Русская Православная Церковь

Иверский монастырь в советское время

Советская власть закрыла обитель и экспроприировала ее ценности. Верующие, впрочем, сумели сохранить монастырские храмы отчасти благодаря чиновничьей бюрократии, объединившись в религиозную общину, которую своевременно зарегистрировали. Однако теперь проживание в обители для ее монахинь стало платным: все жилые помещения были переоборудованы под коммунальное жилье, в которое расселили рабочих быстро строившихся промышленных предприятий. Сестрам пришлось платить за квартиры, а значит, искать источники пусть и малого, но дохода, такие, например, как работа в швейной артели.

Монастырь быстро разорялся, к тому же была взорвана его Успенская церковь — вторая в Самаре по величине. Немалый ущерб был нанесен колокольне и жилым корпусам, а кладбище с захоронениями почетных и уважаемых горожан было осквернено и разорено.

Восстанавливать обитель пришлось уже в наши дни.

Храмы обители

«Храмы – это небо земное, это Царство Божие на земле, где неустанно прославляется пречестное и великолепое имя Божие, где мы освящаемся посредством молитвы и таинств». Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Иверский храм

Главным храмом Самарскрго женского монастыря и его украшением является Иверский храм. Он вырос из стен деревянной Казанской часовни в первые годы существования обители. Позднее построили новый красивый каменный храм по проекту архитектора П. А. Иностранцева. Освящен: 5 июня 1888 года — главный престол; 25 июня того же года – Михаила Архангела. Через 120 лет соборному храму обители вернули былую красоту после долгих лет забвения и разрушения. 26октября 2008 года, в праздник Иверской иконы совершили чин Великого освящения Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий и Епископ Нежинский и Прилукский Ириней. В храме установлена рака с мощами Небесного покровителя обители святого праведного Александра Чагринского.

 Иерусалимский храм

Иерусалимский храм дореволюционной постройки, единственный уцелевший после закрытия монастыря в 20-х годы прошлого века. Возведен в честь юбилейной даты пятидесятилетия обители по проекту архитектора Т. С. Хилинского. В нижнем этаже были пекарня, квасная, склепы, а в верхнем – трапезный храм с престолами в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, Рождества Иоанна Предтечи, во имя Святителя Феодосия Черниговского и Преподобного Серафима Саровского. Освящен в 1903 году. 24 февраля 1993 года Архиепископ Самарский и Сызранский Евсевий совершил первое Богослужение в трапезном храме после закрытия монастыря.

 Сретенский храм

«Храм во имя Сретения заложен в общине в лето от сотворения мира 7366, от Р. Х. 1858 и от начала обители 8-е, в царствование Государя императора Александра II Николаевича, при втором епископе Самарском Феофиле, усердием раба Божия городского Головы Василия Ефимовича Буреева, с содействием других благочестивых христиан». Текст на доске по случаю закладки храма. 17 сентября 1858 года Преосвященный Феофил благосовил строительство нового храм в обители и освятил место, отведенное под него. Трехпрестольный храм строился более десяти лет по проекту губернского архитектора К. Г. Маркера в русско – византийском стиле. До наших дней не сохранился. Благолепный и просторный храм был взорван, а на его месте построили дом.

Храм святителя Николая в колокольне

«Величественная каменная колокольня, имеющая в высоту около 30 сажен, со Святыми воротами под нею, Св. храмом над воротами во имя Св. Чудотворца Николая с 500 пудовым колоколом и с 3-саженным, вызолоченным, венчающим колокольню крестом, сияющим в ясные дни и лунные ночи лучезарным светом … видима издалека и своей грандиозностью и величием украшает не обитель только, но и самый город». Протоиерей Георгий Третьяков «Опыт исторического исследования. Белоснежная красавица — колокольня вновь стоит у входа в обитель, зримым маяком православия. В синеве вечеров и темноте ночи она с подсветкой напоминает большую свечу, озаряющую город светом православия — Иверским светом. 19 мая 2017 года, в дни Светлой Пасхальной седмицы викарий Самарской епархии, епископ Жигулевский Фома возглавил первое Богослужение в надвратном Никольском храме. Во время Богослужения было совершенно освящение храма.

 Часовня Царственных страстотерпцев

Новая часовня-храм с престолом в честь Царственных страстотерпцев — молитвенная память о Помазаннике Божиим и его семье. Над иконами для иконостаса храма трудились в иконописных мастерских монастыря. Освящена в мае 2011 года. Новая духовная и светская традиция в Самаре располагает к тому, что 18 мая ежегодно монастырь становится центром городских праздничных мероприятий, массовым паломничеством с обязательным посещением часовни. В этот день праздник День знамени, к нему обитель сопричастна. Знамя для восставших болгарских дружин вышили в позапрошлом веке Иверские монахини. Копия его, подаренная монастырю, хранится в часовне, в крипте которой скоро будет музей.

История Иверского монастыря (Самара)

Александр II в середине июня 1860 года утвердил решение Святейшего Синода о преобразовании женской общины в Самаре в монастырь. За этим последовало разрешение на постриг в мантию двадцати сестер и настоятельницы. Одна из них была духовного сословия, две – дворянки, четверо представляли купеческое сословие, две –крестьянское, а остальные – мещанское. Возраст сестер был от 40 до 60 лет.

Русская Православная Церковь

Монашеский постриг состоялся 21 августа, а спустя неделю, 28 августа произошла и церемония открытия монастыря, на которой присутствовали представители духовенства Самары, городские чиновники и многочисленные гости из числа простых горожан. Настоятельницей монастыря стала Мария Янова, которая в иночестве была наречена Маргаритой. Она получила сан игуменьи.

Самарское знамя

В 1876 году по эскизам художника Н. Е. Симакова монахини вышили знамя. Одну сторону полотнища в центре украшал золотом вышитый византийский крест с изображением Кирилла и Мефодия, другую – образ Иверской Божией Матери, тоже в византийском кресте.

С этим знаменем в конце апреля 1877 года самарцы провожали ополченцев, которые отправлялись в Болгарию для помощи в освобождении от турецкого ига. Под этим стягом в июне 1877 года храбро сражалась болгарская дружина под Стара Загорой. Во время кровопролитного боя пять знаменосцев сменяли друг друга. Сломанное, но не поверженное знамя было вынесено с поля боя, а сразу после освобождения Болгарии оно заняло почетное место в софийском музее русско-болгарской дружбы.

Русская Православная Церковь

Интересно, что в 1981 году болгары изготовили точную копию этого полотнища и передали его Самаре.

Православие в Самарской области

Самостоятельная Самарская епархия была образована 10 декабря 1850 г. (выделена из состава Симбирской епархии).

Официальной датой основания города-крепости Самары на Волге следует считать 1586 год. Однако поселение с одноименным названием существовало в этой местности и раньше. Оно было нанесено на портолан (карту водных путей и пристаней) венецианцев братьев Пицигани в 1367 году, а затем повторено на карте итальянского космографа Фра-Мауро в 1459 году. По всей видимости, это поселение могло возникнуть во второй половине XIII века, в эпоху, когда ханы Золотой Орды вели активную градостроительную политику, и на всем протяжении Нижней и Средней Волги возник целый ряд крупных городов. Эти населенные пункты были разорены в разгар междоусобных войн второй половины XVI века и окончательно погибли во время знаменитых походов среднеазиатского властителя Тамерлана.

Самара была построена, прежде всего, как перевалочный пункт между Астраханью и Казанью, для охраны волжского пути, а также как дальний форпост российского приграничья среди кочевников.

Храм Иверский

Первым храмом в монастыре стала деревянная теплая трехпрестольная церковь, которая была освящена 24 апреля 1855 года Евсевием – первым самарским епископом. Строительными работами руководил архитектор Фирсов. Храм был построен на высоком каменном фундаменте, имел продолговатую форму. Его обшили тесом и покрыли железом. В храме было 13 окон, но несмотря на это, он казался довольно темным, так как с двух стороны был затенен холмами.

Русская Православная Церковь

В церкви был двухъярусный иконостас, с вызолоченной резьбой на белом фоне. Его создали на средства Василия Головачева – купца из Самары. Иверская икона находилась от царских врат с левой стороны, а Иерусалимская икона – за левым клиросом.

Возрождение обители

В начале декабря 1991 года община Иверского монастыря была официально зарегистрирована. Самарская епархия, точнее, ее администрация, поддерживаемая различными общественными организациями, областным и городским советом народных депутатов добились передачи РПЦ в феврале 1992 года сохранившихся монастырских строений, в том числе и Иерусалимского храма.

В марте 1992 года в соответствии с постановлением главы администрации Самары Иверский храм Божией Матери, дом игуменьи, трапезный храм, мастерские и некрополь были объявлены памятниками истории и культуры конца XIX века. Уже осенью 1992 года Иверский храм стал местом проведения регулярных богослужений.

Русская Православная Церковь

В августе 1994 года патриарх Алексий II издал указ, согласно которому возрождающуюся обитель возглавила игуменья Иоанна (в миру Людмила Ильинична Капитанцева). Когда ей было 24 года, она приняла монашеский сан в Красногорском женском монастыре, откуда была переведена в Самару. В то время в обители проживало 12 насельниц.

История

В 1850 году в Самаре была основана женская религиозная община, в 1855 году получившая императорское утверждение. Благодаря успешному развитию и росту в 1860 году община была преобразована в монастырь, в котором к началу XX века проживало около 400 монахинь и послушниц. В монастыре действовали больница, школа, различные мастерские, в которых было изготовлено в том числе знаменитое Самарское знамя. Богослужения совершались в трёх монастырских храмах, в которых хранились почитаемые в Самаре святыни: образ Божией Матери «Иерусалимская» и давший название монастырю образ Божией Матери «Иверская». На монастырском кладбище было похоронено около тысячи человек, в том числе многие именитые горожане. Монастырь представлял собой значительный архитектурный ансамбль, во многом определявший вид Самары, особенно со стороны Волги.

После установления советской власти монастырь некоторое время существовал под видом швейной артели, но сначала из него были изъяты все ценности, а в 1925 году монастырь был закрыт. В начале 1930-х годов была взорвана монастырская Успенская церковь — второй по величине храм Самары, на её месте были построены жилые дома. Также была разрушена колокольня, монастырская ограда, некоторые корпуса, кладбище было разорено и осквернено, в уцелевших храмах разместились различные организации, корпуса были переданы под жильё рабочим местных предприятий.

Возрождение монастыря началось в 1992 году, когда созданному монастырскому приходу православной церкви были переданы сохранившиеся храмы и часть сохранившихся корпусов, признанные памятником архитектуры регионального значения. Были восстановлены и отреставрированы монастырские храмы, на прежнем месте была восстановлена монастырская колокольня с сохранением облика XIX века, построен новый храм-часовня, проведены охранно-спасательные работы в монастырском некрополе. В настоящее время в монастыре действуют библиотека для прихожан, золотошвейная и иконописная мастерские. В 1999 году монастырь с визитом посетил патриарх Московский Алексий II, с 2001 года в монастыре хранятся мощи местночтимого святого Александра Чагринского.

Описание архитектуры

Самарский монастырь представляет собой красивейший архитектурный комплекс, который к тому же является центром для православных общин на Поволжье. Хотя обители всего около 150 лет, в Самаре монастырь является старейшим из архитектурных памятников православного христианства. И хотя, по мнению некоторых искусствоведов, монастырские здания напоминают по типу застройки заводские цеха, многие отмечают сходство Иверской обители с Московским Кремлем.

На территории монастыря расположились такие храмы, Никольский храм, Церковь Иверской Божьей матери, Иерусалимский, демонстрирующий богатство резного декора и Иверский, привлекающий внимание необычным фасадом. Рядом с Иверским храмом возведена копия некогда стоящей на этом месте колокольни со звонницей в 15 колоколов

Важно! На примонастырской территории сохранилось разгромленное некогда кладбище, где упокоены известные люди города Самары, и, хотя, с эстетической точки зрения кладбище представляет собой скорее руины, но с исторической составляет большую ценность

Иверский монастырь в наше время

Русская Православная Церковь

Самарцы нередко сравнивают свой Иверский монастырь с Московским Кремлем благодаря соседству храмов и колоритных голубых елей. Вот только жилые корпуса здесь слишком походят на фабричные, и это сходство усиливают соседи — постройки Жигулевского пивзавода и трубы Самарской ГРЭС.

Зато храмы обители прекрасны и величественны. Ее главный храм, Иверский, был и остается подлинным украшением монастыря, к тому же является его ветераном. Предтечей этой церкви была деревянная Казанская часовня, поставленная еще на заре существования святой обители.

В советское время храм пришел в запустение, от него остались, по сути, одни стены. Он был восстановлен в первозданном виде, что называется, всем миром, и освящен 26 октября 2008 года, в канун праздника Иверской иконы Божией Матери.

Одна из величайших святынь храма — пребывающая в нем рака с мощами святого праведного Александра Чагринского, который традиционно считается небесным покровителем обители.

Русская Православная Церковь

Единственный из монастырских храмов, сохранившийся полностью, — Иерусалимский, освященный в 1903 году. В его верхнем этаже некогда размещалась трапезная церковь Иерусалимской иконы Божией Матери, внизу работали пекарня и квасная. Именно в трапезном храме архиепископ Самарский и Сызранский Евсевий совершил когда-то первое богослужение на территории вновь открытого Иверского монастыря. Этому событию предшествовала большая работа: в советские времена в храме размещались обувная фабрика, жилые квартиры и клуб со сценой в алтарной части.

Еще одна безусловная достопримечательность обители — устроенный в колокольне храм Святителя Николая.

Каменная звонница изначально достигала в высоту почти 30 саженей, что составляет около 64 метров. Под колокольней были оборудованы просторные Святые ворота для свободного проезда транспорта. Главное украшение всякой колокольни — ее звоны, и здесь они были ей под стать: голос колокола весом в 500 пудов был слышен далеко по округе. Над куполом возвышался 6,5-метровый вызолоченный крест.

Современники называли колокольню монастыря зримым маяком православия, сравнивая с огромной свечой, что озаряла всю Самару светом христианской веры. Ныне этот эффект еще более усиливает современная подсветка, эффектно подающая здание с любого ракурса обзора.

Строительству звонницы помогли меценаты: кто-то привез 100 тысяч кирпичей, а одна столичная купчиха пожертвовала 10 тысяч рублей на колокол и крест. Символ Самары, эта колокольня была взорвана в 1929 году, и округа погрузилась в молчание.

Новое здание выстроено в 2011 году, бронзовые звоны для нее отлили на Воронежском колоколо-литейном заводе. После безвременья поры воинствующего атеизма обитель вновь обрела былую звонницу — нынешняя колокольня построена в точном соответствии с обликом прежней.

По соседству с ней установлен поклонный крест, он посвящен памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, первоучителей Словенских.

Монастыри Самарской области

Свято-Воскресенский мужской монастырь (Самара)

Свято-Воскресенский монастырь

Согласно архивным данным, до 1930-х годов на месте существующего монастыря располагался Иоанно-Предтеченский скит от Самарского Свято-Никольского мужского монастыря (в настоящее время на его месте находится Окружной Военный Госпиталь).

Строительство Воскресенского собора началось в первой половине 90-х годов по благословению митрополита Иоанна (Снычева). В 1992 году один из ветхих домов, расположенных на территории заброшенного сквера «Огонек» был оборудован под Храм, другие – под Воскресную школу, библиотеку, трапезную, дом причта.

Согласно Постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в соответствии с рапортом Управляющего Самарской епархией Архиепископа Сергия, приход был преобразован в Свято-Воскресенский мужской монастырь г. Самара.

Адрес: г. Самара, 443035, ул. Краснодонская, 101.

Ттелефон: 954-24-88, 954-24-84, 959-25-36 (секретарь)

Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь (Винновка)

В 2003 году силами братии самарского Свято-Воскресенского мужского монастыря началось восстановление винновского храма во имя иконы Казанской Божьей Матери. 5 октября 2003 года в храме была совершена первая литургия, тогда же было принято решение о создании на базе храма подворья Воскресенского монастыря.

7 мая 2006 года была заложена монастырская гостиница, а 26 декабря 2006 года подворье было преобразовано в самостоятельный монастырь.

В монастыре действуют библиотека и музей истории Винновки и обители. Также в монастыре разводят молодь стерляди для выпуска в Волгу предприятиями в качестве компенсации вреда за пользование водными ресурсами.

Адрес: 445165, Самарская область, Ставропольский район, с. Винновка, ул. Казачкова, 3

Сызранский Вознесенский мужской монастырь

Вознесенский монастырь — действующий мужской православный монастырь Самарской и Сызранской епархии Русской православной церкви, располагающийся в городе Сызрани Самарской области России.

Первоначально был создан в 1684 году по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей, но уже спустя три года монастырь был перенесён в соседний город, вновь воссоздан в Сызрани в 1691 году. Владея крупнейшей мельницей губернии являлся одним из богатейших монастырей Симбирской епархии. Святыней монастыря был образ Феодоровской иконы Божией Матери, полагавшийся чудотворным. При советской власти, в 1923 году, монастырь был закрыт, в дальнейшем монастырский комплекс использовался под концлагерь, склады и гаражи, но в целом относительно хорошо сохранился. В 1992 году монастырь был восстановлен, в настоящее время действует, на территории продолжаются реставрационные работы.

Адрес: 446013, г. Сызрань, ул. Монастырская, 2

Телефон: (8464) 33-29-22

Жемчужина Самарской земли

«Иверский женский монастырь, расположенный на скате крутого волжского берега составляет великое украшение местности города» – писали в 1880 году «Самарские епархиальные ведомости».

Русская Православная ЦерковьСвященнослужители сравнивали женскую обитель с ярким светильником, в свете и величии которого народ «поучается и укрепляется в истине и превосходстве исповедуемой нами веры и церкви Христовой».

Летопись монастыря, основанного в Самаре в половине девятнадцатого столетия с целью противостояния расколу, прервалась в послереволюционный период, когда безжалостной рукой солдата была снята надвратная Иверская икона Божией Матери. Действие это сопровождало грозное знамение Царицы Небесной. Толпа народа на площади услышала стон. Вскоре начались беды и несчастья – гражданская война и разруха.

Новая страница летописи открылась с регистрации общины в 1991 году. Комплекс зданий Иверского монастыря был включен в реестр памятников архитектуры. Великая милость Божия, дарованная земле Самарской, проявилась в восстановлении монастыря. Целевое финансирование из областного бюджета и поддержка правящего архиерея Сергия, труды сестер и многих людей помогли возродиться Иверской обители на своей исконной территории с духовными традициями и культурой, завещанными праведниками Святой Руси.

Под защитой Царицы Небесной вновь встала на волжском берегу высокая белая красавица – колокольня. Над ней плывут облака, как и над ее предшественницей в прошлом веке. Звон с монастырской колокольни летит над городом и речными далями мелодичной проповедью Евангелия миру, преподанной языком пятнадцати колоколов. Услышав благовест, радуется православный народ и все, кто проплывает в этот час по Волге.

Иверский жив. И дух благочестия вернулся в него с жизнью насельниц по уставу, келейной молитвой и церковным Богослужением. В монастыре, посвященном Божией Матери, «доме Богородицы», два храма в честь Ея икон Иерусалимской и Иверской. Мир горний предстает в сюжетах храмовой росписи. На монастырских службах невольно растворяешься в молитве. Распевы, которые звучат с клироса, заставляют забыть о реальной жизни с повседневными хлопотами. Душа возвышается. И благодать Божия касается сердца.

«Радуйся, Благая Вратарница, двери райские верным отверзающая».

Современная история женской обители развивается в молитвенном заступничестве мучеников и исповедников Самарского края, в сонме которых и бывшие ее инокини. В монастыре обретены мощи праведного Александра Чагринского. Торжественное прославление святого произошло 15 октября 2001 года. В главном соборе монастыря – Иверском установлена под сенью рака с его мощами, к ней притекают верующие с надеждой получить помощь в избавлении от скорбей.

Обитель вновь стала не только украшением города, но и средоточием благочестия, высокой подвижнической жизни, молитвенным утверждением и покровом.

Восстановительный период монастыря отмечен ярким событием – посещением Патриарха Алексия II 13 октября 1999 года.

Пребывая в обители, Его Святейшество одобрительно отозвался о результатах работы по восстановлению монастыря, обратил внимание на роль монашества в современном мире – «на молитвах монашеских держится земля». Впечатление о монастыре выразил фразой: «Иверский монастырь – жемчужина Самарской земли»

Русская Православная Церковь

История обители

История женского монастыря в Самаре началась в XVI веке со Спасо-Преображенской обители. В нем жило меньше 30 человек, которые содержались на государственные средства. По приказу Екатерины II обитель расформировали: здание закрыли, а обитательниц перевезли. Это привело к появлению в городе «черничек-келейниц»: они не были монахинями, но вели подобный образ жизни.

В 1850 году они подали прошение о строительстве женской общины. На тот момент было почти 40 желающих посвятить себя Богу, а в городе было много сектантов, что негативно сказывалось на прихожанах.

Обратите внимание: женщины пытались добиться разрешения и раньше, но горожане не поддержали эту идею. В том же году началось строительство, через 5 лет император Александр II утвердил обитель, а еще через 5 лет община стала монастырем

Ужасное на первых временах состояние общины (маленький участок, тесные помещения, убогая ризница, столб с 4 колоколами вместо звонницы) постепенно выправлялось: благодаря пожертвованиям местных, открытию кладбища и разрешению носить Иерусалимскую икону по домам, обитель начала активно развиваться и обустраиваться

В том же году началось строительство, через 5 лет император Александр II утвердил обитель, а еще через 5 лет община стала монастырем. Ужасное на первых временах состояние общины (маленький участок, тесные помещения, убогая ризница, столб с 4 колоколами вместо звонницы) постепенно выправлялось: благодаря пожертвованиям местных, открытию кладбища и разрешению носить Иерусалимскую икону по домам, обитель начала активно развиваться и обустраиваться.

На момент революции на территории имелось несколько соборов и жилых корпусов, хозяйственные здания, мастерские, воскресная школа. Во времена Первой мировой войны в монастыре разместился госпиталь, а сестры занимались шитьем одежды для солдат.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит