Оборонительные валы Кидекши
В Кидекше никогда не проводились глобальные археологические раскопки, поэтому вопрос о прошлом села остается туманным. Но многие историки склоняются к тому, что изначально здесь была резиденция великого князя Юрия Долгорукого. Помимо этого, Кидекша была сильным форпостным городом, защищавшим восточные земли Руси от волжских болгар.
Такие предположения были сделаны на основе нескольких неоспоримых фактов, одним из которых является оставшиеся земляные валы и городская крепостная стена, датируемые XII-XIII веками.
Так как город строился на возвышенности, то оборонительная вал был не высоких размеров; также сохранившаяся на ней стена, тоже относительно низкая, по сравнению с другими древними городами. Толщина ее не достигает полутора метров, и сооружена она из красного неоштукатуренного кирпича.
Внутри стены сделаны окошечки-бойницы, через которые защитники Кидекши отбивали натиски неприятеля. Земляной вал, конечно, значительно осел за многовековую историю, и вместе с тем потрясающие виды, открывающиеся с его верха, вот уже много лет притягивают в Кидекшу туристов.
Предание
Место для строительства и название Борисоглебского храма было выбрано не случайно. Согласно преданию, именно тут произошла встреча братьев Глеба и Бориса, впоследствии признанных первыми на Руси святыми. Приехали они сюда по зову отца – князя Владимира. В «Степенной книге» говорится, что на реке на Нерли в Кидекшах близь города Суздаля находилось городище. И именно здесь условились встретиться Борис и Глеб, приехавшие из разных направлений в Киев к родителю — князю Красное Солнышко. Позже они были убиты третьим своим братом Святополком. Это предание стало поводом для того, чтобы освятить главный княжеский собор в честь этих двух русских первых святых.
Церковь Бориса и Глеба в с. Кидекша
Описание Церкви Бориса и Глеба в с. Кидекша
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше была построена в правление Юрия Долгорукого, и обычно датируется 1152 годом — на основании сообщения, помещенного в Типографской летописи как раз под этим годом: «Тогда же Георгий князь в Суждале бе, и отвързл ему Бог разумнеи очи на церковное здание, и многи церкви поставиша по Суздалской стране, и церковь постави камену на Нерли, святых мученик Бориса и Глеба, и святаго Спаса в Суздале, и святаго Георгиа в Володимери камену же, и Переаславль град перевед от Клещениа, и заложи велик град, и церковь камену в нем доспе святаго Спаса, и исполни ю книгами и мощми святых дивно, и Гергев град заложи и в нем церковь доспе камену святаго мученика Георгиа» (ПСРЛ. 24:77).
В Кидекше сохранились остатки оборонительных валов — вблизи устья речки Каменки («Каменка» на угро-финском языке — «Кидекша»), которая сливается с Нерлью, впадающей в Клязьму. Вероятно, сама церковь закладывалась Юрием Долгоруким в честь своих младших сыновей Бориса и Глеба, получивших имена первых прославленных в земле Русской святых — покровителей княжеского дома. Кидекшская церковь послужила усыпальницей для одного из этих сыновей Юрия Долгорукого — князя белгородского и туровского Бориса Юрьевича, умершего в 1159 году. Здесь же погребена его жена Мария (†1161) и их дочь Ефросиния (†1202).
Борисоглебский храм, по-видимому, замышлялся как главный собор городка Кидекши на восточных границах Суздальского княжества, что и отразилось в сдержанности его внешнего декора и простоте линий. Не следует забывать, что храм в Кидекше — наравне со Спасо-Преображенским собором в Переславле Залесском — наиболее ранняя белокаменная постройка Северо-Западной Руси.
Впрочем, и здесь наблюдаются очевидные параллели с западноевропейским романским искусством, чуть более ярко проявившиеся в других памятниках храмового зодчества Владимиро-Суздальской земли
В частности, обращает на себя внимание аркатурный пояс из т. н
«ломбардских арок», делящий боковые прясла храма на два яруса. Характерен перспективный портал очень простого профиля — в виде трех уступов (сохранился только с северной стороны) — с немного вынесенным замковым камнем на передней арке. Над аркатурным пояском в пряслах — т. н. «поребрик». Барабан также имел городчатый пояс (его остатки были найдены под кровлей храма). Цоколь Борисоглебской церкви (в настоящее время находящийся под зелёй) — простейшей прямоугольной формы. Внутри храма крестчатые столбы, лопатки простые однообломные, а наружные двухуступчатые. На некоторых камнях кладки можно увидеть идентичные знаки княжеских мастеров — такие же, как и на стенах Спасо-Преображенского собора в Переяславле.
Церковь Бориса и Глеба — одноглавая, четырехстолпная, трехапсидная. Сложена из прекрасно отесанных и положенных почти насухо квадров качественного белого камня. В плане храм без учета апсид очень близок к квадрату. Наружные лопатки делят стены на три неравных прясла (средние прясла шире и выше боковых). Уступообразное сужение наружных лопаток создает «перспективность» прясел. Внутренние лопатки соответствуют наружным, соответствуют им и крестчатые столпы. Над западным порталом в стене со стороны интерьера выложена разгрузочная арка.
Размеры Борисоглебской церкви, сторона подкупольного квадрата, общие пропорции, конструктивные особенности, профиль лопаток, декор близки еще одному сохранившемуся храму 1152 года — Спасо-Преображенскому собору в Переславле-Залесском. В связи с этим верх храма достаточно адекватно реконструируется по аналогии со Спасским собором.
Скорее всего, при нашествии монголов Кидекша пострадала, но уже в 1239 году здание церкви Бориса и Глеба было отремонтировано и освящено, и в нем, вероятно, было устроено белокаменное седалище и резная алтарная преграда. Но вскоре сам городок захирел и его жители переселились в соседний Суздаль. В «Списке русских городов дальних и ближних» (XIV-XV века) Кидекша не значится.
В XVI-начале XVII века глава и часть сводов церкви обрушилась. В 1660-х годах глава, своды и восточные столпы храма были разобраны полностью, а апсиды и восточные части северной и южной стен — до уровня аркатурного пояса. Затем восточные столпы были сложены вновь, и храм был перекрыт сомкнутым сводом с маленькой главкой. В таком виде храм сохранился до наших дней.
Паломнические поездки к Церкви Бориса и Глеба в с. Кидекша
- Поездка из Москвы в Церковь Бориса и Глеба в с. Кидекша
- Поездка из Москвы в Церковь Бориса и Глеба в с. Кидекша
Примечания
-
Датировка основана на сообщении, помещенном в Типографской летописи как раз под этим годом:
Тогда же Георгий князь в Суждале бе, и отвързл ему Бог разумнеи очи на церковное здание, и многи церкви поставиша по Суздалской стране, и церковь постави камену на Нерли, святых мученик Бориса и Глеба, и святаго Спаса в Суздале, и святаго Георгиа в Володимери камену же, и Переаславль град перевед от Клещениа, и заложи велик град, и церковь камену в нём доспе святаго Спаса, и исполни ю книгами и мощми святых дивно, и Гергев град заложи и в нём церковь доспе камену святаго мученика Георгиа. // ПСРЛ, 24:77. - Первые святые Борис и Глеб были сыновьями князя Владимира Святого (Красное Солнышко).
- ↑
- (недоступная ссылка). Дата обращения 25 февраля 2014.
Что еще посмотреть в Кидекше
В конце XII-начале XIII вв. тогдашняя Кидекша была довольно большим и развитым городом. Можно приблизительно сопоставить его с Дмитровом и Суздалем. К сожалению, городок утратил и свой статус, и свою мощь в 1238 году, когда татаро-монгольское иго разорило его во время набега.
Еще одна достопримечательность Кидекша — Стефановская церковь, построенная в 1780 году. И сегодня это действующая церковь, в которой сохранились традиции и убранство провинциальных храмов Российской империи 18 века. Рядом находится восьмигранная шатровая колокольня, которая под действием времени довольно сильно наклонилась. А если подняться на подиум, то можно насладится прекрасным видом простор Суздальских земель и реки Нерль.
Кидекша открывается многим с разных сторон. Туристы признаются, что село действительно особенное, оно словно пропитано мистическим и глубоким воздухом. Кстати, само название села на мерянском означает «каменистая речка», а Кидекша стоит в устье речки Каменки, впадающей в Нерль.
Кикдеш — это совсем небольшая деревушка в 3 улицы и 120 местных жителей. Здесь нет отелей и ресторанов. Чтобы ознакомится с достопримечательностями Кидекша вам будет достаточно 1 часа времени. Но если вы будете проезжать неподалеку, обязательно заезжайте сюда, и вы не пожалеете о потраченном часе.
Информация для путешественников и карта
При написании статьи использованы материалы:
- С.В. Заграевский «Юрий Долгорукий и древнерусское белокаменное зодчество»
- С.В. Заграевский «Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника»
- П.В. Флоренский, М.Н. Соловьева «Белый камень белокаменных соборов».
Статья обновлена 19 ноября 2019
Сайт «История и путешествия», 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
- Дешевые авиабилеты: Aviasales
- Гостиницы и базы отдыха: Booking и RoomGuru
- Туристическая страховка: Cherehapa
- Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Посмотреть все