Кисловодский Железнодорожный вокзал

Из истории

В конце 19 века курорты Кавказских минеральных вод становятся все более популярными и возникает необходимость железнодорожного сообщения с этим Северо-Кавказским регионом. В середине июля 1875 года через Минеральные воды прошел первый состав поезда из Ростова до Владикавказа, а в 1893 году была построена ветка длиной 64 км из Минеральных вод до Кисловодского курорта.

Весной 1893 года началось сооружение вокзальных помещений, предположительно автором проекта был инженер Николай Кордес. Уже осенью здания были вчерне готовы, а к весне 1894 года завершилась их полная отделка. Правительственная комиссия признала все помещения «отличные красотою, как наружных фасадов, так и весьма изящной внутренней отделкой». Все работы были выполнены качественно и железнодорожная ветка была разрешена к эксплуатации. 17 мая 1894 года состоялось торжественное открытие постоянного движения пассажирских поездов от Минеральных Вод до Кисловодского курорта.

В 1896 были приобретены американские паровозы Baldween, для них было построено паровозное депо,  а у подножия Крестовой горы был сооружен специальный поворотный круг для паровозов для обратного движения. Сейчас это Привокзальная площадь, которую видят гости, прибывающие  на поездах и электричках.

Позже севернее пассажирского здания было построено одноэтажное кирпичное строение багажного отделения, цоколь которого был выполнен из кисловодского камня. Небольшой купол здания увенчан высоким шпилем. В 1910 году с южной стороны пристроили здание столовой, выполненное в стиле модерн и состоящее из двухэтажного здания и главного зала.

Строительство вокзальных зданий послужило стимулом к развитию дачного района рядом со станцией. Комплекс вокзальных зданий Кисловодского курорта сумел пережить все войны и потрясения 20 века.

В 1936 году с появлением электровозов вместо разворотного круга появилась Привокзальная площадь. В 70-х годах, когда по всей стране шло бурное строительство новых вокзальных комплексов, общественности города удалось сохранить старинное здание. По проекту архитектора Исаака Фриденталя в 1975-1988 годах проведена реконструкция комплекса, который приобрел современный вид. Была построена двадцатиметровая башня с часами и новое вокзальное  здание под склоном, органично вписавшееся в существующий ансамбль.

Большие работы были проведены в 2003 году к 200-летию Кавказских минеральных вод. Была заменена теплотрасса и уложена тротуарная плитка, выполнен капитальный ремонт здания и установлено новое электронное табло. Особую атмосферу создают бювет с минеральной водой и парковая зона, украшенная многоярусной цветочной клумбой.

17 мая 2003 года в бывшем помещении столовой открылась постоянная выставка «История развития железнодорожного транспорта» и освящена часовня Святого Николая Чудотворца. Старые здания также были перестроены внутри. Проведенная реконструкция вписывается в общий архитектурный ансамбль комплекса. Новое вокзальное строение является как бы зеркальным отражением старого здания и в тоже время оно обслуживает большой поток пассажиров, для которых здесь предусмотрены камеры хранения, просторные перроны и кассовые залы.

Русский писатель Д.Н.Мамин-Сибиряк любил Кавказ и так писал о Кисловодском курорте: «Город чудесный, разметавший свои улицы по крутым берегам реки. Общий вид был очень красив, а великолепный вокзал мог бы украсить любую столицу».

А ведь вокзал Кисловодска хотели снести!

Когда в 70-х годах прошлого века по всему Советскому Союзу возводили современные вокзалы, старый жд вокзал Кисловодска хотели снести. Но жителям города удалось отстоять старинное строение. И оно до сих пор украшает город, замечательным образом вписываясь в архитектуру курорта. Этот текст украден с сайта Дороги мира (worldroads.ru)!

Железнодорожный вокзал Кисловодска. Вид со стороны Курзала

В 80-х годах при очередной реконструкции вокзального комплекса он был украшен 20-метровой башней с часами.

К двухсотлетию Кисловодска вокзал отреставрировали, вымостили тротуарной плиткой перрон и платформы. Вокзал продолжает радовать гостей города своей красотой и аккуратностью.

Архитектурный комплекс жд вокзала Кисловодска украшают реконструированный бювет с нарзаном и небольшая парковая зона с многоярусной цветочной клумбой.

А с 2003 года работает экспозиция, посвящённая истории развития железной дороги на Северном Кавказе, открытая в корпусе бывшей столовой. Здесь имеются фотографии и модели паровозов различных времён. В том же здании действует часовня покровителя путников Святителя Николая Чудотворца.

В наши дни на жд вокзал Кисловодска прибывают поезда дальнего следования из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и других городов России, а ещё электрички из Минвод, Пятигорска и Лермонтовской.

Как найти железнодорожный вокзал Кисловодска. Если Вы приехали на поезде – это первое, что увидите в городе. Если приехали иными путями и просто хотите посмотреть старинный вокзал, отправляйтесь на улицу Вокзальную, 15. Координаты вокзала: N 43°54,083, E 042°43,235. На всякий случай телефон справочной: +7 (87937) 2-22-70.

От Нарзанной галереи идти по проспекту Карла Маркса мимо Курзала (филармонии).

Сюда ходят автобусы маршрутов №№ 3, 23 по проспекту Победы.

Если отдыхаете на курорте, то обязательно будете гулять по самому центру, в котором располагается и жд вокзал Кисловодска.

Железнодорожный вокзал Кисловодска. Вид со стороны Курзала

Время работы. В отличие от большинства вокзалов, железнодорожный вокзал Кисловодска не открыт круглые сутки. Он работает с 7:00 до 22:00. Прибытий и отправлений по ночам нет, поэтому ночью вокзал закрыт.

Ещё одна необычная особенность вокзала. На нём не имеется ни традиционного вокзального буфета, ни кафе. Если хотите перекусить – идите на Привокзальную площадь.

Хорошо, что такое красивое старинное здание сохранилось для потомков, а не было бездумно снесено. Трудно представить для Кисловодска лучший вокзал.

А Вам понравился железнодорожный вокзал Кисловодска?

Все материалы сайта «Дороги мира» — авторские. Большая просьба не брать статьи и фотографии без разрешения автора и администрации сайта.

Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2016. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.

—————

Схожие записи:

Спасибо, что поделились ссылкой на этот пост в соцсетях! Это помогает сайту развиваться!

Услуги

  • Оформление билетов и их возврат, переоформление проездных документов, электронная регистрация билетов и оплата банковскими картами
  • Справочно-информационные услуги
  • Объявления по громкой связи
  • Медпункт
  • Пункт охраны общественного порядка
  • Взвешивание ручной клади и оформление провоза ручной клади сверх установленной нормы
  • Заключение договора добровольного страхования
  • Платные санитарно-гигиенические услуги
  • Киоски с товарами первой необходимости
  • Камеры хранения
  • Услуги носильщика
  • Вызов такси
  • Банкомат
  • Междугородняя и местная телефонная связь, спутниковая связь
  • Факс, копировально-множительные услуги и ламинирование
  • Интернет и электронная почта
  • Зарядка мобильных телефонов и ноутбуков
  • Для людей с ограниченными возможностями в зале ожидания оборудованы специальные места, в медпункте имеются специальные кресла

Изменения в пассажирском сообщении по станции

  • 1 июня 2015 года — пассажирский поезд круглогодичного обращения №643/644 «Кисловодск — Адлер — Кисловодск» переведён в разряд фирменных поездов.
  • 1 сентября 2014 года — отменён из сезонного обращения скорый поезд (117/118) до станции Челябинск.
  • 26 июня 2014 года — введён в обращение скорый поезд (117/118) сезонного обращения до станции Челябинск.
  • 1 июня 2014 года — отменён из обращения пассажирский поезд (269/270) до станции Тамбов. Изменена нумерация скорых поездов со 197/198 на 57/58 следующего до станции Иркутск и со 193/194 на 113/114 следующего до станции Челябинск. Из-за обострённых конфликтных ситуаций на территории Украины отменён скорый поезд (27/28) до станции Москва.
  • 26 мая 2013 года — изменена нумерация и категория пассажирского поезда с 629/630 на 69/70 следующего до станции Ростов-на-Дону. В связи с переходом на новый график движения поездов отменён пассажирский поезд (419/420) до Орск. Сокращён маршрут пассажирского поезда (355/356) следовавшего по маршруту «Минск — Кисловодск» до станции Минеральные Воды и присвоена нумерация 445/446.
  • 27 мая 2012 года — отменён из обращения пассажирский поезд (361/362) до станции Самара.
  • 21 января 2012 года — отменён из обращения пассажирский поезд (489/490) до станции Симферополь.
  • 1 ноября 2011 года — введён в обращение новый пассажирский поезд (367/368) до станции Киров.

Пригородное сообщение по станции

По состоянию на март 2016 года по станции курсируют следующие поезда пригородного сообщения:

№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
6101 Кисловодск — Минеральные Воды 6102 Минеральные Воды — Кисловодск
6103 Кисловодск — Минеральные Воды 6104 Минеральные Воды — Кисловодск
6105 Кисловодск — Минеральные Воды 6106 Минеральные Воды — Кисловодск
6107 Кисловодск — Минеральные Воды 6108 Минеральные Воды — Кисловодск
6109 Кисловодск — Минеральные Воды 6110 Минеральные Воды — Кисловодск
6111 Кисловодск — Минеральные Воды 6112 Минеральные Воды — Кисловодск
6113 Кисловодск — Пятигорск 6122 Пятигорск — Кисловодск
6115 Кисловодск — Минеральные Воды 6114 Минеральные Воды — Кисловодск
6117 Кисловодск — Минеральные Воды 6116 Минеральные Воды — Кисловодск
6119 Кисловодск — Минеральные Воды 6118 Минеральные Воды — Кисловодск
6121 Кисловодск — Минеральные Воды 6120 Минеральные Воды — Кисловодск
6123 Кисловодск — Минеральные Воды 6124 Минеральные Воды — Кисловодск
6125 Кисловодск — Лермонтовская 6132 Лермонтовская — Кисловодск
6127 Кисловодск — Минеральные Воды 6126 Минеральные Воды — Кисловодск
6129 Кисловодск — Минеральные Воды 6128 Минеральные Воды — Кисловодск
6131 Кисловодск — Пятигорск 6136 Пятигорск — Кисловодск
6133 Кисловодск — Минеральные Воды 6130 Минеральные Воды — Кисловодск
6135 Кисловодск — Минеральные Воды 6134 Минеральные Воды — Кисловодск
6137 Кисловодск — Минеральные Воды 6138 Минеральные Воды — Кисловодск
6139 Кисловодск — Минеральные Воды 6140 Минеральные Воды — Кисловодск
6141 Кисловодск — Лермонтовская 6146 Лермонтовская — Кисловодск
6143 Кисловодск — Минеральные Воды 6142 Минеральные Воды — Кисловодск
6145 Кисловодск — Минеральные Воды 6144 Минеральные Воды — Кисловодск
6147 Кисловодск — Минеральные Воды 6148 Минеральные Воды — Кисловодск

История

17 мая 1894 года открылось регулярное движение поездов на участке Минеральные Воды – Кисловодск. В 1936 году она была электрифицирована на постоянном токе напряжением 1,5 кВ. В ноябре 1936 года от станции Минеральные Воды в пробный рейс вышел первый электропоезд. Питание энергией шло от Баксанской ГЭС, первой крупной гидростанции Северного Кавказа.

В 1964 году переведена на напряжение 3 кВ. Поезда водили двухсистемные электровозы ВЛ61Д и ВЛ82, до Минеральных Вод ходили электропоезда постоянного тока. В 2006 году переведена на переменный ток 25 кВ, используется электроподвижной состав переменного тока.

Станция тупикового типа, с 4 высокими и 1 низкой платформами, между которыми расположено по одному пути. Проход на платформу пригородных поездов осуществляется через турникеты. Здание вокзала расположено слева от путей. В полутора километрах к северу от платформ, рядом с остановочным пунктом Минутка, расположен парк отстоя локомотивов и составов.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит