красотой.
Немного истории
Строительство первого здания для династии Романовых началось в 1861 году, когда император приобрел эти земли в частное пользование.
Архитектуру паркового ансамбля доверили Ипполиту Монигетти, и по его проекту строительство предполагало воздвижение нескольких объектов:
- Большой и малый дворец;
- Свитский дом;
- Церковь;
- Подсобные помещения, кухня.
К сожалению, из всего архитектурного ансамбля выстоял только Большой Ливадийский дворец в Крыму. Апартаменты наследника (Малый дворец) через два десятилетия после строительства начали разрушаться под действием грунтовых вод, а сам Большой дворец несколько раз перестраивался. В 1904 году русский архитектор Краснов отреставрировал здание, добавив в него все, что хотел видеть император Николай II, принявший решение обосноваться здесь надолго.
Официальное открытие паркового комплекса состоялось в 1911 году. Здание совместило более 110 залов и комнат, и четыре небольших прогулочных дворика. В таком виде архитектурный ансамбль пробыл всего 7 лет, и уже в 1918 году был практически полностью уничтожен немцами и белогвардейцами.
В 1925 году Ливадийский дворец, как и все остальные архитектурные и культурные памятники Крыма, был частично восстановлен и отдан под санаторий для колхозников и рабочих.
Еще одним ярчайшим историческим событием, сделавшим музей знаменитым, стало проведение в нем Ялтинской конференции 1945 года. После этого исторического события здание в начале отходит НКВД, а затем превращается в дачу для отдыха Государственных деятелей. В начале 50-х годов прошлого столетия правительством вновь принимается решение об открытии во дворце санатория. И, наконец, в 1974 году дворец полностью переходит к историко-культурному фонду СССР.
После открытия музея в нем работают лишь две экспозиции:
- Выставочный зал;
- Историческая, посвященная событиям 1945 года.
Известные фильмы советского кинематографа, снятые в стенах Ливадийского паркового комплекса: «Овод», «Анна Каренина», «Собака на сене», «Отелло», «1 шанс из 1000».
Царская дача
Большой Дворец был значительно расширен и перепланирован. Бывшая домовая часовня католиков Потоцких стала отдельной церковью (это одно из немногих строений, которое сохранилось до нашего времени). Потом построили еще одну церковь – и Мария Александровна сама выбирала для нее место.
Был построен отдельный Малый дворец для наследников, напоминающий Бахчисарайский («в татарском вкусе» — так называл эту восточную эклектику сам архитектор), а также многочисленные садовые павильоны и служебные помещения. Мрамор для отделки заказывали в Карраре, а мебель – у лучших парижских мастеров.
Парком и садами занимался теперь садовник Климентий Геккель, также выбранной императрицей: до этого он работал в ее личном подмосковном имении. Императрица любила розы и отличалась слабым здоровьем: Геккель высаживал хвойные породы, для того, чтоб ее всегда окружал целебный воздух, и значительно расширил розарий. Перголы, увитые плетистыми розами, стали украшением сада.
Первый раз официально царское семейство приехало сюда в августе 1867 года. По этому случаю в Ялте и окрестностях было организовано грандиозное народное гуляние со скачками, полковыми оркестрами и аттракционами.
Жизнь в имении была «домашней», придворный этикет почти не соблюдался. Здесь гуляли, купались, отдыхали. Император привозил сюда и свою любимую фаворитку – княгиню Екатерину Юрьевскую. Последнее свое крымское лето, уже после смерти императрицы весной 1880 г., Александр II провёл здесь с княгиней Юрьевской уже в качестве морганатической жены.
История постройки достопримечательности
Первый дворец в этом месте построил польский магнат граф Лев Потоцкий в 1834 г. Неизвестно, как он выглядел, потому что когда в 1861 г. его приобрела императрица Мария Александровна, она решила его полностью перестроить. Работы по перестройке старого (Большого дворца) и возведению нового (Малого), предназначавшегося для цесаревича Александра, велись по проекту итальянского архитектора Монигетти.
Кроме двух дворцовых сооружений, в период с 1861 по 1871 гг. здесь появились Крестовоздвиженская церковь, дача Эреклик, Свитский дом, расширялся и украшался парк, разбитый еще Потоцким. Дворец настолько понравился императорскому семейству, что стал его неизменной летней резиденцией, а в 1894 г. во время отдыха здесь провел последние дни Александр III.
Но здание Большого оказалось недолговечным, к началу ХХ века оно находилось в довольно плачевном и ветхом состоянии. В 1904 г. его снесли под самый фундамент, начав возведение новой резиденции, получившей название Белый дворец. Строительством занимался талантливый архитектор Николай Краснов, воплотивший в жизнь свой грандиозный и амбициозный проект в рекордно короткие сроки. Спустя всего 1,5 года, в сентябре 1911 г. на месте унылого пустыря возник прекрасный Ливадийский дворец, принявший, наконец, окончательный облик.
Жемчужина Советской эпохи
После Гражданской войны он был полностью разграблен и имел удручающий вид. Новое, советское руководство в 1925 г. приспособило его под санаторий для крестьян. Но уже в 1931 г., после основательного ремонта, он стал климатическим санаторием, посещаемым пролетарскими писателями и деятелями культуры. В 1945 г., по инициативе Сталина, здесь проводилась конференция союзных стран. Выбор был очевиден – во время войны здание практически не пострадало, делегация во главе с Черчиллем размещалась неподалеку и не думала, как добраться до Ливадийского дворца – из Ялты до него рукой подать. С 4 по 11 февраля бывшая царская резиденция, где разместили американцев с президентом Рузвельтом, стала местом, где решалась судьба послевоенной Европы. А фото трех лидеров, сидящих на его фоне, обошло весь мир и принесло достопримечательности широкую известность.
Царская дача Южнобережья
В середине XIX века курортные преимущества Тавриды оценила российская августейшая фамилия. Некоторые знаменитые дворцы и замки в Крыму обязаны появлением исключительно капризу монарших особ и их приближенных.
К их числу принадлежат Массандровский и Ливадийский дворцы, являвшиеся летними резиденциями императорских фамилий. Здесь отдыхали Александр II и Николай II. Современный Ливадийский ансамбль обязан своим появлением архитектору Н.П. Краснову.
Ныне во дворце можно ознакомиться с двумя не связанными между собой экспозициями. Одна повествует о быте царской семьи во время летнего отдыха. Вторая посвящена Ялтинской конференции 1945 г., когда тут проводились все основные переговоры лидеров стран Антигитлеровской коалиции, проживала американская делегация. Цены на посещение зависят от плана экскурсии.
Кроме собственно дворца, сюда входят парк с беседками и фонтанами и Царская тропа для прогулок. На территории сада установлен памятник Сталину, Черчиллю и Рузвельту в память о достижениях проводимого интернационального заседания.