РОКСОЛАНА — Правда и легенды о любимой жене Султана Сулеймана

История гаремов

Традиция уединенного квартала для женщин королевской крови восходит к античности на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье. Эта концепция была хорошо обоснована в Византийской и Сасанидской (иранской) империях, которые правили регионом во время появления ислама в начале VII века н. э.

В Иране, по сути, такие кварталы восходят к империи Ахеменидов (около 550-330 до н. э.). Элитные женщины Византийской империи жили в замкнутых кварталах, обслуживались евнухами и, по-видимому, скрывали свои лица во время своих редких публичных выступлений.

О сасанидских гаремах известно гораздо меньше, если не считать того, что византийские и сасанидские хроники одинаково упоминают о тысячах жен, наложниц и женщин-затейниц, живущих в специально отведенных помещениях сасанидских царских дворцов.

Первые мусульмане, вероятно, переняли институт гарема от этих прототипов после того, как они начали завоевывать территории этих двух империй в течение 630-х гг. гарем оставался в значительной степени институтом элиты; для низших и даже средних классов он был экономически неосуществим.

Первыми исламскими правителями, которые, как известно, основали царский гарем, были Аббасиды ( 750-1258 гг.), правившие Ближним Востоком и Северной Африкой из Багдада. Все последующие исламские государства до двадцатого века следовали их примеру. Однако с распадом Османской империи и иранской династии Каджар в начале ХХ века королевский гарем стал исторической памятью, хотя многочисленные консервативные мусульманские королевские и элитные семьи продолжают поддерживать отдельные женские кварталы.

Наиболее близким современным аналогом ближневосточного царского гарема были хугун, или внутренние покои, китайской династии Цин. Это были отдельные дворцы для императорских наложниц, а также их женского персонала и евнухов, расположенные позади дворцов, служивших личными покоями императора. Этот институт, однако, пришел к концу с империей Цин в 1911 году.

Свидетельства о структуре и функциях царского гарема наиболее многочисленны для Османской империи . Гарем султана был установлен в стамбульском дворце Топкапы во время правления Сулеймана I (1520-1566). К концу шестнадцатого века он занимал огромный комплекс в западной части дворца; хотя цифры неточны, его население в то время составляло около 400 человек, охраняемых почти таким же числом в основном африканских евнухов. После смерти Сулеймана I султаны больше не были женаты, но полностью полагались на наложниц, чтобы поддерживать династию.

В начале XVII века османы отказались от практики посылать князей управлять провинциями, а также от обычая, по которому новый султан убивал всех своих братьев. Османские принцы теперь жили в специальных покоях, известных как клетка в задней части гаремного комплекса, пока они не вступали на трон или не умирали. В этой среде их матери и гаремные евнухи оказывали главное влияние на их образование и отношение к жизни.

РОКСОЛАНА - Правда и легенды о любимой жене Султана Сулеймана

Историография

Хотя достоверные сведения о более ранних гаремах встречаются редко, османский гарем описан в отчетах многочисленных европейских дипломатов, лишь немногие из которых когда-либо получали доступ к нему. Многие из них проникнуты женоненавистническими предрассудками, как и изображения художников-востоковедов, таких как Эжен Делакруа (1798-1868). Однако несколько счетов посетительниц женского пола, в частности Леди Мэри Уортли Монтегю (1689-1762), обеспечивают более сбалансированную перспективу.

Османские государственные мужи писали об имперских женщинах с некоторой долей уважения, но их мнения о гаремных евнухах варьировались от восхищения до презрения, часто в зависимости от политических фракций, к которым они принадлежали. Османские религиозные функционеры придерживались более женоненавистнического взгляда на влияние женщин гарема.

Среди современных вторичных источников — «гарем» Н. м. Пензера (1936) перекликается с некоторыми женоненавистническими взглядами европейских дипломатов, изображающих османский гарем как непоправимо декадентский. Турецкие историки начали бороться с османским гаремом в 1950-х годах; хотя их исследования основаны на институциональной истории, их исследования обычно рассматривают влияние гаремных женщин как препятствие для современности и прогресса.

Исследования мусульманских женщин, которые появились из женского движения исследований, начиная с 1970-х годов, дают более симпатичную и тонкую картину гарема, в то время как достопримечательность Лесли Пирс-имперский гарем (1993) — это первая работа, полностью посвященная контекстуализации гарема как части Османской политической системы. Достойные доверия недавние исследования также анализируют внутренние кварталы императорского Китая и дворцовых евнухов в Византийской и Могольской империях.

РОКСОЛАНА - Правда и легенды о любимой жене Султана Сулеймана

Гаремные интриги

Неизбежно королевский гарем стал ареной политического соперничества, породив женоненавистнический стереотип о гаремной интриге. Особенно ожесточенной была конкуренция между женами или наложницами, которые рожали сыновей. В попытке обеспечить восшествие своего сына на престол жена или наложница иногда предпринимала меры против своих соперников, вплоть до их убийства.

Мать дочери также стремилась к престижному браку для своего ребенка и могла попытаться облегчить профессиональное продвижение своего зятя, как это было, когда жена Сулеймана I вступила в заговор с дочерью и зятем, чтобы казнить великого визиря, чтобы зять мог стать его преемником. Главный гаремный евнух служил каналом передачи информации в гарем и из него; таким образом, супруга или мать правителя могла заключать с ним союз, чтобы влиять на императорские назначения и политику.

Дети Хюррем

В те времена была высокая смертность. Смерть не обходила стороной и семью султана. И в 1521 году двое из трех сыновей Сулеймана умерли. Шехзаде Мустафа остался единственным наследником престола. А в условиях такой высокой смертности это было угрозой для османской династии. Существовал риск прерывания султанского рода.

РОКСОЛАНА - Правда и легенды о любимой жене Султана Сулеймана

Благодаря тому, что Хюррем имела все шансы стать матерью будущего наследника, девушка получала во дворце необходимую поддержку. И в 1521 году Хюррем родила своего первенца от Султана Сулеймана, которому было дано имя Мехмед. Затем, в 1522 году у Хюррем родилась Мехримах, единственная выжившая в младенчестве дочь Сулеймана. Потом родился шехзаде Абдалла, который умер в возрасте всего трех лет. В 1524 году Хюррем родила на свет шехзаде Селима, а в 1525 году у неё родился шехзаде Баязид. Своего последнего сына Джихангира Хюррем родила в 1531 году.

Евнухи

Использование евнухов, кастрированных рабов мужского пола, в качестве стражей гарема, по-видимому, так же стара и широко распространена, как и сам институт гарема. И снова ранние мусульмане переняли бы эту практику у византийцев и Сасанидов. Обоснование этого обычая выходило далеко за рамки предполагаемого воздействия кастрации на мужское половое влечение. Евнух не мог найти семью, которая конкурировала бы с правителем за его лояльность, и не мог завещать свое богатство; когда он умер, государство конфисковало его.

Поскольку все евнухи в исламских обществах были импортированными рабами,они также не были связаны с окружающей общиной. Теоретически эти качества делали евнуха неизменно преданным и заслуживающим доверия.

В то время как византийский и китайский суды нанимали евнухов-хранителей гарема, которые были этнически похожи на жителей гарема, Аббасиды, по-видимому, создали прецедент в использовании восточноафриканских евнухов; между тем, евнухи из Центральной Азии и Восточной Европы он был занят во внутреннем святилище императора.

Эта модель была принята в той или иной степени большинством исламских империй, вплоть до Османской империи включительно. В основе этого разделения труда лежит целый ряд сложных этнорегиональных проблем; это не было простым вопросом расовых предрассудков. Обычаи королевства Эфиопии, возможно, также сыграли свою роль, которая до сих пор игнорировалась.

Функции гарема

Вопреки распространенным стереотипам, донововременный гарем не был логовом беззакония, а напоминал отдельное женское хозяйство, управляемое супругом правителя или домохозяина. В царском дворце гарем регулировал династическое размножение, снабжая правителя женщинами репродуктивного возраста и одновременно обеспечивая пространство для воспитания потомства. Здесь господствовала иерархия: первая жена правителя, любимая наложница или мать играли главную роль в выборе других женщин для гарема и определении доступа правителя к сексуальным партнерам.

Правитель не мог входить в гарем, когда ему заблагорассудится, но обычно требовал разрешения от главы женского дома. Дети, как мужчины, так и женщины, воспитывались и получали образование в гареме до достижения ими подросткового возраста; принцы затем часто отправлялись управлять провинциями, а принцессы готовились к браку, часто с высокопоставленными чиновниками или иностранными правителями.

Гарем в частном доме или в резиденции подчиненного правительственного чиновника копировал гарем правителя в меньшем масштабе, хотя и не был главной ареной для репродуктивной политики.

Однако он может служить политическим и экономическим убежищем. Если глава семейства-мужчина сталкивался с политическим соперником, он мог спрятаться в гареме или оставить там часть своего богатства. В то время как враг мог бы разграбить общественные зоны дома, он обычно воздерживался от нарушения гарема. Что касается имущества жены, то по исламским законам оно оставалось ее собственностью на протяжении всей жизни.

РОКСОЛАНА - Правда и легенды о любимой жене Султана Сулеймана

Судьба гарема

Уже в 19 веке наложниц не пленили и не обращали в рабство. Девушки добровольно или с согласия родителей отправлялись жить в гарем. Многим бедным семьям нужны были деньги, поэтому они отправляли дочерей служить султану. Наложница получала хорошее жалование и могла содержать родителей.

С распадом Османской империи и упразднении султаната перед новым правительством встал вопрос: «Что делать с гаремом?» Так как сераль раньше был отдельный институтом общества и выполнял определенные функции для продолжения рода османов, то теперь в нем необходимости не было. Султан уехал в Европу, а новая Турция боролась за равные права всех граждан. Следовательно, было принято решение распустить гарем и разогнать всех его жителей.

Последний султан Османской империи (носивший именно титул «султан»), Мехмед VI, вынуждено покинул Османскую империю на британском корабле в 1922 году, бросив свой гарем и взяв с собой только самых преданных жён.

РОКСОЛАНА - Правда и легенды о любимой жене Султана Сулеймана

Отъезд Мехмеда VI

Дети Султана Сулеймана

У Сулеймана, как и полагается, был свой гарем. Впервые он стал отцом в возрасте 18-ти лет. Его первенцем был сын Махмуд, который появился на свет в 1512 году от первой фаворитки Фюлане. Но, увы, во время эпидемии оспы в 1521 году 29  ноября мальчик скончался в возрасте 9 лет. А его мать в жизни султана не исполнила никакой серьезной роли и в 1550 году она умерла.

Второго сына Мурада в 1513 году Сулейману подарила его вторая фаворитка Гюльфем. Но и этому мальчику суждено было умереть от оспы в возрасте 8 лет. Как и его старший брат умер он от эпидемии оспы в 1521. Гюльфем перестала быть наложницей султана и больше не рожала ему детей. Но она оставалась долгое время верным другом султану Сулейману. Однако в 1562 году по приказу Сулеймана Гюльфем была задушена.

РОКСОЛАНА - Правда и легенды о любимой жене Султана СулейманаМахидэвран-султан и маленький Мустафа

Махидэвран-султан была третьей фавориткой султана, которая, вероятнее всего, родила ему несколько детей. Всем известного шехзаде Мустафу она родила в 1515 году. Мустафа был очень популярен среди народа Турции. Мустафу обвинили  в мятеже против своего отца султана Сулеймана, и по его приказу он был казнен в 1553. Ему было 38 лет. Его мать была выслана в Бурсу, где она долгое время жила в ужасной тоске и страшной бедности. Однако Султан Селим, после смерти отца, вернул ей статус султанши, оплатил её долги, купил дом и назначил пенсию. Махидевран пережила всю семью Сулеймана и умерла в 1581 году примерно в 80 лет. Её похоронили в Бурсе, рядом с сыном в мавзолее шехзаде Мустафы.

Став четвертой и единственной фавориткой султана, Хюррем в 1534 году сумела выйти замуж за Сулеймана официально. Вероятно, что она стала матерью не пятерых, а шестерых детей.

Их первенцем в 1521 году стал сын Мехмед. Потом в 1522 году у них родилась дочь Мехримах. После этого Хюррем в 1523г. родила сына Абдуллу. Но шехзаде Абдуллу приписывают и Махидевран, поэтому этот факт остается не точным. Следующего сына, шехзаде Селима, Хюррем родила в 1524г. В 1525 году она снова подарила султану сына, которого назвали Баязид. Но в этот же год умирает шехзаде Абдулла. В 1531 году Хюррем родила своего последнего сына Джихангира.

РОКСОЛАНА - Правда и легенды о любимой жене Султана Сулеймана

Ставленником Хюррем на пост великого визиря стал Рустем-паша, за которого была выдана единственная дочь султана Мехримах. В Европе, весть о том, что султанская дочь вышла замуж за бывшего конюха, была поднята на смех. Ведь там привыкли к равносторонним бракам. Однако для султана Сулеймана в первую очередь важны были человеческие качества, ум и проницательность.

РОКСОЛАНА - Правда и легенды о любимой жене Султана СулейманаМехримах-султан и Рустем-паша

Возможно, что у султана Сулеймана была ещё одна дочь, которая смогла выжить в младенчестве и пережить все болезни. Разие-султан. Кто её мать и действительно ли она была кровной дочерью султана не известно. На это косвенно указывают надписи на захоронении в тюрбе Яхьи-эфенди «Беззаботная Разие Султан, кровная дочь Кануни Султана Сулеймана и духовная дочь Яхьи Эфенди».

К концу властвования султана Сулеймана I стало очевидно, что борьба за престол среди его оставшихся сыновей неизбежна. Шехзаде Мустафа был казнен как мятежник (не известно был ли он мятежником на самом деле или его оклеветали), сын Мустафы семилетний Мехмед тоже был задушен. Сын Хюррем и Сулеймана Мехмед умер в 1543 году. А Джихангир был очень слаб физически и умер вскоре после казни шехзаде Мустафы. Говорят, что он умер от тоски по убитому старшему брату.

РОКСОЛАНА - Правда и легенды о любимой жене Султана СулейманаШехзаде Селим и шехзаде Баязид

У Сулеймана осталось всего два сына, которые и стали бороться за право наследования престола. После смерти Хюррем-султан, шехзаде Баязид поднял мятеж против своего старшего брата Селима и потерпел поражение. Мятежный шехзаде был казнен по приговору своего отца султана в 1561 году. Вместе с ним были убиты и его пятеро сыновей. Престол унаследовал шехзаде Селим.

Почему мужчины мечтали жениться на девушке из гарема

Как известно, гарем султана мог насчитывать от нескольких десятков до несколько сотен молодых и прекрасных девушек. Сюда привозили рабынь со всего мира, каждая из которых отличалась не только красотой, но умом и многими талантами.
Казалось бы, если султан вкладывает столько средств на то, что бы его рабыни были самыми лучшими женщинами страны, то и принадлежать они могут исключительно ему самому. Но в этом вопросе не всё так однозначно.

Действительно, в воспитание наложниц вкладывали достаточно много усилий, а на содержание – средств. Но при этом далеко не каждой рабыне перепадала удача попасть в покои султана на хельвет, а уж родить наследника – вообще счастье.

Вот и оставались десятки молодых здоровых женщин, что называется, не удел. Единицам суждено было стать фаворитками, остальные же коротали дни за учёбой, шитьём, уроками музыки.

Вечно такая праздная жизнь продолжаться не могла. К 19-20 годам девушка подходила к тому порогу, когда она уже считалась не молодой. Да –да, на то период девочки созревали к 13-15 годам. В этом возрасте они вполне могли зачинать детей и уже прекрасно справлялись с родами.

В итоге выходило, что десятки девушек «преклонного» возраста просто жили во дворце, без всякой пользы или выгоды. При этом, каждая была умна, образованна, умела играть на музыкальных инструментах, прекрасно танцевала, готовила – ну и вообще, чудо, а не женщина.

Что делать с таким чудом? Единственный выход – отдавать замуж. Как не странно, женихи за такой красавицей выстраивались в очередь. При этом даже не смотрели, девственница ли девушка. Даже если она когда-то была с султаном, но оказалась не в фаворе, для неё всё равно находился жених.

Более того, замуж могли отдавать даже тех наложниц, кто родил султану ребёнка, но тому, скажем так, не была суждена долгая жизнь. Эти девушки так же находили своё семейное счастье вне стен дворца.

РОКСОЛАНА - Правда и легенды о любимой жене Султана Сулеймана

Знатные турчанки сами мечтали о том, чтобы в их доме был гарем

У большинства слово «гарем» ассоциируется с чем-то порочным и вульгарным. В голове возникают кричащие образы красоток, возлегающих на шелковых подушках, танцующих у фонтана, смеющихся.

Однако ж зрители Великолепного Века и других исторических турецких сериалов в курсе, что с гаремом не все так просто, как рисуют художники — романисты. Но даже зрителям не открыта вся правда.

Но тут следует заметить разницу между простой рабыней и работающей по найму служанкой, получающей за свой труд оплату. К последним хозяин дома без заключения брака не имел никакого отношения. С одной стороны такая работница была менее опасна для семейного счастья, однако не так выгодна с финансовой точки зрения, как рабыня.

Как, например, то, что многие турчанки сами желали того, чтобы их супруги обзаводились гаремами. И на то у них были несколько причин.

В первую очередь дело было в том, что турецкие женщины времён Османского султаната, в особенности, принадлежавшие знатным семьям, считали зазорным уделять мужьям слишком много внимания.

Их основной задачей было рождение детей, а убираться, готовить, ублажать супруга — слишком уж хлопотно. Так что, те, у кого была возможность, сами приобретали в дом рабынь.

Разумеется, хозяйка дома следила за тем, чтобы работающая по хозяйству женщина не забеременела. Для этого применялись различные уловки того времени.

Однако, все же случаи рождения детей от служанок не были так уж редки.

Ну а наличием нескольких законных жён вообще было не удивить. Единственные женщины, кто мог не переживать о том, что муж возьмёт вторую, третью или четвертую жену — были султанши.

Для остальных же турчанок моногамия была вполне нормальной и даже выгодной.

РОКСОЛАНА - Правда и легенды о любимой жене Султана Сулеймана

Реальное положение наложниц в султанских гаремах

Султанские дворцы окутаны множеством тайн, о большинстве из которых не принято вспоминать в турецком обществе. Многое, из того, что известно о быте людей средневекового османского государство, храниться, что называется, за семью печатями. И лишь потомки самих султанов, их придворных и служащих знают о том, как на самом деле жили люди того времени.

Эти истории передаются из поколение в поколение. Их не принято распространять и предавать огласки. Однако мы всё равно с каждым днём узнаём всё больше фактов.

Так, один из самых главных вопросов, волнующих людей современности – как на самом деле жили наложницы в гареме? Во всём мире бытует мнение, что гарем – это некое место разврата и пошлости, где султаны удовлетворяли свою похоть.

Однако на самом деле гарем совершенно не правильно сравнивать с каким-нибудь борделем. В действительности в гареме могли проживать до нескольких сотен женщин одновременно. Это были молодые девушки, которые попадали сюда, как правило, в возрасте 13-15 лет. И если вы сейчас подумали о растлении малолетних, то вы ошиблись.

В средние века, как известно, женщины взрослели раньше. К 15 годам девушка была готова заводить семью и становиться матерью. А в гареме к этому возрасту девушек обучали всему необходимому, что-бы не только уметь ублажать мужчину, но и быть полноценным членом общества.

Девушек обучали языку, грамоте различным навыкам. И к тому времени, как обучение заканчивалось, рабыни настолько привыкали к своему положению, что многие даже и не думали о другой жизни для себя.

К девушкам из гарема относились довольно внимательно, заботясь об их душевном и физическом состоянии. Их прекрасно кормили, одевали в лучшие наряды, дарили украшения. Ведь любая из них была потенциальной фавориткой султана, способной родить шахзаде.

Но были в таком времяпрепровождении и свои минусы. Первое – это огромная конкуренция. А как следствие – постоянные интриги, конфликты, расправы.

При этом за поведением девушек следили довольно строго. Любая оплошность могла привести к удручающим последствиям, вплоть до жестокого наказания.

Что же могло стать причиной гнева надзирателей, роль которых выполняли евнухи и калфы? Любая ссора, не дай Бог – драка, неуважительный взгляд, громкий смех. Да-да, хохотать и громко веселиться во дворце было строжайше запрещено. Причём не только девушкам и слугам, но даже членам султанской семьи.

Что касается тех девушек, которым повезло родить султану ребёнка, то их жизнь была чуть более интересной. Однако, везло далеко не каждой. Плюс существовало правило, согласно которому после рождения сына рабыня больше не могла посещать покои правителя. Лишь единицам удавалось занять значимое место в сердце султана и быть чем-то большим, чем «инкубатор» для вынашивания шахзаде.

Одним словом, участь девушек гарема была не самой завидной. Живя в роскоши, каждая из них была ограничена в собственной воле. Птицы в одной большой золотой клетке.

Характер Султана Сулеймана

Султан Сулейман I был творческой личностью. Любил покой и умиротворение. Ещё он славился, как искусный ювелир, писал прекрасные стихи, любил философию. Также Сулейман обладал кузнецким мастерством и даже лично участвовал в отливе пушек.

РОКСОЛАНА - Правда и легенды о любимой жене Султана СулейманаСултан Сулейман за ювелирной работой в сериале Великолепный век

Во время правления Сулеймана были созданы грандиозные постройки. Дворцы, мосты, мечети, особенно самая знаменитая на весь мир мечеть Сулеймание, которая является второй по величине мечетью в Стамбуле – все они показывают нам неповторимый стиль османской империи.

Султан Сулейман бескомпромиссно боролся со взяточничеством. Он сурово наказывал всех чиновников, которые злоупотребляли своим положением. Народ любил султана за его добрые дела. Он строил школы, чтобы дети могли получить образование. Сулейман отпускал всех ремесленников, которые были насильно вывезены из своих городов. Но Георг Вебер написал, что «он был безжалостный тиран: ни заслуги, ни родство не спасали от его подозрительности и жестокости».

Но он не был тираном

Напротив, султан Сулейман был справедливым правителем и никогда не обходил вниманием свой народ и помогал всем нуждающимся

У Сулеймана была привычка переодеваться бедняком или богатым иностранцем, чтобы его никто не узнал. В таком виде он выходил на рынок. Так он узнавал, новости в городе и что думает его народ о нем и о его правлении.

Султан Сулейман был прекрасным стратегом. Он завоевал множество государств и подчинил себе жителей множества городов, за что и получил прозвище «Повелитель мира».

Мать султана: фактор европейской политики

Валиде-султан (или мать султана) пользовалась в Османской империи непререкаемым авторитетом. Её денежное содержание составляло 2000 акче в день — в три раза больше чем у самого Мурада. Нурбану назначала и снимала визирей, поддерживала дипломатические отношения с европейскими дворами. Сохранилась её обширная переписка с Екатериной Медичи, матерью французских королей. Помня о своем происхождении, Нурбану повернула внешнюю политику Турции в сторону Венеции и наладила с этой республикой взаимовыгодные отношения. Это вызвало ярость генуэзцев — главных соперников венецианцев. Однако мудрая женщина умела гасить как внешнеполитические конфликты, так и скандалы в собственном дворце.

Матери султана не нравилась любимая фаворитка сына — Сафие. Эту наложницу много лет назад подарила Мураду сестра его отца. Сафие много раз рожала, но все дети кроме сына Мехмеда умерли вскоре после появления на свет. Нурбану начала плести интриги. Сперва она обвинила Сафие в ворожбе: она, дескать, околдовала султана так, что он и смотреть не хочет на других наложниц. Несколько слуг Сафие под пытками признали, что их хозяйка действительно бормотала какие-то заклинания. С этими доказательствами, Нурбану пришла к сыну, и принялась сокрушаться о том, как неустойчива династия, когда у султана всего один потенциальный наследник. Мурад всегда слушался мамочку. И по её совету стал внимательнее смотреть на других своих наложниц. Досмотрелся он до того, что уже через несколько лет в гареме запищали двадцать сыновей и двадцать семь дочерей султана. Мурад вошел во вкус: ради новых наложниц пришлось перестраивать и расширять гарем. Нурбану торжествовала — Сафие была посрамлена.

Похороны Нурбану-султан, турецкая миниатюра XVI века. (wikipedia.org)

Вскоре после этой победы, 7 декабря 1583 года Нурбану-султан скончалась. Ходили слухи, что её отравил посол Генуи, так и не простивший повелительнице Османской империи её провенецианской политики. Сын устроил матери роскошные похороны. Он лично нес гроб с её телом к одной из мечетей, где главные сановники страны отдавали почести усопшей султанше, а муллы четыре дня читали над её телом Коран. Останки Нурабну похоронили в Ая-Софье рядом с могилой Селима II, еще раз подчеркнув, что она была не наложницей, а законной супругой султана. До этого чести быть похороненной рядом с телом правителя Османской империи не удостаивалась ни одна женщина.

Были ли в гареме султана не девственницы?

Девушки для гарема султана отбирались тщательным образом. Важны были не только красота, но ум и умение подать себя. Разумеется, были определенные стандарты, которым должна соответствовать наложница. Эти стандарты были общеизвестными, так что если к работорговцам попадала подходящая девушка, они уже знали, кому её предложить.

Как правило, отбирали девушек не старше 14 лет. Хюррем попала в гарем в 15 лет – и это довольно поздно, по этой причине и ходит множество слухов вокруг её жизни до Сулеймана. Но в гарем она попала уже обученная всему необходимому, именно поэтому так быстро и оказалась на хельвете у молодого султана.

Но вернемся к наложницам. Чаще всего то были совсем юные девочки, из которых «лепили» то, что нравится султану. Но так же известно, что были женщины и более старшего возраста, и даже те, кто уже бывал замужем и имел детей.

Разумеется, они не подходили для покоев султана, но все же оставались во дворце в качестве прачек, служанок и поварих.

Однако есть некоторые данные, что все же несколько султанских наложниц, попав во дворец, уже были не девственницами.

Так, например, предполагается, что Сафие Султан изначально принадлежала знатному паше, а потом была передана Мураду II, так как очень понравилась султану.

Так же известно, что и Селим I украл у сефивидского шаха Исмаила одну из его жен – Таджлу, которая оставалась в османском гареме несколько лет, но позже все же была отдана за одного из политических деятелей.

Положение рабыни, забеременевшей от Султана

Пределом мечтаний каждой девушки, живущей в султанском гареме, было рождение правителю ребёнка. Беременность открывала перед рабынями совершенно новые возможности, повышала их статус и условия проживания Хотя о девушках гарема и без того заботились самым лучшим образом.

Тем не менее, рабыни мечтали попасть на хельвет. Для этого пускали вход любые ухищрения и даже подкуп евнухов. Надо отметить, что последние имели весьма неплохой доход с девушек гарема.

Однако в гарем наложницы попадали не в хаотичном порядке, а в соответствии с тем, какая из них способна зачать ребёнка. Каждая девушка должна была вести календарь, где отмечала свой менструальный цикл и его особенности. Если султан вызывал к себе девушку не преднамеренно, а на усмотрение, например, евнуха или Валиде, то в покои к нему отправляли ту, у которой, по подсчётам, овуляция.

Через некоторое время, если наложница сообщала о менструальной задержке, её отводили к врачу, который, по результатам осмотра сообщал, есть ли беременность.

В случае, если рабыня оказывалась беременна, её селили в отдельных покоях. От султана и Валиде она получала подарки и украшения, а в помощь ей давалась служанка.

Сами роды же не редко происходили в присутствии нескольких повитух, врач мужского пола мог общаться с роженицей и отдавать указания лишь через ширму.

О беременной фаворитке заботились наилучшим образом. Сама же девушка молилась о том, чтобы родить султану сына, то есть шахзаде. Девочек в правящей семье любили ничуть не меньше, однако рождение сына выводило рабыню на иную ступень. Мальчик мог участвовать в борьбе за трон. Правда, если эта борьба претерпевала поражение, то шахзаде, как правило, ждала смерть. Но об этом старались не думать.

Гаремы были не только у мусульман, но и у православных князей

В народе сложилось мнение, что гаремы – исконно восточная традиция. Предполагается, что полигамия свойственна лишь мусульманам, а у христиан никогда подобного не практиковалось.

Однако, подобное утверждение в корне не верно. Ещё в Библии мы встречаем строки о царе Соломоне, в которых говорится «…и было у него 700 жен и 300 наложниц…». Вообще, царь Соломон считается богатейшим человеком за всю историю существования Земли, так что он вполне мог позволить себе содержание такого огромного количества женщин.
Что касается именно Руси, то здесь моногамия стала прививаться лишь после крещения, и заняло это не одно столетие.
Известно, что князь Владимир своим сладострастием мог бы помериться с любым османским Султаном.

У Владимира было несколько официальных жен: Рогнеда, которая родила ему четырех сыновей и двух дочерей; так же была супруга – гречанка по национальности, родившая сына; были жены из Чехии и Болгарии. Кроме того, по 300-500 наложниц Белгороде и Брестове. Так же известно, что на этом Владимир не останавливался. Он вполне мог указать на любую понравившуюся ему девушку, и ту незамедлительно отводили в его покои.

После крещения Руси Владимир утихомирился. Он распустил свой гарем и даже развёлся с женами, оставив лишь одну из них. Остальных же выдал замуж за своих ближайших соратников.

Самой же Руси потребовалось ещё немало времени, что бы покончить со своим «похотливым» прошлым. Даже спустя несколько столетий многие крестьяне продолжали практиковать полигамные браки, хотя церковь их и не венчала.

РОКСОЛАНА - Правда и легенды о любимой жене Султана Сулеймана

Попавшая в плен Роксолана (Александра)

Крымские татары частенько совершали свои набеги. И в один из них девушка попала в их плен. После плена Александру перепродавали несколько раз. В итоге она была подарена Сулейману, который на тот момент являлся наследным принцем и управлял важными государственными делами в Манисе. Так же говорят, что Александра была подарена 26-летнему Сулейману в честь его восшествия на престол.РОКСОЛАНА - Правда и легенды о любимой жене Султана Сулеймана

Имя Хюррем девушка получила, когда попала в гарем Сулеймана. Получила она его благодаря своему веселому характеру. Существует предположение, что Хюррем появилась в гареме Сулеймана в период с 1517 до 1520 года. Тогда ей было примерно около 15 лет.

Молодая, красивая и смышленая девушка быстро завладела вниманием Сулеймана. Но у султана на тот момент уже была другая фаворитка, Махидэвран, мать шехзаде Мус. тафы

Она не смогла спокойно принять новую соперницу и ревность взяла над ней верх. Махидевран и Хюррем сильно поссорились. Между ними даже произошла драка. Махидевран избила Хюррем. Изуродовала ей лицо, вырвала ей клочья волос и изорвала всё платье

тафы. Она не смогла спокойно принять новую соперницу и ревность взяла над ней верх. Махидевран и Хюррем сильно поссорились. Между ними даже произошла драка. Махидевран избила Хюррем. Изуродовала ей лицо, вырвала ей клочья волос и изорвала всё платье.

Султан Сулейман не знавший того, что произошло между его наложницами, пригласил Хюррем к себе в покои. Девушка отказала ему, потому что не могла появиться перед ним в таком виде. Но, тем не менее, султан вызвал её к себе и Хюррем пришлось все ему рассказать.

Затем он вызвал к себе Махидэвран, чтобы узнать, правду ли ему рассказала Хюррем. На что получил от Махидевран ответ, что главная женщина султана только она и что другие наложницы должны повиноваться ей. И что Хюррем ещё мало досталось от неё. От этих слов султан Сулейман пришел в ярость. Выходка Махидэвран сыграла на руку Хюррем и султан сделал её своей единственной любимой наложницей.

Когда и почему рабыням в гареме запретили смеяться или плакать

О традициях и быте рабынь в гареме мы знаем, преимущественно, по турецким сериалам, в частности — Великолепному Веку. Однако этот проект был коммерческим и не имел цели показать зрителю реальную историю.

В действительности жизнь рабынь была иной. И отличия начинаются уже с того, что в гареме девушкам запрещалось смеяться.

Да, это кажется странным. Но рабыни действительно должны были вести себя максимально скромно и тихо. Громкие разговоры не приветствовались, как и громкий смех, ну или же рыдания.

Эта традиция появилась ещё во времена основателей Османского государства. Контролировать десятки, а то и сотни женщин, собранных под одной крышей, было непростой задачей. Так что придумали ряд строжайших законов.

В гареме рабыни получали образование, обеспечивались всем необходимым, работали и даже получали оклад.

Но дабы избежать ссор, конфликтов, незапланированных бунтов, девушек держали, что называется, в ежовых рукавицах.

Тех же, кто решал ослушаться евнухов или калифу, ждало суровое наказание.

Что касается веселья, то позволить себе громкий смех, пение или танцы рабыни могли лишь по праздникам. В остальное время говорили практически шёпотом — и это исторический факт.

Кстати, во времена Хюррем, как известно в гареме вообще практически не оставалось красивых девушек. Да и сам гарем больше напоминал институт благородных девиц — поступавшие сюда рабыни, получив все необходимые навыки, отправлялись замуж.

И хотя при ее «правлении», девушкам чуть ослабили «поводок», так как и сама Хюррем была довольно весёлой и общительной женщиной, после ее похорон Сулейман вновь приказал всем замолчать.

РОКСОЛАНА - Правда и легенды о любимой жене Султана Сулеймана

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит