Исаакиевская площадь

Строительство собора

Исаакиевская площадь

В начале XIX столетия был объявлен конкурс проектов нового здания храма. Впрочем, речь шла не о строительстве нового собора, а о кардинальной перестройке старого. Конкурсанты, очевидно, не поняли, что именно от них требовалось: все авторы проектов предлагали постройку нового здания. Победитель так и не был выбран. Вскоре конкурс был объявлен снова — и вновь с тем же результатом. Спустя некоторое время император, не объявляя больше конкурсов, поручил строительство здания молодому и еще не получившему широкой известности архитектору — Анри Луи Огюсту Рикару де Монферрану.

Проект перестройки собора, разработанный новым архитектором, подвергся серьезной критике со стороны члена строительного комитета Антона Модюи. Он указывал на многочисленные ошибки автора проекта и требовал немедленно остановить уже начавшиеся строительные работы. Критик сильно сомневался в прочности фундамента, а также утверждал, что купол спроектирован неправильно и потому может обвалиться.

Решено было внести в проект исправления. Вновь был объявлен конкурс. Все проекты, поданные конкурсантами, были неудовлетворительны, в результате чего император понял невыполнимость поставленной перед архитекторами задачи. После этого задание было частично изменено (чтоб облегчить архитекторам разработку проекта), а затем вновь был объявлен конкурс. Победителем его стал Монферран. Строительство, остановленное на время, возобновилось.

Одним из самых сложных этапов строительных работ стало сооружение колоннады. В каменоломне, расположенной рядом с Выборгом, проводилась выломка огромных гранитных монолитов. Работа была трудной, продвигалась она очень медленно. Транспортировка гранитных заготовок к месту строительных работ осуществлялась при помощи специальных плоскодонных судов. Установка каждой колонны под сводом будущего храма занимала от сорок до сорока пяти минут. Перед установкой колонна обшивалась слоем войлока и циновками. Как свидетельствуют современники, механизм для установки был так совершенен, что ни разу не издал ни малейшего скрипа.

Нужно сказать несколько слов и о золочении куполов. Использовался метод так называемого огневого золочения. Этот метод опасен для жизни позолотчиков (мастеров, золотящих купола): во время строительства собора он унес жизни ста двадцати человек. Из них шестьдесят человек погибли именно во время золочения куполов, а остальные — в процессе золочения различных деталей интерьера.

Многоликое и многовековое прошлое

История застройки площади уходит корнями в восемнадцатое столетие. На ее участке вместе с Дворцовой, располагался гласис Адмиралтейства, который представлял собой свободное пространство для ведения артиллерийского огня.

Когда шведская угроза канула в лету и Адмиралтейство перестало выполнять функции фортовой крепости, данная территория утратила свое военное предназначение, и стали на ней появляться застройки и площади.

К 1736 году, когда случился пожар, на месте современной Исаакиевской площади успели построить множество домов и мазанок Морской слободы. Узкая улочка, проходившая через них, вела к Синему мосту. Однако парадной подобную застройку назвать была трудно. После уничтожения огнем всего того хаоса снова между Адмиралтейством и Мойкой обнажилось пространство.

В 1738 году строительная комиссия приняла решение обустроить возле Синего моста Торговую площадь. Тут же возникли торговые ряды. До конца 18 столетия данные окрестности носили торгово-хозяйственный характер. Водилась тут и дурная слава, о якобы купле-продаже крепостных. После возникла биржа труда.

Своё имя “Исаакиевская площадь” обрела в 1798 году. Этому поспособствовало близость церкви во имя Исаакия Далматского. Когда же начали возводить собор в честь святого покровителя Петра Великого по проекту Огюста Монферрана, святость не позволяла соседство рынков, складов и мазанок. Впредь это место формируется в качестве доминанты парадного фасада Санкт-Петербурга.

Окончательное создание нарядного облика площади завершилось в 1850-х. По окончании возведения Исаакиевского собора в 1858 году для очистки прилегающей территории ликвидировали строительные заборы, мастерские и бараки.

Исаакиевский собор

Исаакиевская площадь

Делая описание Санкт-Петербурга, каждый сказитель обязательно вспомнит об уникальном соборе. Исаакиевский собор — это не только одна из главных достопримечательностей Питера, но и жемчужина всей России. Огромнейшее купольное здание в Европе не знает себе равных. История храма началась еще при Петре I, перестраивался он несколько раз. При Александре I был объявлен конкурс на лучший проект. Строился храм по гениальному проекту француза Монферрана в течение долгих сорока лет. Результат стоил ожиданий. Всех поразила и изумила величественность архитектуры, богатство мозаики, внутренняя роспись, масштабы сооружения. Исаакиевский собор – это самое мощное строение и в наши дни. Украшают собор сто двенадцать колонн. Огромный позолоченный купол уникален, сохранил свою крепость до сих пор. Многочисленные декоративные детали выполнены с пышностью в разных традициях мастеров русского зодчества. В создании принимали участие самые лучшие российские умельцы, которые съезжались в Питер с разных уголков страны. Произведения, собранные в храме, являются единственными, уникальными и неповторимыми в своем роде.

В настоящее время Исаакиевский храм в Питере является и действующим музеем, хотя здесь регулярно проводятся службы. Решается вопрос о передаче собора Русской православной церкви. Как сказал кто-то из великих, храмы строятся не для показа архитектуры, а для того, чтобы быть домом божьим.

Памятник на Исаакиевской площади

Кроме архитектурных есть достопримечательности монументальные. Между Мариинским дворцом и Исаакиевским собором расположен памятник русскому императору Николаю Первому. Царь изображен в виде статуи верхом на своем любимом жеребце Амалтбеке, с саблей в руке. Одет император в парадный мундир лейб-гвардейца. Пьедестал монумента изготовлен из белого итальянского мрамора и темного кварцита. Цоколь памятника высечен из серого гранита.

На сторонах пьедестала женские фигуры-аллегории, олицетворение Мудрости, Силы, Правосудия и Веры. Головы аллегорий представляют собой скульптурные изображения супруги императора Александры Федоровны и трех его дочерей: Ольги, Александры и Марии. Там же закреплен государственный герб с позолотой, на котором написано: «Николаю I — Императору Всероссийскому. Год 1859». На пьедестале также представлены четыре знаковых события периода правления царя в виде барельефов. Вокруг памятника кованая ограда.

Исаакиевская площадь

История постройки

Исаакиевская площадь

Три варианта собора

Таким, каким мы привыкли видеть Исаакиевской собор сегодня, он был не всегда. История постройки всех вариантов собора насчитывает более 100 лет, а началась она в 1710 г., почти сразу после основания Санкт-Петербурга.

Деревянная церковь имени Исаакия Далматского была возведена на месте бывшего чертёжного амбара. В 1712 г. в ней венчались Пётр I и его вторая жена — Екатерина I.

Уже в 1717 г. церковь стала нуждаться в реконструкции и началось строительство нового здания, уже каменного. Пётр I заложил первый камень будущей постройки, но и она просуществовала всего несколько десятилетий.

Несколько раз во Вторую Исаакиевскую церковь била молния, в итоге грунт под зданием начал оседать, из-за того, что церковь находилась на берегу реки Невы. Стало ясно, что здание нужно кардинально перестраивать или переносить в другое место.  В 1760 г. было принято решение о постройке нового храма.

Созданный при Павле I в 1802 г. Третий Исаакиевский собор вызвал много насмешек и возмущения у современников того времени. Завершённый и освящённый храм сразу же назвали не соответствующим парадной застройке центра города и объявили о его перестройке.

Конечный вариант собора получил своё название в честь Святого Исаакия, в день памяти которого родился Пётр I. Александром I был объявлен конкурс на возведение храма, но ни один из представленных проектов ему не пришёлся по душе по различным причинам.

В итоге только через 9 лет началось строительство по проекту молодого французского архитектора Огюста Монферрана, представившего на одобрение Александру I 24 изображения здания в различных вариациях.

В 1819 году началась закладка нового храма. В 1858 состоялось освящение собора в присутствии Александра II и членов Императорской семьи.

Архитекторы

Исаакиевская площадь

Для возведения Первой Исаакиевской церкви в 1710 году из Голландии прибыл архитектор Герман ван Болес. Постройка получилась одноэтажной и простой в оформлении.

К возведению Второй Исаакиевской церкви приложили руку сразу несколько архитекторов: Георг Маттарнови, Николай Гербель, Гаэтано Киавери, Яков Неупокоев и Михаил Земцов. После пожара церковь отстраивалась уже по проекту Пьетро Трезини, до того, как храм решили перенести в другое место.

Создание проекта Третьей Исаакиевской церкви было поручено Савве Чевакинскому, чьё творение так и не было реализовано, но, по утверждениям современников, идея переноса собора на другое место предложена именно им. Следующий проект собора принадлежал Антонио Ринальди, но и в этот раз храм был достроен только до карниза.

Закончена Третья Исаакиевская церковь была благодаря проекту итальянца Винчензо Бренне, храм получился несуразным и не приглянулся вошедшему на престол Императору Павлу I.

В конкурсе на строительство Исаакиевского собора приняли участие лучшие зодчие того времени: Андрей Воронихин, Андреян Захаров, Василий Стасов и другие. Но, после того, как рисунки будущего собора Огюста Монферрана были одобрены Александром I, ему было в 1818 г. доверено разрабатывать проект возведения Собора.

Небольшой опыт в строительстве, молодой возраст — всё это привело к тому, что в проекте были допущены грубейшие ошибки, о чём в своей докладе указал член Комитета по делам строений и гидравлических работ Антон Модюи.

Строительство пришлось прекратить. Окончательно собор был закончен лишь в далеком 1858 году, под руководством того же Огюста Монферрана, создавшего новый масштабный проект в стиле классицизм.

Интересные факты:

Впервые название Исаакиевская площадь было применено к территории современной Сенатской площади после строительства там одноименной церкви, а участок возле реки Мойки с торговыми рядами именовался Торговой площадью. В 1793 году, после строительства Исаакиевского собора на нынешнем месте, территория между Конногвардейским бульваром и Мойкой стала именоваться Исаакиевской площадью. Однако, в 1849 году после возведения Мариинского дворца эта площадь получила новое название — Мариинская площадь. В 1871 году Мариинская площадь в честь конного памятника Николаю I была переименована в Николаевскую. После революции, в 1923 году, она была опять переименована в Площадь Воровского. И только в 1944 году, на волне возвращения исторических названий, площадь снова стала именоваться Исаакиевской.

Синий мост через реку Мойку имеет самую большую в городе ширину — 97 метров, по сути являясь частью Исаакиевской площади.

Поскольку все здания вокруг площади строились примерно в одно время, в середине XIX — начале XX веков, Исаакиевская площадь имеет органичный вид единого архитектурного ансамбля. Самое старое здание на площади — дом Мятлевых, самое новое — здание Германского посольства. Однако главная доминанта площади — это величественный Исаакиевский собор.

Окончательно свой парадный вид площадь приобрела с окончанием отделки Исаакиевского собора во второй половине XIX века, когда убрали строительные бараки, территорию замостили булыжником и разбили Исаакиевский сквер.

В 1859 году на Исаакиевской площади был установлен конный памятник Николаю I.

Благодаря своему единому композиционному стилю площадь часто становилась объектом изображения для многих художников.

В 1907 году через площадь была проложена первая в городе трамвайная линия, идущая от Александровского сада. Площадь, вообще, издревле была важным транспортным узлом, на ней даже появилась одна из первых в Санкт-Петербурге стоянок для частных извозчиков.

Во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны в клумбах сквера перед Исаакиевским собором горожане выращивали овощи.

Сегодня во время городских праздников на Исаакиевской площади устраивается концерт, а зимой ставится декоративная карусель. Кроме того, площадь часто становится местом проведения народных собраний.

Отличный панорамный вид Исаакиевской площади открывается с обзорной площадки Исаакиевского собора.

В Мариинском дворце сейчас заседает Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Петербургская Исаакиевская площадь включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь.

Исаакиевская площадь на карте:

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт

Как добраться:
Территория возле Исаакиевского собора, ограниченная Адмиралтейским проспектом, Набережной реки Мойки и Вознесенским проспектом.

Ближайшая станция метро — «Адмиралтейская». Наземный транспорт — остановки «Исаакиевская площадь», «Адмиралтейский проспект», «Малая Морская улица».

Интерьер

Во избежание пожара, все перекрытия были выполнены из металла. А благодаря стенам из песчаника в помещениях здания всегда было тепло. Фасад был выполнен в классическом стиле, а вот внутренне убранство отошло от тогдашних традиций. Архитектор Мариинского дворца в Санкт-Петербурге сделал второй в России ансамбль интерьеров, знаменующий переход от классицизма к эклектике. Первым было здание Зимнего дворца.

Парадные анфилады были выполнены в форме позднего классицизма. Главная лестница располагалась слева от вестибюля, а не перпендикулярно главному фасаду, как в других дворцах. Это решение позволило уменьшить потери тепла. На втором этаже было расположено две анфилады, перпендикулярные друг другу. На месте их пересечения была организована зала-ротонда. За ней следовал Помпейский зал, окруженный овальной столовой и гостиной. После Помпейского зала шел Зимний сад, который являлся завершением центральной анфилады. По центру Зимнего сада был установлен фонтан с 8-метровой струей. Слева от Ротонды был расположен Танцевальный (Концертный) зал. Его окна выходили на внутренний двор. Библиотека и Помпейская галерея примыкали к центральной анфиладе.

В правом крыле постройки были расположены жилые покои. Комнаты Марии Николаевны располагались в таком порядке: приемная зала, гостиная (кабинет), спальня, будуар, туалетная, угловой (овальный) кабинет. Также в первом крыле был пандус. С его помощью хозяева могли попасть на любой этаж. Благодаря всевозможным растениям, украшающим наклонный проход, он напоминал горную тропу. Прогулки по пандусу благоприятно влияли на здоровье хозяев дворца. Согласно наиболее распространенной версии, строительство пандуса было вызвано болезнью ног Марии. По этому проходу она могла передвигаться на коляске.

Исаакиевская площадь

Супруг Марии жил в комнатах с видом на Исаакиевскую площадь. В его распоряжении были: парадная приемная, гостиная, бильярдная, кабинет и турецкий кабинет. Специально для него на первом этаже сделали капеллу с витражом, привезенным с его родины – города Мюнхена. По окончании строительства Мариинский дворец (Санкт-Петербург) открыли для свободного посещения, что было весьма необычным явлением для того времени. На аттиковом этаже расположилась церковь Николая Чудотворца. Это объясняет укрупненный аттик.

На первом этаже дворца располагались детские комнаты и комнаты воспитателей. Самой крупной комнатой здания стал рекреационный зал, который был приспособлен для активных игр и занятий спортом. Придворные проживали на верхнем этаже и двух флигелях – Офицерском и Гофмейстерском.

Герцог Максимилиан ушел из жизни в 1852 году, а его супруга прожила до 1876 года. До самой смерти Мариинский дворец (Санкт-Петербург) был ее основным жилищем. После смерти Марии дворец перешел по наследству ее детям. Позже, из-за долгов, Георгий и Евгений Лейхтенбергские решили продать его.

История Исаакиевской площади

Изначально на территории Исаакиевской площади находился узкий проход от Морской слободы к мосту через Мойку. Позже проход расширили, и на его месте возникла Торговая площадь. Торговые ряды здесь стояли до конца XVIII века. В течение последующих 300 лет площадь обрастала новыми зданиями, меняла размеры и названия. Она успела побывать Мариинской и Николаевской площадью, и площадью Воровского.

Исаакиевская площадь. Фото: @gg_curtis

С XIX века площадь начала приобретать знакомые нам черты. Деревянный мост заменили на чугунный, построили Мариинский дворец. В очередной раз возвели Исаакиевский собор. На этот раз в том виде, в котором он дошел до нас.

Освящение собора

Вступившему на престол после отца Александру II выпала счастливая доля торжественно открывать новый собор, сразу получивший статус кафедрального. Большая церемония прошла 30 мая 1858 г. Из разных храмов Петербурга были принесены святыни и почитаемые иконы. Большой крестный ход прошел от Исаакиевского собора до Казанского и обратно. Хор из 1200 певчих произвел неизгладимое впечатление на присутствующих. Военные в парадной форме демонстрировали свою выучку.

Исаакиевская площадь

До самой революции собор оставался местом проведения важнейших праздников города и государства. Особенно широко отмечались дни военных побед.

Петропавловский собор

Петропавловский собор – самый первый храм нашего города, самый старая достопримечательность Санкт-Петербурга наравне с самой крепостью. Именно здесь покоятся все русские императоры начиная с Петра I и заканчивая Николаем II, кроме Петра II. Это позволяет претендовать Петропавловскому собору на статус главной петербургской достопримечательности.

Это уникальное архитектурное сооружение для России того времени. Его строил архитектор Доменико Трезини, проектировавший и саму Петропавловскую крепость.

По православным канонам русские церкви строились пятиглавыми. Первый петербургский храм же стал возводиться по европейским лекалам. С одним куполом и высокой колокольней, шпиль которой был эдаким восклицательным знаком, показывающим кто здесь хозяин, на только что отвоёванной у Швеции территории. Причём строилась в первую очередь именно колокольня, которая была и своеобразной смотровой площадкой, нужной в военное время.

Долгое время шпиль Петропавловского собора являлся самой высокой архитектурной доминантой города. Не так давно его обогнал Лахта-центр – современный небоскрёб. Высота, с которой смотрит на Петербург ангел, укреплённый на шпиле – 122 метра.

Уникально и внутреннее убранство собора святых Петра и Павла. Его стены украшает живопись на светские темы, что также являлось новшеством для России. Он был своеобразным музеем, где хранились знамёна поверженных шведских дивизий. Да и сам иконостас выполнен в виде триумфальной арки.

Летний сад

Самый известный, самый первый сад Санкт-Петербурга. Вообще, садом это место было ещё даже до основания города. Пётр I основал свою резиденцию на месте усадьбы шведского майора Конау. Такая достопримечательность просто обязана быть в нашем списке.

При Петре I Летний сад был главной развлекательной площадкой для петербургской знати. Фонтаны и импортированная из Западной Европы классическая скульптура ярко демонстрировали технические и культурные преобразования в стране.

Главная достопримечательность Летнего сада – Летний дворец Петра I. Это бывшая резиденция первого российского императора, давно уже функционирующая как музей.

Особо также следует отметить классическую северную ограду Летнего сада, работы архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. Существует легенда об одном иностранце, который только подплыл на своём корабле к этой ограде и сразу решил возвращаться обратно под предлогом «Ничего более красивого я и так уже не увижу».

Скульптурные произведения снаружи

Скульптуры в обустройстве собора служат не только для его украшения, но и для того, чтобы подчеркнуть единство Православия с российской монархией, а также с целью придания ей святости.

Об этом утверждает и фраза: “Господи, силою твоею возвеселится царь”, которую можно прочитать на ленте северного портика. Как и подобает святому храму, его изваяния посвящены христианско-евангельской теме.

Завершение фасада здания венчают изваяния двенадцати апостолов, а угловые части — ангельские статуи со светильниками, объединяющие пространство сооружения с его цилиндром и куполом. Балюстрада главного купола украшена дюжиной ангелов. Их элементы, переходящие к стенам, создают завершенный вид.

Скульптуры, посвященные 4-м евангелистам, изображают каждого из них со своим символическим знаком из окружающего мира, так, возле Марка — лев, Матфея — ангел, Луки — телец, Иоанна — орел.

Горельефами Филиппа Оноре Лемера: “Воскресение Христа” и “Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом” декорированы портики северной и восточной сторон.

“Поклонение волхвов” оформляет завершение южного портика скульптора итальянского происхождения Джованни Витали, более известного как Ивана Петровича Витали. Центр занимает скульптурное изображение Богородицы, в руках который новорожденный Иисус. Как по библейскому сюжету, так же и тут по сторонам, ее образ сопровождают волхвы с дарами.

Среди рельефов западного портика можно увидеть “Исаакия, благословляющего императора Феодосия”. Отображены в произведениях Витали и реалистичные образы. Он ваял эфиопского царя и его слугу, используя образы жителей Абиссинии, служивших императорскому двору.

Прототипами вельмож из свиты императора стали — князь Петр Михайлович Волконсий, председательствующий в комиссии по возведению храма, и президент Академии художеств — Алексей Николаевич Оленин.

Большие дверные полотна с наружной стороны оформлены работами Витали: “Спор Христа с фарисеями” и “Бегство в Египет”. Центр представлен скульптурными произведениями Архангела Михаила и Александра Невского. В нишах дверей с севера изображены преподобный Исаакия Далматский и святитель Николай Мирликийский, сверху — рельефные изваяния: “Се человек” и “Истязание Христа”.

Представляют большой интерес двери западные, на которых “Нагорная проповедь”, “Воскрешение Лазаря” и “Исцеление расслабленного”. Их ниши занимают скульптуры апостолов — Петра и Павла.

В углублениях стен портиков с южной и северной сторон видны творения Петра Карловича Клодта и Александра Васильевича Логановского: “Несение креста”, “Оплакивание”, “Избиение младенцев”, “Явление ангела пастырям”.

Скульптуры, выполненные Иосифом Германом, символизируют вехи дороги Сына Бога во время пребывания святого учителя на земле. Некоторые полагают, что изобилие изваяний снаружи визуально отягчают фасады, однако именно ими внесена большая лепта в придании пышности, а главное, святости собору.

Скульптура внутреннего убранства

Три алтаря утроены внутри Исаакиевского собора: основной во имя небесного покровителя Петра Великого — Исаакия Далматского. В День этого святого — 30 мая родился государь. В этот день император издал указ на постройку первого Исаакиевского собора. Поэтому своим именем он обязан преподобному Исаакию. Понятно, что в честь него же внутри устроили главный алтарь. Другой алтарь с левой стороны посвящён Великомученице Екатерине, 3-ий справа — князю Александру Невскому.

Аналогично “блистают” вокруг работы Витали. К середине 19-го века скульптор и его помощники Роберт Карлович Залеман и Василий Васильевич Беляев закончили оформление сводов. Их величайшее мастерство прослеживается в творениях на сводах, также в барабане купола и на иконостасах, в скульптурах апостолов, пророков, ангелов.

Выполненные художественно красиво и по-библейски верно фигуры учеников Христа с дюжиной ангелов не перестают приятно поражать посетителей. Пилястры над ангелами придают всему ансамблю воздушность и целостность.

Все статуи изображены в развитии, что делает композицию динамичной и натуралистичной. Ощущается воздействие со стороны итальянского барокко 18 столетия.

Важнейшую роль, как снаружи, так и внутри играют большие двери, оформление которых принадлежит “золотым рукам” Джованни Витали. На них отображены главные вехи развития Церкви Христа — основная троица веков:

  • Апостольского (во время проповедования Святого Евангелия учениками Христа и утверждения первых Церквей во имя Иисуса Христа);
  • Вселенских Учителей, Мучеников и Святителей;
  • Святых Российской Церкви.

Над внутренними интерьерами трудились скульпторы помимо Ивана Петровича Витали, так же как и над наружными, Петр Карлович Клодт и Николай Степанович Пименов.

Примером идеальной гармонии в скульптурном, архитектурном и художественном искусствах является барабан главного купола. Его оформляли в сланых традициях ренессанса.

С восхитительной живописью и мозаикой в убранстве иконостасов идеально сочетается великолепно созданная и подобранная скульптура, что не может не вызвать восторг. Малые иконостасы увенчаны работами Пименова «Воскресение» и «Преображение», превосходно сочетающиеся друг с другом.

Для Исаакия изготовили новую гробницу по подобию гробницы Храма Спаса-на-Сенной. В целом, свыше трёхсот пятидесяти изваяний, созданных с большим энтузиазмом, душевным накалом и мастерством выдающимися скульпторами, украшают ныне храм во имя Исаакия Далматского. Его уникальнейшая монументально-декоративная скульптура представляет огромнейшую ценность для современников и всех будущих поколений. 

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит