Аничков мост

Интересные факты:

Название моста, как и близлежащего от него дворца, связано с подполковником Михаилом Аничковым, чей инженерный батальон во времена правления Петра Великого располагался в этом месте за рекой Фонтанкой — в так называемой «Аничковой слободе». Этот батальон и построил первый деревянный Аничков мост, давший названия всем последующим. А возникшие позже «народные легенды» о некоей Ане (Аничке), жертве несчастной любви, являются не более, чем городскими легендами.

Когда в начале XIX века Невский проспект расширился настолько, что стал превышать полотно старого Аничкова моста, здесь стали часто образовываться заторы. К тому же, деревянный разводной пролет не выдерживал возросшего движения карет, повозок и телег. Поэтому Николаем I было принято решение построить новый мост, что и было реализовано в 1841-1842 годах.

Главное украшение и достопримечательность Аничкова моста — скульптуры «Укротители коней» работы П. К. Клодта, расположенные на гранитных пьедесталах с четырех сторон, по два у каждого края моста. Эти бронзовые скульптуры отражают четыре разных стадии покорения коня человеком, и сегодня они являются одним из популярных символов Санкт-Петербурга. Интересно, что фигуры юношей и коней на восточном берегу моста имеют более позднее происхождение — оригиналы (и последующие копии) несколько раз снимались и дарились императором Николаем I его гостям, в результате чего копии клодтовских коней сейчас имеются в Берлине, Неаполе, Петергофе, Стрельне и подмосковных Кузьминках.

Интересно, что кони, которые направлены в сторону Адмиралтейства, подкованы, а статуи, смотрящие в сторону площади Восстания — нет. Есть мнение, что это связано с прежним расположением кузниц на Литейном проспекте: подкованные лошади идут от кузниц к началу проспекта, а неподкованные лошади — в сторону Литейного.

Восемь фигур мужского рода (юноши и кони) возле Аничкова моста породили несколько фривольное народное название этой переправы — «мост шестнадцати яиц».

Кроме скульптур Аничков мост декорирован гранитной облицовкой и чугунными перилами, рисунок которых выполнен из парных изображений морских коньков и русалок. Аналогичные перила имеются в Берлине на Дворцовом мосту, поскольку автор эскизов решеток обоих мостов один и тот же человек — Карл Шинкель.

Во время Ленинградской блокады скульптуры с Аничкова моста были сняты и зарыты в саду Аничкова дворца. И не зря — сам мост сильно пострадал от авиаударов, некоторые постаменты до сих пор сохранили следы от немецких снарядов, эти выбоины решили не реставрировать, а сохранить в качестве памятника блокаде.

Длина моста — 54,6 м, ширина — 37,9 м.

Аничков мост включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Невский проспект, 66-68.

Аничков мост на карте:

Как добраться:
Соединение Спасского и Безымянного островов на пути следования Невского проспекта через реку Фонтанку.

Ближайшая станция метро — «Гостиный Двор». Наземный транспорт — остановки «Дворец творчества юных», «Литейный проспект».

Примечания

  1. Агеенко Ф. Л. Собственные имена в русском языке: Словарь ударений. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. — С. 23. — 376 с.
  2. В путеводителе 1903 года встречается написание Аничкин мост (Путеводитель по С.-Петербургу СП «ИКАР», 1991. Репринтное воспроизведение издания 1903 года. ISBN 5-85902-065-1, стр. 184)
  3. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов в Ленинграде. — Л.: Лениздат, 1967. — 470 с.
  4. [http://www.webneva.ru/bridge/842-anichkov-most.html Аничков мост] // Достопримечательности. Культура и история Петербурга.
  5. Андрей Лисянский. [http://russights.ru/post_1274295155.html Аничков мост и кони Клодта] // Достопримечательности России
  6. Бунин, М. С.. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга — Петрограда — Ленинграда.. — Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1986. — 280 с., Строительство Петербурга
  7. Фролов, А. И. Аничков мост // Реки, каналы, острова, набережные, мосты. — СПб.: Глагол, 2002. — С. 78-80. — 176 с. — ISBN 5-88729-063-3.
  8. Мосты и набережные Ленинграда / фот. В. П. Мельников, сост. П. П. Степнов. — Л.: Лениздат, 1991. — С. 10. — 319 с. — 22 000 экз. — ISBN 5-289-00690-7.
  9. И. А. Краснов. [http://vodokanal.altsoft.spb.ru/showObject.do?object=2806262063 БАУЭР Федор Вилимович (Фридрих-Вильгельм) (1734–1783, СПб.), военный инженер, гидротехник, картограф]. Водоканал Санкт-Петербурга (2008). — «Возглавлял Комиссию строения Фонтанки и Екатерининского канала (ныне – Грибоедова канал) – под руководством Б. началось сооружение их гранитных набережных и спусков»  Проверено 26 февраля 2011. [http://www.webcitation.org/61BovyOSj Архивировано из первоисточника 25 августа 2011].
  10. В. И. Шестериков (ГП «РосДорНИИ»). Каменные мосты Европы // [http://www.complexdoc.ru/ntdtext/534597#_Toc248922719 Каменные мосты России]. — Обзорная Иинформация. — М.: Федеральное государственное унитарное предприятие «Информационный центр по автомобильным дорогам», 2004. — Т. Выпуск 7.
  11. Газета «Северная пчела» 5 ноября 1841 года сообщала, что чугунная решётка отлита «по образцу рисунка берлинского архитектора Шинкеля». В. Я. Курбатов в книге «Петербург» приписывает рисунок перил Монферану.
  12. [http://moscowwalks.ru/2008/11/12/moskovskii-ippodrom/ Московский ипподром] на сайте «Прогулки по Москве»
  13. [http://www.kac3.ru/index/?node_id=1610 Клодт Константин Александрович (1867—1928)] на сайте Каслинского завода архитектурно-художественного литья
  14. [http://www.gazeta.spb.ru/40452-0/ Аничков мост закрыли. На очереди Невский проспект] // Газета. СПб, 22 апреля 2008.
  15. [http://www.dp.ru/spb/news/citynews/2007/06/20/224511/ Виктория Шахова, «Деловой Петербург», 20 июня 2007]
  16. [http://www.spbvedomosti.ru/[email protected]_Articles Юрий Иванов. Соль под копытами. // Санкт-Петербургские Ведомости, вып. № 146 от 09.08.2007]

Скульптуры коней на Аничковом мосту

В 1841 году Петербургский скульптор Петр Карлович Клодт работал над композициями скульптур «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы», которые должны были установить на набережной Невы напротив Академии художеств. Но после того, как набережную украсили сфинксы, отлитые бронзовые скульптуры поместили с западной стороны Аничкова моста, ближе к Адмиралтейству. А с восточной стороны поместили их временные копии из гипса, которые планировалось заменить на бронзовые фигуры. Петр Клодт отлил скульптуры из бронзы, но прошло почти десять лет, прежде чем композиция была завершена. Коней несколько раз дарили и они украшали то один, то другой дворец.

  • В 1842 году по приказу Николая I скульптуры отправили в подарок прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и сейчас они находятся у ворот Королевского дворца в Берлине
  • В 1844 году вновь отлитые кони установили на мосту, а через 2 года их подарили королю Сицилии Фердинанду II в знак благодарности за гостеприимство во время путешествия по Италии императрицы. В настоящее время скульптуры находятся перед Королевским дворцом в Неаполе
  • Следующие скульптурные группы коней были установлены у Дворцового павильона Бельведер в Луговом парке Петергофа, но во время Великой Отечественной войны они безвозвратно исчезли
  • Кони стали также украшением дворцово-паркового ансамбля князя Алексея Федоровича Орлова в Стрельне. Во время войны скульптуры из Орловского парка были похищены фашистами
  •  В усадьбе Голицыных в Кузьминском парке кони были установлены у Конного Двора перед Музыкальным павильоном и сохранились до наших дней

В 1846 году Петр Клодт решил не делать копии коней и продолжил начатую тему «Покорение коня человеком». В 1850 году две новые группы были установлены в восточной части моста и замысел скульптора был полностью воплощен в  четырех скульптурных группах:

  • Первая группа в западной части моста – «Конь с идущим юношей». Животное еще покорно и обнаженный атлет сдерживает вздыбленного коня, взяв  его за узду
  • Смежная группа изображает борьбу — ноги коня раскинуты и голова высоко вздернута, пасть оскалена и ноздри раздуты, а юноша с трудом сдерживает вырывающееся животное
  • В третьей группе, расположенной ближе к Дворцу Белосельских-Белозерских, водитель повержен на землю и конь почти вырвался. Голова лошади победоносно поднята и юноша с трудом удерживает животное одной левой рукой
  • И наконец, в четвертой группе мы видим, что атлет покоряет коня. Припав на колено, он двумя руками сжимает узду и укрощает животное

Петр Клодт своей композицией прославляет человека, покорившего природу. На одном из постаментов мы видим бронзовую доску с надписью «Лепил и отливал барон Петр Клодт в 1841 году».

Во время Великой Отечественной войны скульптуры закопали в сквере у Аничкова Дворца и на постаменты их возвратили накануне 1 мая 1945 года. Еще раз они покинули Аничков мост во время реставрации в 2001-2002 годах и были отреставрированы к 300-летию Северной столицы.

Аничков мост, конь и лицо

Аничков мостОтвечаем просто: бытует легенда, что в паху одного из жеребцов скульптурной группы угадывается профиль мужчины. Так ли это на самом деле, каждый может удостовериться сам, подойдя к гранитному постаменту. Мы же прилагаем фотографию для тех, кто не имеет такой возможности. Смотрите, угадывайте и сравнивайте.

Народная молва приписывает лицо «у коня» на Аничковом мосту двум персонажам:

  1. Наполеону Бонапарту.
  2. Любовнику жены скульптора.

Первый вариант, возможно, ассоциируется с тяжелыми временами после Отечественной войны 1812 года, которые еще переживались во времена создания великолепных групп коней и укротителей. Возможно, Петр Карлович хотел навсегда расквитаться за народные страдания.

Второй вариант более прозаичен: говорят, что скульптор знал про увлечение жены высокопоставленным царским чиновником. Но сделать ничего не мог. Уж больно высоко «сидел» чинуша. Поэтому решил отомстить вот таким образом. Месть оказалась на века… Как и творения Клодта.

Эксплуатация моста

При блокаде Ленинграда конные группы закопали на территории Дворца пионеров. Гранитные постаменты были заставлены ящиками с засеянной травой. В результате прямых попаданий взрывных устройств Аничков мост был сильно разрушен. В 1942-м году, 6 ноября, на переправу прилетела бомба весом 250 кг, отчего в Фонтанку упали гранитная тумба и 30 метров решетки, сделанной из чугуна. Тем не менее, на следующий день возобновили трамвайное движение по мосту, а еще через 5 дней завершили работы по восстановлению ограды. Новые части решетки отличаются только клеймом «Лентрублит». Скульптуры животных вернули на мост к 1 мая 1945-го года.

Доклад-сообщение по окружающему миру для 2-3 класса на тему «Аничков мост»

Аничков мостСамым первым и знаменитым мостом Санкт-Петербурга является Аничков мост. Среди трех мостов, которые пересекают Невский проспект, этот мост, обладающий потрясающими скульптурами коней, больше всего запоминается. В настоящее время длина моста составляет около пятидесяти пяти метров, ширина – около 38 метров. В состав моста входят три пролета.

История

Во время строительства Невского проспекта понадобилось создание переправы через Фонтанку. По приказу императора Петра Первого в 1715 году мост из дерева был установлен. Мосту дали название в честь инженера М. Аничкова – Аничков мост. Инженер являлся подполковником и его полк создавал данную переправу. Ее протяженность составляла больше ста пятидесяти метров и закрывала ту часть поймы реки, которая была заболочена.

В те времена тут был пригород Петербурга, и располагалась пограничная застава. Здесь осуществляли проверку паспортов и принимали оплату за въезд. Оплату можно было выполнять деньгами или булыжниками, которые использовали для мощения дорог. В ночное время шлагбаум был закрыт, и пограничники сидели в шалаше. Позднее им поставили караульный дом, в котором они осуществляли проверку документов и скрывались от плохой погоды.

Разводной мост

В 1726 году мост стал разводным. Он открывался для того, чтобы суда, обладающие высокой мачтой, могли пройти. А чтобы помешать проходу волков в город, мост разводили на всю ночь.

В 1749 году построили новый мост из дерева. Его проектировщиком стал архитектор С. Волков. У переправы не было пролета для разведения. Мост обшили досками, которые были оформлены под гранит.

В восьмидесятых годах восемнадцатого века на Фонтанке построили 7 одинаковых переправ. И Аничков мост также подвергся перестройке. Его выполнили из гранита, в середине пролет был разводным. На концах моста поставили башни с механизмами для разведения переправы. Из созданных в то время переправ до наших дней сохранились только мосты Ломоносова и Старо-Калинкин.

Со временем проспект увеличивался. К сороковым годам девятнадцатого века ширина проспекта оказалась намного больше моста через Фонтанку. Также центральная часть из дерева износилась. По этой причине в 1841 году мост разобрали и в течении 7-ми месяцев создали новый. Проектировщиками стали инженеры И. Буттац и А. Редер. Руководителем строительства стал А.Д. Готман.

Скульптуры

В этом же году скульптор Петербурга П.К. Клодт проводил работы над конными скульптурами. Их хотели поставить на берегу Невы, в месте, которое располагалось напротив Академии художеств. Однако на набережной были установлены сфинксы. По этой причине скульптуры коней, выполненные из бронзы, поставили на западной части моста, недалеко от Адмиралтейства. А на восточной части установили временные аналоги, выполненные из гипса. Позднее их хотели поменять на скульптуры из бронзы. Скульптор сделал бронзовые фигуры. Однако только по истечении десятилетия композицию закончили. Кони не один раз преподносились в подарок и украшали разные дворцы.

История появления Аничкова моста

Разумеется, чтобы выдерживать нагрузку от транспорта и многочисленных толп пешеходов, этот мост – очень крепкий товарищ! И по меркам возраста самого Санкт-Петербурга, основанного в 1703 году, он также имеет весьма почтенные лета.

В 1715 году царь Пётр I распоряжается проложить «На Фонтанной реке» переправу, вдоль которой протянется строящийся в ту пору важнейший петербургский путь – Невский проспект.

Поначалу этот мост, построенный в конце весны 1716 года, был деревянным. Пока берега рек ещё не были одеты в гранит, Фонтанка разливалась на ширину около 200 метров. В месте соединения её берегов для Невского проспекта начальная переправа имела значительно большую протяженность, чем нынешний Аничков мост – 150 метров. Возводился она силами военных инженеров под началом подполковника Михаила Аничкина.

В 1721 году произошла первая реконструкция, необходимая в силу объективных причин. Нужно было сделать разводной среднюю часть моста, так как по очищенной Фонтанке началось судоходство. Да и сам мост значительно расширили. Он стал 18-пролётным.

С ростом города увеличивались и нагрузки на переправу, которую несколько раз ремонтировали и перестраивали. В 1749 году по проекту С. Волкова строится новый, вновь деревянный мост, который теперь уже не имеет разводной части. Есть легенда, согласно которой он должен был быть значительно укреплён для того, чтобы была возможность провести по нему слонов, которых шах Ирана подарил русскому царю.

До конца XVIII века по реке Фонтанке пролегала городская граница, и Аничков мост выполнял роль дополнительного КПП.

Когда город разросся, застраиваясь на пригородной территории, решено было облагородить Фонтанку, облицевав её в камень и сделав ступенчатые спуски к воде. Дело дошло и до модернизации мостов, коих через реку было возведено семь. Сегодня в виде той реконструкции сохранились два из них: Старо-Калинкин и Ломоносовский.

По их внешнему виду можно представить себе, как выглядел и их собрат – Аничков мост. Теперь средняя часть этой переправы вновь была сделана разводной для пропуска небольших корабликов и грузовых барж.

В декабре 1840 года Николай I утверждает новый проект Аничкова моста, представленный инженерами И. Ф. Буттацем и А. Х. Редером, так как его снова требовалось сделать шире и надежней.

Ведь теперь вдоль курсировали уже не единичные экипажи и гужевые повозки. Торжественное открытие новой переправы состоялось в начале 1842 года. Именно таким мы с вами и видим сегодня этот мост.

Теперь его опоры и пролёты были также облачены в гранит. Появилась уникальная чугунная решетка перил, исполненная по рисунку немецкого архитектора К. Шинкела. (Подобная ей уже украшала Дворцовый мост в Берлине). Здесь перед нами предстают подводные чудо-жители – морские коньки и русалки.

По бокам моста были установлены гранитные помосты для статуй, которыми и стали те самые «кони и люди», так поразившие своим великолепием меня в детстве. Создана эта композиция, которая называется «Укротители коней» замечательным скульптором П. К. Клодтом. О её истории расскажу подробнее позже.

Мост получился по виду весьма славный, но вот при его конструировании всё же были допущены значительные огрехи (как в ой поговорке «хотели, как лучше, а получилось…»), что привело в начале XX века к необходимости новой серьёзной реконструкции. Она происходит в 1906–1908 годах под началом инженера-архитектора П. В. Щусева.

Сегодня Аничков мост имеет протяженность в 55 метров, его ширина ровняется 38 метрам. По нему осуществляется движение транспорта и есть тротуары для пешеходов-туристов.

История моста

Аничков мост (бывший Невский 1739-1747) расположен в створе Невского проспекта, проложенного в 1711 году. Он был в те времена большим трактом, по которому в город двигались обозы. Это была первая бревенчатая дорога в Петербурге, которая получила название «Большой першпективы». Одновременно с прокладкой дороги в 1715 году Петр I издал указ: «За большой Невою на Фонтанной реке по першпективе сделать мост». Свое название получил по имени его строителя инженера подполковника М.О. Аничкова. Это был первый деревянный мост через р. Фонтанку, длиной порядка 150 м, а по ширине пропускал лишь одну подводу. Опоры моста были свайные.

В 1721 году был перестроен под руководством Германа фон Болеса также в деревянный, но с подъемной частью для прохода небольших судов и барж. Мост состоял из 18 арок и одной подъемной части. В 1741 году мост был усилен для пропуска по нему 14 слонов — индийского подарка русской императрице от персидского шаха.

В 1749 году вновь был перестроен с ликвидацией подъемной части. Фасад моста был обшит досками и оформлен под гранит с разрисовкой под каменные русты.

В 1785 году сооружается трехпролетный каменный мост со средним разводным пролетом и башнями на быках по типу Старо-Калинкина и Чернышева (ныне Ломоносова) мостов. Береговые пролеты были перекрыты каменными сводами. Средний пролет перекрыт деревянной балкой.

В 1841 году Аничков мост вновь перестраивается по проекту инженера И.Ф. Буттаца. Старый узкий мост был разобран и на его месте был построен трехпролетный каменный мост, перекрытый пологими кирпичными сводами, очерченными эллиптическими кривыми. Фасады облицованы гранитом. На мосту установлено чугунное ограждение высокохудожественного литья с изображениями русалок и гиппокампов — мифологических морских коней с рыбьими хвостами. (Это копия решетки Дворцового моста через Шпрею в Берлине, построенного архитектором К.Ф. Шинкелем). На гранитных монументальных постаментах и устоях моста в 1841-1850 г.г установлены четыре художественные группы П.К. Клодта «Укрощение коня».

В первые годы эксплуатации Аничкова моста возникли деформации в сводах, за которыми было установлено наблюдение. В 1843 г. своды были укреплены. К 1902 году эти деформации в несущих элементах достигли опасных размеров. Возникновение их объяснялось ненадежностью связи разных материалов, жесткой гранитной облицовки с легкосжимаемой кирпичной кладкой свода, и ненадежной изоляцией. В места сопряжения разнородных каменных материалов затекала вода, разрушавшая своды под воздействием морозов, ветров и т.д.

В 1907-1908 гг., в связи с постройкой трамвайных линий была проведена реконструкция Аничкова моста под руководством П.В. Щусева, который впервые перестройку сводов производил секциями, оставляя швы незаполненными.

В 1941 году скульптурные группы коней были сняты с пьедесталов и зарыты в саду при Дворце пионеров. 1 мая 1945 года скульптурные группы были вновь установлены на пьедесталах моста. Поврежденные в войну гранитные пьедесталы и чугунные ограждения были немыми свидетелями героической обороны города. Об этом напоминает бронзовая доска с надписью, укрепленная на одном из пьедесталов в декабре 1972 года.

В 2000 г. произведена реставрация скульптурных групп. В июне сняты 2 группы с низовой стороны, в октябре — 2 группы с верховой стороны.

В 2007–2008 годах пролетное строение переправы капитально отремонтировали. Генеральным проектировщиком выступило НПО «Ранд», а строительные работы выполнило ЗАО «Пилон». В рамках капитального ремонта произведена вычинка кирпичной кладки сводов в местах локальных вывалов и сильно деструктированных зон кладки, инъектирование  кирпичной кладки сводов цементным раствором под давлением, замена гидроизоляции пролетного строения и асфальтобетонного покрытия проезжей части, реставрация гранитных тротуарных плит и чугунных решеток перильного ограждения. Движение по Невскому проспекту на время ремонта не закрывали.

Аничков мост. XX век и наше время

Реконструкция Аничкова моста, 1906-1908 гг.

При осмотре Аничкова моста 9 октября 1902 года его состояние было признано аварийным. Когда по Невскому проспекту было решено пустить трамвай, с ремонтом переправы медлить стало невозможно. Для замены старых сводов требовалось разобрать и устои, то есть старый мост подлежал полной разборке. Воссоздание Аничкова моста по старому проекту требовало больших временных и финансовых затрат. Поэтому комиссия городской железной дороги под руководством инженера А. П. Пшеницкого альтернативный вариант реконструкции, который предполагал создание металлической однопролётной переправы вместо кирпичной трёхпролётной. Это предложение взволновало общественность города, требующую воссоздание Аничкова моста. 25 апреля 1905 года Академия художеств высказалась за сохранение исторического облика переправы. Мало того, даже патина на скульптурах Аничкова моста должна была остаться нетронутой, дабы клодтовские скульптуры не казались новоделом.

Принятый к реализации проект реконструкции Аничкова моста составили С. П. Бобровский и Н. Г. Кривошеин. Восстановительные работы проводились в 1906-1908 годах под руководством архитектора П. В. Щусева. При этом устои и быки остались прежними, тогда как кирпичные своды были переложены. Для удобства пешеходов узкие сходни с моста заменили широкими ступенями.

После реконструкции переправы на ней появилась табличка «Аничкин мост». Это не осталось незамеченным потомками М. О. Аничкова, обратившимся в городскую управу с просьбой исправить ошибку, ведь их предки носили фамилию Аничковы, а не Аничкины. После наведения справок, городская управа, будучи не полномочной изменять название, обратилась в городскую думу, которая и восстановила историческую справедливость.

Предложения по «улучшению» Аничкова моста возникали и после его ремонта. В 1912 году гласный член городской думы архитектор А. П. Ковшаров предлагал нарастить пьедесталы гранитными плитами дабы кони были видны ещё лучше.

В 1938 году на Аничковом мосту, равно как и на всём Невском проспекте, торцевую мостовую сменил асфальт.

Во время Великой Отечественной войны, когда немецкие войска оказались рядом с Ленинградом, в октябре 1941 года Исполкомом Ленгорсовета было принято решение о сбережении скульптур Аничкова моста. В постановлении говорилось:

«1) Снять четыре скульптурные группы с Аничкова моста и закопать в саду Дворца пионеров с соответствующей защитой и маскировкой.
2) Поручить производство работ управлению «Дормост» с привлечением специалистов по бронзе, по рекомендации отдела охраны памятников…»

Укрытием конных групп руководил инженер В. Макаров. Скульптуры прятали в уже промёрзшую землю, которую пришлось долбить дабы вырыть четыре ямы. Каждая фигура была помещена в деревянный ящик. Бронзовые фигуры были смазаны тавотом и оклеены бумагой. Пустоты между ними и стенками ящиков засыпали песком. Опустили в землю их только на половину, дабы не подвергать скульптуры воздействию грунтовых вод. Над ними насыпали холмы, которые стали частью газонов.

После укрытия скульптур в саду Дворца пионеров на освободившихся постаментах были выставлены ящики с засеянной травой. От прямых попаданий бомб мост сильно пострадал. В ночь на 6 ноября 1942 года 250-килограммовая бомба попала в переправу, отчего 30 метров чугунной решётки и гранитная тумба оказались в Фонтанке. Но уже 7 ноября здесь было восстановлено трамвайное движение, а спустя пять дней восстановили ограду. Новые части решётки можно отличить от старых только по клейму «Лентрублит». Конные статуи были возвращены на Аничков мост накануне 1 мая 1945 года. Ленинградский поэт Николай Браун писал:

Скульптура Аничкова моста

Веленью мастера покорны,
Пройдя чистилище огня,
Взвились на воздух вихрем чёрным
Четыре бронзовых коня…

Но мышцы юношей могучих
Смиряют дикий нрав коня…
Так город мой смирял стихии
Воды, и стали, и огня.

В 2000 году проводилась реставрация бронзовых конных групп. Восстановительные работы возглавлял скульптор В. Г. Сорин. Очередной капитальный ремонт Аничкова моста был проведён в 2008 году.

Длина Аничкова моста составляет 54,6 метра, ширина — 37,9 метров.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит