Советское время
После революции большая часть церковных построек, часовня над склепом предпринимателя К. И. Месаксуди, а также монументальные надгробия кладбища были снесены. Тем не менее службы в церкви продолжались вплоть до 1937 года, когда храм окончательно закрыли, а само здание передали филиалу Центрального антирелигиозного музея Крымской АССР.
Как бы парадоксально это ни звучало, но, как правило, передача храмов подобным музеям была едва ли не единственным шансом сохранить памятник архитектуры. Из республиканского бюджета сразу поступили деньги на покраску и штукатурку стен, обновление крыши, водостоков и раскрытие фресок, обнаруженных реставраторами Третьяковской галереи.
Но началась война. Сначала по храму прошлись мародеры, потом, во время оккупации Керчи, в церкви возобновились было службы. К концу войны ее включили в состав историко-культурного заповедника.
В 1963 году храм наконец получил официальный статус памятника архитектуры республиканского значения… и рыбный рынок под своими стенами.
На протяжении десятилетий в XX веке уникальный древний Иоанно-Предтененский храм ветшал. Наконец, в 1970-е годы было принято решение о его реставрации.
Церковь Бориса и Глеба села Кидекша
Борисоглебская церковь в селе Кидекша недалеко от Суздаля появилась еще во времена Юрия Долгорукого, в 1152 году. Это одно из первых белокаменных зданий Северо-Восточной Руси.
Возводить церковь в те времена было почти так же сложно, как и египетские пирамиды. Материал добывали под Москвой, за 500 км от этих мест, перевозили по рекам и сушей. Рабочие обтесывали булыжники и укладывали их практически без раствора.
В облике церкви сочетались черты русской средневековой архитектуры и западного романского стиля: традиционное кубическое основание, необычно оформленный портал и аркатура — ряды декоративных ложных арок на стенах. На протяжении всей истории храм не раз реставрировали, а в XVII веке заменили купол.
В конце ХХ века Борисоглебскую церковь включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В наши дни храм не действует, здесь изучают фрески XII века и проходят раскопки. Под современным полом исследователи обнаружили первоначальное основание иконостаса и омфалий — место для епископа — из редкого розового камня. Омфалий Борисоглебской церкви — самый древний в России.
Подробнее о церкви Бориса и Глеба села Кидекша.
Архитектура
Церковь Иоанна Предтечи примечательна еще и тем, что это интересный пример византийской архитектуры, созданный в традициях восточно-христианского зодчества. Похожие церкви можно было тогда увидеть в столице Византии — Константинополе. Сейчас же аналогов сохранилось крайне мало.
Храм состоит из двух частей — собственно древней церкви XVIII—XIX века постройки и относительно поздней пристройки XIX столетия, возведенной с запада. Кстати говоря, при проведении реставрационных работ часть древней кладки в интерьере была обнажена, что, на мой взгляд, позволяет даже неопытным туристам визуально определить, какая часть храма древнее.
Церковь Иоанна Предтечи представляет собой крестово-купольный тип храма. Это наиболее распространенный тип в православной архитектуре. Попробую объяснить его конструкцию: это прямоугольный объем, внутри разделенный, как правило, четырьмя столбами-опорами на девять ячеек, центральная его часть перекрыта куполом, остальное пространство — сводами.
Древняя церковь состоит из блоков белого камня, чередующихся с плинфой — плоским кирпичом, отсюда такая интересное цветовое решение экстерьера церкви.
Храм Иоанна Предтечи — трехапсидный, то есть в восточной части расположены три полуциркульных выступа — апсиды, в которых находится главная часть христианской церкви — алтарь. Довольно плоский шлемовидный купол опирается на широкий барабан — черта характерная прежде всего для византийской архитектуры. В роли столбов в храме Иоанна Предтечи выступают мраморные колонны с коринфскими капителями.
В XIX веке было принято решение расширить храм. Думаю, это было связано с тем, что рос город, росло число прихожан и, конечно, старая церковь, небольшая по объему, уже не могла вместить в себя всех желающих. С запада был пристроен широкий притвор, который попытались стилистически приблизить к древней части церкви. Об этом свидетельствуют, например, спаренные полуциркульные византийские окна, расположенные на северном и южном фасадах притвора. С запада церковь замыкает двухъярусная колокольня, возведенная в 1845 году. Еще позднее был построен дополнительный северный притвор. Завершенный еще одной главой, он был создан по проекту итальянского архитектора Александра Дигби, того самого, который возвел в Керчи знаменитую Митридатскую лестницу.
Так получилось, что церковь расположена ниже уровня земли, поэтому, чтобы попасть в притвор храма, необходимо спуститься по ступеням вниз.
Храм на Нижне-Архызском городище (Северный) в Республике Карачаево-Черкесия
Каменный храм недалеко от Нижнего Архыза в Карачаево-Черкесии возник в X веке, возможно еще до Крещения Руси. В этих местах находилась столица древнего государства Алания — жители этого города приняли христианство в 916 году.
Стены храма построены из песчаника, а крыша выстлана тонкими каменными плитами. Под ними находилась прослойка из бересты — такой прием не встречался ни в одном храме на территории Северного Кавказа. Внутри зодчие устроили единственную в Алании в те времена купель для крещения, а за храмом появилось кладбище. Церковь посвятили святому Николаю — небесному покровителю Николая Мистика, который тогда был константинопольским патриархом.
За всю историю здание ни разу не перестраивали, сейчас оно выглядит так же, как и 10 веков назад. На скалах недалеко от храма можно увидеть лик Иисуса Христа, написанный прямо на камнях.
В наше время храм пустует. Богослужения здесь проходят только раз в году — 6 мая, в день памяти Георгия Победоносца, самого почитаемого святого на Кавказе.
Подробнее о храме на Нижне-Архызском городище (Северный) в Республике Карачаево-Черкесия.
В царской России
В XIX веке в храме проводились большие строительные работы. Постепенно церковь дополнили западным пределом, трехнефным притвором, северным притвором и колокольнями. До своего закрытия в послереволюционные годы, этот храм служил центром духовной жизни для местного греческого населения. Сюда стекалось множество паломников.
Интересно! К числу самых почитаемых в то время храмовых святынь относится один необычный камень с углублением, напоминающим след человеческой ноги. Люди верили, что этот след оставил святой, по одной версии, апостол Андрей Первозванный, по другой — пророк Господень Иоанн.
Этот камень снискал необыкновенное почитание в народе. Среди многочисленных паломников была традиция — наливать в «след от ноги» святую воду и пить ее. Камень этот сохранился до наших дней. Сейчас его можно найти во дворе храма.
До революции при церкви существовали две начальные школы для детей из грекоязычных и русскоязычных семей. В этом храме принял крещение один из самых известных святых XX века — архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Тогда он был еще младенцем.
Название
До 30-х годов XIV века храм не упоминался в письменных источниках. Первым можно считать описание Ибн Баттуты, который посетил Корчев в 1334 году и провёл ночь в церкви, название которой не упоминал. По словам автора биографии путешественника, И. В. Тимофеева, церковь, которую описал Ибн Баттута, — это храм, известный ныне как храм Усекновения главы Иоанна Предтечи.
В честь Иоанна Предтечи церковь была освящена лишь в конце XVIII или начале XIX века, а до того носила другое название. В 1634 году Эмиддио Дортелли Д’Асколи, глава миссии доминиканцев, носивший номинальный титул префекта Кафы и Татарии, посетил Керчь. По его словам, «внутри крепости находится не очень большая церковь, во имя святого Георгия, принадлежащая грекам, в которой есть алтарь с куполом, поддерживаемым четырьмя великолепными колоннами из мрамора. На верху этого купола виднеется очень много раковин, устричных и иных морских, так вросших в камень, что они кажутся как бы находящимися на месте своего происхождения». По мнению Александра Бертье-Делагарда, Д’Асколи ошибался и перепутал монастырь святого Георгия с церковью Иоанна Предтечи. Однако церковь в то время действительно могла носить имя святого Георгия, поскольку неизвестно, в честь какого святого она была освящена первоначально. Лишь в последней четверти XVIII года её стали называть в документах «церковью Святого Иоанна» и «Иоанно-Предтеченской».
Примечания
- Данный географический объект расположен на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной. Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь.
- ↑
- ↑
- ↑ Макарова Т. И. Археологические раскопки в Керчи около церкви Иоанна Предтечи. — Симферополь, 1998.
- ↑
- Макарова Т. И. Боспор-Корчев // Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья. IV–XIII века. — М.: Археология, 2003.
- ↑
Внешний вид храма
Главная часть архитектурного сооружения — трехапсидный, четырехстолпный, храм, с полусферическим куполом, построенный в восточно-христианском стиле. Имеет очень характерный для византийских архитектуры тип кладки внешних стен — чередование белых известняковых блоков с тонкими красными кирпичами из глины.
В XIX веке, как уже было сказано, храм был дополнен другими постройками. Хотя, архитекторы старались стилизовать их под византийский стиль, они заметно отличаются от основной, древнейшей части храма.
Престольные праздники:
- 7 июля — рождество св. Иоанна Предтечи;
- 11 сентября — усекновение главы св. Иоанна;
- 20 января — собор св. Иоанна Крестителя;
- 9 марта — первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи;
- 7 июня — третье обретение его честной главы.
Храм Иоанна Предтечи сегодня
В настоящее время церковь действующая, в ней регулярно совершаются богослужения. Поэтому к ее посещению нужно подготовиться, и как минимум надеть соответствующую одежду. Хотя надо отдать должное, привыкшие к наплыву туристов с одной стороны и к жаркому Керченскому климату с другой, служители храма перед входом вывесили большое количество платков, которыми можно воспользоваться совершенно бесплатно, если вдруг у вас неподобающий для церкви вид, только нужно не забыть вернуть их на место.
Возле церкви любят «подрабатывать» местные старушки, предлагая за символическую плату провести вам небольшую экскурсию и рассказать об истории храма.
Внутри храма есть лавка с религиозной продукцией, там можно приобрести свечи, иконы, христианскую литературу и прочую религиозную атрибутику.
***
Я думаю, что Предтеченский храм — это не только то место, где православные могут помолиться Богу, не только памятник архитектуры, но и древнейший храм России, который по праву я могу назвать одним из главных символов города
Советую всем тем, кто будет в Керчи хотя бы проездом (а таких, как правило, много, так как с паромной переправы в города Крыма едут именно через Керчь) обратить свое внимание на этот небольшой, но очень интересный храм
Предтеченская церковь Керчи внутри
Предтеченская церковь Керчи стоит в ряду особых сооружений, органически объединяющих в себе и базиликальную, и крестово-купольную архитектурные системы.
Есть предположение, что храм мог быть сооружен на месте более древней культовой постройки, в доказательство приводят и элементы капителей, характерные для V века, и следы гари, датированные IX веком.
Церковь в XIX веке была расширена и теперь состоит из двух частей: древнего храма и более обширной пристройки.
Сохранились остатки древних фресок, вскрытые при реставрации XIX века. А реставраторы века двадцатого вернули бесхозный храм к жизни. Чтобы избежать разрушения сводов и барабана, пришлось укрепить его конструкции металлическим каркасом, его хорошо видно в интерьере церкви.
Собор Софии Премудрости Божией в Новгороде
Софийский собор в Великом Новгороде заложил князь Ярослав Мудрый на месте 13-главого храма 989 года. Освятил его первый русский епископ Лука Жидята в 1050 году.
Собор построили по распространенному в Древней Руси типу — крестово-купольному. Очертания его основания напоминали крест, а внутреннее пространство состояло из основного объема под куполом и четырех галерей с разных сторон.
Изнутри отделывали храм уже в следующем столетии. Его декорировали на манер византийских соборов, только вместо мрамора и мозаики на стены нанесли штукатурку и фрески. В конце XII века в соборе установили бронзовые врата, которые создали в Магдебурге немецкие мастера. Створки украсили барельефами по сюжетам из Ветхого и Нового Заветов.
В соборе сохранились фрагменты фресок XII века: изображения пророков и ангелов на сводах главного купола и настенные лики святых Константина и Елены. В храме можно также увидеть царское моленное место, которое установили по приказу Ивана Грозного, и паникадило — основной канделябр. Его подарил собору Борис Годунов.
Подробнее о соборе Софии Премудрости Божией в Новгороде.
Самые старые светские здания
Разумеется, сохранившиеся светские здания намного моложе культовых построек, ведь их реже строили из камня и меньше берегли. Однако частично сохранился построенный около 1158 года дворец (палаты) князя Андрея Боголюбского во Владимирской области. Он уцелел лишь благодаря тому, что его включил в состав своих зданий Боголюбский монастырь Рождества Богородицы.
Из сохранившихся полностью гражданских построек Руси отметим Владычную палату (ее также называют Грановитой) в Новгороде — дворец архиепископа, заложенную в 1433 году. Ныне она часть Новгородского музея-заповедника.
Более знаменитая великокняжеская Грановитая палата, находящаяся в Московском Кремле, — помладше, ее возвели в 1487–1491 годах. А вот пример жилого здания не для князей и епископов, а попроще — Старый Английский двор (то есть посольство) в московском Зарядье, который также возвели в XV веке. Ныне это филиал Музея Москвы.
Английское подворье
Английское подворье
Старейший дом в Петербурге — деревянный Домик Петра I (1703), принадлежащий Русскому музею.
Наиболее древний жилой дом (причем жилой до сих пор) находится в Выборге. Он называется «Дом горожанина» и построен в 1583 году, во время владычества шведов. При них же, в XIV веке, была возведена самая старая гражданская постройка города — Дом купеческой гильдии.
История
Строение классифицируется как крестово-купольный храм, возведённый в традициях восточно-христианской архитектурной школы. Наиболее похожие по построению церкви существовали в азиатских областях Византийской империи, в Константинополе и на Кипре.
Древнейшая часть храма сложена из рядов белого камня и плоского кирпича. Полосатая бело-розовая кладка характерна для византийских зодчих — так строители укрепляли здания на случай сейсмической встряски.
Предположительное время постройки храма — между VIII и IX веками, но споры об этом продолжаются, и большинство специалистов склонны считать, что храм был возведён к IX или даже XI веке.
Подтверждением древности храма служат найденные в его кладке амфоры периода VIII века, использованные в качестве голосников, а также надпись на одной из колонн, которая поддерживает свод храма. Надпись гласит: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца мумия 3 (дня) часа 10 (в лете) от Адама 6260» (что соответствует 752 году от Рождества Христова).
Существует предание, что постройка церкви начата с благословения Андрея Первозванного.
Следующее упоминание о церкви можно найти в надписи Тмутараканского камня, находящегося в Эрмитаже. «В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен». Ряд исследователей предположили, что на камне высечена не столько ширина Керченского пролива, сколько расстояние между храмом Иоанна Предтечи в Керчи и церковью Богоматери на Таманском полуострове, ныне не сохранившейся.
Во время господства на Чёрном и Азовском морях генуэзцев храм пользовался большой известностью. Возможно, именно поэтому Керченский пролив называли проливом Святого Иоанна, а сам город именовали портом Святого Иоанна, хотя его официальное название в тот период — Черкио или Воспоро. Во время существования Крымского ханства храм был переоборудован в мечеть.
К моменту присоединения Крыма к России церковь находилась в запущенном состоянии. Фундамент её сильно осел, так что для входа в храм соорудили лестницу в восемь ступеней. Трёхнефный притвор в псевдовизантийском стиле пристроили к храму в 1834 году с западной стороны. В 1845 году комплекс пополнился ещё и двухъярусной колокольней и северным притвором, построенными по проекту архитектора Александра Дигби. В эти же годы строители, занимающиеся реконструкцией, обнаружили под куполом фрески изображение двух святых. По мнению Игоря Грабаря, фрески могли быть написаны учениками Феофана Грека.
В 30-х гг. XX века храм был закрыт. Официальная причина — отсутствие прихода. Лишь в конце 1950-х гг. о церкви вновь заговорили как о памятнике византийской архитектуры. В 1963 году ей был присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения. Однако это не помешало открыть возле храма рыбный рынок.
В период с 1974 по 1978 годы храм реставрировали. Чтобы поддержать и окончательно не разрушить остатки купола, строители установили металлический поддерживающий каркас. Для восстановления кладки использовались идентичные оригиналу камни и кирпичи. Художники восстановили часть росписей храма и древней штукатурки. Вокруг южного и восточного фасадов древнего храма понизили поверхность земли до первоначального уровня. Установили православный крест, хотя на это реставраторам разрешение не давали. По окончании реставрации в церкви открыли лапидарную коллекцию керченского исторического музея.
Богослужения в храме начались вновь в 1990-х гг., после того, как церковь передали керченской православной общине.
Древнейшие оборонительные сооружения
Самая древняя крепостная постройка, пожалуй, — это крымская Башня Зенона в античном Херсонесе, которую начали строить во II веке до н. э. во время борьбы этого полиса со скифами. Она неоднократно перестраивалась — последний раз в Х веке. Хотя сегодня башня — почти руина, однако мощь ее по-прежнему производит впечатление.
В том же Х веке в Волжской Булгарии (ныне — Татарстан) была возведена другая крепостная башня, которую можно увидеть в Чертовом городище (Елабужский музей-заповедник). Ее современный облик — результат реконструкции; первоначальная кладка сохранилась только с одной стороны.
Чертово городище
А на севере страны стоят крепости, заложенные вечными врагами — новгородцами, ливонскими рыцарями и шведскими военными. Это каменный Новгородский детинец (1333), псковские «Перси» Крома (1393), Копорская крепость (1237) и Выборгский замок (1293).
Псковский Кром
Выборгский замок
Выборгский замок
Древнейшие исламские здания
В тех же южных краях возвышается и самое старое исламское культовое здание
Джума-мечеть стоит в Дербенте — важной крепости Армянского эмирата Арабского халифата (современный Дагестан). Она строилась в 733–734 годах
Исламские архитекторы строили и другие типы зданий, но из-за плохой сохранности исследователи порой гадают, для каких целей они предназначались. Таков мавзолей Тура-хана, который, возможно, был не гробницей, а залом суда. Он был построен в XIV–XV веках (а может, и в XII веке) рядом с поселком Чишмы в Башкортостане. Рядом с городом Болгар в Татарстане располагается историко-археологический комплекс «Булгар» — бывший город Булгарского улуса Золотой Орды. На его территории — много достопримечательностей, в том числе и загадочная Черная палата (XIV век): то ли мавзолей, то ли место отдыха дервишей. Другие постройки Булгара также относят к той эпохе.
Архитектурно-исторический комплекс Булгар
Архитектурно-исторический комплекс Булгар
История основания храма
Время создания храма точно не определено. Возможная дата относится к промежутку в два столетия, между началом VIII и концом IX века.
На одной из церковных колонн есть греческая надпись: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца июня третьего дня, от Адама в шесть тысяч двести шестидесятом году». Это 752 год н.э. Поэтому, условно церковь относят к VIII веку.
Однако, историки считают, что колонна осталось от другого, более древнего храма, который стоял на этом же месте, а затем был разобран за ветхостью. Вместо него построили церковь Иоанна Предтечи, скорее всего, в IX или даже в X веке.
Интересно! Историки соотносят появление храма с освобождением Крыма от хазар и возросшим влия нием Византии в этих землях. Мастера, вероятней всего, были присланы из Константинополя.
В советское время
Вскоре после революции, храм был закрыт. С этого времени он начал постепенно ветшать. Во время Великой Отечественной войны, храм утратил иконостас, многие древние образы и две ценнейшие богослужебные книги XI и XII веков.
В это время страна сильно рисковала навсегда потерять свой древнейший архитектурный памятник. Но, к счастью, в 50-х годах его, наконец, заметили историки. К тому времени церковь уже значительно обветшала, а рядом с ней находился рыбный рынок. Под руководством археолога Т. Макаровой были проведены раскопки. Тогда и обнаружили на этом месте следы существования более ранних культовых построек VI века.
В 70-х годах в храме были проведены огромные реставрационные работы. После этого, в нем располагалась историческая выставка.
В 1990 году здание вернули Церкви. С этих пор в храме вновь совершаются службы.
Церковь Иоанна Предтечи в Керчи, иконостас
Архитектура
План первоначального храма по Н. И. Брунову
Храм крестово-купольный, при этом крест вписанный, а купольные подпоры стоят свободно внутри пространства храма. По первоначальному плану у храма не было боковых входов. Крест был покрыт двускатными кровлями, лежавшими непосредственно над арками лопаток. Барабан первоначально был круглым, но впоследствии с помощью штукатурки ему придали граненую форму. Верхние части ветвей креста и северный фасад имели ниши с полуциркульным верхом. Аналогичные ниши были в апсидах: в средней апсиде пять, в северной и южной — три ниши поменьше. Внутреннее пространство храма делилось арками и колоннами на части. Н. Брунов отмечал: «характерное отличие от столичных (константинопольских) форм состоит в данном случае в том, что коробовые своды ветвей креста лежат на подпружных арках. Композиция, совершенно подобная подпорам керченской церкви, характерна для ряда церквей Трапезунта». По мнению учёного, источником форм храма была Малая Азия. Ещё одним важным отличием храма в Керчи от константинопольских является выделение центрального креста за счет понижения других частей храма. В кладке стен чередуются ряды белого камня и плоского кирпича — плинфы. В пропорциях всех частей здания Н. Брунов отметил вертикализм — храм как бы вытянут по вертикали. В архитектуре Константинополя эта черта была характерна для построек начиная с IX века и особенно в XII веке. Первоначально в боковых апсидах были окна, у алтарной преграды установили два столба. Хотя посреди храма имеются колонны, многие из них не играют роль несущих конструкций, а стоят свободно без нагрузки и являются декоративным элементом. Согласно А. Бертье-Делагарду, колонны храма такие же, как и описанные учёным в Херсонесе: они явно сборные, поскольку диаметр капителей отличается от диаметра колонн. По его мнению, колонны «получены из Херсонеса». Т. Макарова отмечает, что церковь Богоматери в Тамани 1023 года постройки во многом была подобна церкви Иоанна Предтечи в Керчи: использовался одинаковый красный песчаник при постройке, погребения также совершались в каменных ящиках.
Храм Успения Пресвятой Богородицы
Храм Успения Пресвятой Богородицы появился в Керчи в 1906 году, благодаря стараниям купца и городского головы Нивикова, который пожертвовал собственную землю на его строительство.
По просьбе жителей поселка Старый Карантин, по проекту архитектора Карапетова был возведен белоснежный храм, напоминавший очертания корабля.
В военный период в алтарной части церкви сделали конюшню. Но уже в 1943 году местные жители восстановили прежний вид внутреннего убранства собственными силами.
Читайте: ТОП-10 достопримечательностей Керчи
Храм Успения действует и поныне, храня свою знаменитую реликвию — икону Божией Матери «Троеручица», считающуюся чудотворной.
Храм Успения Пресвятой Богородицы расположен в районе Аршинцево, на улице Ульяновых, 31.
Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм)
Петропавловская церковь — старейшая в Смоленске. Ее построили в 1146 году при князе Ростиславе Мстиславиче, внуке Владимира Мономаха. Изнутри храм расписали фресками с растительным орнаментом. Позже кирпичный пол покрыли майоликовой плиткой, а стены украсили изразцами и панно.
В Смутное время Смоленск заняли поляки, и в Петропавловской церкви проходили католические богослужения. Именно тогда появилась западная пристройка — резиденция польского епископа. Православным прихожанам храм вернули в 1654 году, когда поляки покинули город. Епархия возвела у западной стены шатровую колокольню.
В XVII–XVIII веках в храме достроили третий этаж, расширили главный неф и подняли пол до уровня первого этажа пристройки. Первоначальный облик церковь обрела только в середине прошлого столетия.
Сегодня в Петропавловской церкви можно увидеть фрагменты средневековых фресок, старинные цветные изразцы, а также раритетные граффити — надписи XII века.
Подробнее о храме во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм).