Легенда Богини Афины
Интересно, что Афину породил сам Зевс. Согласно древнегреческим мифам верховному богу Олимпа была предвещена смерть от рук сына.
Перед Парфеноном (Kristoffer Trolle / flickr.com)
Боясь исполнения слов пророчества, громовержец проглотил свою супругу Метиду, носившую под сердцем ребенка.
Однако предсказание не сбылось – родилась дочь, которая вышла из головы Зевса (небесный владыка сам приказал рассечь себе череп, потому как не выдержал мучений).
Афина, как и ее брат Арес, стала покровительницей войн. Но в отличие от своего божественного родственника, она пресекала несправедливость и выступала за мирное разрешение конфликтов.
Согласно древнегреческой мифологии, именно Афина подарила людям ремесла, в частности научила женщин ткачеству. Ко всему прочему богиня способствовала развитию наук и философии.
Эллины, ценившие интеллектуальный фактор жизни превыше всего, решили отблагодарить свою покровительницу, воздвигнув в ее честь самый величественный храм в истории человечества.
Красочные метопы Гекатомпедона
На сегодняшний день представлены лишь руины Гекатомпедона. Обнаружена часть фундамента, состоящая из основания и колонн мегарона, найдены скульптуры храма, изображающие истории греческой мифологии.
Метопы – это плиты, заполняющие пространства между торцами балок перекрытия или триглифами с рельефными изображениями. Несколько метоп Гекатомпедона из мягкого известняка пороса были обнаружены при археологических раскопках, и теперь они выставлены в Новом музее Акрополя.
Трехглавый змей — Тритопатор (Hans van de Bruggen / flickr.com)
Левое изображение – Геракл, побеждающий морское чудовище Тритона.
Примечательная правая метопа – Тритопатор – символ стихий воздуха, воды и огня, изображаемый в виде крылатого божества с тремя человеческими телами и хвостами змей. Одно тело держит в руках язык пламени, второе – ленту волны, а у третьего на ладони сидит птица. Центральная метопа демонстрирует быка, раздираемого львом.
Все метопы сохранили разноцветные краски, и можно с уверенностью сказать, что украшения Гекатомпедона были достаточно яркими. Одно из скульптурных изображений носит название «Синяя Борода» благодаря синей краске на бороде.
Экскурсии
Исторические Афины за 2 часа
Уловить многовековой эллинский дух в насыщенном путешествии по древним уголкам греческой столицы
Продолжительность: 2 часа
Атмосфера Древней Греции — самое очевидное, но и самое труднодоступное в современной столице. Постараемся решить эту задачу! Шаг за шагом вы будете раскрывать очередной сюжет афинской жизни, а главные памятники исторического центра и колоритные аутентичные заведения станут их красочными декорациями.
Рейтинг: по 52 отзывам путешественников
Цена: 72 EUR за экскурсию
Подробнее…
Гид
Мария
Все экскурсии гида
Афины — город вечной красоты и свободы
Обзорная пешеходная экскурсия по главным достопримечательностям столицы: история, культура, традиции
Продолжительность: 3 часа
Греция — колыбель европейской цивилизации, а Афины — ее сердце. В городе неиссякаемого источника вдохновения и вневременной красоты вы пройдете по древним улочкам исторического центра, старейшему району Плака и осмотрите знаменитые античные развалины с разных ракурсов. По пути поговорим о роли Классической Греции в развитии западной культуры, великом эллинском духе и зарождении демократии, философии и театра. Вы узнаете об эпохе «золотого века» Перикла и знаменитых мыслителях, символике оливкового дерева и винном культе. А также познакомитесь с традициями древних греков и через них посмотрите на современный образ жизни, обычаи и менталитет народа.
Рейтинг: по 68 отзывам путешественников
Цена: 85 EUR за экскурсию
Подробнее…
Гид
София
Все экскурсии гида
Акрополь в наши дни
Часть архитектурных достопримечательностей греческой старины не сохранилось, но внешние контуры и уцелевшие храмы, статуи позволяют туристам оценить масштабность проекта. Не понимающему толк в архитектуре и строительстве сложно сразу разобраться и понять – какой это стиль, к какой эпохе относится
Важно запомнить главные ориентиры – Пропилеи являются главным входом, храм посвященный Нике напротив них. Парфенон в виде колонн виден с любой точки и не дает малоискушенному туристу заблудиться в комплексе. Акрополь в Афинах открыт в любое время суток и сезон года, он отлично освещается
Акрополь в наши дни
Кто построил Парфенон?
Возведение главного храма Афин Парфенона датируется 447 г. до н. э. Спроектировал здание знаменитый зодчий античности Иктен. Строительством занимался Калликрат – придворный архитектор правителя Перикла, кому и принадлежала инициатива строительства.
Парфенон, 1985 (Nathan Hughes Hamilton / flickr.com)
Под руководством мастера также были возведены и другие объекты Акрополя, и не один десяток гражданских объектов Афин. Все проекты мастера выстроены в лучших традициях архитектуры Древней Греции – с использованием принципа золотого сечения.
Храм богини Афины изначально был частью обширной программы афинского правителя Перикла по благоустройству города.
Интересен тот факт, что на его возведение ушло 450 талантов. Учитывая, что за 1 талант можно было построить 1 боевой корабль, то можно сказать, что Перикл оставил свою империю без военного флота, но подарил миру один из уникальных архитектурных памятников.
Строительство храма длилось 9 лет, и в 438 г. до н. э. он распахнул свои двери. Однако еще на протяжении 6 лет велись отделочные работы, которыми руководил Фидий, вошедший в историю благодаря интересному факту своей творческой биографии.
Парфенон ночью (Arian Zwegers / flickr.com)
Мастер является создателем одного из семи Чудес Света – скульптурного изваяния Зевса в Олимпии. Для нового храма скульптор создал статую Афины Парфенос – одиннадцатиметровое изваяние, выполненное из слоновой кости и золота. Это был богатый дар для почитаемой богини.
До наших дней памятник не дошел, и о его красоте мы можем судить лишь по сохранившимся древним источникам.
Фидий является автором и большинства метопов, расположенных над колоннадой здания.
Интерьер храма наполняли многочисленные скульптурные композиции и статуи богов. Многие из них безвозвратно утеряны. Часть – хранится в музеях мира. Статуи из Парфенона можно увидеть в Эрмитаже.
Большая часть уцелевшего наследия находится в Лондонском музее – это статуи и метопы, выкупленные еще в XIX в. у Османского правительства. В настоящее время Греция ведет работу по возвращению экспонатов к родным пенатам.
О месте Храм Гекатомпедон
Археологические работы в Афинах проводятся уже давно, но все равно, каждая новая находка открывает что-то новое, доселе неизвестное. В 19 веке, во время раскопок в Афинах, немецкий археолог обнаружил руины одной из древнейших построек Акрополя – храма Гекатомпедон. Первым открылось основание двух колонн простого типа древнегреческого храма – мегарона. Уже к концу века на территории данного храма Афин были найдены фронтонные композиции скульптур, сюжеты которых, в большинстве своем, были заимствованы из древнегреческой мифологии.Интересная информация Сооружение было датировано серединой 6 века до н. э., что совпадает с периодом правления Писистрата. В процессе раскопок также обнаружили, что храм Гекатомпедон был построен напротив Пропилей микенского царского дворца. Этот дворец был возведен на два с половиной века раньше, чем храм Гекатомпедон в Афинах – в 4 веке до н. э. Само слово Εκατόμπεδος дословно переводится «стофутовый». Такое звучное имя храму Гекатомпедон было дано не случайно. Внутренняя часть храма – цела – поражает своими размерами: 32,8 м на 16,4 м, что в переводе на английскую систему мер будет 100 футов на 50 футов. Не только город Афины назван именем богини, но и многие сооружения древности строились в ее честь. Не исключением стал и храм Гекатомпедон, о чем свидетельствуют предания. По одному из них, по окончании строительства этого храма Афин, всех рабов, кто участвовал в его постройке, греки отпустили на волю.Скульптуры и сюжеты изображений Найденные на месте древнего Акрополя руины храма Гекатомпедон в Афинах вновь и вновь заставляют археологов возвращаться к мифам Древней Греции. Именно из этих преданий и черпали вдохновение архитекторы и скульпторы древности. Большая часть скульптур фронтонных композиций в храме Гекатомпедон выполнены из мягкого известняка, называемого порос. Именно благодаря этому материалу, изваяния прекрасно сохранили цвета и свой внешний вид. Левая часть западного фронтона скульптур изображает Геракла, который борется с огромным чешуйчатым тритоном – получеловеком-полурыбой, известного по мифам как морское чудище. К сожалению, этот храм Афин не сохранил центральную часть композиции, потому ее содержание остается загадкой для ученых и исследователей. Зато на правой ее части запечатлено существо с тремя человеческими торсами. Первый из них держит в своих руках огонь (сжимает язык пламени), вторая – воду (символично изображена волнистой лентой), а у третьей на ладонях сидит птица (символизирует воздух). Ведь огонь, вода и воздух считались основными элементами мироздания. Даже сейчас не только Афины и жители, но и все греки почитают эти стихии
Заходя в храм, посетитель сразу обращает внимание на скульптуру. Предполагают, что она изображает какое-то доброе аттическое божество, чье имя не сохранилось до наших дней
О его благодушии можно судить по яркой раскраске статуи и улыбающемуся лицу с глазами, излучающими жизнерадостность.
Парфенон – храм трех религий
Судьба Парфенона сложилась так, что он стал местом, где звучали слова трех религий – язычества, православия и ислама. История величия храма длилась недолго.
Парфенон, Афинский Акрополь (Carole Raddato / flickr.com)
Последним правителем, почитавшим мудрую богиню, был Александр Македонский. В дальнейшем Афины подвергались многочисленным захватам. Храм был разграблен, со статуй была снята позолота, сами же скульптуры варварски уничтожались. Однако культ богини Афины был настолько высок среди афинян, что святилище неимоверными силами горожан было восстановлено, несмотря на то, что казна была фактически разграблена.
После восстановления храм действовал еще 800 лет и стал последним пристанищем язычества на территории современной Греции. С приходом христианской власти языческие традиции в городе все еще были сильны. Дабы пресечь идолопоклонничество в IV в. н. э. обитель Афины превратили в православную церковь во имя Пресвятой Богородицы.
Сооружение было перестроено в соответствии с канонами православной архитектуры, но в целом оно выглядело, как и прежде. В новой ипостаси храм стал привлекать паломников со всего православного мира. За словами поддержки служителей новой «старой» святыни прибегали императоры и полководцы.
Реконструкция Парфенона (Emiliano Felicissimo / flickr.com)
В XV в. Греция попала под влияние Османской империи. Новые власти первым делом поспешили избавиться от христианских символов, и Парфенон на этот раз обрел черты мусульманских мечетей. Однако помимо иссечения христианских сюжетов и слов, никаких кардинальных изменений во внешнем облике храма не произошло. В XVII в. во время военного столкновения Османской империи со Священной лигой, стены Парфенона были практически разрушены.
В 1840 г. начались реставрационные работы, которые вдохнули новую жизнь в культовое сооружение. Процесс восстановления с переменным успехом ведется и в наши дни.
Сегодня судьба Парфенона вновь находится под угрозой. Финансовые проблемы, которые начались после вступления страны в ЕС, стали главными препятствующим факторами на пути возрождения величайшего памятника истории.
Новый музей
Афинский музей, расположенный на территории Акрополя, начал свою работу в 1874 г. В основном там представлены элементы, ранее размещавшиеся в Верхнем городе. Коллекция становилась все больше и, спустя время, имеющихся помещений стало недостаточно. Недалеко от Акрополя приступили к строительству нового, более просторного здания. Но не всегда работы шли гладко, поскольку возникали некоторые препятствия и проблемы, связанные с выбором архитекторов или земельного участка. Вначале строительства, на этапе подготовки земли к закладке фундамента, были обнаружены исторически значимые архитектурные объекты. В результате возведение музея было приостановлено.
В 2009 году был открыт трехуровневый музейный комплекс со стеклянным полом, благодаря чему у посетителей есть возможность наблюдать за раскопками.
Парфенон
Парфенон – главный храм, которым славится Акрополь, где на барельефах изображены сцены из древнегреческих мифов, в том числе, рождение Афины из головы Зевса. Величина храма довольно внушительна: ширина его 30 м, длина около 70 м. Колонны, стоящие по периметру, имеют высоту 10 м. Удивительно строение колонн: они к центру расширяются, а угловые установлены с легким наклоном по отношению к полу. Благодаря хитрости древних архитекторов, храм выглядит одинаково пропорционально независимо от того, с какой стороны его наблюдать. Внутри была установлена знаменитая скульптура богини – Афина-Дева. Сотворена она главным создателем Акрополя, архитектором Фидием. Руки и лицо богини были сделаны из слоновой кости, части одежды и оружие — из золота, блеск глаз достигался за счет использования натуральных драгоценных камней. До наших дней статуя не сохранилась. Ее облик удалось восстановить, благодаря найденным древним копиям.
Акрополь – обитель богов
Достаточно одного взгляда на Акрополь для того чтобы понять, что боги играли первоочередную роль в жизни жителей древней Греции – вся его территория рассечена храмами и святилищами, посвященных почти всем богам Олимпа.
Гекатомпедон, Акрополь
Сооружения Акрополя поражают гением архитектурной мысли и служат классическими примерами применения золотого сечения в строительстве.
Греки настолько ценили правильность и пропорциональность форм, что даже в пластическом искусстве применяли правила золотого сечения.
Парфенон в Афинах – не первое сооружение Акрополя, возведенное в честь Афины. Еще за 200 лет до него богиню прославляли в храме Гекатомпедон. Согласно словам древних историков оба святилища фактически существовали параллельно, пока первый не пришел в упадок.
На сегодняшний день обитель Афины представляет собой руины, иссеченные следами многочисленных разрушений, но они все еще хранят на себе печать былого величия. Храм является визитной карточкой Афин и всей Греции.
Ежегодно толпы туристов, интересующихся историей, стремятся к подножию Акрополя, чтобы прикоснуться к истории.
Афинский Акрополь ( A.Savin, Wikimedia Commons)
Пропилеи
С западной стороны возвышенности находится вход в Акрополь. Что такое Пропилеи? Этот вопрос волнует многих людей, впервые посетивших главную достопримечательность Афин. Пропилеи — главный вход в Акрополь, величественные ворота из мрамора. Имеют для прохода пять проемов. Самый широкий из них (вместо ступеней оснащен пандусом) располагается посредине и ранее предназначался для всадников и прогона животных для жертвоприношений. Ширина его составляет 4,3 м. Фасады ворот состоят из шестиколонных дорических портиков. В древние времена Пропилеи, из всех сооружений Акрополя, славились более всего и упоминались гораздо чаще, чем Парфенон.
Новости
- 26-06-2015, 18:06
-
Просмотров: 29 435
Почти восемь миллионов мумий щенков и взрослых собак, а также шакалов, лис, соколов, кошек и мангустов были обнаружены под храмом бога смерти Анубиса в Саккаре, небольшом селении в 30 км к югу от Каира.
Подробнее…
- 3-06-2015, 17:18
-
Просмотров: 19 770
Ценные украшения и чаши с остатками опиума и каннабиса извлечены из могильной насыпи на территории Ставропольского края
Подробнее…
- 15-04-2015, 09:52
-
Просмотров: 15 468
Эксперимент проводила команда ученых Международного центра теоретической физики имени Абдуса Саламата в Триесте (Италия). Они проводили осмотр местности с борта летательного аппарата
Подробнее…
Эрехтейон
Храм, где славили сразу нескольких богов: Афину, Посейдона и Эрехтея (древний царь Афин). Внутри располагался колодец Посейдона, наполненный соленой водой. Согласно легенде, этот колодец возник в результате удара трезубцем, который держал в своей сильной руке великий Посейдон. Исходя из того, что здание храма предназначалось для различных целей, оно имело два входа, с северной и восточной стороны. Каждый из них содержал свой портик, установленный на ионических колоннах. Проем был украшен витиеватым узором со множеством резных деталей и считался лучшим по красоте наличником эпохи Перикла. Недалеко от храма располагалась пещера, в которой жила священная змея богини Афины. Змея олицетворяла собой великого правителя города — Эрехтея. До настоящего времени внутреннее убранство этого храма не сохранилось, лишь в сочинениях современников можно найти описание помещения.
Описание
Фото с gopixpic.com
Афинский акрополь (греч. Ακρόπολη Αθηνών) — акрополь в городе Афины, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину).
Первые укрепления на скалистом отроге размером 300 м на 130 м, поднимающемся на окраине Афин, появились ещё задолго до наступления классического периода. Уже во времена архаики здесь располагались величественные храмы, скульптуры, различные предметы культа. Акрополь также называют «Кекропия» (Cecropia) или «Кекропс» (Kekrops) — в честь Кекропса, который по легенде был первым царем Афин и основателем Акрополя.
В микенский период (XV—XIII вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В VII—VI вв. до н. э. в Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560—527 гг. до н. э.) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (то есть храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 году до н. э. во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.
В 447 году до н. э. по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо и явился автором проекта, лёгшего в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика. Над созданием ансамбля Акрополя работали также зодчие Калликрат, Иктин, Мнесикл, Архилох и другие.
В V веке Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в XV веке) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем — в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 году после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины — Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале XIX века лорд Элджин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду — из портика Эрехтейона.
В 1827 году во время обороны Акрополя греческими повстанцами от турецкого пушечного ядра сильно пострадал храм Эрехтейон. Предыдущие попытки турок взорвать Акрополь с помощью подкопов сорвал греческий сапёр Костас Хормовитис, имя которого дано одной из центральных улиц.
После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в конце XIX века) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры сейчас заменены копиями.
План местности
- Парфенон
- Гекатомпедон
- Эрехтейон
- Статуя Афины Промахос
- Пропилеи
- Храм Ники Аптерос
- Элевсинион
- Бравронейон
- Халькотека
- Пандросейон
- Аррефорион
- Афинский алтарь
- Святилище Зевса Полиея
- Святилище Пандиона
- Одеон Герода Аттического
- Стоа Эвмена
- Асклепион
- Театр Диониса
- Одеон Перикла
- Теменос Диониса
- Святилище Аглавры
Парфенон
Впоследствии на месте Гекатомпедона был воздвигнут еще более величественный храм – Парфенон (447-437 годы до н. э., скульптор – Фидий). Для того чтобы попасть в храм, посетителям необходимо было предварительно обойти его, так как вход был расположен с противоположной стороны от парадных ворот. Сделано это было с той целью, чтобы гости могли проникнуться торжественным духом храма и настроиться на соответствующий лад. Так, на стене Парфенона была сконструирована лента барельефа, изображающего масштабное шествие в честь богини Афины: всадники, девушки с пальмовыми ветвями в руках (символ мира), благородные старцы.
В настоящее время храм находится в полуразрушенном состоянии.
Полезная информация для туристов
- Вход во всю археологическую зону стоит 12 евро, кроме воскресения (в этот день можно пройти бесплатно).
- В понедельник и праздники все музеи и зоны закрыты. В остальные дни посещение открыто с 8:00 часов до 19:00.
- В археологическую зону входят такие достопримечательности, как Акрополь, Храм Зевса, Керамико, Древняя Агора, театр Диониса.
- Предварительно лучше ознакомиться со схемой, на которой обозначены эти памятники культуры.
Также можно посетить Новый музей Акрополя, где хранятся многие скульптуры, найденные здесь. Вход в него составляет 5 евро, посещение возможно с 8:00 до 20:00 часов.
В древней Греции, кроме Акрополя, можно посетить такие достопримечательности, как храм Зевса в Олимпии и дворец Великого магистра в Родосе.
Схема Акрополя с подписями ( Madmedea, Wikimedia Commons)
Что такое афинский акрополь
Ни один любознательный путешественник не обойдет стороной Афинский Акрополь – это главная достопримечательность гостеприимной Греции. Посещает памятник архитектуры древности каждый год несколько миллионов человек. Масштабность и высота сооружения позволяет любоваться им с любой точки города. Также этому способствует решение городских властей категорически не разрешать новые постройки вблизи музея под открытым греческим небом. Более того, Акрополь представляет собой точнейший ориентир для тех, кто плохо знаком с географией местности и боится заблудиться в мелких улочках.
Акрополь и его предназначение
В первую очередь при сооружении любого здания люди изначально определялись с его предназначением. Чем же тогда служила для населения знаменитая греческая достопримечательность и что это такое – Афинский Акрополь? Это главная резиденция древнего государства, так как в нем обитал правитель. Внутри расположены храмы, в которых жрецы молились богам и приносили жертвы. А во времена нашествия турок, новые хозяева превратили здание в мечеть. Укрепленная территория служила в качестве основного города, окруженного защитными стенами.
Вид на Акрополь в Афинах
Монументальность сооружения у некоторых любителей мифологии объясняется тем, что оно было возведено циклопами – героями греческого эпоса. Как бы странно это ни звучало, но судя по валунам, являющихся основанием стен и зданий, трудно предположить, что их перетаскивали обычные люди. Видимо по этой причин Акрополь нередко становился местом обитания и других, не менее сказочных персонажей, в том числе Тесея – победителя жесткого зверя Минотавра. В период с 7 века до нашей эры главной покровительницей Акрополя стала богиня Афина, культ которой на тот момент был на пике. В честь нее был построен красивейший храм.
Главный храм Афинского Акрополя – величественный Парфенон
Ансамбль Акрополя венчает восьмиколонный Парфенон. По своему величию он возглавляет список античных строений. По внешнему виду он схож с Храмом Зевса в Олимпии. Но он стоит на специально выровненной и отсыпанной площадке.
Парфенон, 1985 (Nathan Hughes Hamilton / flickr.com)
При его строительстве простое архаическое расположение зданий, как например, в Олимпии и Дельфах, уходило в века. Вдоль него проходила в древние времена торжественная процессия. В нем воспето величие человека.
Особый интерес могут вызвать метопы Парфенона, хотя они и плохо сохранились. Они изображают богов древней Греции, череду которых завершает богиня ночи Нюкс.
Также здесь изображены сборы в военный поход, прощание воинов, и Троянскую войну. Южные метопы показывают битву с мифическими существами — кентаврами.
Фриз Парфенона изображает торжественное шествие в третий год олимпиады. Примечательно то, что Олимпийские игры, получили такое название потому, что проводились изначально в Олимпии.
Здесь изображены всадники, жрецы с баранами и быками, юноши несущие сосуды. На другой стороне фриз изображает богов, окруженных знатными людьми Греции.
Литература
- на русском языке
- Афинский Акрополь, 1975—1983. Научные исследования, поиски, реставрации. Музей Пушкина, 26 июня — 26 июля 1985 г. / Министерство культуры и наук Греции, Комитет по охране памятников Акрополя. — Афины: Казна археологических ресурсов и экспроприаций, . — 87 с.
- Брунов Н. И. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. — М.: Искусство, 1973. — 170 с.
- на других языках
- Brouskarje M. Mouseion Akropolejos. Athens, 1974;
- Dontas G. The Acropolis and its museum. Athеns, 1994
- Payne H. Archaic marble sculpture from the Acropolis. 2nd ed. L., 1950
- Raubitschek A. E. Dedications from the Athenian Akropolis. Chi., 1999.
- Wiegand T. Die archaische Poros-architektur der Akropolis zu Athen. Cassel, 1904
Эрехтейон
Работа по созданию этого храма (421-405 годы до н.э.) была долгой и кропотливой, так как параллельно восстанавливались другие достопримечательности города, пострадавшие от греко-персидских войн. Соответственно, средства на строительство были сильно ограничены.
Изначально инициатором возведения храма выступал афинский правитель Перикл, а архитектором также стал Фидий. Однако построено величественное здание было уже после смерти Перикла, под руководством зодчего Мнесикла.
Свое название храм получил в честь афинского царя Эрехтея. Акрополь, как древнейшая часть Афин, в своей архитектуре запечатлел множество сюжетов греческой мифологии. Так, по преданию, Эрехтей являлся сыном Гефеста (бога огня, а также небесного покровителя кузнечного ремесла) и Геи (богини земли). Во время войны с городом Элевсином, развязанной на религиозной почве, Эрехтей убил сына Посейдона (Эвмолпа), который являлся предводителем враждебного клана. В ответ на это разгневанный бог воды при помощи своего брата Зевса навлек на афинского правителя молнию. Так и умер Эрехтей. При этом на Акрополе якобы сохранился след от легендарной молнии, которая разрушила сразу несколько мраморных плит. Здесь же находится могила Эрехтея, на месте которой и был возведен одноименный храм.
Архитектура Эрехтейона нестандартна. Здание храма состоит из двух неравных по размеру корпусов, которые к тому же расположены на разных уровнях. Восточная часть храма посвящена Афине, западная – Гефесту, Посейдону, а также Буту, первому жрецу богини Афины и брату Эрехтея.