Экспозиции Эрмитажа

Содержание
  1. Основные залы Зимнего дворца
  2. Новый Эрмитаж – первый специально спроектированный музей России.
  3. Приобретение первых коллекций Эрмитажа во время правления Екатерины II.
  4. Малый Эрмитаж
  5. Эрмитаж после 1917 и до Великой Отечественной войны.
  6. Самые роскошные залы Эрмитажа
  7. Программа и расписание
  8. Открытые двери
  9. История строительства
  10. Эрмитаж Зимний Дворец

Основные залы Зимнего дворца

Гербовый зал

Один из самых просторных и величественных залов. Холл был оформлен по задумке Василия Стасова в 1839 году для проведения для торжественных вечеров. Об этом свидетельствуют огромные люстры, золотистые колонны и арочные окна, украшающие покои. Сегодня здесь размещается собрание западно-европейского серебра, в частности работы мастеров Франции, датируемые 18 веком. Наиболее интересным образцом стал сервис Тома Жермена, принадлежавший императрице Елизавете Петровне. В витринах выставки также можно увидеть немецкую посуду из серебра.

Экспозиции Эрмитажа

Александровский зал

Этот просторный холл посвящен памяти Александра Первого и комбинирует в себе элементы готики с классицизмом. Высокие белоснежно-голубые потолки, арки, украшенные лепниной, люстры, массивные колонны вместе напоминают атмосферу храма. В северной части покоев вы увидите величественный портрет императора.

На стенах Александровского зала размещаются 24 медальона, рассказывающих о важных этапах Отечественной войны. В темно-синих витринах представлена экспозиция западноевропейского серебра, датируемого 17-18 веком.

Малахитовая гостиная

Еще одно творение Александра Брюллова, созданное в 1837 году на месте Яшмовой гостиной. Благодаря оформлению из драгоценных камней это небольшое помещение признано самым ценным в корпусе.

Основные акценты в оформлении принадлежат малахитовым колоннам, пилястрам и двум каминам. Из камня также выполнены многие другие экспонаты: столешницы, тумбочки, вазы. Стены отделаны мрамором, потолок украшен позолоченным узором, который копирует рисунок на полу. Контраста и торжественности залу придают малиновые шторы, а также ткань на стульях. Среди экспонатов самыми старинными считаются высокий вазон из малахита и мебель, сохранившаяся после пожара.

Гостиная Марии Александровны

Совсем небольшая по площади комната отличается роскошью убранства. Ее оформление было спроектировано архитектором Гаральдом Боссе, а стиль определяется как рококо. Отличительной чертой покоев являются тонкие витиеватые орнаменты. Они украшают каждый уголок пространства. Они выполнены из позолоченного резного дерева и металла, а их обилие и тонкость изгибов делают пространство живым и очень нарядным. Особой торжественности придает шелковая отделка красного цвета, украшающая стены, стулья, окна и двери. Зеркала на стенах и потолке создают необычную световую игру. А завершают роскошную композицию скульптурные элементы и картины.

Гостиная Марии Александровны

Этот холл занимает первые места в списке самых роскошных уголков музея. Еще одно название помещения — личная гостиная Марии Александровны, жены императора Александра Второго. Его интерьер создавал известный архитектор Александр Брюллов.

Атмосфера комнаты полностью соответствует своему названию. Стены, пол и поток буквально блистают позолотой. По периметру покоев располагаются небольшие витрины в форме пирамид. Здесь можно посмотреть французские и итальянские ювелирные изделия. Стены и потолок холла украшены тонкой узорчатой резьбой и расписными орнаментами. Дополняют композицию тяжелые шторы, хрустальные люстры и золотистые двери.

От экскурсовода вы узнаете, что Золотая гостиная стала местом, где император Александр Третий впервые принял важные решения о государственных реформах.

Экспозиции Эрмитажа

Концертный зал

За историю существования он был трижды изменен и свой окончательный вид приобрел в 1837 году. В богатстве скульптурной отделки этому залу нет равных. Вторые ярусы его стен украшены статуями богинь и античных муз. Скульптурные композиции плавно соединяются с потолком, что придает пространству дополнительного объема. Кроме роскошного оформления здесь можно увидеть богатую коллекцию русского серебра 17 – 20 века. Самым ценным экспонатом считается серебряная рака Александра Невского, изготовленная из 1, 5 тонн благородного металла.

Экспозиции Эрмитажа

Белый зал

Располагается в юго-западной части Зимнего дворца. Холл был создан из трех гостиных и должен был стать местом празднования свадьбы Александра Второго. Своим оформлением зал ничуть не расходится с названием. Его белые стены задекорированы колоннами, которые венчают скульптуры женских фигур. Они символизируют различные виды искусства. Ампирную стилистику зала подчеркивают барельефные фигуры, изображающие богов Олимпа, а также изящные арочные проемы.

Сегодня в Белом зале выставлена экспозиция французской живописи 18 века, коллекция фарфора и предметы мебели в стиле классицизма.

Экспозиции Эрмитажа

Новый Эрмитаж – первый специально спроектированный музей России.

Вплоть до середины 19 в. коллекции Эрмитажа были доступны небольшому кругу лиц. Билеты выдавала придворная контора. Так, по рекомендации поэта В.Жуковского А.Пушкин получил постоянный пропуск в Эрмитаж, как выразился В.Жуковский – «билет на всю вечность».

Однако в середине 19 в. повсюду в Европе возникали общедоступные музеи. Такой музей в 1839–1852 был построен и в Санкт-Петербурге по проекту баварского архитектора Лео фон Кленце. Музей примыкал к зданиям Старого и Малого Эрмитажа и получил название Новый Эрмитаж.

Новый Эрмитаж строился как музей, предназначенный для широкой публики, выполняющий просветительские функции в обществе. Это был первый в России профессионально спроектированный музей со специальными выставочными помещениями, предназначенными для определенных коллекций, которые были систематизированы в соответствии с научными принципами. Сюда были перенесены все лучшие экспонаты из царских коллекций. Другие здания: Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Зимний дворец освобождались от хранения памятников искусства. В 1850–1858 интерьеры Малого и Старого Эрмитажа были перестроены архитектором А.Штакеншнейдером. Тогда был создан ряд роскошных помещений, в том числе знаменитый, залитый светом Павильонный зал на месте маленьких комнат, построенных Валлен-Деламотом. Перестроенные залы, получившие новое оформление, вплоть до революции использовались как части царской резиденции.

Архитектор Л. фон Кленце, выдающийся мастер музейного ансамбля, ученый, археолог, живописец разработал проект музея с учетом опыта европейского музейного строительства 19 в. Все залы первого этажа были построены в духе греко-римской архитектуры, хотя античная коллекция занимала всего 5 залов. Остальные залы были заняты скульптурами русских и западноевропейских мастеров, а также «музеумом книги», собранием гравюр и рисунков. Самой ценной частью античной коллекции было собрание античных ваз, найденных в Италии в тех местах, где были греческие колонии. Собрание располагалась в зале «Греко-этрусских ваз» (т.к. там же было представлено искусство этрусков – древнего населения Италии), впоследствии получившим название «Двадцатиколонный» – из-за своего архитектурного облика. Кленце хотел дать мощную «оркестровку» лучшей части коллекции благодаря торжественной архитектуре зала, построенного в виде греческого храма и украшенного 20 колоннами из серого гранита. В верхней части стен были исполнены росписи на темы и в стилистике греческой вазописи и этрусских росписей. Этот зал и сейчас в основных чертах сохраняется в своем первозданном виде как наиболее выдержанный экспозиционный ансамбль середины 19 в.

На втором этаже Кленце спроектировал залы, предназначенные для показа картин (по правилам того времени скульптура и живопись выставлялись отдельно), а также – монет, медалей и камей. Для каждой национальной школы: итальянской, французской, голландской, испанской, фламандской, а также русской отводились отдельные залы. Перед входом в картинную галерею была расположена Галерея истории древней живописи. 86 картин, написанных по эскизам Л.Кленце (почти все исполнялись на медных досках мюнхенским художником Г.Хильтеншпергером), представляли историю античной живописи: ее зарождение, расцвет и гибель. Через Галерею древней живописи посетитель музея попадал в центральные залы – Большие просветы, с верхним освещением. В конце обхода картинной галереи посетитель осматривал залы русского искусства. В них были представлены знаменитые картины К.Брюллова (среди них – Гибель Помпеи), Ф.Бруни, А.Иванова, И.Айвазовского и других. В 1898, когда был образован Русский музей, картины русской школы были переведены туда.

Вплоть до 1925 года только Новый Эрмитаж был музеем. Зимний дворец, большая часть залов которого была заново отделана в 1837–1839 после грандиозного пожара 1837 (на другие здания пожар не распространился), Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж (интерьеры выполнены по проекту А.Штакеншнейдера), эрмитажный театр до революции оставались царской резиденцией.

Экспозиции Эрмитажа

Приобретение первых коллекций Эрмитажа во время правления Екатерины II.

Условной датой основания коллекций Эрмитажа считают 1764, когда в Эрмитаж поступило 225 картин, преимущественно голландской и фламандской школы, от немецкого купца Гоцковского в счет его долга русской казне. Гоцковский собирал эту коллекцию для прусского короля Фридриха II, который после долгой разорительной войны не смог оплатить покупку картин. Екатерина П приобрела коллекцию, чтобы подчеркнуть, что дела в России идут лучше, чем в Пруссии

Покупка картин была возведена ею в ранг важного направления внешней политики

Послам, а также доверенным лицам царицы было дано поручение покупать все лучшее, что появлялось на аукционах Европы. Особенно важную роль в собирании коллекций сыграл русский посол во Франции Д.А.Голицын – очень образованный человек, среди друзей которого были Д.Дидро, Ж.Л.Д’Аламбер и другие видные представители французской культуры. Именно Д.А.Голицын купил для Эрмитажа в Париже Возвращение блудного сына Рембрандта. Эту картину и сейчас считают величайшим шедевром живописи музея. По рекомендации Д.А.Голицына Екатерина II купила библиотеку Д.Дидро. Однако она оставалась в доме Дидро вплоть до его смерти, а сам бывший ее владелец был назначен царицей библиотекарем и хранителем собрания. Дидро получал за это ежемесячную плату. Поступок Екатерины II, достойный «просвещенного монарха», покровительствующего деятелям культуры, имел громкую огласку и способствовал повышению престижа не только самой Екатерины II, но и России. Дидро считал себя должником царицы и старался все свои знания и энергию употребить на то, чтобы помочь ей приобрести хорошую коллекцию произведений искусства, не хуже тех, что были во дворцах других королей Европы. Дидро, действительно, был одним из лучших знатоков искусства своего времени. При его содействии Екатерине II удалось приобрести ряд выдающихся собраний картин: самым знаменитым среди них была часть коллекции Кроза (поступила в Эрмитаж в 1772), в которую входили такие шедевры живописи как Вакх Рубенса, Юдифь Джорджоне (тогда считалась картиной Рафаэля), Даная Тициана и Даная Рембрандта, а также многие другие произведения живописи.

Дидро приложил исключительные усилия, чтобы эта знаменитая коллекция досталась Екатерине II. В своем письме он описывал скандал, разразившийся в Париже по этому поводу: «Вопят любители, вопят художники, вопят богачи».

Был приобретен еще целый ряд коллекций, среди них – коллекция министра короля Саксонии Брюля, помогавшего королю приобрести знаменитые полотна Дрезденской галереи. Из коллекции Брюля (поступила в Эрмитаж в 1769) было куплено 600 первоклассных картин, написанных великими мастерами. Эти картины чрезвычайно обогатили коллекцию. Одним из последних больших приобретений Екатерины II была коллекция лорда Уолпола (1779), купленная в Англии. В эту коллекцию входили знаменитые произведения Ван Дейка, Рубенса, итальянских мастеров, украсивших эрмитажное собрание. Так же, как это было с покупкой коллекции Кроза, в Лондоне многие высказывали недовольство тем, что одна из лучших коллекций Англии отправляется в Россию. Вопрос об этом даже обсуждался в английском парламенте.

Екатерина II приобретала не только картины старых мастеров, но и давала заказы выдающимся современным художникам Запада: Д.Рейнолдсу, Ф.Буше, Э.М.Фальконе и многим другим. Каталог картин Зимнего дворца уже в 1774 насчитывает 2080 произведений. Наряду с картинами в собрание поступали коллекции гравюр и рисунков, античных древностей, произведений западноевропейского декоративно-прикладного искусства, глиптики (драгоценных резных камей), монет, медалей, книг. В результате Екатерина II стала обладательницей одной из лучших коллекций Европы.

В общей сложности Екатерина II к концу своего царствования имела около 4 тысяч картин (некоторые из них украшали загородные дворцы).

Конечно, не все шло гладко. Иногда царице привозили подделки, выдавая их за произведения великих мастеров. Так, например, в 1779 в Санкт-Петербург была доставлена партия картин, приобретенных агентом Екатерины II в Италии. Почти все они оказались жалкими копиями.

В 1771 в Финском заливе утонул корабль, на котором находилась большая коллекция картин, приобретенных Д.А.Голицыным в Гааге для императрицы. Со смертью Екатерины II в 1796 закончился важный этап формирования коллекций Эрмитажа. Первые покупки определили характер и лицо музея, занявшего одно из первых мест в Европе. Лучшая часть коллекций Франции 17–18 вв., Голландии, Фландрии, Англии современного Эрмитажа – это приобретения Екатерины II. К тому же именно Екатерина II была обладательницей одной из лучших в мире коллекций камей – резных изображений на камне, раковинах, кости (всего – 10 тысяч).

Малый Эрмитаж

Как уже упоминалось, что сама императрица занимала юго-восточное крыло дворца. Южный павильон (ранее построенный) возведенного рядом сооружения был отдан под покои графа Г.Орлова, а  в Северном павильоне (построенном позже) как раз и разместилась коллекция картин.

Экспозиции ЭрмитажаСеверный павильон Малого Эрмитажа

В этом же Северном павильоне Екатерина собирала гостей на уединенные («эрмитаж» в переводе с французского – уединение) малые приемы, на которых было весело, без регалий. Подъемные столы выступали в роли скатерти-самобранки, а осмотр картин был одним из обязательных развлечений. Французским словом «эрмитаж» со временем стала называться вся художественная коллекция. Позднее павильоны (Южный и Северный) соединяются крытыми галереями, между которыми организуется «Висячий сад».

Экспозиции ЭрмитажаЮжный павильон

В последнее десятилетие 19 века маленькие уединенные екатерининские комнаты второго этажа Малого Эрмитажа были объединены в светлый и нарядный большой Павильонный зал, украшенный сквозными галереями и аркадами.

Павильонный зал

Этот нарядный зал, созданный архитектором А.Штакеншнейдером в эклектическом стиле, напоминает дворики восточных шахов и древнеримские павильоны. Колонны, поддерживающие хоровые балкончики, раковины-фонтаны, смальтовые мозаичные полы, в которых можно увидеть сцены античной мифологии. Фонтаны  у стен напоминают Бахчисарайский дворец.

Экспозиции Эрмитажа

А из окон виден «Висячий сад», оборудованный на крышах бывших конюшен, сараев и манежа. Висячий сад вместе с Зимним садом, наполненным растениями и птицами, создавал удивительный контраст с видом холодной Невы, которую хорошо было видно в выходящих на нее окнах.

Экспозиции ЭрмитажаВисячий сад между галереями Малого Эрмитажа

Сегодня  в отделах этого зала представлены мозаичные столы, удивительные Часы «Павлин», и европейское искусство периода Средневековья.

Эрмитаж после 1917 и до Великой Отечественной войны.

В дни революции, когда происходил штурм Зимнего дворца, коллекции, собранные в Новом Эрмитаже, отсутствовали. По распоряжению А. Керенского в сентябре 1917 они были упакованы в ящики и перевезены в Москву. Часть собрания хранилась в Кремле, часть – в Оружейной палате и Историческом музее. Только в 1922 с большими усилиями их удалось вернуть назад. Многие тогда настаивали на том, чтобы они навсегда остались в Москве. Только из-за отсутствия в Москве здания, в котором могла бы разместиться столь грандиозная коллекция, вещи были возвращены в Эрмитаж.

В послереволюционные годы в Эрмитаж поступили многие национализированные честные собрания, в т.ч. богатейшие коллекции Строгановых, Шереметьевых, Юсуповых, Шуваловых и др. Была передана большая коллекция из Академии художеств (собрание Н. Кушелева – Безбородко), благодаря которому Эрмитаж получил произведения французских мастеров середины 19 в., ранее отсутствовавшие в музее.

В Эрмитаж были переданы коллекции Конюшенного музея, где хранились старинные экипажи; очень ценные предметы из музея декоративно-прикладного искусства, основанного А.Л.Штиглицем в 1881 и закрытого незадолго до Второй мировой войны.

Позднее из Москвы поступили картины французских импрессионистов, а в послевоенные годы – 316 картин Матисса, Пикассо и других художников Франции из музея Нового Западного искусства в Москве, закрытого в 1948. Взамен в Москву было отправлено 700 картин из собрания Эрмитажа. Многие произведения искусства из эрмитажной коллекции были переданы в музеи разных городов страны. В 1929–1932 некоторые шедевры Эрмитажа были проданы за границу.

Несмотря на все это, коллекции музея в послереволюционные годы возросли более, чем в 4 раза.

Эрмитажу были переданы здания бывшей царской резиденции: Зимний дворец (его площадь 46 тысяч квадратных метров), Малый и Старый Эрмитаж, театр и лоджии Рафаэля. Были открыты новые отделы, ранее не существовавшие в Эрмитаже: отдел Востока (1920), отдел первобытной культуры (1931), отдел русской культуры (1948).

В годы войны и блокады коллекции Эрмитажа были эвакуированы в Свердловск. Эта была уже третья эвакуация. Первая была произведена по распоряжению Александра I в 1812.

Во время войны здания музея не были разрушены, но им был нанесен большой ущерб за счет ежедневного артиллерийского обстрела и бомбардировок. После войны начались восстановительные работы. Уже в 1945 году коллекции были возвращены из Свердловска. К 8 ноября 1945 года открылись для посетителей первые 69 залов музея.

Самые роскошные залы Эрмитажа

Как и в любом музее, располагающемся в бывшей монаршей резиденции, в Эрмитаже интересны не только экспонаты, но и интерьеры. Над оформлением залов Зимнего дворца трудились ведущие зодчие эпохи — Огюст Монферран, Василий Стасов, Джакомо Кваренги, Андрей Штакеншнейдер и другие.

Петровский (Малый тронный) зал (№ 194)

Экспозиции ЭрмитажаФото: dic.academic.ru

Эдуард Гау. Петровский (Малый тронный) зал Зимнего дворца

Невероятной красоты зал, созданный по проекту Огюста Монферрана, предназначался для малых приёмов. В отделке интерьера — много золотого и красного цветов, двуглавые орлы, короны, императорский вензель. Центральное место отводится трону Петра Великого.

Гербовый зал (№ 195)

Экспозиции ЭрмитажаФото:

Гербовый зал, выполненный по проекту Василия Стасова, служил для торжественных мероприятий. В оформлении доминирует золотой цвет, помещение освещают массивные люстры, на которых, если присмотреться, можно заметить гербы российских городов.

Общая длина залов Эрмитажа — порядка 25 километров

Георгиевский (Большой тронный) зал (№ 198)

Экспозиции ЭрмитажаФото: yandex.ru

Главный зал Зимнего дворца, где проходили большие официальные церемонии, был спроектирован Джакомо Кваренги, а после пожара 1837 года восстановлен Василием Стасовым. Над троном располагается мраморный барельеф, изображающий Георгия Победоносца. В интерьере образ двуглавого орла встречается десятки раз.

Павильонный зал (№ 204)

Экспозиции ЭрмитажаФото: vk.com

Одно из великолепнейших помещений дворца — Павильонный зал — детище Андрея Штакеншнейдера. Изысканный и гармоничный, он соединяет в себе античные, мавританские и ренессансные мотивы. Светом и воздухом его насыщают большие окна, арки, белый мрамор, хрустальные люстры. Дополняют интерьер белоснежные статуи, сложные мозаики, фонтаны-раковины. Кстати, именно здесь находятся часы «Павлин».

Лоджии Рафаэля (зал № 227)

Экспозиции ЭрмитажаФото: fotokto.ru

Лоджии Рафаэля в Ватикане пленили Екатерину II, и она захотела создать их точную копию в Зимнем дворце. Художники мастерской под руководством Христофора Унтерпергера работали над созданием галереи росписей 11 лет. Результатом стали 52 сюжета из Ветхого и Нового завета. Не забыли и об изящных настенных орнаментах.

Просветы Нового Эрмитажа (залы № 237, 238 и 239)

Экспозиции ЭрмитажаФото: vk.com

Крупнейшие залы Нового Эрмитажа имеют стеклянные перекрытия, и потому называются просветами. Всего их три — Малый испанский просвет, Большой итальянский просвет и Малый итальянский просвет. Помещения украшены рельефами, торшерами из родонита и порфира, а также огромными вазами — шедеврами камнерезного искусства.

Александровский зал (№ 282)

Экспозиции ЭрмитажаФото: sites.google.com

Зал был создан Александром Брюлловым в память об Александре I и Отечественной войне 1812 года. Решённый в бело-голубых тонах, благодаря тонким колоннам и полуциркульным аркам он напоминает храм. Интерьер декорирован 24 медальонами, которые рассказывают о ключевых событиях войны с французами.

Личная гостиная Марии Александровны (зал № 304)

Экспозиции ЭрмитажаФото: yandex.ru

Ещё один роскошный зал — личная гостиная супруги Александра II Марии Александровны, интерьер которой проектировал Александр Брюллов. По его задумке, убранство помещения должно было напоминать царские палаты Московского Кремля. Стены сияют всеми оттенками золотого, а низкие сводчатые потолки с орнаментами создают ощущение нахождения в старинных хоромах.

Будуар Марии Александровны (зал № 306)

Экспозиции ЭрмитажаФото: artpoisk.info

Эдуард Гау. Будуар императрицы Марии Александровны

Небольшая комнатка, спроектированная Гаральдом Боссе, напоминает чудо-табакерку в стиле рококо. Золотой цвет здесь сочетается с гранатовым, стены украшают причудливые орнаменты и живописные вставки. Множество зеркал создают коридоры отражений.

Малахитовая гостиная (зал № 189)

Экспозиции ЭрмитажаФото:

Малахитовая гостиная была создана Александром Брюлловым после пожара 1837 года на месте Яшмовой. В интерьере — изящные колонны из малахита, мраморные стены, позолоченный потолок. Зал выглядит одновременно строгим и торжественным. Гостиная входила в жилую половину Александры Фёдоровны.

Программа и расписание

4 декабря 2019 – 3 марта 2020 — выставка «За службу и храбрость» 250-летию ордена Святого Георгия — Георгиевский зал Зимнего дворца. В экспозиции будут представлены более 300 экспонатов из собрания Эрмитажа: орденские знаки и георгиевские кресты, медали, знаки отличия беспорочной службы, георгиевское оружие, знамена, портреты кавалеров ордена Святого Георгия. Хроника – от момента учреждения ордена до настоящего времени.

7 декабря с 10:00 до 19:00 состоится перфоманс в стенах музея —  традиционный видео-показ современного искусства на Дворцовой площади. В этом году в честь празднования своего 255-летия Эрмитаж представит видеозапись одного из ведущих художников современности Яна Фабра — «Любовь — высшая сила». В центре сюжета — рыцарь, преданный высоким идеалам. Он торжественно обойдет залы Зимнего дворца и Нового Эрмитажа. Принесет клятву верности искусству старых мастеров. Вход свободный.

7– 15 декабря 2019 — выставка «Эрмитаж в фотографиях» и «Эрмитаж в публикациях» — фойе Эрмитажного театра. Название экспозиции говорит само за себя.

7 декабря 2019 – 8 марта 2020 — выставка «Виктория Кальватоне: судьба одного шедевра» — Римский дворик Нового Эрмитажа. Выставка посвящена окончанию реставрации уникального произведения античной пластики II века н. э. статуи «Виктория на шаре».

8 декабря 2019 – 29 марта 2020 — выставка «Это сам Потемкин!». К 280-летию Светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического — Николаевский зал Зимнего дворца. Экспозиция объединит более 1000 музейных предметов из личных коллекций Потемкина и Екатерины II. Картины, книги и документы расскажут о личной жизни Потемкина. О его окружении и главных деяниях. Многие будет демонстрироваться впервые.

9 декабря в 12:00 состоится торжественная церемония, посвященная Дню Св. Георгия — Гербовый зал Зимнего дворца.

Экспозиции Эрмитажа

10 декабря 2019 – 29 марта 2020 — выставка «Я воздвиг там мой царский дворец…». Памятники ассирийского искусства из коллекции Британского музея — Манеж Малого Эрмитажа.

Трудно себе представить, что сохранились изображения ассирийской державы в IX – VII веках до н.э. Но это факт и их можно увидеть. Очарование рельефов той эпохи – в тщательной любовной передаче мельчайших деталей окружающей жизни. Рыбы и раки плавают в реке или в болоте. Вокруг густые заросли тростника, на фоне холмистого пейзажа. Львица крадется за горным козлом. Пленные несут узелки с пожитками. Дети сидят на плечах отцов.  Несохранившуюся до наших дней конскую упряжь, одеяния, мебель можно реконструировать по этим древним изображениям на рельефах.

Открытые двери

Ко времени правления ее внука императора Николая I стало ясно, что это собрание искусства давно переросло «частную семейную коллекцию». Романовы приняли решение предоставить широкой публике возможность насладиться шедеврами.

В предыдущие десятилетия эта привилегия была доступна лишь избранным, по особому разрешению. Например, Пушкин сумел попасть в залы только благодаря рекомендации Жуковского — наставника цесаревича. Очень мечтали об открытых залах члены Академии художеств: так, Карл Брюллов старался водить во дворец своих учеников, чтобы разбирать с ними творчество Рубенса и Ван Дейка.

Однако помещения Зимнего дворца, которые мы сегодня привыкли ассоциировать с Эрмитажем, остались частными покоями императорской фамилии. Для открытия музея было специально построено здание Нового Эрмитажа (рядом с Зимним дворцом), украшенное десятью гранитными атлантами скульптора Александра Теребенева.

Это было первое здание в России, специально возведенное для размещения музея. Постройка заняла 11 лет. Его архитектором был Лео фон Кленце — придворный мастер короля Людвига I Баварского, любитель классицизма, превративший Мюнхен в «Новые Афины». После его отъезда на родину надзором за стройкой занимались Василий Стасов и Николай Ефимов.

17 февраля 1852 года состоялось торжественное открытие Общедоступного Императорского музеума. К семи часам вечера 481 приглашенный прибыл в Эрмитажный театр, где была представлена опера-буфф Доницетти «Дон Паскуале» и балет Пуни «Катарина, дочь разбойника». Около полуночи представление закончилось и гости отправились в Новый Эрмитаж, где их ждала экспозиция и торжественный ужин при тысяче свечей. Столы были накрыты в зале картин итальянской школы на 156 персон, в зале картин испанской школы на 200 персон, в зале Рубенса и Ван Дейка.

Экспозиции ЭрмитажаВ. Садовников. Новый Эрмитаж со стороны Миллионной улицы

Экспозиции ЭрмитажаЭ. Гау. Виды залов Нового Эрмитажа. Зал фламандской школы

Экспозиции ЭрмитажаФ. Крюгер. Николай I

История строительства

Возведение Главного штаба началось в 1820 году под руководством итальянского мастера Карла Росси. Строительство здания продолжалось в течение 10 лет. За это время были сконструированы два крыла, а также триумфальная арка, посвященная победе в военных сражениях 1812 года. В строительстве корпуса принимали участие и другие скульпторы: Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский.

До 1993 года построенные корпусы использовались для размещения государственного министерства и ведомства. В разные периоды владельцами сооружения были Александр Горчаков и Карл Нессельроде. Во время Отечественной войны весь комплекс был серьезно поврежден от обстрелов. Но к 1950 году его внешний облик восстановили.

Начиная с 2010 года, большую часть корпусов Главного штаба реконструировали, и к концу 2014 он принял свой современный вид.

Эрмитаж Зимний Дворец

Резиденция российского императора Петра I, располагалась в Зимнем дворце. Сам он находился во дворце не долгое время, и в основном там жила императрица Екатерина II. Она и начала, и основала Эрмитаж.

Началось все с картин, которые подарили российской императрице. Это были полотна голландско — фламандской живописи. Все произведения повесили в отдаленных залах, и наслаждаться живописью могли только приближенные к коронованной особе.

Со временем картин становится больше, и рядом с Зимним дворцом появляется малый Эрмитаж. В 1771 г. начинается грандиозное строительство большого Эрмитажа. На протяжении двух веков здание претерпевало изменения, но никогда не теряло своей актуальности. Николай I, во время своего правления делает Эрмитаж публичным. В этот период появилось здание Малого Эрмитажа. Теперь тут могут побывать гости, не приближенные к императору, музейный комплекс носит название ” Императорский Эрмитаж”. После войны с французами, появились новые полотна с изображением батальных сцен. Государственный Эрмитаж, практически за все годы не останавливал свои экспозиции. Во время блокады, все экспонаты были вывезены, но после войны все благополучно вернулось на место. После войны, залы музея пополнились трофейными предметами.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит