поэзия старины

Фото и описание

В период между 1635 и 1644 годами на одном из берегов Волги была выстроена церковь, освященная во имя Рождества Христова. Ранее на этом месте находилась выстроенная из дерева Христорождественская церковь, в здании которой в 1609 году жители Ярославля смогли сохранить чудотворную икону, изображающую Казанскую Богоматерь.Возведение нового, только уже каменного храма, было запланировано ярославскими купцами, а также братьями Гурием и Анкидином Назарьевыми, ставшими участниками народного ополчения в 1612 году. Братья получили от Михаила Романова ценную грамоту за заслуги и удостоились звания «государевых гостей». План строительства храма был поистине грандиозным, по причине чего братьям даже не хватило денежных средств на его окончание – завершилось строительство только в 1644 году на выделенные средства уже сыновей известных братьев.

Ансамбль Рождественской церкви стоит на самом берегу Волги и создает невероятный его силуэт, в котором принимают участие и другие церкви. Данный ансамбль состоит из здания церкви и расположенной рядом шатровой колокольни, поражающей при взгляде на нее. Кроме того, колокольня служит еще и Святыми воротами, расположенными в ограде комплекса.

Что касается основного объема храма Рождества Христова, то он особенно похож на храм Николы Надеина, пятиглавый и стоит на высоком подклете. Храм окружен двухъярусной галереей с трех сторон, а также домообразным крыльцом, расположенным со стороны западного фасада и ведущим прямо на самый высокий ярус галереи. С южной и северной сторон в галереях были обустроены приделы. Важным отличием Рождественской церкви от храма Николы Надеина является то, что в углу галереи не наблюдалось колокольни, ведь она располагалась совершенно отдельно и соединялась с церковью при помощи крытого арочного прохода, пристроенного в 1644 году сыновьями Назарьева Гурия. К тому же, были еще изменения, которые не предполагались в первоначальном плане строительства – со стороны юго-запада к церкви был добавлен Казанский придел, что значительно расширило галерею. В середине 18 столетия над куполом был выставлен новый крест, который сохранился до сегодняшнего дня.

Изначально в храме Рождества Христова был освящен лишь северный придел, находящейся в нижнем храме; его освятили в честь Николая Чудотворца, который с давних времен считался истинным покровителем путешественников и торговцев. Если подумать, то становится понятным, что это было сделано не просто так, ведь купцы Назарьевы вели обширную торговлю, много путешествовали по стране и за ее пределами.

На протяжении долгого времени храм стоял не расписанным, но в 1683 году артель ярославских мастеров сделала фрески, расположенные в центральной части. Все работы были заказаны Иваном Гурьевым и его сыновьями. До сих пор не сохранилось никаких сведений о мастерах, хотя ученые полагают, что в процессе могли принимать участие именитые ярославские мастера – Семенов Дмитрий, Игнатьев Федор.

В вопросе украшения Рождественского храма важно отметить, что он роскошно украшен при помощи поливных изразцов самой различной формы: четырехугольники, ленты и розетки. Пятиглавие храма было покрыто зеленой и желтой глазурованной черепицей самых разных оттенков

Декоративное оформление храма выделяется по причине наличия необычной храмозданной надписи, которая полностью выполнена в изразцах.

Стоящая при храме колокольня в силу своей изящности заслуживает особенного внимания. Она представлена столпом с шатровым завершением и ярусом звона. Колокольня не просто выстроена для своей непосредственной цели, но и является универсальной постройкой, в состав которой входит звонница, двойные ворота, башня, оснащенная часами и небольшая церквушка. В плане колокольня – прямоугольная, а по ее углам расположены две небольшого размера шатровые башни, которые подчеркивают стремление ввысь главного объема.

Изразцы в храмовом оформлении

Особую оригинальность внешнему оформлению храма придавало использование разноцветных изразцов в оформлении практически всех фасадов и крыльца. Такое их использование в храмовом оформлении Ярославля было сделано впервые и вместе с разноцветной черепицей куполов придавало церкви удивительную яркость и декоративность.

поэзия стариныИзразцовое оформление Храма

Храмовые изразцовые «муравленые» плитки были сделаны в двух вариантах. На них было нанесено изображение льва и семилепестковой розетки. Сегодня реконструированные изразцовые вставки можно посмотреть на фасадах крыльца.

Но это еще не все! Вдоль всего фасадного четверика шла изразцовая надпись – это не орнамент, как можно подумать вначале, а перечень фамилий и имен лиц, имеющих отношение к созданию храма, а также указание времени постройки сооружения. Здесь упомянуты купцы Назарьевы, начинающие возводить храм, продолжатели дела – Гурьевы (дети Гурия), есть и имя митрополита Варлаама и даже действующего государя Михаила Федоровича, знаменующие собой историческую эпоху.

поэзия стариныИзразцовый текст вдоль фасада четверика

Создание подобного изразцового текста является практически первым шагом и первым опытом в отечественном зодчестве. Причем, довольно дорогим опытом! Подобная летописная надпись позднее была выполнена в Соборе Василия Блаженного в Москве.

Керамическими плитками различных оттенков желтого и зеленого цветов была когда-то покрыта и плоская крыша Казанского предела, а покрытие ее главки было выполнено из зеленой поливной черепицы.

Построенная церковь стала образчиком для последующих аналогичных построек. Подобная асимметричность композиции, наличие галерей, применение керамических изразцов – все это можно увидеть в Ильинском храме,  в церквях Николы Мокрого, Иоанна Предтечи и Иоанна Златоуста.

К середине 19 века эта церковь имела около 300 прихожан. Особым почитанием в то время пользовалась икона Рождества, наиболее часто обращались к ней будущие матери.

поэзия стариныОсобо почитаемая икона Рождества

К тому времени облик церкви очень сильно изменился относительно первоначального. С основного храма исчезли четыре малые главки, и осталась одна – центральная. Исчезла и соединительная аркада ограды, разделив композиционный замысел на две составные части – церковь и колокольня стали существовать раздельно. Позакомарность завершений крыш была заменена на их четырехскатность.

В советские годы храм закрывается, колокола переплавляются, а сама церковь окружается новыми постройками, в которых теряется ее самобытная красота и средневековая необычность.  

Архитектурные особенности храма

Храм Богоявления Господня стал объединяющим и доминирующим объектом архитектуры и уникальным украшением, как Богоявленской площади, так и Которосльной набережной

Легкая, гармоничная и нарядная квадратная церковь привлекает туристическое внимание не только своей историей, но и уникальным архитектурным исполнением, и внутренней росписью.. Богоявленский храм — памятник архитектуры конца 17 века

поэзия стариныБогоявленский храм — памятник архитектуры конца 17 века

Надо отметить, что на внешний вид и на архитектурные особенности церкви большое влияние оказало современное тому периоду московское зодчество. Богоявленский храм является бесстолптым и безподклетным, и в этом отношении это одно из первых подобных архитектурных храмовых сооружений города.

На московское влияние в архитектуре этого сооружения указывает перекрытие основной храмовой площади посредством двух рядов кокошников и четырехскатная кровля. Луковичные главы как бы взлетают ввысь на высоких глухих изящных барабанах. Эти барочные главки появились на барабанах взамен деревянных после пожара 1753 года. Барабаны и карнизы облицованы изразцовыми орнаментами, которые добавляют праздничное настроение в итак довольно нарядное церковное оформление.

поэзия стариныГлавки на барабанах, ряды кокошников и изразцы в оформлении верха храма

Храм является пятиглавым. По трем его сторонам традиционно размещены закрытые галереи, оборудованные как приделы, а на северо-западной стороне пристроена восьмигранная шатровая Колокольня

Наружные фасады привлекают внимание декоративной отделкой с обильным использованием полихромных изразцов с растительными орнаментами.

поэзия стариныВид на Богоявленский храм со стороны Колокольни

Вытянутые горизонтально повторяющиеся декоративные ленты изразцовых орнаментов, как на карнизах и барабанах, как бы очерчивают основные силуэтные очертания храма. Вертикальные изразцовые мотивы имеют замкнуто-центрические рисунки и зрительно удлиняют высоту сооружения.

Количество и качество русской керамики 17 века в виде поливного изразцового декора пяти цветов и пятивариантных рисунков при оформлении данного храма уникально и неповторимо.

поэзия стариныИзразцовое богатство Богоявленской церкви

Церковь Спаса Преображения на Городу

Рекомендовать место

12

1

Церковь названа так, потому что в XVII веке здесь была расположена главная торговая площадь Ярославля. На ее месте ранее стояли старые деревянные церкви. Она расположена на пологом спуске, который ведет к берегу Которосли.

Церковь была создана на средства прихожан, ее архитектура очень схожа с храмом Иоана Златоуста в Коровниках. Постройка с барабанами, увенчанными грузными маковицами, превосходящими по высоте основное здание, типична для ярославских храмов. Больше всего украшен северный фасад, выходящий на бывшую торговую площадь. Так же украшает храм высокий шатер, окруженный рядом кокошников и увенчанный маленькой главкой, он придает храму ассиметричность.

В 1693 году, за семь недель ярославские мастера расписали внутренний интерьер храма.

В XX веке храм был сильно поврежден в ходе гражданской войны, в 1929 году он был отреставрирован и отдан под склад, с 2003 года храм возвращен верующим.

История храма Николы Мокрого

В начале 17 века на землях можжевеловой пустоши, принадлежавших Спасо-Преображенскому монастырю, была построена деревянная церковь, значащаяся по документам как Храм Николы Мокрого. Мокрым Святителя Николая называли из-за его регулярной помощи терпящим бедствие от воды. Считается, что место, выбранное для постройки, было в древние времена языческим капищем, и их священный камень по сей день находится под церковным фундаментом. Это притягивает сюда современных язычников, которые стремятся провести в храме свои ритуалы.

Во второй половине 17 века, в правление Алексея Михайловича, царским указом было велено построить взамен той деревянной каменную церковь. Начало строительства датируется 1665 годом, а конец – 1672. Спонсорами данного каменного сооружения выступили ярославские купеческие представители – А. Лемин, А.Лузин, и состоятельные посадские жители – Ф.Выморов и С.Тарабаев.

поэзия стариныФрагмент Храма

В течение семилетнего строительства было возведено типичное ярославское посадское храмовое сооружение, а именно пятиглавое четырехстолпное строение с колокольней и двумя приделами (Алексеевским и Варваринским). Основываясь на уже сложившихся архитектурных ярославских образцах, его создатели особо не мудрствовали. Концепция основного композиционного замысла явно обращена к храму Иоанна Златоуста, находящегося в Коровницкой слободе, форма колокольни позаимствована у Ильинского храма, а с Церкви Рождества Христова был списан рисунок слуховых шатровых окошек.

поэзия стариныФрагмент колокольни со слуховыми окошками

Основной храм был сооружен без подклета, три его стороны были окружены одноэтажной полузакрытой галереей. Однако, в сооружении галерей были применены новаторские идеи — они зимой закрывались деревянными рамами, которые летом убирались.

На северной стороне находились шатровые Варваринский придел и Колокольня. На южной – Алексеевский придел. Как и все ярославские храмы того периода – церковь имела позакомарное кровельное покрытие.

По уже сложившейся традиции ярославского храмостроения, весь церковный комплекс был довольно насыщенно украшен полихромными изразцами. В изразцовые наличники были оформлены даже алтарные окна. 

поэзия стариныКерамические изразцовые наличники апсидных окон

Практически параллельно с созданием теплой Тихвинской церкви, к западной стороне храма Николы Мокрого пристроили небольшой шатровый притвор и обильно декорировали его изразцовыми плитками. Остатки частично сохранившейся былой роскоши сегодня можно увидеть.

поэзия стариныИзразцовые фрагменты фасадного декора Храма

Кирпичная кладка самого храма также была когда-то расписана геометрическими орнаментами. Интересно, что на центральном барабане находилось изображение шестикрылых серафимов. Такое внешнее ярко-художественное оформление подчеркивало значение Ярославля как крупного культурного и административного центра России в тот период.

поэзия стариныКерамический декор Храма

В 19 веке Николо-Мокринский храм был передан в военное ведомство и его прихожанами стали военнослужащие из Фанагорийского, Нежинского и Островенского полков, размещенных в городе. Кстати, в гренадерском Фанагорийском полку числился в свое время и государь Николай Первый. Храм был оборудован специальными витринами, в которых размещались раритетные батальонные ценности: награды и иконы, знамена и ценные предметы суворовских времен. Почетное место занимал здесь и военный мундир Николая Первого.

поэзия стариныЦерковь Николы Мокрого в конце 19 века

Во время боевых действий при подавлении Ярославского антибольшевистского восстания храмовая колокольня использовалась красноармейцами для пулеметной установки, и, таким образом, храм оказался на линии огня, что принесло ему серьезные разрушения.

поэзия стариныДекор куполов

Позднее храм был закрыт, но не уничтожен, а превращен в складское помещение. Здание находилось в заброшенном и убитом состоянии, колокольня наклонилась, пополнив собой список «падающих» башен. В начале 90-х годов 20 века его вернули верующим, после чего началась постепенная реставрация старинного здания, укрепление фундаментов и восстановление настенной иконописи. Костромскими резчиками был изготовлен новый резной иконостас, ибо первоначальный пятиярусный был утрачен. В реставрационно-восстановительных работах участвовал и художник Ю.Лобода.

Работы по реставрации храма продолжаются не очень быстрыми темпами, но это не мешает ему быть действующим. Правда, службы проводятся только по праздникам. А для посещений церковь открыта ежедневно с 9.00 до 13.00.

История постройки

Время первой постройки неизвестно, но летописи утверждают, что деревянное здание уже было создано в 1609 г., а в его стенах ярославцы хранили Казанскую икону Богородицы. Святой образ перенесли из Рождественской обители, которая вскоре подверглась сожжению и более не восстанавливалась.

поэзия старины
Храм Рождества Христова в Ярославле

  • Возведение каменной Христорождественской церкви началось летом 1636 г., она заменила обветшалую деревянную. Заказчиками строительства были ярославские торговцы Назарьевы, они решили создать этот храм по образу древнейшего в городе собора, освященного в честь Николы Надеина.
  • Первоначальная композиция церкви Рождества Спасителя состояла из габаритного четверика, водруженного на подклет. Здание окружала двухэтажная галерея, а кровлю венчало роскошное пятиглавие. В северо-западной части здания намеревались воздвигнуть колокольню.
  • Купцы Назарьевы скончались, так и не увидев завершения постройки, на которую они выделили значительную сумму денег. После их кончины руководство по воздвижению прекрасной церкви перешло в руки сыновей одного из братьев, сумевших внести в проект ряд существенных модификаций. Работы завершились в 1644 г.
  • После того как выстроили первый этаж церкви, с юго-запада создали Казанский придел, который визуально вдвигался в пролеты внешней галереи. Появление пристройки двукратно увеличило площадь западной части здания. На северо-западе храма опорами арочных пролетов являлись два восьмигранных столба, форма которых пришла из древнерусского деревянного зодчества. Колокольню же сделали отдельной, соединяющейся прямым переходом с галереей.
  • Изначальная Христорождественская церковь имела сложное покрытие по закомарам, которые приобрели декоративное значение ближе к XVII столетию. Через некоторое время закомарные полукружия приподняли над усложненными сводами, оставляя пространство для чердака и создавая криволинейную кровлю. Покрытие подобного образца ярко отличало ярославское зодчество, практикуемое в XVII столетии.

Крыльцо церкви Рождества Спасителя имело большие объемы и двухскатную крышу, оно изящно украшалось аутентичными изразцами. Завершенный храм предстал перед паломниками усложненным и объемным строением. В основе постройки находилась асимметричная планировка, а сама церковь выделялась многогранностью фрагментов, выразительностью и живописным видом. Сложный архитектурный план здания открывает для наблюдателя совершенно новые и гармоничные виды с различных углов осмотра.

История от середины XIX в.

В 1861 г. в храме состояло около 300 прихожан, здесь находился высокочтимый чудотворный образ «Рождество Христово», помогающий беременным женщин сохранить и оздоровить плод. Первоначальный облик церкви изменился до неузнаваемости: на основном объеме пропали малые главы, аркада (ряд арок), ведущая к колокольне, была демонтирована, позакомарное покрытие кровли модифицировалось в четырехскатное.

поэзия старины
Фреска в церкви Рождества Христова

  • В 1921 г. советские власти официально закрыли здание, вскоре здесь проводились ремонтные работы. В качестве памятника Кристовоздвиженский собор передали в управление Ярославского музея.
  • В 30-е годы вокруг храма воздвигли современные постройки, которые визуально закрыли изящество и просторы церкви. Не осталось былого величия, так как наблюдатель более не имел лучших углов обзора на архитектурный памятник Ярославля.
  • Денежных средств, которыми располагал городской музей-заповедник, не хватало для проведения квалифицированного ремонта. В начале 90-х XX столетия стала обрушиваться обветшалая колокольная стена, поэтому Христорождественскую церковь потребовалось закрыть на реставрационный период. Городское правление смогло найти финансы только после того, как узнали об угрозе обрушения строения. Сегодня колокольня и храм восстановлены, изредка здесь проводят богослужения.

Интересно! В 1889 г. произошло неприятное событие в жизни церкви. Злоумышленники выкрали из иконостаса шесть православных образов, повествующих о евангельских сюжетах и написанных в период, когда ярославская иконопись достигла своего пика. Полотна вывезли в Германию и продали на аукционе в 1995 г., их приобрел коллекционер из России за 200 тысяч долларов. Узнав об истории похищения, покупатель принял решение вернуть священные образы храму.

Внутрихрамовое оформление

Роспись храмовых стен была проведена ярославскими мастерами сразу же после окончания строительства на деньги, собранные местными прихожанами. Эта храмовая стенопись стала новым шагом в развитии ярославской фресковой живописи. Здесь уже хорошо прослеживается схематичность композиции и ведение последовательного иллюстративного рассказа в горизонтальном направлении. 

Новым в иконописи этого храма является влияние западноевропейской гравированной Библии Пискатора (альбомов с иллюстрациями сюжетов Ветхого и Нового заветов), которая появилась в России в середине 17 века и служила практическим мощным подспорьем для иконописцев каменных храмов.

поэзия стариныФресковая роспись

Всего Храм Николы Мокрого имел 660 иконописных сюжетов. Часть из них утрачена, а часть, как и в Храме Николы Надеина, во второй половине 19 века дважды поновлялась новыми клеевыми красками. Основным иконописцем храма считается Гурий Никитин.

поэзия стариныОбраз Вседержителя в основном храме

Центральный купол традиционно занят образом Вседержителя. Далее, идут образы праотцов, евангелистов, Троицы и Спаса. В боковых барабанах — изображения Бога Саваофа, Христоса, Иоанна Предтечи и Богоматери Знамения. Иллюстративный материал храмовых стен богат изображениями ветхозаветных сюжетов и пророков, ангелов и архангелов, известных русских князей и царей, церковных отцов и т.д.

поэзия стариныСюжетные росписи

Присутствует в храме и совершенно уникальный образ – Святого Христофора песьеглавца (с песьей головой). Это так называемое запрещенное изображение, ибо по церковным законам категорически нельзя было изображать подобный синтез человека и зверя. Поэтому подобных образов в стране сохранилось очень мало. В ярославском Спасо-Преображенском соборе, например, аналогичный образ закрашен. А в Успенско-Богородицком мужском монастыре города Свияжска сохранилось уникальнейшее фресковое изображение Христофора с лошадиной головой.

Роспись в храме Николы Мокрого выделяется высоким уровнем художественного исполнения. Две стены — с севера и с юга поделены на семь ярусов, как уже традиционно сложилось в ярославских храмах. Верхние четыре яруса представляют сюжеты жизнеописания Николая Угодника, пятый ярус – фриз из орнамента, следующий содержит летописание истории создания храма, и завершат композицию полотенчатый подзор.

Западная стена представляет мощную иллюстрационную картину Страшного Суда и считается одной из лучших в Ярославле. Можно увидеть в основном храме и изображения семи Вселенских Соборов, и Христовых Страстей, и конечно же, Распятия и Семи таинств.

поэзия стариныХрамовая роспись в Церкви Николы Мокрого

Роспись Варваринского придела, находящегося на севере, посвящена жизнеописанию Святой Варвары. А в Алексеевском южном приделе присутствует много сцен, рассказывающих о житие Митрополита Алексея.

Все общее настроение церковной фресковой иконописи и других декоративных украшений храма проникнуто особой торжественностью и претензией на высокий стиль. Алтарное обрамление также оформлено при помощи изразцовой керамики. Медные церковные паникадила, украшенные царскими орлами, были выполнены на заказ в Голландии.

поэзия стариныСвятые лики 17 века

Внутри храма специально для царствующего монарха и российского патриарха были созданы молельные места резного дерева. Сегодня их можно увидеть в Ильинской церкви. В Храме сохранилась очень красивая металлическая решетка паперти с кованым орнаментом, содержащим цветочные бутоны – сегодня это уникальный памятник декоративно-прикладного искусства середины 17 века.

История деревянной Церкви Рождества Христова

Первый деревянный Рождественский храм имел очень интересную и даже несколько героическую историю, относящуюся к годам обороны города во время польско-литовского нашествия. Во времена Смуты город был захвачен войсками Лжедмитрия Второго, а точнее, сдан им без сопротивления в 1608 году. В тот период в Ярославль из Романова попадает икона Казанской Богоматери. Но в 1609 – поляков выгнали ополченцы Н.Вышеславцева. Однако поляки обещали вернуться. (История Ярославля кратко)

поэзия стариныПосле одного из боев с польскими захватчиками. Картина

Польско-литовские отряды напали на Ярославль в том же 1609 году. Но опасаясь безжалостного уничтожения чудотворной иконы Казанской Богоматери, под покровом ночи драгоценный образ был заранее перенесен из храма Похвалы Богородицы, где она находилась, на территорию Земляного города, который имел оборонительные сооружения. Местом сохранения иконы была выбрана Христорождественская церковь. Мероприятия по спасению иконы оказались вполне оправданными.

В то время около известного Спасо-Преображенского мужского монастыря в радиусе сегодняшней Богоявленской площади находился Рождественский женский монастырь, которому было суждено погибнуть в пожаре при польском нападении, и никогда более он не восстанавливался. Приемником погибшего Рождественского монастыря стал впоследствии Казанский женский монастырь на территории Земляного города, начало которому и дала спасенная икона. А Рождественскому храму в ближайшее время после установления мирной жизни судьба уготовила новую жизнь в камне.

История создания Ильинской церкви

До 1647 года на данной территории Земляного посада, недалеко от Волжских берегов, находилось два приходских храма, построенных из дерева – холодный Ильинский и теплый Покровский. Здания были уже достаточно ветхими, и два брата купеческих кровей – Скрипины — решили соорудить вместо них единый храм, который должен был увековечить память о самом первом городском храме – Ильинском, срубленном на территории сформированного при Ярославе Мудром Ярославского кремля.

Естественно, материализуется идея данной постройки братьями на свои средства, которых им было не занимать. Купеческая семья, занимающаяся торговлей, в том числе песцами, соболями и жемчугами, разбогатела, еще проживая в Великом Новгороде. Переехав в Ярославль, Скрипины становятся крупными поставщиками мехов и драгоценностей для царского и других богатейших дворов Москвы. Только скупка пушнины приносила им сумасшедшую прибыль. Однако богатство не мешало членам купеческого семейства быть религиозными и добропорядочными гражданами. Именно это и сподвигло их на сооружение самого высокого и прекрасного посадского храма.

Имена строителей и мастеровых, воздвигших эту великолепную церковь, историей не сохранились. Но они увековечены, как и другие безымянные рядовые созидатели Ярославля, среди наиболее важных скульптурных персонажей – в бронзовом образе Гражданина – на постаменте Памятника «1000 лет Ярославлю» в Парке «Стрелка».

поэзия стариныОбраз Гражданина — строителя Ярославля

Новая каменная холодная (т.е. неотапливаемая) Церковь Ильи Пророка строилась на земле самих Скрипиных в непосредственной близости к их купеческим палатам и хозяйственным строениям подворья. На проходившие рядом торговые улицы Пробойную (ныне Советскую) и Соколовскую вновь построенный храм выходил западным фасадом и северным. Многие члены купеческой династии Скрипиных были затем захоронены на территории северного храмового придела – в семейной усыпальнице.

поэзия стариныТорговые ряды

Для строящейся церкви из московского Успенского собора поступил очень ценный подарок – частица Христовой ризы. Для размещения этого дара был сооружен дополнительный придел, названный Ризоположенским.

В самый страшный ярославский пожар 1658 года храм сильно обгорел снаружи, но его внутренних помещений огонь не затронул. Внутри собор был расписан значительно позже его сооружения, при вдове одного из создателей в начале 80-х годов 17 века. Для росписи храма была организована бригада из 15 ярославских художников. А руководить работой этой организованной артели были приглашены знаменитые мастера из Костромы – Г.Никитин и С.Савин.

поэзия стариныВнутреннее убранство и роспись Храма Ильи Пророка 

Роспись внутренних храмовых стен была осуществлена в рекордные сроки – за 3 месяца. Стены фасадов тоже были расписаны растительным орнаментом, ныне утраченным. Зеленые черепичные покрытия храмовых глав ослепительно сверкали под солнцем. В 18 веке та черепица была заменена традиционным для ярославских храмов чешуйчатым покрытием.

поэзия стариныЦерковь Ильи Пророка в 19 веке

Случилось так, что братья Скрипины не оставили наследников, но они оставили завещание, по которому их торговая фирма, земли и дома, и, конечно же, Ильинский храм – перешли городу. Таким образом, Церковь Ильи Пророка к концу 17 века стала приходской.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит