Архитектура и история Лазаревской церкви
Начиная рассказ об архитектурных особенностях Лазаревской церкви, сразу стоит выделить ключевой момент. Именно этот храм положил начало так называемому “священному пятиглавию”. Оформление церкви в таком ключе произошло благодаря заслугам патриарха Никона, который принял решение отойти от традиционного на тот момент шатрового покрытия. Сейчас купола церкви, установленные на украшенные кокошники, многими специалистами и гостями Суздаля признаются самыми красивыми в городе. Лазаревская церковь во многом стала своеобразным образцом для других храмов Суздаля, ведь целый ряд декоративных элементов и украшений распространился на городские постройки именно с нее. Храм представляет собой классический четверик, на котором можно наблюдать наличники, массивный карниз с узорным поясом и изогнутыми кокошниками. С восточной стороны основного корпуса расположились три апсиды. Как мы уже говорили, это церковь сильно выделялась в череде архитектурных строений Суздаля. И еще одним доказательством этому служат оконные проемы в угловом храме, через которые помещение наполняется солнечным светом. То есть он не являлся глухим, как было чаще всего принято.
Кстати, многие необычные конструктивные элементы храма и его оригинальные декоративные части, специалисты объясняют возможными пожеланиями посадских людей. Ведь, как мы помним, они принимали непосредственное участие в финансировании возведения церкви. Уникальности строению придает и конструкция внутреннего перекрытия, которая является отличным показателем высокого мастерства суздальских зодчих.
Два храма
Антипиевская церковь, которую мы уже упоминали чуть выше, разместилась совсем недалеко от Лазаревской. Она получила своего название в честь Священномученика Антипа, который жил еще во времена Нерона. Он умер мученической смертью, когда не подчинился приказу поклоняться языческим божествам. В наказание за неповиновение его отправили в пылающую печь при храме Артемиды. Спустя время Антип был причислен к лику святых. Антипиевская церковь дополнила ансамбль Лазаревской в 1745 году. В принципе, у неосведомленного человека может даже сложится впечатление, что это один храм. Хотя при рассмотрении и становится видно, что строения значительно сильно различаются по архитектуре. В первую очередь, новый храм был зимним, а они традиционно имели небольшие размеры и умеренное количество декоративных элементов. Он являет собой невысокий прямоугольник с двускатной крышей. Строение увенчано одним куполом, установленном на нешироком барабане. А со стороны запада к церкви примыкает высокая колокольня, которую до сих пор относят к одним из самых заметных строений Суздаля.
Так что можете не бояться, что не найдете этот оригинальный тандем Лазаревской и Антипиевской церквей. Кстати, зачастую гости города поначалу признают колокольню главной составляющей храмового комплекса и даже не сразу замечают саму церковь. Ведь она несколько теряется на фоне своей яркой соседки. Фасады колокольни декорированы облицованными цветными столбами, а также изящными кессонами. Любопытно также, что в сравнении с другими суздальскими строениями Антипиевская церковь является значительно поздней конструкцией. Это позволило ей сохраниться в практически неизменном виде, ведь непростые времена, когда большая часть городских конструкций была разрушена, она уже не застала. В середине 20 века было принято решение провести реставрационные работы, которые коснулись обеих церквей. В рамках этих процессов были внесены изменения в окраску колокольни, но исключительно с учетом предпочтений актуальных для заказчиков 17 века. То есть была восстановлена историческая атмосфера конструкции, которую вы сможете увидеть и сами, совершив прогулку по знаковым местам Суздаля.
История Успенской церкви
История Успенской церкви берет начало во второй половине 17 века. Согласно сохранившимся документам именно в это время появилась нижняя каменная часть храма. Как и в большинстве подобных случаев, возведена она была на месте своей деревянной предшественницы.
В начале 18 века ей пришлось пережить перестройку после большого пожара, охватившего весь город. Из-за этого сейчас она состоит из форм, характерных для разных строительных эпох. В изначальном варианте конструкции у церкви была шатровая колокольня, а также придел Сергия и Никона Радонежских. Все это находилось в окружении невысокой ограды и опорных столбиков-башенок вместе с воротами. Но до наших дней эти архитектурные элементы не сохранились в результате печальных событий начала 20-го века. Тогда директору суздальского музея пришла разнарядка из Спасо-Евфимиевого монастыря, где разместился политизолятор. В ней предлагалось снести одну из кремлевских церквей, для того, чтобы использовать освободившиеся в итоге кирпичи для различных производственных нужд. Директор музея принял решение сохранить именно Успенскую церковь, как наиболее ценную в архитектурном плане. Особо он старался уберечь единый ансамбль самой церкви, придела и колокольни. Но, увы, и это в полной мере ему не удалось. В результате разрушительных работ сохранился только храм. Таким образом особый ансамбль был разбит. Уже значительно позже колокольня была восстановлена на основе имеющихся исторических данных, и вновь дополнила конструкцию.
Архитектура церкви
Специалисты называют Успенскую церковь одним из скромных, но изящных памятников Суздаля. Ее особенность в архитектурном стиле, который нехарактерен для этих мест. Храм выполнен в формате нарышкинского барокко. Для этого стиля определяющими чертами являлись элементы европейского барокко, детали готики и ренессанса, тесно переплетенные с традициями русского деревянного зодчества и каменной архитектуры.
Сама церковь представлена широким восьмериком, размещенном на четверике. На ней нет каких-то пышных украшений, но редкие элементы декора выглядят очень изящно. Купол храма покрыт барабаном и главкой небольших размеров. В середине 20 века церковь прошла реставрацию, которая позволила ей сохранить свой архитектурный облик.
Лазаревская церковь. Суздаль. История
При Андрее Боголюбском, сыне Юрия Долгорукого, столица княжества Ростово-Суздальского была перенесена в город Владимир, и княжество стало называться Владимиро-Суздальским. С начала XIV века город Суздаль превратился в столицу Суздальско-Новгородского государства.
Однако история шла своим чередом, и в город пришли татаро-монголы, которые сожгли и разграбили поселение, а местных жителей увели в плен. Но Суздаль постепенно был возрожден и, оставшись религиозно-культурным и ремесленным центром на Руси, вошел в состав Московского княжества.
В XVI-XVII веках Суздаль развивался и расстраивался. Все существующие постройки сегодня являются ансамблями древнего кремля, куда входят Спасо-Евфимиевский и Покровский монастыри. Теперь Суздаль является своеобразным городом-музеем с 200 памятниками архитектуры. Некоторые белокаменные памятники включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фото и описание
В городе Суздаль на территории Торговой площади, а именно вблизи от Ризоположенского монастыря, расположены две именитые церкви: Лазаревская и Антипиевская.
Лазаревская церковь или храм Лазаря Праведного Воскрешения — это пятиглавый храм, который является наиболее ранней православной постройкой всего городского посада. Церковь была выстроена в 1667 году, а спустя некоторое, время рядом с ней возвели Антипиевскую зимнюю церковь.
Лазаревский храм был сооружен на месте ранее существующей деревянной церкви, выстроенной еще в 15 столетии. Самые первые упоминания о церкви относятся к 1495 году, когда о нем было написано в грамоте, полученной от Ивана Третьего Спасо-Евфимиевым монастырем. В описи города Суздаль имеются записи, повествующие о том, что в 1667 году деревянная церковь была заменена на каменную при материальной поддержке посадских людей.
Основной объем представлен четвериком, искусно украшенным наличниками, широким карнизом, оснащенным изразцовым поясом и подковообразными кокошниками. Со стороны востока к зданию пристроены три апсиды. Украшение световых барабанов сделано в виде аркатурно-колончатого пояска, все углы которого выставлены на кокошники, представленные в виде подковок. Важным отличием Лазаревской церкви от других суздальских храмов является то, что угловой храм не глухой, а имеет оконные проемы, что говорит о редко применяющейся конструкции здания.
Во внутренней части здания имеется два больших столба, служащих в качестве опоры для коробовых сводов, которые формируют световые отверстия возле углов барабана и у его центральной части.
Важно отметить, что именно Лазаревский храм стал родоначальником традиции так называемого «священного пятиглавия» — в этом деле важную роль сыграл патриарх Никон, который посчитал, что именно такое завершение храма является надлежащим для церквей, а не простое шатровое покрытие. В 1745 году при храме Праведного Лазаря была выстроена зимняя Антипиевская церковь, с появление которого образовался парный тандем церквей
Она расположена буквально «в двух шагах» от Лазаревского храма. Сначала церковь находилась на месте Сретенского деревянного храма, но позднее здесь был выстроен храм Священномученика Антипа, который жил еще во времена Нерона. Святой Антип прославился невероятным подвигом – он отказался поклоняться языческим божествам, по причине чего умер страшной мученической смертью – он был выброшен в раскаленную печь при храме Артемиды, в которой чаще всего приносили идолам жертвы. После этого Антип был причислен к лику святых
В 1745 году при храме Праведного Лазаря была выстроена зимняя Антипиевская церковь, с появление которого образовался парный тандем церквей. Она расположена буквально «в двух шагах» от Лазаревского храма. Сначала церковь находилась на месте Сретенского деревянного храма, но позднее здесь был выстроен храм Священномученика Антипа, который жил еще во времена Нерона. Святой Антип прославился невероятным подвигом – он отказался поклоняться языческим божествам, по причине чего умер страшной мученической смертью – он был выброшен в раскаленную печь при храме Артемиды, в которой чаще всего приносили идолам жертвы. После этого Антип был причислен к лику святых.
Антипиевская церковь, как и большинство зимних храмов города Суздаль, имеет не столь большие размеры, лаконичную конструкцию, а также скромное декоративное оформление. Он представляет собой вытянутый к восточной части и довольно низкий прямоугольник, перекрытие которого осуществлено в виде двускатной крыши; венчание сделано в качестве одного купола, помещенного на тонком барабане. Со стороны востока к главному объему относится сделанная в форме полукруга апсида; с западной стороны располагается колокольня, являющаяся одним из самых высотных строений Суздаля. Именно по причине наличия столь величественной колокольни ансамбль Лазаревской и Антипиевской церквей относится к числу наиболее узнаваемых во всем городе.
В плане Антипиевской звонницы на четверик выставлен восьмерик, который завершается несколько вогнутым шатром, оснащенным несколькими рядами округлых слуховых оконных проемов. Фасады колокольни украшаются рустованными цветными столбами, а также изящными ширинками.
Фото и описание
В городе Суздаль находится Воскресенская церковь или, как ее еще называют, церковь Воскресения на Торгу. Храм расположен рядом с городской площадью, что неподалеку от Торговых рядов. Ее возведение пришлось на 1720 год. Рядом с летней Воскресенской церковью стоит Казанская, являющаяся зимним храмом.
Воскресенская церковь представляет собой белоснежный храм. Как многие храмы города, первоначально он был выстроен из дерева, а спустя время, а именно в 1719 году, когда он сгорел, был заново выстроен, только из белого кирпича. О том, что церковь сначала была деревянной, свидетельствуют некоторые сохранившиеся до сегодняшнего времени летописные документы. От прежнего храма остался только большой колокол, который был отлит еще во времена царствования Федора Иоанновича – последнего сына Ивана Грозного.
Храм Воскресения Христова выполнен в лаконичной архитектурной форме. Данное строение представляет собой редкий и очень ценный образец кубического двухстолпного храма. Основную часть храма составляет высокий мощный четверик, при этом его своды держатся всего на паре столбов. Кровля сделана четырехскатной, а ее венчание выполнено при помощи одного барабана, украшение которого сделано в качестве треугольных фронтонов и наличников. Непосредственно на барабан выставлена луковичная главка, имеющая совершенно небольшие размеры. Стены четверика – гладкие и оформляются угловыми пилястрами. Оконные проемы не имеют наличников, только в верхней части церковного здания находится ажурный карниз, состоящий из килевидных кокошников.
Со стороны южного фасада Воскресенского храма пристроено большое парадное крыльцо, перекрытие которого выполнено кровлей в два ската. С восточной стороны к храму относится полукружие алтаря, а со стороны запада стоит прямоугольная паперть, декор которой выполнен в виде полосы из балясин. На столпах и стенах Воскресенской церкви до сих пор сохранились некоторые фрагменты росписей, датированных 18-19 столетиями.
В середине 1739 года неподалеку от летнего Воскресенского храма была выстроена зимняя Казанская церковь, вместе с которой храм образовал единый архитектурный ансамбль. Первые упоминания о ней относятся к 1628 году, когда она описывается деревянной в писцовой книге. Как и Воскресенская церковь, Казанская в 1719 году также сгорела, после чего было решено возвести уже каменный храм.
На протяжении всего времени ее существования она много раз перестраивалась, поэтому сложно судить о ее изначальной архитектурной составляющей. Облик этого храма довольно прост и выполнен в эклектичном стиле, который дополняет сделанный из металла кружевной гребень, расположенный на коньке крыши, что является характерной чертой народного русского искусства. Храм сделан трехчастным, а в его основе лежит бесстолпный четверик, завершение которого выполнено в виде небольшой главки. Со стороны востока к храму примыкает придел с апсидой в форме полукруга, а также луковичной главкой; со стороны запада расположен притвор. При помощи портала осуществлено оформление придела, состоящего из округлых колонн, поддерживающихся внушительного размера треугольным фронтоном.
Возле северо-западного угла паперти Воскресенского храма расположена колокольня, выстроенная наряду с храмом, которая представляет собой большой четверик, выставленный на восьмигранник. Изначально колокольня была небольшой, но с течением времени было принято решение достроить над восьмериком еще ярус, который впоследствии был украшен при помощи поливных изразцов и квадратной формы нишами. Венчание колокольни было осуществлено согласно традициям столичного города Петербурга – она увенчана сферической лопастной кровлей, оснащенной высоким шпилем. С этого времени в Суздале обычное завершение храмов проводилось в виде шатра, но в данном случае зодчие решили следовать «новым веяниям в моде». Стоит отметить, что колокольня является доминирующей составляющей не только храмового ансамбля, но и всей торговой площади.
Реставрация
Эта церковная юрисдикция провела в храме реставрационные работы, о которых было написано даже в журнале «Православные храмы». Они отличались топорностью, а выполненные настенные росписи просто не выдерживали никакой критики. Состояние храмов, принадлежащих представителям РПАЦ, указывало на то, что у последних произошла полная атрофия чувства прекрасного.
По этому вопросу в 2006 году состоялся арбитражный суд Владимирской области, который привел к тому, что в декабре 2009 года было решено изъять у РПАЦ 13 городских храмов, в числе которых оказались Лазаревская и Антипьевская церкви, и отдать их Русской православной церкви. После этого их приписали к Михаило-Архангельскому храму.
Когда представители РПАЦ покидали храм, они забрали царские врата и выдрали с корнем отопительные трубы.
Восстановлением Лазаревского и Антипьевского храмов стал заниматься иерей Александр Лисин. Восстановительные работы там ведутся и сегодня, поэтому служебное расписание Лазаревской церкви Суздаля можно узнать по телефону, так как постоянного расписания еще пока нет.
Экскурсии
Знакомство с древним Суздалем
Прикоснуться к истории Суздальского кремля и шедеврам русского зодчества
Продолжительность: 2.5 часа
Эта прогулка познакомит вас с культурным наследием уютного Суздаля — одного из главных украшений Золотого кольца России. Стены Суздальского кремля откроют перед вами важнейшие страницы городской летописи от основания города до наших дней. Торговые ряды посада расскажут о быте суздальских купцов и ремесленников прошлых веков. А белокаменные монастыри и колокольни познакомят с традициями и особенностями древнего храмового зодчества. Вы убедитесь, что Суздаль — не просто город-музей под открытым небом, но и место, где сохранился подлинный дух русской старины.
Рейтинг: по 24 отзывам путешественников
Цена: 1300 руб. за человека
Подробнее…
Гид
Тамара
Все экскурсии гида
Волшебный Суздаль
Главные достопримечательности и завораживающие виды города на обзорной экскурсии
Продолжительность: 3 часа
Вы посетите старинные площади, храмы и монастыри и узнаете, как и почему Суздаль дошел до наших дней в своем неповторимом древнем обличье. А также раскроете его главную тайну и узнаете, почему в мире нет и не может быть похожего на него места.
Цена: 3825 руб. за экскурсию
Подробнее…
Гид
Анна
Все экскурсии гида
Музеи Суздаля
Путешественнику не придется ломать голову над тем, куда пойти в Суздале, чтоб заполнить свой досуг. Городские музеи обладают великолепным собранием исторических артефактов.
Архиерейские палаты
- График работы: ежедневно с 9:00 до 18:00, по пятницам и субботам с 10:00 до 21:00.
- Стоимость билета: взрослый 350 р., студенческий 200 р.
- Телефон: +7 492 312-16-24.
- Адрес: ул. Кремлевская, 20. Остановка транспорта «Красная горка».
Свой нынешний облик резиденция архиепископа Суздальского обрела в XVII веке, когда зодчие соединили элегантными галереями нижний ярус трапезной церкви, колокольни, особняк первосвященника. Тогда же была возведена и Крестовая палата. Уровень мастерства русских строителей впечатляет. Площадь помещения составляет 338 м², а высота сводов, поддерживаемых лишь изящными арками – 7,5 м. В залах палат демонстрируются археологические артефакты, рассказывающие об истории Суздальской земли. Особую ценность представляет коллекция икон, написанных в XV–XVII веках. Жемчужиной экспозиции является рукописное евангелие, принесенное в дар Спасо-Евфимиевскому монастырю князем Дмитрием Пожарским.
Посадский дом
- График работы: ежедневно, кроме понедельника, с 11:00 до 17:00, по средам и пятницам с 10:00 до 16:00.
- Стоимость билета: взрослый 100 р., студенческий 50 р.
- Телефон: +7 492 312-07-46.
- Адрес: ул. Ленина, 148. Остановка транспорта «Сквер им. Пожарского».
Экспозиция интереснейшего музея размещается в старейшем каменном жилом здании Суздаля, построенном в конце XVIII в. Внутри особняка воссоздан интерьер небольшой провинциальной харчевни. Здесь есть и традиционная трапезная-горница, и кухня с русской печью, и чулан с запасами продуктов. Антураж воссоздан с потрясающей точностью – от яркого сарафана хозяйки и расписного шкафа-поставца, до недорогой оловянной посуды, которой пользовались жители средневекового посада. Интерьер дополняют простые предметы быта – грубоватая мебель, стеклянные штофы, амбарные книги доходов-расходов.
Музей «Золотая кладовая»
- График работы: ежедневно, с 10:00 до 18:00.
- Стоимость билета: взрослый 400 р., детский 200 р.
- Адрес: ул. Ленина, 148. Остановка транспорта «Сквер им. Пожарского».
Экспозиция музея, размещенная в Никольском храме Спасо-Евфимиевского монастыря, пользуется огромной популярностью у туристов, посещающих древний Суздаль. В ней представлено более 500 экспонатов – настоящих шедевров декоративно-прикладного искусства. Здесь можно увидеть уникальные резные каменные иконы и камеи работы византийских мастеров, серебряную культовую утварь, старинные украшения, тончайшую вышивку. Возраст некоторых раритетов составляет 1000 лет.
Описание
Фото с panoramio.com
Церковь Лазаря Праведного Воскрешения или Лазаревская церковь — пятиглавая церковь в центральной части Суздаля, расположенная между Торговой площадью и Ризоположенским монастырём. Является самым ранним храмом городского посада и датируется 1667 годом. Имеет парную зимнюю Антипиевскую церковь (1745 г.).
Первая пятиглавая церковь Суздаля построена на месте одноимённой деревянной церкви XV века, которая в начале XVII века была шатровой. Четверик основного объёма украшен наличниками, тремя разными порталами на каждом из фасадов и широким карнизом с подковообразными кокошниками и поясом из израцов. С восточной стороны здания расположены три апсиды. Нарядные световые барабаны убраны аркатурно-колончатым поясом, четыре угловых поставлены на кокошники в виде всё тех же подков. В отличие от обычных храмов с таким устройством, угловые главы не глухие, а имеют окна, что связано с редкой двухстолпной конструкцией здания. Внутри храма два столба служат опорой для коробовых сводов, образующих световые отверстия у центрального и у четырёх угловых барабанов.
Мощи Святителя Арсения Элассонского
Гости Суздаля, посетившие Успенскую церковь неизменно отмечают ее уют и очарование. Некоторые даже говорят, что посещение храма дает настоящий душевный и эмоциональный подъем. Внутреннее убранство церкви успокаивает и создает некоторое умиротворение, что позволяет не просто насладиться красотой здания, но и предаться приятным мыслям, отрешившись от всех мирских забот.
А в 2014 году в церковь были доставлены мощи Святителя Арсения Элассонского. Они доступны верующим для поклонения и многие отправляются в данный храм именно по этой причине.
Посетив Успенскую церковь все гости города вновь попадают на Кремлевскую улицу, где свой позитивный настрой дополняют приятной верховой прогулкой или поездкой с настоящим извозчиком. Это место отлично передаёт незабываемую атмосферу города и позволяет отдохнуть душой в окружении настоящей истории.
Рекомендуем также посетить: