10. Северный мавзолей
Северный мавзолей находится
возле Соборной мечети. Ученые дали ему второе название – Монастырский погреб. В XIV ст. его использовали, как
место для хранения продуктов питания.
В 1969 году была проведена
реставрация, восстановлены такие элементы:
- верхняя часть купола;
- оконные проемы;
- намогильные плиты.
Мавзолей был возведен над жилым
комплексом знатных граждан, однако от него сохранился лишь фундамент, часть
внутренних стен и облицовка. Ранее он имел купольное покрытие, внутри находился
длинный коридор, а окна имели арочную форму. Также на этом месте были
обнаружены богатые погребения. Намогильные плиты дали возможность понять язык,
религию и социальное положение граждан.
Волжская Булгария
В середине VII века хану Кубрату удалось объединить болгарские племена в одно государство – Великую Болгарию. Располагалось оно между современными Черным и Каспийским морями в опасном соседстве с грозными хазарскими племенами. Кубрат как мог с ними сражался. На протяжении трех десятков лет ему удавалось отстаивать независимость болгар.
Однако, после смерти Кубрата что-то пошло не так. Государство разделили 5 его сыновей, и каждый выбрал свой путь. Один из сыновей по имени Котраг вместе со своим племенем пересекли Дон и двинули на север вдоль Волги. Так и дошли они до слияния рек Волги и Камы, где в тот момент обитали финно-угорские племена. Видимо, места болгарам приглянулись, как и племена там проживающие, и Котраг дал команду обживаться. Так и зажили они все вместе, постепенно ассимилируя друг друга.
Это стало началом государства Волжская Булгария. Постепенно образовалось два крупных города, численностью населения около 10 тысяч человек – Сувар и Булгар. Сувар не пережил монгольского нашествия и был разрушен до основания, после чего не восстанавился. Кому интересно, древнее городище Сувар находится в Республике Татарстан рядом с селом Кузнечиха, хотя вряд ли его сможете отыскать . Булгару повезло больше.
Истоки старинного поселения
Фото: Disciple
Появление города относят к периоду IX-X века, тогда данная территория называлась Волжской Булгарией. Развивались торговые отношения с восточными странами, что постепенно привело к принятию местным населением ислама.
Этот факт, в свою очередь, повлиял на формирование дальнейшей культуры и характер административных построек. Населением активно развивались разные ремесла: обработка камней и дерева, местные жители работали над изделиями из кожи, костей, драгоценных камей и металлов, чеканили монеты.
Следы их деятельности часто встречаются при проведении раскопок. Здесь постоянно проводилась торговля собственными товарами и обмен на вещи, привезенные купцами из далеких стран. Популярность Болгара росла ввиду развития письменности – здесь творили многие писатели и поэты, вдохновлялись музыканты и художники.
В середине XIII века на территорию Волжской Булгарии было совершено нападение монгольских войск, что повлекло за собой разрушение значительной части города и присоединению к Золотой Орде. Теперь же на месте прежнего значимого культурного центра расположены окрестности одноименного села и останки его былой мощи.
Расцвет Булгарии
К 10 веку Волжская Булгария стала экономически развитым и довольно большим раннефеодальным государством. Его города и села располагались на территории нынешнего Татарстана, Ульяновской, Самарской, Пензенской областях, в Чувашии. В начале 10 века Алмас пригласил багдадское посольство, чтобы официально принять ислам. Среди прибывших представителей Багдада был и путешественник Ибн Фадлан, который прожил в летней ставке царя почти 2 месяца. В то время население летом проживало в юртах за чертой города. Юрта царя была огромна, в ней умещались сотни человек, полы были покрыты коврами из Армении, а в центре стоял трон, украшенный богатой парчой из Византии. За время своего пребывания в Булгарии, Ибн Фадлан хорошо ознакомился с местным населением, обычаями и обрядами булгар, вел географические наблюдения. Вернувшись в Багдад, он составил описания Волжской Булгарии, ставшие впоследствии ценным источником для изучения этого практически бесследно исчезнувшего государства.
Развитие культуры
Алмас собрал съезд предводителей всех булгарских племен, на котором был официально принят ислам в качестве единой религии государства. Сам царь был провозглашен эмиром. Но долго еще были живы языческие обычаи, кровное родство и жестокие правовые нормы. Однако, с принятием новой религии начался период зарождения более прогрессивных форм идеологии и общественно-семейных отношений. Принятие ислама способствовало объединению племен и улучшению отношений с мусульманскими восточными странами. Введение арабского письма привело к развитию грамотности населения. Начали строиться мечети и начальные училища.
Принятие ислама в Волжской Булгарии
Географическое положение Волжской Булгарии было экономически очень выгодно. Через нее проходили практически все торговые пути между Западом и Востоком, а летом на территории государства проводилась оживленная транзитная ярмарка. Все это вовлекало в торговые и ремесленные отношения с соседями и саму Булгарию, в которой были хорошо развиты земледелие, скотоводство, ремесла, производство меда и добыча пушнины, обработка кожи и шерсти. В государстве чеканилась своя монета. Хорошо были организованы и оснащены булгарские военные дружины, которые часто нападали на соседние племена, захватывая пленных, обращая их в рабов.
Росли и развивались города. Первой столицей был город Булгар, а затем Биляр. Волжская Булгария вообще государство городов. По археологическим остаткам городищ их можно поделить на три вида: большие города, замки феодалов и военные оборонительные крепости. Все населенные пункты ограждались оборонительными валами, рвами и крепостными стенами – в военно-инженерном плане булгары были на должной высоте! Они создавали превосходно укрепленные городские объекты. Такие оборонительные сооружения были характерны особенно для домонгольского периода строительства. В окрестностях укрепленных замков и городов располагались деревни.
В 9-10 веках между Киевской Русью и Волжской Булгарией существовали тесные, но сложные отношения. Они то нападали друг на друга и захватывали города, то заключали перемирие и вели торговлю. Булгары даже предлагали русскому князю принять ислам.
Причина №3. Белая мечеть
Третья причина посетить Болгар – увидеть, если не самую, то одну из самых красивых мечетей России. Ее построили в начале XXI века. Ак-Мечеть, то есть Белая мечеть, напоминает сразу несколько культовых сооружений исламского мира. Если смотреть на общем плане – это Тадж-Махал. Если смотреть исключительно на купола – казанский Кул-Шариф, а минареты – точная копия минаретов Мечети Пророка в Медине. И таких небольших деталей здесь очень много.
Комплекс построен из белого мрамора, 1200 тонн камня привезли из Италии. Внутри мечеть кажется небольшой, площадь зала – всего 180 квадратных метров. Одновременно в нем могут молиться чуть больше ста человек. Помещение отделано в стиле минимализма: ни одной лишней детали или линии. В исламе запрещено изображение людей и животных, поэтому стены украшены традиционными восточными узорами, а также цитатами из Корана.
В Ак-Мечети находится главная исламская реликвия Татарстана. В 1905 году Оренбургское духовное магометанское собрание официальной делегацией отправилось совершить хадж. На обратном пути султан Османской империи Абдул Хамид II пригласил их к себе в гости в Стамбул и подарил мусульманам Российской империи два волоса с бороды пророка Мухаммеда. Сначала оба волоса находились в Уфе, но в 2015 году один из них подарили Татарстану.
Достопримечательности
-
Болгарский историко-археологический комплекс является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вошел в Список Всемирного наследия в 2014 году согласно критериям (ii) и (vi). Его архитектурное и археологические наследие является свидетельством существования средневекового города Болгар в VII — XV веках, который был важным административным центром Волжской Болгарии, а затем стал первой столицей Золотой Орды. Объект также обладает религиозным значением, являясь символическим местом принятия Ислама волжскими болгарами в 922 году и остается местом паломничества для мусульман. На территории комплекса находятся следующие памятники:
- Северный мавзолей
- Восточный мавзолей
- Соборная мечеть
- Большой минарет (реконструкция)
- Успенская церковь (в настоящее время Музей истории Успенской церкви)
- Малый минарет и ханская усыпальница
- Ханский дворец
- Чёрная палата
- Восточная палата
- Белая палата
- Баня № 2
- Баня № 3
- Красная палата
- На территории Болгарского историко-археологического комплекса работают музеи Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника:
- Музей болгарской цивилизации
- Музей Корана (Памятный знак в честь принятия Ислама волжскими булгарами в 922 году)
- Музей «Дом лекаря»
- Музей истории Успенской церкви
- Музей под открытым небом «История тюрко-татарской письменности»
- Музей «Болгарское чаепитие»
- Музей «Город на реке»
- Музей дворянства Спасского уезда
- Музей Абдуллы Алиша
- Историческая набережная
- Колодец Габдрахмана
- За пределами Болгарского историко-археологического комплекса находятся:
- Музей хлеба
- Малый городок
- Ферма верблюдов
Как добраться?
В этой статье мы расскажем, где находится г. Болгар. Это обязательный пункт в программе посещения большинства путешественников, которые отправляются в Татарстан
По исторической важности он не уступает столице региона. Здесь сплелись воедино западная и восточная культуры, христианское и исламское вероисповедание
Сегодня это практически единственное место на территории России, в котором сохранились постройки времен Золотой Орды. Благодаря своему расположению город на протяжении длительного времени не утрачивал своей значимости даже после того, как Волжская Булгария была завоевана татаро-монголами. Это был важный торговый узел на Великом шелковом пути.
Разобравшись, где находится город Болгар, надо определиться, как до него добраться. В любом случае, быстрее и проще всего будет ехать через Казань. Есть несколько вариантов — на автомобиле или автобусом, а вот поездом и самолетом попасть можно только с пересадками. Как попасть в город Болгар, подробно расскажем в этой статье. Конечно, сейчас это совсем небольшой населенный пункт, поэтому тут нет аэропорта. Самолетом придется лететь до Ульяновска или Казани, а оттуда добираться на других видах транспорта. Железной дороги тут тоже нет, поэтому вариант только один — поездом доехать до Казани, а там пересаживаться на автомобиль или автобус.
Автобус в г. Болгар в Татарстане отправляется с автовокзала «Южный» два раза в день. В 10:00 и 17:00, а обратно уезжает в 7:00 и 14:00. Автобусы сюда ходят и из Ульяновска. С городского автовокзала они отправляются в 7:30 и 14:30. Есть даже возможность немного сэкономить: можно сесть не на автовокзале, а на остановке «Верхняя терраса», расположенной поблизости. Автобус тут обязательно останавливается, а стоимость проезда оказывается существенно ниже.
Все автобусы пребывают на автобусную станцию в городе Болгар в Татарстане. К тому же, сюда регулярно организуются автобусные экскурсионные туры.
Краткая история булгар до их переселения на Волгу
В первой половине Vll века к востоку от Азовского моря в Причерноморье появляется государственное образование, которое византийцы назовут Великая Булгария. Просуществует это государство недолго. После смерти основателя Великой Булгарии царя Кубрата, пять его сыновей делят наследство на пять частей.
Памятный знак хану Кубрату на предположительном месте его захоронения у с. Малая Перещепина, Полтавская область
Первый сын — Батбаян, остается в Причерноморье и на Северном Кавказе. Существует мнение, что именно его так называемые «черные болгары» станут основой для образования современных балкарцев.
Второй сын — Котраг двигается со своей ордой на северо-восток от отцовских земель. С большей долей вероятности, именно эти болгары в дальнейшем мигрируют дальше вверх по Волге и основывают Волжскую Булгарию.
Третий сын Кубрата — Аспарух уходит на Балканы и там в нижнем течении реки Дунай основывает Болгарское ханство. Со временем тюркоязычная знать смешивается с местным населением и ославянивается. Но основы государственности будут уже заложены. Так появляется Дунайская Болгария, которая существует до сих пор.
У Кубрата было еще двое сыновей — Кубер и Альцех. Они со своими людьми оседают в Македонии и Италии. В течение нескольких столетий они тоже ассимилируются среди местного населения.
А есть ли сведения о булгарах до образования ими государства Великая Булгария в Причерноморье и на Северном Кавказе? Да, армянские письменные источники упоминают о проживании булгар на Кавказе еше во ll веке. Далее, они упоминаются в анонимном латинском хронографе 354 года.
Очень важно, что первые упоминания о булгарах на Кавказе происходит до lV века, то есть до нашествия гуннов. Потому что многие ученые племена кутригуров и утигуров, считающихся булгарскими, отождествляют с пришлым гуннским компонентом
На самом деле, булгары освоили Кавказ и Причерноморье, как минимум на два столетия раньше нашествия гуннов. Правда, уже в гуннский период они полностью вливаются в новый конгломерат и до распада гуннской империи не упоминаются отдельно.
В Vl веке на Европу с востока обрушивается новая напасть — авары. И булгары подпадают под их влияние. И лишь в начале Vll века, когда авары ослабевают в результате непрекращающихся войн с Византией, болгары отделяются от них и основывают собственную правящую династию Дуло и собственное государство Великая Булгария.
Великая Болгария (632-671) Кубрат-хана и государства его 5 сыновей
5. Лавочка мастеров
Лавочкой мастеров называют
экспозицию ремесленничества, которая располагается в Булгаре. Здесь
сосредоточены лавки ювелиров, ткачей и кузнецов.
Что можно увидеть
Результаты раскопок показали,
что жители города активно занимались этой сферой деятельности и имели высокий
уровень благосостояния. В 2012 году историческое наследие было собрано в одном
месте. Процессом руководил Рустам Минниханов.
Когда-то здесь было открыто
множество горнов, налажен процесс производства металла, изготовлялась разноцветная
посуда. В горнах мастера работали на древесном угле – таким образом, по консистенции железо больше напоминало
тесто. Обломки посуды, которые нашли археологи, были изготовлены из чугуна.
Сейчас туристы имеют возможность наглядно увидеть изделия из кожаной мозаики,
работы ткачей и т.д.
Малый городок
Малый Городок расположен на южной оконечности Болгарского городища, за его пределами, примыкая к усеченной вершине треугольной его территории. Он предоставляет в своём плане продолговатый прямоугольник, вытянутый с севера на юг и слева суживающийся к югу.
Внутренний обвод комплекса образован рвом (без вала), замкнутым с севера воротами а с юга-каменным трёхкамерным зданием.
В 1981 – 1984 .г. на Малом городище были проведены раскопки институтом «Спецпроектреставрация» (Беляев Л.А) в составе Болгарского отряда Поволжской археологической экспедиции под руководством Т.А Хлебниковой ( ИЯЛИ им.Г. Ибрагимова КФ АН СССР).
Раскопками были вскрыты 3 монументальные сооружение – двухбашенные проездные ворота, здание для омовений и трехкамерное (Южное) здание. Время постройки гордка относится к середине XIV в. В середине северной линии рва Малого городка, находится въезд во внутренний четырёхугольник — двубашенные проездные ворота.
История
Город был основан булгарами — тюркоязычными племенами, проживавшими на территории Поволжья. Сначала он представлял собой небольшое укрепление, позже разросся до размеров города. Высокий берег в месте впадения Камы в Волгу создавал великолепные условия для обзора окружающего пространства и речного судоходства. В короткий срок он стал крупнейшим центром торговли в своем регионе. Вскоре после основания основной религией булгар стал ислам.
Во времена расцвета городок считался одним из центров ремесленничества. В нем проживало множество искусных ремесленников, ювелиров, кузнецов и портных.
В первой половине XIII века Болгар был подвергнут нападению со стороны Золотой Орды и практически полностью разрушен и разграблен. Каким он был до нашествия монголов — достоверно неизвестно. Об архитектуре того времени можно судить исключительно по описаниям иностранных купцов и путешественников. Известно, что большинство построек были деревянными.
Вскоре Булгар был отстроен заново. Теперь в основе архитектуры были постройки из камня. Многие из них дожили до наших дней. После завоевания монголами на месте вновь отстроенного города был создан административный центр завоеванных территорий Волжской Булгарии. В те времена были сооружены Соборная мечеть и дворец хана. Остатки культового сооружения можно наблюдать и сегодня.
Во второй половине XIV века Болгар был снова разрушен в результате нашествия Тамерлана, а столетием позже — русским войском во главе с Федором Пестрым. Это стало причиной того, что Великий Булгар окончательно пришел в упадок. Новым центром в регионе стала Казань. Впоследствии знаменитый город превратился в село.
Булгары – народ, ставший началом для многих
Жилище и его жительница (постоянная экспозиция)
Само название «булгар» или «болгар» менялось в зависимости от места их проживания. Первоначально первая гласная читалась как «оу», и со временем в разных местах их проживания стала произноситься более четко.
В начала своей истории булгары были тюркскими племенами степей Северного Причерноморья, занимавшим в IV веке Северный Кавказ, Закавказье и Приазовье. Великое переселение народов заставило их совершать набеги на территории современных государств Восточной Европы, а во 2-й половине VII века и вовсе мигрировать к берегам Дуная.
Этногенез собственно булгар остается спорным: известно, что они не являлись собственно монголоидами, однако пришли с Востока. Некоторые теории предполагают, что предки булгар пришли вместе с гуннами с территории Средней Азии.
Одежда древних булгар
Именно тогда они сменили индоевропейский язык (предположительно, родственный современным памирским языкам) на тюркский.
Уникальная смесь индоевропейских корней и тюркского языка дали удивительный результат: булгары были язычниками, писали рунами и по всей видимости, были белокожими рослыми блондинами.
Традиционное булгарское жилище
Тем не менее именно они участвовали в этногенезе балкарцев, башкир, болгар, гагаузов, карачаевцев, татар, ногайцев и чуваш. Именно они дали название современной Болгарии, захватив территории, населяемыми древними восточными славянами (точнее, восточной ветвью западных славян).
Реконструкция и паломничества: зачем ещё ехать в Болгары?
Раскопки гончарных мастерских
Болгары благодаря своей богатой истории стали уникальным сплавом русской и татарской культуры. Сюда на поклон стекаются тысячи паломников со всех стран бывшего СНГ.
Мусульман привлекает уникальная Белая мечеть, воздвигнутая в честь принятия булгарами (читай — прототатарами) ислама. Неподалеку функционирует одна из крупнейших в России Болгарская исламская академия.
В то же время в Болгарах множество православных святынь: действующие Свято-Авраамиевская церковь, Троицкий молитвенный дом и реликтовая не действующая Успенская церковь.
Внутри ханской усыпальницы «Восточный мавзолей»
Колодец святого Авраамия Болгарского и Владимирского чудотворца почитается как мусульманами, так и христианами как чудодейственный и целительный.
Неподалеку, на набережной от него мусульманская святыня — колодец Габдрахмана, посланника пророка Мухаммеда, из которого бьет минеральная вода.
Удивительно и другое: в Болгарах можно наблюдать воочию тот самый дивный сплав исламской и христианской культур, когда различия между вероисповеданиями исчезают.
Traditional «себяшки»
Паломники всех культур здесь настолько добродушны к окружающим, что легко можно поймать себя в хороводе у памятника принятию болгарами ислама или на службе в местной церкви.
Особенно ярко это заметно во время Международного фестиваля средневекового боя «Великий Болгар», который проводится ежегодно в августе и приурочен к годовщине принятия ислама местным населением.
И без того оживленная местность тогда привлекает до полумиллиона туристов, которые съезжаются посмотреть на реконструкторов, битвы конных и пеших воинов и поучаствовать в ярмарках.
Пожалуй, это один из самых ярких подобных фестивалей в России. И уж точно один из самых привлекательных и ухоженных.
С Болгаром «ошибочка вышла»
«Реальному времени» удалось выяснить, кто стоит за идеей установки памятника Котрагу. Подробностями с нами поделилась председатель содружества «Волжские булгары» Альфия Димитрова. По ее словам, воздвигнуть памятник планирует группа болгарских бизнесменов во главе с Ивелином Михайловым — исполнительным директором компании «Исторический парк» (Варна) — это проект крупнейшего в Европе исторического парка стоимостью в 50 млн евро, который поэтапно построят до 2022 года. На его территории будет несколько поселений. Первое будет связано с первой цивилизацией и найденными в варненском халколитном некрополе артефактами. Второе — раскроет особенности фракийской культуры, напомнит о жизни Орфея и Спартака. Третье — посвятят римской эпохе, четвертое — раскроет культуру славян и проболгар, в пятом — представят Первое болгарское царство, а шестое — построят по подобию Царевца и покажут культуру Второго болгарского царства. Инвесторы этого масштабного проекта и задумали поставить памятник хану Котрагу в Болгаре. При этом на их счету уже есть один памятник младшему сыну хана Кубрата Альцеку, его установили в итальянском городе Челе де Булгария.
— Три года назад к нам обратились из Италии с просьбой о содействии. Они хотели поставить памятник хану Альцеку (брату хана Аспаруха, основателя Болгарии) в том месте, где он жил и погиб. Мы поставили этот памятник, и теперь каждый год многие болгары ездят туда на экскурсию-организовывают «соборы» (джиен), и им очень интересно узнавать эту историю. Затем мы решили поставить памятники каждому из братьев хана Аспаруха и таким образом ориентировать болгар, чтобы посещая эти места, они узнавали свою историю: видели места, где жили наши предки, где они умерли и где способствовали формированию народности и культуры. Это будет полезно как для стран, на территории которых они проживали (у них будет доход от туризма), так и болгарам, которые узнают больше о своей истории и своем происхождении. Мы решили поставить памятник хану Котрагу в Татарстане, потому что он переселился туда в свое время и поставил основы государства Волжская Булгария. Поскольку он жил и умер на этих землях, мы решили здесь поставить ему памятник, — пояснил «Реальному времени» Ивелин Михайлов.
«Мы решили поставить памятник хану Котрагу в Татарстане, потому что он переселился туда в свое время и поставил основы государства Волжская Булгария», — пояснил Ивелин Михайлов. Фото bnr.bg
— Недавно они мне предложили: «Давайте напишем такое же письмо в Татарстан, чтобы поставить там памятник хану Котрагу». Они полностью хотят взять на себя расходы: сами отольют статую из бронзы, сами транспортируют и установят ее, — добавила Альфия Димитрова.
В октябре прошлого года ей позвонили из посольства Болгарии в России и попросили участвовать в поездке в Татарстан в составе болгарской бизнес-делегации во главе с господином Коцевым. Сама Димитрова родом из нашей республики, а последние 19 лет живет в городе София, но родину не забывает — взяла на себя организацию сабантуев:
Болгарская делегация составила письмо на имя президента, госсоветника и главы Минкульта РТ. Тогда министром был Айрат Сибагатуллин, и в октябре прошлого года он полагал, что проблем с установкой памятника быть не должно. Однако вскоре болгарским активистам пришел ответ с отказом:
— Ошибочка вышла. Мы же писали письмо с просьбой установить памятник в Болгаре, а он под защитой ЮНЕСКО. Поэтому из Минкульта ответили, что в Болгаре установить невозможно, но будут рассматривать вопрос об установке в другом месте Спасского района.
Из Минкульта ответили, что в Болгаре установить памятник невозможно, но будут рассматривать вариант установки в другом месте Спасского района
Волжская Булгария в X– XII вв.
К началу XI в. Волжская Булгария занимала территорию от Окско-Свияжского междуречья на западе до Южного Урала на востоке, от Посурья и Самарской Луки на юге до Предкамья на севере.
В XII в. булгарские правители расширили свое влияние на Верхнее Прикамье (см. Чулман) и Нижнее Поволжье с центром в городе Саксин.
В 922 г. состоялось дипломатическое признание Волжской Булгарии – она обменялась посольствами с Багдадским халифатом (см. Посольство Алмуша в Бухару и Багдад, Посольство багдадского халифа аль-Муктадира).
В 985 г. булгарский правитель заключил мир с киевским князем Владимиром I, определив равноправный и взаимовыгодный характер отношений.
Известные имена булгарских правителей X – первой трети XI вв. Шилки, Алмуш, Микаил ибн Джагфар, Микаил ибн Ахмад, Абдаллах ибн Микаил, Микаил ибн Ахмад, Талиб ибн Ахмад, Мумин ибн Ахмад, Мумин ибн аль-Хасан, Абд ар-Рахман ибн Мумин, Абу Исхак Ибрагим ибн Мухаммад.
Территория и административное устройство
Территория
Арабские и персидские географы считали страну булгар самой северной в исламском мире. Персидский учёный Ибн-Русте в своей энциклопедии «Дорогие ценности», составленной около 903—913 годах, даёт следующие сведения о её расположении: «Болгарская земля смежна с землею буртасов. Живут болгары на берегу реки, которая впадает в море Хазарское (Каспийское) и прозывается Итиль (Волгою)».
Арабский географ Ал-Истахри и более поздние авторы дают более конкретную информацию о юго-восточной границе Булгарии, доводя её до реки Урал. Некоторые мусульманские географы X—XI веков сообщают, что Булгария располагается восточнее земель, населённых славянами. О северных и южных пределах страны нет точной информации, некоторые авторы, например, ал-Гарнати (XII в.), пишут, что булгары живут и на Нижней Волге. По средневековым письменным источникам трудно определить, что имеют в виду авторы, описывая границы Волжской Булгарии. Не ясно, идёт ли в источниках речь исключительно о территории непосредственного проживания булгар или, определяя пределы булгарской земли, авторы описывают территории кочевания полуоседлой части населения или земли, входящие в сферу экономического и политического влияния Булгарии.
Карта Царства Булгарского
Расположение археологических памятников позволяет в общих чертах представить территорию Волжской Булгарии. Большую работу в этом направлении проделал советский археолог Р. Г. Фахрутдинов, который в 1960-70-е годы начал выявлять и картографировать археологические памятники булгарского времени. Основные памятники булгарского времени находятся на территории современных Татарстана, Ульяновской, Самарской, Пензенской областей и Чувашии.
В настоящее время выявлено более 2 тыс. булгарских памятников X—XIV вв. Среди них около 190 городищ и более 900 селищ. Большинство относится к домонгольскому времени — 170 городищ и более 700 селищ. Основная часть памятников булгарского времени находится на территории Татарстана. В других регионах таких памятников значительно меньше: в Ульяновской области — около 200, в Самарской области — около 160, в Чувашии — около 70, в Пензенской области — около 70.
Опираясь на письменные и археологические источники, разные авторы по-разному определяют границы Волжской Булгарии. Традиционно считается, что территория Волжской Булгарии включала часть территорий Среднего Поволжья: Предкамье, Закамье и Предволжье. А. Х. Халиков и Е. П. Казаков считают, что северная граница Булгарии проходила по правому берегу реки Камы, западная — в районе бассейна реки Свияги, восточная по линии Чистополь—Билярск или рекой Шишма, южная в районе Самарской Луки. Хузин Ф. Ш. в качестве северной границы определяет реку Казанку, южной — Самарскую Луку, западной — реку Сура и восточной и юго-восточной — низовья реки Белая и реку Урал.
Некоторые исследователи, например М. З. Закиев, придерживаются мнения, что Волжская Булгария располагалась на гораздо большей территории: западные границы, в их представлении, совпадают с границами Древней Руси, восточные границы находятся в районе рек Иртыш, Обь, Енисей, южные и юго-восточные определяются северо-западными и северными районами Хорезма и Кавказским хребтом, а северные выходят к Карскому морю.
Административное устройство
Основная статья: Список городов Волжской Булгарии
Первой столицей государства был город Булгар (Болгар Великий), 140 км южнее Казани, нынешний город Болгар.
Другие крупные города — Биляр (куда в XII в. была перенесена столица из-за набегов и грабежей Булгара со стороны русских земель), Сувар, Джукетау («Липовая гора»), Ошель (Ашлы), Кашан, Керменчук, Муромский городок, Золотаревское городище и др. являются памятниками времен Волжской Болгарии (до монгольского нашествия 1236 года).
Другие археологические памятники, такие как Сарай-аль-Махруса (Астраханская область), Сарай аль-Джадит (Волгоградская область), Мадхжар (Ставропольский край), Кокрятское городище, Кременковское поселение, Староалейкинское городище, Новобеденьговское городище, Красносюндюковское городище (Ульяновская область), Искер (Тюменская область), Курмыш (Нижегородская область), Увек (Саратовская область), Афкула (Пермский край), Наровчат (Пензенская область) и др. являются памятниками культурного наследия булгарского народа.