В ожидании хальвета
Встреча с султаном — это важное событие в жизни каждой рабыни. Не каждая девушка получала приглашение от падишаха, а та, которой это удалось, должна была предстать перед повелителем во всей красе
Поэтому в подготовке ее внешнего вида участвовали несколько енвухов и служанок. Рабыню отводили в хамам, мыли и проводили ряд процедур с ее волосами.
Для волос готовили ванночку с лепестками фиалок и гибискуса. Потом на волосы наносили маску из глины. После таких процедур волосы становились жесткими, их смягчали настоем из цветов мальвы. Этот настой придавал волосам блеск и объем, увлажнял их. Рецепт приготовления настоя был очень прост: лепестки мальвы заливали кипятком и настаивали в течение 45-50 минут.
Далее на волосы наносили маску из хны и перемолотой скорлупы грецкого ореха. Эта смесь благотворно воздействовала на луковицы, питала их и стимулировала быстрый рост волос.
Конец эпохи евнухов
Если у наложниц после распада гарема страдала только репутация, то у евнухов положение было еще хуже. Новое правительство пыталось разработать какие-то социальные проекты по поддержке бывших жителей гарема, но все было безуспешно. Сами евнухи даже объединялись в профсоюзы и требовали у властей моральную компенсацию или помощь в трудоустройстве, однако и это было бесполезно. Евнухи никому не были нужны. Эти мужчины даже не могли создать полноценную семью, найти работу. Бывших жителей гарема все сторонились. Турецкое общество просто хотело забыть о таком пережитке прошлого, как гарем, наложницы и евнухи.
Подробно о жизни последних евнухов написала свидетельница тех времен Алев Литлэ Крутье. В будущем женщина даже написала книгу «Гарем. Царство под чадрой». А тогда Алев была маленькой девочкой и жила в Измире в доме бывшего паши, где раньше даже располагался гарем. А по соседству с ней жил бывший евнух из этого гарема Сулеймана-ага. Он был очень добрый с Алев, всегда угощал ее сладким и однажды подарил 5 колец с драгоценными камнями. Писательница потом вспоминала, что никто никогда так ее не баловал, как этот ага.
Позже в 1950-х семья Алев переехала в Анкару, но евнух иногда приезжал к девочке и всегда привозил с собой ее любимые конфеты. Они были очень дружны с Сулейманом-агой. А когда Алев исполнилось 9 лет, евнух умер. Однажды отец будущей писательницы говорил, что еще чуть-чуть и умрут все свидетели гарема, а вместе с ними канет в лету и эпоха сералей.
Первый гарем появился в 3 веке до нашей эры, а последний пал в начале 20 века нашей эры. В современном мире гаремы нелегальны и больше похожи на бордели или притоны. Кто-то туда попадает таким же нелегальным способом, а кто-то добровольно подписывает контракт.
Любимица султана: из наложниц в супруги
Отлаженная Сулейманом Великолепным турецкая политика при его сыне пошла вразнос. Селим II начал множество войн, которые, по большей части, кончались для турков поражениями. Он нападал на Персию, Венгрию, Испанию, Венецию. Причины войн зачастую были смехотворны. Например, попытка захвата Кипра объяснялась производством на острове прекрасных вин, до которых Селим по-прежнему оставался большим охотником. Нападение на Астрахань стало частью грандиозного плана по покорению Поволжья, который кто-то подсунул султану во время пира. Намечалось захватить Астрахань и Азов, быстренько соединить их каналом и направить по нему турецкий флот к Казани. Астраханцы дали отпор туркам, и Селиму пришлось заключать мир на невыгодных для него условиях с Иваном Грозным.
Гарем турецкого султана. (thevintagenews.com)
В личной жизни султану везло больше, чем в политике. Сперва визирей напрягало наличие у правителя всего одного сына: это угрожало устойчивости династии. Пришлось Селиму завести еще несколько наложниц, которые общими усилиями родили ему еще шестерых сыновей. Положение Нурбану появление молодых конкуренток ничуть не пошатнуло. Она продолжала оставаться любимой подругой султана, главой его гарема. Кроме того, именно её сын Мурад был провозглашен наследником престола, что дало его матери особый статус.
Нурбану стала своему повелителю неплохим советчиком, сглаживая попытки султанских собутыльников управлять империей. За это Селим постоянно подчеркивал особое положение своей любимицы. Он назначил ей ежедневное содержание в 1100 акче, в то время как другие наложницы получали не более четырех десятков акче в день. В 1570 году Селим решил последовать примеру своего отца и сделать любимую наложницу своей официальной женой. При этом он постарался переплюнуть Сулеймана, который в день свадьбы подарил Роксолане сто тысяч дукатов. В день бракосочетания Селим пожаловал невесте сто десять тысяч. Во всём остальном, кроме этой баснословной суммы, церемония отличалась скромностью: женитьба на наложнице хоть и не была прецедентом, но пока еще не стала привычной при султанском дворе.
Портрет Мурада III. (wikipedia.org)
В официальном браке Селим и Нурбану прожили около четырех лет. 15 декабря 1574 года султан-пьяница умер, и престол перешел к его сыну Мураду III. Еще в 12-летнем возрасте дедушка Сулейман отправил его управлять одной из провинций. За следующие 18 лет государственные дела Мураду, видимо, надоели. И после восшествия на трон он уделял им мало внимания. Став султаном, он, помня о войне между отцом и дядей Баязидом, приказал казнить пятерых своих младших единокровных братьев, после чего к политике охладел. Гораздо больше его интересовал собственный гарем. Неудивительно, что Нурбану, которая рулила наложницами султана, заодно взялась управлять и империей. Сын обожал мать и беспрекословно слушался, так что её советы стали основой государственной политики Турции.
Селим II — пьяница или красавец?
Селим II получил в народе прозвище «пьяница». Сын Сулеймана Великолепного и Хюррем-султан любил выпивать и проводить время с красивыми наложницами. Несмотря на то что долгие годы Селим был верен только своей хасеки Нурбану, после получения престола он активно занимался продолжением рода. Помимо Мурада, у падишаха было ещё 6 сыновей.
Тем не менее, Селим был очень привлекательным мужчиной, если судить по двум сохранившимся портретам. По крайней мере, в молодые годы, пока не страдал от лишнего веса. Первый портрет принадлежит кисти неизвестного автора. Сейчас портрет находится в свободном доступе, вероятно в Турции. Второе изображение уже хранится в Болгарском государственном архиве. К сожалению, автор портрета также неизвестен. Однако, можно предположить, что картина была написана болгарским художником.
Все же оба автора портретов отметили красивые черты лица падишаха. Светлая рыжеватая борода выдает его светлый цвет волос, который, вероятно, достался от матери. Прямой аристократический нос, чуть пухлые губы и большие карие глаза не могли не привлекать девушек. Однако Нурбану-султан удавалось несколько лет владеть сердцем падишаха и быть его единственной возлюбленной.
Портреты султана Селима 2
О «девширме» и султанах — вечных холостяках
Одна из особенностей османской империи — беспрерывная власть одной и той же династии. Бейлик, созданный Осман-беем в XII веке, затем превратился в империю, которая просуществовала до XX века. И все это время османским государством правили представители одной и той же династии.
До превращения османского государства в империю его властители женились на дочерях других туркменских беев или христианских вельмож и владык. Поначалу такие браки заключались с христианками, а затем с мусульманками.
Так что до XV века у султанов были и законные жены, и наложницы. Однако с усилением могущества османского государства, султаны перестали видеть необходимость заключения брака с иностранными принцессами. С той поры османский род стали продолжать дети рабынь-наложниц.
Во времена аббасидского халифата из рабов создавалась придворная гвардия, которая была гораздо преданнее властителю, нежели представители других местных родов. В османский период этот подход был расширен и углублен. Христианских мальчиков обращали в ислам, после чего юные новообращенные служили одному лишь султану. Система эта носила название «девширме». (По системе «девширме» (букв. «devşirme переводится как «сбор», но не «налог кровью» — как часто переводят на русский) набирали рекрутов в полки «янычар», но только самые талантливые мальчики попадали на обучение в султанский дворец для подготовки к военной или гражданской службе, остальные до совершеннолетия отдавались в турецкие семьи регионов вокруг Стамбула. Затем этих уже отуреченных и принявших ислам молодых людей определяли на гражданскую службу султану или в армию. Прим. Portalostranah.ru). Действовать означенная система начала в XIV веке. За последующие сто лет эта система настолько укрепилась и расширилась, что обращенные в ислам христианские юноши заняли все места в государственной и военной иерархии османской империи. Так оно продолжилось и впредь.
Наиболее одаренных новообращенных воспитывали при султанском дворе. Такая система гражданского дворцового обучения называлась «эндерун». Притом, что эти люди официально считались рабами султана, их положение отличалось от положения рабов, так сказать, «классического типа». Точно также особым статусом пользовались наложницы, набиравшиеся из христианок. Система их воспитания была схожа с системой «девширме».
Примечательно, что последнее усиление влияние обращенных в ислам инородцев привело к тому, что в XV веке мужчины-девширме стали занимать не только все военные, но и все важнейшие государственные должности, а девушки-девширме из обычных наложниц стали превращаться в лиц, роль которых в дворцовых и государственных делах все более повышалась.
Одной из версий причин перехода османских султанов на жизнь с одними лишь наложницами в Европе называлось нежелание повторить горькую и позорную судьбу султана Баязида I. Однако эта версия была далека от истины. В 1402 году при Анкаре состоялась битва, в которой османские войска были разбиты войсками Тимура. Султан Баязид попал в плен, в плен к Тимуру попала и жена Баязида — сербская принцесса Мария, которую Тимур превратил в свою рабыню. В результате Баязид покончил с собой. (Победа Тимура, известного также как Тамерлан, замедлила расширение Османской империи и отстрочила падение Константинополя и Византии на несколько поколений (более 100 лет). Прим. Portalostranah.ru).
История эта была впервые описана знаменитым английским драматургом Кристофером Марло, в написанной им в 1592 году пьесе «Великий Тимурленг». Однако какова доля истины в том, что именно эта история заставила османских султанов перестать брать себе жен, полностью перейдя на наложниц? Английский профессор Лесли Пирс считает, что отказ от официальных династических браков был связан с явным снижением их политического значения для османских султанов в XV веке. К тому же традиционная для мусульман гаремная традиция взяла свое. Ведь аббасидские халифы (за исключением первых) также были детьми гаремных наложниц.
В то же время, как свидетельствует история, рассказанная дочерью султана Абдул Хамида II, правившего в последней трети XIX века (до 1908 года), к концу XIX века в Стамбуле стало широко распространятся одноженство. У Абдул Хамида II была одна любимая наложница, отличавшаяся хладностью чувств. В конце концов, султан понял, что любви наложницы ему не видать, и отдал ее в жены одному священнослужителю, подарив ей особняк. Правда, на протяжении первых 5 послесвадебных дней султан держал мужа своей бывшей наложницы во дворце, не отпуская его домой.
Мифы, далекие от реальности, и интересные факты
Самым распространенным преувеличением стало количество наложниц у султана Сулеймана, его сына Селима II и внука Мурада III. Поговаривали, что у первого султана их было более трехсот, у второго — в два раза больше, а третий был настолько любвеобилен, что стал отцом сотни детей.
Однако в расходной книге гарема Топкана указано, что при дворе Сулеймана Великолепного в 1552 году на содержании состояло 167 прекрасных девушек, а его сын завел 73 жены. Мурад III недалеко ушел от дедушки и содержал 150 женщин.
Другие факты не менее интересны:
- Султаны уделяли время только части женщин в гаремах. Всего 4 % от общего количества наложниц входили в состав семьи и имели возможность вступить в интимные отношения с властителем.
- Сулейман Великолепный с 1530 года жил в браке только с Роксоланой, не обращая внимания на других женщин и не вступая в брак с другими наложницами, как велят мусульманские традиции, разрешающие многоженство. Его последователем стал Селим II, хранивший верность единственной жене из Греции Нурбану. А Мурад III жил в браке с албанкой Сафие, лишь изредка уделяя время фавориткам.
Гарем, вопреки всем мифам о нем, никогда не был местом разврата и наслаждений. Он представлял собой сложную систему совместного проживания женщин разных социальных групп и ниш. Самыми незначительными из них были новые рабыни, называемые аджемами, которые жили под опекой старшей жены (валиде) в общих комнатах.
Самыми молодыми из них были девочки 12-14 лет, которые на протяжении нескольких лет изучали Коран, обычаи и культуру Османской империи, учились танцевать, петь, а также шили и вышивали.
- Согласно слухам на стенах внутри дворца Топкапы начертано множество цитат из восточной поэзии о любви и наслаждениях. Но нет, на них отображены выдержки из Корана, рассказывающие о правильной жизни и законах, которые должны знать и соблюдать все живущие в гареме женщины. И войти внутрь могли лишь евнухи и сам султан.
- Якобы в гареме нередким было жестокое отношение к рабыням. Нет, так как внутри дворца в отведенных им комнатах женщины были свободны и могли делать, что хотят. А если они не вступали в отношения с султаном, то через 9 лет могли быть выпущены на свободу. Этих женщин выдавали замуж за богатых друзей султана или покупали им дома и предоставляли полное финансовое обеспечение до конца жизни.
Европейские путешественники, вернувшиеся в родные страны, рассказывали, что ослушавшихся наложниц связывали и выбрасывали в Босфор или избивали до смерти кнутами. Однако дворец находится далеко от воды, а женщин, проявивших непослушание, наказывали совершенно иначе. Их могли запереть в темном подвале без еды и воды на несколько дней, чтобы предоставить возможность все обдумать и после проявить смирение. Или же били палкой по ногам. Если же попадались очень строптивые девушки, их убирали из гарема, чтобы не портить общую атмосферу просвещения, послушания и идиллии.
Так, жену Селима I отдали замуж за другого мужчину, чтобы она не устраивала драк и скандалов с остальными женщинами.
Говорили, что у наложниц султана силой забирали детей и выгоняли родивших женщин на улицу. До XVII века существовала традиция, согласно которой рабыня, родившая ребенка, становилась полноправным членом семьи султана, а ее ребенок имел право сесть на престол после смерти отца
Конечно же, важное значение в этом вопросе имел мужской пол. А тот наследник, который сел на престол, получал законное право убить всех братьев, чтобы они не посягали на его место и не устроили государственный переворот
Дочери же имели звание “султаны”, отдавались замуж за знатных людей в моногамные браки, получая право при необходимости разводиться и снова выбирать другого супруга. Любой мужчина, женившийся на такой девушке, должен был подчиняться ее воле и входить в спальню только с приглашения или разрешения жены.
Якобы после смерти султана все наложницы из гарема оказывались на улице или продавались в рабство. Нет, они всего лишь переезжали в Старый дворец и жили там под покровительством наследника в окружении слуг, выполнявших все их прихоти. А также получали право выйти замуж, если кто-то из ближайшего окружения султана возжелал одну из этих женщин.
Отсюда следует вывод, что не все рассказы о жизни наложниц в Османской империи правдивы, чаще они весьма далеки от истины. Ведь живущие в гареме женщины не только имели много прав и привилегий, но и получали финансовое вознаграждение за жизнь в Топкане.
Наложницы султанского гарема: от рабыни к статусу свободной
При упоминании гарема на ум приходят наложницы, бывшие, по сути, рабынями. Институт рабства появился, как известно, на заре человечества. Занимались торговлей рабами и арабы. В т.ч. и в доисламский период. Пророк Мухаммед не отменил этого института. Тем не менее, в исламский период рабы, состоявшие, в основном, из пленных могли обретать свободу различными способами. В аббасидский период в Багдаде находился самый крупный на Востоке невольничий рынок. Более того, аббасидские халифы взимали дань с некоторых областей не деньгами, а рабами. (Аббасиды — вторая династия арабских халифов. У них служили предки османов — сельджуки. После аббасидских халифов именно османские султаны стали халифами правоверных, поэтому османы привыкли оглядываться на традиции аббасидского двора. Прим. Portalostranah.ru).
В соответствии с исламским правом хозяин раба мог использовать его как вещь со всеми вытекающими отсюда последствиями. Правда, пророк Мухаммед говорил, что рабам надо давать пищу и одежду из того, что имеется в доме, и не подвергать рабов мучениям. Именно поэтому мусульмане хорошо обращались с рабами. (Так в тексте «Голоса Турции» Прим. Portalostranah.ru) . Помимо этого освобождение раба считалось большим благодеянием. Пророк Мухаммед говорил, что мусульманин, отпустивший на волю раба, избавится от кошмаров ада. Именно поэтому османские султаны дарили своим наложницам приданное, даже особняки. Наложницам, отпущенным на волю, также дарились деньги, недвижимость и различные дорогие подарки.
Самых красивых рабынь в османские времена определяли в гаремы. Прежде всего, в султанские. А остальных продавали на невольничьих рынках. Бытовал такой обычай преподнесения султану наложниц визирями, другими вельможами, султанскими сестрами.
Девушек набирали из числа рабынь, происходивших из разных стран. В XIX веке работорговля в Османской империи была запрещена. Однако после этого представители различных кавказских народов сами стали отдавать девушек в султанский гарем.
Число наложниц в султанском гареме стало увеличиваться с XV века, с правления султана Мехмеда II Завоевателя.
Исходя из вышесказанного, матерями султанов становились наложницы иностранного происхождения. Правила гаремом и контролировала гаремную жизнь именно мать султана. Наложницы, рожавшие султану сыновей, достигали элитного положения. Естественно, что большая часть наложниц превращалась в обычных служанок.
Любимицами султанов, наложницами с которыми султаны встречались постоянно, становились немногие. О судьбе остальных султаны ничего не ведали.
Со временем в султанских гаремах сформировались три группы наложниц:
В первую группу входили уже немолодые по меркам тех времен женщины;
В две другие группы входили юные наложницы. Они проходили в гареме обучение. При этом в обучение брали самых умных и красивых девочек, которых учили грамоте, правилам поведения в султанском дворце. Подразумевалось, что девочки из этой группы со временем могут стать матерями будущих султанов. Девочек, отбиравшихся во вторую группу, помимо всего прочего, обучали искусству флирта. Связано это было с тем, что наложниц по истечении определенного периода времени могли выводить из гарема и снова продавать;
И в третью группу входили самые дорогие и самые красивые наложницы — одалиски. Девушки из этой группы обслуживали не только султанов, но и принцев. (Слово «odalık» — («одалиска») переводится с турецкого довольно тривиально — «горничная». Прим. Portalostranah.ru).
Наложницам, поступавшим во дворец, прежде всего давали новое имя. Большая часть этих имен была персидского происхождения. Имена давались девушкам исходя из их характера, облика, особенностей. В качестве примера имен наложниц можем привести: Маджамаль (луноликая), Нергидезада (девушка, похожая на нарцисс), Нергинелек (ангелочек), Чешмира (девушка с красивыми глазами), Назлуджамаль (кокетливая). Для того чтобы эти имена знали все в гареме, имя девушки вышивали на ее тюрбане. Естественно, что наложниц обучали турецкому языку. Среди наложниц существовала иерархия, зависевшая также от срока пребывания в гареме.
Популярные прически
Просто распущенные волосы выглядели скучно. Чтобы выделиться, в ход шли красивые причёски и разные украшения для волос. Последние были весьма примитивными у «рядовых» девушек гарема и безумно дорогие у султанш. Последние могли вплетать в свои волосы букеты из драгоценных камней — розы из рубинов, жасмин из бриллиантов, нарциссы из топазов и т. д. Для фавориток и кадын-эфенди изготавливали диадемы, ободки и короны.
Популярной прической были косы. Рабыни вплетали себе в косы шелковые ленточки и жемчужные бусы.
Обладательница ухоженных и густых волос могла часами сидеть перед зеркалом и расчесываться. На создание красивой прически также уходило немало времени.
Абдул-Меджид I — султан-реформатор
Абдул-Меджид I правил во 2 половине 19 века. Он активно занимался разработкой реформ, ввел изменения в армии, построил железную дорогу, создал новый кодекс законов. Этот падишах полностью ориентировался на Запад и хотел модернизировать Османскую империю. Однако все его реформы и задумки разорили казну. Последние годы он провел в затворничестве, много пил.
Тем не менее Абдул-Меджид I был очень красивым мужчиной, о чем свидетельствуют 2 его портрета. Автор первого неизвестен. А вот 2 портрет создал итальянский художник Луиджи Рубио в 1848 году. На холсте изображен падишах в молодости.
Султан Абдул-Меджид I
Красоту Абдул-Меджида отмечали не только художники, но и иностранные дипломаты. Так, британский посол Стретфорд Каннинг в своем дневнике отметил, что у падишаха очень приятная внешность. Он четко понимает свой долг перед страной, в нем развито чувство собственного достоинства, но без горделивости.
Зульфия мой халат гладит у доски
Все женщины гарема были заняты на различных работах по хозяйству дворца. Каждой из них, в зависимости от положения и социального статуса, выплачивалось ежедневное денежное содержание. К примеру, мать Султана Мурада III Нурбану ежедневно получала 3 000 акче. Для сравнения в то же время глава янычарского корпуса получал всего 500 акче. Известная многим читателям по фильму «Великолепный век» жена Сулеймана Великолепного (Кануни) Хюррем Султан в качестве ежедневного содержания получала 2 000 акче. Распределением заработной платы занимался главный евнух.
Хюррем Султан. Картина XVl века. Илл. wikipedia.org
Обитательницы гарема жили в комнатах по пять человек. К четырем молодым девушкам для порядка обязательно подселялась женщина в возрасте. Мать султана и беременные джарийе, которые имели статус хасеки, жили в отдельных покоях. Самым большим авторитетом в гареме была Валиде Султан, т. е. мать султана Османской империи. После нее главный евнух, дочери султана и молочная мама султана.
Между беременными «женами» султана очень часто возникали споры о том, кто из сыновей станет следующим правителем. Формировались различные союзы и группы, в которые волей не волей были втянуты визири, члены дивана, янычарского корпуса и другие госслужащие. Плелись интриги, готовились заговоры и перевороты.
В виду того, что по правовому статусу джарийе были рабынями, а ислам запрещал порабощение мусульман, обитательницами гаремов в основном становились представительницы других культур и религий. Среди историков есть расхожее мнение, что именно это привело к упадку Османскую империю.
Булат Ногманов
Справка
Булат Ногманов — исследователь, переводчик.
- Родился 31.10.1985 в селе Апастово Апастовского района Республики Татарстан.
- В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения».
- В 2010 году окончил магистратуру Анкарского университета по той же специальности.
- Участник этнографических экспедиций.
- Член Татарстанского отделения Русского географического общества.
- Владеет английским, турецким и казахским языками.
«Девушки в парандже и без», или откуда исследователи черпают информацию о гареме турецких султанов
«С XV века стали появляться рассказы европейцев об османском дворце. Правда, гарем долгое время оставался запретным местом, куда европейцы проникать не могли. В гареме жили наложницы и дети султана. Гарем в султанском дворце называли «даруссаде» (darussade), что в переводе с арабского означает «врата счастья». (Арабское слово «harem» — значит «запретное». Прим. Portalostranah.ru).
Обитательницы гарема имели крайне ограниченные связи с внешним миром. Все они проводили жизнь в четырех стенах. Кстати из-за того, что султанские наложницы не покидали пределов дворца, до начала XIX века, т.е. до восшествия на престол Махмуда II, наложницы не покрывали свою голову паранджой. Закрывать свою голову на мусульманский манер они начали именно с этого периода, когда им стали позволять покидать пределы дворца, участвовать в пикниках. Со временем наложниц даже стали вывозить за пределы Стамбула в султанский дворец в Эдирне. Разумеется, при этом женщины полностью покрывали свое лицо, дабы никто не мог их узреть.
Евнухи, служившие в гареме, принимали весьма строгие меры для недопущения проникновения посторонних в эту святая святых султанского дворца. До поры до времени именно евнухи были людьми, которые могли хоть что-то рассказать о гареме. Однако евнухи этого не делали и уносили свои тайны в могилу
Особые предосторожности принимались и при фиксировании того, что было связано с хозяйственной жизнью гарема. К примеру, имена наложниц почти никогда в этих документах не упоминались
Лишь при обнародовании султанского указа при создании того или иного благотворительного фонда могли упоминаться имена наложниц, которых султан назначал, так сказать, «председателями правления этих фондов».
Так что документов, проливавших свет на жизнь в султанском гареме, имелось крайне мало. Лишь после низложения в 1908 году султана Абдул Хамида II в гарем стали допускать посторонних людей. Однако и их заметок оказалось недостаточно для полного снятия завесы с тайн, касавшихся гарема. Что же касается заметок, написанных до 1909 года, то вряд ли их можно считать чем-то достоверным, ибо авторы заметок были вынуждены довольствоваться лишь слухами, часто весьма невероятными. Не осталось, естественно, никаких изображений наложниц. Историки располагают лишь заметками супруг западных послов, а подлинность имеющихся в музее султанского дворца Топкапы изображений султанских наложниц весьма сомнительна.
До поры до времени султанский дворец, окруженный высокими стенами, тщательно охранялся. В еще большей степени охранялся гарем. Сюда было практически невозможно проникнуть. Охрану гарема осуществляли евнухи. Придводные не могли смотреть в лица наложниц, если приходилось вести с ними разговор. Собственно, придворные при всем своем желании не могли это делать, ибо эти разговоры велись только из-за занавески. (Но наложницы вельмож на различных праздничных церемониях и свадьбах представали перед султаном с непокрытой головой). Более того, даже евнухи при входе в гаремное помещение должны были оповещать о своем приходе громким возгласом «дестур!». (Буквально возглас означает «дорогу!» Прим. Portalostranah.ru).Тайное проникновение во дворец, не говоря уже о гареме, было делом невозможным. Это притом, что территория дворца была довольно обширной. Вам может показаться, что султанский гарем был своего рода тюрьмой. Однако это было не совсем так.