Парадные залы Эрмитажа
Парадные залы Эрмитажа (Зимнего дворца) – это то, что производит первое впечатление на каждого посетителя музея. Парадные залы созданы в разные эпохи правления династии Романовых и призваны продемонстрировать силу Империи, ее историю и военные успехи. В парадных залах принимали послов, организовывали приемы и проводили придворные праздники и балы. Главным назначением залов было впечатлить размахом и роскошью, и при этом вместить большое количество гостей одновременно.
Парадная анфилада Зимнего Дворца начинается с Иорданской лестницы – белой, воздушной, с большими арочными пролётами и пологими ступенями – такими, которые легко было преодолевать в пышных платьях XVII-XIX веков. В наши дни ни один турист не проходит по ней без памятного снимка на фоне белых балясин лестниц и золоченных элементов в барочном стиле.
Самыми большими парадными залами являются Георгиевский и Гербовый залы. Гербовый зал – это авантзал, используемый в большей степени для придворных балов. Георгиевский зал, он же Большой Тронный зал – огромный зал в классическом стиле, выполненный по проекту Д.Кваренги. Доминантой зала является трон императора. Примечательно, что в этом зале в Советское время экспонировалась карта Советского союза, которая сегодня находится в Геологоразведочном музее.
Фельдмаршальский зал – первый зал в анфиладе парадных залов, создан по проекту Огюста Монферрана. Зал соответствует названию – в нем разместились портреты фельдмаршалов императорской России. Еще один зал, о котором было сказано выше – Военная галерея, посвященная Александру I, его полководцам и победе над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.
Каждый зал Зимнего Дворца, а также Большого и Малого Эрмитажа имеет свой уникальный интерьер, наполнен историей и создан при участии величайших архитекторов разных эпох.
История Эрмитажа
С.-Петербургский Эрмитаж по праву может называться музеем-дворцом, где огромное значение играют не только бесценные экспонаты, но и сами интерьеры, хранящие красоту и память минувших эпох России. Роскошь дворцов Эрмитажа, их архитектурная эстетика создают у посетителей ощущения визита в действительный храм искусств. Слава и популярность Эрмитажа только в «сухом статическом остатке» выражается в цифре посетителей свыше 3 млн. человек в год.
Начинался Эрмитаж с коллекций, приобретенных Екатериной Великой. Условным «днем рождения» этого музея считается поступление в 1764 году в счет русской казны 225 картин немецкого купца Гоцковского. Эти произведения фламандцев и голландцев Гоцковский собирал для прусского короля, но они ушли в Россию в качестве расчета по долгам. Такое приобретение Екатерины ко всему прочему должно было еще и продемонстрировать Европе силу и компетенцию русской государыни, а также успехи ее внешней политики.
После этого все послы, доверенные лица императрицы и крупные «бизнесмены» получили от августейшей особы распоряжение приобретать все лучшее, что возникало в Европе в то время. Так Д.Голицын, который считается одним из значительных подвижников в деле создания отечественного музея Эрмитаж, приобретает для него работу Рембрандта «Возвращение блудного сына». По его же настоянию императрица покупает библиотеку Д.Дидро. Интересно, что сама библиотека хранилась до смерти своего хозяина его в доме, сам хозяин, великий просветитель Д.Дидро был учрежден Екатериной в должности хранителя и получал за это регулярную оплату. Так Екатерина Великая создала себе репутацию «просвещенной монархини», которая обеспокоена судьбой деятелей культуры.
Д.Дидро в ответ активно способствовал получению Екатериной лучших коллекций и собраний. Кроме картин императрица приобретает графические коллекции и собрания скульптур, в том числе и работу самого Микеланджело «Скорчившийся мальчик». В одной из английских коллекций вместе с этой работой великого мастера Екатериной были куплены и античные бюсты и статуи. Кроме прямых приобретений, Екатерина практикует и непосредственные заказы крупным мастерам. Таким образом, императрица становится одним из самых крупных коллекционеров своего времени, к ее смерти собрание Эрмитажа насчитывает около 4 тыс. полотен.
С Екатериной заканчивается и первый этап развития Эрмитажа. Интересно, что аферисты того времени ухитрились «впарить» императрице даже копии, такое событие имело место в 1779 году. А одна коллекция, приобретенная Д.Голицыным в 1771году, пошла на дно вместе с кораблем, ее перевозившим.
Со времени правления Александра I в Эрмитаж покупают не только собрания, но и отдельные экспонаты. В 19 веке Эрмитаж начинает собирать картины русских живописцев, для которых впоследствии продумывается создание Русского музея в Михайловском дворце. В Эрмитаже к тому же начинает формироваться коллекция из археологических раскопок и собраний дарений от отечественных коллекционеров.
После революции фонды музея обогащаются национализированными частными коллекциями из дворцов Строганова, Шереметьева, Шувалова, Юсупова и проч.
Во время войны все фонды собрания Эрмитажа в третий раз эвакуируют (первая эвакуация была осуществлена в 1812году). Отношение и значение коллекций Эрмитажа для России выразилось здесь в том, что ни одна художественная ценность не была утеряна за это время. Урон, нанесенный советской властью, выражен в потере музеем 48 шедевров, которые были проданы в 1929/34 годах.
За время Великой Отечественной войны здания Эрмитажа значительно пострадали, но к ноябрю 1945 все коллекции вернулись на свои места и 69 залов готовы были принять посетителей.
Коллекции Эрмитажа неуклонно растут и пополняются. Для огромных фондов и экспозиций Эрмитажу в конце 20 века были переданы еще два здания – Меншиковский дворец (1981) и восточная часть здания Генерального Штаба на Дворцовой (1999). С 2001 года Эрмитаж владеет коллекцией в 35 тыс. предметов музея Ломоносовского фарфорового завода, а с 2003 года отдельные художественные выставки проводятся в Старой деревне в специально оборудованном современном павильоне.
В состав музейного комплекса «Эрмитаж» входят:
- Главный комплекс — Зимний дворец;
- Эрмитажный театр;
- Малый Эрмитаж;
- Старый Эрмитаж;
- Новый Эрмитаж;
- Запасной дом;
- Дворец Меншикова;
- Центр «Старая деревня»;
- Восточное крыло Главного штаба;
- Музей Императорского фарфорового завода.
Экскурсии в Эрмитаж
Экскурсии в Эрмитаж становятся оптимальным способом увидеть самое интересное, не теряя времени на очереди в кассы и самостоятельное блуждание по залам. В зависимости от продолжительности вы можете выбрать следующие варианты:
- Часовая прогулка для организованных групп подходит для туристов, ограниченных во времени. Вы получите общее представление о музее и увидите несколько главных шедевров коллекции.
- Индивидуальный трехчасовой тур. Вы подробно изучите основные экспонаты и не потеряете драгоценного времени. Ведь профессиональный гид предложит вам заранее продуманный маршрут. Кроме названия и авторов произведений искусства вы узнаете много нового об истории музея и его экспонатов.
- Тематическая экскурсия, посвященная самым загадочным экспонатам (длительность полтора часа). Древние цивилизации Египта и Греции скрывают много тайн и мистических совпадений, которые трудно рассмотреть самостоятельно. Гид приоткроет завесу над верованиями наших далеких предков. Вы узнаете, в чем сакральный смысл мумифицирования и как прочитать татуировки древних мумий.
- Двухчасовая программа изучения менее известных экспонатов «Эрмитаж без пробок». Тур подходит знатокам живописи и скульптуры, которые досконально изучили самые популярные залы музея. Вы откроете эту сокровищницу культуры заново, увидев малоизвестные полотна голландцев и фламандцев. Гид расскажет об особенностях интерьера и архитектурных решений здания.
- Экскурсии для детей в интерактивной форме. Гиды учитывают возраст слушателей и преподносят информацию на понятном им языке.
На официальном сайте «Спутника» вы можете приобрести билет в Эрмитаж без очередей по той же стоимости, что и в кассах. Подробное описание маршрутов и расписание уточняйте на страницах портала или у менеджеров по телефону.
Работа Эрмитажа
Расписание Эрмитажа достаточно удобное для местных жителей и туристов. Два дня в неделю Музей работает по вечерам. Но в большой сезон, в выходные и праздничные дни, летом, в Новогодние и Рождественские праздники, День города и другие праздники в часы работы Эрмитажа может быть огромнейший наплыв посетителей. Поэтому в такие дни желательно приходить не во время работы Эрмитажа, а раньше, хотя бы за 15 минут или за полчаса до его открытия.
Режим работы Эрмитажа
- Вторник, Четверг, Суббота, Воскресенье — 10:30 — 18:00; кассы работают до 17:00.
- Музейные вечерние дни: Среда и Пятница 10:30 — 21:00; кассы работают до 20:00.
- Понедельник — выходной; также Эрмитаж закрыт 1 января и 9 мая
Ещё раз рекомендуем приходить в Эрмитаж заблаговременно, если посещение выпадает на праздничные и выходные дни. Ведь можно простоять несколько часов в очереди, и даже не попасть в Музей, что будет не очень приятно.
5. Русский музей
Русский музей включает в себя:
- Михайловский дворец (Инженерная ул., 4) и корпус Бенуа (наб. канала Грибоедова, 2).
- Михайловский замок (Садовая ул., 2)
- Строгановский дворец (Невский пр., 17).
- Мраморный дворец (Миллионная ул., 5/1).
- Домик Петра I (Петровская наб., 6).
- Летний сад.
- Михайловский сад.
Время работы Русского музея и его филиалов:
- Понедельник: 10.00 – 18.00 (Корпус Бенуа и Михайловский замок 10.00 – 20.00).
- Среда, пятница, суббота, воскресенье: 10.00 –18.00.
- Четверг: 13.00 – 21.00.
- Выходной день — вторник.
Цена билета в Михайловский дворец и корпус Бенуа:
-
- Взрослые — 350 руб.
- Школьники и студенты старше 16 лет, пенсионеры — 170 руб.
- Бесплатно – лица, не достигшие 16 лет.
Цена билета в Мраморный дворец, Строгановский дворец и Михайловский замок:
- Взрослые 250 руб.
- Школьники и студенты старше 16 лет, пенсионеры 130 руб.
- Бесплатно – лица, не достигшие 16 лет.
Цена билета в Домик Петра I:
- Взрослые 200 руб.
- Учащиеся и студенты старше 16 лет, пенсионеры 100 руб.
- Бесплатно – лица, не достигшие 16 лет.
18-го числа каждого месяца — бесплатный вход во все музеи для лиц моложе 18 лет.
Летний сад и Михайловский сад открыты:
- С 10.00 до 22.00 с 1 мая по 30 сентября,
- С 10.00 до 20.00 с 1 октября по 31 марта.
- По вторникам Летний сад закрыт, Михайловский сад открыт ежедневно.
- Вход свободный.
- 10-19 июня вход в Михайловский сад платный, так как там проводится фестиваль «Императорские сады России». Цена билета 250 руб.
14-16 июня вход в Летний сад платный, так как там проходит .
Экскурсии, которые могут быть Вам интересны:
- Летний сад — детям: познавательная прогулка.
- Экскурсия-квест для детей по Летнему саду.
- Игра-квест «Вокруг Михайловского замка».
Сайт музея: rusmuseum.ru тел. Для справок: +7 812 595-42-48
Эрмитаж история, кто построил Эрмитаж
Когда собранным экспонатам стало тесно в здании императорского дворца, было принято решение о строительстве отдельного здания для размещения личной галереи императрицы, откуда и появилось название «Эрмитаж», с французского – место уединения. Постройка была относительно небольшая, а когда в 1775 году на набережной реки Невы было возведено ещё одно здание, стала называться Малым Эрмитажем.
К концу столетия императорская коллекция считалась одной из богатейших в Европе. Привезённые в Эрмитаж картины Рафаэля, Джорджоне, Рубенса и прочих именитых художников, стали гордостью императорской семьи. Помимо картин в Эрмитаже выставлялись коллекции фарфоровых и керамических изделий, старинные монеты, редкие книжные издания.
Предметы выкупались из частных коллекций, изготавливались на заказ, принимались в дар семьёй императора от богатых фамилий, иностранных послов и правителей. Позднее в Санкт-Петербургский Эрмитаж стали доставляться исторические реликвии и артефакты с археологических раскопок по всей стране.
Последнее выстроенное здание получило название Новый Эрмитаж и завершило архитектурный комплекс музея к концу XIX века. Портик украсили великолепные скульптуры – атланты Эрмитажа.
Атланты Эрмитаж Петербург
В 1852 году при Николае I основная часть экспонатов заняла свои места в новом здании, и состоялось открытие Императорского музея. Впервые в истории Эрмитажа доступ к экспозициям был предоставлен для широкого круга посетителей.
После революции в коллекциях музея появились шедевры из частных собраний, реквизированные новым правительством. Во время Великой Отечественной войны музейные ценности были вывезены на Урал. Возвращённые после войны в Эрмитаж картины практически не пострадали.
Во времена СССР императорские покои Зимнего дворца были полностью преданы под музейные экспозиции. Построенный знаменитым архитектором Растрелли Зимний дворец стал самым выдающимся с архитектурной точки зрения зданием музея и символом Эрмитажа.
Сложно сказать, кто построил Эрмитаж, ведь музейный комплекс занимает целых пять зданий, фасады которых расположены на набережную Невы: Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Эрмитажный театр, Новый Эрмитаж и Зимний дворец. Здания проектировались разными архитекторами.
И очень часто туристы не понимают, почему Зимний дворец и Эрмитаж это одно и тоже и что имеется ещё и Зимний дворец Петра Первого.
Всё очень просто 5 зданий образуют Главный музейный комплекс и Зимний дворец Петра 1 (он же и Эрмитажный театр). На схеме все здания выделены цветовой рамкой для общего понимания.
Схема зданий Эрмитажа
Фасады зданий выходят на набережную реки Невы и на Дворцовую площадь, кроме Старого Эрмитажа (только на Неву) и Нового Эрмитажа (только на Миллионную улицу). И так рассмотрим все фасады выходящие на Дворцовую площадь и улицу Миллионную. Зимний дворец всем известен, следом идет Малый Эрмитаж.
Фасад здания Малый Эрмитаж на улицу Миллионная
Следом идет Новый Эрмитаж с всем известными атлантами. Фасад здания выходит на улицу Миллионная.
Фасад здания Новый Эрмитаж на улицу Миллионная
Все здания соединены переходами и когда ходите внутри Эрмитажа и смотрите экспозиции не замечаете , что переходите из одного здания в другое. Со стороны Невы Эрмитаж также выглядит величаво.
Если приблизить, то можно увидеть переход от Зимнего дворца к Малому Эрмитажу, затем к Старому Эрмитажу и закончить Эрмитажным театром, где так же расположен музей Зимний дворец Петра Первого.
Фасады здания Малый и Старый Эрмитаж со стороны Невы
Корпус здания Эрмитажного театра и музея Зимний дворец Петра крупным планом со стороны реки Нева.
Фасад здания Эрмитажный театр с стороны Невы
Возвращаемся на Дворцовую площадь и узнаём, что Восточное крыло здания Главного штаба также принадлежит Эрмитажу Санкт-Петербурга, недавно часть коллекции переехала в его обновлённые залы.
Сейчас в собрании Эрмитажа находятся более трёх миллионов экспонатов, так что посетить музей стоит не один раз. Самые впечатляющие залы Эрмитажа и знаменитые произведения искусства осматривают в первую очередь. Лучше заранее определиться, что посмотреть в Эрмитаже, и составить маршрут.
С главного входа гостей Эрмитажа встречает широкая парадная Иорданская лестница из белого камня, по-царски украшенная и застеленная красной дорожкой.
Иорданская лестница
Она напоминает о том, что Зимний был главным императорским дворцом.
Правила посещения музея
Не хочется занудствовать, но не сказать об этом не могу. В Эрмитаже есть некоторые правила, которые прописаны, а есть те, о которых не говорят, но подразумевают. Собираясь в Эрмитаж, не забывайте, что вы собираетесь прикоснуться к прекрасному, увидеть культурное наследие многих столетий, что требует, как минимум, уважения. Не стоит приходить в этот музей в пляжных одеяниях, очень коротких шортах и с умопомрачительным декольте. С острыми каблуками тоже лучше расстаться на пару часов, несмотря на то, что паркеты в музее покрыты специальным защитным лаком.
Фотосъемка на территории музея разрешена в режиме без вспышки, кроме Бриллиантовой и Золотой кладовых и временных экспозиций.
Вход на территорию с крупногабаритными сумками, портфелями, чемоданами, а также едой и напитками запрещен. Верхнюю одежду, зонты и крупные сумки вы можете оставить в гардеробе на первом этаже. Здесь же находятся туалеты.
Для людей с ограниченными возможностями музей оснащен пандусами и лифтами.
И напоследок…
Говорят, что если постоять хотя бы минуту перед каждым экспонатом этого грандиозного музея, то не хватит и 20 лет, чтобы обойти всё. Я не прогуляла столько лекций, чтоб это проверить, да и те, что были пропущены, обычно посвящались импрессионистам. Прожив в Петербурге всю жизнь, я не увидела всего.
И вы можете задать вопрос: «А стоит ли игра свеч?» И чего ради стараться, если нельзя охватить и понять всё? Но, поверьте мне, Эрмитаж – то место, к которому стоит прикоснуться, увидеть, почувствовать, даже несмотря на горькое осознание, что вы никогда не увидите все три миллиона экспонатов.
Интересные факты
Большинство туристов представляют Эрмитаж как классическую коллекцию картин и скульптур, но истинное лицо музея — более живое, интересное, загадочное. Вот только некоторые факты:
- Долгое время музей открывал двери исключительно избранным посетителям. Даже А. Пушкину пришлось просить влиятельного Жуковского о получении разрешения полюбоваться на бесценные произведения искусства.
- Это единственное государственное учреждение, где вполне официально «работают» коты. Сегодня их около семидесяти, им шлют письма и подарки, снимают фильмы и репортажи.
- В хранилищах музея до сих пор можно обнаружить ранее неизвестный экспонат, «затерявшийся» в архивах.
- Во времена Николая II в Эрмитаже выставлялась коллекция автомобилей, которые коллекционировал Император.
- Привидения Эрмитажа — важная часть мифологии Санкт-Петербурга.
- Ежегодно музей посещают 5 миллионов человек.
- Чтобы пройти все здания, нужно преодолеть 24 км.
История создания Русского музея в Санкт-Петербурге
Императором Николаем II в память о своем отце Александре III в 1895 году был подписан указ об учреждении музея. И 7 марта 1898 года состоялось его открытие. Это был первый в России государственный музей русского изобразительного искусства.
Основу коллекции составили 80 картин из Эрмитажа, 120 — из Академии художеств и 200 — из загородных царских Дворцов. Коллекции размещались в Михайловском дворце. Пополнялось это уникальное собрание за счет частных собраний, а также за счет экспонатов, приобретенных на аукционах.
Михайловский дворец был построен в 1819-1825 гг. архитектором К.Росси для младшего сына императора Павла I великого князя Михаила Павловича и его семьи. Постройка Михайловского дворца – П-образного в плане здания с 8-колонным коринфским портиком, началась, когда Михаилу исполнился 21 год. Архитектор К.И.Росси включил дворец в комплекс, определивший облик Санкт-Петербурга. Он проложил Михайловскую улицу (ул. Бродского) и соединил дворец и Михайловскую площадь (площадь Искусств) с Невским проспектом. Позже дворец был выкуплен и передан «Русскому музею императора Александра III». Это было его официальное название до 1917 года. Внутренние помещения дворца были перестроены архитектором В.Свиньиным.
К 1914 году помещений Михайловского замка стало не хватать для размещения экспозиций и к 1917 году по проекту архитектора Л.Н. Бенуа было построено новое здание на набережной канала Грибоедова, получившее имя мастера. Сейчас на первом этаже корпуса Бенуа представлены произведения советского искусства, а на втором — произведения искусства второй половины 19 – начала 20 веков.
В 1917 году коллекция значительно пополнилась за счет национализации культурных ценностей.
В время Великой Отечественной войны собрание произведений искусства было отправлено в Пермь, а те предметы, которые не удалось вывезти, были сохранены в нижних этажах и подвалах Михайловского дворца. Михайловский дворец и корпус Бенуа сильно пострадали от артобстрелов. После реставрации 9 мая 1946 года Русский музей открылся для посетителей.
Музей участвует в международных аукционах для приобретения наиболее ценных произведений искусства. Коллекция постоянно пополняется. В нее входят древнерусская живопись, древнерусское прикладное искусство, живопись 18-20 веков, скульптура, рисунок, акварель, гравюры, декоративно-прикладное искусство, нумизматика, предметы народных промыслов, современная живопись.
К самым ценным коллекциям относится собрание памятников древней Руси, насчитывающее более 18 000 экспонатов. Это собрание факсимильных копий средневековых фресок и коллекции древнерусского шитья, а также иконы. Уникальной является коллекция живописи работ таких мастеров как Левицкий, Рокотов, Брюллов, Айвазовский и многие другие.
В 1992 году Указом президента Российской Федерации музей отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов России.
Как добраться до Царского Села
Маршрутки от «Дома Советов» на Московской площади (342, 287, 347а и другие), метро «Московская». Время в пути – около 30 минут.
Обратите внимание, что маршрутка останавливается непосредственно около парка, а железнодорожный вокзал находится на значительном удалении от парка. Поэтому настоятельно рекомендую добираться до музея-заповедника на маршрутке
Если Вы все-таки желаете ехать в Пушкин на электричке, то от железнодорожного вокзала до парка можно добраться на маршрутке или пешим ходом – около 20 минут.
Электрички с Витебского вокзала. На электричку можно сесть на ж/д платформе «Купчино» или на самом Витебском вокзале.
Если вам дорого время и деньги, рекомендуется садится на электричку в Купчино. Для этого необходимо доехать до метро «Купчино», купить билет, перейти по подземному переходу на ж/д платформу. Время в пути от ж/д платформы «Купчино» — около 20 минут. Интервал движения электричек 20-30 минут. Около метро «Купчино» расположено несколько торговых центров с продуктовыми и другими магазинами.
В выходные рекомендуется отправляться с Витебского вокзала, т.к. Вы рискуете просто не влезть в электричку. Также лучше отправляться с Витебского вокзала, если Вы хотите гарантированно занять сидячие места.
Обратите внимание, что Пушкин – это популярное место отдыха жителей Санкт-Петербурга, поэтому в выходные дни количество посетителей музея–заповедника значительно увеличивается. Настоятельно рекомендуется для поездки выбирать будний день
Коллекция братьев Ржевских
«Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских» — это экспонаты, подаренные Русскому музею братьями Иосифом и Яковом Ржевскими. Большая часть экспозиции – произведения станковой живописи XVIII – XX веков. Это работы Ивана Айвазовского, Александра и Альберта Бенуа, Александра Иванова, Бориса Кустодиева, Ивана Шишкина и других мастеров. В собрании Ржевских — мебель, дорожные, напольные и каминные часы, выполненные часовыми мастерами Западной Европы и России XVIII — XIX веков.
Среди экспонатов — произведения фарфора, созданные на известных российских и европейских заводах того времени.
История создания Эрмитажа в Санкт-Петербурге
Слово Эрмитаж происходит от французского «ermitage» (уединенный уголок). В одном из помещения Малого Эрмитажа по заказу Екатерины II была устроена комната с двумя столами, которые поднимались с первого этажа. Поднятые столы были уже накрытые и можно было обедать уединенно, без помощи слуг, в этом уединенном уголке.
Начало коллекции музея начинается с 1764 года, когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Они были помещены в Малом Эрмитаже. Екатерина II отдала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на аукционах за границей. Постепенно помещений Малого Дворца стало не хватать. И произведения искусства стали размещать в новом построенном здании, названном Старым Эрмитажем.
Большой вклад в коллекцию музея внес Русский посол во Франции Д.А. Голицын, друживший с Д. Дидро и другими представителями культуры за рубежом. В коллекции появились работы «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Даная» Тициана и «Даная» Рембрандта, «Вакха» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне и многие другие.
В Англии были куплены знаменитые работы Рубенса и Ван Дейка, а скульптуры из этой страны украсили Эрмитаж и Царское Село.
В коллекцию собирались не только картины, но и гравюры, рисунки, античные ценности, работы декоративно-прикладного искусства, драгоценные резные камеи, нумизматические коллекции, медали и книги.
К концу правления Екатерины в ее коллекции было четыре тысячи картин, размещенных в Эрмитаже и загородных Дворцах. Именно Екатерина II положила начало созданию знаменитой коллекции мастеров Франции, Голландии, Фландрии, Англии.
Александр I продолжил собирать произведения искусства для музея. Так были приобретены картины Рембрандта и Рубенса с одинаковым названием «Снятие с креста», «Ферма» Поттера, полотна Клода Лоррена, «Бокал лимонада» Терборха и «Завтрак» Метсю, а также статуи, созданные Кановой: «Психея и Амур», «Парис», «Геба» и «Танцовщица».
Во время правления Николая I была открыта Военная галерея 1812 года с портретами героев Отечественной войны 1812 года.
К сожалению, 17 декабря 1837 г. пожар охватил часть дворца. По приказу Николая I переходы между зданиями были разобраны и все, что можно было вынести, было спасено. Реставрационные работы под руководством В.П. Стасова продолжались до 1840 года.
До середины 18 века посещать музей могли лишь избранные. Так А.С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. Жуковского, служившего наставником у сына императора.
Новый Эрмитаж, как музей, открылся 5 февраля 1852 г., что было отмечено ужином на 600 человек и представлением в Эрмитажном театре. Коллекция и дальше продолжалась пополняться произведениями искусства: картинами, оружием, изделиями из серебра и декоративно-прикладными работами. До 1925 года только Новый Эрмитаж был музеем. Позже под музей были отданы и другие здания: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и Эрмитажный театр, служившие до революции резиденцией царской семьи.
После революции общее количество ценностей и произведений искусства в музея увеличилось более, чем в четыре раза.
В годы Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Свердловск и была возвращена в музей после окончания восстановительных работ в 1945 году.
Музей постоянно расширяется. В 1981 году Меншиковский дворец на Васильевском острове после реставрации стал одним из подразделений музея, где представляется экспозиция отдела русской культуры первой четверти XVIII века. В 1992 году была восстановлена часть старого Зимнего дворца, в котором жил и умер Петр I. В 1999 году восточная часть Главного штаба была также передана музею. Недавно было построено Фондохранилище.
Музей Людвига в Русском музее
Известные немецкие коллекционеры, супруги Петер и Ирэна Людвиг в 1995 году передали в дар Русскому музею коллекцию из 118-и произведений современных художников Европы, Америки и России, из которых и сложилась настоящая экспозиция.
Во второй половине XX века в советском искусстве доминировало художественное направление социалистический реализм. Произведения советского неофициального и западного искусства практически увидеть было невозможно, что и стало причиной дара супругов Людвиг Русскому музею.
Это единственное собрание интернационального современного искусства с постоянной экспозицией в России. Впервые посетители могут увидеть в Мраморном дворце подлинники произведений классиков поп-арта.
Собрание включает картины Энди Уорхола, Тома Вессельмана, Класа Ольденбурга, Роя Лихтенштейна и Джеймса Розенквиста.
Американский гиперреализм выражен в работах Роберта Бехтле, Ральфа Гоингса и Джеффа Кунса. Немецкое искусство второй половины XX века отражено в коллекции работ Йозефа Бейса, неоэкспрессионистов Георга Базелица, Маркуса Люпертца и Ансельма Кифера.
Один из ценных даров Петера и Ирэне Людвиг – картина Пабло Пикассо, написанная в 1969 году, «Большие головы». Это единственное в Санкт-Петербурге произведение позднего периода мастера (после 1917 года).
Один из разделов музея Людвига – искусство советских и восточноевропейских неофициальных художников, произведения которых не выставлялись в российских музеях. Картина «Сад» – работа лидера московского концептуализма Ильи Кабакова.
Парадная лестница
По замыслу Ринальди художественная отделка Парадной лестницы должна была стать продолжением каменной отделки, начатой на фасадах здания.
В её оформлении применялся серый мрамор серебристых оттенков. Сдержанность в оформлении главной дворцовой лестницы объясняется тем, что Екатерина II хотела придать парадным покоям мужественный и строгий облик.
Свет из окон второго этажа и купола позволяет увидеть разнообразный рисунок камня колонн и пилястр, вытесанных из цельных глыб. Более светлый цвет мрамора перил и балясин (столбиков) зрительно расширяет пространство и делает их легкими.
Плафон Парадной лестницы – работа Иосифа Криста 1784 года «Суд Париса». В мраморных нишах установлены фигуры, олицетворяющие утро, день, вечер и ночь, и символизирующие детство, юность, зрелость, старость.
На площадке от второго этажа до третьего — две аллегории, представляющие осеннее и весеннее равноденствие. С площадки третьего этажа хорошо видны лепные барельефы. В центре – композиция «Игра амуров», слева и справа – женские фигуры «Умеренность», «Сила духа», «Благоразумие» и «Справедливость».
Залы Эрмитажа в Санкт-Петербурге
С Иорданской лестницы можно попасть в самый большой зал площадью 1103 кв.м, состоящий из трех комнат, расположенных вдоль Невы. Продолжением их является Концертный зал. С Иорданской лестницы через боковой проход можно попасть в Фельдмаршальский зал. В нишах его стен раньше были расположены портреты русских фельдмаршалов. Поэтому помещение и получило такое название. В следующем Петровском зале находится изготовленный в Англии серебряный трон русских царей. На люстрах Гербового зала находятся гербы губерний Российской империи.
Русским военноначальникам, проявившим героизм в войне 1812 года, посвящена Военная галерея 1812 года.
48 мраморных колонн, 28 люстр и царский трон украшают Большой тронный (Георгиевский) зал. Барельефы, посвящённые победе в войне 1812 года, большой портрет Александра I находятся в Александровском зале. Его оформление, а также Малахитового, Белого залов, Золотой гостиной и других комнат выполнено Брюлловым. Малахитовый зал, колонны которого покрыты пластинами из малахита, являлся парадной гостиной царской семьи.
Екатерининский дворец (включая Янтарную комнату) — режим работы в 2020 г.
В Екатерининском дворце расположена всемирно известная Янтарная комната. Осмотр Янтарной комнаты входит в стандартную экскурсию по Екатерининскому дворцу. Посетителей собирают в холле дворца небольшими группами по 15-20 человек. Группа следует по залам дворца с экскурсоводом. На мой взгляд, осмотр происходит слишком бегло — экскурсия занимает около 20 минут. Поэтому Вы вряд ли успеете одновременно рассмотреть интерьеры, слушать экскурсовода и фотографировать. Буквально пару минут группа задерживается в Янтарной комнате. Однако обычно никто не запрещает Вам оторваться от своей группы и спокойно прогуляться по залам Екатерининского дворца.
В виду очень большого количества посетителей в Екатерининский дворец туристов ведут двумя маршрутами (№1 и №2). Оба маршрута включают осмотр самого красивого Большого зала и знаменитой Янтарной комнаты. Наполовину оба маршрута совпадают, но в маршурте №1 присутствуют очень красивые залы:
Кавалерская столовая,
Белая Парадная столовая,
Малиновая столбовая,
Зелёная столбовая,
Портретный зал,
Картинный зал,
Малая Белая столовая,
Китайская гостиная Александра I и
Буфетная.
В маршруте №2 эти залы заменены на выставки и посещение Парадного кабинета Александра I. Поэтому маршрут №2 можно назвать урезанным. По возможности стоит выбирать для посещения маршрут №1.
-
В новогодние каникулы 2020
- Дворец открыт 30 декабря и 2-8 января. Дворец закрыт 31 декабря и 1 января
- Касса работает с 12:00 до 16:45. Последний вход в музей в 17:00.
-
В зимний период (с 9 января по апрель)
- Ежедневно, кроме вторников и последнего понедельника каждого месяца
- Касса работает с 10:00 до 16:45. Последний вход в музей в 17:00.
- 2 июня — 31 августа
- Ежедневно с 12:00 до 19:00
- По понедельникам и средам время работы продлено до 20:00
- Выходной день — вторник
- Дворец закрыт 1, 5 и 8 июня
- 13-31 мая и 1-30 сентября
- Ежедневно с 12:00 до 18:00
- Выходной день — вторник
Рекомендуется начать прогулку именно с дворца, т.к. могут быть значительные очереди и изменение режима работы для посетителей без групп. В билете указывается время посещения (группы запускаются каждые 20 минут).
В Екатерининском дворце и парке разрешена фотосъемка, за исключением Янтарной комнаты.