Список амазонок
Амазонки
- Агава. Амазонка.
- . Амазонка, спутница Пенфесилеи. Убита Диомедом.
- Алкиппа. Амазонка. Дала обет навсегда оставаться девой, убита Гераклом.
- Амазоя. По анонимному алфавитному объяснению к Гомеру, мать амазонок.
- Андромаха. «Мужеборная». Это имя часто носят амазонки (надписи на вазах).
- . Амазонка, спутница Пенфесилеи. Убита Ахиллом.
- Антианира.
- Антиброта. Амазонка, спутница Пенфесилеи. Убита Ахиллом.
- Антиопа (амазонка).
- ). Амазонка, спутница Ипполиты. Вместе с Пантаристой и Ифито победили спутников Геракла.
- Астерия. Амазонка. Убита Гераклом в бою.
- . Амазонка, спутница Пенфесилеи. Убита Идоменеем.
- Гармония. Нимфа, возлюбленная Ареса, родила от него амазонок.
- Гармофоя. Амазонка, спутница Пенфесилеи. Убита Ахиллом.
- Гарпа. Амазонка, участница битвы скифов и колхов. Убита Гесандром.
- Гиппо. Амазонка. Первая жрица Артемиды в Эфесе, когда была поставлена её деревянная статуя у дуба. Отвергла танец перед алтарем и наказана.
- Гиппофоя. Амазонка. Спутница Пенфесилеи . Убита Ахиллом.
- Главка. Амазонка. Имя матери Ипполита (по версии). См. Ипполита.
- Грина. Амазонка, основательница города Гриней. В неё был влюблен Аполлон, она бросилась от него в море.
- Деримахия. Амазонка, спутница Пенфесилеи. Убита Диомедом.
- Дериноя. Амазонка, спутница Пенфесилеи. Убита Эантом Оилидом.
- Деянира. Амазонка. Убита Гераклом в бою.
- Диоксиппа. Амазонка.
- Евандра. (Эвандра.) Амазонка, спутница Пенфесилеи. Убита Мерионом.
- Евриала. Амазонка в войске Ээта.
- Еврибия. Амазонка. Сопутствовала на охоте Артемиде. Убита Гераклом в бою .
- Еврипила. Согласно Арриану, амазонка, некогда атаковавшая ассирийцев.
- Ипполита (Гипполита). Царица амазонок.
- Ифинома. Амазонка.
- Ифито (). Амазонка, сражалась против Геракла и его капитанов Теламона, Тесея и Тиамида, чтобы отомстить за смерть Ипполиты.
- Келено. Амазонка. Сопутствовала на охоте Артемиде. Убита Гераклом в бою.
- Кима. Амазонка, именем которой назван город в Эолиде.
- Климена. Амазонка.
- Клония. Амазонка, спутница Пенфесилеи. Убила ахейца Мениппа. Убита Подарком.
- Ксанфа. Амазонка.
- Лампето. Царица амазонок.
- Лаомаха. Амазонка.
- Латория. Амазонка, её именем названа деревушка близ Эфеса.
- Лика. Амазонка, участница битвы скифов и колхов. Убита Гесандром.
- Лисиппа. Первая амазонка.
- Марпа. Амазонка. Убита Гераклом в бою.
- Марпесия. (Марпесса.) Царица амазонок, дочь Арея, мать Синопы. Её войско перебито варварами Азии. См. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека II 45, 1-5 (без имени).
- Меланиппа. Амазонка. Дочь Ареса, сестра Ипполиты. По некоторым, имя Ипполиты. См. Ипполита. Либо пленница Геракла, выкупом за которую стал пояс царицы Антиопы.
- Мениппа. Амазонка, участница битвы скифов и колхов. Убита Гесандром.
- Мирина. Амазонка, её называли «легконогой» из-за быстроты управления колесницей. Её курган упоминает Гомер: боги называют его могилой Мирины, а люди Батиеей.
- Молпадия. Амазонка. Согласно афинянам, когда амазонки напали на Афины, Мольпадия убила Антиопу, а сама была убита Тесеем.
- Окиала. Амазонка.
- Орифия. Царица амазонок, сестра Антиопы. Возглавила поход на Афины.
- Отрера.
- ). Амазонка. Убила капитана Тиамида.
- Пентесилея.
- Полемуса. Амазонка, спутница Пенфесилеи. Убита Ахиллом.
- Полидора. Амазонка.
- Профоя. Амазонка. Семикратно побеждала вызванных ею на поединок противников. Убита Гераклом в бою.
- Синопа. Амазонка, дочь Марпессы, девственница (о другой версии см. Синопа). См. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека II 46, 1-3 (без имени)
- Смирна. Амазонка, властительница Эфеса. От неё назван город.
- Текмесса. Амазонка. Убита Гераклом в бою.
- ). Царица амазонок, посетившая Александра Великого.
- Феба. Амазонка. Сопутствовала на охоте Артемиде. Убита Гераклом в бою.
- Фермодоса. Амазонка, спутница Пенфесилеи. Убита Мерионом.
- Фесеида (Тесеида). Амазонка.
- Филиппида. Амазонка. Убита Гераклом в бою.
- Фоя (Тоя). Амазонка, участница битвы скифов и колхов. Убита Гесандром.
- . Царица амазонок.
- Элла (Аэлла). Амазонка. Убита Гераклом в бою.
- Эния. Амазонка, одна из 12 спутниц Пенфесилеи.
- Эрибея. Амазонка. Доблестна в ратных делах. Убита Гераклом в бою.
* * *
До начала 20 века амазонки фигурировали в литературе лишь
как специфические противники главных героев — мужчин. Последние должны были
победить или каким-либо образом унизить их, доказав таким образом превосходство
мужественности над воинственной женственностью.
Чудо-женщина. Появилась в 1941 году. Одна из первых супергероинь комиксов. |
Основное оружие Чудо-женщины — лассо. |
Зена — королева воинов и самая популярная телевизионная амазонка |
В фэнтези-литературе 20 века
амазонки постепенно становились все более симпатичными. Сегодня они обычно
изображаются красивыми и сильными воительницами, живущими в изолированных
сообществах. Амазонки нового времени бросают вызов мужчинам лишь для того,
чтобы впоследствии стать их союзницами в некоем общем деле.
Процесс «смягчения» образа амазонок вполне логичен — ведь
если взглянуть правде в глаза, злых, агрессивных и замкнутых в себе женщин
создает не природа, а мы, мужчины. Никогда не следует забывать, что Правосудие
— это женщина с мечом.
Это интерсно |
|
Отношения амазонок с известными героями
Греческая мифология имеет ряд известных мифов, связанных с жизнью амазонок и их взаимодействием с людьми и остальным миром. Здесь мы упоминаем несколько из них, чтобы получить представление об их жизни, культуре и убеждениях.
Тесей и Антиопа. Другой миф гласит, что на пути к земле амазонок в поисках пояса Ипполиты Геракла сопровождал его друг Тесей. Тесей был королем Аттики и был соблазнен Антиопой, одной из сестер Ипполиты, которую он похитил и привез обратно в Афины. Поначалу она ненавидела его, но в конце концов влюбилась и вышла за него замуж. Им родился мальчик, которого Антиопа по имени Ипполит, в память о своей сестре. Она была единственной амазонкой, которая отказалась от племени амазонок, чтобы выйти замуж.
Прошло много лет, и однажды амазонки напали на Афины в надежде спасти похищенного Антиопу. Хотя это считалось неприступным, крепость Тесей была пронизана Молпадией. Она нашла Антиопу и хотела забрать ее обратно, но Антиопа не собиралась расставаться со своим мужем.
В приступе ярости Молпадия пробежала свое копье сквозь Антиопу. Битва шла в пользу греков, и сама Молпадия была убита разъяренным Тесеем. Эта легендарная битва между амазонками и греками была позже изображена в рельефах и известна как Амазономахия, изображая триумф цивилизованной расы над теми, кого считают варварами.
Геркулес и Ипполита — это, пожалуй, самый известный миф об амазонках. Геркулес, самый могущественный воин в греческой мифологии, известен своими двенадцатью заданиями. Девятое из этих заданий состояло в том, что он должен был принести царю Еврилии Тиринскому, Ремень Амазонской Королевы, Ипполиту. Королева Ипполита очень гордилась своим золотым поясом, подаренным отцом Аресом, богом войны. Когда Геракл подошел к ней, она охотно согласилась дать ему пояс.
Однако Гера, отличившаяся в самой амазонке, подошла к женщинам и сказала им, что Геракл был там, чтобы украсть пояс, поэтому, прежде чем он смог уйти, они объявили ему войну. Геркулес, полагая, что Ипполита был тем, кто его подставил, убил ее, а затем обнаружил, что вовлечен в массовое сражение с амазонками. Когда битва была закончена, только Геркулес был жив. С надежно закрепленным поясом Ипполиты Геракл вернулся в Тиринс, чтобы продолжить свои труды.
Ахилл и Пентесилея — Пентесилея была величайшей женщиной-воином среди амазонок. Исключительно опытный воин, она также была известна своей мудростью. Однажды, когда она охотилась, она случайно убила свою сестру, Ипполиту II. Погибнув от потери и в поисках искупления, она покинула свое племя и вступила в Троянскую войну.
В сопровождении двенадцати смелых женщин она вступила в войну на стороне троянцев и вместе они убили многих греков. У судьбы, однако, были другие планы, потому что Пентесилея в конечном итоге столкнулась с непобедимым Ахиллесом. Как бы она ни старалась, она не могла победить его. Ахиллес одержал победу, и когда он снял шлем своего врага, зрелище, которое встретило его глаза, встревожило его на колени: он убил женщину.
Однако красота Пентесилеи была такова, что ахиллесово горе было преодолено волнами похоти и, наконец, Ахиллес осквернил ее безжизненное тело. Спустя много лет после Троянской войны амазонки организовали экспедицию в поисках пепла Ахилла, чтобы отомстить за свою мертвую королеву Пентесилею.
Их поиски привели их к устью реки Дунай и острову Лейк, где морская нимфа Фетида, мать Ахилла, разбросала пепел. Амазонки не зашли слишком далеко, потому что видение преградило им путь; это был призрак Ахиллеса. Охваченные ужасом лошади вышли из-под контроля и бросили своих всадников на землю. Амазонки были вынуждены отступить от стыда.
Талестрис и Александр Македонский. Другой миф касается отношений между королевой Амазонки и Александром Македонским, знаменитым македонским королем. Около 320 г. до н.э. никто не мог оспорить блеск Александра и величайшего завоевателя, который когда-либо ходил по земле. Талестрис, королева амазонок, убедила себя в том, что союз с Александром приведет к появлению дочери, которая станет самой великой женщиной-воином из когда-либо родившихся. 300 женщин последовали за Талестрисом туда, где находился Александр.
Услышав ее план, Александр согласился, и они провели вместе 13 дней. Амазонки были поклонниками луны и считали 13 благоприятным числом. Талестрис вместе с Александром и его 300 женщинами-воинами вместе с армией Александра провели дни, охотясь и занимаясь любовью. Вскоре амазонки вернулись в Фемискиру и с нетерпением ожидали новостей от Александра, но никто не пришел. Эти отношения имели неудачный конец, и Талестрис умер без наследницы.
История
Река Танаис и греческая колония Танаис, наряду с другими греческими колониями по северному побережью Чёрного моря.
Танаис — греческая колония
Танаис основан в III в. до н. э. греками, выходцами из Боспорского царства, на правом берегу в прошлом основного рукава устья реки Танаис (ныне Дон) — Мёртвого Донца, по имени которой город получил своё название.
В течение многих веков Танаис был крупным экономическим, политическим и культурным центром Подонья-Приазовья. Древнегреческий географ Страбон, живший в I веке до н.э, так описывал город: «При впадении реки в озеро лежит одноименный город Танаис, основанный эллинами, владеющими Боспором». Также, согласно Страбону, Танаис — «самое большое после Пантикапея торжище варваров». Древние географы и историки проводили от Танаиса границу между Европой и Азией. Город постепенно приобретал черты, характерные для образа жизни местных племен. Танаис вёл борьбу за независимость от боспорских правителей.
В 237 г. н. э. он был разрушен готами. Восстановленный через 140 лет сарматами, Танаис постепенно превратился в центр земледельческого и ремесленного производства, но в начале V века пришёл в запустение.
Танаис — итальянская колония
Основная статья: Тана (средневековый город)
В средние века венецианцами была основана торговая фактория Тана на новом месте — на изменившемся основном рукаве устья Дона, ныне называющемся Старый Дон. Позднее контроль над городом перешёл к Генуе, построившей здесь генуэзскую крепость.
В половецкое время колония Танаис стала называться сокращённо Тан. В 1395 году войска Тамерлана сровняли город с землёй, полностью разрушив стены.
Колония Тана на месте города Азов
В XV веке колония Тана (средневековое название генуэзской колонии Танаис) частично была восстановлена на месте позднейшего города Азова.
Господству генуэзцев пришёл конец осенью 1475 года. Турки-османы, захватив до нападения на Тану в том же году все генуэзские крепости Крыма (Капитанство Готия) и православное крымское княжество Феодоро, высадили десант и захватили колонию Тана. Турки владели городом, окончательно получившим название Азов, с небольшими перерывами (в — и —1711 годах) с 1475 по 1736 год, когда в результате многочисленных войн город Азов перешёл к Российской империи.
Археологические раскопки
Заповедник «Танаис». Усадьбы раскопа. 2017
Как археологический объект Танаис был открыт в 1823 году членом-корреспондентом Парижской академии полковником И. А. Стемпковским. По личному указанию Николая I, интересовавшегося, в первую очередь, сокровищами курганов, раскопки в Танаисе впоследствии проводил профессор Московского университета по кафедре римской словесности и древности П. М. Леонтьев, а с 1867 года — В. Г. Тизенгаузен. Изучение Недвиговского городища проводилось под контролем Императорской археологической комиссии. Правда раскопки Леонтьева, которые велись бессистемно, только нанесли вред городищу. Не найдя ничего, что показалось бы заслуживающим внимания, Леонтьев раскопки прекратил[источник не указан 137 дней].
В 1853 году Леонтьев обнаружил Таблички из Танаиса (II—III) периода правления Савромата II и Реметалка II Боспорского царства. Таблички важны для изучения ранней истории хорватов. Сегодня они хранятся в Эрмитаже (Санкт-Петербург).
В конце 1860-х годов при строительстве участка железной дороги Ростов-Таганрог рабочие, занимавшиеся ломкой камня в районе Недвиговки, наткнулись на древнее городище Танаиса. Однако никаких мер для возобновления раскопок принято не было. Проявив некоторый интерес ко вторично «открытому» городищу, председатель Археологической комиссии граф С. Г. Строганов написал письмо наказному атаману Войска Донского М. И. Черткову. М. Чертков, в свою очередь, направил в Недвиговку с проверкой директора новочеркасской гимназии Робуша и художника Ознобишина.
С 70-х годов и до времени, когда ещё советское правительство не объявило все памятники древности народным достоянием, находящимся под охраной государства, местные жители растаскивали городище на собственные нужды, используя камень древнего города в своих в постройках.
С 1870 по 1872 раскопки на Недвиговском и Елизаветинском городище вёл П. И. Хицунов.
В 1955 г. Академией наук СССР была сформирована Нижне-Донская археологическая экспедиция, которая совместно с Ростовским университетом и Ростовским музеем краеведения под руководством Д. Б. Шелова приступила к научному исследованию городища. Спустя четыре года раскопанное городище и могильник были объявлены заповедной территорией. А в 1961 здесь открыт один из первых в России археологический музей-заповедник, площадью более 3 тысяч гектаров. C 1973 по 2002 годы бессменным директором музея-заповедника был В. Ф. Чеснок. Затем директором недолгое время был бывший заместитель министра культуры Ростовской области В. Касьянов. В 2005 году директором был назначен В. Перевозчиков.
В феврале 2009 года археологический музей-заповедник «Танаис» стал кандидатом в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО).
Мы все едины
Но что привлекло наше внимание больше всего в рассказах Валерия Федоровича, так это то, что в этническом отношении Танаис является очень сложным памятником. Это не просто греческий город, это греко-скифо-сармато-миотский памятник, и получилось так, что его жители образовали свою общность, особый этнос — танаиты
И вот тут-то и началось самое для нас с Олегом увлекательное в повествовании нашего интересного собеседника. Если выразить эту мысль Валерия Федоровича в двух словах, то в историческом пространстве мы все перемешаны, в истории очень много моментов, которые объединяли разные национальности и этносы. И если по-настоящему смочь это прочувствовать, то всякие современные болячки общества, такие, как шовинизм, национализм и т.д., начинают казаться смешными и бесполезными. Вы вот знали, например, что во Владимирской области было найдено целое древнее поселение Сунгирь , и по останкам заметили, что жившие там поселенцы обладали ярко выраженными негроидными чертами лица? Получается, все мы немножечко негроиды, где-то монголоиды, в чем-то азиаты… А сколько раскопок еще не произведено, сколько еще нам только предстоит найти и какие неожиданные открытия про нас же самих нам еще предстоит узнать! Может быть археология сможет нас всех примирить и доказать наглядно, что мы все братья и сестры, во всех нас течет одна и та же кровь.
Как добраться и режим работы музея-заповедника «Танаис»
- Адрес: 346813, Ростовская область, Мясниковский район, х. Недвиговка.
- Проезд: Из Ростова-на-Дону: электропоезд «Ростов-Таганрог», остановочная площадка «Танаис», aвтобусы «Ростов-Синявская» № 158 и «Ростов-Щедрый» № 158а — отправляются от Центрального рынка, остановка «Танаис»; 35 км к западу от Ростова-на-Дону.
- Режим работы: Ежедневно, без перерывов и выходных, с 9.00 до 17.00
- Входная плата: Детский — 25 руб., студенческий — 30 руб., взрослый — 40 руб., иностранные граждане — 50 руб.
- Бесплатный вход: Герои СССР и России, полные кавалеры ордена Славы, студенты образовательных учреждений высшего профессионального образования.
PS. Снято на пленочный фотоаппарат, негативы сканированы.
Статья обновлена 29 апреля 2019
Сайт «История и путешествия», 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
- Дешевые авиабилеты: Aviasales
- Гостиницы и базы отдыха: Booking и RoomGuru
- Туристическая страховка: Cherehapa
- Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Посмотреть все
Где амазонки жили
Об амазонках пишут и римские историки. Цезарь напомнил Сенату о завоевании амазонками значительных пространств в Азии. Амазонки совершили успешный набег против малоазиатских стран Ликии и Киликии, о чем упоминает историк Страбон. Филострат размещает амазонок в Таврии. Аммиан — к востоку от Танаиса (Дона) по соседству с аланами. А Прокопий говорит, что они живут на Кавказе. Более оригинален римский историк Диодор Сицилийский, который усматривает в амазонках потомков атлантов и пишет, что они живут в западной Ливии. А вот Страбон демонстрирует скептицизм относительно их историчности. Но позже некоторые Отцы Церкви говорят об амазонках как о вполне реальном народе.
Есть сведения, что амазонки жили в Понте (ныне эта историческая область является территорией Турции, а точнее, ее черноморским побережьем). Там они сформировали независимое государство, одной из правительниц которого была Ипполита, чье имя переводится как «свободная, необузданная кобыла». Возможно, такое обозначение амазонки считали комплиментом.
Амазонки, по легендам, основали много городов, среди них Смирна, Эфес, Синоп и Пафос.
P.S.
Возможно, причина такой необычной для древнего мира высокой роли женщины в сарматском обществе объясняется требованиями суровой жизни кочевого народа: мужчины часто уходили в дальние края в поход или на охоту, а женщины в их отсутствие должны были быть в состоянии защитить свой очаг, детей, стада животных и кочевья. Современная археология располагает и изученными захоронениями скифских воинов-дев, погребенных под курганами в области Алтайских гор и Сарматии.
Таким образом, современная наука, кажется, разрешила загадку, волновавшую древних и средневековых историков, сообщавших о воинственных женщинах, перед которыми трепетали древние царства.
Черноморские красотки
Для древних греков амазонки были не менее реальны, чем любые
другие обитатели «северных земель». Источники тех времен содержат немало
сведений об амазонках — разумеется, большей частью вымышленных. В некоторых из
них утверждается, что амазонки якобы жили на побережье Понта Эвксинского (Черного моря) в собственном государстве
под управлением царицы Ипполиты. Последняя вошла в
легенды благодаря Гераклу: именно у нее он должен был украсть волшебный пояс,
совершая девятый подвиг.
Геродот в своей «Истории» сообщает, что столица амазонок
называлась Фемискира, и стояла она на берегу реки Фермодон (юг Черного моря, современная Турция). Существует
версия, согласно которой амазонки пришли в Грецию с Меотийского озера, то есть с Азовского моря. Оттуда они совершали военные походы по всей
Малой Азии, добираясь даже до Сирии и Египта. Согласно легендам, амазонки
основали такие города, как Эфес, Смирна (ныне — турецкий Измир), Синоп и Пафос.
Остатки храма Артемиды в |
Диодор Сицилийский считал, что амазонки жили на |
Все легенды сходятся во мнении, что общество амазонок было «ethnos gynaikokratoumenoil» —
нацией, где властвуют женщины и где нет места
мужчинам. Знаменитый греческий географ Страбон писал,
что один раз в году амазонки предпринимали набег на кавказское племя гаргарейцев (предков ингушей и чеченцев) с очень
специфической целью: зачать от них детей. Рожденных от такого «союза» мальчиков
в лучшем случае возвращали отцам, в худшем — убивали. Девочек учили работать в
поле, охотиться и воевать; таким образом появлялись на
свет новые представители племени воинствующих женщин.
Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что
светловолосые амазонки — выдумка художников. Учитывая способы продления их
рода, древние воительницы в их классическом понимании должны были иметь типично
восточную внешность.
В «Илиаде» Гомер |
В «Илиаде» Гомер |
Амазонки фигурируют во множестве откровенно «мужских»
легенд. Согласно преданию, они успешно воевали с Фригией и Ливией, нападали и
на Ликию, но были побеждены древнегреческим героем Беллерофонтом,
укротителем легендарного Пегаса. В бой с амазонками молодого героя послал ликийский царь Иббат, втайне
надеясь, что Беллерофонт погибнет. Однако замыслам
вероломного правителя не суждено было сбыться.
Амазонки приняли также участие в троянской войне, причем на
стороне Трои. Легенда рассказывает, как однажды на охоте Ипполита,
правительница амазонок, была случайно убита своей сестрой, Пенфесилией.
Терзаемая раскаянием, новая правительница решила расстаться с жизнью — так, как
и подобает настоящей амазонке, то есть в бою. Организованная
ею вылазка против греков вначале была успешна, но тут в бой вмешался
Ахилл, который сбил Пенфесилию с коня и проткнул ее
копьем.
Ахилл убивает Пенфесилию. Рисунок на вазе. |
Военная мощь государства амазонок была так велика, что они
без труда осадили Афины и даже ворвались в сам город, когда правящий там Тесей
похитил их царицу Антиопу (точнее говоря, она
досталась ему в качестве трофея во время похода Геракла за поясом Ипполиты).
Впрочем, Антиопа через какое-то время влюбилась в
Тесея и совершенно не горела желанием возвращаться в родные пенаты. Во время
боя Антиопа сражалась на стороне возлюбленного и была
случайно убита соплеменницами, после чего противостояние амазонок и афинян
сошло на нет.
Битва жителей Афин с |
С течением времени упоминаний об амазонках становится все
меньше и меньше. При жизни Александра Македонского ходили слухи о том, как
однажды в лагерь великого полководца прибыла царица амазонок Талестрис с тремя сотнями соплеменниц. Якобы Талестрис хотела предложить весь этот немалый «гарем»
Александру, чтобы получить от именитого правителя как можно больше
отпрысков-девочек, таких же сильных и умных, как отец.
Скульптор Скопас, барельеф «Амазономахия». |
Об амазонках, воевавших в составе вражеских войск, писал
римский генерал Гней Помпей, а Вергилий в своей поэме
«Энеида» явно списал вольскую (вольски — народ, противостоявший Риму) воительницу Камиллу с
древних амазонок.
Дагомейские амазонки
Дагомейские амазонки. Отреставрированная фотография 19 века. |
Король Ахо Хоегбаджа — третий правитель Дагомеи (современный Бенин, Африка) с 1645 по 1685 год, и его сын Доссу Агаджа, правивший с 1708 по 1732, создали мощную армию, с помощью которой они смогли захватить соседние королевства и образовать крупное государство, просуществовавшее до 19 века.
Ядром вооруженных сил Дагомеи стали хорошо обученные королевские телохранители, набиравшиеся из женщин. Их число постепенно увеличивалось, и к началу 19 века составляло уже треть армии, примерно 6000 человек.
«Дагомейские амазонки» — так их прозвали европейцы — являлись войсковой элитой, самым мощным военным формированием во всей Африке. Дагомея, активно торговавшая рабами, имела астрономический годовой доход в четверть миллиона фунтов; часть этих денег уходила на военные нужды. В частности, «дагомейские амазонки» были вооружены невероятно дорогими английскими винтовками.
Амазонки проходили специальную тренировку и носили собственную униформу. Им запрещалось выходить замуж и иметь детей; многие из них были девственницами. Их войско имело сложную структуру и делилось на ранги, а дисциплина в нем граничила с жестокостью.